Научная статья на тему 'Методологические основы программы повышения квалификации «Организация и проведение краеведческой работы в школе» как условие развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников'

Методологические основы программы повышения квалификации «Организация и проведение краеведческой работы в школе» как условие развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
әДіСНАМАЛЫқ ПРИНЦИПТЕР / БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ / өЛКЕТАНУ / КөПЭТНОМәДЕНИ құЗЫРЕТТіЛіК / ЖОГАРЫ БУЫН МЕКТЕП ОқУШЫЛАРЫ / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / ADVANCED TRAINING / LOCAL HISTORY / MULTI-ETHNOCULTURAL COMPETENCE / SENIOR SCHOOLCHILDREN / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аккерман О.А., Слесарь М.В.

Статья рассматривает одну из задач института повышения квалификации учителей учить учителя, как применять современные краеведческие технологии в полиэтнокультурном об разовании. Представлены цели и задачи программы по краеведению, содержание модулей программы, формы организации преподавания и обучения, самостоятельной работы, ожидаемые результаты программы. Обозначены основные функции программы. Рассмотрено значение программы для развития полиэтнокультурной компетентности школьников. Предложены рекомендации по развитию потенциала школ для решения ими самими проблем полиэтнокультурного образования. В статье определены основополагающие методологические принципы программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of advanced training program "Organization and Delivering Local History Work in School" as a condition for development of POLYETHNOCULTURAL COMPETENCE OF SENIOR SCHOOL STUDENTS

The article considers one of the tasks of Institute for Teachers Professional Development to teach teachers how to apply modern local history technologies in polyethnocultural education. The goals of local history program, its content, forms of teaching and learning, independent work, expected results of the program are presented. The main functions of the program are indicated. The importance of the program for development of schoolchildren’s polyethnocultural competence is supposed. Recommendations on how to develop schools’ potential for independent solving problems of multi-ethnic and cultural education are suggested. The article defines the fundamental methodological principles of the programme.

Текст научной работы на тему «Методологические основы программы повышения квалификации «Организация и проведение краеведческой работы в школе» как условие развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников»

И

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 337.4

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ» КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Макала мугал1мдердщ бииктиигш арттыру институты мшдеттершщ -мугал1мдерд1 уйрету, полиэтномэдени биим беруде заманауи елкетану техно-логияларын калай колдануды карасты-рады. Элкетану бойынша багдарла-манын, максаттары мен мщдеттер1, багдарлама модульдершщ мазмуны, окыту мен биим беруд1 уйымдастыру нысандары, озшдш жу мы стар, багдар-ламанын, кутшетш нэтижелер1 усы-нылган. Багдарламаныц непзп функ-циялары белпленген. Окушылардьщ кепэтномэдени кузыреттштн дамыту упин багдарламанын, мацызы кара-стырылды. Кепэтномэдени биим беру мэселелерш шешу упин мектептердщ элеуетш дамыту бойынша усыныстар усынылды. Макал ада багдарламанын, непзп эдюнамалык принциптер1 ай-кындалган.

Аннотация

Статья рассматривает одну из задач института повышения квалификации учителей - учить учителя, как применять современные краеведческие технологии в полиэтнокультурном об-

Аккерман O.A.,

тренер филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК TIP по Костанайской области»,

Слесарь М.В.,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПКПР по Костанайской области», г. Костанай

Неггзгг создер: эдгснамалык принциптер, бииктииют арттыру, елкетану, кепэтномэдени цузыреттШк, жогары буьгн мек-теп окушылары.

Ключевые слова: методологические принципы, повышение квалификации, краеведение, полиэтнокультурная компетентность, старшие школьники.

Keywords: methodological principles, advanced training, local history, multi-ethno-cultural competence, senior schoolchildren.

ö? s я с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Cö)

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

разовании. Представлены цели и задачи программы по краеведению, содержание модулей программы, формы организации преподавания и обучения, самостоятельной работы, ожидаемые результаты программы. Обозначены основные функции программы. Рассмотрено значение программы для развития полиэтнокультурной компетентности школьников. Предложены рекомендации по развитию потенциала школ для решения ими самими проблем полиэтнокультурного образования. В статье определены основополагающие методологические принципы программы.

Annotation

The article considers one of the tasks of Institute for Teachers Professional Development - to teach teachers how to apply modern local history technologies in polyethnocultural education. The goals of local history program, its content, forms of teaching and learning, independent work, expected results of the program are presented. The main functions of the program are indicated. The importance of the program for development of schoolchildren's polyethnocultural competence is supposed. Recommendations on how to develop schools' potential for independent solving problems of multi-ethnic and cultural education are suggested. The article defines the fundamental methodological principles of the programme.

Научная обоснованность программы инновационного развития школьного краеведения «Организация и проведение краеведческой работы в школе» как условия формирования полиэт-

§ нокультурной компетентности старших

к

<; школьников и ее развития определяется

т

о следующими основополагающими ме-

23 тодологическими принципами:

2 1.Принцип целевой направленнос-

^ ти и эффективности программы.

§ Цель программы основана и обоснова-

^ на образовательными нормативно-пра-

^ вовыми документами: соблюдение и

о достижение ГОСО, системность рес-

м

^ публиканского образования на всех на-

о правлениях и уровнях, о Определены и практические резуль-

^ таты обучения: слушатели знают основ-

м

^ ные задачи, принципы и направления

м краеведческой работы в школе, эффек-

^ тивные методы интеграции краеведения

® в преподавание школьных предметов;

^ умеют применять компетентно стные

§ подходы к организации, проведению,

©

управлению краеведческой работой в школе, использовать интерактивные формы и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие эффективность формирования полиэтнокультурных, духовно-нравственных, патриотических и лидерских качеств, активной гражданской позиции.

2.Принцип единства средств и целей программы. Программа выполняет следующие функции: процесс достижения целей и задач программы и создание последующих условий для постановки и достижения новых целей после прохождения обучения. С позиции развития полиэтнокультурного образования программа предполагает системное изменение учебно - воспитательного процесса каждой школы, обогащение школьной образовательной среды полиэтнокультурным компонентом, создание своих собственных проектов, например, «Полиэтнокультурная школа», «Дополнительное образование - для формирования полиэтнокультурной личности»,

«Научно-методическая поддержка полиэтнокультурного образования в школе», «Банк педагогических находок в полиэтнокультурном образовании», «Проблемы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в регионе и социальные проекты для их решения», «Мониторинг толерантного сознания подростков», «Мониторинг этнического состава школы» и др. Содержательное направление проектов зависит напрямую от проблем, связанных с полиэтнокультурным образованием в регионе или школе: плохое владение языками, отсутствие знаний о своей национальной культуре, культуре других народов, праздниках, традициях и обрядах. При этом наблюдается и принцип адресности мероприятий программы и посткурсовой поддержки педагога в краеведческой работе.

Курсы повышения квалификации, проводимые АО «НЦПК «Орлеу», организуются в режиме очного или смешанного обучения, программа рассчитана на 80 академических часов, включает активные формы и методы обучения: метод кейсов, обсуждение видеофильмов, совместное решение вопросов, интерактивная лекция, семинар, практическая работа, выездное практическое занятие, тренинг, мастер-класс, конференция, круглый стол, презентация мини-урока/микропреподавание, ролевые игры, а также вебинар, онлайн-форум, онлайн-консультации (в режиме дистанционного обучения) и самостоятельное обучение (в режиме очного и смешанного обучения).

Предлагаемые слушателям средства обучения (учебно-методический комплекс, дидактический материал, электронный курс лекций, электронные учебники/используемая литература,

сборники краеведческих задач, тесты, контрольные задания,видеоматериалы,интернет-ресурсы) дают им возможность самостоятельной творческой работы.

Контроль за самостоятельной работой слушателей курса организуется через тщательный отбор средств контроля, определение его этапов, разработку индивидуальных форм контроля, это могут быть:

• наблюдение, корректировка ответов во время интерактивной лекции;

• устный опрос посредством диалога;

• выборочная тестовая проверка во время аудиторных занятий;

• составление аннотаций/тезисов по прочитанному материалу;

• обзор литературы для самостоятельного чтения;

• подготовка и презентация мини-проектов;

• презентация изученного материала в виде схем, таблиц;

• микропреподавание;

• подготовка конспекта занятия на этапе рефлексии;

• решение психолого-педагогических краеведческих задач;

• решение задач полиэтнокультурного воспитания;

• представление статей, тезисов выступления на педагогических и методических советах и др. публикаций в печати и СМИ.

3.Принцип селективности поддержки приоритетных программ и ключевых технологий в области образования. Программа «Организация и проведение краеведческой работы в школе» утверждена Министерством образования и науки Республики Казахстан и направлена на реализацию

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

государственных проектов, которые представлены в управленческом и содержательном модулях программы, но слушатели, приехавшие из разных мест и готовые поделиться успешным опытом краеведческой работы в их регионах и школах(создание музеев, в том числе и виртуальных, поисковая работа и защита проектов по наследию земляков, организация выставок, издание книг) презентуют местный региональный материал, что повышает целевую ценность данной программы.

В фокусе программы - практический новаторский опыт, прежде всего, миро-вой(в республике его в большей степени транслирует АОО «НИШ»), он тоже способствует структурированию собственного опыта слушателей и их видения краеведческой работы в школе.

В республике выполняется Программа по нравственно-духовному обучению и воспитанию «Самопознание» на всех уровнях национальной системы образования. Психолого-педагогический модуль программы по краеведению выступает как интегрирующий фактор в становлении профессионально-педагогического самосознания учителя и духовно-нравственного самопознания школьника.

4.Принцип адаптивности научного потенциала программы к структурным и технологическим изменениям.

Весь материал программы носит научно-информационный и научно-методический характер, отвечает названию и тематике программы.

Школьное краеведение представлено в программе как образовательно-воспитательная работа, выражающаяся в ознакомлении обучающихся на уроках и на внеклассных занятиях с природ-

ными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и культурным развитием местного края [11.с.266].

Полиэтнокультурная компетентность понимается как интегративное личностное образование, включающее знания этнических культур, принятие их отличий и ценностей, навыки социального взаимодействия, конструктивные способы поведения, осознание социальной ответственности за создание условий комфортной жизнедеятельности в многонациональной среде[1, с.15].

Содержательный материал направлен на организацию краеведческой работы с целью развития полиэтнокультурной компетентности школьников и подаётся слушателю через преломление практического использования: с позиции, как и какие эффективные стратегические решения принимать на местах для реализации краеведческих проектов как важных компонентов учебно-воспитательного процесса. Технологический модуль обеспечивает развитие практических навыков, мастерства для достижения поставленных задач.

5.При составлении программы соблюдён и принцип разумной достаточности. В программе 6 модулей:

Нормативно-правовой: основные направления и принципы государственной политики в системе среднего образования, утвержденные нормативными правовыми актами.

Управленческий: краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы; воспитание компетентной личности учащихся на основе приобщения

П

к ценностям общечеловеческой культуры, истории и национальным традициям; современные формы и стратегии краеведческой работы; индикаторы базовых направлений подпрограммы «Тэрбие жэне бшм» в свете реализации идей «Рухани жацгыру».

Психолого-педагогический: психолого-педагогические основы формирования полиэтнокультурных, духовно-нравственных, патриотических и лидерских качеств, активной гражданской позиции.

Содержательный: опыт АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» по проектам «Туган елге тагзым», «Ка-зактын 100 эт», «2 недели в ауле», «10 дней на предприятии у родителей», «ТЕБх№8»; краеведческий подход к преподаванию истории, географии, биологии, музыки, казахского языка и литературы, русского языка и литературы; изучение национальных наследий (Ч.Валиханов, С.Бабаджанов, Н.Коншин, Е.Михаэлис, М.Тынышпаев, С. Ахметова, Н.Букетова и др.), исследовательская деятельность обучающихся, значимость краеведения в формировании и развитии полиэтнокультурной компетентности, определение уровня сформированности нравственных качеств - ценностей общечеловеческой культуры, истории и национальных традиций.

Технологический: использование педагогических, 1СТ, 8 ТЕМ-технологий и средств робототехники в образовательном процессе; использование цифровых образовательных ресурсов (ВШтЬапс! (БилимЛэнд), «Цифровиза-ция организаций образования: портал «Электронное Правительство Республики Казахстан», Кунделш и др.); планирование урока и воспитательного

мероприятия, применение стратегии эффективного преподавания по краеведению; основы кибербезопасности в информационно-образовательном пространстве в условиях школы (План мероприятий по реализации Концепции кибербезопасности «Киберщит Казахстана» до 2022 г.); панорамная защита управленческой деятельности по организации и проведению краеведческой работы в школе.

Вариативный:темы вариативного модуля определяются слушателями в ходе входного анкетирования, могут быть:

• Региональное краеведение: состояние и перспективы развития.

• Туризм в Казахстане как форма полиэтнокультурного воспитания.

• Формирование экологического мировоззрения через краеведение.

• Краеведение с точки зрения молодого поколения и др.

Запланированных 80 часов обучения вполне достаточно, чтобы узнать научные принципы краеведения и развития полиэтнокультурной компетентности подростков и формировать практические навыки ведения такой работы на местах, используются основные психолого-дидактические принципы обучения: научности, системности, доступности, наглядности, единства эмоционального и рационального, единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения, единства эмпирического и теоретического знания, активности в обучении, связи обучения с жизнью, практикой, что выступает особенным мотивационным фактором в краеведческой работе.

б.Принцип педагогической мотивации программы. Актуальность курса обусловлена глобальными ре-

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

формами в государстве, обществе, богатой поликультурной средой. Большое внимание в программе курса уделено моделированию эффективного учебно-предметного пространства и формированию умения практической реализации педагогического замысла в поликультурной образовательной среде.

Контрольные концептуальные вопросы для слушателей после окончания курса также мотивируют их на успешную работу в течение обучения, с этими вопросами можно ознакомить слушателей программы в начале курса, и тогда эти вопросы могут стать критериями оценивания обучения или критериями успеха:

1.Что такое полиэтнокультурная компетентность?

2.В чем особенность развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.В чем состоит краеведение?

4.Какова связь развития полиэтнокультурной компетентности школьников и краеведения как одного из направлений учебно - воспитательной работы в образовательном учреждении?

5.Каковы подходы к краеведческой работе в школе?

6.Какие государственные и национальные проекты лежат в основе краеведения Казахстана?

7.Какой опыт развития полиэтнокультурной компетентности подростков вы используете в краеведческой работе?

8.Что определяет направления краеведческой работы в вашей школе?

9.Какие проблемы могут возникнуть в процессе краеведческой работы, как вы думаете их решать?

Образовательная программа повы-

шения квалификации педагогических кадров «Организация и проведение краеведческой работы в школе» осуществляет обучение заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории, географии, биологии, музыки, казахского языка и литературы, русского языка и литературы организаций среднего образования с казахским и русским языками обучения.

Важно отметить, что программа вовлекает педагогов в управление развитием полиэтнокультурной компетентности старших школьников, учит выявлять текущие проблемы, анализировать их причины и находить способы их решения, реализовывать инновационные подходы к полиэтнокультурному образованию, эффективно использовать краеведческие технологии в реализации полиэтнокультурного образования и воспитания.

Условия и факторы развития по-лиэтно культур ной компетентности школьников глубоко специфичны для каждого образовательного учреждения и региона. Программа в некоторой степени отвечает и на этот вопрос: «что может обеспечить заинтересованность педагогов в развитии полиэтнокультурной компетентности школьников?». В ходе обучения предлагаются конкретные меры по развитию потенциала школ для решения ими самими проблем полиэтнокультурного образования.

Подчёркнута важность возрождения богатых исторических традиций и достижений народной педагогики, основанных на высоких принципах морали и этики, а также правильного их использования в современных условиях, что служит важнейшим фак-

тором развития полиэтнокультурной компетентности подростков и воспитания нового гражданина Казахстана

[4].

ЛИТЕРАТУРА:

1.Аккерман O.A. Развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников в сельском образовательном кластере: магистерская диссертация. - Омск, 2015,- 134 с.

2.Жилбаев Ж.О. Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в республике Казахстан: выст. на респ. науч.-пр. конф. 29 ноября 2013г. - Режим доступа: https://nao. kz/blogs/view/2/194 (дата обращения: 20.11.2019).

3.Турдукеева P.A. Принципы этнокультурного воспитания на традициях народов алтайской цивилизации. [Электронный ресурс] //KYRLIBNET. - Режимдоступа: http://arch.kyrlibnet.kg /?&npage=browse&nadd=holder&brows e=19&page=34 С.47 (дата обращения: 20.11.2019).

4.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания,- Астана, Аккорда. 12 апреля 2017г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. ak or da. kz/ru/e vent s/ak ordane w s/press_ conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya^aTa обращения: 20.11.2019).

5.Кузьмин M.H. Образование в усло-

виях полиэтнической и поликультурной России// Педагогика. 1999. № 6. С.3-11.

6.Самойлова Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке. Педагогическое образование в России, №3 2018.

7.Абдуллина Л.Б., Петрова Т.П., Бер-зина РФ. Этнокультурное воспитание подрастающего поколения на современном этапе // Мир науки, культуры, образования, № 2 (69) 2018.

8.Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие [Текст] / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1989. -247 с.

9.Карманова Ж.А., Манашова Г.Н., Тасмагамбетова А.Б., Джабаева Г.Н. Формирование этнокультурной толерантности учащихся в условиях воспитательного процесса педагогического колледжа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016.-№1-3.-С. § 412-415. 3

и

10.Слесарь М.В. К проблеме по- о нятийного аппарата развития поли- 23

этнической культуры школьников в 2

л

социально-культурнои деятельности / ^ М.В.Слесарь / / Вестник АПН Казах- §

стана.-2016.-№1.-С. 23-27. §

с

11.Педагогика [Текст] / Сост. Е.С. « Рапацевич // Большая современная эн- о циклопедия - Ми.: «Соврем, слово», ^ 2005.-720 с. ё

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.