Научная статья на тему 'Этапы и основные направления ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы'

Этапы и основные направления ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / ресоциализация / пробация / пенитенциарный этап / постпенитенциарный этап / уголовно-исполнительная система Российской Федерации / convicts / resocialization / probation / penitentiary stage / post-penitentiary stage / penal system of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорий Борисович Добрецов, Артем Дмитриевич Невирко

Целью настоящего исследования является анализ моделей двух взаимосвязанных этапов ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы: пенитенциарного и постпенитенциарного. В статье рассматриваются проблемы этих этапов. Актуальность исследования заключается в том, что в течение года после освобождения каждый пятый из освободившихся лиц совершает повторное преступление, что в определенной мере связано с проблемами ресоциализации. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и оценке различных аспектов деятельности органов власти для выработки теоретической модели, а практическая – в доведении предложений в сфере ресоциализации до стадии реализации. В работе применены общенаучные методы исследования: сравнение и анализ, а также метод экспертных оценок. По итогам оценки проблем и недостатков в реализации указанных этапов выработаны предложения по совершенствованию этой работы. Авторы предлагают введение системы оценки состояния работы в сфере ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В целях повышения эффективности мер социальной направленности государства в отношении освобожденных лиц необходимо совершенствование деятельности органов, занимающихся социальной поддержкой этой категории граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages and main directions of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty

The purpose of this study is to analyze models of two interrelated stages of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty: penitentiary and post-penitentiary. The article deals with the problems of these stages. The relevance of the study lies in the fact that within a year after the release, every fifth of the released persons commits a second crime, which is to some extent associated with the problems of resocialization. The theoretical significance of the study lies in the analysis and evaluation of various aspects of the activities of the authorities to develop a theoretical model, and the practical significance is in bringing proposals in the field of resocialization to the stage of implementation. The work uses general scientific research methods: comparison and analysis, as well as the method of expert assessments. Based on the assessment of problems and shortcomings in the implementation of these stages, proposals were developed to improve this work. The authors propose the introduction of a system for assessing the state of work in the field of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In order to increase the effectiveness of the measures of social orientation of the state in relation to the released persons, it is necessary to improve the activities of the bodies involved in social support for this category of citizens. According to the authors, it is necessary to supplement the Penitentiary Code of the Russian Federation with norms devoted to socio-psychological work with persons deprived of their liberty. Keywords: convicts, resocialization, probation, penitentiary stage, post-penitentiary stage, penal system of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Этапы и основные направления ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы»

УДК 343.8 + 364.048.6

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-250-3-19-28

ГРИГОРИЙ БОРИСОВИЧ ДОБРЕЦОВ

старший научный сотрудник отдела по исследованию проблем трудовой занятости осужденных и экономических проблем функционирования уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент И 2096900@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9091-9285 Москва

АРТЕМ ДМИТРИЕВИЧ НЕВИРКО

главный консультант организационно-аналитического управления аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации И nevirko@mail.ru

Москва

Этапы и основные направления ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Аннотация. Целью настоящего исследования является анализ моделей двух взаимосвязанных этапов ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы: пенитенциарного и постпенитенциарного. В статье рассматриваются проблемы этих этапов. Актуальность исследования заключается в том, что в течение года после освобождения каждый пятый из освободившихся лиц совершает повторное преступление, что в определенной мере связано с проблемами ресоциализации. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и оценке различных аспектов деятельности органов власти для выработки теоретической модели, а практическая - в доведении предложений в сфере ресоциализации до стадии реализации. В работе применены общенаучные методы исследования: сравнение и анализ, а также метод экспертных оценок. По итогам оценки проблем и недостатков в реализации указанных этапов выработаны предложения по совершенствованию этой работы. Авторы предлагают введение системы оценки состояния работы в сфере ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В целях повышения эффективности мер социальной направленности государства в отношении освобожденных лиц необходимо совершенствование деятельности органов, занимающихся социальной поддержкой этой категории граждан.

Ключевые слова: осужденные, ресоциализация, пробация, пенитенциарный этап, постпенитенциарный этап, уголовно-исполнительная система Российской Федерации

Для цитирования

Добрецов Г. Б., Невирко А. Д. Этапы и основные направления ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 3. С. 19-28. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-250-3-19-28.

5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки)

© Добрецов Г. Б., Невирко А. Д., 2023

GRIGORY B. DOBRETSOV

senior researcher of the department for the study of problems of employment of convicts and economic problems of the functioning of the penal system of the Research Center - 1 of the Federal Governmental Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia",

Candidate of History, Associate Professor H https://orcid.org/0000-0002-9091-9285 Moscow

ARTEM D. NEVIRKO

Chief Consultant of the Organizational and Analytical Department of the Office of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation H nevirko@mail.ru

Moscow

Stages and main directions of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty

Abstract. The purpose of this study is to analyze models of two interrelated stages of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty: penitentiary and post-penitentiary. The article deals with the problems of these stages. The relevance of the study lies in the fact that within a year after the release, every fifth of the released persons commits a second crime, which is to some extent associated with the problems of resocialization. The theoretical significance ofthe study lies in the analysis and evaluation of various aspects ofthe activities of the authorities to develop a theoretical model, and the practical significance is in bringing proposals in the field of resocialization to the stage of implementation. The work uses general scientific research methods: comparison and analysis, as well as the method of expert assessments. Based on the assessment of problems and shortcomings in the implementation of these stages, proposals were developed to improve this work. The authors propose the introduction of a system for assessing the state of work in the field of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In order to increase the effectiveness of the measures of social orientation of the state in relation to the released persons, it is necessary to improve the activities of the bodies involved in social support for this category of citizens. According to the authors, it is necessary to supplement the Penitentiary Code of the Russian Federation with norms devoted to socio-psychological work with persons deprived of their liberty.

Keywords: convicts, resocialization, probation, penitentiary stage, post-penitentiary stage, penal system of the Russian Federation

For citation

Dobretsov G. B., Nevirko A. D. Stages and main directions of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 3. C. 19-28. https://www.doi. org/10.51522/2307-0382-2023-250-3-19-28.

5.1.4. Criminal law sciences (legal sciences)

П 1о данным Министерства юстиции Российской Федерации, ежегодно из мест лишения свободы освобождается примерно 200 тысяч человек. Большая часть из них нуждается в трудовом и бытовом устройстве, а более 30 % - в жилье. Имеющиеся в субъектах Российской Федерации центры социальной адаптации не в состоянии охватить всех нуждающихся в помощи лиц (максимум 5-10 % от этого количества). В адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступают письма с просьбами оказать помощь при освобождении из учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). Пишут об отсутствии жилья, работы и средств к существованию [1].

В субъектах Российской Федерации в первую очередь отмечаются проблемы с трудоустройством бывших заключенных, так как за время отбывания наказания они часто теряют квалификацию. Указываются недостатки организационной работы центров социальной адаптации, законодательные пробелы, затрудняющие социальную поддержку освободившихся лиц, высказываются предложения о необходимости принятия Федерального закона «О ресоциали-зации бывших осужденных» [2].

Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон № 182-ФЗ) дает следующее определение ресоциа-лизации: это «комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и ли-

цами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера» [3].

Это понятие используется также для целей принятого 06.02.2023 Федерального закона № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее также -Закон о пробации, Федеральный закон № 10-ФЗ), который вступает в силу с 01.01.2024 [4]. Закон определяет категории лиц, в отношении которых будет применяться пробация - это осужденные к иным мерам уголовно-правового характера и освобожденные из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Понятие пробации, согласно закону, включает в себя совокупность мер, применяемых к данным лицам, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита их прав и законных интересов.

Как отмечает В. И. Селиверстов, «проблема социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, остается одной из наиболее актуальных» [5].

Ресоциализация призвана устранить предпосылки рецидива криминального поведения и реанимировать связи личности с социумом, сломать асоциальные модели поведения и сформировать положительные социальные ценности.

Ресоциализация и предупреждение преступлений, как отмечает Д. Б. Лаптев, тесно связаны между собой, сферы их достижения пересекаются [6]. Согла-

симся с этим утверждением, ведь если исходить из того, что ресоциализация -это форма профилактического воздействия, то профилактика правонарушений в конечном итоге направлена на их предупреждение.

Рассматриваемая дефиниция содержит три составных элемента: содержание ресоциализации, субъекты ресоциа-лизации, цель ресоциализации.

Ресоциализация с позиции Закона № 182-ФЗ - это «комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера» [3]. Однако содержание этих мер не раскрыто и не имеет конкретики. Считаем, что должно быть указание также на меры трудового, жилищного и медицинского характера.

Вызывает вопрос наличие сходства ресоциализации с иными профилактическими формами, предусмотренными Законом № 182-ФЗ - социальной адаптацией и социальной реабилитацией.

Недостатком в рассматриваемой сфере является определение субъектов ресоциализации, к которым отнесены органы исполнительной власти и местного самоуправления, прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации, общественные объединения и иные организации, а также граждане. По нашему мнению, в числе субъектов в первую очередь необходимо указать территориальные органы МВД России и ФСИН России, которые, несомненно, относятся к указанным в Законе № 182-ФЗ «органам исполнительной власти».

Федеральным законом № 10-ФЗ целями пробации определены коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений. При этом учреждения уголовно-ис-

полнительной системы отнесены к субъектам пробации.

Следует отметить, что в органах власти регионов Российской Федерации созданы координационные структуры, которые организуют взаимодействие на своем уровне. Чаще всего функции ресо-циализации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, возлагаются на межведомственные советы по профилактике правонарушений (группы, комиссии). В отдельных субъектах, например, в Республике Татарстан, созданы межведомственные комиссии (группы) по ресоциализации таких лиц. Подобные органы функционируют и в муниципальных образованиях, например, в Вологодской области [7, 8].

Мы считаем, что в системе организаций в сфере ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, необходимо иметь специализированное учреждение по приему таких лиц, оказанию им необходимой социально-психологической поддержки, помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также осуществлению определенного профилактического контроля за их поведением в течение первого времени после освобождения и во время нахождения на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Есть и опыт создания таких специализированных структур. Так, в городе Санкт-Петербург создано государственное казенное учреждение «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» и его подразделение «Служба оказания помощи женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, условно осужденным и членам их семей». В Кемеровской области сформировано структурное подразделение - Управление администрации Кемеровской области по взаимодействию с уголов-

но-исполнительной системой, в задачи которого, в том числе, входит оказание содействия в социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы лиц.

Отметим, что Федеральный закон № 10-ФЗ предусматривает создание центров пробации в целях оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы и исправительных центров, в том числе в предоставлении временного места пребывания.

Совершенно очевидно, что ресоциа-лизация осужденных содержит два этапа: пенитенциарный - работа с осужденным в период отбытия наказания и постпенитенциарный - после его освобождения из мест лишения свободы. Это нашло свое отражение в Федеральном законе № 10-ФЗ, который вводит понятие пенитенциарной пробации, применяемой в отношении осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и постпенитенциарной пробации, применяемой в отношении освободившихся из исправительных центров или мест лишения свободы.

Ресоциализация на пенитенциарном этапе - это непрерывный целенаправленный процесс воздействия на лицо посредством комплексного применения различных мер с целью изменить его правосознание и возвратить в общество как законопослушного гражданина. В уголовно-исполнительном законодательстве значительное внимание уделено мероприятиям по ресоциализа-ции, связанным с трудом осужденных. Согласно статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией учреждения [9].

Однако реализация этой нормы в полной мере затруднена, и к указанной проблеме неоднократно обращались российские ученые. Как отмечает А. В. Родионов, официальный уровень занятости осужденных в последние годы снижается. Следует учитывать тот факт, что при повышении МРОТ даже поддержание достигнутой занятости осужденных требует повышения производительности труда в 2 раза, следовательно - инвестиций в развитие производства [10].

На негативные факторы, сопровождающие трудовую деятельность осужденных и оказывающие на нее влияние, обращает внимание А. А. Криволапова:

- условия труда осужденных не отвечают общепризнанным нормам и правилам;

- отсутствует возможность выбора осужденным вида работы;

- ограничена территория деятельности.

Указанный автор приводит данные о количестве организаций, созданных с целью трудоустройства осужденных на середину 2020 года (31 ГУП, 569 центров, 71 мастерская), и делает вывод о недостатке рабочих мест [11].

В целях обеспечения такого средства ресоциализации как труд, по нашему мнению, следует сформировать правовой фундамент эффективного функционирования в системе УИС производственной сферы, способной обеспечить привлечение к труду трудоспособных осужденных. В этом ключе социальные аспекты содержания и развития производственной базы превалируют над экономической составляющей.

При этом одним из резервов трудоустройства осужденных является работа на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих УИС, что, с одной стороны, обеспечивает продоволь-

ственную безопасность пенитенциарной системы, с другой - является важным инструментом ресоциализации.

Одной из задач ресоциализации является оказание квалифицированной лечебной помощи как во время отбывания наказания, так и в последующий период. Следует всячески поддержать внедрение в местах лишения свободы электронных медицинских карт, которые будут передаваться в гражданские лечебные учреждения после освобождения осужденных из учреждений УИС.

В целях снижения риска заражения социально значимыми заболеваниями должна проводиться активная разъяснительная работа. Актуальность этого вопроса подтверждается статистикой: «в учреждениях УИС сконцентрировано более 23 тысяч лиц, больных активным туберкулезом, более 60 тысяч - ВИЧ-инфицированных, более 6 тысяч лиц, инфицированных ВИЧ в сочетании с туберкулезом» [12].

Кроме того, по мнению авторов, необходимо дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации нормами, регулирующими проведение социальной и психологической работы с осужденными, корреспондирующие с Законом о пробации. В локальные акты следует включить нормы, предусматривающие обязательные мероприятия психологической и педагогической направленности, основные формы работы, а также требования к образованию соответствующих специалистов.

Успешной ресоциализации осужденных содействует их подготовка к освобождению, которая проводится в исправительном учреждении. Она начинается за полгода до окончания срока наказания и содержит меры организационно-педагогического и воспитательного характера. Важную роль в этой работе играют шко-

лы по подготовке осужденных к освобождению [13].

Постпенитенциарная адаптация предполагает приспособление освободившихся из мест лишения свободы лиц к современным условиям жизни, а также оказание им всесторонней помощи, которая является важным звеном всей ре-социализации и занимает центральное место в процессе адаптации к изменившимся жизненным условиям, а также в формировании социально полезных связей. Оказание такой помощи - один из элементов профилактики рецидивной преступности.

Причины, тормозящие активную ре-социализацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы, можно разделить на две группы: объективные причины (внешние) и субъективные (внутренние).

К первой группе (объективных причин) относятся:

- жилищно-бытовая неустроенность;

- сложности устройства на работу, включая нежелание работодателей принимать на работу бывших судимых;

- отсутствие достаточных денежных ресурсов для жизни;

- негативное влияние криминального сообщества на осужденного и после освобождения;

- недостатки взаимодействия органов УИС и органов муниципальной власти, центров занятости и общественных организаций по месту жительства освободившегося лица.

Осложняет процесс ресоциализации и то, что за осужденными, полностью отбывшими срок, нет административного надзора.

Внутренние причины:

- отсутствие необходимых для современного рынка труда специальности и образования;

- отсутствие опыта трудоустройства;

- проблемы со здоровьем, в том числе психические отклонения;

- отсутствие семьи, родственных связей;

- потеря способности приспосабливаться к условиям социума;

- отсутствие достаточных знаний о процессах, происходящих в обществе;

- изменение мотивационных ценностей личности.

Проблемы и недостатки федерального правового регулирования постпенитенциарной ресоциализации ранее нами были рассмотрены в работе «К вопросу о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» [14]. Эта сфера требует дополнительной нормотворчес-кой работы и в субъектах Российской Федерации. Как было отмечено, значительное количество правовых актов в сфере социализации было принято до вступления в силу Закона № 182-ФЗ, а потому обоснованным и правомерным будет вывод, что система нормативного правового регулирования ресоциализа-ции на разных уровнях фактически не выстроена. Более того, вновь принятые нормативные правовые акты, по существу, формальны и малоинформативны. Например, в Законе Самарской области от 11.12.2017 № 117-ГД «О профилактике правонарушений на территории Самарской области» [15] термин «ресоци-ализация» не употребляется, но прямое указание на его применимость к лицам, освободившимся из исправительных учреждений, позволяет ряд мероприятий (в сферах труда, занятости, культуры, социально-демографической и семейной политики) считать нацеленными на ре-социализацию. Однако такие направления профилактики правонарушений, как медицинское, транспортное, образовательное, спортивное не включают в себя конкретных мероприятий, связанных с ресоциализацией лиц, освобожденных

из мест лишения свободы. Считаем это следствием несовершенства федерального законодательства в части оказания помощи освобожденному лицу, которые могли бы быть обязательными для региональных законодателей.

В Пензенской области был принят закон от 04.04.2017 № 3030-ЗПО «О квотировании рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, проживающих в Пензенской области», в соответствии с которым для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предусмотрен на предприятиях 1% рабочих мест от общего числа работников [16].

Отметим, что в субъектах Российской Федерации имеется небольшое количество нормативных правовых актов, касающихся ресоциализации бывших осужденных. По большей части, это законы, регулирующие вопросы в сфере профилактики правонарушений (Республика Коми, Еврейская автономная область). В ряде субъектов (Республика Башкортостан, Ульяновская область, Кировская область, Тюменская область) приняты специальные нормативные правовые акты, которые регулируют вопросы ре-социализации освобожденных лиц.

Изучение этих документов свидетельствует, что поддержка освобожденных лиц не является приоритетным вектором региональной политики, присутствует формальный подход к реализации отдельных задач, большинство мероприятий не предполагает конкретного оказания помощи освобожденным. Более того, их реализация ограничена сферой компетенции исполнительных органов власти; в числе участников программ, как правило, не входят правоохранительные органы, ввиду отсутствия соответствующей федеральной нормы.

Проведенный анализ дает нам основания сделать вывод, что нормативно-правовая база Российской Федерации в сфере ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание, нуждается в доработке и совершенствовании, в том числе в связи с принятым Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации».

По нашему мнению, в целях повышения результативности государственной социальной политики в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, необходимо проведение ряда мероприятий.

Так, необходимо совершенствование организации деятельности региональных и муниципальных органов власти, ответственных за социальную поддержку граждан, освободившихся из исправительных учреждений.

Также одним из путей внедрения предложений по совершенствованию ресоциализации является разработка комплексной федеральной дорожной карты, о которой пишут ученые [17].

Федеральный закон «О социальной адаптации и реабилитации лиц, осво-

божденных из мест лишения свободы», разработку и принятие которого мы предлагали ранее, должен задать определенные федеральные стандарты.

Важным, по нашему мнению, является внедрение системы оценки уровня этой работы. Для оценки состояния организации постпенитенциарной ресоци-ализации предлагаем принять следующие критерии:

1) уровень рецидивной преступности;

2) уровень социального обслуживания нуждающихся лиц;

3) уровень обеспеченности работой, жильем, медицинскими услугами;

4) доля лиц, обучающихся в учебных заведениях (продолживших и вновь поступивших);

5) состояние взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, организаций и общественных объединений, граждан в целях социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

6) состояние отношения в обществе к лицам, освободившимся из пенитенциарных учреждений.

1. Савельева А. Освободившиеся из мест лишения свободы жалуются на отсутствие работы и жилья // РАПСИ-ньюс : информационное агенство. 20.05.2020. URL: https://rapsinews.ru/human_rights_protection_ news/ 20200520/305823720.html (дата обращения: 02.02.2023).

2. Выжутович В. Жизнь после тюрьмы // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https: //rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnojzhizni-byvshego-osuzhdennogo. html (дата обращения 05.02.2023).

3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // СЗ РФ. 27.06.2016. № 26 (Часть I), ст. 3851.

4. О пробации в Российской Федерации : федер. закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Селиверстов В. И. Социальная адаптация лиц, освобожденных из исправительных учреждений, в оценке общественного, правозащитного и профессионального мнения // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14, № 1. С. 54-64.

6. Лаптев Д. Б. О содержании дефиниции «меры уголовно-правового характера» // Администратор суда. 2018. № 4. С. 33-36.

7. Об организации в Республике Татарстан деятельности по ресоциализации лиц, освобожденных из

мест лишения свободы : пост. Кабинета министров Республики Татарстан от 29.07.2019 № 631 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561441172 (дата обращения: 05.02.2023).

8. Об утверждении положения о создании межведомственной комиссии по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на территории Череповецкого муниципального района : пост. администрации Череповецкого муниципального района от 26.03.2020 № 451 // Череповецкий муниципальный район : официальный сайт. URL: https://cherra.ru/ofitsialnaya-informatsiya/normativnye-pravovye-akty-rayona/ postanovlenie-administratsii-cherepovetskogo-munits451/ (дата обращения: 05.02.2022).

9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021). Доступ из СПС «Гарант».

10. Родионов А. В. Привлечение осужденных к труду и развитие производственного сектора УИС: современное состояние, проблемы, направления совершенствования // Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждений и органов ФСИН России: проблемы и перспективы развития : материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. А. И. Зубкова, Дню российской науки, 140-летию УИС и 85-летию Академии ФСИН России (Рязань, 08.02.2019). Рязань : Академия ФСИН России, 2019. С. 255-258.

11. Кривопалова А. А. Проблемы привлечения к труду осужденных к лишению свободы // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 3. С. 37-41.

12. Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (20172025 годы)» : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 23.12.2016 № 2808-р. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

13. Аминов И. И. Проблемы ресоциализации и адаптации личности к моменту и после отбывания наказания // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 11. С. 52-58.

14. Добрецов Г. Б., Невирко А. Д. К вопросу о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 5. С. 15-23.

15. О профилактике правонарушений на территории Самарской области : закон Самарской области от 11.12.2017 № 117-ГД // Сайт правительства Самарской области. URL: https://pravo. samregion.ru/zakony/ zakon-samarskoj-oblasti-ot-11-12-2017-117-gd-o-profilaktike-pravonarushenij-na-territorii-samarskoj-oblasti (дата обращения: 05.02.2023).

16. О квотировании рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, проживающих в Пензенской области : закон Пензенской области от 04.04.2017 № 3030-ЗПО // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/446177301 (дата обращения: 05.02.2023).

17. Адоевская О. А., Александрова В. В., Белова Е. Ю. и др. Социальная адаптация (ресоциализация) лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений: итоги теоретического исследования. М. : ООО Издательский дом «Юриспруденция». 2020. 368 с.

1. Savelyeva A. Released from places of deprivation of liberty complain about the lack of work and housing // RAPSI-news : information agency. 05/20/2020. URL: https://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/ 20200520/305823720.html (date of access: 02.02.2023).

2. Vyzhutovich V. Life after prison // Rossiyskaya Gazeta Internet portal. URL: https://rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnojzhizni-byvshego-osuzhdennogo. html (accessed 02/05/2023).

3. On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation : Federal Law of June 23, 2016 No. 182-FL // OG RF. 06/27/2016. No. 26 (Part I), art. 3851.

4. About probation in the Russian Federation : Federal Law of February 6, 2023 No. 10-FL. Access from LRS "ConsultantPlus".

5. Seliverstov V. I. Social adaptation of persons released from correctional institutions in assessing public, human rights and professional opinion // Penitentiary science. 2020. V. 14, No. 1. P. 54-64.

6. Laptev D. B. On the content of the definition of "measures of a criminal law nature" // Administrator of the court. 2018. No. 4. P. 33-36.

7. On the organization in the Republic of Tatarstan of activities for the resocialization of persons released from places of deprivation of liberty : decree of Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated July 29, 2019 No.

631 // Electronic fund of legal and regulatory documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/561441172 (date of access: 02/05/2023).

8. On the approval of the regulation on the creation of an interdepartmental commission for the resocialization of persons released from places of deprivation of liberty in the territory of the Cherepovets municipal district : decree of administration of the Cherepovets municipal district dated March 26, 2020 No. 451 // Cherepovets municipal district: official website. URL: https://cherra.ru/ofitsialnaya-informatsiya/normativnye-pravovye-akty-rayona/ postanovlenie-administratsii-cherepovetskogo-munits451/ (date of access: 05.02.2022).

9. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation dated January 8, 1997 No. 1-FL (as amended on December 21, 2021). Access from LRS "Garant".

10. Rodionov A. V. Attracting convicts to work and development of the production sector of the penal system: current state, problems, directions for improvement // Organizational and legal support of the activities of institutions and bodies of the FPS of Russia: problems and development prospects : materials of the interuniversity scientific and practical conference dedicated to memory of prof. A. I. Zubkov, the Day of Russian Science, the 140th anniversary of the penal system and the 85th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (Ryazan, 08.02.2019). Ryazan: Academy of the FPS of Russia, 2019, pp. 255-258.

11. Krivopalova A. A. Problems of attracting to work those sentenced to deprivation of liberty // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. No. 3. P. 37-41.

12. The concept of the federal target program "Development of the penal system (2017-2025)" : approved. decree of Government of Russian Federation dated December 23, 2016 No. 2808-r. Access from LRS "ConsultantPlus".

13. Aminov 1.1. Problems of re-socialization and adaptation ofpersonality to the moment and after the punishment // Questions of modern jurisprudence. 2016. No. 11. P. 52-58.

14. Dobretsov G. B., Nevirko A. D. On the issue of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 5. P. 15-23.

15. On the prevention of offenses in the territory of the Samara region : law of the Samara region dated December 11, 2017 No. 117-GD // Website of the government of the Samara region. URL: https://right. samregion.ru/zakony/ zakon-samarskoj-oblasti-ot-11-12-2017-117-gd-o-profilaktike-pravonarushenij-na-territorii-samarskoj-oblasti (date of access: 05.02.2023).

16. On the quota of jobs for persons released from institutions executing a sentence of deprivation of liberty, living in the Penza region : Law of the Penza region dated 04.04.2017 No. 3030-ZPO // Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/446177301 (date of access: 02/05/2023).

17. Adoevskaya O. A., Aleksandrova V. V., Belova E. Yu. et al. Social adaptation (resocialization) of persons released and released from correctional institutions: results of a theoretical study. M .: LLC Publishing House "Jurisprudence". 2020. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.