Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВА И ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВА И ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическая деятельность / экологическая воспитанность / критерии оценки / педагогический эксперимент. / professional and pedagogical activity / environmental education / evaluation criteria / pedagogical experiment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарина Амировна Абдуазимова

Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического воспитания населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The large-scale ecological crisis and its negative consequences cannot be eliminated without the active life position of each member of society, therefore the problem of ecological education of the population is one of the most urgent. The attention of environmental specialists is mainly focused on improving the environmental educational process, while underestimating environmental education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВА И ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВА И ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарина Амировна Абдуазимова

и.о. доцент доктор философских наук (PhD) Национального Университета Узбекистана кафедры «Этики и эстетики».

zar.1986@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического воспитания населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического воспитания.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, экологическая воспитанность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

ABSTRACT

The large-scale ecological crisis and its negative consequences cannot be eliminated without the active life position of each member of society, therefore the problem of ecological education of the population is one of the most urgent. The attention of environmental specialists is mainly focused on improving the environmental educational process, while underestimating environmental education.

Keywords: professional and pedagogical activity, environmental education, evaluation criteria, pedagogical experiment.

ANNOTASIYA

Keng ko'lamli ekologik inqiroz va uning salbiy oqibatlarini jamiyatning har bir a'zosining faol hayotiy pozitsiyasisiz bartaraf etib bo'lmaydi, shuning uchun aholini ekologik tarbiyalash muammosi eng dolzarb muammolardan biridir. Ekolog-mutaxassislarning e'tibori asosan ekologik ta'lim jarayonini takomillashtirishga qaratilgan bo'lib, bunda ekologik ta'limga yetarlicha baho berish lozimdir.

Kalit so'zlar: kasbiy-pedagogik faoliyat, ekologik ta'lim, baholash mezonlari, pedagogik eksperiment.

Сегодня человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы изменений на Земле. Итак, сохранение природы подходящим для нас способом зависит

April, 2023

77

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-77-82

от того, в какой степени мы придерживаемся норм экологической культуры и этики. Сущность экологической культуры - гармонизация социо-природных условий, их целостное единство. Экологическая культура должна быть мощным инструментом, соединяющим человека и природу, как бы гармонизирующим их. В то же время усилия по внедрению рентабельных, экологически чистых технологий при решении экологических проблем, последовательная реализация природоохранных мероприятий или совершенствование законодательства в этой сфере показывают, что их недостаточно для их решения. Повышение экологической культуры населения, рационального отношения к окружающей среде, формирование чувства сохранения природных ресурсов для будущих поколений - одни из ключевых факторов предотвращения антропогенных воздействий. В то же время важность экологического просвещения очень высока. Например, сегодня важнейшим вопросом является повышение экологической осведомленности населения. Конечно, такие проблемы не могут быть решены только административными средствами, этого можно достичь, взращивая в сердцах подрастающего поколения любовь к матери-природе, чувство принадлежности к ней. Ведь экологическое просвещение важно для обеспечения связи между природой и обществом и сохранения естественной стабильности. Экологическое просвещение также помогает научить молодых людей осознанно пользоваться природой, привить им любовь к природе и бережливость.

Экологическое образование соответствует современным требованиям, соблюдению принципов членства и преемственности, системности, рациональности, специализации, отраженных в законах и правовых актах. Роль экологического просвещения в предотвращении негативного воздействия деятельности человека на природу огромна. Редкое наследие, оставленное нашими предками, является самой неотложной и неотложной национальной задачей по сохранению ясного неба, чистой воды, чистой почвы, подземных и поверхностных ресурсов и передачи их будущим поколениям в первозданном виде.[1.1] С этой точки зрения развитие Родины зависит, прежде всего, от ее детей, их духовной и физической зрелости. Это, в свою очередь, побуждает каждого гражданина чувствовать высокую гражданскую ответственность, жить в согласии с интересами этой страны, этого народа. Конечно, в процессе обучения в образовательных учреждениях целесообразно обогащать умы учащихся знаниями, раскрывающими суть актуальных экологических проблем, и закреплять эти знания своей практической деятельностью, общественной работой. Для решения столь ответственной задачи от учителя требуются знания в данной сфере, педагогические навыки,

высокая экологическая культура, а также постоянные

April, 2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-77-82

исследования и учеба. Конечно, в процессе обучения в образовательных учреждениях целесообразно обогащается умы учащимися знаниями, раскрывающими сегодня экологические проблемы, закрепляющие эти знания своей практической деятельности. Для решения стол ответственной задачи от учителя требуются знания в данной сфере, педагогические науки, высокая экологическая культура, такие постоянные исследования и навыки. Взгляды Г.Б. Барышниковой на экологию и экологическое равновесие в исследовании Отсутствие экологической устойчивости 80% отсутствие современных технологий в экологической культуре, 32% отсутствие оптимизации семейного воспитания, 11% отсутствие методических навыков, 7% экология и этика школьников, экология отсутствие восприятия культуры составило 40%. [2.2]

Наряду с оптимизацией процессов экологического просвещения необходимо определить формы отношения общества к природе:

1. Простая форма отношения общества к природе: упрощенный образ жизни людей, не нарушающий экосистему.

2. Простая форма экономического отношения общества к природе. Экономический образ жизни, ведущий к деградации небольших и небольших участков экосистем.

3. Форма экономического отношения общества к природе - это образ жизни, который привел к изменениям в экосистемах, сокращению ресурсов в загрязнении окружающей среды только в результате использования окружающей среды с точки зрения психологии потребителей для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

4. Существует форма экономического экологического отношения общества к природе, при которой образ жизни людей находится на уровне сохранения экологических систем.

5. Форма экологического отношения общества к природе - образ жизни людей, ориентированный на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление и реабилитацию экологических систем.

Очевидно, что интеграция экологической, культурной и нравственной среды характеризуется тем, что отношение общества к природе становится образом жизни. В то же время необходимо изучить экологические национальные и экологические ценности с точки зрения их мотивов, определить генезис, ретроспективные основы, характер и направления глобализации в этом процессе. В самом деле, в процессе глобализации возникла необходимость обеспечить, чтобы результаты деятельности, направленной на сохранение экологических ценностей в

сочетании экологической и моральной культуры, стали

April, 2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-77-82

процессом национальной идентификации. Анализ механизмов, развивающих этот процесс, является основой для выявления динамического развития этого явления, закономерностей взаимодействия между внутренними элементами. В теории моральных и культурных систем общее состояние практических средств обеспечения пересечения национальных и общечеловеческих ценностей предполагает, что они как философская теория выполняют определенные функции.

Подход, основанный на законах и категориях философской науки к определению структурного и функционального значения интеграции национальных и общечеловеческих экологических ценностей, как указывалось выше, стремится раскрыть возможности, которые обеспечивают целостную систему знаний в этой области. Чтобы понять важность интеграции этических национальных и общечеловеческих экологических ценностей в экологическую деятельность человека, необходимо определить объективные условия, систему субъективных факторов, движущие мотивы, закономерности и тенденции развития, обеспечивающие состояние его существования. Поскольку любая природоохранная деятельность (вне зависимости от государственных и административных границ) является условием социальной жизни человечества, она становится процессом обобщения и творческого развития практик защиты окружающей среды в ходе своего исторического развития. Эта деятельность демонстрирует свою сущность и значимость, формируя глобальный экологический образ жизни и определяя его перспективы. В процессе экологического нравственного и культурного воспитания приоритеты личности и его экологическое образование являются одним из важнейших факторов жизни общества, а также воплощают в себе систему важных взглядов на выявление проблем экологического образования и поиск эффективных решений.[3]. В процессе интенсификации и развития экологического образования необходимо повышать важность экологической этики. Обеспечение активизации экологических проблем на стыке социальных и экономических систем может рассматриваться как эффективное решение причин экологических кризисов. В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на процессе формирования экологических этических представлений у большой группы детей в дошкольном образовании. Мы определили, что одним из средств формирования образования в области экологической коммуникации является активация средств, которые развивают экологическое образование на основе добровольно-эмоциональных навыков. В настоящее время установлено, что поддержание экологического баланса между природой и обществом является одной из основных жизненных проблем,

и поэтому необходимо формировать экологические этические

April, 2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-77-82

концепции с детского сада. Здесь самое главное — это необходимость активно формировать у ребенка положительное отношение к природе. Установлено, что один из принципов формирования экологических этических ценностей стабилизируется в вопросе классификации личного отношения к окружающей среде и превращения его в индивидуальные этические критерии. Было отмечено, что вопрос нравственного воспитания неразрывно связан с отношением личности к окружающей среде, важно понимать внутреннюю сущность этики человека и экологических отношений, современных моральных ценностей и экологического баланса, изучать и применять эти аспекты.

Сегодня необходимо максимально полно «обогатить содержание образования экологическими и этическими концепциями». В нашем исследовании, основанном на концептуальном введении понятия «этическое экологическое образование», мы можем увидеть не только необходимость научного понимания природы и опоры на знания, но и применение экологической науки как особой междисциплинарной области в системе образования.[4]. Общеобразовательная школа, являясь базисом профессиональной подготовки будущих специалистов, оказалась перед необходимостью реализации системы современных знаний, и организации нового подхода в рационализации ресурс пользования природой. [5].

Подводя итог, экологическое воспитание характеризуется своей специфической направленностью на формирование: - бережного отношения к природе, фундаментом которого является знание законов само регуляции и оптимальных темпов самоочищения природы; - ответственности за состояние среды обитания. Нерациональное использование природных ресурсов привело к разрушению природных биоценозов и механизмов биологической защиты и самовосстановления биосферы; создание основ высоконравственной организации взаимодействия человека с природой. Эти факты являются основными направлениями и факторами совершенствования экологического образования.

REFERENCES

1. Амельченко, Т. В. Ресурсно-технологическое обеспечение формирования профессиональной компетентности специалиста социальной сферы : учеб. пособие / Т. В. Амельченко, Н. В. Верхотурова. - Чита : Чит. ГУ. 2011. - 136 с.

2. Барышникова Г.Б. доцент, кафедра педагогики и психологии начального обучения Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского «Моделирование системы

April, 2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-77-82

экологического образования студентов направления» «педагогика» статья -2с.

3. Мамедов, Н. М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование. - 2001. - № 3. - С. 4-8.

4. .Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. - М.: Наука, 1990. -

5. Назаренко, А. В. Региональные проблемы рационализации ресурс пользования / А. В. Назаренко. - Изд-е второе и допол. - Ульяновск, 2003. - 116 с

6. MUXAMEDJANOVA, L. (2022). Philosophical classification of the concepts of modernization of society and moral values. https://scienceweb.uz/publication/5222

7. Г. М. Шадиметова (2022). УЗБЕК ХАЛ^И БАЙРАМЛАРИНИНГ ЭСТЕТИК ТАМОЙИЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 574-577. Г. М. Шадиметова (2022). УЗБЕК ХАЛ^И БАЙРАМЛАРИНИНГ ЭСТЕТИК ТАМОЙИЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 574-577.

8. KADIROVA, D. (2023). ZINGIBER OFFICINALE L.-HISTORY AND STUDY. World Bulletin of Social Sciences, 20, 94-97.

9. Агзамова, Н. Ш., & Каримов, А. Р. (2022). СОЦИОБИОЛОГИЯ И БИОЭТИКА. Academic research in educational sciences, 3(NUU Conference 2), 232-241.

10. Ражабов, Ш. (2022). КИБЕРМАКОНДА МАРКЕТИНГНИНГ ЭСТЕТИК Х,УСУСИЯТЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(NUU Conference 2), 438-445.

11. А. И. Туляев (2022). СТРУКТУРА ДОСУГА ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ И КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ. Academic research in educational sciences, 3 (NUU Conference 2), 507-511. doi: 10.24412/2181-1385-2022-2-507-511

270 с.

April, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.