Научная статья на тему 'Этнопедагогическая направленность воспитания маленьких казахстанцев'

Этнопедагогическая направленность воспитания маленьких казахстанцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТИКА / ETHICS / ЭТНОТО-ЛЕРАНТНОСТЪ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / РЕБЕНОК / CHILD / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION AND TRAINING / ETNOPEDAGOGY / ETNOTOLERANTNOST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дильдибекова Г.А.

В данной статье рассматривается этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания и обучения. В дошкольном возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе; приобретаются первоначальные навыки социального общения, усваиваются основы этики межнационального общения, отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopedagogical orientation of education for young Kazakhs

This article discusses Ethnopedagogical orientation of preschool education. At younger age ideological picture of the child is formed and all that he absorbs, will determine its life position and behaviors in society in future, the initial social skills are acquired, basis ethics of international communication, the relationship of man to himself and to their surroundings are assimilated.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая направленность воспитания маленьких казахстанцев»

Г.А. Дильдибекова,

старший преподаватель кафедры ДНОВЛ филиала

АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Heehsi сездер: этнопе-дагогика, этика, этнотоле-ранттылыц, тэрбие, бала, мектепке деишг/ тэрбие мен оцыту.

Ключевые слова: этно-педагогика, этика, этното-лерантность, воспитание, ребенок, дошкольное воспитание и обучение.

Keywords: etnopedagogy, ethics, etnotolerantnost,

education, child, pre-school education and training.

Вестник «(3p.ney»-kst ^^

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МАЛЕНЬКИХ КАЗАХСТАНЦЕВ

Авдатпа

Аталган макал ада мектепке дейшп тэрбие мен окытуда этнопедагогикальщ багыт карастырылады. Мектепке дейшп жаста балаларда элемд1 тану ypflici калыптасады жэне ба-ланын осы кезде бойына С1щрген1 оньщ eмipлiк устанымы жэне когамдагы тэрт1б1н аньщтайды, осы уакытта элеуметтж карым-катынас алгашкы дагдылары алынады, ултаральщ кд-тынас этикасыньщ Heri3i cinipmefli, адамньщ езшщ жэне езш коршагандарга катынасы болып аныкталады.

Аннотация

В данной статье рассматривается этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания и обучения. В дошкольном возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе, приобретаются первоначальные навыки социального общения, усваиваются основы этики межнационального общения, отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

Annotaition

This article discusses Ethnopedagogical orientation of preschool education. At younger age ideological picture of the child is g formed and all that he absorbs, will determine its life position and ¡±1 behaviors in society in future, the initial social skills are acquired, § basis ethics of international communication, the relationship of §

man to himself and to their surroundings are assimilated. О

w

В

В новых социокультурных условиях, когда происходят 2

коренные изменения в казахстанском обществе, осуществля- ^

ется поиск новых жизненных смыслов, переоценка ценностей, ^

устоявших идеалов, общество неизбежно обращается к своему о

прошлому, в том числе и в сфере воспитания. Резкое возраста- t*

ние интереса к проблеме межнационального общения обуслов- щ

лено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напря- н

женности между народами, при этом замечу, что действенность Е

воспитания культуры межнационального общения зависит от о

его раннего начала. д

Этикой межнационального общения человек способен 2 овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной

ё

средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не щ

известно о существовании разных народов, а затем к человеку ^

иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы с-

ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ^

ценность гуманных отношений, в которых утверждается чув- ^ ство собственного достоинства [3].

1(7)/2015

Вестник «Орлеу»-!«!

х

ш

1

О С

0

и М

В

2

1

о с

X

3

и О т

из О

Ё ш -а X -а с;

£

н <

Этнокультура призвана стать двигателем социального развития, способом для снятия социального напряжения, интегратором нации, коммутатором для ее представителей [2].

Этнопедагогическая направленность дошкольного образования предполагает построение воспитательного процесса с учётом гуманистических основ народной педагогики, утверждением основных нравственных правил человеческого бытия; предусматривает последовательное включение ребёнка-дошкольника в систему этнических и общечеловеческих ценностей с использованием народных факторов воспитания с целью развития у него понимания и принятия этнокультурного многообразия, формирования этнокультурной компетентности.

Придание образованию этнопедагогиче-ской направленности - это процесс длительного исторического развития теории и практики воспитания, когда каждый последующий этап предполагает не только критическое осмысление опыта прошлого, но и конструктивное использование его прогрессивных идей. Возрастает необходимость обоснования сущности этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в современных условиях, определения возможности использования прогрессивных идей прошлого с позиций их преемственности и развития в настоящее время.

Поскольку дошкольный возраст - это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Этнопедагогическая направленность непосредственно дошкольного воспитания в её региональном аспекте рассмотрена в исследовании М.Б. Кожановой, которая определила основные компоненты содержания регионально-этнической направленности воспитания детей. К ним исследователь отнесла воспитание и обучение на родном языке; ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям; использование средств народного воспитания [1].

В дошкольном возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе, приобретаются первоначальные навыки социального общения, усваиваются основы этики межнационального общения, отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению. Для ребенка этого возраста характерна эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Воспитание этики межнационального общения у детей невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу, которая строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей. Основная деятельность детей по развитию полиэтнической культуры строится на включении детей в специальные занятия по овладению знаниями о других народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей; использование занятий с применением игры как средства воспитания этнотолерантности; широкое применение методов эмоционального воздействия. Углубленная, обогащенная по содержанию работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов через игру показывает способность детей к сочувствию, сопереживанию, наличие положительных эмоций при общении со сверстниками, независимо от их пола, расы, национальности; позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

Продуктивное использование прогрессивного опыта прошлого предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности личности, духовно-нравственного и личностного развития, воспитания патриотических чувств, культуры межнационального общения. Это определяется использованием факторов народной педагогики с учётом современных задач социализации

Вестник «Орлеу»-!^

Ш1

личности, применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий, разработка этнокультурных проектов и т.д.).

Этнопедагогическую направленность педагоги дошкольного образования Костанай-щины осуществляют не только на словах но и на деле. Старшим преподавателем кафедры дошкольного, начального обучения и воспитания личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области» Ионовой С.П. разработан учебно-методический комплект «Этноград», который базируется на принципах кулыуросообразности, природосообразности, народности и ведущих идеях преемственности; представленности в воспитательном процессе общечеловеческих, этнических ценностей. Творческими педагогами ГККП «Ясли-сад №27» создан сборник праздников и развлечений для детей 4-7 лет, в котором реализован принцип народности, кулыуросообразности и этнопедашгической направленности дошкольного воспитания.

Творческой группой преподавателей кафедры дошкольного, начального обучения и воспитания личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области» составлен учебно-методический комплект «Толерантный ребенок», в котором раскрыто педагогическое сопровождение ребёнка в условиях этнопедашгической направленности дошкольного воспитания. В учебно-методическом комплексе «Толерантные дети» творческие педагоги ГККП «Ясли-сад №27» г. Костаная делятся опытом работы по организации этнокультурной развивающей среды, использованию педагогического диагностического инструментария по определению уровня воспитанности толерантного отношения к окружающим людям.

В детском саду «Улыбка» г. Лисаков-ска работает творческий педагог Пернико-ва H.A. Она является автором-составителем учебно-методического комплекса «Ботакан», направленного на формирование у детей дошкольного возраста полилингвальной культуры и этнокультурной компетентности.

Данные формы работы позволяют педагогам дошкольного образования Костанай-

ского региона, с одной стороны, сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать разных людей, укреплять казахстанское общество. В глубинах народной мудрости заложены идеи мирного сосуществования разных народов, их сотрудничества и взаимодействия, поэтому народную педагогику можно рассматривать как основу гуманизации образования в современных социокультурных условиях.

В связи с этим, воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Данный процесс включен во все доступные для дошкольника в саду виды деятельности: коммуникативную, игровую, трудовую, познавательную, продуктивную и требует поэтапной организации деятельности. Каждому из этапов будут характерны определенные условия, средства, результаты деятельности [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова, Л.М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина Х1Х-начало XXI вв.) [Текст]: Автореф. Дис. на соискание ученой степени канд. пед.наук: 13.00.01\Л.М. Захарова.-Ульяновск, 2011. - 46 с.

2. Ибраева, К.Ж. Этнокультура как средство формирование личности. [Текст]\ Ибраева К.Ж. \\ Этнопедагогика в системе образования. -2010.-№3.-С.11.

3. Суслова, Э.К. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 1. - С. 3.

4. http://nauka-pedagogika.com

5. http://library.by

ш

I

О С о

I—

W

В

н

I

о с

о о

m

из О

Й -а X

Н

ьс <С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.