Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования организационно-экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона'

Основные направления совершенствования организационно-экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление конкурентоспособностью региона / организационно-экономические инструменты / краудсорсинг / форсайт. / strategic management / regional competitiveness / organization and economic tools / crowdsourcing / foresight.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коваленко Наталья Валерьевна, Оникийчук Юлия Александровна

В статье рассмотрены основные направления совершенствования организационно-экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона. Систематизация организационно-экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона обеспечивает их эффективное комплексное использование в соответствующем механизме, что рассматривается как движущая сила системы управления. Использование эффективных инструментов управления конкурентоспособностью региона на практике позволит повысить уровень социально-экономического развития регионов, качество жизни населения, укрепит позицию региона по отношению к регионам-конкурентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main strategies for improving organizational and economic instruments for strategic management of the regional competitiveness

The article deals with the most important directions for improving organizational and economic tools in strategic management of the regional competitiveness. The systematization of organizational and economic tools for strategic management of the regional competitiveness provides their effective complex use in the corresponding mechanism, which is considered as a driving force of management system. The use of effective tools for managing the reginal competitiveness in practice will increase the level of socio-economic development of regions, the living standards, will strengthen the regional position in relation to competing regions.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования организационно-экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона»

Коваленко Н. В., *Оникийчук Ю. А.

Донбасский государственный технический университет *E-mail: onykijchuk@yandex. ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА

В статье рассмотрены основные направления совершенствования организационно-экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона. Систематизация организационно-экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона обеспечивает их эффективное комплексное использование в соответствующем механизме, что рассматривается как движущая сила системы управления. Использование эффективных инструментов управления конкурентоспособностью региона на практике позволит повысить уровень социально-экономического развития регионов, качество жизни населения, укрепит позицию региона по отношению к регионам-конкурентам.

Ключевые слова: стратегическое управление конкурентоспособностью региона, организационно-экономические инструменты, краудсорсинг, форсайт.

УДК 332.146.2

Проблема и её связь с научными и практическими задачами. Обеспечение соответствующего объективным реалиям уровня конкурентоспособности в регионе зависит от внедрения современных видов управления и применения прогрессивных технологий в управлении региональным развитием. Эффективное управление конкурентоспособностью региона предполагает достижение органами власти при реализации политики повышения конкурентоспособности региона стратегического и тактического уровней запланированных целей при минимально использованных ресурсах и времени.

Результативность управления конкурентоспособностью региона определяется эффективностью стратегического управления, которое позволяет региональной социально-экономической системе получить конкурентные преимущества в долгосрочном периоде. Управление формированием и развитием долговременных конкурентных преимуществ становится действенным только при условии его осуществления со стратегических позиций. Они дают возможность проанализировать конкурентный потенциал и тренды внеш-

ней среды и определить цели, концепцию, стратегию и алгоритм воплощения. Стратегическое управление дает возможность не только развить конкурентные преимущества региона, но и акцентировать внимание на депрессивных территориях, которые имеют конкурентный потенциал, но при этом региональное управление конкурентоспособностью в них осуществляется недостаточно эффективно.

Стратегическое управление обеспечивает администрацию, деловые круги, население региона концепцией развития социально-экономической региональной системы и требует принятия ее основных положений большинством субъектов регионального развития. Это обусловлено необходимостью наличия курса стратегического развития территории, его соответствия видению обществом будущего своей общественной жизни и путей достижения высоких стандартов [1, 8].

Постановка задачи. Целью данной статьи является исследование направлений совершенствования организационно-

экономических инструментов стратегического управления конкурентоспособностью региона для усиления параметров конку-

рентоспособности и эффективного социально-экономического развития региона.

Изложение материала. Для эффективного социально-экономического развития и усиления параметров конкурентоспособности региона необходимо использовать организационно-экономические инструменты стратегического управления конкурентоспособностью региона (рис. 1).

Стратегическое управление конкурентоспособностью регионов с точки зрения научно-методического обоснования должно опираться на следующие элементы концепции, такие как политика (направления), цели и стратегии управления, институциональная система управления, информационная база, методология и инструменты внедрения.

Стратегическое управление проявляется в пяти функциях: планирование стратегии; организация выполнения стратегических планов; координация действий по реализации стратегических задач; мотивация на достижение стратегических результатов; контроль процесса выполнения стратегии [6].

В системе стратегического управления выделяются субъекты, к которым отнесены органы региональной власти и объекты, то есть процессы, формирующие региональную конкурентоспособность.

Для обеспечения эффективности управления конкурентоспособностью целесообразно:

1. Формирование совета по конкурентоспособности, состоящего из лидеров региональных общественных организаций, руководителей бизнеса и региональных органов власти. Совет будет определять приоритетные направления работы, представлять интересы общественности при обсуждении направлений развития региона, при необходимости оказывать методическую поддержку в решении различных вопросов, способствующих повышению эффективности деятельности региональных органов власти.

2. Создание исполнительного комитета регионального развития, состоящего из представителей районной власти и местного бизнеса, а также руководителей рабочих

групп. Этот комитет будет способствовать выполнению запланированных мероприятий, обеспечивать согласованность действий в рамках инициатив по региональному развитию, будет работать как информационный центр для общественности.

3. Формирование рабочих групп регионального развития, которые состоят из представителей районов, городов, команд местных экспертов по отдельным направлениям, привлекаемых по необходимости. Они будут работать над практическим внедрением приоритетов, определенных стратегий, участвовать в обсуждении мероприятий ведущих экономических субъектов региона, анализировать существующее состояние и разрабатывать рекомендации по совершенствованию бизнес-климата в регионе.

Цели управления стратегической конкурентоспособностью региона задают образ будущего состояния региональной конкурентоспособности и пути ее достижения. Стратегическое видение будет достигаться через достижение стратегических целей:

1. Безопасность.

2. Восстановление критической инфраструктуры региона.

3. Эффективное управление, ориентированное на человека.

4. Стабилизация экономического положения и обеспечение экономического роста региона.

Выбранные стратегические цели целесообразно реализовать через систему операционных целей. Их реализация предусматривает конкретизацию операционных целей и задач для социально-экономической системы региона в целом.

Выбор определенного набора инструментов, прежде всего, определяется многогранностью целей, на которые должно быть направлено управляющее воздействие, и применяется только после анализа соответствия стратегическим целям и задачам управления конкурентоспособностью региона с учетом особенностей динамично изменяющихся условий внешней и внутренней среды.

Экономика предприятий

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА КАК ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

"Г"

Обеспечение безопасности Восстановление критической инфраструктуры региона Формирование системы эффективного менеджмента в регионе Стабилизация экономического положения и обеспечение экономического роста региона

безопасная территория

обеспечение благоприятной экологической среды

социальная безопасность

защита информационного пространства и др.

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ЦЕЛИ

восстановление инфраструктуры: логистика, ЖКХ,

эн ерго о Seen ечени е

восстановление и

развитие региональной системы предоставления социальных услуг и др.

повышение эффективности управления бюджетной сферой

• развитие партнерства органов власти с бизнесом ■ расширение форм

взаимодействия органов власти с населением и др.

реиндустрилизация промышленности региона

развитие инновационных отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью развитие сельского хозяйства системная подцержка бизнеса и его диверсификация и др.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

организация гуманитарного разминиров ания

повышение доступности и качества медицинских услуг снижение депопуляции создание системы обращения с твердыми бытовыми отходами

содействие развитию доступа к интернет и др.

восстановление тран спорш о-логисшческои инфраструктуры и

улучшение транспортного сообщения • восстановление жилищного фонда

восстановление и

развитие системы оказания спец. медицинской помощи и др.

• внедрение электронного документооборота с учетом доступности для всех категорий населения

• обновление ин струментария государственного управления ■ формирование совета по конкурентоспособности региона и др.

> поддержка развития науки и инноваций внедрение научных разработок

> повышение производительности и эффективности промышленности. сельского хозяйства

. содействие модернизации угледобывающей отрасли

региона

> повышение инвестиционной привлекательно сш региона и др.

ИНСТРУМЕНТЫ

институциональные инструменты цифровизация

г о сударств енно -частн о е партнерство

бюджетная подцержка внедрение стратегий и программ формирования социально ориентированной среды

форсайт краудсорсинг бюджетная поддержка финансовые рычаги образовательная поддержка управленческих кадров

структурная модернизация региональной экономики смарт-специализация бюджетная поддержка финансовые рычаги

ОБЪЕКТЫ ВЛИЯНИЯ: конкурентные преимущества, конкурентный потенциал региона, уровень жизнедеятельности населения, инвестиционная привлекательность

РЕЗУЛЬТАТ -Повышение эффективности управления конкурентоспособностью региона

Рисунок 1 — Организационно-экономические инструменты стратегического управления

конкурентоспособностью региона

Структурная модернизация региональной экономики и активизация процессов диверсификации региональной экономики направлена на улучшение (изменение, усовершенствование) конкурентных преимуществ. Как показывает мировой опыт, структурная модернизация имеет ряд приоритетов, в том числе в следующих областях и направлениях:

- развитие сбалансированной системы жизнеобеспечения населения региона;

- формирование современной региональной инфраструктуры, в т. ч. дорожно-транспортной, информационной, коммуникационной, образовательной, медицинской, социальной и т. п. как базового условия привлечения в регион инвестиционных средств, ресурсов, рабочей силы и основы

гарантирования доступности публичных услуг, независимо от места жительства человека;

- развитие научно-образовательного потенциала;

- обеспечение кластерного развития инновационных, высокотехнологичных отраслей в регионе;

- создание условий инвестиционной привлекательности территории для отечественных и иностранных инвесторов;

- переход на экологически безопасное производство во всех сферах деятельности;

- организация эффективной региональной системы управления активами и финансами.

Перечень предполагаемых результатов, которые могут быть достигнуты в результате модернизационных изменений, далеко не полон.

Таким образом, структурную модернизацию региональной экономики следует рассматривать как долгосрочный «механизм» повышения конкурентных преимуществ региона.

Основными инструментами повышения конкурентоспособности региона за счет использования инструментов региональной политики являются:

1. Фискальные инструменты (налоговые льготы, налоги, сборы за использование региональных ресурсов).

2. Административные средства (запреты, требования, обязательные административные процедуры).

3. Инфраструктурные инструменты (развитие системы связи, транспорта, логистики, услуг).

4. Информационные инструменты (рекламные кампании на государственном уровне, региональный брендинг, маркетинговые коммуникации) [10].

Для повышения эффективности управления конкурентоспособностью региона уже используется множество инструментов, в том числе: государственно-частное партнерство, государственные закупки, целевые программы, городской маркетинг,

инструменты мониторинга деятельности органов местного самоуправления, инструменты учета мнений граждан, мониторинг эффективности бюджетных расходов и многих других. Большинство из них направлены на повышение текущего уровня конкурентоспособности региона. Наряду с этим формирование конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ региона носит долгосрочный и стратегический характер, поэтому в последнее время значительно возросла роль системы стратегического планирования, возникла потребность в инструментарии управления, обеспечивающем координацию целей, связывающем долгосрочные решения со среднесрочными и краткосрочными, сбалансированность ресурсов, снижение рисков и т. д. [7].

На сегодняшний день наиболее популярным инструментом управления является краудсорсинг, который позволяет органам регионального управления привлекать население к решению стратегических вопросов местного значения. Еще одним инструментом, получающим все более широкое применение, является форсайт, который обеспечивает глубокое научное и экспертное изучение стратегий развития, как отдельных отраслей, так и социально-экономической системы в целом.

Приоритетными направлениями крауд-сорсинга как специфической технологии управления социально-экономическим развитием являются: привлечение инвестиций в региональное развитие; разработки социально-экономических стратегий развития региона; поддержка и развитие малого бизнеса региона; создание новых высокотехнологичных рабочих мест [9].

Органы государственной власти реализуют технологию краудсорсинга с помощью создания интернет-площадок. Благодаря интернету появились различные технологии краудсорсинга (табл. 1).

Внедрение краудсорсингового подхода, повышающего эффективность механизма государственного и регионального управ-

Экономика предприятий

ления, приведет к формированию сообщества граждан-экспертов. Это может стать источником как кадрового резерва управленческих кадров, так и неисчерпаемого запаса идей для глубокой модернизации экономики региона.

Для внедрения краудсорсинга в практику регионального и местного управления с целью повышения потенциала региона необходимы:

- разработка нормативно-правового регулирования краудсорсинга;

- принятие единых стандартов открытости для государственных органов всех уровней;

- стимулирование создания краудсор-синговых проектов на основе общедоступных государственных данных и с помощью запуска в каждом регионе интернет-платформы для диалога между чиновниками и рядовыми гражданами [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Эффективные направления использования технологии краудсорсинга*

Направление Содержание направления Примеры проектов

Модернизация, общественная экспертиза Формирование стратегических целей и задач государственной, региональной и местной политики для максимального учета мнения граждан; а также разработка направлений достижения поставленных целей Программа социально-экономического развития ЛНР до 2023 года «Наш выбор»

Законодательная и нормотворческая деятельность Привлечение политических активистов к обсуждению законопроектов для разделения политических рисков с гражданским обществом и повышение лояльного отношения населения к деятельности органов государственной власти Закон «О референдуме Луганской Народной Республики по вопросу о вхождении в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации»

Мониторинг и оценка Проекты могут организовать как органы государственной власти, так и местные общества для оценки работы государственных служащих, выявления коррупции, выражения своего согласия или недовольства по отношению к их деятельности, мониторинг выполнения принятых решений на различных уровнях государственной власти Кадровый конкурс «Лидеры возрождения. Луганская Народная Республика»

Самоуправление Обсуждения проблем местной общины, формирование и организация интеграционного взаимодействия, самостоятельной деятельности и самообслуживания населения на местном уровне Интернет приемная администрации г. Алчевска

Инициация социальных проектов Имплементация сетевых общественных проектов, направленных на эффективное взаимодействие с органами власти на государственном, региональном и местном уровнях Социальный проект «Долголетие», который реализует общественное движение (ОД) «Мир Луганщине»

Работа с большими данными Сбор, обработка и систематизация данных в государственных масштабах Портал «Госуслуги»

*Составлено автором.

Краудсорсинг стремительно развивается, что дает возможность решать различные проблемы регионального и местного развития в короткие сроки и с минимальными затратами.

В последнее время в мире набирает популярность новый концептуальный подход и связанные с ним методики проектирования перспективного развития регионов — региональный форсайт. Форсайт — это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества [5]. Концептуально региональный форсайт позиционируется в качестве новой формы развития прогностических методов, связанных с использованием специального инструментария, объединяющего методические приемы качественного долгосрочного прогнозирования с принципами стратегического планирования социально-экономического развития регионов [7].

Можно выделить три области распространения форсайта: первоначально — это технологический форсайт, который применяется для разработки перспектив развития науки и технологий, вторая область — форсайт экономических систем и, наконец, третья область — социально-экономический форсайт [5].

Преимуществами использования форсайта для повышения конкурентоспособности региона являются:

- вовлечение в процесс управления конкурентоспособностью региона всех заинтересованных сторон и объединение их противоречивых интересов;

- повышение качества управленческих решений в сфере управления конкурентоспособностью региона;

- оптимизация сроков поиска новых идей и решений для развития конкурентоспособности региона;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- разработка новых источников софинан-сирования проектов развития, повышающих конкурентоспособность региона, развитие государственно-частного партнерства [2].

Все большее влияние на развитие общества оказывают информационные технологии и, соответственно, такая поддержка системы управления региональной конкурентоспособностью особенно необходима. Предоставление большинства услуг населению на административном уровне должно происходить электронным способом, внедрение которого будет способствовать созданию условий для открытой и прозрачной деятельности региональных органов власти. Введение такой формы институционального управления регионом как социально-экономической системой будет способствовать росту социальной ответственности органов местного самоуправления. Также электронные технологии должны применяться для обеспечения региональными властями доступа к информации в форме «открытых данных». Это прямой путь к высокому уровню эффективности управления региональной конкурентоспособностью [3, 6].

Перед региональными властями и органами местного самоуправления стоит задача поиска дополнительных инструментов и ресурсов для развития региональной инфраструктуры, системы жизнеобеспечения городов и территорий, создания условий повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Для решения рассмотренных задач необходимо дальнейшее усовершенствование системы институционального обеспечения развития государственно-частного партнерства, распространение концессии, региональных кластеров. Государственно-частное партнерство (ГЧП) заключается в сочетании усилий государства и бизнеса в сферах, которые имеют важное значение, но при этом несут высокие риски. Каждая из сторон получает свои преимущества в процессе реализации проектов. Для государства преимущества усматриваются в

возможности привлечения частных партнеров для реализации проектов, которые являются важными, однако с высокой долей вероятности оставались бы нереализованными в течение длительного периода времени из-за высокой затратности и недостатка бюджетного финансирования. Преимущества для частного бизнеса заключаются в государственной поддержке путем предоставления определенных льгот (в частности, налоговых), смягчения отдельных ограничений и др., государственном финансировании, доступе к интеллектуальным разработкам (например, научных исследований) и государственной/ коммунальной инфраструктуре. Анализ мировой практики государственно-частного партнерства показывает, что наиболее востребованным является сотрудничество между государством и частными инвесторами в социальной сфере (медицина, образование), транспортной сфере (автомобильные дороги, железнодорожный транспорт) и в сфере энергетики (строительство электростанций) [2].

Однако, несмотря на существенный потенциал применения механизма государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиционных ресурсов, в регионах Донбасса практически не реализуются совместные проекты. Создание более эффективных механизмов для сотрудничества между государством, территориальными общинами (государственными партнерами) и частными партнерами в рамках ГЧП приведет к улучшению инвестицион-

Список источников

ного климата, обеспечению инвестиционно-инновационной активизации в рамках процессов социально-экономического развития регионов.

Кроме того, важно начать практику формирования фондов льготного кредитования и финансирования реализации бизнес-структурами приоритетных для социально-экономического развития региона инвестиционных проектов. Особенно важна деятельность таких организаций в сфере поддержки малого бизнеса, которая обеспечивает постоянные поступления в местный бюджет, деловую активность и занятость значительной доли населения, а также стимулирует развитие привлекательных для территории видов экономической деятельности.

Выводы и направление дальнейших исследований. Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод: обеспечение соответствующего объективным реалиям уровня конкурентоспособности в регионе зависит от внедрения современных видов управления и применения прогрессивных технологий в управлении региональным развитием. Для эффективного социально-экономического развития и усиления параметров конкурентоспособности региона необходимо использовать усовершенствованные организационно-экономические инструменты стратегического управления конкурентоспособностью региона, в том числе технологии форсайта и краудсорсинга.

1. Вдовин С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона : монография. М. : ИНФРА-М, 2022. 154 с.

2. Дмитриченко Л. И., Мелюс Б. В. Государственно-частное партнерство как модель развития национального хозяйства на государственном и региональном уровнях // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2019. № 4. С. 80-91.

3. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н. Мониторинг и оценка результативности и эффективности цифровизации государственного управления: методические подходы : монография. М. : Дело РАНХиГС, 2020. 154 с.

4. Комаров О. Е., Соколов А. В. Краудсорсинговые площадки региональных и муниципальных органов власти // Государство и граждане в электронной среде. 2020. № 4. С. 73-85.

5. Макаров С. А. Форсайт и долгосрочная стратегия как инструменты развития региона: опыт Республики Татарстан // ЭКО. 2020. № 5 (551). С. 175-191.

Экономика предприятий

6. Новоселов А. С., Маршалова А. С., Бурматова О. П. Стратегическое управление региональным и муниципальным развитием : монография. Новосибирск : Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2018. 495 с.

7. Оникийчук Ю. А. Использование эффективных инструментов управления региональной конкурентоспособностью в условиях трансформации социально-экономических систем // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2022. № 12 (66). С. 219-222.

8. Федорова Е. А., Черникова Л. И., С. О. Мусиенко Оценка эффективности регионального управления // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 2. С. 350-362.

9. Харитонова О. В., Бугаева Т. Н. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки : [сайт]. [2020]. URL: https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf (дата обращения: 17.10.2023).

10. Шкиотов С. В., Растворцева С. Н. Конкурентоспособность экономики на макро- и мезоуровне: прикладной аспект исследования : монография. Ярославль : Издательский дом ЯГТУ, 2016. 171 с.

© Коваленко Н. В., Оникийчук Ю. А.

Рекомендована к печати д.э.н., доц. кафедры туризма и гостиничного дела

ЛГУ им. В. Даля Пятковой Н. П.

Статья поступила в редакцию 12.11.2023. Сведения об авторах

Коваленко Наталья Валерьевна, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. экономики и управления Донбасский государственный технический университет, г. Алчевск, Луганская Народная Республика, Россия

Оникийчук Юлия Александровна, канд. экон. наук, доцент каф. экономики и управления Донбасский государственный технический университет, г. Алчевск, Луганская Народная Республика, Россия, e-mail: onykijchuk@yandex. ru

Kovalenko N. V., *Onikiychuk Yu. A. (Donbass State Technical University, Alchevsk, Lugansk People's Republic, Russia, *e-mail: onykijchuk@yandex. ru)

THE MAIN STRATEGIES FOR IMPROVING ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS FOR STRATEGIC MANAGEMENT OF THE REGIONAL COMPETITIVENESS

The article deals with the most important directions for improving organizational and economic tools in strategic management of the regional competitiveness. The systematization of organizational and economic tools for strategic management of the regional competitiveness provides their effective complex use in the corresponding mechanism, which is considered as a driving force of management system. The use of effective tools for managing the reginal competitiveness in practice will increase the level of socio-economic development of regions, the living standards, will strengthen the regional position in relation to competing regions.

Key words: strategic management, regional competitiveness, organization and economic tools, crowdsourcing, foresight.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.