Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОБАЦИИ В РОССИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

СИСТЕМА ПРОБАЦИИ В РОССИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБАЦИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / КОНЦЕПЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князева Елена Александровна, Кутаков Николай Николаевич

Актуальность исследования вызвана началом создания и развития абсолютного нового для Российской Федерации института контроля за лицами, освободившимися из исправительных учреждений, и оказание им помощи в социальной адаптации - системы пробации. Цель исследования состоит в анализе основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г., закрепляющих создание и развитие пробации в России, а также изучение имеющегося в зарубежных странах опыта деятельности подобных систем. Авторы приходят к выводу о необходимость и своевременность создания данного института в Российской Федерации, как одного из наиболее эффектных способов снижения уровня рецидивной преступности. Между тем опыт зарубежных стран и сложности, с которыми они столкнулись в процессе достижения целей пробации, свидетельствуют о возможных проблемах, которые придется решать уголовно-исполнительной системе России. В этой связи авторы отмечают, что только при системном подходе к нормативно-правовому, кадровому и финансовому обеспечению органов системы пробации России могут быть достигнуты её цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Князева Елена Александровна, Кутаков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBATION SYSTEM IN RUSSIA: FROM THEORY TO PRACTICE

The relevance of the study is caused by the beginning of the creation and development of an absolutely new institution for the Russian Federation for monitoring persons released from correctional institutions and providing them with assistance in social adaptation - the probation system. The purpose of the study is to analyze the main provisions of the Concept of the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030, which consolidate the creation and development of probation in Russia, as well as the study of the experience of such systems in foreign countries. The authors conclude that it is necessary and timely to create this institution in the Russian Federation as one of the most effective ways to reduce the level of recidivism. Meanwhile, the experience of foreign countries and the difficulties they have encountered in the process of achieving probation goals indicate possible problems that the Russian penal system will have to solve. In this regard, the authors note that only with a systematic approach to the regulatory, personnel and financial support of the probation system of Russia can its goals be achieved.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОБАЦИИ В РОССИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_137 УДК 343.8

СИСТЕМА ПРОБАЦИИ В РОССИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ PROBATION SYSTEM IN RUSSIA: FROM THEORY TO PRACTICE

КНЯЗЕВА Елена Александровна,

научный сотрудник отдела координации, организации и планирования научно-исследовательской работы

ФКУ «Научно-исследовательского института ФСИН России» (ФКУ НИИ ФСИН России).

125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1.

E-mail: knyazevapin@yandex.ru;

SPIN-код: 5893-3804, AuthorID: 1154754;

КУТАКОВ Николай Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент,

докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров по кафедре уголовного права

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России).

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: kutakov.n.n@mail.ru;

SPIN-код: 3627-8381, AuthorID: 736626

KNYAZEVA Elena Aleksandrovna,

research Associate of the Department of Coordination, Organization and Planning of Research Work of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 15a, p. 1 Narvskaya str., Moscow, 125130, Russia. E-mail: knyazevapin@yandex.ru;

KUTAKOV Nikolay Nikolaevich,

PhD in Law, Associate Professor, doctoral student of the Faculty of Training Scientific and pedagogical personnel at the Department of Criminal Law of the Academy of Law and the Department of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia. 1 Sennaya str., Ryazan, 390000, Russia. E-mail: kutakov.n.n@mail.ru

Краткая аннотация. Актуальность исследования вызвана началом создания и развития абсолютного нового для Российской Федерации института контроля за лицами, освободившимися из исправительных учреждений, и оказание им помощи в социальной адаптации - системы пробации. Цель исследования состоит в анализе основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г., закрепляющих создание и развитие пробации в России, а также изучение имеющегося в зарубежных странах опыта деятельности подобных систем. Авторы приходят к выводу о необходимость и своевременность создания данного института в Российской Федерации, как одного из наиболее эффектных способов снижения уровня рецидивной преступности. Между тем опыт зарубежных стран и сложности, с которыми они столкнулись в процессе достижения целей пробации, свидетельствуют о возможных проблемах, которые придется решать уголовно-исполнительной системе России. В этой связи авторы отмечают, что только при системном подходе к нормативно-правовому, кадровому и финансовому обеспечению органов системы пробации России могут быть достигнуты её цели.

Abstract: The relevance of the study is caused by the beginning of the creation and development of an absolutely new institution for the Russian Federation for monitoring persons released from correctional institutions and providing them with assistance in social adaptation - the probation system. The purpose of the study is to analyze the main provisions of the Concept of the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030, which consolidate the creation and development of probation in Russia, as well as the study of the experience of such systems in foreign countries. The authors conclude that it is necessary and timely to create this institution in the Russian Federation as one of the most effective ways to reduce the level of recidivism. Meanwhile, the experience of foreign countries and the difficulties they have encountered in the process of achieving probation goals indicate possible problems that the Russian penal system will have to solve. In this regard, the authors note that only with a systematic approach to the regulatory, personnel and financial support of the probation system of Russia can its goals be achieved.

Ключевые слова: пробация, зарубежный опыт, концепция, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительные инспекции, ресоциализация, социальная адаптация.

Keywords: probation, foreign experience, concept, penal enforcement system, penal inspections, resocialization, social adaptation.

Для цитирования: Князева Е.А., Кутаков Н.Н. Система пробации в России: от теории к практике // Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_137.

For citation: Knyazeva E.A., Kutakov N.N. Probation system in Russia: from theory to practice // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 137-139. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_137.

Статья поступила в редакцию: 31.08.2022

Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. (далее - Концепция 2030) одним из основных направлений совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) обозначило создание и развитие системы пробации [12].

Термин «пробация» (от лат. probatio - испытание) употребляется чаще всего как институт, сопровождающий условное лишение свободы или отсрочку вынесенного приговора [9, с. 67], а также в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы [4, с. 82].

Необходимость в создании такой системы обусловлена тем, что ежегодно из учреждений УИС освобождается порядка 200 тыс. человек, при этом многие из них не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Такая неспособность адаптироваться, в первую очередь вызвана тем, что в России достаточно длительные сроки лишения свободы. Доля отбывающих сроки наказания свыше 10 лет возросла с 14,5% в 2009 году до 22,8% в 2022 году [11]. Если в европейских странах средний срок пребывания в местах лишения свободы, по данным на 2014 год, составляет около 10 месяцев, то в России это 25,5 месяца, причем в России сроки могут быть значительно более продолжительными, а свыше 60 % осужденных ранее уже отбывали наказание в виде лишения свободы. Кроме того, достаточно длительное время подозреваемые и обвиняемые находятся в следственных изоляторах еще до приговора суда [6].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. №9(213)

В Концепции 2030 вопросу процесса построения системы пробации в России посвящена целая глава (XVI. Создание и развитие системы пробации). Согласно положениям данной главы на первом этапе (до 2024 года) должна быть создана нормативно-правовая база, регламентирующая процесс ресоциализации и социальной адаптации подозреваемых, обвиняемых, осужденных и лиц, освободившихся от отбывания наказания, а уже на втором (до 2030 года) данная система должна начать оказание содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве.

Если говорить более подробно о первом этапе, то очевидна необходимость создания отдельного нормативно-правового документа определяющего принципы и цели пробации, субъектов данных правоотношений, их права и обязанности, тем самым закрепляя институт пробации на законодательном уровне. Именно об этом в своем выступлении в Совете Федерации и заявил министр юстиции России К.А. Чуйченко говоря о готовящемся проекте закона «О системе пробации в Российской Федерации», который определит категории лиц, в отношении которых будет применяться пробация, социальная адаптация и реабилитация [3].

Кроме того, для эффективности работы системы пробации, необходимо внести изменения в действующие нормативные правовые акты федерального уровня, в том числе:

- в Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», закрепляя в качестве субъектов его правоотношений и лиц, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания;

- в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», закрепляя в его нормах необходимость содействия в трудоустройстве и сопровождения при содействии занятости осужденным, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания.

Безусловно, большие изменения произойдут и ведомственных нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность сотрудников воспитательных служб исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ).

Говоря об УИИ, как основном субъекте системы пробации, на которого могут быть возложены обязанности по оказанию помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, в том числе условно-досрочно, необходимо заострить внимание на том, что их деятельность уже сейчас сталкивается с целым рядом трудностей. Для справки, на конец 2021 года в УИС функционировало 1429 УИИ, в том числе 81 федеральное казенное учреждение, при этом на их учете состояло 469371 поднадзорный [10, с. 280]. Данные показатели свидетельствует о сильной загруженности сотрудников УИИ, а появление дополнительных обязанностей лишь усугубит имеющуюся ситуацию.

Еще одним «камнем преткновения» в вопросе построения системы пробации является и сам выбор УИИ в качестве основного субъекта правоотношений в данной сфере. Основной задачей пробации является оказание помощи лицам, в отношении которых применяется пробация в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, при этом на УИИ в настоящее время возложена задача по осуществлению контроля за осужденными и недопущению совершения ими повторных преступлений и правонарушений. Это абсолютно разные по своему содержанию задачи, которые не могут эффективно выполняться одними и те же сотрудниками УИС. Таким образом, с очень большой вероятностью стоящие перед системой пробации цели не будут достигнуты без создания отдельной службы, главной задачей которой станет коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация.

На наш взгляд положительный опыт выделения службы пробации в отдельную структуру имеется в США. Там все сотрудники службы пробации и досудебных услуг подчиняются Главному офицеру пробации и досудебных услуг в соответствующем федеральном судебном округе, который, в свою очередь, подконтролен главному окружному судье [8, с. 30]. Подобный подход избран для того, чтобы получать выводов о том, что это за человек, и о причинах нарушения им закона, а не только контролировать его поведение. Именно поэтому службой пробации США проводятся социально-психологические обследования лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Анализируя постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» становится очевидно, что задачи по психологическому обследованию поднадзорных лиц чужды сотрудникам УИИ, такие задачи на них никогда не возлагались, а следовательно в УИИ отсутствует опыт проведения подобной работы и необходимые специалисты. Тем самым, ожидаемые от созданной службы пробации результаты достигнуты не будут, просто потому, что отсутствует необходимые кадровые «мощности». Именно поэтому уже сейчас в целях подготовки кадров для службы пробации необходимо организовать специализированное обучение специалистов в ведомственных вузах страны, организовать систему переподготовки и повышения квалификации сотрудников службы пробации [4, с. 85].

Следующим проблемным аспектом успешной реализации системы пробации на наш взгляд может встать вопрос финансового обеспечения. В Концепции 2030 нет ни единого упоминания о финансировании системы пробации. А ведь основная проблема, с которой сталкивается лицо, освобождающееся из мест лишения свободы и утратившее социальные связи, - отсутствие места проживания. Как возможно решить ее без дополнительного финансирования, остается загадкой.

Между тем, говоря о пробации и возможности реализации ее процесса сотрудниками пенитенциарного ведомства, нельзя не упомянуть опыт и других зарубежных стран.

В Республике Казахстан система пробации существует с конца 2016 года и действует в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 декабря 2016 № 38^1 «О пробации». В Казахстане функционирует следующие виды пробации: досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная пробация. В настоящее время институт пенитенциарной пробации в Казахстане находится в состоянии своего формирова-

ния и основывается на реализации сотрудниками учреждений УИС комплекса мероприятий в период подготовки гражданина к освобождению. Ранее до существования института пенитенциарной пробации, ресоциализация осужденного, осуществлялось инспектором трудового и бытового устройства отдела воспитательной работы с осужденными учреждения УИС Казахстана. Сегодня реализация института пенитенциарной пробации возлагается на одно должностное лицо - инспектора службы пробации [7, с. 285].

Институт пробации также существует в Кыргызской Республике. Закон «О пробации» Кыргызской Республики был принят 24 февраля 2017 года и вступил в силу 1 января 2019 года. Следует отметить, что в Кыргызской Республике орган пробации внедрен на базе существующих ранее уголовно-исполнительных инспекций при ГСИН. По состоянию на 30 июля 2022 г. на учете Департамента пробации при Министерстве Юстиции Кыргызской Республики состоит 6975 клиентов (более 60 % от общего количества осужденных, содержащихся в закрытых учреждениях УИС) и приходится констатировать, что с момента создания данный орган столкнулся с проблемой отрицательного соотношения численности персонала к подучет-ным клиентам, примерно в 1:90. В тоже время, вследствие организации районных органов пробации согласно административному делению страны, наблюдается различная служебная нагрузка на сотрудников иной раз даже выше, чем 1:90, например, в г. Ош - 1:100 или в Сузакском районе Джа-лал-Абадской области - 1:112 [5]. В связи с этим работа органов пробации может свестись исключительно к учету осужденных, ведению соответствующей документации и поставить под сомнение реализацию самой сути идеи создания института пробации в Кыргызской Республике [1, с. 73]. Столкнулась система пробации Кыргызской Республики и с кадровыми проблемами, о которых нами было сказано ранее. Большая часть персонала органов пробации имеет высшее юридическое образование, а также специальности, которые далеки от пробационной деятельности (экономист, финансист, инженер связи и др.). При этом сотрудников, имеющие высшее образование по специальностям, востребованным в системе пробации, таким как «социальная работа», «психология», «конфликтология», «клиническая психология» явно недостаточно.

В завершении хотелось бы подчеркнуть, что система пробации является правильным государственным «шагом» на пути формирования «здорового» и стабильного общества. Во многих странах мира она является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений (Англии, Германии, Дании, Латвии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Эстонии и т.д.) [2, с. 24]. Однако, имеющий зарубежный опыт в этом вопросе указывает на то, что без системного подхода к нормативно-правовому, кадровому и финансовому обеспечению органов пробации достигнуть желаемых результатов будет невозможно.

Библиогра фия:

1. Байгубатова Н.Р. Актуальные проблемы органов пробации Кыргызской Республики / Н.Р. Байгубатова, Б.О. Сарманова, А.Т. Эсенбекова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2020. Т. 20. № 11. - С. 70 - 75.

2. Воронова Е.Л. Создание службы пробации в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. - С. 24 - 25.

3. Глава Минюста России сообщил о деталях создания службы пробации в России [Электронный ресурс] / Сайт «Министерство юстиции Российской Федерации». - Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/events/48449/ (дата обращения 31.08.2022).

4. Голодов П.В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2(14). - С. 81 - 88.

5. Департамент пробации при Министерстве юстиции Кыргызской Республики [Электронный ресурс] / Сайт «Департамент пробации при Министерстве юстиции Кыргызской Республики». - Режим доступа: https://probation.gov.kg/ru. (дата обращения 31.08.2022).

6. Как адаптировать к обычной жизни бывшего осужденного [Электронный ресурс] / Сайт «Российская газета». - Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnoj-zhizni-byvshego-osuzhdennogo.html (дата обращения 10.07.2022).

7. Исергепова А.К. Пенитенциарная пробация как самостоятельный вид пробации в Республике Казахстан // III международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции, Рязань, 21-23 ноября 2017 года / Академия ФСИН России. - Рязань: Академия ФСИН России. 2017. - С. 282 - 287.

8. Калужина М.А. Особенности функционирования службы пробации в США // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 3. - С. 29 -32.

9. Кароли Б. Альтернативные меры уголовного наказания // Альтернативы тюремному заключению в Республике Казахстан. 2000. - С. 67.

10. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы: январь - декабрь 2021 г. / информационно-аналитический сборник. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2022.- 406 с.

11. Статистические данные ФСИН России [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФСИН России. - Режим доступа: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения 31.08.2022).

12. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения 10.07.2022).

References:

1. Baygubatova N.R. Actual problems of probation authorities of the Kyrgyz Republic / N.R. Baygubatova, B.O. Sarmanova, A.T. Esenbekova // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2020. Vol. 20. No. 11. - pp. 70-75.

2. Voronova E.L. Creation of probation service in Russia // Issues of juvenile justice. 2009. No. 3. - pp. 24-25.

3. The Head of the Ministry of Justice of Russia reported on the details of the creation of a probation service in Russia [Electronic resource] / Website "Ministry of Justice of the Russian Federation". - Access mode: https://minjust.gov.ru/ru/events/48449 / (accessed 31.08.2022).

4. Golodov P.V. Foreign experience and prospects of creating a probation service in Russia: organizational and legal aspects // Bulletin of the Institute: correction, punishment, correction. 2011. No. 2(14). - pp. 81 - 88.

5. Probation Department under the Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic [Electronic resource] / Website "Probation Department under the Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic". - Access mode: https://probation.gov.kg/ru . (accessed 31.08.2022).

6. How to adapt to the ordinary life of a former convict [Electronic resource] / Website "Rossiyskaya Gazeta". - Access mode: https://rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnoj-zhizni-byvshego-osuzhdennogo.html (accessed 10.07.2022).

7. Isergepova A.K. Penitentiary probation as an independent type of probation in the Republic of Kazakhstan // III International Penitentiary Forum "Crime, punishment, correction" : (to the 20th anniversary of the entry into force of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation) : Collection of abstracts of speeches and reports of participants of the International Scientific and Practical Conference, Ryazan, November 21-23 2017 / Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. - Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Sernce of Russia. 2017. - pp. 282 - 287.

8. Kaluzhina M.A. Features of the functioning of the probation service in the USA // Penal enforcement system: law, economics, management. 2014. No. 3. - pp. 29-32.

9. Karoli B. Alternative measures of criminal punishment // Alternatives to imprisonment in the Republic of Kazakhstan. 2000. - p. 67.

10. The main indicators of the activity of the penal enforcement system: January - December 2021 / information and analytical collection. - Tver: FKU NIIIT FSIN of Russia, 2022.- 406 p.

11. Statistical data of the Federal Penitentiary Service of Russia [Electronic resource] / Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia. - Access mode: https://fsin.gov.ru/statistics / (accessed 31.08.2022).

12. Decree of the Government of the Russian Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r "On approval of the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource] / Information and legal portal "Garant" (accessed 10.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.