Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ТЕРРОРИЗМ / TERRITORIAL BODY OF INTERNAL AFFAIRS / NATIONAL GUARD TROOPS / ANTI-TERRORIST ACTIVITY / CRIMES OF TERRORIST ORIENTATION / TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гандалоева Тамара Ахметхановна

В данной статье автором будет рассмотрен вопрос деятельности территориальных субъектов МВД России, организация и необходимость взаимодействия данных субъектов с другими антитеррористическими органами на территории Российской Федерации. Важность усовершенствования и развития действующей базы организации антитеррористической деятельности органов внутренних дел. Рассмотрен вопрос готовности территориальных органов внутренних дел к отражению террористических атак на сам субъект антитеррористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гандалоева Тамара Ахметхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of improvement of the organization of activity of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia on counteraction to crimes of a terrorist orientation

In this article, the author will consider the activities of territorial subjects of the Ministry of internal Affairs of Russia, the organization and necessity of interaction of these subjects with other anti-terrorist bodies in the territory of the Russian Federation. The importance of improving and developing the existing framework for the organization of anti-terrorist activities of the internal Affairs bodies. The question of readiness of territorial bodies of internal Affairs to reflection of terrorist attacks on the subject of antiterrorist activity is considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

6.5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Гандалоева Тамара Ахметхановна, капитан юстиции, адъюнкт. Место учебы: Академия Управления МВД России. E-mail: slejka-mvd@yandex.ru

Аннотация: В данной статье автором будет рассмотрен вопрос деятельности территориальных субъектов МВД России, организация и необходимость взаимодействия данных субъектов с другими антитеррористическими органами на территории Российской Федерации. Важность усовершенствования и развития действующей базы организации антитеррористической деятельности органов внутренних дел. Рассмотрен вопрос готовности территориальных органов внутренних дел к отражению террористических атак на сам субъект антитеррористической деятельности.

Ключевые слова: территориальный орган внутренних дел, войска национальной гвардии, антитеррористическая деятельность, преступления террористической направленности, терроризм.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON COUNTERACTION TO CRIMES OF A TERRORIST ORIENTATION

Gandatoevs Tamara Akhmetkhanovna, captain of justice, adjunct. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: slejka-mvd@yandex.ru

Annotation: In this article, the author will consider the activities of territorial subjects of the Ministry of internal Affairs of Russia, the organization and necessity of interaction of these subjects with other anti-terrorist bodies in the territory of the Russian Federation. The importance of improving and developing the existing framework for the organization of anti-terrorist activities of the internal Affairs bodies. The question of readiness of territorial bodies of internal Affairs to reflection of terrorist attacks on the subject of antiterrorist activity is considered. Keywords: territorial body of internal Affairs, National Guard troops, anti-terrorist activity, crimes of terrorist orientation, terrorism.

Антитеррористическая деятельность и предупреждение любых проявлений терроризма актуальная и неоспоримая проблема нашей современности. Российская Федерация, в лице Президента и всех уровней законодательной и исполнительной власти, принимает активное участие в разработке и реализации соответствующих нормативно правовых актов и принятии мер по противодействию преступлениям террористической направленности. Полное взаимодействие всех уровней власти и объединение усилий при борьбе с общей проблемой, не только на международной арене, но и

внутри Российской Федерации, несомненно приведет к реализации поставленных целей и снижению уровня угрозы для граждан нашей страны.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации[1], в которой в полном объеме прописаны цели и задачи общегосударственной политики в борьбе с терроризмом, территориальные органы МВД России по противодействию преступлениям террористической направленности являются субъектами системы пресечения, борьбы и ликвидации последствий терроризма, что накладывает на данные исполнительные органы ряд полномочий и вместе с тем ответственность за исполнение возложенных обязанностей.

В статье 15 Федерального закона №35-ФЗ [2] указаны силы и средства, привлекаемые для профилактики и борьбы с терроризмом и территориальные органы МВД России, входят в их число, имея полномочия и понятие о поставленных задачах личный состав обязан в полной мере соответствовать реализации необходимых мероприятий.

Роль территориальных органов внутренних дел в борьбе с террористической деятельностью сложно переоценить, зная объем проводимых на местах работ. Сотрудники территориальных отделов, понимая, что своей работой вносят вклад в антитеррористическую и контртеррористическую деятельность, несомненно, прикладывают все усилия для решения поставленных задач.

В Российской Федерации борьба, как с отдельными террористами, так и с террористическими образованиями и организациями проводится согласно единому федеральному списку организаций [3], в данном случае встает вопрос важности коммуникации и полного взаимодействия всех уровней антитеррористических субъектов для получения динамично меняющейся актуальной информации.

Для учета и своевременного использования новых данных необходима информационная координация от вышестоящих федеральных ведомств к нижестоящим субъектам, так и в обратном направлении, от работы механизма сообщения зависит своевременная реакция и проведение надлежащих мер по профилактике и предупреждению преступлений террористической направленности.

Отметим, что реализация профилактических мероприятий по предотвращению террористических действий, вербовке мирных граждан в запрещенные организации, создание подпольных террористических групп, невозможна без активного участия негосударственных органов, потому важно чтобы взаимодействие было не только между государственными органами, но и с каждой структурой способной принимать посильное участие в антитеррористической деятельности, притом территориальные органы МВД России должны, по нашему мнению, взять на себя полномочия по координации действий негосударственных органов.

Знание законодательной базы и безотлагательное выполнение соответствующих распоряжений вышестоящего руководства увеличат производительность работы в антитеррористической сфере и тут снова встает вопрос о качестве взаимодействия между структурами и внутри субъектов. Каждый сотрудник территориального органа МВД Росси по противодействию преступлениям террористической направленности обязан владеть актуальной информацией по проводимым мероприятиям и знать нормативно правовую

базу, согласно которой он должен регламентировать свои действия.

Но, важен не только вопрос взаимодействия различных министерств, служб в организации проведения антитеррористических операций и мероприятий по профилактике преступлений террористической направленности. Результативность проведения каждого антитеррористического мероприятия напрямую зависит от уровня организации, прежде всего наличия административно-правовых основ, которые полностью организовывают действия каждого участника операции; следующий пункт, это реальность поставленных перед подразделениями и службами задач, понимание и возможность выполнения целей операции и для корректного и скорого завершения действий, важно выбрать наиболее оптимальный путь достижения результата. Все это реально, только при профессиональной подготовленности личного состава, умения руководящего звена грамотно расставлять приоритеты и делегировать полномочия, обеспечивать взаимодействия по всей подведомственной структуре.

В современных условиях высокой угрозы террористических организаций в Российской Федерации, перед органами внутренних дел стоит важная задача непрерывного развития и совершенствования организации антитеррористической и контртеррористической деятельности и для реализации этой задачи, важно чтобы каждый субъект антитеррористической деятельности четко понимал свою роль и имел явно очерченные границы своей ответственности.

Организация контртеррористической деятельности, это прежде всего объединение усилий всех субъектов антитеррористической деятельности в подготовке и проведении мероприятий по противодействию терроризму.

Террористический акт может затрагивать обширные территории, крупные объекты особо значения (атомные станции, объекты химической промышленности), может повлечь разрушение систем коммуникации и инфраструктуры, возможна экологическая катастрофа, и что самое главное, привести к значительным жертвам среди мирного населения.

Для усовершенствования организации антитеррористической деятельности и борьбы с терроризмом, охраны общественного порядка и территориальной обороны Российской Федерации, также для контроля безопасности режимных объектов Указом Президента РФ от 05.04.2016 №157 [4] была создана новая структура Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, помимо вышеперечисленных функций, федеральная служба стала заниматься разработкой и реализацией нормативно-правового регулирования в сфере оборота оружия, вневедомственной охраны.

Полный реестр задач и функций службы прописан в федеральном законе от 06.06.2019 г № 167-ФЗ [5].

Национальная гвардия, в силу более широких полномочий и значительным функционалом, совместно с органами внутренних дел должна усилить позиции антитеррористической структуры Российской Федерации. Благодаря оптимизации работы федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, несомненно, должна вырасти производительность и результативность антитеррористических субъектов, повышение уровня взаимодействия МВД России с силовыми структурами, такими как ОМОН, СОБР и др. даст новые возможности и расширит границы для

борьбы с преступлениями террористической направленности.

Для организации качественного функционирования и тесного сотрудничества вновь созданной службы и структурой министерства внутренних дел, его территориальными органами в целях контроля за общественным порядком и поддержания всеобщей безопасности в октябре 2016 г. был подписан совместный приказ МВД России и войск национальной гвардии от 7 октября 2016 г. [6]. Данный совместный приказ регламентирует совместные действия двух вышеуказанных служб при возникновении чрезвычайных обстоятельств и при введении в действие планов территориальных органов по противодействию террористическому нападению.

Помимо полного сотрудничества при экстренных ситуациях, между национальной гвардией и территориальными органами МВД России, законодательными актами закреплено взаимодействие в проведении профилактических, режимных и специальных операциях в случае, если есть опасность осложнения обстановки, либо возможно введение специальных планов.

Так, что же в конечном счете стоит понимать, под взаимодействием территориальных органов МВД России с войсками национальной гвардии, это полная согласованность и отлаженный комплекс действий для решения общих задач при совместном проведении мероприятий по противодействию терроризму, а в случае чрезвычайных обстоятельств и совместное участие в контртеррористических операциях.

Территориальные органы внутренних дел имеют большой опыт в проведении антитеррористических операций, который показывает, что результат таких операций практически полностью зависит от грамотного и налаженного взаимодействия между задействованными подразделениями и службами. Объеденные усилия национальной гвардии и МВД России, несомненно имеет положительные результаты, однако есть еще слабые места в организационной цепочке, до сих пор четко не регламентировано совместное использование личного состава в ходе антитеррористических мероприятий, на невысоком уровне находится своевременность оценки оперативной обстановки и доклад по структурам, не до конца отлажен механизм совместных действий при проведений контртеррористических организаций, отсутствует единая административно-правовая база для объединенной системы управления при реализации общих задач.

При такой реорганизации МВД России необходимо использовать полученные знания и опыт при взаимодействии министерства внутренних дел и внутренних войск, что поможет решить часть имеющихся проблем и создать новые нормативно правовые акты позволяющих привести совместную деятельность на еще более высокий уровень результативности при противодействии терроризму и терроризму.

Хотелось бы отметить, что большая часть работы лежит именно на территориальных органах МВД России, так как именно в дежурные части и районные отделы поступают первые сигналы о возможности подготовки и проведения преступлений террористической направленности и от первых комплексных мероприятий зависит исход ликвидации подготавливаемого преступления. При масштабной угрозе, вряд ли, даже весь личный состав районного отдела сможет в полном объеме отразить опасность.

На каждом этапе должно быть безотлагательно и четко регламентировано взаимодействие всех сило-

вых структур участвующих при проведении антитеррористических мероприятий, важно чтобы каждый сотрудник всего личного состава знал и понимал свою задачу и следовал инструкциям. Стоит обратить внимание на указание в нормативно правовых актах лица, контролирующего выполнение и проведение контртеррористической операции, которое должно нести полную ответственность за координацию и результаты действий личного состава.

В данное время взаимодействие МВД России и войск национальной гвардии проходит этап становления и корректировки слабых сторон в ходе выполнения совместных мероприятий, в результате которых повышает уровень жизнедеятельности и дееспособности вновь созданной службы.

В период формирования нового взаимодействия, важно сформировать долгосрочную концепцию общей работы двух силовых структур, позволяющий в сжатые сроки решать общие задачи и что важно, должно удовлетворять обе стороны сотрудничества.

Прежде всего у двух структур, должна быть общая конкретная цель, такая как качественное и своевременное выполнение оперативных боевых задач с использованием федеральных ресурсов органов исполнительной власти в процессе взаимодействия. Важно сформулировать общие принципы и основы взаимодействия, в которых прописать для каких целей произведено объединение и как именно, необходимо совместно взаимодействовать. Также в концепции должны быть перечислены все субъекты взаимодействия и требования к работе субъектов, а также круг ответственных лиц и критерии работы личного состава и что, не мало важно, основы совместной работы личных составов двух структур. Важным пунктом является закрепление на законодательном уровне всех пунктов, перечисленных в данной концепции, регламентации совместных действий сотрудников значительно улучшит результативность противодействия преступлениям террористической направленности.

Однако, не стоит забывать, о состоянии готовности территориальных органов к противодействию преступлениям террористической направленности. Отделы внутренних дел входят в число объектов повышенной угрозы террористического воздействия. В целях недопущения паники среди населения и ликвидации субъектов антитеррористической деятельности, проводятся устрашающие акты. В силу этого, первостепенная задача обеспечения антитеррористической безопасности территориальных органов МВД России.

К сожалению, на современном этапе, нельзя сказать, что на каждом территориальном субъекте органов внутренних дел полная готовность, несмотря на многократные попытки террористического нападения, мероприятия по повышению безопасности не полноценны. Слабая техническая оснащенность и низкий уровень квалификации личного состава не дает возможность в полном объеме выполнить поставленные задачи по обеспечению антитеррористической безопасности личности, общества и наиболее уязвимых в террористическом отношении объектов.

Прежде всего, стоит утвердить общие требования к безопасности территориальных органов МВД России с учетом, поставленных перед ними целей и решаемых задач. В силу специфики местонахождения и возможности возникновения угрозы, специализировать объекты и разделить на категории, согласно которым укомплектовать каждый объект техническим оснащением и квалифицированным личным составом и разработать

для каждой категории опасности, в зависимости от степени возможности возникновения угрозы комплекс действий по профилактике, противодействию и ликвидации последствий террористических действий.

Исходя из вышесказанного, основными целями по повышению антитеррористической безопасности территориальных субъектов антитеррористической деятельности должны стать обеспечение полной защиты от террористического нападения органов внутренних дел, анализ и в дальнейшем устранение причин для возможного совершения факта терроризма, полная комплексная готовность к противодействию террористическим группировкам и пресечению любых попыток нанести удар по территориальным органам внутренних дел МВД России. Данные цели могут быть реализованы при выполнении следующих задач: разработка и внедрение соответствующих нормативно правовых актов по организации повышения антитеррористической безопасности территориальных органов внутренних дел, детальная разработка мероприятий по системе физической и технической защищенности субъектов антитеррористической деятельности, полный и постоянный контроль за обеспечением защищенности объектов внутренних дел от террористических посягательств.

Если вышеизложенные цели и задачи буду реализованы по принципу строгого соблюдения всех принятых нормативно правовых актов при полном взаимодействий с федеральными органами государственной власти и общественными объединениями, возможно полная комплексная и безоговорочная антитеррористическая защищенность каждого территориального субъекта органов МВД России от любого террористического посягательства.

Список литературы:

1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5.10.2009 г.// https://70.xn--Ь1 аеш.хп--р1 а1Ло!Сег/9812872

2. Федеральный закон от 6.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»// «Российская газета» 10.03.2006 г № 0(4014)

3. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (на 5 июля 2019 г.)// «Российская газета» 28.08.2019 г №190(7948)

4. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"// «Российская газета» 7.04.2016 №73(6941)

5. Федеральный закон от 6.06.2019 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"// «Российская газета» 10.06.2019 г. №124(7882)

6. Совместный приказ МВД России и Росгвардии от 7.10.2016 г. «О некоторых вопросах организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности»//

https://rosgvard.ru/RU/page/index/perechen-aktualnyx-normativnyx-pravovyx-aktov

Рецензия

на статью «Основные направления совершенствования организации деятельности территориальных органов МВД России по противодействию преступлениям террористической направленности», подготовленную адъюнктом Академии управления МВД России капитаном юстиции Гандалоевой Тамарой Ахметхановной.

Тема актуальна и имеет теоретическую и практическую значимость для обеспечения антитеррористической безопасности личности, общества и государства. С теоретической точки зрения тема актуальна в связи с введением в ФЗ РФ № 35- 2006 года «О противодействии терроризму» понятий - контртеррористическая операция и законодательное регулирование использования специальной техники, оружия, проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях пресечения преступления террористической направленности. С практической точки зрения статья Т.А. Гандалоевой

обобщает опыт антитеррористической защиты важных государственных объектов и в первую очередь объектов территориальных органов МВД России. Другим важным аспектом новизны работы ее актуальности и практической значимости являются предложения автора о взаимодействии МВД России с Федеральной службы Росгвардии. От совместных действий Министерства внутренних дел и новой Федеральной службы зависит общественный порядок и антитеррористическая защищенность личности, общества и государства от преступлений террористической направленности.

Вывод: статья Т.А. Гандалоевой на тему: «Основные направления совершенствования организации деятельности территориальных органов МВД России по противодействию преступлениям террористической направленности» рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Профессор кафедры управления ОВД в особых условиях ЦКШУ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ М.П. Киреев

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 84,63%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.