Научная статья на тему 'ОПЫТ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ'

ОПЫТ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич,

В статье рассматривается опыт взаимодействия учреждений территориальных органов ФСИН России с различными субъектами профилактики правонарушений по обеспечению ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Показана практика деятельности региональных организации комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF POST-PENTITENTIONAL RE-SOCIALIZATION OF PERSONS EXEMPTED FROM THE TERRITORIAL AUTHORITIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The article discusses the experience of interaction between the institutions of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia and various subjects of crime prevention to ensure the re-socialization of persons released from prison. The practice of the activities of regional organizations of comprehensive rehabilitation and re-socialization of persons released from places of deprivation of liberty is shown.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ»

5.11. ОПЫТ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ

ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ

Габараев Алан Шотаевич, канд. полит. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: gabiron@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается опыт взаимодействия учреждений территориальных органов ФСИН России с различными субъектами профилактики правонарушений по обеспечению ресо-циализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Показана практика деятельности региональных организации комплексной реабилитации и ресоциа-лизации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Ключевые слова: исправительные учреждения, ресоциализация осужденных, реабилитация осужденных, профилактика рецидивной преступности.

EXPERIENCE OF POST-PENTITENTIONAL RE-SOCIALIZATION OF PERSONS EXEMPTED FROM THE TERRITORIAL AUTHORITIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Gabaraev Alan Shotaevich, PhD in Political sciences. Position: Senior Researcher. Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: Study of domestic and foreign experience, history of the penitentiary system, comparative analysis of the penitentiary legislation. E-mail: gabiron@mail.ru

Annotation: The article discusses the experience of interaction between the institutions of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia and various subjects of crime prevention to ensure the re-socialization of persons released from prison.

The practice of the activities of regional organizations of comprehensive rehabilitation and re-socialization of persons released from places of deprivation of liberty is shown.

Keywords: correctional institutions, re-socialization of convicts, rehabilitation of convicts, prevention of recidivism.

Концептуальные основы развития пенитенциарной системы России (концепция) в качестве одной из приоритетных задач определяют профилактику уровня повторной преступности среди лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях ФСИН России. По смыслу законодателя, поставленная цель должна быть обеспечена эффективной социально-психологической работой с осужденными в местах лишения свободы, а также комплексной реабилитацией осужденных на свободе субъектами профилактики повторной преступности [3].

В процессе отбывания наказания в местах лишения свободы, осужденному человеку необходимо адаптироваться к жизни исправительного учреждения, кото-

рые принципиально отличаются от условий пребывания на свободе.

После освобождения от наказания ему снова приходится адаптироваться к изменившимся за период его отсутствия жизненным условиям, как правового, так и социального характера.

Положения международного права, (Минимальные стандартны правила обращения с заключенными, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. «Основные принципы обращения с заключенными», рекомендации Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил, также подчеркивают важность содействия в ресоциализации и социальной адаптации лицам, освобожденным из исправительных учреждений[2; 3].

Профилактика повторной преступности и исправление осужденных являются основными целями пенитенциарного и уголовного законодательства России (ч. 2 ст. 43 УК РФ, ч.1 ст.1 УИК РФ). Тем не менее, у практических работников территориальных органов ФСИН России, возможности оказания целенаправленной социальной помощи лицам, отбывшим наказание значительно ограничены. Деятельность субъектов и координационных органов системы профилактики правонарушений, в части предоставления помощи бывшим заключенным, также требует дальнейшей проработки и оптимизации.

В результате, основные меры правового, социально-экономического и педагогического характера осуществляются в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Работа проводимая в местах лишения свободы носит комплексных характер, создающий предпосылки и фундамент для исправления осужденных и последующей ресоциализации в условиях свободы.

Проблема решаемая в рамках данной работы заключается в анализе эффективности практики подготовки к освобождению осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России, которые призваны обеспечивать их постпенитенциарную ресоциализацию.

Цель исследования - анализ эффективности обеспечения подготовки к освобождению осужденных, отбывающих наказание в учреждениях территориальных органов ФСИН России, и их постпенитенциарной ресоциализации.

Задача исследования:

показать деятельность учреждений территориальных органов ФСИН России во взаимодействии с различными субъектами профилактики по обеспечению успешности постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Для достижения цели и решения поставленной задачи использовались общенаучные методы изучения литературы по проблеме исследования, анализа статистических данных. Также эмпирические методы: письменный опрос, тестирование, методы математико-статистической обработки данных.

Пристальное внимание государственных органов к гражданам, возвратившимся из мест лишения свободы обусловлена рядом субъективных и объективных причин. Среди основных мотивов объективного характера можно выделить необходимость ресоциализации и социальной адаптации бывших заключенных.

Субъективные причины, в целом, связаны с высоким уровнем делинквентности и низким - социализированное™.

Трудности процесса постпенитенциарной социальной адаптации ведут к конфликтам, толкают человека, недавно освободившегося из мест лишения свободы (далее - места лишения свободы, МЛС), на нарушение общественных норм и правил и итоге обусловливают срыв постпенитенциарной ресоциализации. Данный вопрос приобретает особую остроту в связи с тем, что в России порог официально зарегистрированных преступлений в 2019 г. составил - 1991,5 тыс. преступлений. Причем каждое второе (58,3 %) из них совершено лицами, ранее совершавшими уголовные проступки.

Согласно ведомственной статистике ФСИН России, уровень рецидивной преступности в ряде регионов нередко превышает средний коэффициент и достигает показателя 35 %. Причем такая ситуция, как правило, характерна для учреждений, где плохо налажена работой с осужденными.

Законодательное регулирование вопросов социальной адаптации осужденных учреждениями уголовно-исполнительной системы регулируется приказом Минюста от 13.01.2006 № 2, которым предусмотрено оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве осужденных. Указанная функция закреплена за персоналом группы социальной защиты осужденных, хотя по необходимости активное участие принимают начальники отрядов, психологи и сотрудники других служб.

В профессиональном дискурсе качество работы по ресоциализации осужденных лиц обосновано является маркером эффективности не только пенитенциарной системы, но и всей политики государства по борьбе с преступностью.

Содержание деятельности исправительных учреждений ФСИН России по подготовке к освобождение заключенных представляет собой многоуровневую скоординированную работу ориентированную на достижение целей института наказания в ходе его исполнения [5, с.50].

Как считает Ю.В. Баранов, процесс ресоциализации лиц, отбывших уголовные наказания в местах лишения свободы является вторичной формой социализации, развивающей и формирующей базовые культурологические инварианты коммуникации и жизнедеятельности вне исправительного учреждения[4.с. 10].

Структура постпенитенциарной ресоциализации состоит из трех основных элементов:

«вторичной» социализации (коррекция вредных привычек, сформировавшихся в условиях изоляции от общества);

социальной адаптации к условиям свободы (социальная реинтеграция в общество);

восстановление социального статуса (социальная реабилитация).

Перечисленные компоненты находятся в диалектическом единстве и имеют тесную взаимосвязь.

Таким образом, подготовка осужденного к освобождению из исправительного учреждения (далее - исправительное учреждение, ИУ) проходит после его участия в различных мероприятиях социально-воспитательного, образовательного и психологического характера, что создает предпосылки для эффективной социальной адаптации каждого осужденного после его освобождения из ИУ. и проводимых службами пенитенциарного учреждения в течение всего срока пребывания осужденного в данном учреждении, а также в период предшествовавший освобождению, т.е. за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы, осу-

ществляемых органами местного самоуправления по месту жительства осужденного, органами государственной власти и институтами гражданского общества.

В настоящее время на территории ряда субъектов Российской Федерации на базе различных социальных учреждений созданы так называемые центры реабилитации для бывших осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, которые, как правило, оказывают юридическую, социальную и медицинскую помощь, также возможно восстановление документов, регистрация, трудоустройство, бесплатное проживание. По результатам исследований, всего имеется 198 центров в 58 регионах.

Решением органов власти и управления в некоторых регионах созданы и функционируют Центры по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В ТО ФСИН России проводится работа по улучшению взаимодействия с органами внутренних дел (далее - ОВД), органами местного самоуправления, службами занятости населения.

Постановлением Правительства Красноярского края утверждена Государственная региональная программа «Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности». В рамках данной программы Министерству труда и социального развития Красноярского края выделено более 10 млн. рублей на осуществление программ, ориентированных на трудоустройство и социальную адаптацию лиц, отбывших уголовные наказания в местах лишения свободы, в том числе на семинары-тренинги для социальных работников и психологов ИУ, а также уголовно-исполнительных инспекций, разработку и тиражирование методических пособий, буклетов, справочных и информационных материалов для лиц, подлежащих освобождению из исправительных учреждений, по вопросам содействия в трудовом устройстве и адаптации к жизни после освобождения от отбывания наказания.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.09.2014 № 697-пп утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Оренбургской области на 2014-2020 годы». В рамках ее подпрограммы «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы» Комитету по молодежной политике Правительства области выделены денежные средства в размере 5300,0 тыс. руб. на оплату обучения рабочим специальностям лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также организацию профильных лагерей для подростков, склонных к совершению правонарушений.

УФСИН России по Волгоградской области проводится анализ поступления ответов на запросы ИУ по вопросу трудового и бытового устройства освобождающихся осужденных. Обобщенная информация направляется в МВД и Министерство труда и занятости Волгоградской области. Результатом данной работы стало увеличение уровня поступления ответов на запросы в на 11%.

Аналогичная работа проводится в республиках Татарстан, Коми, Чувашской Республике - Чувашии, Волгоградской, Белгородской, Саратовской, Кировской , Оренбургской и Курганской областях.

Для решения вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, а также для оптимитизации рабочего времени со-

трудников групп социальной защиты осужденных в территориальных органах УИС применяются инновационные методы и технологии. В исправительных учреждениях субъектов Российской Федерации для осужденных установлены более 850 терминалов с электронной базой имеющихся вакансий на рынке труда.

В территориальных органах уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации продолжена работа по формированию системы социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Департаментом занятости населения Тверской области ежегодно заключаются договоры о квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с руководством градообразующих предприятий области.

В московском регионе функционирует социально-реабилитационный центр «Аврора» для женщин, освободившихся из мест лишения свободы или получивших условное наказание. Социально-реабилитационный центр «Аврора» создан в сентябре 2007 года для реализации комплексной социальной программы поддержки женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, или осужденных условно.

К основным задачам Центра относятся не только психологическая и юридическая поддержка освободившихся женщин, но и их трудоустройство, а также повышение их конкурентоспособности на рынке труда, адаптация к современным условиям жизни.

Центр располагает оснащенным компьютерным классом, в котором женщины получают азы компьютерной грамотности и развернутые навыки работы с документами. Учащиеся осваивают современные актуальные программы: комплекс программ Microsoft Office, Internet Explorer, обучаются работе с офисной техникой. Центр предлагает женщинам уникальную возможность изучить английский язык. Занятия ведет высококвалифицированный опытный педагог, использующий современные аудиовизуальные подходы к обучению. Внимание уделяется всем лингвистическим аспектам: фонетике, грамматике, стилистике, переводу, разговорной речи. Знание иностранного языка углубляет социальное восприятие, повышает самооценку женщин и расширяет их профессиональные возможности. Посетительницам Центра предлагается курс обучения парикмахерскому искусству. Успешно прошедшим курс обучения женщинам выдаются сертификаты и выплачивается стипендия.

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» (далее - ЦСА) структура организации по адаптации и ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, охватывает весь спектр особо значимых вопросов по жизнеустройству данной категории граждан, их интеграции в общество и снижению рецидивной преступности. Предмет деятельности ЦСА, имеющего несколько филиалов, - предоставление гражданам трудоспособного возраста без определенного места жительства (бездомным), освобожденным из мест лишения свободы, находящимся в трудной жизненной ситуации, временного места пребывания до 6 месяцев (срок пребывания может продлеваться до 1 года), социального обслуживания, а также оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации граждан к условиям жизни в обществе.

В рамках программы «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, и в соответствии с Соглашением о взаимодействии ЦСА и Управлением федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области специалисты ЦСА регулярно посещают исправительные учреждения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Специалистами ЦСА предоставляется информация об уставной деятельности учреждения, осуществляется выявление граждан, нуждающихся после освобождения в услугах социальной адаптации и ресоциализации.

Большую роль в решении социальных и бытовых вопросов лиц, освобождающихся от отбывания наказания, оказывают центры социальной адаптации и дома ночного пребывания.

Таким образом, можно сказать, что права граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, не ущемлены, программы их социальной реабилитации постоянно разрабатываются и улучшаются; они могут получить поддержку и помощь со стороны различных социальных учреждений, занимающихся реабилитацией лиц этой категории.

Успешная реализация комплексных мер, направленных на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, позитивно сказывается на профилактике рецидивной преступности.

Из сказанного выше следует, что сложный процесс ресоциализации человека, совершившего преступление и осужденного к лишению свободы, начинается в период отбытия наказания и заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Однако из всех рассмотренных здесь факторов, способствующих социальной адаптации граждан, отбывших наказания в местах лишения свободы, нет ни одного, который полностью реализуется, поэтому требуются специальные меры законодательного порядка, гарантирующие соблюдение прав этой категории российских граждан, а также обеспечивающие изменение направленности и форм профилактической работы с ними.

Список литературы:

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными /Одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и 2076 (LXII) от 13.05.1977.//Электронный фонд правовой нормативно-технической документации [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/ 901740529 (дата обращения: 25.08.2019).

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/111 «Основные принципы обращения с заключенными» // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации [Электронный ресурс] URL:http ://docs.cntd .ru/document/901739173 (дата обращения: 25.08.2019).

3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_106055/ (дата обращения: 25.08.2019).

4. Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания:

теоретико-методологические и правовые основы: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.08 / Баранов Юрий Валерианович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2008. - 37 с.

5. Рыбак Михаил Степанович. Ресоциализация осужденных к лишению свободы (Проблемы теории и практики) : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08: Саратов. - 2001. 450 с.

Рецензия

на статью «Опыт постпенитенциарной ресоциализа-ции лиц, освободившихся из мест лишения свободы территориальных органов ФСИН России» старшего научного сотрудника отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата политических наук Габарае-ва Алана Шотаевича

Рецензируемая статья посвящена актуальной на данный момент проблеме, методике и практике подготовки к освобождению осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и эффективности их постпенитенциарной ресо-циализации.

Автором анализируются нормативно-правовые, организационно- методические, научные и иные источники по данной проблеме, рассматривается деятельность учреждений территориальных органов ФСИН России во взаимодействии с различными субъектами

профилактики по обеспечению успешности постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Представлена практика деятельности региональных организации комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Показано, что основным направлением работы по подготовке осужденных к освобождению, проводимой в исправительных учреждениях, является деятельность «школ по подготовке к освобождению». По своей сути, они представляет собой форму педагогической и социально-психологической работы с осужденными, ориентированной на формирование у них совокупности знаний, умений,социальных навыков, необходимых для постпенитенциарной ресоциализации.

Композиция статьи логически выстроена, содержание последовательно и структурно выдержано, библиографические ссылки оформлены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и требованиями редакции.

Проверка рецензируемой статьи на наличие заимствований с помощью системы «Антиплагиат» показала, что оригинальность текста составляет 81%.

В целом, работа отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного типа.

Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании Издательского дома «Юр-ВАК».

Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор И.В.Дворянсков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста- 81,01 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.