Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования'

Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРАУДСОРСИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТОЧКИ РОСТА / ФОРСАЙТ / COMPETITIVENESS / CROWDSOURCING / STRATEGIC PLANNING / POINTS OF GROWTH / FORESIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копыченко Галина Сергеевна

Статья посвящена вопросам формирования новых центров развития регионов и страны в целом. К таким центрам развития в России относятся города, в которых сосредоточен основной социально экономический потенциал страны, определяющий конкурентоспособность этих городов. Наиболее эффективным механизмом управления развитием конкурентоспособности городов в долгосрочном периоде является стратегическое планирование. Описанный в статье опыт стратегического планирования административных центров российских регионов свидетельствует о недостаточном использовании данного механизма в развитии конкурентоспособности территорий. Один из ключевых факторов повышения эффективности стратегического планирования вовлечение в этот процесс всех заинтересованных сторон муниципалитета. Обеспечить успешное участие всех заинтересованных субъектов муниципалитета в стратегическом планировании социально-экономического развития территории можно с помощью таких инструментов, как краудсорсинг и форсайт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENTAS A MECHANISM OF INCREASE MUNICIPALITIES’COMPETITIVENESS

The article describes questions of the formation new centers of development of regions and country. These development centers in all Russian regions are cities as they concentrate the main socio-economic potential of the country, which determining their level of competitiveness. The most effective mechanism for management of cities’ competitiveness in the long-term period is strategic planning. Described in the article experience of strategic planning of administrative centers of the Russian regions testifies to the insufficient use of this mechanism in the development of the competitiveness. One of the key factors of increasing the effectiveness of strategic planning is involvement of all stakeholders of municipality in this process. Using tools such as crowdsourcing and foresight, you can ensure the successful participation of all stakeholders in the strategic planning of the municipality of socio-economic development of the territory.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования»

УДК 338

стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования

КОПЫЧЕНКО ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА, аспирантка кафедры «Государственное муниципальное управление» Финансового университета E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования новых центров развития регионов и страны в целом. К таким центрам развития в России относятся города, в которых сосредоточен основной социально-экономический потенциал страны, определяющий конкурентоспособность этих городов. Наиболее эффективным механизмом управления развитием конкурентоспособности городов в долгосрочном периоде является стратегическое планирование. Описанный в статье опыт стратегического планирования административных центров российских регионов свидетельствует о недостаточном использовании данного механизма в развитии конкурентоспособности территорий. Один из ключевых факторов повышения эффективности стратегического планирования - вовлечение в этот процесс всех заинтересованных сторон муниципалитета. Обеспечить успешное участие всех заинтересованных субъектов муниципалитета в стратегическом планировании социально-экономического развития территории можно с помощью таких инструментов, как краудсорсинг и форсайт.

Ключевые слова: конкурентоспособность, краудсорсинг, стратегическое планирование, точки роста, форсайт.

Strategy of Socio-Economic Development as a Mechanism of increase Municipalities' competitiveness

KOPYcHENKO GALINA S., post graduate student of the Department «State and municipal management», Financial University

E-mail: [email protected]

Abstract. The article describes questions of the formation new centers of development of regions and country. These development centers in all Russian regions are cities as they concentrate the main socio-economic potential of the country, which determining their level of competitiveness. The most effective mechanism for management of cities' competitiveness in the long-term period is strategic planning. Described in the article experience of strategic planning of administrative centers of the Russian regions testifies to the insufficient use of this mechanism in the development of the competitiveness. One of the key factors of increasing the effectiveness of strategic planning is involvement of all stakeholders of municipality in this process. Using tools such as crowdsourcing and foresight, you can ensure the successful participation of all stakeholders in the strategic planning of the municipality of socio-economic development of the territory.

Keywords: competitiveness, crowdsourcing, foresight, points of growth, strategic planning.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1, одной из целей такого развития является стимулирование экономики путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ. Эта цель закреплена также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года2, а также Указом Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»3. Таким образом, одной из важных задач становится поиск таких центров развития регионов, которые смогли бы стать локомотивами роста как для самих этих регионов, так и для страны в целом.

В последние десятилетия зарубежные и отечественные экономисты уделяют все больше внимания полюсам роста административно-территориальных образований. Акцент делается на кумулятивных теориях роста, основанных на идее «взаимной и кумулятивной обусловленности», когда на первый план выходят процессы, обеспечивающие создание условий для последующего развития. Основу этих теорий составляют положения о возникновении центров роста и каналов их распространения в пространственной экономике, диффузии нововведений, развитии периферийных территорий.

Основные моменты теории «полюсов роста» [1, с. 17]:

• полюс роста — не самоцель, а средство подъема района;

• полюс роста эффективен только в сети из таких же полюсов;

• полюс роста должен обладать связью с остальными пунктами района, чтобы привлекать их ресурсы и передавать им нововведения и другие импульсы развития;

1 Концепция утверждена Правительством РФ 17 ноября 2008 г. № 1662-р / Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 18.04.2014).

2 Основные направления утверждены Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г. и Указом Президента РФ от 03.06.1996 № 803 / Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70309020/ (дата обращения: 18.04.2014).

3 Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 / Информационно-правовой портал «BestPravo.ru». [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/eh-zakony/a3b.htm (дата обращения: 18.04.2014).

• полюс роста должен осуществлять связь между страной и регионом;

• значимость полюса роста может быть разной;

• главное — пробудить силы и стимулы саморазвития, чтобы, вкладывая средства в любой из элементов ядра, придать импульс развитию всего региона.

В нашей стране к таким полюсам роста уже сейчас можно отнести города (за исключением, как правило, малых городов). Это обусловлено в первую очередь тем, что, несмотря на немногочисленность городов по сравнению с другими муниципальными образованиями, именно в них сконцентрирован основной экономический, инновационный, социальный, культурный и кадровый потенциал страны. Правда, пока города из-за доминирования тактического управления над стратегическим не в полной мере используют для развития свой потенциал и не всегда выступают в качестве драйверов роста окружающих территорий.

На 1 января 2013 г. в Российской Федерации насчитывалось 23 001 муниципальное образование, из них всего 518 (2,25%) составляли городские округа и 1687 (7,3%) — городские поселения. Численность городского населения в стране на конец 2012 г. составляла 106 118,3 тыс. человек, а на 1 января 2014 г. — 106 548,7 тыс. человек (74,2% населения страны). При этом стоит учесть, что к концу 2009 г. насчитывалось 512 городских округов, то есть за четыре года было образовано шесть новых округов.

Распределение городских округов по территории страны неравномерно. Больше всего их в Уральском (110) и Центральном (105) федеральных округах, наименьшее число — в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (по 30). При этом, по данным на начало 2014 г., основная доля городского населения приходится на Северо-Западный федеральный округ (83,9%) и Центральный федеральный округ (81,8%), а наименьшая доля — на Северо-Кавказский и Южный федеральные округа (49,1% и 62,8%). Такое распределение во многом обусловлено природно-географическими особенностями данных территорий и уровнем промышленного потенциала.

Стоит отметить, что в России понятие «город» шире, чем «городской округ». Не каждое городское поселение является городом. В связи с этим общее число городов по состоянию на 1 января

2013 г. составляло 1097, из них 71,2% относятся к малым городам.

Все муниципальные образования, в том числе и города, являются подсистемами систем более высокого уровня и одновременно сложными социально-экономическими системами, в которых каждая подсистема реализует свои интересы, зачастую противоречащие интересам других подсистем. При этом базовым принципом управления системами является согласование целей подсистем с целями надсистем для достижения высших целей — повышения качества жизни населения страны и формирования условий экономического развития как основы ресурсного обеспечения данного развития [1, с. 40].

Таким образом, социально-экономическое развитие городов будет способствовать активизации потенциала целой системы «точек роста», которые за счет агломерационных процессов, расширения межмуниципального сотрудничества, ретрансляции положительных эффектов станут локомотивами развития остальных муниципальных образований. Это возможно только за счет развития конкурентоспособности и, как следствие, повышения конкурентного потенциала и степени самодостаточности.

Под конкурентоспособностью муниципального образования можно понимать способность гармонизировать противоречивые интересы всех субъектов муниципального образования для реализации специфических функций сторон, а также возможность решения стратегических и тактических задач каждого субъекта с целью обеспечения стабильности социально-экономического развития территории, формирования стратегических преимуществ территории и повышения уровня жизни населения.

Особую актуальность подобный подход приобретет в случае принятия поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся распространения двухуровневой модели организации местного самоуправления на крупные городские округа. Проектом предусмотрены два новых вида муниципальных образований:

• городской округ с внутригородским делением,

• внутригородской район.

Данные изменения повлекут необходимость совершенствования механизмов управления

конкурентоспособностью городов и инструментов согласования возрастающего числа заинтересованных субъектов муниципальных образований4.

Для того чтобы обозначить сферы развития, которым муниципальные образования должны уделять особое внимание, определим, на какие факторы конкурентоспособности могут влиять муниципальные образования.

Выделяются две группы факторов привлекательности города [2, с.112]:

1) структурные (эффективная инфраструктура, широкий спектр городских услуг, высокое качество среды жизни и эффективная городская политика);

2) функциональные (например, может ли город стать распределительным центром, местом размещения международного бизнеса, центром инновационной деятельности, важным узлом в информационно-коммуникационных сетях, международным центром культуры).

Сочетание этих факторов обусловливает привлекательность города для конкретных секторов, видов деятельности и определяет функции, которые потенциально может выполнять город. При этом на первый план выходят функциональные факторы конкурентоспособности, то есть осознание городом своего ключевого конкурентоспособного преимущества и развитие в этом направлении. В стратегиях развития большинства городов мира данное конкурентное преимущество прописано в миссии города.

Сегодня такие факторы конкурентоспособности, как географическое положение, природно-климатические ресурсы, даже чисто экономические факторы, уже не обеспечивают успеха территории в конкурентной борьбе, и их роль для большинства муниципальных образований снижается, поскольку все большее значение начинают приобретать качество жизни населения на определенной территории, возможность развития потенциала людей и т.п.

К другими управляемым муниципалитетами факторам конкурентоспособности относятся:

4 Законопроект № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления) / Официальный сайт Государственной думы. [Электронный ресурс] URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)? OpenAgent&RN=469827-6&02 (дата обращения: 18.04.2014).

• инфраструктурные факторы (наличие развитой инфраструктуры и энергоэффективной системы обеспечения муниципального образования, доступность современных коммуникационных сетей и т.п.);

• социальные факторы (высокое качество жизни, безопасность, привлекательность окружающей среды);

• управленческие (высокое качество муниципальных услуг; прозрачность муниципальной политики, доступность власти и институциональная гибкость; наличие последовательной политики, благоприятствующей развитию бизнеса; развитость муниципально-частного партнерства);

• ресурсные (наличие квалифицированной рабочей силы, креативного потенциала и др.).

Одним из немногих механизмов управления, способных скоординировать долгосрочные интересы различных субъектов муниципального образования с целью повышения его конкурентоспособности, является стратегическое планирование. Потребность в системе стратегического планирования в последнее время заметно возросла, «возникла необходимость в наборе управленческих инструментов, обеспечивающих ско-ординированность целей, увязку долгосрочных решений со средне- и краткосрочными, сбалансированность ресурсов, снижение рисков и т.д.» [3, с. 177-178].

Формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования позволяет ему провести глубокий анализ уровня развития всех компонентов конкурентного потенциала территории, оценить свое положение по сравнению с другими муниципальными образованиями, выявить проблемные моменты, а главное — сформировать новые направления развития, способствующие дальнейшему увеличению привлекательности муниципалитета и, следовательно, повышению его конкурентоспособности.

Проведенный автором анализ опыта разработки документов стратегического планирования административных центров регионов России, исключая Москву и Санкт-Петербург, свидетельствует о недостаточном использовании инструментов стратегического планирования. Сразу отметим, что в рамках данного исследования под документами стратегического планирования понимались официальные документы долгосрочного социально-экономического развития со

сроком действия не менее пяти лет независимо от названия документа (стратегия, концепция, стратегический план и т.п.). Так, из 79 рассмотренных городов у 28 (35%) нет утвержденных документов стратегического планирования, при этом только 9 городов имеют проекты стратегий. Это обусловлено в первую очередь тем, что на федеральном уровне законодательно не закреплена необходимость разработки стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.

Большинство стратегических документов было принято до 2009 г., 2 документа — в 2009 г., 7 — в 2010 г., 12 — в 2011 г., 5 — в 2012 г., 3 — в 2013 г. и 1 — в 2014 г. Это означает, что многие стратегические плановые документы не учитывают изменений, произошедших после кризиса 2008 г.

Города, нацеленные на устойчивое развитие, должны актуализировать свои стратегические планы. В качестве примера можно привести Владимир, Воронеж, Липецк, Якутск, в которых проходят публичные обсуждения проектов обновленных стратегий, а также Новосибирск, который в 2012 г. актуализировал свой Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 г.

Форматы подобных документов различны. В большинстве городов это «стратегия социально-экономического развития» или просто «стратегия развития», 12 городов имеют «стратегические планы социально-экономического развития», есть также «концепция социально-экономического развития» (ее имеют 3 города), «комплексная программа социально-экономического развития» (3 города), «стратегия устойчивого развития» (1 город), «стратегия комплексной модернизации городской среды муниципального образования» (1 город), «программа социально-экономического развития» (1 город).

Период планирования варьируется от 2015 г. (Уфа) до 2035 г. (Калининград).

Если говорить о содержании стратегий, то можно отметить существенное сокращение декларативных стратегий (ими изобилуют стратегии Ижевска и Рязани). Стратегии большинства российских городов предполагают планомерное умеренное развитие своих территорий, нацеленное на повышение качества жизни населения. Ряд городов формируют стратегии диверсифицированного развития, предусматривающие изменение сложившейся структуры экономики,

14

Г. С. Копыченко Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения..

в них четко прописано конкурентное преимущество города. К таким городам можно отнести Архангельск, Калининград, Мурманск, Южно-Сахалинск и некоторые другие.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: преобладание стратегий, принятых еще в докризисный период, а также окончание сроков действия части стратегий в ближайшие годы, уменьшение бюджетной обеспеченности регионов и, соответственно, муниципальных образований, что вынуждает искать новые источники финансирования, ставит перед органами местного самоуправления городов задачу актуализации прежних либо разработки новых стратегий социально-экономического развития.

Напомним, что для форсированного социально-экономического роста стратегия социально-экономического развития муниципального образования должна аккумулировать интересы всех заинтересованных субъектов муниципалитета, обеспечивая единство их действий. Достичь этого можно, используя инструменты краудсорсинга5 и форсайта6, которые предполагают привлечение к решению муниципальных вопросов, с одной стороны, местного населения, с другой — широкого круга экспертов, практиков и научных деятелей для обоснования приоритетов развития территории и четкой маршрутизации такого развития.

Схема разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования с использованием краудсорсинга и форсайта, позволяющая согласовать прогнозы социально-экономического развития, дорожные карты и муниципальные программы, может быть представлена следующим образом.

1-й этап. Проведение массового краудсорсин-га (определение возможных путей развития муниципального образования на основе интернет-опроса или анкетирования населения).

2-й этап. Проведение ограниченного крауд-сорсинга (выделение нескольких приоритетных, или модернизационных, направлений развития

5 Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

6 Форсайт (англ. foresight) — технология долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего.

муниципального образования органами местного самоуправления с привлечением экспертного сообщества).

3-й этап. Проведение форсайта по приоритетным направлениям развития муниципального образования.

4-й этап. Формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Грамотное использование инструментов краудсорсинга и форсайта, встроенных в систему стратегического планирования развития территории, позволит муниципальному образованию достичь следующих преимуществ:

• генерация новых идей развития (развитие конкурентного потенциала);

• картирование развития с учетом инновационного прогресса;

• общественная поддержка направлений развития территории (снижение «конфликта интересов»);

• оптимизация сроков поиска новых решений и подготовки документов, имеющих принципиальное общественное и профессиональное значение;

• повышение эффективности бюджетных расходов;

• повышение инвестиционной привлекательности;

• формирование новых источников софинан-сирования проектов развития.

Использование такой управленческой технологии, как обоснованное стратегическое планирование, может стать действенным инструментом повышения конкурентоспособности муниципальных образований.

Литература

1. Дуканова И. В., Морозова Т.Н., Суковато-ва О.П. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: Монография / Под ред. д.э. н., проф. В.И. Терехина. М.: Инфра-М, 2013. 316 с.

2. Borg J., Btamezza I. The competitiveness of the European metropolitan area in the European metropolitan system of tomorrow. Rotterdam: EURICUR, 1992. 214 р.

3. Ильина И.Н. Экономика городского хозяйства: учебное пособие. М.: Кнорус, 2013. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.