Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, в рамках программ ресоциализации'

Опыт взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, в рамках программ ресоциализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
610
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малетина Е.А.

Основной темой в представленной статье является социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также описание опыта взаимодействия между государственными учреждениями и общественными организациями в вопросах предоставления гарантированных законом прав, в период постпенитенциарной ресоциализации, указанной категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, в рамках программ ресоциализации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 343.8

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ЛИЦАМИ, ОТБЫВШИМИ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В РАМКАХ ПРОГРАММ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Е.А. Малетина

Основной темой в представленной статье является социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также описание опыта взаимодействия между государственными учреждениями и общественными организациями в вопросах предоставления гарантированных законом прав, в период постпенитенциарной ресоциализации, указанной категории лиц.

Ключевые слова: лица, освобожденные из мест лишения свободы, социальная адаптация, центры социальной адаптации, постпенитенциарная ресоциализация.

EXPERIENCE OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS OF PERSONS SERVED THEIR SENTENCES IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY, IN THE FRAMEWORK OF PROGRAMS

OF RE-SOCIALIZATION

E.A. Maletina

The main theme of the article is the social rehabilitation and adaptation of persons released from prison. The interaction between state institutions and civil society organizations in the provision of rights guaranteed by law, in the period of post-penitentiary resocialization of the mentioned category of persons.

Key words: persons released from places of imprisonment, social adaptation, social adaptation centres, post-penitentiary resocialization.

Социальная адаптация - это процесс денных из мест лишения свободы, -

приспособления к социальной среде, это процесс приспособления к изме-

освоения социально значимых ролей и нившимся за время их изоляции от

функций. В отношении лиц, освобож- общества условиям, восстановления

социально полезных связей, освоения и исполнения социально значимых ролей и функций. Проблема социальной адаптации освобожденных рассматривается в неразрывной связи с проблемой профилактики срыва постпенитенциарной ресоциализации. При освобождении человека из исправительного учреждения, в котором он провел не один год, ему приходится столкнуться с проблемами прежде всего социального характера.

Работа, направленная на социальную адаптацию освобожденных, должна представлять собой комплекс государственно-правовых, социально-экономических, организационных и других мер, ориентированных на трудовое и бытовое устройство указанной категории лиц. Нельзя не обращать внимание на острые вопросы повышения их профессионального и образовательного уровня, предоставления им медицинского обслуживания, а также помощи в восстановлении социально полезных связей.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30.08.1955 [2] и Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 «Основные принципы обращения с заключенными» [3] указывают на важность оказания помощи лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы, а также взаимодействие с ними в период постпенитенциарной ресоциали-

зации. Нормативно-правовая база Российской Федерации в полной мере не освещает все вопросы, непосредственно связанные с проблематикой взаимодействия лиц, освобожденных из мест лишения свободы с другими членами общества. Это влечет за собой нескоординированное взаимодействие между государственными учреждениями и органами, а также различными общественными организациями. Стоит все-таки отметить, что некоторые Федеральные законы, действующие на текущий момент, а также нормативно-правовые акты органов государственной власти содержат очевидные предпосылки к этому. Доктор юридических наук, профессор А.И. Зубков отмечает, что принятие подобного рода законодательных актов сдерживается, прежде всего, отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения должной помощи рассматриваемой категории лиц будут расширяться [1, с. 171].

В целях взаимодействия с людьми, которые недавно покинули исправительные учреждения, в некоторых субъектах Российской Федерации с учетом местных особенностей создаются центры социальной адаптации и реабилитации, а также другие специализированные учреждения. В них можно получить юридическую, соци-

альную и медицинскую помощь, содействие в восстановлении документов, регистрации, в поиске места работы, при необходимости - временное проживание. По результатам исследований, всего имеется 198 центров в 58 регионах.

Задачами нашей работы являются анализ сложившейся отечественной практики в решении вопросов граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, в субъектах Российской Федерации организациями, призванными обеспечить эффективность их постпенитенциарной ресоциализа-ции, а также опыт взаимодействия государственных органов в реализации данной проблемы. Постпенитенциарная ресоциализация тесно связана с такими понятиями как социальная помощь, социальная поддержка, социальная защита, постпенитенциарный контроль, медико-социальная помощь, социальная реабилитация.

В четырех городах Красноярского края действуют социальные учреждения «Центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», курирует которые управление социальной защиты населения администрации Красноярского края. Главной задачей Центра является профилактика срыва постпенитенциарной ресоциализации ранее судимых лиц, а также активное взаимодействие с ними. Учреждения оказывают постоян-

ную или периодическую помощь, используя индивидуально разработанную программу предоставления социальных услуг. Возможен вариант временного проживания до полугода гражданами трудоспособного возраста, которые не являются инвалидами первой или второй группы. Деятельность направлена на оказание социальных, психологических, юридических и иных услуг.

В московском регионе в 2007 году для реализации комплексной социальной программы поддержки женщин был открыт и до сих пор успешно функционирует социально-

реабилитационный центр «Аврора». «Целевой аудиторией» этого центра являются бывшие осужденные женщины и женщины, получившие условное наказание. К основным задачам Центра относятся психологическая, юридическая поддержка освободившихся женщин, их трудоустройство, адаптация к современным условиям жизни. Основной особенностью работы Центра является сочетание индивидуального подхода к каждой женщине с групповыми методами работы. «Аврора» располагает оснащенным компьютерным классом, в котором женщины получают азы компьютерной грамотности и навыки работы с документами. В Центре женщины, изъявившие желание, имеют уникальную возможность изучить английский язык.

Кроме этого, посетительницам Центра предлагается курс обучения парикмахерскому искусству, а при успешном прохождении курса обучения женщинам выдаются сертификаты и выплачивается стипендия.

В Чувашской Республике в 2003 г. создано государственное учреждение (далее - ГУ) «Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий». В рамках республиканской целевой программы «Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, в Чувашской Республике» предусмотрено, что осужденные без определенного места жительства, отбывшие наказание в исправительных учреждениях в Чувашской Республике, направляются в ГУ «Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий», где им предоставляются временная работа, питание, медицинская, психологическая и социальная помощь, при необходимости - юридические консультации. Прием в Центр осуществляется при личном обращении лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, и носит добровольный заявительный характер, центр принимает всех обратившихся за помощью, не имеющих постоянного места жи-

тельства и занятий, но только при наличии свободных мест. По согласованию с дирекцией Центра администрация исправительных учреждений предварительно письменно сообщает о дате освобождения осужденных, которым не удалось восстановить социально-полезные связи и определить место жительство с целью обеспечения их койко-местом в день освобождения. Максимально допустимый срок пребывания в Центре - 3 месяца. Всем нуждающимся, принятым в Центр на обслуживание, по соглашению со страховой больничной кассой выдаются полисы обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет бюджета Чувашской Республики.

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» (далее - ЦСА), организационная структура, связанная с вопросами постпенитенциарной ресоциализации лиц, покинувших исправительные учреждения, охватывает весь спектр особо значимых вопросов по жизнеустройству данной категории граждан, их интеграции в общество и снижению рецидивной преступности. Предмет деятельности ЦСА, имеющего несколько филиалов, - предоставление гражданам трудоспособного возраста, не

имеющим определенного места жительства (БОМЖ), освобожденным из исправительных учреждений, находящимся в трудной жизненной ситуации, временного места пребывания до полугода (срок пребывания может продлеваться до 1 года), социального обслуживания, а также проведение мероприятий по социальной адаптации указанных категорий лиц к условиям жизни в обществе.

В рамках программы «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы и в соответствии с Соглашением о взаимодействии ЦСА и Управлением федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области специалисты ЦСА регулярно посещают исправительные учреждения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ими осуществляется выявление граждан, нуждающихся после освобождения в услугах социальной адаптации и ресоциализации.

С 2013 года действует соглашение о сотрудничестве УФСИН России по Республике Мордовия с Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения, а также

региональным объединением работодателей «Союз работодателей Мордовии». В филиалах уголовно-исполнительных инспекций в дни регистрации работают мобильные центры занятости населения, которые осуществляют профессиональное информирование, профориентацию, консультирование, психологическую поддержку, оказание юридической помощи по вопросам законодательства о труде и занятости.

Правительством Оренбургской области в 2014 году утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Оренбургской области на 2014-2020 годы». В рамках ее подпрограммы «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы», Комитету по молодежной политике Правительства области выделяются денежные средства на оплату обучения рабочим специальностям лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также организацию профильных лагерей для подростков, склонных к совершению правонарушений.

Приведенный выше анализ имеющихся организаций показывает, что права граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, не ущемлены, программы их социальной реабилитации постоянно разрабатываются и улучшаются; они могут получить под-

держку и помощь со стороны различных государственных и общественных социальных учреждений, занимающихся реабилитацией лиц этой категории. Региональные органы власти во взаимодействии с территориальными органами ФСИН России и общественными организациями прилагают немалые усилия для создания институтов, позволяющих интегрировать освобожденных лиц в общество с использованием уже имеющихся или вновь приобретенных ими социокультурных навыков. Но, как правило, в данный процесс включены не все

субъекты государственной власти и общественных направлений. Поэтому хочется отметить, что еще более позитивный результат постпенитенциарной ресоциализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, может быть достигнут путем организации и выработки общих механизмов и методов решения данной задачи государственными органами социальной защиты и обеспечения населения всех уровней, центрами социальной реабилитации, общественными и религиозными организациями, иными объединениями, а также частными лицами.

Список литературы

1. Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / А.И. Зубков. - М. : Норма, 2008. - 496 с.

2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30.08.1955: [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ- URL: http://base.garant.ru/1305346/. (Дата обращения: 15.07.2018)

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 № 45/111 «Основные принципы обращения с заключенными»: [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ- URL: http://base.garant.rU/12123832/#friends/. (Дата обращения: 15.07.2018)

References

1. Zubkov А.!. Kommentarij k ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federatsii / M.: «Norma», 2008. - 496 s.

2. Minimal'nye standartnye pravila obrashheniya s zaklyuchennymi ot 30.08.1955: [Elektronnyj resurs] // Sistema GАRАNT- URL: http://base.garant.ru/1305346/. (Data obrashheniya: 15.07.2018).

3. Rezolyutsiya General'noj Аssamblei OON ot 14.12.1990 № 45/111 «Osnovnye printsipy obrashheniya s zaklyuchennymi»: [Elektronnyj resurs] // Sistema GАRАNT- URL: http://base.garant.ru/12123832/#friends/. (Data obrashheniya: 15.07.2018).

Цитирование: МАЛЕТИНА Е.А. (2018) Опыт взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, в рамках программ ресоциализации//Гуманитарные исследования Центральной России. 2018. № 3. С. 44-50.

Citation: MALETINA E. A. Experience of interaction of public authorities and public organizations with people, who have served their sentences in penitentiaries, in the framework of re-socialization programs. Humanities researches of the Central Russia = Gumanitarnye issledovanija Central'noj Rossii. 2018, no. 3, pp. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.