Научная статья на тему 'Проблемы применения пробационного контроля в Республике Казахстан'

Проблемы применения пробационного контроля в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
637
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пробационный контроль / служба пробации / ограничение свободы / привлечение к общественным работам / условно осужденные / отсрочка отбывания наказания / условно-досрочное освобождение / probation control / probation service / restriction of liberty / community service / probation / postponement of serving a sentence / parole

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Динара Талгатовна Амуртаева, Шакир Шамильевич Шаяхметов

В статье рассматриваются вопросы осуществления пробационного контроля в Республике Казахстан, в частности касающиеся практики применения пробационного контроля на основе анализа статистических данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Республики Казахстан, реализации пробационного контроля, а также использования зарубежного опыта осуществления пробации. Предлагаются пути совершенствования данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROBATION CONTROL USING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article is devoted to problematic issues of probation control in the Republic of Kazakhstan. In particular, the practice of applying probation control based on the analysis of statistical data of the Committee on legal statistics and special accounts of the Republic of Kazakhstan is discussed. Problematic aspects in the implementation of this control are identified. Foreign experience of probation implementation is considered. The ways to improve this Institute are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения пробационного контроля в Республике Казахстан»

УДК 343.847(574)

DOI 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.032-037

ДИНАРА ТАЛГАТОВНА АМУРТАЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных юридических дисциплин Института послевузовского образования, Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, г. Нур-Султан, Республика Казахстан,

e-mail: editor62@yandex.ru; ШАКИР ШАМИЛЬЕВИЧ ШАЯХМЕТОВ, кандидат юридических наук, доцент, директор Института послевузовского образования,

Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, г. Нур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: editor62@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Для цитирования

Амуртаева, Д. Т. Проблемы применения пробационного контроля в Республике Казахстан / Д. Т. Амуртаева, Ш. Ш. Шаяхметов // Человек: преступление и наказание. - 2020. -Т. 28(1-4), № 1. - С. 32-37. - DOI : 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.032-037.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы осуществления пробационного контроля в Республике Казахстан, в частности касающиеся практики применения пробационного контроля на основе анализа статистических данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Республики Казахстан, реализации пробационного контроля, а также использования зарубежного опыта осуществления пробации. Предлагаются пути совершенствования данного института.

Ключевые слова: пробационный контроль, служба пробации, ограничение свободы, привлечение к общественным работам, условно осужденные, отсрочка отбывания наказания, условно-досрочное освобождение.

Институт пробации в Республике Казахстан (РК) представляет собой систему видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, в целях предупреждения совершения ими уголовных правонарушений. Про-

© Амуртаева Д. Т., Шаяхметов Ш. Ш., 2020

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

бация стала новой формой реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного права для нашей правовой системы.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О пробации» институт пробации рассматривается как:

- вид уголовного наказания (ст. 44 УК РК «Ограничение свободы»);

- система исполнения наказания (наказания, не связанные с лишением свободы);

- форма социально-правового контроля;

- процесс исправления осужденного;

- мера предупреждения преступности и средство ресоциализации осужденных.

Интерес к службе пробации (далее - служба) обусловлен в первую очередь выполнением функции, не связанной с изоляцией от общества, а также оказанием помощи в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших правонарушение.

Вследствие принятых государством мер в сфере реформирования и гуманизации уголовной политики происходит снижение тюремного населения. Так, на сегодняшний день численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, составила 29 913 (в 2018 г. - 35 000, в 2017 г. - 36 343 лица). Тенденция снижения тюремного населения вызвала увеличение численности осужденных, прошедших по учетам служб пробации, количество которых в 2017 г. составило более 50 тыс., в 2018 -более 53 тыс., на сентябрь 2019 г. - более 55 тыс. (рис. 1) (URL : https://www.zakon. kz/4902362-kazahstan-po-prezhnemu-nahoditsya-sredi.html).

Тюремное население

Количество лиц, прошедших по учетам пробации

Рис. 1

Анализ данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Республики Казахстан при Генеральной прокуратуре (КПСиСУ) по направлениям деятельности служб пробации показал следующее.

1. Ограничение свободы. В период с 2017 г. по настоящее время ограничение свободы назначалось в 840 случаях: в 2017 г. - 139, в 2018 - 167, на сентябрь 2019 г. - в 673 случаях.

2. Привлечение к общественным работам. В 2017 г. привлечены к общественным работам и находились под пробационным контролем 37 чел., в 2018 - 75, на сентябрь 2019 г. - 151 чел.

3. Условно осужденные лица, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания либо к которым применено условно-досрочное освобождение. Под пробационным контролем в 2017 г. находилось 176 человек, в 2018 - 241, на сентябрь 2019 г. -686 чел. (рис. 2) (URL : https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/ Pravstat).

2017 г. 2018 г. на сентябрь находящиеся под пробацией

2019 г.

Рис. 2

Общая картина применения пробации на сентябрь 2019 г. представлена на рисунке 3 (URL : https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat).

условно-досрочно освобожденные, 2 %

Рис. 3

На рисунке 3 видно, что основную долю лиц, находящихся под пробационным контролем, составляют тюремное население и освободившиеся из мест лишения свободы. В отношении таких лиц пробация осуществляется как мера ресоциализации, социальной адаптации и коррекция их поведения с целью предупреждения новых преступлений. Представленные данные получены с разрезов отдельных граф форм судебной отчетности КПСиСУ, что само по себе усложняет сбор и анализ информации по деятельности служб пробации. Более развернутый анализ дать не представляется возможным в силу отсутствия данных по лицам, отбывающим наказание и освободившимся из мест лишения свободы, находящимся под пробацией, которые в отчетных данных КПСиСУ не значатся.

Изложенное свидетельствует о том, что действующее состояние осуществления пробационного контроля недостаточно анализируется в Республике Казахстан в рамках статистического и иного исследования. Инструкция по обеспечению правовой статистической информацией, утвержденная приказом Генерального прокурора Республики

Казахстан от 15 апреля 2019 г. № 25, не имеет отдельной формы отчетности по вопросам деятельности служб пробации.

Осуществление пробационного контроля в стране регламентируется Уголовным кодексом Республики Казахстан от 2014 г., Законом Республики Казахстан «О пробации» от 2016 г., Правилами организации деятельности службы пробации, утвержденными приказом министра внутренних дел Республики Казахстан, от 2014 г. (далее - Правила). Сущность данного контроля заключается в том, что службы должны систематически осуществлять наблюдение за подучетными лицами. Однако имеют место нарушения действующих положений и норм, регулирующих деятельность служб. На основании изучения материалов дел лиц, находящихся на учете службы пробации (изучено 64 дела), выявлены следующие нарушения.

1. Более 15 фактов несвоевременной постановки осужденных на учет. Например, в июле 2018 г. гр. Р. был осужден, приговор по нему направлен в Департамент уголовно-исполнительной системы лишь в сентябре 2018 г., последние данные Р. направлены в службу спустя еще один месяц, то есть Р. на протяжении более 2 месяцев находился без контроля и надзора.

2. Ненадлежащий контроль за подучетными, нарушение порядка нахождения под пробационным контролем. Например, осужденные уклоняются от исполнения наказания либо нарушают требования условного осуждения, условно-досрочного отбытия наказания, при этом надлежащий контроль за ними не осуществляется.

3. Нарушение объявления розыска скрывшихся лиц. Розыск подучетных инициируется поздно или совсем не осуществляется, несвоевременно отправляется представление в суд (имеются факты, когда подучетные лица не являются для отметки в службы более 6 месяцев, при этом никаких первоначальных розыскных мероприятий не проводилось).

4. Несвоевременное направление службами осужденных для выполнения работ (18 случаев).

5. Отсутствие учета фактов совершения повторных уголовных правонарушений по причине слабого контроля и ненадлежащего исполнения своих обязанностей, несвоевременное проведение необходимых профилактических мероприятий.

6. Отсутствие индивидуальных программ оказания социально-правовой помощи вышеуказанным лицам по снижению рисков рецидива и ресоциализации.

7. Ненадлежащее исполнение местными исполнительными органами требований норм ст. 62 УИК РК, что дает основание считать неэффективной проводимую работу по ресоциализации, адаптации этих лиц и предупреждению рецидивной преступности (основания - отсутствуют документы о проделанной работе подучетных, программы по социальной адаптации таких лиц).

Затрудняет осуществление должного контроля слабое материально-техническое обеспечение служб пробации, отсутствие специализированных курсов повышения квалификации для сотрудников пробации, которые были бы направлены на улучшение социальных навыков в этой области. Эффективность применения данного института невозможно оценить без изучения зарубежного опыта. В связи с этим нами проанализированы наиболее прогрессивные системы пробации зарубежных стран.

Швеция. Особенностью шведского варианта пробации как самостоятельной меры является то, что она может сочетаться с целым рядом уголовно-правовых мер: выплата штрафа, выполнение бесплатных общественно полезных работ и т. д. В системе УИС Швеции работает 8 тыс. человек, из них примерно тысяча - в службах пробации. Количество осужденных к лишению свободы составляет 45 000 чел., из них примерно

12 тыс. чел. состоит на учете в службе пробации. На одного инспектора приходится 30-40 человек (в Казахстане 100-120 чел.). Уголовное законодательство Швеции предусматривает денежный штраф и лишение свободы, но, как правило, лишение свободы не назначается. По отбытии 2/3 срока осужденные независимо от их поведения в период отбывания наказания и других обстоятельств представляются к условно-досрочному освобождению. С этого момента за ними устанавливается административный надзор, в период которого осуществляют свою деятельность инспектора службы пробации.

Англия. Существует Национальная служба по работе с правонарушителями при Министерстве юстиции. По закону об уголовной юстиции 1991 г. суд, рассматривающий дело о преступлении, наказание за которое точно не определено в законе, может издать приказ о пробации. Издание приказа возможно лишь в том случае, когда суд придет к выводу о том, что надзор за преступником со стороны чиновника желателен. Службами пробации также составляется досудебный доклад с рекомендациями о применении меры наказания к лицу, совершившему преступление.

США. Возможность назначения пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы тюремному заключению. Пробация может быть назначена за любое преступление (за исключением фелонии класса А-1) и даже когда санкция предусматривает лишение свободы на срок 25 лет. При обычной пробации агент работает одновременно со 100-250 подучетными, а при интенсивном надзоре - 20-50. Пробация входит в службу контроля за лицами, переданными на испытательный срок, при Министерстве юстиции. Основная функция пробации в США состоит в контроле за подучетными лицами.

Эстония. Служба пробации (уголовного надзора) интегрирована в судебную систему. Чиновники пробации (по уголовному надзору) объединены в отделы уголовного надзора, которые функционируют в составе практически всех судов 1-й инстанции. Отдел уголовного надзора подчиняется председателю суда, который осуществляет общее руководство и контроль. Отделы, как правило, имеют подразделения, которые призваны гарантировать доступность услуг на местах. Служба пробации Эстонии специально учреждена для применения наказаний, альтернативных тюремному заключению. Основная деятельность службы пробации в Эстонии связана с выявлением рисков совершения нового преступления. При этом с подопечными планируются меры по недопущению совершения ими нового преступления.

Сингапур. Служба пробации, основные функции которой заключаются в контроле и социальной адаптации осужденных лиц, входит в состав Министерства общественного развития и спорта. Основываясь на исследовании сущности института пробации, зарубежного законодательства, можно выделить ряд основных функций службы про-бации: сбор информации о правонарушителе с целью предоставления помощи суду в определении наиболее эффективного вида наказания; социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также в отношении условно-досрочно освобожденных граждан; исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы; контроль за исполнением наложенных судом дополнительных обязанностей и ограничений при освобождении от уголовной ответственности; организация процедур примирения и восстановления социальной справедливости.

Проанализировав применение института пробации в Республике Казахстан, изучив статистические данные в этой области, материалы дел лиц, находящихся под проба-

ционным контролем, положительный зарубежный опыт деятельности пробационных служб, в том числе и по снижению уровня рецидивной преступности, предлагаем:

- предусмотреть самостоятельную форму отчета КПСиСУ, в которой будут систематизированы данные по всем направлениям деятельности службы пробации;

- усилить контроль уполномоченного органа за деятельностью служб пробации, который является единственным органом по обеспечению полноценной деятельности в данной сфере;

- повысить профессиональное и материальное обеспечение деятельности службы пробации;

- создать самостоятельную службу пробации, наиболее эффективная модель которой будет предполагать тесную взаимосвязь между сотрудниками службы пробации и социально-реабилитационными программами и процессами, включая программы общественных организаций. Такой подход потребует принципиально нового способа кадрового формирования самой службы пробации и внедрения иных способов и методов ее финансирования и будет способствовать не только эффективности превенции рецидивной преступности, но и здоровой конкуренции между органами в вопросах профилактики преступности. На наш взгляд, создание специального органа позволит отделить службу пробации от уголовно-исполнительной системы, которая на сегодняшний день по содержанию своих функций не может оказывать реальную помощь в ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.

Библиографический список

1. Амуртаева Д. Т. Некоторые вопросы осуществления пробационного контроля за лицами, отбывающими наказания в виде общественных работ // Вестник Академии правоохранительных органов. 2019. № 1(11). С. 17-22.

2. Аккулев А. Ш. Отдельные вопросы пробации. URL : https://www.zakon.kz/4598354-otdelnye-voprosy-probacii-akkulev-a.sh.html (дата обращения: 20.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.