Научная статья на тему 'Организационные аспекты начала функционирования системы пробации в Российской Федерации'

Организационные аспекты начала функционирования системы пробации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пробация / система пробации / уголовно-исполнительные инспекции / осужденные / ресоциализация / probation / probation system / penitentiary inspections / convicts / resocialization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Анатольевич Злотников

В статье рассматривается авторское видение перспектив начала функционирования системы пробации в Российской Федерации, раскрываются проблемы ресоциализации лиц, находящихся в конфликте с законом; затрагивается опыт функционирования служб пробации в зарубежных странах. Сформулированы и обосновываются предложения организации системы пробации на основе существующего организационно-правового механизма работы уголовно-исполнительных инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational aspects of the beginning of the functioning of the probation system in the Russian Federation

The article examines the author's vision of the prospects for the start of the functioning of the probation system in the Russian Federation, reveals the problems of resocialization of persons in conflict with the law; the experience of functioning of probation services in foreign countries is touched upon. Proposals for organizing a probation system based on the existing organizational and legal mechanism for the functioning of penitentiary inspections are formulated and substantiated.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты начала функционирования системы пробации в Российской Федерации»

УДК 343.85

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2022-243-8-17-24

СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ЗЛОТНИКОВ

начальник УФСИН России по Вологодской области, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы И Sazl202111@gmail.com Вологда

Организационные аспекты начала функционирования системы пробации в Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматривается авторское видение перспектив начала функционирования системы пробации в Российской Федерации, раскрываются проблемы ресоциализации лиц, находящихся в конфликте с законом; затрагивается опыт функционирования служб пробации в зарубежных странах. Сформулированы и обосновываются предложения организации системы пробации на основе существующего организационно-правового механизма работы уголовно-исполнительных инспекций.

Ключевые слова: пробация, система пробации, уголовно-исполнительные инспекции, осужденные, ресоциализация

Для цитирования

Злотников С. А. Организационные аспекты начала функционирования системы пробации в Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 8. С. 17-24. Ьйр8:/Мо1 о^/10.51522/2307-0382-2022-243-8-17-24.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки)

Современная государственная политика России свидетельствует о предпринимаемых государственными органами действиях, направленных на совершенствование системы правоохранительных органов с целью выработки мер по снижению уровня преступности и обеспечения безопасности граждан. В этих условиях одной из основополагающих общегосударственных задач, требующих принятия первоочередного решения, является создание эффективной системы ресоциализации лиц, входящих в группу риска, путем

© Злотников С. А., 2022

принятия мер упреждающего воздействия, носящих правовой и социально-экономический характер.

Успех ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, напрямую зависит от эффективности исправительного воздействия, должной организации всех элементов системы ре-социализации, а также от уровня правового, организационного и материального обеспечения данного процесса. Статистика ФСИН России показывает оценку успешности ресоциализации в виде неустойчивой динамики к снижению

SERGEI A. ZLOTNIKOV

Head of the FPS of Russia Department in the Vologda Region, Candidate of Law, Lieutenant Colonel of the Internal Service sorokinmike@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2518-155X Vologda

Organizational aspects of the beginning of the functioning of the probation system in the Russian Federation

Abstract. The article examines the author's vision of the prospects for the start of the functioning of the probation system in the Russian Federation, reveals the problems of resocialization of persons in conflict with the law; the experience of functioning of probation services in foreign countries is touched upon. Proposals for organizing a probation system based on the existing organizational and legal mechanism for the functioning of penitentiary inspections are formulated and substantiated.

Keywords: probation, probation system, penitentiary inspections, convicts, resocialization

For citation

Zlotnikov S. A. Organizational aspects of the beginning of the functioning of the probation system in the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 8. P. 17-24. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-243-8-17-24.

12.00.08 Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)

рецидивной преступности. Так, в 2017 году осуждены второй раз и отбывали наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях 91 108 осужденных, что составляет 18,4 % от общей численности осужденных в исправительных колониях для взрослых; в 2018 году - 18,2 %; в 2019 году - 17,7 %; в 2020 году - 21,7 %; в 2021 году - 21,1 %. Вместе с тем осуждены в третий и более раз в 2017 году - 35,1 %; в 2018 году - 36,1 %; в 2019 году - 36,1 %; в 2020 году - 39,8 %; в 2021 году - 39,9 % [1].

Проблемы есть и при взаимодействии учреждений уголовно-исполнительной системы с органами власти. Так, нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных и муниципальных органов, не обязывают их оказывать содействие органам уголовно-исполнительной системы в работе с осужденными по организации бытового и трудового устройства, однако уголовно-исполнительное законодательство обязывает учреждения уголовно-исполнительной системы взаимодействовать

с органами государственной власти и органами местного самоуправления в вопросах подготовки осужденных к освобождению. В рассматриваемом проблемном аспекте не может не радовать представленный на общественное обсуждение в начале второго квартала 2022 года проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации», в статье 6 которого содержится перечень субъектов пробации, с которым мы полностью согласны. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо уделить внимание описанию функций в сфере пробации для каждого учреждения уголовно-исполнительной системы, поскольку именно эти учреждения являются ключевыми субъектами системы пробации. Полагаем, что детальное описание функций отдельных учреждений уголовно-исполнительной системы может быть предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний.

В перечисленных нормативных актах считаем важным предусмотреть описание порядка взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с субъектами пробации, в особенности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и правоохранительными органами с целью формирования организационно-правового механизма непрерывного социально-правового сопровождения осужденных с момента вступления приговора суда в законную силу до момента освобождения и далее до тех пор, когда можно будет с уверенностью сказать, что лицо, освободившееся из мест лишения свободы, прочно встало на социально-конструктивный путь взаимодействия с обществом, про-

являет искреннее уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. На последнем аспекте, на наш взгляд, важно сделать особый акцент. Не является секретом тот факт, что после освобождения осужденный, как правило, попадает в прежнюю деструктивную социально-информационную среду, где все положительные результаты, достигнутые в процессе отбывания наказания, зачастую нивелируются. Именно на этот период приходится особая нагрузка субъектов пробации, которую важно предусмотреть (начинать процедуру ресоциализации) еще в период отбывания осужденным уголовного наказания посредством взаимодействия субъектов пробации с учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Изложенное подтверждается и проводимыми исследованиями, которые показывают, что при освобождении из мест лишения свободы ряд осужденных испытывают трудности в поисках работы и жилья, получении медицинских, образовательных и социальных услуг. Как отмечал еще в 2009 году Бровский П. А., некоторые осужденные не желают приспосабливаться к условиям жизни на свободе и не стремятся заняться общественно полезной деятельностью. Многие встречают момент освобождения с тревогой (17,3 % женщин и 10,3 % мужчин). Кроме того, отсутствие работы, постоянного места жительства, употребление спиртных напитков, наркотических веществ, наличие антисоциальных установок ведет к повторному совершению преступлений после освобождения [2]. В настоящее время, на наш взгляд, показатели тревожности могли значительно усилиться вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, повлекшей существен-

ные изменения в трудовых и бытовых общественных отношениях, и внешнеполитических событий.

Таким образом, в нашем понимании пробация (от лат. probatio - испытание) -межотраслевой организационно-правовой механизм социального и психолого-педагогического сопровождения осужденных в процессе отбывания наказания и далее после освобождения, функционирование которого имеет цель - завершение и окончательное утверждение их уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, и нацеленности на правопослушное поведение.

С нашей точки зрения, цель пробации важно дополнить необходимостью сокращения расходов, отчисляемых на содержание пенитенциарной системы. Свои предложения в этом аспекте мы опишем в конце статьи.

Далее считаем интересным коснуться практики применения указанного института в зарубежных странах, которая не является однозначной. К примеру, уже в конце XX века в Англии и Уэльсе действовали 42 региональные службы пробации, которые опекали правонарушителя до тюрьмы, в тюрьме и после нее. Еще до суда служба знала о нем практически все. Присутствие ее представителей на суде являлось обязательным, хотя они и не учавствовали в судебном разбирательстве.

В США освобожденные из исправительных учреждений находятся под наблюдением службы пробации и пароля, ее так называемого полевого агента (как правило, профессионала со средним юридическим образованием, отобранного для работы на основе конкурса, с опытом работы и знаниями психологии). Его задача - наблюдение за поведением освобожденного, заключающееся в своевременном посещении агентом, приоб-

щении к законопослушной жизни, что включает в себя отношения с семьей, работодателями и проведение досуга. Агент может давать рекомендации, когда это необходимо, и выступать своеобразным «брокером», реализуя интересы подопечного. Полевые агенты предлагают освобожденным прямую помощь, содействуют в трудоустройстве, при оформлении на биржу труда или прохождении профессиональной переподготовки. На них также лежит обязанность обеспечивать безопасность общества и сообщать суду о любых отклонениях от исполнения освобожденными правил и инструкций [3].

Показателен опыт наших ближайших соседей. К примеру, как описывает Кибыш А., в Эстонии служба пробации, которая там называется службой криминального надзора, занимается оказанием помощи освободившимся из тюрьмы, надзором за приговоренными к принудительным работам, а также подготовкой так называемых досудебных докладов - своеобразных досье, в которых отражается необходимая информация о правонарушителе [4].

Правовым моментом зарождения системы пробации в России в новейшей истории можно назвать 2012 год, когда был подготовлен проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих» [5]. Для проработки вопроса о создании службы пробации распоряжением руководителя Администрации Президента Российской Федерации от 12.06.2011 № 837 была создана рабочая группа, разработавшая ряд проектов федеральных законов. В их число вошли законопроекты: «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

закона "О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих"», «О службе в органах и учреждениях системы проба-ции» и «О социальных гарантиях офицерам пробации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако названные законопроекты фактически остались без движения. В октябре 2012 года Председателем Правительства Российской Федерации было поручено Министерству юстиции Российской Федерации вместе с другими ведомствами разработать законопроект о создании в нашей стране системы пробации как вида условного осуждения. Установлен и весьма жесткий срок исполнения - январь 2014 года [6]. Однако одно то, что в поручении под системой пробации подразумевался лишь вид условного осуждения, давало основание предположить, что такой, например, вариант развития ситуации, как создание автономной Федеральной службы пробации с возложением на нее ряда дополнительных функций [7], не допускался вовсе...

Новый импульс к развитию идей системы пробации в России дала Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, которая предусматривает создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации, предполагает внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания указанных лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Именно данным до-

кументом предусмотрено создание в России и системы пробации, с закреплением данного института на законодательном уровне [8].

Создаваемая в России служба пробации, аспекты которой описываются в проекте федерального закона 2022 года, -это уникальная инновационная система межотраслевого взаимодействия, учитывающая особенности национального менталитета и регламентирующая выполнение субъектами пробации функций по социальной реабилитации осужденных во время отбывания наказания и после освобождения.

Говоря о старте функционирования системы пробации, следует отметить, что отдельные функции службы проба-ции, исходя из проекта федерального закона, в большей мере, по сравнению с другими учреждениями, исполняющими уголовные наказания, реализуют в настоящее время уголовно-исполнительные инспекции. Вместе с тем существенным недостатком такой организации является то, что контрольные функции уголовно-исполнительных инспекций имеют приоритет над социально-реабилитационными задачами, которые органично сочетаются в рамках функционирования системы пробации, представленной в проекте федерального закона.

Тем не менее, несмотря на существующие пока еще недостатки, мы полагаем, что первоначальные организационные мероприятия функционирования системы пробации целесообразно проводить на базе действующей системы уголовно-исполнительных инспекций. Свои предложения мы строим на следующих аспектах:

- уголовно-исполнительные инспекции имеют определенную материальную базу, что позволит значительно сокра-

тить государственные расходы на создание новой службы;

- инспекции имеют сформированный штат профессиональных сотрудников с достаточно большим опытом работы с лицами, преступившими закон, в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

- сформирована система взаимодействия между уголовно-исполнительными инспекциями и органами внутренних дел, прокуратуры и суда, государственными, общественными, коммерческими организациями.

В рассматриваемом переходном периоде, по нашему мнению, система проба-ции начнет функционировать по следующим направлениям:

- контрольно-надзорное - организация контроля за отбытием наказания осужденными в рамках определенных судом ограничений и после освобождения от отбывания уголовных наказаний;

- социальное - оказание лицам, отбывающим уголовное наказание, в том числе без изоляции от общества, а также освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, необходимой помощи в целях адаптации к условиям жизни в обществе, содействие в развитии у осужденных навыков социально приемлемого и ответственного поведения в целях дальнейшего предупреждения возможных преступлений;

- психолого-педагогическое - оказание лицам, отбывающим уголовное наказание, в том числе без изоляции от общества, а также освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, содействия в коррекции их поведения, изменении убеждений с криминальных и деструктивных на социально-конструктивные. Важно отметить и признать, что реализация этого направления не будет успешной без включения

в функционирование системы пробации всего потенциала исправительных учреждений, обладающих колоссальными знаниями личности осужденных и методологией организации воспитательной работы с осужденными.

По нашему мнению, организованное таким образом становление системы пробации на правовой базе уголовно-исполнительных инспекций, осуществляя организационно-методическое взаимодействие с сотрудниками исправительных учреждений, позволит эффективно решать вопросы ресоциализации осужденных еще при нахождении подопечных в местах заключения. Для наибольшей эффективности проведения предлагаемых переходных мероприятий необходимо учесть следующее:

- представитель службы пробации совместно с сотрудниками исправительного учреждения должен выявлять круг лиц, имеющих склонности к криминальному поведению, сложности бытового и трудового устройства, что позволит познакомиться с подопечным еще до его освобождения, выявить проблемы, в том числе социального характера, которые необходимо будет решить после освобождения;

- на этапе, предшествующем освобождению, сотрудник службы пробации должен организовать работу по решению вопросов трудового и бытового устройства путем осуществления взаимодействия с заинтересованными органами, наметить мероприятия, необходимые для оказания помощи осужденному на этапе освобождения, в целях облегчения его социальной адаптации в обществе;

- работа с осужденным в период исполнения наказания позволит сотрудникам службы пробации, исходя из личности осужденного, определить перечень необходимых ограничений с целью последующего возложения опре-

деленных обязанностей на осужденного, освобождаемого условно-досрочно, для чего при решении вопроса об условно-досрочном освобождении лица будет целесообразно представлять в суд соответствующее ходатайство, в последующем осуществляя функцию контроля за досрочно освобожденным.

На наш взгляд, разрешив насущные проблемы осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, возможно существенно воздействовать на предотвращение преступности. Именно поэтому деятельность службы проба-ции должна начинаться при подготовке к освобождению, чтобы устранить намерения осужденного вернуться на преступный путь.

Рассматривая пенитенциарный и постпенитенциарный этапы воздействия на личность осужденного в рамках про-бации, важно предусмотреть в проекте федерального закона 2022 года и допе-нитенциарный этап, который, в отличие от постпенитенциарного, рассчитан на профилактику и предупреждение первичной преступности. Допенитенциар-ный этап окончательно сформируется после запуска и апробирования пенитенциарного и постпенитенциарного этапов функционирования системы пробации, проведения дополнительных исследований, изучения обратной связи от бывших осужденных и от общества.

Как мы анонсировали ранее, важным остается вопрос финансирования деятельности службы пробации. Не секрет, что преступления наносят обществу колоссальный экономический вред, который с годами не снижается. Так, в 2021 году ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 834,5 млрд руб., что на 62,7 % больше аналогичного показателя 2020 года [9]. Среди приоритетных задач функционирования службы пробации-

снижение преступности и сокращение расходов на содержание пенитенциарной системы. При ее эффективной работе предполагается снижение бюджетных отягощений в решении перечисленных задач и частичное перенаправление финансирования на организацию данной службы. Важно и то, что «сама пробация - это не отдельная служба, а большая работа, в которой будут участвовать и государственные органы, и общественные организации» [10] в рамках существующей финансовой нагрузки.

Рассмотренные нами организационные аспекты начала функционирования системы пробации, в том числе на базе уголовно-исполнительных инспекций, и сформулированные выводы показывают следующее:

- в России существуют все правовые и организационные условия для начала функционирования системы пробации;

- существующие предпосылки для системы пробации, а также организационные проблемы показывают потребности в подготовке будущих кадров и профессиональной переподготовке существующих;

- важным аспектом организации системы пробации является ее финансирование, которое возможно при перераспределении финансовых потоков борьбы с рецидивом на его профилактику;

Что касается организационной составляющей в функционировании будущих субъектов пробации, мы полностью разделяем точку зрения, высказанную в свое время Давыденко А. В., о том, что служба пробации, возможно, не столько самостоятельно должна осуществлять социально-реабилитационные функции, сколько активизировать все существующие на обслуживаемой территории реабилитационные ресурсы, организуя эту работу совместно с институтами гражданского общества [11].

1. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых // ФСИН России : [сайт]. URL: https://goo.su/bbeNXU (дата обращения: 08.07.2022).

2. Бровский П. А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: тендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2009. № 2. С. 56-65.

3. Newman D. J., Anderson P. R. Introduction to criminal justice. New York. 1989. P. 449-471.

4. Кибыш А. Нужна ли России служба пробации? // Преступление и наказание. 2006. № 5. С. 20-21.

5. Сергеев Д. Н. Нужен ли закон о пробации? // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3 (25). С. 68-72.

6. Медведев поручил подготовить закон о пробации // Росбалт : [сайт]. URL: http://www.rosbalt.ru/ main/2012/10/17/1047140.html (дата обращения: 29.03.2022).

7. Абатуров А. И., Коровин А. А. Служба пробации: зарубежный опыт : монография / под общ. ред. Н. Б. Хуторской. Киров : Спектр-Принт, 2013. С. 86.

8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // СЗ РФ. 2021. № 20. Ст. 3397.

9. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (дата обращения: 04.05.2022).

10. Минюст предлагает создать службу помощи экс-заключенным для адаптации на воле // Российская газета : [сайт]. 04.04.2022 URL: https://goo.su/oevjd (дата обращения: 04.05.2022).

11. Давыденко А. В. Некоторые аспекты создания в Российской Федерации системы пробации // Адвокат. 2013. № 12. С. 45-50.

1. Characteristics of persons held in correctional colonies for adults // FPS of Russia : [website]. URL: https://goo. su/bbeNXU (date of access: 07/08/2022).

2. Brovsky P. A. Problems of social adaptation of convicts released from places of deprivation of liberty: gender aspect // Woman in the Russian society. 2009. No. 2. P. 56-65.

3. Newman D. J., Anderson P. R. Introduction to criminal justice. New york. 1989. P. 449-471.

4. Kibysh A. Does Russia need a probation service? // Crime and Punishment. 2006. No. 5. P. 20-21.

5. Sergeev D. N. Is a probation law necessary? // Legal science and law enforcement practice. 2013. No. 3 (25). P. 68-72.

6. Medvedev instructed to prepare a law on probation // Rosbalt : [website]. URL: http://www.rosbalt.ru/ main/2012/10/17/1047140.html (date of access: 03/29/2022).

7. Abaturov A. I., Korovin A. A. Probation service: foreign experience : monograph / ed. ed. Khutorskoy N. B. Kirov: Spektr-Print, 2013. P. 86.

8. The Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved. thrust Government of Rus. Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // CL RF. 2021. No. 20. Art. 3397.

9. The state of crime in Russia in January-December 2021 // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation : [website]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (Accessed: 05/04/2022).

10. The Ministry of Justice proposes to create a service for helping ex-prisoners to reajust in the society // Rossiyskaya Gazeta : [website]. 04/04/2022 URL: https://goo.su/oevjd (date of access: 05/04/2022).

11. Davydenko A. V. Some aspects of creating a probation system in the Russian Federation // Lawyer. 2013. No. 12. P. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.