Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023 ГОДА № 10 "О ПРОБАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023 ГОДА № 10 "О ПРОБАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ / ИСПОЛНЕНИЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПРОБАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананьев О.Г.

В статье рассматривается деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы. Дается характеристика изменений, введенных в ее деятельность на основании принятия Федерального закона «О пробации в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL ISSUES OF APPLICATION OF THE FEDERAL LAW DATED 06.02.2023 NO. 10 "ON PROBATION OF THE RUSSIAN FEDERATION"

The article examines the activities of bodies and institutions of the penal enforcement system in the field of execution of punishment in the form of deprivation of liberty. The article describes the changes introduced into its activities on the basis of the adoption of the Federal Law "On Probation in the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023 ГОДА № 10 "О ПРОБАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_163

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023 ГОДА №10 «О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

INDIVIDUAL ISSUES OF APPLICATION OF THE FEDERAL LAW DATED 06.02.2023 NO. 10 "ON PROBATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

АНАНЬЕВ Олег Геннадьевич,

старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы, Академия ФСИН России, 390000, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ananev.oleg2013@yandex.ru;

ANAN'EV Oleg Gennadevich,

Senior Lecturer of the Department of Social Psychology and Social Work of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: ananev.oleg2013@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматривается деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы. Дается характеристика изменений, введенных в ее деятельность на основании принятия Федерального закона «О пробации в Российской Федерации».

Abstract: the article examines the activities of bodies and institutions of the penal enforcement system in the field of execution of punishment in the form of deprivation of liberty. The article describes the changes introduced into its activities on the basis of the adoption of the Federal Law "On Probation in the Russian Federation".

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, ресоциализация и социальная адаптация, оказание помощи, исполнение лишения свободы, пробация.

Keywords: penal enforcement law, re-socialization and social adaptation, assistance, execution of imprisonment, probation.

Для цитирования: Ананьев О.Г. Отдельные вопросы применения Федерального закона от 06.02.2023 года № 10 «О пробации Российской Федерации» // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 163-165. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_163.

For citation: Ananev O.G. Individual issues of application of the Federal Law dated 06.02.2023 No. 10 "On Probation in the Russian Federation"// Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 163-165. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_163.

Статья поступила в редакцию: 25.03.2023

Введение. За последние 15 лет в УИС ФСИН России произошли огромные позитивные изменения практически по всем направлениям деятельности и в том числе в вопросах создания надлежащих условий для исправления лиц, совершивших преступления. В исправительных учреждениях приняты меры по улучшению питания осужденных и улучшению условий их содержания. Реализованы меры для совершенствования деятельности лечебных учреждений мест лишения свободы. Снизилась заболеваемость и смертность среди лиц, лишенных свободы. Улучшены условия и деятельность домов ребенка при ИУ.

Совершенствуется работа центров трудовой адаптации, лечебно-производственных и учебно-производственных мастерских. Увеличился показатель привлечения осужденных к оплачиваемому труду. В системе ФСИН, прошли лицензирование, аттестование и теперь в ней функционируют вечерние школы, учебно-консультационные пункты, профессиональные училища. В ИУ построены и действуют церкви, мечети, дацаны, хурулы, дуганы, синагоги, костелы и молитвенные комнаты.

Активно функционирует социальная служба исправительных учреждений, которая помогает лицам, лишенным свободы, получить документы, удостоверяющие личность, почти каждому третьему освобождающемуся осужденному оказывается помощь в восстановлении социально-полезных связей. И все это происходит в исправительных колониях, следственных изоляторах, тюрьмах и воспитательных колониях.

Значительно снизилось в учреждениях УИС количество лиц, содержащихся принудительно на основании судебных решений. При этом в учреждениях УИС содержится в качестве лиц, лишенных свободы примерно 350 000 человек, а на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях, т.е. там, где исполняются наказания без лишения свободы, состоят на учете около 460 000 человек. [1] За год через учреждения УИС проходят большие группы лиц, которые получают помощь в решении своих социальных проблем.

Цель исследования. В рамках настоящего исследования автор предпринял попытку проанализировать нормативно-правовую базу и практику применения нового Федерального закона «О пробации в Российской Федерации». Его влияние на работу с осужденными и деятельность учреждений УИС в целом.

Методы исследования. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ методов и средств, способствующих эффективности работы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы и предупреждению правонарушений со стороны лиц, отбывающих уголовные наказания.

Проведенные в последние годы исследования показывают, что в местах лишения свободы значительным образом оздоровилась обстановка и нормализовались отношения, которые строятся между персоналом и лицами, лишенными свободы. Специалисты считают это заслугой руководителей и специалистов УИС, а также использования в качестве средств социального восстановления лиц, лишенных свободы: психологической помощи, трудовой адаптации, создания условий для усвоения норм традиционных религиозных учений с помощью священнослужителей зарегистрированных централизованных религиозных объединений, социальной работы, улучшения социально-бытовых условий, организации питания, проведения культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

По-видимому, сегодня уже никто не будет возражать против необходимости проведения в УИС социальной воспитательной и психоло-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)

гической работы и продолжения их активизации в направлении реализации мер, объединяемых понятием пробация. Однако, посмотрим поближе объект нашего внимания и те серьезные явления, которые происходят в исправительных учреждениях.

Приказ №262 от 30 декабря 2005 года обозначил в перечень лиц, подлежащих первоочередному оказанию социальной помощи, порядка 13 категорий, осужденных в ИУ. Еще не менее 10 категорий осужденных, которым такая помощь также нужна, имеются любом ИУ. Есть в ИУ среди людей, кто совершил преступления в результате ведения девиантно-криминального образа жизни, пытаясь найти «выход» из трудной жизненной ситуации и те, кто в этой ситуации так и остался, т.к. совершение преступления не помогло найти из него выход, а напротив, произошло ее усугубление. Именно такой категории необходимо, безусловно, помогать. Поэтому не случайно, перед воспитательными отделами, психологами и группами социальной защиты осужденных ИУ УИС стоит задача, кроме проведения работы по своим направлениям служебной деятельности с осужденными еще содействовать им в исправлении и ресоциализации. Особенно активно такая работа с названной категорией лиц должна вестись на завершающем этапе отбывания наказания, т.е. в период их подготовки к освобождению. Именно для этих целей предназначен Федеральный закон №10 от 6.10.2023 года «О пробации в Российской Федерации». [2]

Позитивными проявлениями в общей аналитической картине преступности стала статистическая информация, свидетельствующая о некотором снижении рецидивной преступности, и в этом также есть вклад сотрудников УИС. По отдельным регионам коэффициент рецидивной преступности среди лиц, ранее совершавших преступления не доходит до 30%.

В УИС реализуются мероприятия, направленные на прекращение деятельности отдельных исправительных учреждений именно по причине сокращения преступности и вынесения судами решений о применении наказаний, не связанных с лишением свободы. Однако, правоохранительные органы «беспокоят» лица, совершающие должностные преступления, мошенничества, хищения с использованием кибер ресурсов и еще, имеющие высокий уровень совершения деяний, связанных с распространением наркотических средств. С такими категориями лиц, необходима реализация специальных программ пробации. В то же время, специалисты отмечают увеличение удельного веса осужденных, которые поступают в ИУ за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а отсюда делается вывод об ухудшении там криминогенного состава осужденных. Имеется также проблема в том, что часть лиц, содержащихся в местах лишения свободы, сохраняют после поступления в ИУ еще некоторое время повышенную агрессивность, возбудимость, склонность к членовредительству, суициду. Однако, указанные личностные проявления также под влиянием воздействий со стороны сотрудников УИС уже образуют тенденцию к снижению. Надо заметить, что Федеральной службой исполнения наказания ситуация фактически прогнозировалась и находится под контролем. Сотрудники УИС, представляющие учреждения исполнения наказаний в самых различных регионах, свидетельствуют об улучшении отношений осужденных, являющихся гражданами РФ, к персоналу УИС за то, что они получают помощь от него, в социальном восстановлении.

Некоторую проблему, связанную с содержанием и оказанием помощи в реализации программ ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации образуют осужденные, являющиеся гражданами ближнего зарубежья. Как и во многих социально развитых государствах, «сидельцы» мест лишения свободы составляют две части: «хозяева» - представители титульной части населения страны и «гости» - иностранные граждане, совершившие преступления в нашей стране. Именно с «гостями» не просто добиваться решения их социальных проблем, как в основной период отбывания наказания, так и в период подготовки к освобождению из ИУ. Это связано с их менталитетом на бытовом уровне, этническими и религиозными особенностями. На наш взгляд должны иметь место более четкие законодательные нормы в УИК РФ, касающиеся вопросов их социальной адаптации после освобождения из ИУ. В местах лишения свободы осужденными совершается определенное количество тяжких преступлений, грубых и мелких нарушений режима содержания и социально-педагогическая и психологическая работа здесь еще не стала одним из возможных факторов предотвращения таких явлений.

Уголовно-исполнительную систему также беспокоят вопросы, что среди лиц, поступающих отбывать уголовное наказание в виде лишения свободы, по-прежнему превалируют лица молодежного возраста. Это не только те, которые совершали, обычно проявляющиеся в статистике, уголовно-правовые деяния, но и те, которые связаны с массовыми молодежными субкультурными явлениями. Сначала на сознание молодых людей в качестве испытания противниками была апробирована субкультура «АУЕ», затем себя обнаружила т.н. «ЧВК». Все ответственные лица понимают, что за этими явлениями стоят спецслужбы враждебных нам государств и лица, реализующие для этого поставленные перед ними задачи. Отсюда и выводы, которые мы можем сделать, напрашиваются объективно известным образом. Нам в социальной, педагогической, психологической и экономической работе необходимо обеспечить воздействия и занятость, которые должны выходить на интенсивность и качество используемых мер, включая профессиональное обучение, культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу. Сами осужденные о причинах совершения преступлений чаще указывают на такой фактор, как: незанятость. Часть нормативно-правовых актов и методические рекомендации должны быть пересмотрены с учетом необходимости решения указанных вопросов. Исходя из этого, мы имеющимися ресурсами можем профессионально реализовывать все виды пробации и тем самым противодействовать злоумышленникам в попытках создания ситуаций по желаемому ими сценарию.

Если говорить о сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы и без лишения свободы, то надо отметить, что пока, не смотря на предпринятые ранее усилия, специалистов по социальной работе, имеющих базовое социальное образование, в УИС пока мало. Особенно их роль должна иметь место в пробации. Специалисты обязаны понимать, что осужденные совершали преступления потому, что: не учились, не работали, были бесконтрольны, вели групповой уличный образ жизни, где имеет место употребление алкоголя, наркотиков, совершаются криминальные деяния. И они должны работать над этим, а это все социальные причины.

Сотрудники УИС ждут не только исполнительных решений о развитии пробации в УИС, но и организационных решений, связанных с подготовкой специалистов по социальной работе в образовательных организациях ФСИН России. [3] Это поможет решению вопроса становления

Уголовно-правовые науки

и оформления во ФСИН служб пробации. Только при окончательном нормативном оформлении статусов пенитенциарной, исполнительной и постпенитенциарной пробации, в которых будут четко обозначены правомочия субъектов этих направлений деятельности. Здесь же надо предусмотреть определенные формы ответственности, и субъектов, и объектов, которые будут пребывать в отношениях прохождения пробации: ресо-циализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.

Отдельные изменения необходимо внести в Приказ МЮ РФ № 262 от 30 декабря 2005 года в части, касающейся изменения нормативов штатов сотрудников групп социальной защиты, исходя из численности осужденных, чтобы усилить деятельность, направленную на реализацию функции пробации.

Решить окончательно вопрос об изменении штатной структуры и упразднения функции учета трудового стажа из групп социальной защиты осужденных. Передать названную функцию, как это и прописано в Трудовом кодексе РФ (ст.ст.62-66) - работодателю, т.е. функцией учета трудового стажа может свободно заниматься отдел кадров любого учреждения УИС. Сотрудники отделов кадров учреждений УИС занимаются же вопросами трудового обеспечения вольнонаемного персонала, аттестованного, а уж вопросами приема на оплачиваемую работу, увольнений, учета стажа осужденных - им и надо заниматься по определению. Здесь и порядка будет больше, и документы будут сохраннее, тем более, что нам известно: какое количество лет они должны храниться в архивах. Вместо наименования «группа социальной защиты осужденных» во многих регионах группы по-прежнему именуются «группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных». Функция учета ведения трудового стажа по-прежнему с групп социальной защиты осужденных не снята по той причине, что в приказе № 262 не указано конкретно, кому (какой службе) передается эта работа. [4]

Заключение. По информации, полученной об организации социальной работы в отдельных регионах можно сделать следующие выводы:

1) Международные документы и ситуация, связанная с принятием в РФ Федерального закона «О пробации» требуют того, чтобы в ИУ были именно специалисты, имеющие базовое высшее образование «специалист по социальной работе». Индивидуальные программы пробации надо не только выстроить, их еще надо и реализовать. А где взять время специалисту для координации этой работы, если он еще будет заниматься ведением трудового стажа?

2) В УИС необходимо выстроить вертикаль подчиненности и ответственности за проведение пробации в исправительных учреждениях и в уголовно-исполнительных инспекциях. Необходимо, чтобы в территориальных управлениях ФСИН, названное направление деятельности возглавлял квалифицированный специалист по социальной работе, который мог ее организовывать во всех ИУ региона по технологии супервизорства.

3) Необходимо в ведомственных нормативных актах более четко разграничить полномочия в пробационной деятельности (ресоциали-зации, социальной адаптации и ресоциализации) между сотрудниками разных служб учреждений УИС, а то будет иметь место дублирование отдельных обязанностей.

4) Сотрудники УИС, занимающиеся вопросами пробации должны иметь четкие предписания, связанные с документированием пробации, а также владеть и вести конкретную прикладную работу в указанных формах на коллективном и индивидуальном уровнях. На овладение таким профессиональным мастерством необходимо время, тренировки и обучение без отрыва от служебной деятельности сотрудников УИС.

5) В настоящее время необходимо, уже окончательно определяться о варианте модели пенитенциарной, исполнительной и постпенитенциарной пробации. Многое сделано уже для изучения зарубежных материалов, наработан определенный отечественный опыт, нужна организация и адаптация искомой служебной деятельности во всех регионах. Интересной является идея создания замкнутого цикла «исправления-пробации» по схеме: «преступление - социальной службы СИЗО - пенитенциарная пробация в ИУ - спец.соц.служба «на воле» по применению постпенитенциарной пробации в отношении освободившегося из мест лишения свободы гражданина».

6) Не обойтись без взаимодействия с органами местного самоуправления и главами администраций регионов, которые могут системе оказывать определенную помощь и такая практика, и опыт в стране по регионам имеется. Это опыты организации центров социальной реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Предлагаемые меры, на наш взгляд, могут быть не бесспорны. Что-то возможно необходимо еще обсуждать, но на наш взгляд, они могли бы способствовать реализации ФЗ «О пробации в Российской Федерации» и превращения исправительных учреждений в реальны е учреждения пробационного типа, окончание пребывания в которых, не будет сопровождаться ожиданиями совершения новых преступлений от освободившихся из них лиц. Библиогра фия:

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/. (дата обращения 15.03.2023г.)

2. Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" • Официальное опубликование правовых актов • Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060003. (дата обращения 15.03.2023г.)

3. Ананьева Е.О. Проблемы организации высшего образования в современной России. //В сборнике: Подготовка кадров в современных условиях развития образования: реалии и перспективы. сборник материалов научно-методической конференции. Рязань, 2022. С. 9-12.

4. Ананьев О.Г., Александров Б.В., Щербаков Г.В. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2021, 236с.

References:

1. Brief description of the penal enforcement system of the Russian Federation. - [Electronic resource] - URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS. (accessed 15.03.2023)

2. Federal Law No. 10-FZ of 06.02.2023 "On Probation in the Russian Federation" * Official publication of legal acts * Official Internet portal of legal information. - [Electronic resource] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060003. (accessed 03/15/2023)/

3. Ananyeva E.O. Problems of the organization of higher education in modern Russia.//In the collection: Personnel training in modern conditions of education development: realities and prospects. collection of materials of the scientific and methodological conference. Ryazan, 2022. pp. 9-12.

4. O.G. Ananyev, B.V. Alexandrov, G.V. Shcherbakov. Resocialization and social adaptation in the penal system: a textbook. Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2021, 236c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.