Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования постпенитенциарной адаптации осужденных в Казахстане'

Особенности правового регулирования постпенитенциарной адаптации осужденных в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казахстан / постпенитенциарная адаптация / осужденные / пр обация / пра вовое регулирование / социальная реабилитация / ресоциализация / уг оловно исполнительная система / добровольные организации осужденных / соц иальная работа. / Kazakhstan / post penitential adaptation / convicts / probation / legal regul a- tion / social rehabilitation / re socialization / penal system / voluntary organizations of convicts / social work.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копалкина Евгения Геннадьевна, Илтакова Наталья Владимировна

В работе дается краткий обзор основных нормативно-правовых актов Республи-ки Казахстан – Уголовно-исполнительный кодекс (2014), законы Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» (2010), «О пробации» (2016), «О специальных социальных услугах» (2008), Указы Президента Республики Ка-захстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» (2009), «Об утверждении Комплексной стратегии социаль-ной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и нахо-дящихся на учете службы пробации, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы» (2016), Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утвержде-нии Правил проведения воспитательной работы с осужденными к лишению сво-бод» (2014), в которых раскрываются нормы, регламентирующие процесс ресо-циализации и постпенитенциарной адаптации осужденных. На основе сравни-тельно-правового метода были выделены такие особенности ее правового регу-лирования, в отличие, например, от России, как принятие самостоятельного до-кумента, регулирующего процесс постпенитенциарной адаптации осужденных Казахстана, институционализация дополнительных форм и органов в системе уголовно-исполнительной системы Республики Казахстана (интернет-блог «За-нятость в колониях», службы пробации, добровольные организации осужден-ных), отсутствие организационно-правовой основы деятельности неправитель-ственных организаций, волонтерских объединений по социальному сопровож-дению осужденных Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF POST-PENITENTIAL ADAPTATION OF CONVICTS IN KAZAKHSTAN

The paper gives a brief overview of the main regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan – the Criminal Executive Code (2014), the laws of the Republic of Ka-zakhstan “On Crime Prevention” (2010), “On Probation” (2016), “On Special Social Services” ( 2008), Decrees of the President of the Republic of Kazakhstan “On the Concept of the legal policy of the Republic of Kazakhstan for the period from 2010 to 2020” (2009), “On approval of the Comprehensive Strategy for the social rehabilita-tion of citizens released from prison and registered with probation services in the Re-public of Kazakhstan for 2017-2019” (2016), Order of the Minister of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan “On the Approval of the Rules for Conducting Educa-tional Work with Sentenced to Deprivation of Liberty” (2014), which disclose the rules governing the process of re-socialization and post-penitential adaptation of con-victs. Based on the comparative legal method, such features of its legal regulation are distinguished, in contrast, for example, from Russia, such as the adoption of an inde-pendent document regulating the process of post-penitential adaptation of convicts of Kazakhstan, the institutionalization of additional forms and bodies in the system of the penal system of the Republic of Kazakhstan (Employment in Colonies” Internet blog, probation services, voluntary organizations of convicts), the lack of an organizational and legal basis for activities of non-governmental organizations, volunteer associa-tions for social support of convicts in the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования постпенитенциарной адаптации осужденных в Казахстане»

ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

LAW OF FOREIGN COUNTRIES: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

УДК 343.848

DOI: 10.33184/pravgos-2020.L15

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

В КАЗАХСТАНЕ

КОПАЛКИНА Евгения Геннадьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии Института экономики, управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета, г. Иркутск, Россия. E-mail: kopalkina2017@list. ru ИЛТАКОВА Наталья Владимировна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства юридического факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, Россия. E-mail: ulynpa@mail.ru

В работе дается краткий обзор основных нормативно-правовых актов Республики Казахстан - Уголовно-исполнительный кодекс (2014), законы Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» (2010), «О пробации» (2016), «О специальных социальных услугах» (2008), Указы Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» (2009), «Об утверждении Комплексной стратегии социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы» (2016), Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свобод» (2014), в которых раскрываются нормы, регламентирующие процесс ресо-циализации и постпенитенциарной адаптации осужденных. На основе сравнительно-правового метода были выделены такие особенности ее правового регулирования, в отличие, например, от России, как принятие самостоятельного документа, регулирующего процесс постпенитенциарной адаптации осужденных Казахстана, институционализация дополнительных форм и органов в системе уголовно-исполнительной системы Республики Казахстана (интернет-блог «Занятость в колониях», службы пробации, добровольные организации осужден-

135

ных), отсутствие организационно-правовой основы деятельности неправительственных организаций, волонтерских объединений по социальному сопровождению осужденных Республики Казахстан.

Ключевые слова: Казахстан, постпенитенциарная адаптация, осужденные, про-бация, правовое регулирование, социальная реабилитация, ресоциализация, уголовно-исполнительная система, добровольные организации осужденных, социальная работа.

В Казахстане как одной из постсоветских стран - стран СНГ во многом сохраняются единые методологические подходы к построению пенитенциарной системы [6, с. 195]. Уголовно-исполнительные кодексы стран СНГ формировались в русле единого правового поля, означающего их ментальное единство, где основополагающим документом, выступающим ориентиром для правотворчества в уголовно-исполнительной сфере, является Модельный Уголовно-исполнительный кодекс стран СНГ [16, с. 134].

Согласно данным Institute for Crime & Justice Policy Research (ICPR) Казахстан занимает 55 место в мировом рейтинге по количеству заключенных, на сегодняшний день насчитывается 29609 заключенных. Для сравнения возьмем такие страны Центральной Азии, как, например, Узбекистан занимает 44 место (43900 чел.), Туркмения - 53 (30452 чел.), Киргизия - 90 (10574 чел.), Монголия - 138 (3099 чел.), Таджикистан - 101 (9317 чел.), Россия - 4 (530460 чел.) [20].

Рис. 1 - Глобальный рейтинг Казахстана в Индексе верховенства права Всемирного проекта правосудия за 2018-2019 год [21]

Глобальный рейтинг Казахстана в WJP Rule of Law Index (индекс верховенства закона стран мира) за 2018-2019 год составил 65 из 126; страна получила хорошие оценки по «Порядку и безопасности» (37/126) и плохие по «Ограни-

136

чениям правительственных полномочий» (100/126), «Открытому правительству» (75/126) и «Основным правам» (95/126) (см. рис. 1).

На сегодняшний день в системе уголовно-исполнительной системы Казахстана 86 учреждений (69 учреждений и 17 следственных изоляторов), функционируют 57 общеобразовательных школ, 3 соматические, 4 противотуберкулезные и 1 психиатрическая больницы, с 2003 года введена психологическая служба [19].

Основными факторами, влияющими на эффективность постпенитенциарной адаптации осужденных, являются [1, с. 96]:

- глубина деформации личности, на которую влияет режим содержания и социальная среда (ближайшее окружение, администрация исправительного учреждения);

- социальная ситуация освобождения (наличие или отсутствие профессионального образования, тяжелых заболеваний, поддержки от родных и др.);

- отлаженность механизмов социального контроля в постпенитенциарный период.

Постпенитенциарная адаптация осужденных регулируется основными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, такими как:

- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234^ ЗРК [17], в котором оказание помощи осужденным в социальной адаптации является одной из основных четырех задач уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан (ст. 4, п.2). В статье 125 УИК отмечается, что работа по социальной адаптации и психологической помощи проводится в индивидуальном порядке и имеет комплексный характер, поскольку оказывается помощь осужденным не только в адаптации к условиям изоляции, социальной среде и режиму содержания, оптимизации межличностных отношений, но и в подготовке к освобождению.

В статье 157 УИК указываются основные способы формирования право-послушного поведения у осужденных - единый учебно-воспитательный процесс, трудовая деятельность, получение профессионального образования, повышение культурного уровня. Большая роль отводится межведомственному взаимодействию администрации учреждения с местными исполнительными органами, органами внутренних дел, службой пробации, органами социальной защиты, центрами социальной адаптации, поскольку не позднее, чем за один год до истечения срока лишения свободы, они должны уведомить о предстоящем освобождении каждого осужденного, наличии у него жилья, его трудоспособности, имеющихся специальностях, а также составить индивидуальную программу по объему социально-правовой помощи, необходимой для социальной адаптации после освобождения (ст. 166, п. 1).

Важнейшим фактором постпенитенциарной адаптации осужденных является также организация воспитательной работы, проводимой с ними в учреждениях УИС РК. При регулировании воспитательной работы с осужденными к

137

лишению свободы УИК Республики Казахстан по сравнению с УИК России обладает определенными преимуществами, более подробный сравнительно-правовой анализ, выявление преимуществ и недостатков законодательного регулирования воспитательной работы в России и Казахстане, представлен в работе А.Н. Сирякова [14, с. 259]. Исследователи А.М. Потапов и А.Н. Лепщиков, занимаясь анализом правового регулирования воспитательного воздействия на осужденных в Республике Казахстан, отмечают, что в отличие от России, из главы о воспитательном воздействии (гл. 20) были выведены такие институты, как меры поощрения и взыскания и порядок их применения, нарушения установленного порядка отбывания наказания, а также перечень должностных лиц, применяющих меры поощрения и взыскания. Меры поощрения и взыскания, безусловно, имеют отличия от аналогичных мер в России, но во многом и совпадают с ними [9, с. 896].

Помимо воспитательной работы большую роль в ресоциализации осужденных играет профессиональное образование. Согласно мнению исследователей Е.Н. Пилецкой и А.Н. Медведевой, в УИК РК необходимо ввести отдельную главу, которая закрепляет основные положения получения профессионального и высшего образования среди осужденных, соответствующего требованиям работодателей на рынке труда, и способствующего их исправлению и правопослуш-ному поведению. Введение отдельной главы в УИК направлено на решение таких проблем, связанных с правовым регулированием и реализацией права осужденных на образование, как недостаточная гарантированность общедоступности образования, неотработанность механизма дистанционного способа получения образования, проблемы в обеспечении непрерывности и преемственности образования, связанные с режимными требованиями, реализацией дисциплинарной практики, отбыванием наказания в определенных видах учреждений УИС, а также с определенным сроком отбывания наказания [8, с. 38].

- Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» от 29 апреля 2010 года № 271-IV [4], в котором даются определения понятий социальной адаптации и социальной реабилитации (ст. 1), принципы профилактики правонарушений (ст. 4), объем и содержание компетенций различных субъектов профилактики правонарушений (ст. 5-17), а также перечень общих, специальных и индивидуальных мер профилактики правонарушений (ст. 20-29). Данный закон подчеркивает, что одной из важнейших превентивных мер правонарушений является социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 3, п. 2).

- Закон Республики Казахстан «О пробации» от 30 декабря 2016 года № 38-VI ЗРК [3] устанавливает понятие, цель, задачи, принципы, виды и формы осуществления пробации, а также правовой статус лиц, в отношении которых применяется пробация, и субъектов, ее осуществляющих (ОВД, служба проба-ции, местные исполнительные органы, общественные организации). Основными видами пробации являются досудебная (ст. 13), приговорная (ст. 15), пенитенци-

138

арная (ст. 16) и постпенитенциарная (ст. 17). Постпенитенциарная пробация реализуется в форме пробационного контроля и путем оказания социально-правовой помощи. Как отмечает исследователь Г.Н. Жунисбаева, в условиях одномоментного введения всех видов пробации, тем не менее, «институт пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации в стране еще не сформировался из-за отсутствия практики проведения такого рода деятельности» [2, с. 274]. Более того, особенностью правового института пробации, в котором важную роль сыграло глубокое изучение международного опыта развитых стран, является то, что отсутствует единое общепринятое его понимание [15, с. 38].

- «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 [18], являющейся основой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики. В Концепции определяются основные направления развития отраслей национального законодательства, в том числе уголовно-исполнительного, также подчеркивается актуальность и необходимость системных мер в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, путем решения проблем занятости, привлечения к обучению, социальным программам ресоциализации, социально-активной деятельности (глава 2, п. 10).

- Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы» от 13 августа 2014 года № 508 [10], где особо выделяется организация воспитательной работы с осужденными в период их подготовки к освобождению (глава 6). Ресоциализация осужденных осуществляется службой пробации (по месту дислокации учреждения, затем по месту убытия осужденного) в форме оказания социально-правовой помощи на основе составления индивидуальной программы, которая также включает и психологическую подготовку осужденного к освобождению (беседы о специфических трудностях новой жизни, неопределенностях трудового и бытового устройства, возможных проблемах во взаимоотношениях с родными, друзьями, об активизации психики, настрое чувств, привычек, психических состояний, помощи в вопросах профориентации).

Данный приказ регулирует также деятельность добровольных организаций осужденных, которые формируются из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных, в целях поощрения инициативы и оказание влияния на исправление других осужденных, участия в решении вопросов организации труда, быта и досуга (глава 8, п. 57). ДОО состоят из четырех основных секций -секции досуга и самовоспитания, секции прикладного искусства и художественной самодеятельности, производственной секции, санитарно-гигиенической секции, деятельность которых организуются старшими секций, избранными на основе коллективного принятия решений (глава 8, п. 58). Члены ДОО не поль-

139

зуются дополнительными льготами, привилегиями и не обладают полномочиями администрации учреждения (глава 8, п. 63). ДОО существует также в Белоруссии, Азербайджане, Кыргызстане, Украине, Туркменистане, Таджикистане, в России такие организации в 2010 году были ликвидированы, поскольку привели к расцвету неформальных криминальных группировок среди осужденных в местах лишения свободы. В 2014 году в Казахстане остро стоял вопрос о целесообразности ДОО из-за имеющихся проблем в организации их деятельности таких, как неверное истолкование предназначения этой организации сотрудниками УИС, возросший объем нагрузки на начальников отрядов вследствие дефицита кадров УИС и перекладывания части своих функций на добровольных помощников. Тем не менее, ДОО были сохранены, поскольку на сегодняшний день не имеется в арсенале альтернативных методов воспитательной работы с осужденными [7, с. 320].

Важнейшим нормативным документом, непосредственно регулирующим вопросы постпенитенциарной адаптации осужденных в Казахстане, является Указ Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2016 года № 387 «Об утверждении Комплексной стратегии социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы проба-ции, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы» [19], направленный на создание национальной системы комплексной ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и находящихся на учете службы пробации. Основными целевыми индикаторами являются 1) уровень повторной преступности, 2) доля граждан, которым оказана социально-правовая помощь. В данном документе дается анализ текущей ситуации в Казахстане, раскрываются проблемные аспекты, освещается мировой опыт (Германия, Чехия, Норвегия, Великобритания, Нидерланды, США, Россия), определяются концептуальные направления совершенствования социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы через построение системы социального сопровождения на всех этапах ресоциализации: подготовительный, исправительный, адаптационный. Исследователем И.А. Смирновым подчеркивается то, что реализация Комплексной стратегии связана «с градацией осужденных в зависимости от позитивного поведения в целях адресности работы по социальной адаптации и стимулированию к законопослушному поведению» [16, с. 135].

Важную роль для граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, играет Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года № 114-IV [5], согласно которому они могут признаваться лицами, находящими в трудной жизненной ситуации (ст. 6, п. 1) на основе заключения, составленного социальным работником в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления, в котором им отмечается вид услуги, категория получателя, место предоставления, продолжительность предоставления услуги, содержание услуги, индивидуальные особенности (ст. 14, пп. 3-4).

140

На основе вышесказанного можно выделить следующие важнейшие особенности правового регулирования постпенитенциарной адаптации осужденных в Казахстане:

- определение системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в один из ключевых составляющих реформирования системы обеспечения верховенства закона (п. 33 Программы Президента Республики Казахстан «План нации - 100 конкретных шагов») [12], что предопределило принятие самостоятельного документа [19], регулирующего процесс постпенитенциарной адаптации осужденных Казахстана, в отличие, например, от России, в которой данные вопросы рассматриваются в рамках общей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации [13];

- институционализация дополнительных форм и органов в системе УИС Республики Казахстана (интернет-блог «Занятость в колониях», службы пробации, добровольные организации осужденных - ДОО), закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах, например, не имеют аналогов в уголовно-исполнительной системе России. Интернет-блог «Занятость в колониях» на вебсайте Комитета УИС Казахстана позволил размещать дополнительные заказы на предприятиях УИС, что привело к повышению уровня трудоустройства среди осужденных. Динамика развития службы пробации показывает процент снижения количества совершенных бывшими осужденными повторных преступлений с каждым годом;

- отсутствие организационно-правовой основы деятельности неправительственных организаций, волонтерских объединений по социальному сопровождению осужденных Республики Казахстан в отличие от мировой опыта, предусматривающего сотрудничество государства с институтами гражданского общества. Основная нагрузка по трудовой и бытовой адаптации бывших осужденных приходится на службу пробации, в которой реализуется в больших объемах социально-правовая помощь, но в которой не предусмотрена должность психолога по психологическому сопровождению освободившихся осужденных.

Таким образом, в Республике Казахстан обеспечивается правовое регулирование не только процесса надлежащего исполнения наказаний, но и создания необходимых условий для постпенитенциарной адаптации осужденных. Несмотря на имеющиеся проблемы, законодательство Казахстана на пути реформирования и развития целой системы социальной реабилитации граждан, освобожденных из учреждений УИС, результатами которой станут возвращение к нормальной жизни в обществе лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предупреждение повторных преступлений и обеспечение безопасности граждан [11, с. 162].

141

Библиографические ссылки

1. Аюбаев М.А. Некоторые проблемы ресоциализации осужденных в республике Казахстан // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 10-4 (42). С. 92-98.

2. Жунисбаева Г.Н. Вопросы ресоциализации граждан, находящихся в орбите уголовно-исполнительной системы, как первостепенные позиции в уголовной политике государства // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом : сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции (г. Рязань 28-29 ноября 2018 г.) / отв. ред. А.А. Крымов. В 2-х т. Т. 1. Рязань : Академия ФСИН России, 2018. С. 271-281.

3. Закон Республики Казахстан «О пробации» от 30 декабря 2016 года № 38-VI ЗРК [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000038 (дата обращения: 21.12.2019).

4. Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» от 29 апреля 2010 года № 271-IV [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000271_ (дата обращения: 21.12.2019).

5. Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года № 114-IV [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000114_ (дата обращения: 22.12.2019).

6. Махмудов З.Ш. Постпенитенциарная адаптация осужденных в странах СНГ // Вестник Владимирского юридического института. 2011. № 2 (19). С. 195-199.

7. Мухтабаева Р.К. К вопросу о целесообразности сохранения добровольных организаций, осужденных в республике Казахстан // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Воронеж 23-24 мая 2018 г.) / отв. ред. Д.Г. Зыбин. Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2018. С. 318-320.

8. Пилецкая Е.Н., Медведева А.Н. О некоторых проблемах получения осужденными профессионального образования в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики Казахстан // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения : сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил (г. Вологда 11 ноября 2016 г.) / отв. ред. П.В. Голодов. В 2 ч. Ч. 2. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2017. С. 34-38.

9. Потапов А. М., Лепщиков А. Н. О воспитательном воздействии на осужденных в республике Казахстан // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Рязань 24-25 ноября 2016 г.). В 2-х томах. Т. 1. Рязань : Академия ФСИН России, 2016. С. 893-897.

142

10. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы» от 13 августа 2014 года № 508 [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V14 C0009729#z146 (дата обращения: 28.11.2019).

11. Примкулова А.А. О некоторых аспектах социальной адаптации и ресоциали-зации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Рязань 30 марта 2018 г.) / отв. ред. Т.В. Кириллова. Рязань : Академия ФСИН России, 2018. С. 154-163.

12. Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K1500000100 (дата обращения: 22.11.2019).

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» по законодательству России: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/ (дата обращения: 27.12.2019).

14. Сиряков А.Н. Законодательство о воспитательной работе с осужденными к лишению свободы в России и Казахстане // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Международной научно-практической конференции (г. Самара 11-12 октября 2018 г.). Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. С. 259-261.

15. Скаков А.Б. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Казахстана в сфере социальной адаптации осужденных // Стратегические направления противодействия преступности на национальном и транснациональном уровнях : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (г. Ханты-Мансийск 21 мая 2018 г.) [Электронный ресурс] / отв. ред. В.А. Авдеев, С.В. Розенко. Ханты-Мансийск, 2018. С. 36-44.

16. Смирнов И.А. Критерии исправления положительно характеризующихся осужденных по законодательству стран СНГ (Россия, Казахстан, Белоруссия) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 3. С. 134-142.

17. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000234 (дата обращения: 21.12.2019).

143

18. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_ (дата обращения: 10.12.2019).

19. Указ Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2016 года № 387 «Об утверждении Комплексной стратегии социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы проба-ции, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Казахстан: документы. URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/U 1600000387 (дата обращения: 15.11.2019).

20. Prison Population Total [Электронный ресурс] URL: https://www.prisonstudies. org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_taxonomy_tid=All (дата обращения: 21.10.2019)

21. WJP Rule of Law Index [Электронный ресурс] URL: http://data. world-justiceproject. org/#/groups/KAZ (дата обращения: 21.10.2019).

Дата поступления: 12.02.2020

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.15

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF POST-PENITENTIAL ADAPTATION OF CONVICTS IN KAZAKHSTAN

KOPALKINA Evgenia Gennadevna

Candidate of Sciences (Philosophy), Assistant Professor of the Department of Sociology and Psychology of the Institute of Economics, Management and Law of the Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia. E-mail: kopalki-na2017@list.ru

ILTAKOVA Natalya Vladimirovna

Candidate of Sciences (History), Senior Instructor of the Department of Theory and History of Law and State of the Law Faculty of the Buryat State University, Ulan-Ude, Russia. E-mail: ulynpa@mail.ru

The paper gives a brief overview of the main regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan - the Criminal Executive Code (2014), the laws of the Republic of Kazakhstan "On Crime Prevention" (2010), "On Probation" (2016), "On Special Social Services" ( 2008), Decrees of the President of the Republic of Kazakhstan "On the Concept of the legal policy of the Republic of Kazakhstan for the period from 2010 to 2020" (2009), "On approval of the Comprehensive Strategy for the social rehabilitation of citizens released from prison and registered with probation services in the Republic of Kazakhstan for 2017-2019" (2016), Order of the Minister of Internal Affairs

144

of the Republic of Kazakhstan "On the Approval of the Rules for Conducting Educational Work with Sentenced to Deprivation of Liberty" (2014), which disclose the rules governing the process of re-socialization and post-penitential adaptation of convicts. Based on the comparative legal method, such features of its legal regulation are distinguished, in contrast, for example, from Russia, such as the adoption of an independent document regulating the process of post-penitential adaptation of convicts of Kazakhstan, the institutionalization of additional forms and bodies in the system of the penal system of the Republic of Kazakhstan (Employment in Colonies" Internet blog, probation services, voluntary organizations of convicts), the lack of an organizational and legal basis for activities of non-governmental organizations, volunteer associations for social support of convicts in the Republic of Kazakhstan. Key words: Kazakhstan, post-penitential adaptation, convicts, probation, legal regulation, social rehabilitation, re-socialization, penal system, voluntary organizations of convicts, social work.

References

1. Ayubaev M.A. Nekotorye problemy resocializacii osuzhdennyh v respublike Kazah-stan (Some problems of re-socialization of convicts in the Republic of Kazakhstan), Ak-tual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire, 2018, No. 10-4 (42), pp. 92-98.

2. Zhunisbaeva G.N. Voprosy resocializacii grazhdan, nahodyashchihsya v orbite ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, kak pervostepennye pozicii v ugolovnoj politike gosu-darstva (The issues of re-socialization of citizens in the orbit of the penal system as primary positions in the criminal policy of the state), Teoreticheskie i prakticheskie prob-lemy razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v Rossijskoj Federacii i za rubezhom, sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ryazan' 28-29 noyabrya 2018 g.), otv. red. A.A. Krymov, V 2-h tomah, T. 1, Ryazan', Akademiya FSIN Rossii, 2018, pp. 271-281.

3. Zakon Respubliki Kazahstan «O probacii» ot 30 dekabrya 2016 goda № 38-VI ZRK (The Law of the Republic of Kazakhstan "On Probation" dated December 30, 2016 No. 38-VI 3PK), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000038 (accessed date: 21.12.2019).

4. Zakon Respubliki Kazahstan «O profilaktike pravonarushenij» ot 29 aprelya 2010 goda № 271 -IV (The Law of the Republic of Kazakhstan "On Crime Prevention" dated April 29, 2010 No. 271-IV), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000271_ (accessed: 21.12.2019).

5. Zakon Respubliki Kazahstan «O special'nyh social'nyh uslugah» ot 29 dekabrya 2008 goda № 114-IV (The Law of the Republic of Kazakhstan "On Special Social Services" dated December 29, 2008 No. 114-IV), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000114_ (accessed date: 22.12.2019).

145

6. Mahmudov Z.Sh. Postpenitenciarnaya adaptaciya osuzhdennyh v stranah SNG (Post-prison adaptation of convicts in the CIS countries), Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta, 2011, No. 2 (19), pp. 195-199.

7. Muhtabaeva R.K. K voprosu o celesoobraznosti sohraneniya dobrovol'nyh organi-zacij, osuzhdennyh v respublike Kazahstan (To the question of the advisability of maintaining voluntary organizations of convicts in the Republic of Kazakhstan), Tekhnika i bezopasnost' ob"ektov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Voronezh 23-24 maya 2018 g.), otv. red. D.G. Zybin, Voronezh, IPC «Nauchnaya kniga», 2018, pp. 318-320.

8. Pileckaya E.N., Medvedeva A.N. O nekotoryh problemah polucheniya osuzhden-nymi professi-onal'nogo obrazovaniya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sis-temy respubliki Kazahstan (On some problems of convicts getting professional education in institutions of the penal system of the Republic of Kazakhstan), Ugolovnoe nakazanie v Rossii i za rubezhom: problemy naznacheniya i ispolneniya, sbornik ma-terialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 10-letiyu prinyatiya Evropejskih penitenciarnyh pravil (g. Vologda 11 noyabrya 2016 g.), otv. red. P.V. Golodov, V 2 ch, CH. 2, Vologda, VIPE FSIN Rossii, 2017, pp. 34-38.

9. Potapov A. M., Lepshchikov A. N. O vospitatel'nom vozdejstvii na osuzhdennyh v respublike Kazahstan (On the educational impact on convicts in the Republic of Kazakhstan), Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy ispolneniya ugolovnyh nakaza-nij, sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ryazan' 24-25 noyabrya 2016 g.), V 2-h tomah, T. 1, Ryazan', Akademiya FSIN Rossii, 2016, pp.893-897.

10. Prikaz Ministra vnutrennih del Respubliki Kazahstan «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi k lisheniyu svobody» ot 13 avgusta 2014 goda № 508 (The order of the Minister of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan "On approval of the Rules for educational work with prisoners sentenced to imprisonment" dated August 13, 2014 No. 508), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V14C0009729#z146 (accessed date: 28.11.2019).

11. Primkulova A.A. O nekotoryh aspektah social'noj adaptacii i resocializacii lic, osvo-bodivshihsya iz mest lisheniya svobody (On some aspects of social adaptation and reso-cialization of persons released from prison), Nauchnoe obespechenie psihologo-pedagogicheskoj i social'noj raboty v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme, sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ryazan' 30 marta 2018 g.), otv. red. T V. Kirillova, Ryazan', Akademiya FSIN Rossii, 2018, pp. 154-163.

12. Programma Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 20 maya 2015 goda «Plan nacii -100 konkretnyh shagov» (The program of the President of the Republic of Kazakhstan dated May 20, 2015, "The Plan of the Nation - 100 Concrete Steps"), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100 (accessed date: 22.11.2019).

146

13. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 N 1772-r (red. ot 23.09.2015) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» (Order of the Government of the Russian Federation of O c-tober 14, 2010 No. 1772-r (as amended on September 23, 2015) "On the Concept of Development of the Penal System of the Russian Federation until 2020"), Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» po zakonodatel'stvu Rossii. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/ (accessed date: 27.12.2019).

14. Siryakov A.N. Zakonodatel'stvo o vospitatel'noj rabote s osuzhdennymi k lisheniyu svobody v Rossii i Kazahstane (Legislation on educational work with prisoners in Russia and Kazakhstan), Penitenciarnaya bezopasnost': nacional'nye tradicii i za-rubezhnyj opyt, materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Samara 11-12 oktyabrya 2018 g.), Samara, Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2018, pp. 259-261.

15. Skakov A.B. Sovershenstvovanie ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva Ka-zahstana v sfere social'noj adaptacii osuzhdennyh (Improving the penal legislation of Kazakhstan in the field of social adaptation of convicts), Strategicheskie napravleniya protivodejstviya prestupnosti na nacional'nom i transnacional'nom urovnyah, sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Hanty-Mansijsk 21 maya 2018 g.) [Elektronnyj resurs], otv. red. V.A. Avdeev, S.V. Rozenko, Hanty-Mansijsk, 2018, pp. 36-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Smirnov I.A. Kriterii ispravleniya polozhitel'no harakterizuyushchihsya osuzhden-nyh po zakonodatel'stvu stran SNG (Rossiya, Kazahstan, Belorussiya)(Criteria for the correction of positively characterized convicts under the laws of the CIS countries (Russia, Kazakhstan, Belarus), Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo, 2019, No. 3, pp. 134-142.

17. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Kazahstan ot 5 iyulya 2014 goda № 234-V ZRK (The Penal Code of the Republic of Kazakhstan dated July 5, 2014 No. 234-V 3PK), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000234 (accessed date: 21.12.2019).

18. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 24 avgusta 2009 goda № 858 «O Koncepcii pravovoj politiki Respubliki Kazahstan na period s 2010 do 2020 goda» (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated August 24, 2009 No. 858 "On the Concept of the legal policy of the Republic of Kazakhstan for the period from 2010 to 2020"), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_ (accessed date: 10.12.2019).

19. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 8 dekabrya 2016 goda № 387 «Ob ut-verzhdenii Kompleksnoj strategii social'noj reabilitacii grazhdan, osvobodivshihsya iz mest lisheniya svobody i nahodyashchihsya na uchete sluzhby probacii, v Respublike Kazahstan na 2017-2019 gody» (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated December 8, 2016 No. 387 "On the approval of the Comprehensive Strategy for the social rehabilitation of citizens released from places of deprivation of liberty

147

and registered with the probation service in the Republic of Kazakhstan for 20172019"), Ministerstvo yusticii Respubliki Kazahstan, dokumenty. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000387 (accessed date: 15.11.2019).

20. Prison Population Total. URL: https://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_taxonomy_tid=All (accessed date: 21.10.2019).

21. WJP Rule of Law Index. URL: http://data.worldjusticeproject.org/#/groups/KAZ (accessed date: 21.10.2019).

Received: 12.02.2020

УДК 340.1+34(091)

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.16

К ВОПРОСУ О РАВНЫХ ПРАВАХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ЗЕМЛЕ БРАНДЕНБУРГ

ТУЛУПОВА Елена Олеговна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: lena118@yandex.ru ДЕМИДОВА Татьяна Константиновна

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: dtatyana12@yandex.ru

Равноправие и равенство относятся к центральным принципам прав человека, являясь особенными ценностями (стандартами) любого демократического и правового государства. Норму, закрепляющую равенство всех людей и равноправие мужчин и женщин, следует рассматривать как гарантию, опосредующую функционирование всех ветвей государственной власти. В статье рассматриваются особенности законодательного закрепления и реализации на практике конституционного положения о равноправии мужчин и женщин в Земле Бранден-бург. Кроме того, анализируется Закон о паритете, принятый Землей в 2019 году, согласно которому партии обязаны включать в списки Земли на выборах столько же женщин, сколько мужчин в качестве кандидатов. Изучаются различные точки зрения относительно его целесообразности и эффективности. Ключевые слова: право, равноправие, равенство, конституция, мужчина, женщина, паритет, земля, партия, принцип.

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.