Ш
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
С. Г. Мачнёва,
главный специалист отдела по связям с общественностью и издательской деятельности
ФАО «НЦПК «врлеу» ИПКПРпо Костанайской области
O.A. Аккерман,
тренер Центра уровневых программ ФАО «НЦПК «Ор-леу» ИПК ПР по Костанайской области
К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Ацдатпа
Макал ада ултаральщ каты нас мэдениетшде тэрбиелеу, мугал1м бшмшщ мацыздылыгы ултаральщ катынастагы пе-дагогиканыц ©зеки Mocc.icjiepi карастырылган. Эр педагогке кажетп полиэтномэдениетпк кузыретплж, ягни окушылар-ды ултаральщ катынаска тэрбиелеудщ, оскелелец ^рпактыц полиэтникалык мэдениетш кдлыптастырудагы бейбптпшк жэне келюм факторлары аныкталган.
Аннотация
Рассмотрена актуальность проблемы воспитания культуры межнационального общения, важность знания учителями педагогики межнационального общения. Показана необходимость развития каждым педагогом полиэтнокультурной компетентности, которая является основополагающим фактором воспитания культуры межнационального общения школьников, формирования полиэтнической культуры под- ^ растающего поколения - основы мира и согласия. щ
Annotation §
о
Relevance of problem of international communication q
culture education, importance of teachers' knowledge w
on international communication pedagogics is considered, g
Necessity of each teacher's polyethnocultural competence <
development is shown. This is a fundamental factor of school Ц
students' international communication culture education, of g;
formation of younger generation multiethnic culture as a basis С
of peace and harmony. ~
Kinmmi свздер: цатынас, ултаральщ цатынас, ултара- К
лыц цатынас мэдениепп, педагогтщ полиэтномэдениетгтк 5
цузыреттЫг/, полиэтнотолеранттылыц, ултаральщ цаты- §
пас педагогикасы. Ц
Ключевые слова: общение, межнациональное общение, п культура межнационального общения, полиэтнокультурная О компетентность педагога, полиэтнотолерантность, педагогика межнационального общения.
Ê
й
Keywords: communication, international communication, n
culture of international communication, polyethnocultural ^
competence of a teacher, polyethnotolerance, pedagogics of ^ international communication.
ш
I
ш
1
О С
0
и М
В
2
1
о с
X
3
и О т
из О
Ё ш -а X -а
£
н <
«Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей особой казахстанской толерантности»
[5]
Как передать эти ценности молодому поколению? Почему так много внимания Президент страны, Лидер нации Н.А. Назарбаев уделяет этой проблеме? Постоянное обращение Президента к необходимости воспитания поколения ответственного за судьбу мира на Земле говорит об актуальности, сложности проблемы для всей планеты. Поколение будущего - это поколение, обладающее полиэтнической культурой, так как именно она основа мира и согласия. Передать эти ценности может педагог, обладающий полиэтнокультурной компетентностью, которая является интегральным качеством личности, выражающимся в целостном видении учителем предмета формирования полиэтнической культуры школьников, его целей, задач, структуры, содержания; умении ставить заданную цель с учётом когнитивного и личностного развития учащихся, их потребностей в продуктивно - творческом общении в многонациональной среде, жизненных интересов [7, с.5].
Вот почему педагогика межнацио-национального общения является одной из самых актуальных и востребованных полиэтническим обществом, отраслей педагогической науки, педагогического образования и педагогической практики [4, с.З].
Дело в том, что проблемы межнационального общения вопреки многочисленным прогнозам не только не потеряли актуальности, но и становятся определяющими факторами современного развития общества.
Определений общения множество, на наш взгляд, заслуживает внимания в аспекте формирования полиэтнической культуры школьников следующее: общение понимается как одна из форм человеческой деятельности, реализованная во всех разновидностях человеческой культуры, то есть процесс конкретного, деятельного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического» [1, с.7].
Решение проблем воспитания культуры общения требует новых знаний, методов, новых технологий. И. Л. Набок пишет: «Речь идёт не о развитии популярных ныне манипулятивных методик, ценностно дезориентирующих личность и разрушающих коммуникационные процессы в обществе, сводя, в частности, всё богатство межличностного общения к уровню формируемых тренингами «условных рефлексов» коммуникации» [4, с.З]. Толерантность вообще, на наш взгляд, и полиэтнотолерантность в частности, нельзя натренировать, она не рефлекс, но интегративное в основе и универсальное в своих проявлениях качество личности, качество сознания и поведения, разрушение которого стало одной из причин острейшего нравственного, духовного, культурного кризиса современной мировой цивилизации [4, с.4].
Научная картина мира, сложившаяся в результате господства европейского рационалистического типа мышления, не способна в полной мере удовлетворить потребность человека в понимании своего места в мире, вооружить его надёжными ориентирами для успешной самореализации в постоянно усложняющейся жизненной, социальной реальности.
Мир увлёкся западной цивилизацией, более прагматичной, в ущерб восточной, более духовной, а истина как всегда в золотой середине.
В этих условиях особую значимость приобретает полиэтнокультурная компетентность педагога, важной составляющей которой являются знания педагогики межнационального общения. На основе её знаний каждый педагог должен выстроить свою стратегию воспитания культуры межнационального общения у школьников.
Начинать нужно каждому педагогу в развитии своей полиэтнокультурной компетентности с изучения исторического становления знания об этносах советует автор учебного пособия «Педагогики межнационального общения».
Педагог - специалист в области педагогики межнационального общения должен прежде всего знать природу этнического
ЕМ
«измерения» личности, во многом определяющего её сознание и поведение. Но именно здесь мы имеем дело с одной из самых сложных, противоречивых и дискуссионных проблем современного антропологического знания, затрагивающих саму сущность наших представлений о человеке, его происхождении, его природе, о его месте в мире. С одной стороны, можем признать, что этническая принадлежность - необходимое внутреннее свойство, атрибут личности; но, с другой стороны, нельзя не учитывать того факта, что в современном мире мы имеем дело с очень сложной «этнической мозаикой», образовавшейся благодаря непрекращающемуся смешению этносов, стремительному развитию миграционных процессов во всём мире.
Что на самом деле означает сегодня понятия «этничность», «этническая принадлежность», «этническое происхождение» в современном полиэтническом и мульти-культурном обществе? Является ли этничность неким «врождённым» и неизменным качеством человека или она может меняться? Наконец, как соотносится «этническое измерение» с другими важнейшими её «измерениями» - социальным, гражданским, связанными с конкретным обществом, государством, гражданином которого эта личность является. Следует отметить, что этническая реальность претерпела в современном мире значительные изменения. Парадокс здесь состоит в том, что, с одной стороны, теоретики заговорили об «исчезновении» этносов в их классическом понимании, а с дугой стороны - о нарастании значимости этнических факторов в современной жизни, об усилении «этнической мобилизации, даже об «этническом ренессансе» как одной из значимых характеристик современных циви-лизационных процессов [4, с.36].
В этом русле сформировалось понимание «этноцентризма», как аналога национализма, т.е. неприятия, непризнания иной этничности, иной национальности как равноправных.
Д. Кемпбел, проведший со своими коллегами ряд исследований по этноцентризму, пришёл к выводу, что существуют некие общие, т.е. свойственные большинству людей,
тенденции ценностного позиционирования между своей и чужой этнической группой, что препятствует налаживанию контактов. По мнению учёного, людям свойственно:
- считать то, что происходит в их культуре естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;
- рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо для других;
- считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными;
- считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественными;
- действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше;
- гордиться своей группой;
- чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам [4, с. 120 - 121].
Такая позиция практически исключает возможность позитивного развития межэтнических контактов и взаимодействий. Фатализм этой конструкции связан с представлением об укоренённости в сознании и поведении человека этноцентристской установки, но это не может не вызывать большие сомнения, так как сама история общества, культуры опровергают такую установку. Как, например, объяснить тот факт, что немецкий композитор Ф.Гендель стал создателем английской оратории как национального музыкального жанра, французский художник Поль Гоген сумел выразить глубину и красоту мироотношения жителей Таити, а еврей по национальности И. Левитан стал классиком русской пейзажной живописи? А наш Брусиловский? Альберт Швейцер - человек мира, основоположник принципа этики «благоговение перед жизнью».
Казах В.Шалабаев в одном из своих стихотворений написал:
«И я, казах, смотрю сыновним взором на российскую ту, неизбывную ту, благодать» [8, с. 152].
Очевидно, укоренённость в человеке этничности не предполагает укоренённости этноцентризма, не является обязательным вневременным атрибутом этничности.
I
ш
I
О С
О и м В
н
I
о с
и о
т
из О
ш
К -а
¡3
н
ьс <
ш
ш
i О
с
0
I—
W
в 2
Ei
1
о с
X
Ei
о о
m
из О
Ё
ш
J3
X
J3
£
н <
Вот почему к числу первостепенных общеобразовательных задач сегодня должна быть отнесена задача формирования у молодёжи современного полиэтнокультурного сознания. Имеется в виду сознания, лишённого крайностей национализма и этноцентризма, сознания, в котором знание, понимание, приоритетное отношение к культуре своего этноса сочетается со знанием, пониманием и уважением к культурам других этносов, особенно соседних, находящихся в одной региональной культурной нише. Здесь речь идёт о воспитании полиэтнической культуры, ориентации на взаимообогащающую коммуникацию, в которой нет противопоставления этнических идентичностей, где преобладают полиэтнотолерантные отношения к «другому» и знание «другого» - отличительная черта такого полиэтнокультурного сознания. Вспомним Абая Кунанбаева, Н.А.Назарбаева, его работу «В потоке истории», восхища-ящихся лучшими качествами иных этносов, обладающих полиэтнокультурным сознанием [6, с.29 - 30].
Основой конструктивного межнационального общения является этнополитика государства. Успешность её заключается в том, что государство, защищая примат гражданской идентичности, не игнорирует идентичность этническую. Здесь опыт Казахстана заслуживает внимания. Созданная по инициативе Президента страны Ассамблея народа Казахстана представляет интересы всех этнических сообществ, населяющих нашу страну, для достижения единства гражданской и этнической идентичности. Следует отметить, что основой этого единства является экономика. В этом важном аспекте наша страна имеет огромные успехи, благодаря законодательным актам, которые дают представителям всех этнических сообществ равные права в достижении успехов в бизнесе, в улучшении благосостояния каждой семьи.
Важным фактором успешного межнационального общения является тот факт, что все мировые религии объединяет утверждение общечеловеческих нравственных ценностей и норм поведения, выработанной народной практикой гармоничного сосуществования с природой и другими народами,
которые не опровергала и реальная историческая практика, в которой эти ценности и нормы соблюдались далеко не всегда. Любовь, добро, благочестие - эти и многие другие добродетели как высшие ценности объединяют мировые религии. В коране наибольшей силы исполнены созвучные и христианским, и буддистским заповеди милосердия, связанные с удивительно простым и логичным предписанием, определяющим нравственный долг правоверных: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали». Это «золотое правило» человеческого общежития проповедуется и в других религиозных конфессиях, религиозных учениях: индуизме, иудаизме, даосизме, конфуцианстве, синтоизме [4, с 180].
В Казахстане проведено четыре съезда мировых религий, инициатором которых был наш Президент, их материалы - источник совершенствования полиэтнокультурной компетентности педагогов.
Следует признать, что в настоящее время общение при этом всё больше вытесняется не затрагивающими сути человеческой личности «коммуникативными контактами». Причём «средства коммуникативности» становятся всё более развитыми, технологичными, а человеческое общение как контакт «полноты бытия» каждого субъекта при этом исчезает, вытесняется (вместо встретимся теперь некоторые говорят стукнемся и т.д).
Вот почему воспитание культуры межнационального общения сегодня актуальнейшая проблема.
Культура межнационального общения - это «совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межэтнических контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласования в общих интересах» [2, с. 152].
Следовательно, культура межнационального общения на основе специальных знаний и умений, через поступки и действия обеспечит движение к главной цели - взаимопониманию и согласию.
т
Общение не может состояться иначе как приобщение, как «субъект - субъектная» связь, взаимодействие. В связи с решением проблемы повышения уровня культуры межнационального общения встаёт проблема освоения и применения педагогами технологии обучения посредством диалога. Эту технологию, на наш взгляд, важно применять в контексте теории «Удивительной педагогики» В.Т. Тихомировой, так как общение всегда эмоционально окрашено, а задача педагога - создание среды, благоприятной для развития личности через удивление; создание ситуаций удивления и радости [3, с.200], что важно в соприкосновении с иной этнической культурой.
К числу общечеловеческих ценностей относится полиэтнотолерантность - способность принять различия, инако-вость, непохожесть в качестве естественных свойств мира человеческих отношений, как важное качество педагога, обладающего по-лиэтнокоммуникативной культурой. Формирование полиэтнотолерантности как формы или вида отношения к «другому» педагогу надо начинать с себя, т. е. с нравственного, духовного воспитания себя, своей личности, с самоидентификации. В противном случае борьба с интолерантностью будет носить чисто внешний, не затрагивающий существа, характер и потому будет неэффективной.
В 1995 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята «Декларация принципов толерантности», в ней дано следующее определение: «Толерантность означает уважение,принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель,которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [9.].
Понятно, что речь идёт и о полиэтнотолерантности, межэтнической толерантно-
сти - важной составляющей успеха в межнациональном общении, который может обеспечить учитель, обладающий полиэтнокультурной компетентностью, а важной составляющей является знание педагогики межнационального общения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Докучаев, ИИ. Введение в историю общения:историография и методология решения проблемы[Текст]/И.И.Докучаев. -М.:Спб., 2001.-240с.
2. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.[Текст]/ В.Г. Крысько - М., 1999. -343с.
3. Мынбаева А.К. Современные образовательные концепции: учебное пособие.
- Алматы: Казахский национальный университет, 2012. - 220с.
4. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/И.Л. Набок. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- 304с.
5. Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации H.A. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [Текст] / H.A. Назарбаев. - Астана: Акорда, 2012. -53с.
6.Педагогу о формировании полиэтнической культуры подрастающего поколения [Текст]: учебно - методическое пособие/ под ред. Слесарь М.В. - Костанай. Филиал АО «НЦПК»Орлеу», 2013. - 224с.
7. Слесарь, М.В. Полиэтнокультурная компетентность педагога - основа формирования полиэтнической культуры школьников [Текст]/ М.В. Слесарь М.В.//Сборник материалов Международной научно - практической конференции. / Костанай, 2014. - С.4 -8.
8. Шалабаев, В.Е. Дорогами жизни [Текст]/В.Е.Шалабаев. - Костанай: ОАО »Костанайский печатный двор», 2001. -154с.
9. htps://www. google, k z / webhp?sourceid=chrome-instant&ion
ш
I
О С о
L
w Э
H
I
о с
и о
m
из О
й -а X
Н
ьс <С