Научная статья на тему 'ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
791
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
CRIMINAL PUNISHMENT / IMPRISONMENT / CONVICTED PERSON / RESOCIALIZATION / PREPARATION FOR RELEASE / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хван Иван Игоревич

На основании проведенного исследования постпенитенциарного периода процесса ресоциализации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы автор статьи, делает следующие выводы. Основными проблемами лиц после освобождения являются: социализация и адаптация в обществе, обусловленные отсутствием реальной возможности трудоустроиться, обеспечить себя жильем, восстановить социально полезные связи. В целях достижения эффективности рассматриваемого процесса необходимо на федеральном уровне принять законы: «О постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительного учреждения», «О квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из исправительного учреждения», «О службе постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительных учреждений», которые всесторонне урегулируют сложные вопросы и будут способствовать снижению рецидива преступлений. Кроме того, необходимо повышать уровень профилактической работы с осужденными в исправительных учреждениях и применять дифференцированные социальные программы помощи в отношении освободившихся из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-PENITENTIARY PROCESS OF RESOCIALIZATION OF CONVICTS: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

Based on the study of the post-penitentiary period of the process of re-socialization of prisoners released from prison, the author of the article draws the following conclusions. The main problems of people after release are: socialization and adaptation in society, due to the lack of real opportunities to find a job, provide themselves with housing, and restore socially useful connections. In order to achieve the effectiveness of the process under consideration, it is necessary to adopt laws at the Federal level: On post-penitentiary resocialization of persons released from correctional institutions, On quotas for jobs for persons released from correctional institutions, On the post-penitentiary resocialization service for persons released from correctional institutions, which will comprehensively resolve complex issues and help reduce recidivism. In addition, it is necessary to increase the level of preventive work with prisoners in correctional institutions and apply differentiated social assistance programs for those released from prison.

Текст научной работы на тему «ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

УДК 343.81 https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/35

ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

©Хван И. И., ORCID: 0000-0001-5056-4873, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Новосибирск, Россия, ivan.hvan@yandex.ru

POST-PENITENTIARY PROCESS OF RESOCIALIZATION OF CONVICTS: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

©Hwan I., ORCID: 0000-0001-5056-4873, Tomsk State University, Novosibirsk, Russia, ivan.hvan@yandex.ru

Аннотация. На основании проведенного исследования постпенитенциарного периода процесса ресоциализации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы автор статьи, делает следующие выводы. Основными проблемами лиц после освобождения являются: социализация и адаптация в обществе, обусловленные отсутствием реальной возможности трудоустроиться, обеспечить себя жильем, восстановить социально полезные связи. В целях достижения эффективности рассматриваемого процесса необходимо на федеральном уровне принять законы: «О постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительного учреждения», «О квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из исправительного учреждения», «О службе постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительных учреждений», которые всесторонне урегулируют сложные вопросы и будут способствовать снижению рецидива преступлений. Кроме того, необходимо повышать уровень профилактической работы с осужденными в исправительных учреждениях и применять дифференцированные социальные программы помощи в отношении освободившихся из мест лишения свободы.

Abstract. Based on the study of the post-penitentiary period of the process of re-socialization of prisoners released from prison, the author of the article draws the following conclusions. The main problems of people after release are: socialization and adaptation in society, due to the lack of real opportunities to find a job, provide themselves with housing, and restore socially useful connections. In order to achieve the effectiveness of the process under consideration, it is necessary to adopt laws at the Federal level: On post-penitentiary resocialization of persons released from correctional institutions, On quotas for jobs for persons released from correctional institutions, On the post-penitentiary resocialization service for persons released from correctional institutions, which will comprehensively resolve complex issues and help reduce recidivism. In addition, it is necessary to increase the level of preventive work with prisoners in correctional institutions and apply differentiated social assistance programs for those released from prison.

Ключевые слова: уголовное наказание, лишение свободы, осужденный, ресоциализация, подготовка к освобождению, социальная адаптация.

Keywords: criminal punishment, imprisonment, convicted person, resocialization, preparation for release, social adaptation.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

Исследования ученых, посвященные проблемам ресоциализации и подготовки осужденных к освобождению, на протяжении длительного времени остаются дискуссионными и актуальными. Большинство исследователей отмечают, что ресоциализация проходит в два этапа: пенитенциарный — подготовка осужденного к освобождению (задача этого этапа - снять или свести к минимуму негативные моменты, вызванные изоляцией человека от общества, и подготовить его к правопослушной жизни на свободе) и постпенитенциарный (социальная адаптация и оказание помощи освобожденному) [1, с. 159; 2, с. 15].

Постпенитенциарный процесс ресоциалиции осужденных является важным периодом, т.к. с выходом на свободу начинается новый этап жизни, в котором они пытаются социализироваться и адаптироваться в обществе. Сложность адаптации в обществе объясняется тем, что в период отбывания наказания в виде лишения свободы теряются навыки общения, утрачиваются близкие и родственные связи, а часть из них остаются одни без условий для дальнейшего существования. В дальнейшем, освободившиеся осужденные снова прибегают к криминальному способу заработка, что ведет к повышению рецидивной преступности, для снижения которой государство обязано всячески оказывать помощь в социальной адаптации, и это как раз является одной из задач уголовно-исполнительного законодательства (ч. 2 ст. 1 УИК РФ).

Анализ статистических данных показал, что в России в 2017 г. количество осужденных, которые осуждены к лишению свободы впервые составило — 230368, повторно составляет -91108, а в третий и более раз — 173540. В 2018 г. цифры немного разнятся: количество осужденных, которые осуждены к лишению свободы впервые составляет — 210924, повторно — 83707, в третий и более раз — 166292 (http://www.fsin.su).

Таким образом, прослеживается тенденция к уменьшению количества осужденных, которые осуждены к лишению свободы, но она до сих пор остается огромной, в том числе из-за нерешенных проблем процесса ресоциализации осужденных. В международных стандартах обращения с осужденными подчеркивается, что проблема защиты общества от преступлений может быть решена только в том случае, если изоляция используется для обеспечения реинтеграции осужденных в общество после освобождения с тем, чтобы они могли вести законопослушную и самостоятельную жизнь.

Осужденные являются частью общества — подавляющее большинство после освобождения может принести пользу и выполнять положительную роль в обществе. Адаптация в обществе без получения образования, профессии, знаний, чтобы справиться на свободе, неизбежно приведет к негативным последствиям для них, их семей и близкого окружения.

Изучение мировой практики показывает, что существует множество причин, по которым места лишения свободы не могут обеспечить надлежащие реабилитационные программы для всех осужденных, так как не имеют ресурсов для осуществления соответствующих мероприятий. В других случаях существующие схемы достаточно плохо приспособлены к индивидуальным потребностям или доступны только незначительному числу осужденных [3, с. 344].

Существуют разные категории освободившихся заключенных. Их можно дифференцировать в следующие группы в зависимости от социальных проблем:

— инвалиды, престарелые и пенсионеры;

— несовершеннолетние и осужденные молодежного возраста;

— женщины (в особенности беременные и имеющие малолетних детей);

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

— нарко- и алкозависимые, больные неизлечимыми и трудноизлечимыми заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция и др.), имеющие психические аномалии. К каждой выделенной группе необходима своя система мер по ресоциализации осужденных в целом. Должны разрабатываться специальные индивидуальные программы по ресоциализации с привлечением специалистов других ведомств (индивидуальные программы комплексной сопровождающей поддержки осужденного), включающие комплекс задач и мероприятий, направленных на подготовку конкретного осужденного к жизни на свободе. Компоненты индивидуальной программы ресоциализации осужденных должны быть сопряжены с выявленными в ходе социальной диагностики проблемами и включать следующие аспекты: оформление различных документов; поиск работы и трудоустройство; поиск места проживания и прописка; решение проблем здоровья; налаживание отношений с родственниками; преодоление психологических затруднений; материальная помощь [4, с. 81].

Основными проблемами ресоциализации осужденных являются опасные болезни, находящиеся в местах лишения свободы. Часто из-за несвоевременного или некачественного лечения люди испытывают страдания, теряют здоровье и возможность вернуться к полноценной жизни. Опасные заболевания социально неприемлемы и мешают в будущем трудоустройстве и создании семьи. Самое распространенное среди осужденных инфекционное заболевание — туберкулез, которое быстро распространяется в местах изоляции из-за ослабленного иммунитета арестантов и осужденных. В первую очередь, связано с окружающей средой: камеры обычно сырые и холодные. В настоящее время ситуация с лечением туберкулеза действительно улучшается. Пятьдесят процентов всех стационаров (коечного фонда) составляют туберкулезные отделения, лечебнопрофилактические учреждения (ЛПУ) и лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ). Для сравнения: больные наркоманией занимают всего 1,2% стационаров, инфекционные — 2,4%. На втором месте в списке болезней — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе и на последней стадии — СПИД. Так, число заболевающих ВИЧ неуклонно растет. Например, в 2014 г их количество достигло 59 532 человек, а к 2019 г их число — 61 417, что составляет 7% от всех живущих с ВИЧ в РФ [5, с. 15-21].

Таким образом, можно сделать вывод, что осужденные выходят на свободу с опасными заболеваниями, которые создают большие проблемы в социальной адаптации в обществе. Кроме того, это причиняет вред обществу в целом, так как это ведет к распространению болезни на свободе.

Важно отметить, что в процессе ресоциализации немаловажной проблемой остается трудоустройство освободившихся осужденных, потому что, в настоящий момент невозможно обеспечить стопроцентное трудоустройство осужденных на оплачиваемые работы, да и действующими нормативными правовыми актами ограничен круг возможных профессиональных специальностей, к работе по которым разрешено привлечение осужденных. Согласно ст. 108 УИК РФ осужденный во время пребывания под стражей имеет право получить общее, среднее профессиональное и даже высшее образование, но с учетом имеющихся возможностей. После освобождения осужденный может работать по той специальности, которую получил во время обучения в месте лишения свободы.

В связи с широкомасштабным процессом реформирования уголовно-исполнительной системы, решается ряд вопросов: с одной стороны, необходимо создать условия для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, с другой — совершенствовать производственно-хозяйственной деятельность и повысить экономическую эффективности труда осужденных. Осужденных следует занимать такой работой, которая

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

позволит им после освобождения жить жизнью законопослушных граждан, а их деятельность обязательно должна быть развивающей и направленной на повышение профессиональной квалификации. Исследования показывают, что наличие у осужденного постоянной работы после его освобождения из мест лишения свободы наряду с поддержкой семьи является одним из важнейших факторов, которые могут предотвратить рецидив [6, с. 43]. Получение профессионального обучения во время отбывания наказания способствует их трудоустройству после освобождения.

В исправительных учреждениях осужденным следует предлагать различные варианты профессионального обучения, а приобретаемая ими профессия должна быть востребованной на рынке труда, поскольку увеличивает вероятность того, что после освобождения можно будет заработать себе на жизнь. Кроме того, администрация исправительного учреждения в целях совершенствования предлагаемых программ занятости должна развивать сотрудничество с различными службами по трудоустройству, тем самым способствуя установлению между, отбывающими наказание, и организациями связей, которые могут быть полезными после их выхода на свободу. Наличие контактов между указанными службами и организациями поможет легче перенести пребывание в местах лишения свободы. Подобные формы сотрудничества между администрацией исправительного учреждения и гражданскими организациями и службами рекомендованы принятыми Организацией Объединенных Наций Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными [7, с. 78].

Так как трудоустройство освободившегося осужденного является важным инструментом в ресоциализации, способствующее к возвращению в общество, государство обязано оказывать помощь в данной сфере. Основную роль в этом процессе играют центры занятости населения, подчиняющиеся Министерству труда и социальной защиты региона. Центры занятости населения работают в рамках федеральной госпрограммы «Содействие занятости населения». Работа центров занятости с осужденными начинается еще до освобождения из исправительных учреждений: они приезжают с лекциями в исправительные учреждения, размещают в учреждениях ФСИН стенды и делают другие информационные материалы для осужденных, направляют в исправительные учреждения перечни вакансий для трудоустройства после освобождения.

Также можно выделить еще одну проблему, это обеспечение жильем лиц, отбывших наказание. В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен. Осужденный после освобождения вправе избрать место жительства. Администрация ИУ обязана запросить у заключенного, какое место жительства он изберет после освобождения - в письменном виде. При отсутствии жилья освобожденный из мест лишения свободы может обратиться в органы местного самоуправления о постановке на учет и его обязаны поставить как нуждающегося в получении жилой площади, но существует очередь, при которой шанс получить квартиру очень мал. Оптимальным вариантом получения жилья является общежитие. Еще один вариант получить жилую площадь, это обеспеченье ее от места работы, которая нуждается в рабочей силе, а в нахождении такой работы, поможет центр занятости. Для инвалидов и лиц престарелого возраста существуют дома инвалидов и интернаты для размещения данного контингента. Несовершеннолетние, не имеющие родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.

Для того чтобы решить проблемы с постпенитенциарной ресоциализацией лиц, освободившихся из исправительного учреждения, необходимо в первую очередь решить

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

вопросы с законодательным урегулированием. Отдельные аспекты данного процесса конкретизируются в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. В настоящее время нет единого нормативного акта, который регулировал бы все аспекты данного процесса, т.к. не принят, например, Федеральный закон «О постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительного учреждения». Кроме того, не решен вопрос трудовой занятости осужденных, как в период отбывания наказания, так и после освобождения, не упорядочена деятельность субъектов в данной сфере, в частности отсутствует четкий перечень организаций, оказывающих помощь осужденным в профессиональной подготовке и трудоустройстве, ограничена возможность участия ряда субъектов в ресоциализации осужденных, например, общественных и благотворительных организаций. Подобное состояние правовой базы является одним из факторов, обуславливающих неудовлетворительное состояние процесса ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из исправительного учреждения, и требует совершенствования законодательного урегулирования рассматриваемой области деятельности.

В целях оптимизации процесса постпенитенциарной ресоциализации необходимо:

— закрепить органы, имеющие непосредственные обязанности по трудовому и бытовому устройству осужденных, в Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 г. №2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». На уровне регионального законодательства закрепить права, обязанности и ответственность предприятий и организаций, привлекаемых к работе с осужденными, предусмотреть перечень льгот. Закрепление перечня органов в нормативном акте необходимо для того, чтобы возлагать на эти органы ответственность за не предоставление помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы.

— сформировать законодательство о квотировании рабочих мест для лиц, освобождающихся из исправительного учреждения. Структура законодательства включает: федеральный уровень (принятие Федерального закона «О квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из исправительного учреждения») и уровень субъекта Российской Федерации (принятие соответствующих законов на уровне субъекта РФ с учетом региональной специфики). В данном законе следует указать: условия квотирования рабочих мест; порядок и основания установления квоты; права, обязанности работодателей за неисполнение положений закона; формы экономической поддержки работодателей. Территориальные органы ФСИН России в системе субъектов Российской Федерации должны предоставлять потенциальным работодателям сведенья об освобождающихся осужденных (уровне их образования, наличии специальности, квалификации, трудового стажа) и документы, необходимые для их дальнейшей профессиональной деятельности. В данном законе также следует указать на квотирование рабочих мест преимущественно на тех предприятиях, при которых имеются общежития. Данный Федеральный закон действительно необходим, так как бывшие заключенные не знают, куда и как обратиться за помощью в получении жилья. Не регламентирован сам порядок получения жилой площади. Не закреплено на законодательном уровне квотирование рабочих мест. Также можно добавить сроки помощи в предоставлении жилья освободившимся осужденным.

— разработать Федеральный закон «О постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительных учреждений» и предусмотреть в нем следующие

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

основные положения: перечень лиц, которым должна оказываться помощь; основания ее предоставления; перечень субъектов, оказывающих помощь данной категории граждан; порядок, компетенция, формы участия общественных объединений и государственных структур ресоциализации бывших осужденных; открытие реабилитационных центров;

— создать специализированные органы, оказывающие помощь лицам, отбывающим наказание и освободившимся от этого наказания (служба постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительных учреждений) на региональном уровне, а представительства (филиалы) на местном. В ее состав должны входить представители органов управления, в компетенции которых находятся дела социальной защиты и здравоохранения, представители органов просвещения, служб по трудоустройству, органов суда и внутренних дел, а также различных общественных организаций. Таким образом, представляется необходимым разработать Федеральный закон «О службе постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительных учреждений» [8, с. 24].

Создание вышеперечисленных органов необходимо, чтобы распределить функции по осуществлению постпенитенциарной ресоциализации лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

Необходимо внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 800 г. Москва «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы», где в ч. 1 данного постановления величина единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, составляет 850 р. На такую сумму практически невозможно обеспечить себя необходимыми продуктами питания и необходимой по сезону одеждой в первые дни после освобождения. Кроме того, у осужденного также имеются и иные необходимые расходы, например, проезд, лекарство и т.д. Выйдя на свободу осужденный, который еще не восстановил свои социальные связи и не трудоустроился будет очень тяжело прожить на 850 рублей. Безусловно, что выход из сложившейся сложной ситуации после освобождения возможен один — снова совершить преступление, чтобы выжить на свободе.

Таким образом, успешной ресоциализации способствуют правильно выстроенные индивидуальные программы для каждого освободившегося осужденного. Они должны включать в себя финансовую, материальную, социальную, психологическую и юридическую помощь. Также в этих программах должна выполняться воспитательная функция, которая дисциплинирует осужденного и мотивирует его не совершать преступления снова. Согласно ст. 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Должны решаться важные вопросы по здоровью, предоставлению жилья, трудоустройству и налаживанию отношений с родными и близкими бывшего осужденного. Стоит отметить, что особую негативную роль в постпенитенциарной адаптации осужденного играет недоверие общества к лицам, отбывшим наказание в исправительном учреждении. Многие законы по ресоциализации и социальной адаптации так и не были изданы, а ведь они являются законодательными инструментами по предотвращению рецидивной преступности.

Список литературы:

1. Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права. М., 1984. Т. 1. 240 с.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56

2. Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания // Проблема социальной адаптации. М., 1974. 136 с.

3. Минстер М. В. Некоторые условия, способствующие совершению рецидива преступлений лиц женского пола // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27(1-4), №3. С. 343-351.

4. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты. Вологда, 2017. 188 с.

5. Воробей С. В. Доклад «О состоянии медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пути совершенствования системы организации оказания медицинской помощи в УИС». 2015. 28 с.

6. Banks C. Women in prison: A reference handbook. ABC-CLIO, 2003.

7. Минстер М. В. Трудовая адаптация осужденных к лишению свободы как средство их исправления // Закон и право. 2017. №5. С 76-80.

8. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2015. 29 с.

References:

1. Struchkov, N. A. (1984). Kurs ispravitel'no-trudovogo prava. Moscow. (in Russian).

2. Shmarov, I. V. (1974). Preduprezhdenie prestuplenii sredi osvobozhdennykh ot nakazaniya // Problema sotsial'noi adaptatsii. Moscow. (in Russian).

3. Minster, M. V. (2019). Nekotorye usloviya, sposobstvuyushchie soversheniyu retsidiva prestuplenii lits zhenskogo pola. Chelovek:prestuplenie i nakazanie, 27(1-4)(3). 343-351. (in Russian).

4. Latysheva, L. A. (2017). Problemy resotsializatsii osuzhdennykh k lisheniyu svobody: ugolovno-ispolnitel'nyi i kriminologicheskii aspekty. Vologda. (in Russian).

5. Vorobei, S. V. (2015). Doklad "O sostoyanii mediko-sanitarnogo obespecheniya podozrevaemykh, obvinyaemykh i osuzhdennykh, puti sovershenstvovaniya sistemy organizatsii okazaniya meditsinskoi pomoshchi v UIS". (in Russian).

6. Banks, C. (2003). Women in prison: A reference handbook. ABC-CLIO.

7. Minster, M. V. (2017). Labor adaptation of convicted persons to deprivation of liberty as a means of their correction. The law and the law, (5). 76-80. (in Russian).

8. Latysheva, L. A. (2015). Problems of resocialization of convicted persons to deprivation of liberty: criminal-Executive and criminological aspects: author. dis. ... Cand. the faculty of law. of Sciences. Ekaterinburg. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 25.05.2020 г. 03.06.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Хван И. И. Постпенитенциарный процесс ресоциализации осужденных: проблемы и пути их решения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 300-306. https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/35

Cite as (APA):

Hwan, I. (2020). Post-penitentiary Process of Resocialization of Convicts: Problems and Ways to Solve Them. Bulletin of Science and Practice, 6(7), 300-306. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.