1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ФАКТОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА Юсупов Линар Раенлъееич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань E-mail: yuslin@bk.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам исследования основных факторов конкурентоспособности и определяемых ими инструментов управления региональной конкурентоспособностью. Приведены основные классификации факторов, рассмотрены три базовых инструмента управления.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инструменты управления конкурентоспособностью, факторы конкурентоспособности.
Выявление основных движущих сил конкурентоспособности региона является одной из наиболее актуальных проблем региональной экономики.
В научной литературе выделяется ряд требований к факторам региональной конкурентоспособности. К ним можно отнести как определяющее воздействие фактора на изменение того или иного состояния региональной системы, так и способность данного фактора выступать в качестве стимула, и в то же время, мотива межрегиональной конкуренции, который и будет определять характер последней. Таким образом, в данном контексте фактор конкурентоспособности приравнивается к такому явлению, как конкурентная сила территории, так как он позволяет одним городам и регионам в зависимости от степени их активности и потенциала быть более или менее способными противостоять соперничеству других территорий за ресурсы. При этом можно дополнить, что фактор конкурентоспособности включает в себя и такие элементы, как внутренние ресурсы региона и внешние возможности его развития, выступая своеобразной характеристикой социально-экономического развития конкретного субъекта.
Существуют множество классификаций и типологий факторов, обеспечивающих конкурентоспособность территорий, однако наиболее
| SCIENCE TIME |
обосновано выделение и описание данных факторов представлено в работе Ю.В. Савельева [1]. Исследователь выделяет два основных подхода к классификации движущих сил конкурентоспособности - статистический и динамический.
В рамках первого подхода выделяются концепции, основанные на дифференциации факторов в соответствии с их качественными и количественными характеристиками, что ориентирует их на предмет конкуренции.
Статистический подход включает два наиболее значимых с научно-практической точки зрения подхода: подход к классификации факторов конкурентоспособности по предмету конкуренции и подход к классификации факторов конкурентоспособности на основе их принадлежности к внешней или внутренней среде региона. К ним еще часто дополняют и классификацию факторов на основе их разделения на жесткие и мягкие. Необходимым представляется более подробное изучение данных концепций.
Классификация факторов конкурентоспособности по предмету конкуренции предусматривает их разделение на следующие группы:
- факторы, характеризующие население, включая демографическую ситуацию в регионе, уровень развития трудовых ресурсов и благоприятных условий как для удержания высококвалифицированных работников, так и для их привлечения в регион;
- факторы, характеризующие предприятия, т.е. способствующие поддержке уже работающих в регионе предприятий и привлечение новых за счет административных и экономических средств;
- факторы, характеризующие малый бизнес, иными словами, те условия, в которых функционируют и развиваются субъекты малого бизнеса, а также уровень административных барьеров и меры региональных властей по привлечению малых предприятий в регион;
- факторы, охватывающие инвестиции в инфраструктуру, например, степень вовлечения государственных и частных инвестиций в инфраструктурное развитие территории;
- факторы, характеризующие туризм, или же туристско-рекреационная привлекательность региона.
Более того, данный подход позволяет выявить также и общие для выделенных групп потребителей факторы конкурентоспособности, к числу которых относятся: качество жизни, уровень развития инфраструктуры, уровень заработной платы, платежеспособность населения и т.д.
Наряду с данным подходом, в научных работах по изучению факторов региональной конкурентоспособности распространение и применение получили два сходных по характеру подхода классификации, получившие применение в практике территориального маркетинга, рассмотрение которых также важно для
I
SCIENCE TIME
I
изучения сущности конкурентоспособности региона. Это подходы, основывающиеся на разделении на факторы внешней и внутренней среды и разделении на «мягкие» и «жесткие» факторы. Соответственно, данные подходы позволяют разграничить движущие силы конкурентоспособности региона на внутренние и внешние управляемые, а также на неуправляемые.
Согласно А.И. Гаврилову, к внутренним факторам относятся производственно-ресурсный и кадровый потенциал региона; стратегия развития региона; региональный бюджет [2]. В свою очередь, к внешним исследователь относит внешних поставщиков товаров и услуг, а также, в целом, общеполитические, общеэкономические и научно-технические факторы. При этом исследователем не подчеркивается степень воздействия каждого из данных факторов на конкурентоспособность, что объясняется уникальностью регионов и сложностью состояния их внешней и внутренней среды.
В свою очередь, наиболее полно классификация факторов на «жесткие» и «мягкие» представлена в работах профессора Т.В. Сачук, предлагающей детальный и обоснованный набор дифференциаторов.
К жестким факторам исследователь относит[3]:
- наличие определенных видов природных ресурсов;
- стоимость использования (добычи и восстановления) природных ресурсов;
- размер арендной платы на недвижимость в регионе;
- размер региональных налогов и режим налогообложения;
- удобное транспортное расположение, выражающееся в более низких транспортных издержках на транспортировку сырья и готовой продукции;
- средняя стоимость рабочей силы и др.
Таким образом, ожидаемо подчеркивается определяющее воздействие неуправляемых факторов в лице природных ресурсов, что также получило отражение в подавляющем большинстве исследовательских работ по изучению конкурентоспособности. Наличие или отсутствие ресурсов данного типа изначально ставит регионы в неравные условия, при этом неравенство такого рода практически не поддается изменению в течение продолжительного периода времени. Однако в условиях становления информационного общества и развития высокотехнологичных производств вопрос природного богатства региона уже не имеет столь значимого веса, нежели в прошлом.
Помимо этого, исследователем выделяются экономические условия в регионе с точки зрения их воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Размер арендной платы на недвижимость может способствовать как расширению деятельности предприятий, так и сокращению их числа. Аналогичное воздействие оказывает и режим налогообложения в регионе, способствуя привлечению (или отталкиванию) новых игроков на местный
I
SCIENCE TIME
I
рынок. Предприятия стремятся вести свою деятельность, в первую очередь, именно там, где их издержки будут минимальными, поэтому из условий их деятельности вытекают, опосредованно или напрямую, и другие факторы, в том числе, уровень заработной платы, уровень безработицы и т.д.
В свою очередь, к числу «мягких дифференциаторов» Т.В. Сачук относит следующие [3]:
- уровень развития поддерживающих и сопутствующих отраслей;
- традиционные и национально-культурные черты характера местного населения (как правило, отражающиеся на специфике деловой культуры);
- имидж территории;
- деловая репутация «первых лиц» региона;
- наличие межтерриториальных программ сотрудничества;
- наличие в регионе системы стратегического планирования и региональных долгосрочных программ развития в области поддержки отдельных групп населения и бизнеса;
- активность деятельности общественных организаций в регионе, создающих основу для взаимовыгодного сотрудничества частных лиц, бизнеса и т.д.
Данные факторы оказывают, пусть и не определяющее, но относительно существенное воздействие на региональную конкурентоспособность. К примеру, поддерживающие и сопутствующие отрасли фактически определяют направление развития региона, специфику его рыночной позиции. Соответственно, высокий уровень развития данных отраслей будет способствовать увеличению конкурентных преимуществ территории по отношение к экономически слабым оппонентам. Уровень деловой культуры определяет степень стабильности функционирования бизнес-структур на территории региона, особенности их взаимодействия, их количество и качество деятельности. Межтерриториальные программы сотрудничества определяют вовлеченность региона в экономические взаимоотношения как внутри страны, так и за ее пределами. Успешная реализация данных программ активизирует важный механизм повышения конкурентоспособности - внешнюю торговлю. Имидж территории является своего рода рекламой, инструменты повышения регионального имиджа одновременно выступают мощными инструментами повышения конкурентоспособности субъекта.
Помимо этого, как указывалось ранее, выделяется другая группа подходов -«динамических». Это подходы, которые отражают процесс вовлечения факторов конкурентоспособности в воспроизводственные процессы регионов, а также их преобразование в региональные конкурентные преимущества. Наиболее значимым в рамках данной концепции считается подход, основанный на выделении детерминант и процесса формирования конкурентных преимуществ
| SCIENCE TIME |
региона (модель «конкурентного ромба» М. Портера).
Подход, предложенные Майклом Портером, сводит частные факторы территориальной конкурентоспособности к четырем детерминантам, положенным в основу уже упомянутой ранее модели «конкурентного ромба»:
а) факторные условия (наличие, достаточность и эффективность использования имеющихся факторов производства);
б) конъюнктурные факторы (факторы внешней рыночной среды, предъявляющие требования, возможности и ограничения для развития местного производства и реализации продукции - рыночные цены, состояние спроса и т.д.);
в) согласованность стратегий и внутренняя конкуренция (степень согласованности стратегий и действий органов власти и хозяйствующих субъектов, уровень развития внутренней конкуренции);
г) уровень развития поддерживающих и сопутствующих отраслей [4].
Что касается основных инструментов управления региональной конкурентоспособностью, то тут можно выделить следующее.
Одним из наиболее распространенных инструментов выступают комплексные стратегии, разработанные региональными властями. Их комплексный характер обусловлен, прежде всего, наличием двух целевых направлений, подразделяющим весь документ на две составляющие: базовую и частную стратегию.
Таким образом, «под комплексной стратегией понимается единая совокупность базисной и частных стратегий развития региона, позволяющих ему восполнить резервы развития и усилить конкурентную позицию на отечественном и мировом рынках посредством совершенствования работы в обозначенных направлениях. Базисная стратегия - ориентир всей деятельности, выбирается и используется в рамках миссии региона. Частные стратегии выбираются в рамках базисной и представляют проблемные направления развития региона» [5].
В то же время формирование именно базовой стратегии представляется наиболее важным в системе стратегического управления территорией, при котором учитываются реальные конкурентные ресурсы региона и планируется реализация потенциальных возможностей развития. Данная стратегия определяет конкретное направление развития региона в целом, но одновременно имеет место быть и ее корректировка как в процессе выработки, так и в процессе реализации функциональной и конкурентной стратегий. В настоящее время наиболее полно общая стратегия выражается в различного рода стратегических документах отдельной территории, к числу которых можно отнести стратегии, концепции и программы социально-экономического развития субъекта и развития конкуренции на данной территории.
| SCIENCE TIME |
Помимо стратегий развития еще одним инструментом государственной поддержки регионов является государственно-частное партнерство. Программы развития государственно-частного партнерства представляют собой относительно новый и вместе с тем перспективный инструмент реализации стратегий развития территорий, отличительной чертой которого является то, что эффективность ГЧП определяется именно системностью и стратегической сфокусированностью его применения [6]. Дело в том, что основа стратегии повышения конкурентоспособности заключается в определении тех базовых отраслей экономики региона, которые представляются стратегическими приоритетами регионального развития. Тогда как проекты ГЧП реализуются преимущественно в поддерживающих секторах, выступающих в качестве фактора региональной конкурентоспособности, который влияет на развитие базовых отраслей экономики. Таким образом, от того, насколько эффективно региональными властями будут использоваться механизмы ГЧП, зависит успешность реализации стратегических целей развития территории.
Особую роль среди инструментов регионального управления конкурентоспособностью имеют кластерные образования как особые инновационные экономические зоны. Кластер, согласно теории М. Портера, представляет собой сеть независимых производственных и сервисных фирм, а также их поставщиков, создателей технологий и «ноу-хау» (в т.ч. высших учебных заведений, научно-исследовательские институтов, различных инжиниринговых компаний и т.д.), связующих рыночных агентов (брокерских компаний, различных консультантов) и, в особенности, самих потребителей, взаимодействие между которыми в совокупности составляет единую цепочку создания стоимости [4].
В действительности, кластерный подход политики управления конкурентоспособностью отличается рядом весомых преимуществ [7]:
- в основе инновационно-промышленных кластеров регионов лежит устойчивая система взаимосвязи и распространения технологических новинок, знаний, продукции; иными словами, кластеры представляют собой технологическую сеть, опирающуюся на единую научную базу;
- важной чертой кластеров является наличие в их структуре таких гибких бизнес-структур, как малые предприятия, являющихся мощными источниками инноваций, и в связи с этим, точками роста региональной экономики;
- помимо этого, кластеры гарантируют малым предприятиям высокую степень специализации в их деятельности в рамках конкретной рыночной ниши посредством предоставления облегченного доступа к капиталу;
- возможность осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию и минимизировать затраты на внедрение инновационных проектов предоставляет важные конкурентные преимущества для предприятий
| SCIENCE TIME |
кластера.
Принципиальный аспект создания кластеров, ориентированных как инновационные экономические зоны, заключается в том, что их позитивное влияние на региональную экономику в значительной мере зависит от возможности реализовать агломерационную экономию в рамках самого кластера. Данное явление обусловлено тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек в рамках одной группы [8]. Этому, в частности, благоприятствуют такие условия, как наличие на рассматриваемой территории квалифицированных специалистов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной и инновационной инфраструктур, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.
Таким образом, конкурентоспособность территории в целом и региональная конкурентоспособность в частности представляют собой сложную систему связей различных категорий, поддающихся постоянному воздействию со стороны неисчисляемого множества внешних и внутренних сил. В свою очередь, изучение факторов конкурентоспособности позволяет выделить ряд инструментов управления региональной конкурентоспособностью, наиболее популярными из которых являются комплексные стратегии, проекты государственно-частного партнерства и инновационно-промышленная кластеризация.
Литература:
1. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Институт экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. - С. 516.
2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — С. 239.
3. Сачук Т.В. Основы территориального маркетинга: монография / Петрозаводск: РИО КарнНЦ РАН, 2004. - С. 202-205.
4. Портер М., Международная конкуренция / Конкурентные преимущества стран: пер.с англ.. М.: Международные отношения, 1993 - С. 150-153.
5. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - С. 148.
6. Рябченюк Ю. В. Разговор о стратегии: возможности повышения конкурентоспособности регионов // Рынок ценных бумаг - 2007. - №3. - С. 120135.
| SCIENCE TIME |
7. Бушуева М.А. Кластеризация как способ инновационного развития региона и повышения его конкурентоспособности // Наука и экономика. - 2010. - №1 (1). -С. 40-43
8. Бушуева М.А. Синергия в кластере // Науковедение - 2010. - №4 (13). - С-145-148.