Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прогрессивная система / уголовно-исполнительная политика / исправительные учреждения / служба пробации / дифференциация осужденных / виды пробации / penal enforcement policy / progressive system / correctional institutions / probation service / differentiation of convicts / types of probation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скаков Айдаркан Байдекович, Санташов Андрей Леонидович

Уголовно-исполнительное законодательство РФ в условиях динамично развивающихся общественных отношений в области исполнения уголовных наказаний претерпевает существенные изменения. Уголовно-исполнительные отношения в рамках заявленных концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) нуждаются в научном переосмыслении. Необходимость улучшения нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, а также выработки качественного подхода при размещении учреждений УИС требуют системного анализа отечественного, зарубежного опыта и международных стандартов в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. В данной работе авторы анализируют законодательство и современную уголовно-исполнительную политику Казахстана и России в вопросах исполнения лишения свободы. Изучение отдельных положений нормативных правовых актов позволило обозначить важность и необходимость регламентации ряда правовых институтов, а также выявить некоторые коллизии, затрудняющие эффективное регулирование существующих правоотношений. Сравнительный анализ правовых основ уголовно-исполнительной политики указанных стран позволил авторам выработать единые подходы к изучению правовых проблем исполнения наказания, а также выявил возможность имплементации наиболее эффективных правовых институтов в их законодательство. С учетом предстоящего вступления в силу ФЗ «О пробации» рассматриваемые в статье вопросы вызывают дополнительный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE PENAL ENFORCEMENT POLICY, CONDUCTED IN KAZAKHSTAN AND RUSSIA

The penal enforcement legislation of the Russian Federation under the conditions of dynamically developing public relations in the field of execution of criminal penalties is undergoing significant changes. Penal relations within the framework of the stated conceptual provisions of the development of the penal system need a qualitative scientific understanding. The need to improve regulatory and legal regulation aimed at ensuring the rights of persons held in penal institutions, as well as the development of an integrated approach when planning the placement of institutions of the penal system of the Russian Federation require a systematic analysis of domestic and foreign experience in the execution of criminal penalties. In this paper, the authors analyze the legislation regulating the modern penal policy of Kazakhstan and Russia. The study of individual provisions of regulatory legal acts allowed us to identify the importance and necessity of regulating a number of legal institutions, as well as to identify some conflicts that complicate the effective regulation of existing legal relations. A comparative analysis of the legal foundations of the penal enforcement policy of these countries allowed the authors to develop common approaches to the study of legal problems of the execution of punishment, and also revealed the possibility of implementing the most effective legal institutions in their legislation. Taking into account the upcoming entry into force of the Federal Law «On Probation», the issues considered in the article are of additional interest.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ»

DOI 10.37523/SUI.2023.56.5.010 УДК 343.8

Скаков Айдаркан Байдекович

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, Костанайская академия МВД Республики Казахстан им. Ш. Кабылбаева,

110005, Республика Казахстан, г.Костанай, пр.Абая, 11

профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступности, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: aidarkan@mail.ru

Санташов Андрей Леонидович

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) 115172, Россия, г. Москва, Новоспасский переулок, 11,

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Вологодский институт права и экономики ФСИН России 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: santashov@list.ru

Aydarkan B. Skakov

Doctor of Law, Professor,

Professor of Criminal Law Department,

Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs

of the Republic of Kazakhstan named after Sh. Kabylbayev,

11, Abaya Ave., Kostanay, Republic of Kazakhstan, 110005,

Professorof Criminology and Organization

of Crime Prevention Department,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, e-mail: aidarkan@mail.ru

Andrey L. Santashov

Doctor of Law, Associate Professor,

Professor of Criminal Law and Criminology Department

Northwestern Institute (branch) Moscow State Law University

named after O. E. Kutafin (MGUA)

11, Novospassky lane, Moscow, Russia, 115172,

Professor of Civil Law Disciplines Department Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia

2, Shchetinina str., Vologda, Russia, 160002, e-mail: santashov@list.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ

Аннотация. Уголовно-исполнительное законодательство РФ в условиях динамично развивающихся общественных отношений в области исполнения уголовных наказаний претерпевает существенные изменения. Уголовно-исполнительные отношения в рамках заявленных концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) нуждаются в научном переосмыслении.

Необходимость улучшения нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, а также выработки качественного подхода при размещении учреждений УИС требуют системного анализа отечественного, зарубежного опыта и международных стандартов в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы.

В данной работе авторы анализируют законодательство и современную уголовно-исполнительную политику Казахстана и России в вопросах исполнения лишения свободы. Изучение отдельных положений нормативных правовых актов позволило обозначить важность и необходимость регламентации ряда правовых институтов, а также выявить некоторые коллизии, затрудняющие эффективное регулирование существующих правоотношений. Сравнительный анализ правовых основ уголовно-исполнительной политики указанных стран позволил авторам выработать единые подходы к изучению правовых проблем исполнения наказания, а также выявил возможность имплементации наиболее эффективных правовых институтов в их законодательство.

С учетом предстоящего вступления в силу ФЗ «О пробации» рассматриваемые в статье вопросы вызывают дополнительный интерес.

Ключевые слова: прогрессивная система, уголовно-исполнительная политика, исправительные учреждения, служба пробации, дифференциация осужденных, виды пробации.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE PENAL ENFORCEMENT POLICY, CONDUCTED IN KAZAKHSTAN AND RUSSIA

Summary. The penal enforcement legislation of the Russian Federation under the conditions of dynamically developing public relations in the field of execution of criminal penalties is undergoing significant changes. Penal relations within the framework of the stated conceptual provisions of the development of the penal system need a qualitative scientific understanding.

© 2023 Скаков А. Б., Санташов А. Л.

The need to improve regulatory and legal regulation aimed at ensuring the rights of persons held in penal institutions, as well as the development of an integrated approach when planning the placement of institutions of the penal system of the Russian Federation require a systematic analysis of domestic and foreign experience in the execution of criminal penalties.

In this paper, the authors analyze the legislation regulating the modern penal policy of Kazakhstan and Russia. The study of individual provisions of regulatory legal acts allowed us to identify the importance and necessity of regulating a number of legal institutions, as well as to identify some conflicts that complicate the effective regulation of existing legal relations. A comparative analysis of the legal foundations of the penal enforcement policy of these countries allowed the authors to develop common approaches to the study of legal problems of the execution of punishment, and also revealed the possibility of implementing the most effective legal institutions in their legislation.

Taking into account the upcoming entry into force of the Federal Law «On Probation», the issues considered in the article are of additional interest.

Keywords: penal enforcement policy, progressive system, correctional institutions, probation service, differentiation of convicts, types ofprobation.

Одним из основных направлений уголовной политики государства является уголовно-исполнительная политика, основной целью которой является исправление осужденных. Для достижения этой цели применяются практически все современные методы воздействия на личность правонарушителя, совершенствуется уголовно-исполнительное законодательство, а также повышается эффективность деятельности системы исполнения наказаний.

В рамках проводимой Россией уголовно-исполнительной политики интересным представляется опыт Казахстана, в котором раньше начал реализовываться институт пробации. Представляется необходимым рассмотреть механизмы организации института лишения свободы, при которых социально полезные связи осужденных в меньшей степени будут подвержены опасности. Институт пробации должен развивать процесс исправления осужденного, который начинается в исправительном учреждении, а не компенсировать пробелы лишения свободы. Качественная организация установленного порядка отбывания наказания в виде лишения свободы в совокупности с механизмами пробации позволит сделать механизм исправления осужденного более цельным и тем самым достичь заявленной законодательством цели по исправлению осужденных.

Оптимизация сети исправительных учреждений в России

Ряд ученых-пенитенциаристов предлагает новую модель пенитенциарных учреждений, а также порядок исполнения наказаний, в частности, лишения свободы, в отношении отдельных категорий осужденных [1, 2, 3]. Указанное предложение вошло в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года [4]. На наш взгляд, создание предлагаемых видов пенитенциарных учреждений, принимая во внимание значительную территорию России, благотворно отразится на сохранении социальных связей (с семьей, с трудовым коллективом, где работал правонарушитель до осуждения, и т. д.) в силу того обстоятельства, что видов исправительных учреждений станет меньше и появится возможность разместить учреждения объединенного типа почти в каждом субъекте РФ. Думается, указанное обстоятельство непосредственно отразится на поведении осужденных, так как общеизвестно, что закрепление и развитие социального воздействия положительно скажется на их правопослушном поведении и станет сдерживающим фактором от противоправных действий [5, с. 15].

В целях обеспечения безопасности отдельных категорий осужденных отдельные виды исправительных учреждений представляется необходимым сохранить. Для исключения негативного воздействия одних осужденных на других полагаем важным сохранить практику отбывания наказания бывшими сотрудниками правоохранительных, специальных, судебных органов, а также органов прокуратуры в отдельных исправительных учреждениях.

Представляется, что уголовно-исполнительная политика Казахстана в вопросах оптимизации сети исправительных учреждений пойдет по пути Российской Федерации.

Особенности законодательного регулирования вопросов пробации в Казахстане и России

Развитие уголовно-исполнительных отношений в части налаживания более тесных контактов осужденных с внешним миром должно двигаться в направлении развития института пробации.

Важным нормативным правовым актом, действие которого, безусловно, положительно отразится в целом на уголовно-исполнительной политике России, является ФЗ «О пробации в Российской Федерации» от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ [6], частично вступающий в силу

с 1 января 2024 г. Думается, что широкомасштабное внедрение указанного Закона в правоприменительную деятельность пенитенциарной системы положительным образом скажется на дисциплинарной практике, а также на ресоциализации, адаптации и реабилитации субъектов уголовного судопроизводства.

В Казахстане Закон «О пробации» [7] был принят раньше, чем в России. Анализ опыта его реализации позволяет авторам высказать некоторые спорные положения Федерального закона «О пробации в РФ».

Так, содержание ст. 1 рассматриваемого Закона требует новую редакцию. Из теории права мы знаем, что уголовно-исполнительные правоотношения - это часть общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу исполнения назначенного судом наказания. В этой связи в ст. 1 Закона следует внести изменения и изложить в следующей редакции: «Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере организации и функционирования пробации ... направления деятельности и полномочия субъектов пробации в Российской Федерации».

Далее, в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона закреплено понятие пробации, которое несколько отличается от международного понимания. Социально-правовая помощь испытуемым, по нашему мнению, не является главной составляющей. Важнее нахождение указанных лиц под надзором специального органа, исполняющего пробацию, в целях обеспечения безопасности общества, ре-социализации, адаптации и социальной реабилитации испытуемых. Что же касается оказания социально-правовой помощи, то ее применение требуется по мере необходимости.

Закон «О пробации в РФ» определяет три вида пробации - исполнительную, пенитенциарную и постпенитенциарную пробацию. Механизм пробации направлен на осужденных к различным видам наказания. Здесь отсутствует еще один вид, который необходимо применять к подозреваемым и обвиняемым. Отсутствие ранней профилактики преступности не соответствует направлениям уголовной политики России.

В рамках реализуемой Казахстаном уголовно-исполнительной политики Уголовно-исполнительный кодекс [8] и Закон «О пробации» приняты относительно недавно. Однако уже сейчас можно сделать определенные выводы об итогах их применения в практической деятельности государственных органов, их исполняющих (в том числе правоприменительной деятельности учреждений и службы пробации УИС).

Через службу пробации Казахстана прошло значительное число испытуемых, что способствовало повышению эффективности уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы в целом.

За 2022 г. по учетам службы пробации прошло примерно 68 тыс. (2018 г. - 64 тыс.; 2019 г. -66 тыс.; 2020 г. - 66 тыс.; 2021 г. - 67 тыс.) осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Из них 2402 направлены в учреждения УИС (2018 г. - 2095; 2019 г. - 2528; 2020 г. -2943; 2021 г. - 3433):

- за преступление - 541 (2018 г. - 457; 2019 г. - 465; 2020 г. - 602; 2021 г. - 673);

- в связи с заменой наказания на лишение свободы - 1861 (2018 г. - 1638; 2019 г. - 2063; 2020 г. - 2341; 2021 г. - 2760) [9].

Проанализировав практику применения пробации в Казахстане, нами был выявлен ряд недостатков в ее реализации, что позволило нам предложить следующие рекомендации (которые можно использовать при реализации пробации в РФ): 1) досудебная пробация должна вестись не только в отношении подозреваемых и обвиняемых, но и свидетелей, ведущих асоциальных образ жизни. Они могут быть как потенциальными преступниками, так и жертвами преступлений; 2) приговорная пробация должна применяться в отношении лиц, осужденных к наказаниям, предусмотренным уголовным законодательством. При этом они исполняются по прогрессивной системе; 3) пенитенциарная пробация должна реализовываться службой пробации параллельно воспитательной работе, проводимой воспитательными подразделениями пенитенциарных учреждений; 4) постпенитенциарная пробация применяется в отношении всех категорий лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства и отбывших назначенное судом наказание.

Анализ уголовно-исполнительных отношений в вопросах деятельности исправительных учреждений и реализации института пробации в России и Казахстане позволяет сделать ряд выводов:

1. Говоря о системе наказаний, закрепленной в ст. 40 УК РК, необходимо по примеру опыта Российской Федерации, создать самостоятельный вид лишения свободы - пожизненное лишение свободы. При этом следует пожизненное лишение свободы разделить на два вида: а) с правом

представления к условно-досрочному освобождению; б) без права на условно-досрочное освобождение. Ранее пожизненное лишение свободы применялось как альтернатива смертной казни. В связи с тем что 23 декабря 2021 г. был принят Закон РК «Об отмене смертной казни» [10], возникает необходимость признания пожизненного лишения свободы самостоятельным видом наказания, тем более что арест как краткосрочный вид лишения свободы входит в систему наказаний как самостоятельный ее вид.

2. С учетом важности прогрессивной системы как наиболее эффективного способа исполнения лишения свободы назрела необходимость ее единообразного толкования для законодательного закрепления ее понятия. В качестве предложения нами сформулировано авторское понятие: «Прогрессивная система - комплексный межотраслевой институт уголовного и уголовно-исполнительного права, включающий самостоятельные институты, в процессе применения которых правовое положение осужденных регулируется в зависимости от его исправления в сторону расширения или ограничения объема его прав».

Используемые в Уголовно-исполнительном кодексе Казахстана понятия закреплены в отдельной статье: Статья 3. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе.

Представляется целесообразным все понятия, используемые в Уголовно-исполнительном кодексе РФ [11], в том числе и предложенное нами понятие «прогрессивная система» закрепить в ст. 1.1 УИК РФ.

3. Выявленной проблемой исполнения наказаний в РФ является отсутствие отдельных условий содержания (например, льготные) и недостаточное количество оценок положительного поведения осужденных (вместо 6 степеней положительных оценок в соответствии с количеством ее институтов существует только 3 степени, относящихся к обычным и облегченным условиям).

За каждой степенью мы сможем закрепить определенные условия содержания. 1 -я положительная степень будет соответствовать обычным условиям содержания осужденных; 2-я - облегченным условиям; 3-я - льготным; 4-я - условиям содержания путем перевода в учреждение иного вида; 5-я - замене наказания более мягким; 6-я - условно-досрочное освобождение.

4. Важной задачей, требующей своего законодательного решения, является активное использование всего потенциала прогрессивной системы. Затруднительность реализации всех составляющих исследуемой системы заключается в том, что они должны осуществляться на основании судебного акта. Учитывая загруженность органов правосудия в РФ и Казахстане, предлагается: а) формировать пенитенциарный суд, который специализировался бы на рассмотрении только материалов, связанных с процессом исполнения и отбывания всех видов наказаний; б) создать наблюдательную комиссию при каждом пенитенциарном учреждении или службе пробации. Указанная организация должна состоять из представителей местных органов власти; суда; сотрудников местной полиции; администрации пенитенциарного учреждения или службы пробации; прокуратуры; видных общественных деятелей и членов неправительственных и иных организаций и т. д.

В этом случае за судом сохраняется функция назначения наказания и выбора места его отбывания. Все другие функции в части прогрессивной системы (условно-досрочное освобождение, замена наказания и т. д.) должны быть делегированы наблюдательным комиссиям.

Высказанные нами предложения небесспорны, но они направлены на совершенствование уголовно-исполнительной политики, проводимой государством, а потому имеют право на существование.

Библиографический список

1. Селиверстов В. И. Наказание экономических (в сфере предпринимательства) и должностных преступников в оценке общественного и профессионального мнения // Пенитенциарная наука. № 3 (55). 2021. С. 491-501.

2. Усеев Р. З. Перспективы развития системы гибридных исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 4 (179). С. 30-35.

3. Уткин В. А., Киселев М. В., Савушкин С. М. «Гибридные» и «мультирежимные» пенитенциарные учреждения: преимущества и риски // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 29. С. 103-113.

4. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 20. Ст. 3397.

5. Суслов Ю. Е. О влиянии семьи на осужденных в период отбывания наказания // Антро-погогика. 2021. № 4 (4). С. 14-16.

6. О пробации в Российской Федерации : федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ // Российская газета. 2023. № 29.

7. О пробации: Закон Республики Казахстан от 30.12.2016 № 38-VI (с изм. и доп. по состоянию на 27.06.2022) // Казахстанская правда. 2017. № 3 (28382).

8. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 № 226-V ЗРК (с изм. и доп. по сост. на 12.09.2023) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2014. № 13 (2662). Ст. 83.

9. Сведения о лицах, состоящих на учете в службе пробации за второй квартал 2023 г. [Электронный ресурс] // Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz (дата обращения: 12.07.2023).

10. О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни: Закон Республики Казахстан от 29.12.2021 № 89-VII // Казахстанская правда. 2021. № 249 (29626).

11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Российская газета. 1997. № 9.

References

1. Seliverstov V. I. Nakazanie ekonomicheskih (v sfere predprinimatel'stva) i dolzhnostnyh prestupnikov v ocenke obshchestvennogo i professional'nogo mneniya [Punishment of economic (in the field of entrepreneurship) and official criminals in the assessment of public and professional opinion]. Penitenciarnaya nauka [Penitentiary science], 2021, no. 3 (55), pp. 491-501 [in Russian].

2. Useev R. Z. Perspektivy razvitiya sistemy gibridnyh ispravitel'nyh uchrezhdenij v aspekte obespecheniya bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Prospects for the development of a system of hybrid correctional institutions in the aspect of ensuring the security of the penal system]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal enforcement system], 2017, no. 4 (179), pp. 30-35 [in Russian].

3. Utkin V. A., Kiselev M. V., Savushkin S. M. «Gibridnye» i «mul'tirezhimnye» penitenciarnye uchrezhdeniya: preimushchestva i riski [«Hybrid» and «multi-mode» penitentiary institutions: advantages and risks]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Bulletin of Tomsk State University. Right], 2018, no. 29, pp. 103-113 [in Russian].

4. O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy RF do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 no. 1138-r [On the Concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.29.2021 no. 1138-r]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 2021, no. 20, st. 3397 [in Russian].

5. Suslov Yu. E. O vliyanii sem'i na osuzhdennyh v period otbyvaniya nakazaniya [On the influence of the family on convicts while serving their sentences]. Antropogogika [Anthropogogy], 2021, no. 4 (4), pp. 14-16. [in Russian].

6. O probacii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 06.02. 2023 no. 10-FZ [On Probation in the Russian Federation : Federal Law no. 10-FZ dated 02.06.2023]. Rossijskaya gazeta [Rossiyskaya Gazeta], 2023, no. 29 [in Russian].

7. O probacii : Zakon Respubliki Kazahstan ot 30 dekabrya 2016 goda № 38-VI (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 27.06.2022 g.) [On probation: The Law of the Republic of Kazakhstan dated 12.30.2016 no. 38-VI (with amendments and additions as of 06.27.2022)]. Kazahstanskaya pravda [Kazakhstanskaya Pravda], 2017, no. 3 (28382) [in Russian].

8. Ugolovnyj kodeks Respubliki Kazahstan ot 03.07.2014 № 226-V ZRK (s izm. i dop. po sost. na 12.09.2023) [The Criminal Code of the Republic of Kazakhstan dated 07.03.2014 no. 226-V of the SAM (with amendments and additions according to comp. on 12.09.2023)]. Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazahstan [Vedomosti of the Parliament of the Republic of Kazakhstan], 2014, no. 13 (2662), st. 83 [in Russian].

9. Svedeniya o licah, sostoyashchih na uchete v sluzhbe probacii za vtoroj kvartal 2023 goda [Information on persons registered with the probation service for the second quarter of 2023]. Komitet ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Ministerstva vnutrennih del Respubliki Kazahstan [Committee of the Penal Enforcement System of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan]. URL: https://www.gov.kz (Accessed: 07.12.2023 [in Russian].

10. O vnesenii izmenenij i dopolneniya v nekotorye zakonodatel'nye akty Respubliki Kazahstan po voprosu otmeny smertnoj kazni: Zakon Respubliki Kazahstan ot 29 dekabrya 2021 goda no. 89-VII [On amendments and additions to some legislative acts of the Republic of Kazakhstan on the abolition of the death penalty: Law of the Republic of Kazakhstan dated 12.29.2021 no. 89-VII]. Kazahstanskaya pravda [KazakhstanskayaPravda], 2021, no. 249 (29626) [in Russian].

11. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 08.01.1997 no. 1-FZ (red. ot 24.06.2023) [The Penal Enforcement Code of the Russian Federation: Federal Law dated 08.01.1997 no. 1-FZ (ed. dated 06.24.2023)]. Rossijskaya gazeta [Rossiyskaya Gazeta], 1997, no. 9 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.