Научная статья на тему 'ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ПРОБАЦИЯ: ҚАЗІРГІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚАЛЫПТАСУ МЕН ДАМУДЫҢ БІРЕГЕЙ ТӘЖІРИБЕС'

ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ПРОБАЦИЯ: ҚАЗІРГІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚАЛЫПТАСУ МЕН ДАМУДЫҢ БІРЕГЕЙ ТӘЖІРИБЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБАЦИЯ / қЫЛМЫСТЫқ-АТқАРУ САЯСАТЫ / қЫЛМЫСТЫқ ЗАң / МЕМЛЕКЕТ / қЫЛМЫС / АЗАМАТТЫқ қОғАМ / ЖАЗА / ҚАЗАқСТАН / қАЙТА әЛЕУМЕТТЕНДіРУ / PROBATION / PENAL ENFORCEMENT POLICY / CRIMINAL LAW / STATE / CRIME / CIVIL SOCIETY / PUNISHMENT / KAZAKHSTAN / RESOCIALIZATION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / ПРЕСТУПНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАКАЗАНИЕ / КАЗАХСТАН / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахимбердин Куат Хажумуханович, Гета Юлия Ростиславна

В статье рассматриваются доктринальные предпосылки, исторические особенности и некоторые аспекты генезиса и современного состояния института пробации в Республике Казахстан, как получившего мировое признание альтернативы наказанию в виде лишения свободы.В статье отмечается, что еще в первой половине ХХ века в США пробация рассматривалась как эффективный «заменитель» наказанию в виде тюремного заключения. Целью подготовки настоящей статьи является научно-теоретический и правовой анализ пробации в контексте уникального опыта ее становления и развития в национальном законодательстве Республики Казахстан. Авторы статьи обращают внимание на доктринальные предпосылки возникновения пробации, как явления законодательства и уголовной политики Республики Казахстан.В статье раскрываются доминанта развития пробации в мировой практики как важнейшего метода ресоциализации правонарушителей. Институт пробации и его отдельные признаки раскрываются через призму положений Закона РК «О пробации», показываются позитивные аспекты и недостатки в регулировании пробационного контроля на уровне данного закона. В связи с этим в статье обращается внимание на недостатки правового регулирования в части, касающейся программ ресоциализации осужденных, их составления и последующего выполнения. Критическую оценку авторов получила включение законодателем полиции в субъектный состав пробационного контроля. Авторские суждения подкрепляются статистическими данными иллюстрирующими динамику применения пробации в последние годы и ее лидирующую роль в системе уголовно-правового воздействия на преступность.В статье содержатся аргументированные выводы о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования пробации на основе рекомендации международно-правовых актов ООН, доктринальных положений и имеющегося правового опыта Казахстана, являющегося уникальным в регионе Центральной Азии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBATION IN KAZAKHSTAN: UNIQUE EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the doctrinal prerequisites, historical features and some aspects of the genesis and current state of the probation institution in the Republic of Kazakhstan, which has received international recognition of the alternative to punishment in the form of imprisonment.The article notes that even in the frst half of the twentieth century in the United States, probation was seen as an effective “substitute” for imprisonment. The purpose of the preparation of this article is the scientifc, theoretical and legal analysis of probation in the context of the unique experience of its formation and development in the national legislation of the Republic of Kazakhstan. The authors of the article draw attention to the doctrinal prerequisites for the occurrence of probation as a phenomenon of the legislation and criminal policy of the Republic of Kazakhstan.The article reveals the dominant development of probation in world practice as the most important method of resocialization of offenders. The probation institute and its individual features are revealed through the prism of the provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan “On probation, positive aspects and defciencies in the regulation of probation control at the level of this law are shown.Authors’ judgments are supported by statistical data illustrating the dynamics of the use of probation in recent years and its leading role in the system of criminal law infiuence on crime.The article contains reasoned conclusions about the need to further improve the legal regulation of probation based on the recommendations of UN international legal instruments, doctrinal provisions and the existing legal experience of Kazakhstan, which is unique in the Central Asian region

Текст научной работы на тему «ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ПРОБАЦИЯ: ҚАЗІРГІ КЕЗЕҢДЕГІ ҚАЛЫПТАСУ МЕН ДАМУДЫҢ БІРЕГЕЙ ТӘЖІРИБЕС»

закона. В связи с этим в статье обращается внимание на недостатки правового регулирования в части, касающейся программ ресоциализации осужденных, их составления и последующего выполнения. Критическую оценку авторов получила включение законодателем полиции в субъектный состав пробационного контроля.

Авторские суждения подкрепляются статистическими данными иллюстрирующими динамику применения пробации в последние годы и ее лидирующую роль в системе уголовно-правового воздействия на преступность.

В статье содержатся аргументированные выводы о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования пробации на основе рекомендации международно-правовых актов ООН, доктринальных положений и имеющегося правового опыта Казахстана, являющегося уникальным в регионе Центральной Азии.

ЦАЗАЦСТАНДАГЫ ПРОБАЦИЯ: ЦАЗ1РГ1 КЕЗЕНДЕГ1 ЦАЛЫПТАСУ МЕН ДАМУДЬЩ Б1РЕГЕЙ ТЭЖ1РИБЕС1

Куат Хажумуханович Рахимбердин

С. Аманжолова атындагы Шыгыс К^азацстан мемлекеттгк университетШц цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц Iс ЖYргiзу кафедрасыныц профессоры, зац гылымдарыныц докторы, К^азацстан Республикасы,Оскемен цаласы, в-таП: matai71@mail.ru

Гета Юлия Ростиславна

Т.Ф. Горбачёв атындагы «КузбассмемлекеттЫ техникалыц университетi», экономика жэне басцару кафедрасыныц ага оцытушысы, Ресей, Новокузнецк цаласындагы университетШц филиалы, е-таИ: irina2969@yandex.ru

ТYйiн свздер: пробация, цылмыстыц-атцару саясаты, цылмыстыц зац, мемлекет, цыл-мыс, азаматтыц цогам, жаза, Цазацстан, цайта элеуметтвндiру.

Аннотация. Мацалада бас бостандыгынан айыру тYрiндегi жазага балама реттде элемдж мойындалган Цазацстан Республикасындагы пробация институтыныц генезиЫ мен цазiргi жай-^йшц доктриналыц алгышарттары, тарихи ерекшелiктерi мен кейбiр аспек-тiлерi царастырылады. МацаладаХХгасырдыц бiрiншi жартысында АЦШ-та пробация тYр-меге цамау тYрiндегi жазаны тшмд1 «алмастырушы»реттде царастырылганы атап етшед1

Осы мацаланы дайындаудыц мацсаты пробацияны Цазацстан Республикасыныц улттыц зацнамасында оныц цалыптасуы мен дамуыныц бiрегей тэжiрибесi контексттде гылы-ми-теориялыц жэне цуцыцтыц талдау болып табылады. Мацала авторлары Цазацстан Республикасыныц зацнамасы мен цылмыстыц саясатыныц цубылысы реттде пробацияныц пайда болуыныц доктриналыц алгышарттарына назар аударады.

Мацалада цуцыц бузушыларды цайта элеуметтендгрудщ мацызды эдiсi реттде элемдж практикадагы пробацияны дамыту доминанты ашылады. Пробация институты жэне оныц жеке белгiлерi «Пробация туралы» К,Р Зацыныц ережелерi призмасы арцылы ашылады, осы зацныц децгейтде пробациялыц бацылауды реттеудег\ оц аспектшер мен кемшшктер кер-сетiледi.

Авторлыц пшрлер соцгы жылдары пробацияны цолдану серптт жэне оныц цылмысца цылмыстыц-цуцыцтыц ыцпал ету ЖYйесiндегi кешбасшылыцрелт керсететт статистика-лыц деректермен бетттедь

Мацалада Б¥¥-ныц халыцаралыц-цуцыцтыц акттершц усынымдары, доктриналыц ере-желер мен Орталыц Азия аймагындагы бiрегей болып табылатын Цазацстанныц цолда бар цуцыцтыц тэжiрибесi негiзiндв пробацияны цуцыцтыцреттеудг одан эрi жетiлдiру цажет-тшгг туралы дэлелдi тужырымдар келтгртген.

PROBATION IN KAZAKHSTAN: UNIQUE EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

Rakhimberdin Kuat Khazhumukhanovich

Professor, Department of Criminal Law and Criminal Procedure, East Kazakhstan State University named after S. Amanzholova, Doctor of Law, Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan, e-mail: matai71@mail.ru

Geta Julia Rostislavna

Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev ", Branch in Novokuznetsk, Russia, e-mail: irina2969@yandex.ru

Keywords: probation, penal enforcement policy, criminal law, state, crime, civil society, punishment, Kazakhstan, resocialization.

Abstract. The article discusses the doctrinal prerequisites, historical features and some aspects of the genesis and current state of the probation institution in the Republic of Kazakhstan, which has received international recognition of the alternative to punishment in the form of imprisonment.

The article notes that even in the first half of the twentieth century in the United States, probation was seen as an effective "substitute " for imprisonment. The purpose of the preparation of this article is the scientific, theoretical and legal analysis ofprobation in the context of the unique experience of its formation and development in the national legislation of the Republic of Kazakhstan. The authors of the article draw attention to the doctrinal prerequisites for the occurrence of probation as a phenomenon of the legislation and criminal policy of the Republic of Kazakhstan.

The article reveals the dominant development of probation in world practice as the most important method of resocialization of offenders. The probation institute and its individual features are revealed through the prism of the provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan "On probation, positive aspects and deficiencies in the regulation ofprobation control at the level of this law are shown.

Authors 'judgments are supported by statistical data illustrating the dynamics of the use ofprobation in recent years and its leading role in the system of criminal law influence on crime.

The article contains reasoned conclusions about the need to further improve the legal regulation of probation based on the recommendations of UN international legal instruments, doctrinal provisions and the existing legal experience of Kazakhstan, which is unique in the Central Asian region.

Пробация в Республике Казахстан стала не только важнейшим фактором гуманизации уголовной политики, но и заняла ведущее место среди альтернатив наказанию в виде лишения свободы. Рассматривая современную пробацию, достаточно уверенно прокладывающую путь на правовой карте государств Центральной Азии, нельзя не отметить, что данный правовой институт можно видеть в разных измерениях: как альтернативную непенитенциарную санкцию, как комплекс средств ресоциализации осужденных, как форму социально-правового контроля и в качестве особого, непенитенциарного режима исполнения определенных наказаний. В юридической науке справедливо отмечается, что «...возникнув как особый правовой институт на основе классического условного осуждения, эволюционировав в важнейшую альтернативу наказанию в виде лишения свободы, пробация трансформировалась на рубеже ХХ-ХХ1 веков в системную модель ресоциализации правонарушителей. в условиях осуществления контроля над лицами, совершившими преступления и оставленными на свободе.» [1, С. 98-99.]. Подобная трансформация пробации обуславливает необходимость обращения к ее юридической природе, особенностям контроля и социальной помощи, которые в механизме пробации сочетаются самым непосредственным образом.

Следует отметить, что еще в 1939 году в обзоре Министерства юстиции США - государства, где институт пробации появился еще

во второй половине XIX века, обращалось внимание на то, что целей уголовно-правового воздействия возможно достичь с большей вероятностью, если предпочесть пробацию помещению лица в социально нездоровую тюремную атмосферу.» [2, р. 447].

Таким образом, весьма широкому распространению пробации в мире послужило стремление общества в различных государствах более эффективно предупреждать преступления, не прибегая к затратному в нравственном и социально-экономическом контексте наказанию в виде лишения свободы. На уровне Организации Объединенных Наций пробация также была воспринята весьма позитивно. В 1950 году Комитет ООН по экономическим и социальным вопросам отмечал, что пробация «... является «мерой обращения», применяемой к специально отобранным преступникам, которая состоит в условной отсрочке наказания с одновременным помещением осужденного под личное наблюдение и оказание помощи воспитательного характера». В дальнейшем пробация получила упоминание в различных международных правовых актах, принятых под эгидой ООН, и, в частности, в «Токийских Правилах» ООН (1990 г.), посвященных альтернативам тюремному заключению, в «Пекинских Правилах» ООН (1986 г.), адресованных мерам воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, в материалах ООН проба-ция никогда не рассматривалась в качестве наказания и признавалась как мера некаратель-

ного, ресоциализирующего характера.

В Республике Казахстан после обретения государственной независимости, процессы гуманизации уголовного, уголовно-исполнительного законодательства были связаны с преодолением тяжелого кризиса пенитенциарной системы, ее милитаризованного уклада, бедственного положения осужденных и персонала УИС, отказом от «гулаговской» парадигмы в деятельности пенитенциарных учреждений. В юридической науке обоснованно отмечалось, что «наряду с кризисом «колонийской» модели исполнения наказаний рельефно обозначилась проблема явного переизбытка численности осужденных в пенитенциарных учреждениях Республики» [3, С.109].

В этих условиях изменялась уголовная политика суверенного Казахстана, в которой открывались новые гуманистические импульсы, а система обращения с осужденными постепенно переходила от тактики выживания к стратегии реформ и развития. Таким образом, создавались предпосылки для поиска новых некарательных моделей ответа общества и государства на угрозы и вызовы, связанные с преступностью, криминальными проблемами социума. Этот поиск был связан с обращением как к рекомендациям международных правовых актов в сфере уголовной юстиции, так и к лучшим достижениям мирового и собственного исторического опыта. Следует отметить, что «... принятие программ развития уголовно-исполнительной системы, блока нового законодательства «криминального цикла» - уголовного и уголовно-исполнительного, оказались «ракетоносителями» нового этапа реализации уголовной политики страны и деятельности системы исполнения наказаний...» [4, С.117]. Этому в немалой степени способствовали реформаторские усилия и инициативы первого Президента суверенного Казахстана Н.А. Назарбаева. В процессе модернизации карательной политики государства происходило снижение численности «тюремного населения», выстраивался фундамент сотрудничества государства и гражданского общества в сфере противодействия преступности, все большее внимание уделялось альтернативным непенитенциарным санкциям. И в этом ключе исключительно важным источником новых идей, связанных с альтернативами лишению свободы, стала юридическая наука.

Так, в частности, в трудах О.В. Филимонова, посвященных теории посткриминального контроля в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, пробация упоминается как разновидность подобного контроля. О.В. Филимонов высказывался в пользу необходимости доктринального исследования проба-

ции и возможности ее нормативно-правового закрепления в государствах, преодолевающих наследие «гулаговской» пенитенциарной системы. Пробация, как «инновационная технология» воздействия на лиц, совершивших преступление, получила поддержку казахстанского ученого, академика НАН РК Г.С. Сапаргалиева. В апреле 1995 г. в республиканской «Юридической газете» была опубликована статья М.Р.Гета, посвященная пробации и ее различным аспектам. Начинается процесс поиска оптимальных путей созидания и развития национальной системы пробации в Казахстане, и проблематика пробации появляется на страницах научной печати.

Как пишет в своем диссертационном труде А.Б. Кыстаубаева, «к числу казахстанских исследователей, научные работы которых напрямую или косвенно коснулись вопросов пробации, можно отнести труды А.Ш. Аккулева, М.А. Аюбаева, К.Ж. Балтабаева, И.Ш. Борчашвили, М.Р. Гета, Р.Е. Джансараевой, У.С. Джекебаева, Б.Ж. Жуну-сова, С.И. Каракушева, Р.Т. Нуртаева, Е.А. Онгар-баева, Е.А. Саламатова, А.Б. Скакова, З.С. Току-баева, О.Б. Филипец, Б.К. Шнарбаева. Научные труды указанных ученых, в той или иной мере, касающиеся проблем применения пробации, внесли весомый вклад в развитие и становление института пробации в Республике Казахстан» [5].

В 2015 г. в Казахстане начали действовать новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, в которых впервые в регионе Центральной Азии был закреплен институт пробации. Таким образом, произошел переход от доктринальной модели пробации к нормативно-правовому конструированию данной альтернативы лишению свободы. 30 декабря 2016 г. принимается Закон Республики Казахстан № 38-У1 «О пробации», действующий с изменениями от 27 декабря 2019 г. В этом законодательном акте пробация обозначается как «.система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений.» (ст. 1 Закона). Законодатель объявил основной целью пробации содействие в обеспечении общественной безопасности. На наш взгляд, было бы лучше - безопасности общества, поскольку термин «общественная безопасность» означает наименование одного из объектов уголовно-правовой охраны. А разве другие объекты, например, собственность, личность, экономическая деятельность для целей пробации ничего не значат? То есть, законодатель неоправданно сузил данные цели, что, конечно, вряд ли следует признать правильным.

В Законе РК «О пробации» перечислены

ции и возможности ее нормативно-право закрепления в государствах, преодоле щих наследие «гулаговской» пенитенциар системы. Пробация, как «инновацио] технология» воздействия на лиц, соверш ших преступление, получила поддержку захстанского ученого, академика НАН Г.С. Сапаргалиева. В апреле 1995 г. в ре бликанской «Юридической газете» была бликована статья М.Р.Гета, посвященная бации и ее различным аспектам. Начина процесс поиска оптимальных путей соз ния и развития национальной системы пр ции в Казахстане, и проблематика проб появляется на страницах научной печати.

Как пишет в своем диссертационном т А.Б. Кыстаубаева, «к числу казахстанских и< дователей, научные работы которых напря или косвенно коснулись вопросов пробации, но отнести труды А.Ш. Аккулева, М.А. Аюб К.Ж. Балтабаева, И.Ш. Борчашвили, М.Р. ; Р.Е. Джансараевой, У.С. Джекебаева, Б.Ж. Ж сова, С.И. Каракушева, Р.Т. Нуртаева, Е.А. О1 баева, Е.А. Саламатова, А.Б. Скакова, З.С. Т баева, О.Б. Филипец, Б.К. Шнарбаева. Нау1 труды указанных ученых, в той или иной мер сающиеся проблем применения пробации, вн весомый вклад в развитие и становление инст та пробации в Республике Казахстан» [5].

В 2015 г. в Казахстане начали действо новые Уголовный и Уголовно-исполнит ный кодексы, в которых впервые в рег Центральной Азии был закреплен инст пробации. Таким образом, произошел пер от доктринальной модели пробации к но тивно-правовому конструированию дан альтернативы лишению свободы. 30 дек; 2016 г. принимается Закон Республики Ка стан № 38-У1 «О пробации», действую с изменениями от 27 декабря 2019 г. В : законодательном акте пробация обознача как «.система видов деятельности и и видуально определяемых мер контроль и социально-правового характера, направ ных на коррекцию поведения лиц, катего которых определены законом, для предуп дения совершения ими уголовных правон шений...» (ст. 1 Закона). Законодатель о вил основной целью пробации содейств обеспечении общественной безопасности наш взгляд, было бы лучше - безопасн общества, поскольку термин «обществе безопасность» означает наименование о го из объектов уголовно-правовой охр А разве другие объекты, например, собст ность, личность, экономическая деятельн для целей пробации ничего не значат? То законодатель неоправданно сузил дан цели, что, конечно, вряд ли следует приз правильным.

В Законе РК «О пробации» перечисл

его принципы, адресаты пробационного контроля, предусмотрено, что «пробация осуществляется в формах пробационного контроля и оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете в службе пробации» (ч.1 ст.5 Закона). Следует отметить, что доминанта пробации, выражающаяся в создании условий для оказания помощи в ресоци-ализации осужденных, получила свое выражение в рассматриваемом законе Республики Казахстан. Однако вызывает недоумение то обстоятельство, что в данном нормативном правовом акте в числе субъектов пробационного контроля почему-то наряду со службой пробации указывается полиция (ч.2 ст.5 Закона). Но ведь у них совершенно различные задачи в области правоохранительной деятельности! Полиция раскрывает преступления, пресекает их совершение, задерживает правонарушителей. Меры правового принуждения занимают важное место в процессе осуществления ее функций. Служба пробации реализует полномочия содействия ресоциализации правонарушителей. Конечно, в ее деятельности также применяется принуждение, но его объем минимален и касается в основном контроля за выполнением осужденными условий пробации и пресечения уклонения от ее правоограничений. Основная миссия службы пробации состоит в оказании поднадзорным лицам социальной и иной помощи, предпосылкой которой является доверие между сотрудниками службы пробации и их «клиентами». Подобное доверие едва ли всегда будет существовать между сотрудниками полиции и виновными в уголовных правонарушениях. Отметим, что мировая практика пробации достаточно четко разделяет функции полиции и службы пробации, не предусматривая в отношении полиции полномочий пробационного контроля. Предоставление подобных полномочий мало чем отличается от ситуации, когда государственные органы, раскрывающие преступления, одновременно контролируют виновных в их совершении либо исполняют наказание. Полагаем, что полиция может быть органом содействия службе пробации, осуществляя, например, розыск лиц, злостно уклоняющихся от пробационного надзора, или обеспечивая безопасность сотрудников пробации при посещении ими мест, где осужденным находиться запрещено, с целью проверки соблюдения запрета. Однако это именно содействие. Наделять же полицию полномочиями контроля и ресоциализации в отношении осужденных, на наш взгляд, нецелесообразно и противоречит ее задачам.

Кроме того, к сожалению, в Законе не нашел отражения организационно-правовой механизм создания и последующего применения программ ресоциализации осужденных.

Законодатель уделил подробное внимание досудебному докладу (ст. 14 Закона), однако фактически упустил из виду программы ресоциализации, для осуществления которых во многом и готовится досудебный доклад. Представляется, что сотрудники органов пробации должны четко понимать виды и содержание подобных программ, основания и порядок их разработки и формы реализации. Иначе программы ресоциализации станут «ахиллесовой пятой» не только законодательства, но и практики пробационного надзора.

Тем не менее, несмотря на определенные недостатки в правовом регулировании проба-ции, она стала весомым фактором гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики Республики Казахстан. Процесс ее развития шел одновременно со снижением численности «тюремного населения». Заслуживает внимания то обстоятельство, что за два десятилетия XXI века его численность в Казахстане уменьшилась почти в четыре раза! При этом происходил постоянный рост количества поднадзорных органов пробации. По данным Комитета УИС МВД РК, в 2015 г. на учете в органах пробации состояло 12,3 тыс. осужденных. В 2016 г. эта цифра почти удвоилась до 22,5 тыс. осужденных. По состоянию на 01.04.2020 г., адресатами пробационного контроля стали 34 тыс. 364 человека. При этом удельный вес осужденных в местах лишения свободы в апреле 2020 г. составил 23 тыс. 544 человека. Таким образом, численность лиц, находящихся под контролем органов про-бации, существенно превысила количество заключенных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Можно утверждать, что пробация, как альтернатива лишению свободы, стала явным лидером в уголовно-исполнительной системе Республики Казахстан, создавая основу несомненного доминирования альтернативных непенитенциарных санкций над тюремным заключением (лишением свободы). Представляется, что это - весьма значительный успех национального опыта пробации в Казахстане, заслуживающий внимания и в других современных государствах, идущих путем сокращения «тюремного населения». Признаками уникальности данного опыта стали также синхронность правового регулирования пробации (посредством УК, УИК РК и отдельного, самостоятельного Закона «О пробации»), стремление учесть рекомендации международных правовых актов и сохранить лучшие достижения собственной правовой традиции и практики.

Республика Казахстан стала первым государством в регионе Центральной Азии, где действует система пробации, а ее правовые основы обеспечены на законодательном уровне. Однако, чтобы пробация принесла плоды эф-

фективности в борьбе с преступностью казах- учитывающее имеющийся в юридической нау-станскому обществу, необходимо дальнейшее ке опыт и позволяющее искать пути совершен-доктринальное осмысление ее парадигмы, ствования правового регулирования пробации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гета М.Р. Концептуальная организационно-правовая модель пробации в Республике Казахстан // Ежегодник Центра исследований правовой политики. Варшава, 2011. - С. 98-99.

2. Attorney general's survey of realeaseprocedures. Vol. II, Probation. Washington, 1939.

3. Рахимбердин К.Х. Гражданское общество Казахстана и его роль в гуманизации уголовной политики. - Усть-Каменогорск: Либриус, 2010. - 218 с.

4. Кыстаубаева А.Б. Институт пробации: современное состояние и перспективы развития в Республике Казахстан: дисс... д-ра философии PhD. Нур-Султан, 2019. -161 с.

REFERENCES

1. Geta M.R. Konceptual'naja organizacionno-pravovaja model' probacii v Respublike Kazahstan // Ezhegodnik Centra issledovanij pravovoj politiki. Varshava, 2011. - S. 98-99.

2. Attorney general's survey of realease procedures. Vol. II, Probation. Washington, 1939.

3. Rahimberdin K.H. Grazhdanskoe obshhestvo Kazahstana i ego rol' v gumanizacii ugolovnoj politiki. - Ust'-Kamenogorsk: Librius, 2010. - 218 s.

4. Kystaubaeva A.B. Institut probacii: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija v Respublike Kazahstan: diss... d-ra filosofii PhD. Nur-Sultan, 2019. - 161 s.

УДК 343.711

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПЫТОК В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

Агибаев Нурлан Жамбылович

Доцент кафедры Академии правоохранительных органов

при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, советник юстиции;

г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: 7171130@prokuror.kz

Имангалиев Нуртай Конысбаевич

Главный научный сотрудник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, к.ю.н., ассоциированный профессор, старший советник юстиции; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: 7171131@prokuror.kz

Ключевые слова: пытки, осужденный, жестокое обращение, обеспечение безопасности, расследование пыток, пенитенциарная система.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы реализации принципов уголовного процесса обеспечивающих личные права участников уголовного судопроизводства, при проверке сообщений об уголовных правонарушениях связанных с пытками и другими видами жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания. Даются рекомендации по организации проведения первоначальных следственных действий, а также раскрываются особенности документирования пыток в пенитенциарной системе. Причинами низкой эффективности и качества расследования таких дел являются несвоевременная регистрация в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР), отсутствие оперативного реагирования и фиксации следов правонарушений на первоначальном этапе. По делам о пытках, всегда есть необходимость проведения неотложных следственных действий. При передаче заявления по подследственности проходит от 1 до 3-х суток, и за это время важные доказательства применения пыток могут быть утеряны либо уничтожены. На основе проведенного исследования предлагается более широкое практикование проведения надзирающими прокурорами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.