Научная статья на тему 'Исследование приоритетов стратегического развития нового индустриального города'

Исследование приоритетов стратегического развития нового индустриального города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОДА / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC MANAGEMENT / NEW INDUSTRIAL CITY / CITY COMPETITIVENESS / CITY DEVELOPMENT PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силин Я.П., Дворядкина Е.Б., Антипин И.А.

Статья посвящена исследованию проблем стратегического планирования и управления в Российской Федерации. Одной из таких проблем является отсутствие единых методических подходов к формированию документов стратегического планирования территорий, в том числе к определению перечня направлений их стратегического развития. Методологическая база исследования основана на теоретических положениях стратегического менеджмента, региональной и пространственной экономики. Этапы эволюции стратегического планирования в России, а также особенности разработки (актуализации) документов стратегического планирования территорий раскрыты путем использования совокупности методов: диалектического, причинно-следственного и ранжирования значений статистических показателей. Выделены стратегические вызовы и ориентиры современного развития Российской Федерации. Акцентировано внимание на необходимости применения механизмов стратегического планирования и управления развитием территорий. На основе краткого обзора исследований новых индустриальных городов проанализированы приоритеты, закрепленные в основных документах стратегического планирования мегаполисов Российской Федерации типичных представителей новых индустриальных городов. Оценена конкурентоспособность городов-миллионников Российской Федерации. Сформулированы рекомендации по определению состава приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития, в том числе в контексте процессов новой индустриализации. Предложен состав стратегических (приоритетных) направлений стратегии, их компонент, а также перечень показателей социально-экономического развития. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости оптимального выстраивания приоритетов стратегического развития, их грамотной реализации и организации системы стратегического контроля территорий различных иерархических уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priorities of the strategic development of a new industrial city

The paper looks at the problems of strategic planning and management in the Russian Federation. One of these problems is the lack of uniform methodological approaches to preparing documents on strategic planning of territories and to establishing the fields of their strategic development, in particular. The methodological basis of the study includes the theoretical concepts of strategic management, regional and spatial economics. The stages of the strategic planning evolution in Russia and peculiarities in the development (updating) of strategic planning documents of territories are revealed through a combination of methods: dialectic, cause-effect, ranking values of statistical indicators, etc. The authors discuss strategic challenges and objectives for the development of the Russian Federation and emphasize that the mechanisms of strategic planning and strategic management of territorial development need to be applied. The article provides a brief overview of modern studies on new industrial cities, analyses the priorities enshrined in the main strategic planning documents of megacities of the Russian Federation as typical new industrial cities and estimates the competitiveness of Russian million-plus cities. The authors give recommendations on determining the priorities of the socio-economic development strategy, and specifically in the context of new industrialization. We also propose a composition of priority directions of the strategy, their components, as well as a list of indicators of socio-economic development. The theoretical and practical significance of the study lies in the necessity to provide the optimal set of the strategic development priorities, guarantee their effective implementation and organize the strategic control system of territories at various hierarchical levels.

Текст научной работы на тему «Исследование приоритетов стратегического развития нового индустриального города»

^ СИЛИН Яков Петрович

Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: +7 (343) 221-17-00 E-mail: odo@usue.ru

^ ДВОРЯДКИНА Елена Борисовна

Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: +7 (343) 221-26-49 E-mail: dvoryadkina@usue.ru

^ АНТИПИН Иван Александрович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: +7 (343) 221-27-76 E-mail: aia87@mail.ru

JEL classification

Исследование приоритетов стратегического развития нового индустриального города*

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем стратегического планирования и управления в Российской Федерации. Одной из таких проблем является отсутствие единых методических подходов к формированию документов стратегического планирования территорий, в том числе к определению перечня направлений их стратегического развития. Методологическая база исследования основана на теоретических положениях стратегического менеджмента, региональной и пространственной экономики. Этапы эволюции стратегического планирования в России, а также особенности разработки (актуализации) документов стратегического планирования территорий раскрыты путем использования совокупности методов: диалектического, причинно-следственного и ранжирования значений статистических показателей. Выделены стратегические вызовы и ориентиры современного развития Российской Федерации. Акцентировано внимание на необходимости применения механизмов стратегического планирования и управления развитием территорий. На основе краткого обзора исследований новых индустриальных городов проанализированы приоритеты, закрепленные в основных документах стратегического планирования мегаполисов Российской Федерации - типичных представителей новых индустриальных городов. Оценена конкурентоспособность городов-миллионников Российской Федерации. Сформулированы рекомендации по определению состава приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития, в том числе в контексте процессов новой индустриализации. Предложен состав стратегических (приоритетных) направлений стратегии, их компонент, а также перечень показателей социально-экономического развития. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости оптимального выстраивания приоритетов стратегического развития, их грамотной реализации и организации системы стратегического контроля территорий различных иерархических уровней.

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века российская экономика оказалась перед следующими долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития:

«во-первых, усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

во-вторых, ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;

в-третьих, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

в-четвертых, исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии»1.

R50, R58

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00789А «Разработка методологического инструментария исследования экономики нового индустриального города в условиях трансформации пространственной организации экономической деятельности».

1 Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

The priorities

of the strategic development of a new industrial city

^ Yakov P. SILIN

Dr. Sc. (Econ.), Professor of Regional and Municipal Economics and Administration Dept.

Ural State University of Economics 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg, 620144, Russia Phone: +7 (343) 221-17-00 E-mail: odo@usue.ru

■o a

H

a

N О

Abstract

The paper looks at the problems of strategic planning and management in the Russian Federation. One of these problems is the lack of uniform methodological approaches to preparing documents on strategic planning of territories and to establishing the fields of their strategic development, in particular. The methodological basis of the study includes the theoretical concepts of strategic management, regional and spatial economics. The stages of the strategic planning evolution in Russia and peculiarities in the development (updating) of strategic planning documents of territories are revealed through a combination of methods: dialectic, cause-effect, ranking values of statistical indicators, etc. The authors discuss strategic challenges and objectives for the development of the Russian Federation and emphasize that the mechanisms of strategic planning and strategic management of territorial development need to be applied. The article provides a brief overview of modern studies on new industrial cities, analyses the priorities enshrined in the main strategic planning documents of megacities of the Russian Federation as typical new industrial cities and estimates the competitiveness of Russian million-plus cities. The authors give recommendations on determining the priorities of the socio-economic development strategy, and specifically in the context of new industrialization. We also propose a composition of priority directions of the strategy, their components, as well as a list of indicators of socio-economic development. The theoretical and practical significance of the study lies in the necessity to provide the optimal set of the strategic development priorities, guarantee their effective implementation and organize the strategic control system of territories at various hierarchical levels.

► Yelena B. DVORYADKINA

Dr. Sc. (Econ.), Professor of Regional and Municipal Economics and Administration Dept.

Ural State University of Economics 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg, 620144, Russia Phone: +7 (343) 221-26-49 E-mail: dvoryadkina@usue.ru

^ Ivan A. ANTIPIN

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Regional and Municipal Economics and Administration Dept.

Ural State University of Economics 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg, 620144, Russia Phone: +7 (343) 221-27-76 E-mail: aia87@mail.ru

Для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации утверждены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 г.1 В числе названных целей:

«ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации;

обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности;

создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами»2.

Одним из приоритетных направлений Российской Федерации является национальный проект в сфере науки. К 2024 г. необходимо обеспечить:

«присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

1 О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.

2 Там же.

Ключевые слова

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОДА ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Keywords

STRATEGIC PLANNING STRATEGIC MANAGEMENT NEW INDUSTRIAL CITY CITY COMPETITIVENESS CITY DEVELOPMENT PRIORITIES

JEL classification

R50, R58

к

Y

| привлекательность работы в Российской Федерации

® для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых

£ перспективных исследователей;

g опережающее увеличение внутренних затрат на науч-

=т ные исследования и разработки за счет всех источников

5 по сравнению с ростом валового внутреннего продукта в 1

< страны»1.

^ Цель статьи заключается в исследовании современных приоритетов стратегического развития крупнейших городов Российской Федерации, определении взаимосвязи между социально-экономическим развитием, конку-рентоспосоностью города и процессами реализации его стратегии (стратегическим управлением), а также в разработке предложений по составу стратегических (приоритетных) направлений муниципальной стратегии, в том числе в контексте процессов новой индустриализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

• исследовать приоритеты, закрепленные в основных документах стратегического планирования мегаполисов Российской Федерации как типичных новых индустриальных городов;

• представить в динамике значения показателей социально-экономического развития городов-миллионни-ков Российской Федерации, методом ранжирования оценить их конкурентоспособность;

• сформулировать рекомендации по определению состава приоритетных направлений в стратегии социально-экономического развития, в том числе в контексте процессов новой индустриализации;

• рекомендовать состав стратегических (приоритетных) направлений стратегии, их компонент, а также перечень показателей социально-экономического развития.

Исследование приоритетов стратегического развития крупнейших городов Российской Федерации базируется на комплексном (всестороннем) анализе их стратегий социально-экономического развития (либо иных документов стратегического планирования в случае отсутствия утвержденной стратегии). Анализ стратегий социально-экономического развития был осуществлен по этапам цикла стратегического планирования и стратегического управления путем использования совокупности методов (диалектического, причинно-следственного, статистических и т.д.):

• анализ среды - внутренней, внешней; примененные методы стратегического анализа и т.д.;

• целеполагание - миссия, генеральная цель, система («дерево») целей, система («дерево») проблем, причин и т.д.;

• построение (структура) стратегии - направления, приоритеты, программы, проекты и т.д.;

• механизмы реализации стратегии;

• система мониторинга и управления реализацией стратегии._

1 О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.

В статье представлены выводы лишь по анализу приоритетных направлений стратегического развития городов-миллионников Российской Федерации, акцентировано внимание на приоритетах, характерных для процессов новой индустриализации (инновационное, инновационно-технологическое, научно-образовательное развитие и т.д.).

Кроме того, проанализировано, насколько сбалансированы и согласованы приоритеты стратегического развития при разработке (актуализации) и реализации стратегий (документов стратегического планирования).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ: ОТ МИКРО- ДО МАКРОУРОВНЯ

Системные преобразования в стратегическом развитии страны невозможны без осуществления аналогичных, скоординированных процессов в регионах и городах, расположенных на ее территории. 28 июня 2014 г. был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполага-ния, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, и содержащий основные понятия стратегического характера.

Одной из отличительных особенностей процессов стратегического планирования в Российской Федерации является то, что документы различного уровня разрабатывались в условиях отсутствия соответствующего законодательства. В 1997 г. был разработан первый городской документ стратегического планирования - Стратегический план Санкт-Петербурга, также пионерами в стратегическом планировании стали крупнейшие и крупные города [9]. Исследованием специфики развития крупнейших городов занимаются многие исследователи (см., например: [10; 33]).

В настоящее время существуют различные определения термина «стратегия», содержательные характеристики которых представлены в табл. 1.

Учитывая лучшие зарубежные и российский практики стратегического планирования, следует отметить, что стратегический план (стратегия) должен представлять собой документ общественного согласия о приоритетных (стратегически важных) для различных групп местного сообщества направлениях развития территории, на которой они проживают и работают [26]. Исследователи обоснованно отмечают, что учет мнений широкого и разнообразного круга заинтересованных лиц - важный принцип определения основных приоритетов политики, разработки документов стратегического планирования [18].

Таблица 1 - Содержательные характеристики понятия«стратегия» |

Источник Определение

Г.Б. Клейнер Стратегия предприятия - это согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия, имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия [12]

М. Портер Стратегия - возведение преград для конкурентных сил или ... определение позиции в отрасли, где компания будет наименее уязвима для этих сил [17]

А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд Стратегия - это совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей организации; действующая стратегия компании частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства [24]

И. Ансофф Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности[3]

Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал Стратегия как комбинация пяти «П»: 1) стратегия - план действий; 2) стратегия - прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников; 3) стратегия - порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае; 4) стратегия - позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением; 5) стратегия - перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться [14]

Е.Г. Анимица, В.С. Бочко Стратегия - это план-прогноз, интегрирующий в некое согласованное целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия (или, иначе, программы и проекты), направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики [2; 20]

И.Д. Тургель Стратегия - разработанный на основе комплексного анализа внутренней и внешней среды, одобренный городским сообществом и институционально оформленный способ объединения существующих и потенциальных возможностей и ресурсов, реализация которых обеспечивает достижение основных целей городского развития [25]

Э.А. Уткин Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить существование миссии объекта и достижение его целей [27]

Р. А. Фатхутдинов Стратегия - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности [28]

Н.М. Сурнина Стратегия - это выбранное направление, вектор, путь дальнейшего развития, функционирование в рамках которого должно привести к достижению поставленных целей [21]

Основные этапы эволюции стратегического планирования в России представлены в табл. 2.

Анализируя современные подходы к стратегическому планированию и управлению, следует отметить, что подавляющая часть исследований базируется на признании стратегического планирования как эффективного механизма и инструмента регионального управления, а также основы увязки внутренних возможностей и ресурсов региона с влиянием факторов внешней среды (см.: [1; 23]).

Одним из направлений стратегического развития современных городов, является инновационное развитие [31; 34]. Необходимость разработки теоретических, методических и прикладных аспектов стратегического, в том числе инновационного, развития территорий в целях повышения их конкурентоспособности, устойчивости и безопасности аргументирована совокупностью взаимосвязанных обстоятельств:

во-первых, развитие современного мира основано на прогрессе, в том числе в научной, научно-технологической и инновационной сферах. Этот процесс характеризуется значительной динамикой, скоростью изменений, которые генерируются нарастающей глобализацией

экономической, политической и социокультурной жизни различных стран и регионов независимо от уровня их развития;

во-вторых, в развитых странах разработчики научно-технологической и инновационной политики придают все большее значение тем направлениям научно-технологического и инновационного развития, которые ориентированы на рост общественного блага, благосостояния общества. Это прежде всего виды деятельности, связанные с поддержанием здоровья, информационно-коммуникационные технологии, все виды производства и услуг, а также охрана окружающей среды как основы качественной жизнедеятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в-третьих, в настоящее время необходимость активизации, совершенствования инновационного развития очевидна. Регионам и городам Российской Федерации предстоит грамотно определить приоритеты своего стратегического развития и пути их достижения.

На современном этапе интерес исследователей вызывают процессы новой индустриализации [4; 5; 7; 13; 19; 36] и, соответственно, новые индустриальные города. Новый индустриальный город как особый тип города был выделен в 1993 г. зарубежными исследователя-

«з Таблица 2 - Основные этапы эволюции стратегического планирования в России [29]

Период Основные характеристики Инструменты стратегического планирования

1. Дореволюционный (с 1860 г. до 1920-х годов) Планирование экономического развития, бюджетное планирование, внешнеэкономические планы как часть политических планов взаимодействия с военными союзниками Простейший статистический анализ, неформализированные экспертные оценки

2. Советский (с 1920-х до 1990-х годов) Директивное планирование всех экономических аспектов развития народнохозяйственного комплекса, высокая степень централизации Пятилетнее планирование, технико-экономический, проектный подход, межотраслевой баланс, схемы территориального развития и размещения производительных сил, экстраполяция

3. Современный (с сер. 1990-х годов по настоящее время) Наличие документов стратегического планирования на национальном, региональном, местном уровне. Комплексные стратегии развития территорий (регионов, муниципальных образований), отраслей, стратегии социально-экономического развития страны в целом. Формирование инфраструктуры стратегического планирования Стратегический анализ, статистический, SWOT, PEST-анализ, системный подход, сценарное планирование и прогнозирование, экспертные оценки, форсайт, стратегический контроль, оценка содержания документов стратегического планирования и т.п.

ми M. Savage и A. Warde [39. P. 39]. Среди черт нового индустриального города указывались субурбанизация; развитие средств связи и транспорта, что влечет за собой снятие барьеров для физического роста города; реструктуризация экономики путем замещения промышленности другими видами экономической деятельности и выноса промышленных предприятий за пределы городской черты и(или) национальных границ; развитие агломерационных процессов; изменение структуры занятости в пользу знаниеемких отраслей; появление новых городских проблем.

По мнению уральских исследователей Е. Б. Дворядки-ной и Е. И. Кайбичевой, новый индустриальный город -это сложное, комплексное понятие:

• «новый индустриальный город - это город с дифференцированной структурой экономики при сохранении промышленного сектора во всем его многообразии (с преобладанием производств пятого и шестого технологического укладов);

• деятельность предприятий нового индустриального города, направленная на изготовление массовой, серийной и уникальной продукции, ее обработку, осуществляется в условиях нового качества индустриального труда и непрерывного создания инноваций;

• развитие техники и связанные с этим вызовы обусловливают необходимость планирования как деятельности крупных корпораций, так и развития города. Разработка, утверждение и реализация стратегических программ становятся неотъемлемым элементом деятельности управленцев различных уровней. Идет активная кластеризация по линии «производство - наука - образование» [8].

Также критерии новых индустриальных городов представлены в других работах уральских ученых (см., например: [11; 30]). Учитывая вышеизложенное, авторы считают, что современные мегаполисы Российской Федерации можно отнести к новым индустриальным городам.

По мнению авторов, в настоящее время для процессов стратегического планирования и управления в Российской Федерации характерны следующие проблемы:

• отсутствие полного методического обеспечения, необходимого в процессе разработки и реализации документов стратегического планирования;

• несовершенство законодательства в сфере стратегического планирования;

• недостаточная координация процессов стратегического и территориального планирования и управления;

• недостаточная проработка состава участников процессов стратегического планирования и неоднозначность организационных основ;

• отсутствие разработанных единых механизмов реализации документов стратегического планирования и стратегического контроля и т.д.

Соответственно, необходимо совершенствовать процессы стратегического планирования и стратегического управления, в частности процессы конструирования (разработки и актуализации) стратегий социально-экономического развития различных территорий, в том числе механизмов их реализации. На современном этапе развития российской науки интересами исследователей являются вопросы прогнозирования [32], стратегического планирования и стратегического управления [6; 15], в том числе их методическое обеспечение [16; 22; 29].

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одними из драйверов развития экономики Российской Федерации выступают крупнейшие города, являющиеся новыми индустриальными городами. Мы обратимся к исследованию приоритетов стратегического развития, утвержденных в стратегиях1 городов-миллион-ников Российской Федерации (табл. 3).

1 В данной статье понятия «документ стратегического планирования», «стратегический план», «стратегия» рассматриваются как тождественные.

По этому критерию мегаполисы Российской Федерации можно разделить на три группы:

• города, стратегии которых утверждены на период до 2020 г. - Воронеж, Красноярск, Новосибирск, Челябинск;

• города, стратегии которых утверждены на период до 2030 г. - Волгоград, Казань, Пермь, Екатеринбург;

• города, стратегии которых утверждены на период до 2025 г. или имеют иной период упреждения - Омск, Ростов-на-Дону и Самара (до 2025 г.), Нижний Новгород (2017-2022 гг.).

Первая группа

Воронеж. Определены три стратегических вектора социально-экономического развития:

«развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания;

формирование эффективной городской агломерации; инновационное развитие экономики, ее интеграция в российское и мировое пространство»1.

В каждом стратегическом векторе определены основные сферы деятельности органов местного самоуправления. По третьему вектору они следующие:

«содействие формированию и развитию новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, устойчивому росту объемов и доли инновационной продукции;

содействие росту малого инновационного бизнеса и повышению его вклада в экономику городского округа и региона;

участие в процессах кластеризации социально-экономического пространства городского округа;

1 Об утверждении Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 г.: решение Воронежской городской Думы от 14 июля 2010 г. № 147-111 (в ред. решения Воронежской городской Думы от 20 декабря 2017 г. № 740-!У). 1Ж: www.voronezh-city.ru/administration/structure/ detail/10763.

формирование благоприятного инвестиционного R климата;

активизация процессов интеграции городского окру- £ га в социально-экономическое пространство страны, / мировое образовательное, научное и информационное ¡Л пространства; |

содействие модернизации действующих крупных £ промышленных предприятий, повышению их конкурен- 22 тоспособности и эффективности; 8

содействие энергосбережению и энергоэффективно- l сти всех сфер городской экономики; N

содействие формированию на территории городско- 6 го округа (и пригородных территориях муниципальных образований области) экономических зон инновационного развития»2.

Ключевую роль в обеспечении инновационного развития экономики и социальной сферы Воронежа призваны сыграть особые зоны, технопарки и кластеры, формирование и развитие которых сопряжено с деятельностью региональных и местных властей. В стратегии отмечено, что «участие местных органов власти в развитии процессов кластеризации социально-экономического пространства городского округа будет способствовать расширению точек роста его экономики и социальной сферы, возможностей интеграции производственных, образовательных и научных организаций в национальное и мировое пространство»3.

Город Красноярск4 в приоритетах развития позиционируется как площадка для промышленного внедре-

2 Там же.

3 Там же.

4 Об утверждении Программы социально-экономического развития города Красноярска до 2020 г.: решение Красноярского городско-

го Совета депутатов от 13 октября 2011 г. № В-267. URL: www.admkrsk.

ru/citytoday/economics/social_situation/Pages/developmentprogram. aspx.

Таблица 3 - Основные документы стратегического планирования городов-миллионников Российской Федерации*

Город Действующая редакция основного документа

Волгоград Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 г.

Воронеж Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 г.

Екатеринбург Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 г.

Казань Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Казани до 2030 г.

Красноярск Программа социально-экономического развития города Красноярска до 2020 г.

Нижний Новгород Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 гг.

Новосибирск Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска

Омск Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2025 г.

Пермь Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 г.

Ростов-на-Дону Основные направления Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 г.

Самара Стратегия комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 г.

Челябинск Стратегия развития города Челябинска до 2020 г.

* Представлены все города-миллионники Российской Федерации за исключением Уфы: ее Стратегия не утверждена, проект Стратегии не опубликован в каком-либо открытом информационном ресурсе.

| ния инноваций. Для этого в городе имеется потенциал свободных (незадействованных) промышленных мощ-£ ностей, а также сложившаяся полиотраслевая структура S промышленного производства. Приоритеты развития =т Красноярска согласованы с приоритетами развития Рос-5 сийской Федерации, Сибири и Красноярского края. | В Стратегическом плане Новосибирска отмечено, что ^ «стабильное улучшение качества жизни (повышение уровня жизненного потенциала) всех слоев населения города возможно за счет роста благосостояния жителей, роста экономического потенциала, роста образовательного, культурного и духовного потенциала, обеспечения безопасной жизни в городе, а также улучшения качества городской среды»1.

В основу Стратегии Челябинска заложен инновационный сценарий. Предполагается, что город должен приобрести новый статус современного мегаполиса с соответствующим внешним видом, развитием инфраструктуры, уровнем услуг, качеством жизни. В сфере развития технологий ставится трехуровневая задача: «перейти от импорта технологий к освоению технологий и к самостоятельному созданию новых технологий»2.

Для сохранения устойчивого развития Челябинска как города-миллионника, центра промышленности, науки, культуры и спорта, города с высоким уровнем жизни населения необходимо целенаправленно проводить качественные изменения во всех сферах. Основной целью экономического развития является завоевание Челябинском выгодного места в мировом разделении труда, которое обеспечит развитие города на ближайшие десятилетия.

Вторая группа

Волгоград. Стратегией предусмотрены четыре приоритетных направления:

«развитие человеческого капитала: горожане нуждаются в качественных услугах в сфере образования, здравоохранения, культуры, интеллектуального развития, от чего зависит, кто будет жить и работать в Волгограде;

развитие инновационной экономики: только создав благоприятные условия для бизнеса (управление, инфраструктура, инвестиционный и предпринимательский климат), можно ожидать расширения потенциала экономики Волгограда;

повышение качества городской среды: от уровня комфортности городской среды (благоустройство, транспортная мобильность, доступность городской среды для маломобильных групп населения, качество коммунальных услуг, доступность жилья) зависят удовлетворенность горожан городом и возможности для развития бизнеса;

1 Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска: решение городского Совета от 28 марта 2005 г. № 575. URL: http://novo-sibirsk.ru/to-citizens/economy/strategy/.

2 Об утверждении Стратегии развития города Челябинска до 2020 г.: решение Челябинской городской Думы от 26 ноября 2009 г. № 8/1. URL: http://chelduma.ru/reshenie-chelyabinskoy-gorodskoy-dumy-chetvertogo-sozyva-ot-26112009-g-no-81-o-strategii-razvitiya.

развитие местного самоуправления: эффективное и открытое взаимодействие власти с бизнесом и населением, развитое гражданское общество, доступное единое информационное пространство - основа качественного управления развитием города»3.

В Стратегии Казани выбор целей и приоритетов социально-экономического развития основан на нескольких группах критериев, в том числе передовой мировой практике и представлениях современной науки о городах, согласно которым существуют несколько имеющих международное признание концепций, отражающих современные представления о характеристиках успешного конкурентоспособного города - green city (зеленый город), resilience city (жизнестойкий (упругий) город), global city (глобальный (мировой) город), smart city (умный город).

Стратегия Казани концентрируется на трех взаимосвязанных стратегических приоритетах:

«формирование и накопление человеческого капитала; создание комфортного пространства для развития человеческого капитала;

создание экономических отношений и общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать»4.

Цели и задачи социально-экономического развития Перми сформированы по следующим функционально-целевым направлениям: «социальная сфера; общественная безопасность; экономическое развитие; развитие инфраструктуры; пространственное развитие; развитие системы муниципального управления»5. Реализация направления «Экономическое развитие» предполагается за счет «развития диверсифицированной экономики, основанной на динамично развивающихся и инновационных секторах, формирования условий для развития экономики знаний и перехода городской экономики к шестому технологическому укладу»6.

Одним из семи стратегических направлений развития Екатеринбурга является «Екатеринбург - межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-фи-нансовый центр». Целевой вектор данного направления - «формирование крупнейшего межрегионального центра "новой экономики", участвующего в глобальных эко-

3 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 г.: решение Волгоградской городской Думы от 25 января 2017 г. № 53/1539. URL: www.volgadmin.ru/d/strategy2030/ index.

4 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Казани до 2030 г.: решение Казанской городской Думы от 14 декабря 2016 г. № 2-12. URL: www. kzn.ru/o-kazani/strategiya-kazani-2030/.

5 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 г.: решение Пермской городской Думы от 22 апреля 2014 г. № 85. URL: www. gorodperm.ru/actions/strategy/conception_development/.

6 Там же.

номических процессах, на основе повышения конкурентоспособности промышленно-финансового комплекса города, создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационного бизнеса и инвестиционной деятельности»1.

Определены основные задачи указанного выше стратегического направления:

«формирование производственного центра, направленного на повышение эффективности и инновационной активности промышленного комплекса города и создание условий для опережающего развития новых технологических ниш и производственного сервиса;

создание межрегионального центра притяжения финансовых и инвестиционных ресурсов, направленного на совершенствование деловых, институциональных и инфраструктурных условий для развития инновационной экономики города, повышение эффективности инвестиций для бизнеса и формирование крупнейшего регионального центра принятия решений;

развитие направлений цифровой экономики, ориентированных на повышение эффективности взаимодействия бизнеса, власти и общества, своевременное обеспечение информационно-коммуникативных сервисов современными инфраструктурными, институциональными, технологическими и кадровыми ресурсами»2. Третья группа

Омск. Определены задачи по созданию условий для развития высокотехнологичных производств:

«содействие созданию федеральных и региональных центров высокотехнологичного машиностроения на основе соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, заключенных Администрацией города Омска с предприятиями;

содействие в отборе проектов и установлении кооперационных связей между участниками комплексной программы "Инновационный транспорт для труднодоступных регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока" ("Инновационный транспорт Севера");

содействие в отборе проектов и установлении кооперационных связей между участниками дорожной карты проекта "Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области, в том числе импортозамещающей, в интересах ОАО «Газпром»";

содействие развитию альтернативной, солнечной энергетики, новых принципов генерации электрической энергии путем предоставления организационной и имущественной поддержки;

содействие в реализации проекта создания производственно-логистического комплекса путем предоставления организационной и имущественной поддержки;

1 О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 «О стратегическом плане Екатеринбурга»: решение Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 г. № 12/81. URL: www.egd.ru/docs/acts/_aview_b6848.

2 Там же.

содействие в реализации проектов субъектам мало- R го и среднего предпринимательства, осуществляющим L разработку перспективных видов продукции, техно- z логий и услуг, путем предоставления имущественной / поддержки»3. ¡Л

Реализация главной цели развития города Ростова-на- | Дону связана с «осуществлением планомерного перехо- Z да к инновационной экономике, высокоразвитой сфере 22 социальных услуг, обеспечивающих потребности населе- 8 ния в профессиональной и творческой самореализации, l здоровом образе жизни и духовном развитии; развитием N города Ростова-на-Дону как одного их ведущих научно- 6 образовательных, культурных, финансово-экономических и транспортно-логистических центров федерального значения, столицы Юга России»4.

Достижение главной цели развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 г. предполагает реализацию трех стратегических целей. Одна из них - «формирование инновационной, открытой миру, конкурентоспособной экономики, привлекательной для инвестиций»5, что, в свою очередь, предусматривает реализацию следующих стратегических направлений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«развитие города Ростова-на-Дону как инновационно-технологического и научно-образовательного центра федерального и международного значения;

Ростов-на-Дону - международный экономический центр - город, открытый миру;

Ростов-на-Дону - ведущий торговый и транспортно-логистический центр Юга России;

Ростов-на-Дону - межрегиональный финансово-экономический центр;

развитие и реализация потенциала местной предпринимательской активности»6.

В Стратегии Самары закреплены следующие стратегические направления:

«инновационно-технологическое развитие производства;

опережающее развитие деловой среды и предпринимательства;

форсированное коммуникационное развитие; транспортно-логистическое развитие; туристическое и рекреационно-оздоровительное развитие;

градоэкологическое развитие; пространственное развитие и формирование креативной городской среды;

развитие самарских сообществ;

3 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 г.: постановление Администрации города Омска от 9 июля 2014 г. № 938-п. URL: http://admomsk.ru/web/guest/ progress/socioeconomic.

4 Об утверждении Основных направлений Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 г.: решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 18 декабря 2012 г. № 372. URL: http://rostov-gorod.ru/upload/uf/9e5/9e5a8e9cd328 21e9aba6d0605e7d96a5.doc.

5 Там же.

6 Там же.

к

У

~ культурное развитие; ® развитие образования»1.

£ Основное направление развития промышленной по-S литики - «перевод промышленности городского округа =т Самара на высокие технологии, обеспечивающие кон-5 курентоспособное, экологически безопасное и ресур-| сосберегающее производство модульного типа, а так-^ же переход к разработке и трансферу востребованных на мировом рынке технологий»2.

В Стратегии Нижнего Новгорода в рамках реализации подцели «Развитие экономики» закреплены четыре стратегических направления:

«развитие инвестиционного потенциала;

развитие кластерной политики;

сохранение и развитие трудовых ресурсов;

развитие предпринимательства и конкурентной среды»3.

Кратко представив направления стратегического развития исследуемых городов, нужно оценить их социально-экономическое развитие. Однако это возможно лишь по значениям показателей, отслеживаемых Федеральной службой государственной статистики РФ4.

Данные табл. 4 доказывают, что грамотное стратегическое планирование и стратегическое управление развитием города обеспечивают высокие темпы его социально-экономического развития, укрепление его конкурентоспособности.

Исследовав приоритетные направления, оценив значения некоторых показателей социально-экономического развития городов-миллионников Российской Федерации как типичных новых индустриальных городов, сформулируем рекомендации по выстраиванию приоритетных направлений в стратегии социально-экономического развития, применимые для территорий различных иерархических уровней.

Во-первых, при определении состава приоритетных стратегических направлений необходимо сформировать их в таком сочетании, чтобы достижение результатов их реализации обеспечивало достижение главной цели стратегии социально-экономического развития. Учитывая, что главная цель - повышение качества жизни населения, при выборе стратегических направлений не-

1 Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 г.: решение Думы городского округа Самара от 26 сентября 2013 г. № 358. URL: http://samgd.ru/ upload/mirrors/www.gordumasamara.ru/docs/decisions/1380139200/ Strategiya_ot_26.09.13.pdf.

2 Там же.

3 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 гг.: постановление администрации города от 25 января 2017 г. № 190. URL: http:// нижнийновгород.рф/gorod/biznes/strategicheskoe-planirovanie/ dokumenti-strategicheskogo-planirovaniya/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-nizhne/.

4 Адаптировано авторами из: О внесении изменений в Решение

Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 «О стратегическом плане Екатеринбурга»: решение Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 г. № 12/81. URL: www.egd.ru/docs/acts/_ aview_b6848.

обходима комплексность, обеспечивающая развитие человеческого потенциала, экономики (инноваций), в том числе выбранных специализаций и приоритетов, которые могут быть в силу значимости выделены в самостоятельные направления, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, экологической безопасности, повышение комфортности проживания и пребывания на территории.

Во-вторых, при определении стратегических направлений в качестве приоритетов развития необходимо учитывать приоритеты, проекты и программы, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях (макроуровнях), а также на сопредельных территориях (в непосредственном окружении) и имеют фактические или потенциальные связи с исследуемым городом.

Рекомендуемый состав стратегических (приоритетных) направлений стратегии социально-экономического развития и их характеристики представлены в табл. 5.

Необходимо отметить некоторые значимые требования к перечню показателей5:

• адекватность - показатель должен характеризовать прогресс в достижении цели;

• точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о реализации исследуемого явления (процесса);

• объективность - не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;

• достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга и оценки достижения поставленных задач;

• однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями, не допускающее двоякого толкования;

• сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости накопления данных и обеспечения их сопоставимости за разные периоды, а также с показателями, используемыми в международной практике;

• уникальность - показатели достижения поставленных стратегических целей не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели задач;

• своевременность - отчетные значения показателей должны формироваться в сроки необходимые для разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития, а также для ее мониторинга и оценки и т.д.

5 О методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от 30 марта 2017 г. № 208-ПП.

Таблица 4 - Основные показатели развития экономики городов-миллионников Российской Федерации в 2012-2016 гг.1

Показатель Год Екатеринбург Новосибирск Нижний Новгород Самара Челябинск го g Омск Казань Ростов-на-Дону Волгоград Пермь Воронеж Красноярск

Численность населения на конец года, тыс. чел. 2012 1429,4 1523,8 1268,8 1171,7 1156,2 1087,2 1160,7 1176,2 1103,7 1018,8 1013,9 1003,6 1017,2

2013 1445,7 1547,9 1272,7 1172,4 1169,4 1106,6 1166,1 1190,9 1109,8 1018,0 1026,5 1014,6 1036,6

2014 1461,4 1567,1 1276,6 1171,9 1183,4 1115,9 1173,9 1205,7 1114,8 1017,5 1036,5 1023,6 1053,2

2015 1477,7 1584,1 1275,5 1171,0 1192,0 1121,4 1178,1 1217,0 1119,9 1016,1 1041,9 1032,4 1067,9

2016 1488,4 1602,9 1270,2 1169,8 1198,9 1126,1 1178,4 1231,9 1125,3 1015,6 1048,0 1039,8 1083,8

Рейтинг/место 2 1 3 7 5 8 6 4 9 13 11 12 10

Индекс производства по крупным и средним предприятиям обрабатывающих производств, % 2012 114,8 - - 106,4 100,4 103,6 102,1 112,3 105,7 105,9 97,8 122,8 106,8

2013 107,8 - - 101,4 94,6 103,2 - 106,0 103,1 99,0 83,4 118,1 -

2014 98,0 - - 97,4 110,9 101,4 103,5 104,1 105,8 105,0 - 112,8 101,8

2015 96,3 - - 97,1 93,9 100,8 - 95,6 169,8 101,9 - 114,5 97,9

2016 129,6 - - 103,5 95,9 100,7 - 100,3 128,5 106,6 - 102,2 98,3

Рейтинг/место 1 - - 4 9 6 - 7 2 3 - 5 8

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям, млрд р. 2012 131,9 81,7 70,5 57,1 56,5 54,4 62,0 117,0 38,2 41,3 80,0 57,9 66,9

2013 104,9 89,2 73,4 73,3 62,3 64,1 61,2 113,1 55,4 45,7 90,8 71,9 67,7

2014 100,0 92,4 76,0 79,8 82,9 63,5 63,9 93,2 47,4 78,6 93,6 68,4 78,5

2015 94,3 73,0 89,4 69,0 78,7 69,4 58,3 108,8 59,1 94,8 112,5 61,3 67,3

2016 107,5 60,5 88,5 78,3 63,0 103,5 54,2 111,3 68,0 86,5 82,5 75,1 62,3

Суммарный объем инвестиций за 2012-2016 гг., млрд р. 538,6 396,8 397,8 357,5 343,4 354,9 299,6 543,4 268,1 346,9 459,4 334,6 342,7

Рейтинг/место 2 5 4 6 9 7 12 1 13 8 3 11 10

Розничный товарооборот, млрд р. 2012 607,9 299,7 280,7 210,6 276,8 367,2 221,5 373,4 314,3 206,8 281,7 215,7 250,3

2013 677,0 324,7 299,6 220,4 - 419,2 252,6 409,6 347,9 222,6 304,9 246,3 269,2

2014 707,3 - 346,8 243,8 - 450,6 268,7 449,9 385,3 238,7 327,8 273,5 285,7

2015 725,9 - 355,4 244,8 - 430,0 254,6 446,1 426,1 254,8 324,2 283,2 282,8

2016 737,9 373,9 328,8 262,6 - 446,1 237,1 460,0 442,7 254,8 313,6 229,9 290,6

Окончание табл. 4

Показатель Год Екатеринбург Новосибирск Нижний Новгород Самара Челябинск го £ Омск Казань Ростов-на-Дону Волгоград Пермь Воронеж Красноярск

Суммарный объем розничного товарооборота за 2012-2016 гг., млрд р. 3456,0 1611,3 1182,2 2113,1 1234,2 2139,0 1916,3 1177,7 1553,4 1248,6 1376,2

Рейтинг/место 1 - 5 10 - 3 9 2 4 11 6 8 7

Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м 2012 1075,2 1114,8 606,9 904,0 1003,6 770,4 471,9 1000,0 938,4 352,8 462,4 723,4 703,6

2013 896,1 1179,6 694,8 908,0 902,8 816,4 568,2 809,9 1025,1 405,4 522,4 822,8 708,3

2014 1041,3 1461,4 801,3 845,1 782,9 822,3 640,3 801,0 1102,7 556,6 582,5 926,1 614,4

2015 1196,9 1735,6 442,2 831,5 571,3 824,9 585,0 762,0 1111,1 475,1 565,5 1039,2 707,8

2016 1022,5 1527,9 453,7 804,5 558,7 768,6 621,5 740,1 1113,2 403,9 548,2 1117,5 922,3

Суммарный объем введенного в эксплуатацию жилья в 2012-2016 гг., тыс. кв. м 5232,0 7001,7 2964,1 4295,4 3818,9 3999,4 2894,8 4113,0 5290,5 2 216,2 2644,7 4639,2 3645,0

Рейтинг/место 3 1 10 5 8 7 11 6 2 13 12 4 9

Среднемесячная заработная плата, р. 2012 33429 29641 27935 26215 26232 28421 25098 25387 27 531 23462 29477 23931 32520

2013 37190 33154 31989 29554 29323 32 292 28160 29850 31330 26398 33109 26963 35924

2014 40097 35667 34331 32613 31217 34948 29679 32822 33867 28483 35992 29 756 38416

2015 41492 37199 36407 34423 32 725 35665 31109 34 790 35421 29964 36 728 30826 39699

2016 43910 39404 39339 37 265 35214 39014 32997 37 774 38262 32341 38847 32 748 41767

Средняя заработная плата за 2012-2016 гг., р. 39224 35013 34000 32014 30942 34068 29409 32125 33282 28130 34831 28845 37665

Рейтинг/место 1 3 6 9 10 5 11 8 7 13 4 12 2

Суммарное изменение численности населения за 2012-2016 гг., тыс. чел. 77,3 104,1 8,8 0,5 55,4 44,4 21,9 70,6 28,8 -3,2 47,3 46,6 85,7

Рейтинг/место 3 1 11 12 5 8 10 4 9 13 6 7 2

Таблица 5 - Рекомендуемый состав стратегических (приоритетных) направлений стратегии социально-экономического развития1

Предлагаемое название стратегического направления Примерные компоненты стратегического направления Примерный перечень показателей

Развитие человеческого потенциала Здравоохранение; образование; возможности самореализации; социальная защита; культура; физическая культура и спорт; молодежные организации; семья Продолжительность жизни; рождаемость; смертность; численность населения; показатели по некоторым видам заболеваний; показатели обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями; показатели качества образования; показатели системы дополнительного образования; показатели системы профессионального образования и переподготовки кадров; показатели обеспеченности спортивными сооружениями; доля занимающихся физкультурой и спортом; посещаемость учреждений культуры; число браков и разводов

Развитие экономического потенциала Приоритетное развитие внешнеэкономической деятельности и производств, обеспечивающее диверсификацию экономики и реализацию преимуществ и возможностей; эффективность, возможность развития существующих производств; потребность в кадрах; рынок труда Показатели оборота, отгрузки продукции, производительности, инновационной деятельности; число занятых в э кономике; число вакансий; число зарегистрированных безработных; объем инвестиций, в том числе по приоритетным направлениям внешнеэкономической деятельности

Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение; обеспечение надежности и качества функционирования и развития инженерных систем; безопасная, качественная эксплуатация жилищного фонда; ликвидация ветхого и аварийного жилья Площадь жилищного фонда, в том числе ветхого, аварийного; объем капитально отремонтированного жилья; степень износа сетей; количество повреждений на сетях, приведших к ограничению подачи ресурсов потребителям

Развитие транспортной инфраструктуры Автомобильные дороги муниципального и регионального значения, их состояние и плотность; системы общественного транспорта (муниципального, регионального, внешнего); транспортно-пересадочные узлы; парковочные пространства, обеспечивающие удобство пользования всей инфраструктурой; качество транспортных услуг Строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог; строительство транспортных развязок; развитие транспортно-пересадочной инфраструктуры; средняя продолжительность деловой поездки; объем перевозок пассажиров по видам общественного транспорта; охват территории агломерации единой системой общественного транспорта; доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения

Экология; благоустроенная городская среда; рекреационные зоны Состояние атмосферного воздуха, водных объектов; особо охраняемые природные территории, лесопарки, иные объекты рекреации; риски для здоровья населения (экологически обусловленные заболевания, вредные факторы); переработка, захоронение отходов; экологическое просвещение и образование (воспитание) Выбросы от стационарных источников; выбросы от передвижных источников; комплексный индекс загрязнения атмосферы; формирование, реконструкция рекреационных общедоступных пространств; доля отходов, направленных на переработку; доля жилищного фонда, в котором осуществляется раздельный сбор отходов

Безопасность Преступность; защита от чрезвычайных ситуаций Уровень преступности, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений; уровень уличной преступности; уровень преступности среди несовершеннолетних; раскрываемость преступлений; число добровольных народных дружин; охват видеонаблюдением улиц, парков, скверов, дворовых территорий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие гражданского общества Общественные, волонтерские организации; толерантность, межконфессиональное и межнациональное единство; патриотическое воспитание Число социально-культурных проектов, проектов благоустройства, реализуемых общественными организациями; число волонтеров, постоянно участвующих в проектах, организуемых органами региональной и муниципальной власти

Градостроительство; землепол ьзован ие Жилищно-гражданское строительство; обеспечение строительства разнообразного и комфортного жилья, иных объектов; сохранение объектов культурного наследия; сохранение и создание эстетически ценного архитектурно-художественного облика зданий и сооружений; землепользование; реабилитация старого жилищного фонда Ввод жилья, в том числе индивидуального; обеспеченность жильем на 1 жителя; структура жилой застройки по этажности; ввод нежилых помещений, в том числе складских, офисных, торговых, гостиничных; формирование, реконструкция публичных пространств; количество граждан, состоящих на учете для выдачи жилья на условиях социального найма, для получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, для получения земельных участков для садоводства

1 Составлено с учетом положений: О методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от 30 марта 2017 г. №208-ПП.

* ЗАКЛЮЧЕНИЕ

® В статье рассмотрены долговременные системные вы-£ зовы (возрастание глобальной конкуренции; технологи-3 ческие изменения, которые невозможны без инноваци-=г онного развития; усиление роли человеческого капитала 5 при выстраивании стратегии дальнейшего развития; по-| степенное исчерпание потенциала экспортно-сырьевой ^ модели экономического развития), а также приоритеты развития Российской Федерации, для достижения которых необходимо четкое понимание стратегических направлений развития и механизмов их реализации. Соответственно, акцентировано внимание на необходимости применения механизмов стратегического планирования и стратегического управления развитием территорий разных иерархических уровней (от муниципальных образований, городских агломераций, субъектов РФ до макрорегионов и страны в целом).

Современные документы стратегического планирования (стратегии, стратегические планы и т.д.) в Российской Федерации впервые были разработаны в крупнейших городах, направления исследования развития которых несколько изменялись с течением времени, а также с объективными трансформационными процессами в развитии страны (экономике, политике и т.д.). На данном этапе комплексных социально-экономических исследований интерес вызывают процессы новой индустриализации и, соответственно, новые индустриальные города. Резюмируя существующие точки зрения, в данной статье именно мегаполисы Российской Федерации исследованы как типичные новые индустриальные города. Проанализированы приоритеты стратегического развития российских городов-миллионников, закрепленные в их основных документах стратегического планирования. Исследованы в динамике значения показателей социально-экономического развития российских мегаполисов, при помощи ранжирования оценена их конкурентоспособность. Доказано, что грамотное стратегическое планирование и стратегическое управление развитием города обеспечи-

вают высокие темпы его социально-экономического развития, укрепление его конкурентоспособности.

Сформулированы рекомендации по определению состава приоритетных направлений в стратегии социально-экономического развития, в том числе в контексте процессов новой индустриализации. Предложен состав стратегических (приоритетных) направлений стратегии, их компонент, а также перечень показателей социально-экономического развития.

Одной из основных ошибок, которые допускаются в процессе разработки (актуализации) стратегии, является учет лишь тех процессов (явлений и т.д.), которые относятся к компетенции, полномочиям органов местного самоуправления, вопросам местного значения. Такой подход изначально обрекает разрабатываемую (актуализируемую) стратегию на нереализуемость, нежизнеспособность. Стратегия должна представлять собой документ, консолидирующий усилия всех групп стейкхолдеров, в котором необходимо закрепить развитие всех процессов (явлений и т.д.), происходящих на территории города, независимо от полномочий, компетенций и т.д.

Стратегическое планирование и стратегическое управление стали инструментами организации работы органов власти с остальными группами стейкхолдеров, гарантией возможности успешного достижения поставленных целей. От того, насколько верно определены приоритеты стратегического развития, грамотно ли они реализуются, выстроена ли система стратегического контроля и т.д., зависят результаты социально-экономического развития территорий различных иерархических уровней, в том числе городов-миллионников (типичных новых индустриальных городов).

В настоящее время в Российской Федерации необходимо принятие единых методических подходов страте-гирования для территорий всех иерархических уровней, что обеспечит создание целостной системы стратегического планирования и стратегического управления.

Библиографическая ссылка: Силин Я.П., Дворядкина Е.Б., Антипин И.А. Исследование приоритетов стратегического развития нового индустриального города // Управленец. 2018. Т. 9. № 6. С. 2-16. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-1.

For citation: Silin Ya.P., Dvoryadkina Ye.B., Antipin I.A. The priorities of the strategic development of a new industrial city. Upravlenets - The Manager, 2018, vol. 9, no. 6, pp. 2-16. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-1.

Источники

1. Акбердина В.В., Душин А.В. Саморазвитие региональных социально-экономических систем: инновационно-технологические и природоресурсные приоритеты / под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2011.

2. Анимица Е.Г. Концептуальные основы стратегического плана развития города Екатеринбурга. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2002.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Бодрунов С.Д. Грядущее. Новое индустриальное общество. Перезагрузка / 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2016.

5. Бодрунов С.Д., Гринберг Р.С., Сорокин Д.Е. Реиндустриализа-ция российской экономики: императивы, потенциал, риски // Экономическое возрождение России. 2013. № 1(35). С. 19-49.

6. Будаева К.В. Структурно-содержательный анализ и оценка качества стратегий развития регионов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2018.

7. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., 2004.

8. Дворядкина Е.Б., Кайбичева Е.И. Новый индустриальный город как категория региональной науки и градоведения: теоретическое обоснование // Вестник НГИЭИ. 2018. № 5(84). С. 86-97.

9. Жихаревич Б.С. Десять лет городским стратегиям в России // Пространственная организация общества: сб. науч. тр. / под общ. ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2007. С. 53-61.

10. Зубаревич Н.В. Крупнейшие города России как «агенты» глобализации // Россия и современный мир. 2002. № 4(37). С. 97-101.

11. Кайбичева Е.И. Процессы новой индустриализации в пространстве крупных и крупнейших городов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42. С. 61-72.

12. Клейнер Г.Б. Системная структура и системное регулирование экономики // Системный анализ в экономике: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 24-25 ноября 2010 г.) / под ред. Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2010.

13. Ленчук Е.Б. Роль «новой индустриализации» в формировании инновационной экономики России // Институциональная среда «новой индустриализации» экономики России / под ред. Е.Б. Ленчук. М.: Ин-т экономики РАН, 2014.

14. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. СПб.: Питер, 2001.

15. Некрасов А.А. Методическое обеспечение формирования результативно-ориентированной стратегии социально-экономического развития крупнейшего города: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2014.

16. Пешина Э.В., Анимица Е.Г., Бочко В.С., Анимица П.Е. Концептуальные подходы к разработке стратегии монопрофильного города. Екатеринбург: УрГЭУ; ИЭ УрО РАН, 2010.

17. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.

18. Рисин И.Е., Шаталова Е.А. Инновации в системе стратегического планирования социально-экономического развития городов: зарубежный опыт // Инновационное развитие регионов. 2008. № 1. С. 4-7.

19. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Региональные аспекты новой индустриализации // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 3. С. 684-696.

20. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методический подход) / науч. рук. авт. кол. Е.Г. Анимица и В.С. Бочко. Екатеринбург: УрГЭУ; ИЭ УрО РАН, 2003.

21. Сурнина Н.М. Методы стратегического анализа и планирования на национальном, региональном и корпоративном уровнях (исследование конкретных ситуаций). Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2004.

22. Сурнина Н.М., Шишкина Е.А. Развитие методологии регионального стратегического планирования: повышение согласованности и результативности // Управленец. 2013. № 1(41). С. 56-63.

23. Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Саморазвивающиеся территориальные экономические системы: диалектика формирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3(184). Вып. 24. С. 5-12.

24. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2007.

25. Тургель И.Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием. Екатеринбург: Изд-во УрГГГА, 2001.

26. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г.Ю. Ветрова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2009.

27. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.

28. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2005.

29. Шишкина Е.А. Региональное стратегическое планирование: развитие инструментарно-методического обеспечения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2013.

30. Dvoryadkina Ye.B., Kaibicheva Ye.I., Antipin I.A. New industrial city as an element of regional competitiveness // Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). 2018. Vol. 39. P. 543-546.

31. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago and London: University of Chicago Press, 1967.

32. Lavrikova Yu.G., Pryadein A.A., Antipin I.A., Suvorova A.V. Major City Development Forecast: Designing the Innovative Future // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2016. № 6. P. 214-235.

33. Quigley J.M. Urban Diversity and Economic Growth // Journal of Economic Perspectives. 1998. Vol. 12(2). P. 127-138.

34. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. N.Y.: Free Press; L.: Collier Macmillan, 1983.

35. Savage M., Warde A. Urban sociology, capitalism and modernity. L.: Macmillan, 1993.

36. Silin Ya., Animitsa Ye., Novikova N. Leadership of Large Cities of the Ural Region in Condition of New Industrialization // Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education: Prague Institute for Qualification Enhancement (PRIZK) and International Research Centre (IRC) «Scientific Cooperation» International Conference. Prague, 2017. P. 653-663.

■o a

u>

/

H

a

О

References

1. Akberdina V.V., Dushin A.V. Samorazvitie regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: innovatsionno-tekhnologicheskie i priro-doresursnye prioritety. Ed. by A. I. Tatarkin [Self-development of regional socio-economic systems: innovation-technological and natural resource priorities]. Yekaterinburg: Institute of Economics of the RAS (Ural branch), 2011.

2. Animitsa Ye.G. Kontseptual'nye osnovy strategicheskogo plana raz-vitiya goroda Yekaterinburga [Conceptual foundations of the strategic plan for the development of the city of Yekaterinburg]. Yekaterinburg: USUE Publ., 2002.

3. Ansoff I. Novayakorporativnayastrategiya [New corporate strategy]. St. Petersburg: Piter Kom, 1999.

4. Bodrunov S.D. Gryadushchee. Novoe industrial'noe obshchestvo. Perezagruzka [The future. New industrial society. Reload]. St. Petersburg: INIR im. S.Yu. Vitte, 2016.

5. Bodrunov S.D., Grinberg R.S., Sorokin D.E. Reindustrializatsiya rossi-yskoy ekonomiki: imperativy, potentsial, riski. Ekonomicheskoe vozrozhde-nie Rossii - The Economic Revival of Russia, 2013, no. 1(35), pp. 19-49.

6. Budaeva K.V. Strukturno-soderzhatel'nyy analiz i otsenka kachestva strategiy razvitiya regionov: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Structural and content analysis and assessment of the quality of regional development strategies. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Moscow, 2018.

7. Galbraith J. The New Industrial State (Russ. ed.: Gelbreyt D. Novoe industrial'noe obshchestvo. Moscow, 2004).

8. Dvoryadkina Ye.B., Kaybicheva Ye.I. Novyy industrial'nyy gorod kak kategoriya regional'noy nauki i gradovedeniya: teoreticheskoe obosno-vanie. Vestnik NGIEI - Bulletin NGII, 2018, no. 5(84), pp. 86-97.

9. Zhikharevich B.S. Desyat' let gorodskim strategiyam v Rossii. In: Tatarkin A.I. (ed.). Prostranstvennaya organizatsiya obshchestva [Spatial organization of the state]. Yekaterinburg: USUE Publ., 2007. Pp. 53-61.

10. Zubarevich N.V. Krupneyshie goroda Rossii kak «agenty» glo-balizatsii [Russia's largest cities as "agents" of globalization]. Rossiya i sovremennyy mir - Russia and the Contemporary World, 2002, no. 4(37), pp. 97-101.

11. Kaybicheva Ye.I. Protsessy novoy industrializatsii v prostranstve krupnykh i krupneyshikh gorodov [Processes of new industrialization in the space of large and major cities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2018, no. 42, pp. 61-72.

12. Kleyner G.B. [System structure and system regulation of the economy]. In: Kleyner G.B. (ed.). Sistemnyy analiz v ekonomike: materialy nauch.-prakt. konf. (Moskva, 24-25 noyabrya 2010 g.) [System analysis in the economy: Proc. of sci.-pract. conf. (Moscow, November 24-25, 2010)]. Moscow: TsEMI RAN, 2010.

13. Lenchuk Ye.B. [The role of "new industrialization" in the formation of the innovation economy of Russia]. In: Lenchuk Ye.B. Institutsional'naya sreda «novoy industrializatsii» ekonomiki Rossii [Institutional environment of the "new industrialization" of the Russian economy]. Moscow: In-t ekonomiki RAN, 2014.

14. Mintzberg H., Ghoshal S., Lampel J., Quinn J. The Strategy Process: Concepts, Context, Cases (Russ. ed.: Mintsberg G., Kuinn Dzh.B., Goshal S, Quinn D. Strategicheskiy protsess: kontseptsii, problemy, resheniya. St. Petersburg: Piter, 2001).

15. Nekrasov A.A. Metodicheskoe obespechenie formirovaniya rezul'tativno-orientirovannoy strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya krupneyshego goroda: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Methodical support for the formation of a productive-oriented strategy of socio-economic development of the largest city: Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2014.

16. Peshina E.V., Animitsa Ye.G., Bochko V.S., Animitsa P.E. Kontseptual'nye podkhody k razrabotke strategii monoprofil'nogo goroda [Conceptual approaches to the development of a single-industry city strategy]. Yekaterinburg: USUE; Institute of Economics of the RAS (Ural branch), 2010.

17. Porter M. On Competition (Russ. ed.: Konkurentsiya. Moscow: Vily-ams, 2005).

18. Risin I.Ye., Shatalova Ye.A. Innovatsii v sisteme strategicheskogo planirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya gorodov: zarubezh-nyy opyt [Innovations in the system of strategic planning of socio-economic development of cities: international experience]. Innovatsionnoe razvitie regionov - Innovative Development of Regions, 2008, no. 1, pp. 4-7.

19. Silin Ya.P., Animitsa Ye.G., Novikova N.V. Regional'nye aspekty novoy industrializatsii [Regional Aspects of New Industrialization]. Ekonomika regiona - Economy of Region, 2017, vol. 13, no. 3, pp. 684-696.

20. Animitsa Ye.G., Bochko V.S. Strategiya razvitiya krupneyshego goroda: vzglyad v budushchee (nauchno-metodicheskiy podkhod) [Development strategy of the largest city: a look into the future (scientific and methodological approach)]. Yekaterinburg: USUE; Institute of Economics of the RAS (Ural branch), 2003.

21. Surnina N.M. Metody strategicheskogo analiza i planirovaniya na natsional'nom, regional'nom i korporativnom urovnyakh (issledovanie konkretnykh situatsiy) [Methods of strategic analysis and planning at the national, regional and corporate levels (case study)]. Yekaterinburg: USUE Publ., 2004.

22. Surnina N.M., Shishkina Ye.A. Razvitie metodologii regional'nogo strategicheskogo planirovaniya: povyshenie soglasovannosti i rezul'tativnosti [Developing the methodology for regional strategic planning: Increasing coherence and effectiveness]. Upravlenets - The Manager, 2013, no. 1(41), pp. 56-63.

23. Tatarkin A.I., Tatarkin D.A. Samorazvivayushchiesya territorial'nye ekonomicheskie sistemy: dialektika formirovaniya [Self-developing territorial economic systems: The dialectic of formation]. Vestnik Chely-abinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Chelyabisk State University, 2010, no. 3(184), iss. 24, pp. 5-12.

24. Tompson A.A., Strickland A.J. Strategic Management: Concepts and Cases (Russ. ed.: Tompson A.A., Strickland A.J. Strategicheskiy menedzh-ment. Kontseptsii i situatsii dlya analiza. Moscow: Vilyams, 2007).

25. Turgel' I.D. Monospetsializirovannyy gorod: teoriya i praktika strategicheskogo upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem [Monospe-cialized city: Theory and practice of strategic management of socio-economic development]. Yekaterinburg: USMU Publ., 2001.

26. Vetrov G.Yu. (ed.). Upravlenie munitsipal'nym ekonomicheskim razvitiem [Management of municipal economic development]. Moscow: Institut ekonomiki goroda, 2009.

27. Utkin Ye.A., Denisov A.F. Gosudarstvennoe i regional'noe upravlenie [State and regional government]. Moscow: EKMOS, 2002.

28. Fatkhutdinov R.A. Strategicheskiy menedzhment [Strategic management]. Moscow: Delo, 2005.

29. Shishkina Ye.A. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: razvitie instrumentarno-metodicheskogo obespecheniya: avtoref. dis. kand. ekon. nauk. [Regional strategic planning: development of instrumental and methodological support. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2013.

30. Dvoryadkina Ye.B., Kaibicheva Ye.I., Antipin I.A. New industrial city as an element of regional competitiveness. Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR), 2018, vol. 39, pp. 543-546.

31. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago and London: University of Chicago Press, 1967.

32. Lavrikova Yu.G., Pryadein A.A., Antipin I.A., Suvorova A.V. Major City Development Forecast: Designing the Innovative Future. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 6, pp. 214-235.

33. Quigley J.M. Urban Diversity and Economic Growth. Journal of Economic Perspectives, 1998, vol. 12(2), pp. 127-138.

34. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. N.Y.: Free Press; L.: Collier Macmillan, 1983.

35. Savage M., Warde A. Urban sociology, capitalism and modernity. L.: Macmillan, 1993.

36. Silin Ya., Animitsa Ye., Novikova N. Leadership of Large Cities of the Ural Region in Condition of New Industrialization. In: Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education: Prague Institute for Qualification Enhancement (PRIZK) and International Research Centre (IRC) «Scientific Cooperation» International Conference. Prague, 2017. Pp. 653-663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.