Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного педагогического университета)'

Профессиональная переподготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного педагогического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / SMALL RURAL SCHOOLS / VILLAGE SCHOOL / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайличенко А. Ю.

В статье рассматривается актуальная проблема общего образования функционирование малокомплектных школ в современных условиях. Определяется роль высшего педагогического образования в кадровом обеспечении сельских школ, в частности переподготовка учителей малокомплектных школ. Приводится опыт Томского государственного педагогического университета по переподготовке учителей малокомплектных школ Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайличенко А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS FROM SMALL RURAL SCHOOLS (FROM THE EXPERIENCE OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

Topical issues of general education the functioning of ungraded schools in modern conditions is considered. The role of education degree in staffing of rural schools, including retraining teachers ungraded schools is determined. We give the experience of the Tomsk State Pedagogical University on teacher training for ungraded schools of Tomsk region.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного педагогического университета)»

УДК 37.08

А. Ю. Михайличенко

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

В статье рассматривается актуальная проблема общего образования - функционирование малокомплектных школ в современных условиях. Определяется роль высшего педагогического образования в кадровом обеспечении сельских школ, в частности переподготовка учителей малокомплектных школ. Приводится опыт Томского государственного педагогического университета по переподготовке учителей малокомплектных школ Томской области.

Ключевые слова: малокомплектная школа, сельская школа, переподготовка учительских кадров, дополнительное образование учителей, образование.

Сельская малокомплектная школа отражает демографические, экономические и политические условия существования современной России, во многом определяет облик российского общего образования. В России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч - сельские, а значительная часть сельских школ - малокомплектные [1].

К малокомплектным школам в Российской Федерации относятся учебные заведения начального (не более 15 учеников), основного (не более 80 учеников) и среднего (не более 100 учеников) общего образования. Образовательная деятельность осуществляется в классе-комплекте, в котором собраны, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов. С классом-комплектом работает один учитель.

Малокомплектные (малочисленные) школы существуют в большинстве стран мира, главным образом, в сельской местности. Международный опрос, который в 1961 г. проводила ЮНЕСКО в шестидесяти девяти странах мира, выявил, что в пятидесяти восьми (84 %) из них малочисленные школы широко представлены в системе общего образования этих стран [2, с. 251]. В каждой стране малокомплектные школы имеют свою историю развития и свое предназначение. Их образовательная деятельность опирается на государственную политику в области общего образования и сложившуюся образовательную практику этих стран. Во многих странах мира малокомплектные школы доказали свою успешность и эффективность. В Норвегии малокомплектная школа занимается по системе объединенных классов. В Австралии сеть малокомплектных школ поддерживается радио. В Финляндии малокомплектные школы опираются на колоссальную поддержку государства, в том числе и в обеспечении подвоза к школе детей до сотни километров [3]. В Соединенных Штатах Америки так называемые однокомнатные школы опираются на традиции неопределенного возрастного разделения в групповом обучении и мониториальное направление (Ланкастерская система) в педагогике (тьюторство сверстников) [2, с. 249-251].

В малонаселенных регионах России, к которым относится как Томская область, так и сибирский ре-

гион в целом, малокомплектная школа занимает значительную часть в структуре школьной сети. При этом малокомплектная школа является экономически затратной, требующей значительного экономического содержания (себестоимость обучения одного ученика в 5-10 раз превышает норматив). Данные факторы приводят к вырождению сельской малокомплектной школы повсеместно в России, наблюдается процесс закрытия сельских малокомплектных школ.

Качество обучения в малокомплектной школе страдает от отсутствия у учителей специальной подготовки для работы в условиях малокомплектной школы, недостаточной теоретической и практической психо-лого-педагогической подготовки для организации образовательного процесса в разновозрастных группах, слабой учебно-методической и лабораторной базы и устаревших образовательных технологий [4, 5].

Сравнительный анализ результатов Единого государственного экзамена в Томской области в 2009 г. показывает, что в целом результаты выпускников сельских школ ниже (до трех баллов) общеобластных результатов [6]. Хотя следует отметить, что выпускники отдельных сельских малокомплектных школ показывают высокие результаты (Мазаловская, Новониколаевская, Анастасьевская средние общеобразовательные школы) [6, с. 15].

Вместе с тем роль малокомплектных школ является весьма значимой. МКШ - это единый социокультурный центр жизни села, где под одной крышей объединены школа, библиотека, спортивный комплекс, дом культуры и детский сад. Проблема исчезновения малокомплектных школ - это важнейший геополитический вопрос, который определяет единство занимаемой населением территории страны и сохранение целостности России.

Основная проблема функционирования «малокомплектной сельской школы выдвигает особые требования к ее педагогическому коллективу, который должен представлять собой единую управленческо-педагогическую команду, способную обеспечить бесперебойный учебно-воспитательный процесс на высоком учебно-методическом уровне» [7, с. 6]. Таким образом, используя механизм профессиональ-

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90)

ной переподготовки учителей малокомплектных школ, можно значительно расширить их предметную компетентность, наделив их дополнительно определенным спектром знаний в области информационно-коммуникационных технологий для решения конкретных образовательных задач. Более полно концепция Томского государственного педагогического университета по решению проблем кадрового и методического обеспечения малокомплектных школ Томской области и всего Сибирского региона была представлена ректором ТГПУ В. В. Обуховым на Всероссийской научно-практической конференции «Малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития в современных условиях» (Томск, 5 апреля 2007 г.) [7].

В этой связи опыт, который имеет Томский государственный педагогический университет по профессиональной переподготовке учителей сельских малокомплектных школ, представляет собой значительный интерес.

Согласно действующим нормативным документам профессиональная переподготовка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования и направлена на совершенствование знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий. Слушателю, обученному по дополнительной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей совершенствование знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и прошедшему государственную итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

В течение 2006-2007 гг. Томский государственный педагогический университет реализовывал за счет внебюджетных средств вуза пилотный проект, в котором была апробирована система профессиональной переподготовки учителей малокомплектных школ. Прямые затраты ТГПУ составили чуть более одного млн рублей. Профессиональную переподготовку прошли 28 учителей сельских малокомплектных школ Томского района «без отрыва от производства» в школьное каникулярное время по программам профессиональной переподготовки к новым видам профессиональной деятельности в сфере преподавания нового предмета. Были реализованы четыре программы профессиональной переподготовки на основе специальностей 050103.65 (032500) География, 050202.65 (030100) Информатика, 050401.65 (032600) История и 050707.65 (031200) Педагогика и методика начального образования.

Учебные планы ТГПУ по профессиональной переподготовке были рассчитаны на один календарный год,

состояли из 5 сессий, общий объем аудиторных занятий составлял 510 часов (по 100 часов в первые три сессии, 120 часов в 4 сессию и 90 часов в 5 (заключительную) сессию), педагогическую практику и государственную итоговую аттестацию (государственный экзамен или итоговая аттестационная работа). В учебный план были включены все дисциплины предметной подготовки (ДПП) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), а также дисциплины «Теория и методика обучения предмету» и «Информационно-коммуникационные технологии».

В ходе осуществления данного проекта ТГПУ была апробирована система профессиональной переподготовки учителей сельских малокомплектных школ, для которой характерны существенные и устойчивые характеристики:

- способность высшего педагогического образования реализовывать большой спектр дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки;

- массовость профессиональной переподготовки учителей сельских малокомплектных школ;

- способность реализации вузом и способность освоения учителями дополнительных программ профессиональной переподготовки «без отрыва от производства» (в период школьных каникул);

- способность в короткие сроки осуществлять профессиональную переподготовку (не более 1 года) к новому виду профессиональной деятельности;

- малозатратность профессиональной переподготовки специалистов к новому виду профессиональной деятельности (25-30 тыс. руб.).

В ходе реализации проекта данные характеристики получили подтверждение и показали гибкость и эффективность системы, которую предложил Томский государственный педагогический университет по профессиональной переподготовке учителей сельских малокомплектных школ.

Таким образом, при должном внимании со стороны государства, которое заключалось в проведении целенаправленной политики и выделении не очень большого объема в масштабах страны финансовых средств, возможно решить основные проблемы сельских малокомплектных школ: существенно снизить затратность сельских малокомплектных школ и одновременно значительно повысить профессиональный уровень учителей данных школ (обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком учебно-методическом уровне меньшим количеством учителей, которые профессионально готовы реализовать свою многопредметность).

В течение 2008-2009 гг. в ТГПУ более 50 учителей малокомплектных школ Томской области прошли или проходят на платной основе профессиональную переподготовку, дающую право профессиональной деятельности в новой сфере преподавания того или иного

предмета на основе специальностей 050102.65 (032400) Биология, 050103.65 (032500) География, 050301.65 (032900) Русский язык и литература, 050303.65 (033200) Иностранный язык, 050401.65 (032600) История, 050402.65 (032700) Юриспруденция, 050703.65 (030900) Дошкольная педагогика и психология,

050706.65 (031100) Педагогика и психология,

050707.65 (031200) Педагогика и методика начального образования, 050715.65 (031800) Логопедия.

Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательным программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

Список литературы

1. Один в классе // Российская газета. 17 марта 2009. № 44. С. 2.

2. Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства. История альтернативного образования в Америке и Западной Европе / Пер. с англ. под ред. С. Ф. Сироткина, Д. Ю. Гребенкина. Ижевск: ERGO, 2о08. 351 с.

3. Червонный М. А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (примеры разных стран) // Вест. ТГПУ. 2009. Вып. 5. С. 95-98.

4. Никульшин С. М., Сартакова Е. Е. Развитие профессиональной компетенции педагогов малокомплектных школ (на примере Томской области) // Вест. ТГПУ. 2008. Вып. 3. С. 20-24.

5. Байгулова Н. В., Сартакова Е. Е. Педагогические условия профессиональной подготовки учителей для сельских малокомплектных образовательных учреждений // Вест. ТГПУ. 2009. Вып. 1. С. 32-36.

6. Горлов П. И., Неверова В. В., Илюхин Б. В. Статистика основных результатов Единого государственного экзамена в 2009 году. Томская область. // Образовательный вестник. 2009. Вып. № 47. 200 с.

7. Материалы к докладу ректора ТГПУ В. В. Обухова на Всероссийской научно-методической конференции «Малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития в современных условиях» (5 апреля 2007 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 16 с.

Михайличенко А. Ю., кандидат философских наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.11.2009

Mihaylichenko A. Yu.

THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS FROM SMALL RURAL SCHOOLS (FROM THE EXPERIENCE OF

TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

Topical issues of general education - the functioning of ungraded schools in modem conditions is considered. The role of education degree in staffing of rural schools, including retraining teachers ungraded schools is determined. We give the experience of the Tomsk State Pedagogical University on teacher training for ungraded schools of Tomsk region.

Key words: small rural schools, village school, professional development.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.