48
Д. Н. РАЧЕВ,
главный эксперт-специалист, кандидат юридических наук (Оперативное управление МВД России) (Россия, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право;
административный процесс.
D. N. RACHYOV, Candidate of Law, Main Expert Specialist
(Operative Management of the Interior Ministry of Russia)
(Russia, 119991, Moscow, Zhitnaya st., 16)
Scientific specialty: 12.00.14 —Administrative Law; Administrative Process.
УДК 351.741
Основные направления взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти при подготовке и проведении контртеррористической операции (на примере ГУ МВД России по Московской области)
Main Counteraction Directions of the Interior Ministry of Russia with the Federal Bodies of the Executive Authority during Preparation and Conduction a Counter-Terrorist Operation (on Example of the Main Department of the Interior Ministry of Russia on the Moscow Region)
Постановка проблемы: в статье представлен практический опыт оперативно-служебной деятельности подразделений и служб ГУ МВД России по Московской области по вопросу подготовки и участия в проведении контртеррористической операции. Рассмотрены следующие этапы взаимодействия: планирование мероприятий по подготовке к контртеррористической операции; подготовка элементов межведомственной группировки сил и средств для участия в контртеррористической операции; проведение контртеррористической операции; ликвидация последствий террористического акта (нормализация жизнедеятельности граждан в районе проведения контртеррористической операции).
Цель исследования: изложить основные направления взаимодействия органов внутренних дел с субъектами антитеррористической деятельности при подготовке и участии в проведении контртеррористической операции.
Результаты и ключевые выводы: представ -ленная система взаимодействия позволяет эффективно использовать возможности всех субъектов антитеррористической деятельности и определить роль и место каждому из них.
Problem statement: the article presents the practical experience of operational and service activity of divisions and services of Main Department of the Interior Ministry of the Russian Federation across the Moscow region concerning preparation and participation in carrying out counter-terrorist operation is presented. The following stages of cooperation were considered: planning of activities to prepare for a counter-terrorist operation; preparation the interdepartmental group elements of forces and means to participate in the counterter-rorist operation; carrying out the counter-terrorist operation; elimination the consequences of the terrorist act (normalization of citizens' life in the area of the counter-terrorist operation.
The purpose of the study: to outline the main areas of interaction between the law enforcement bodies with the subjects of anti-terrorist activities during preparation and participation in the counter-terrorist operation.
Results and key findings: the presented system of interaction makes it possible to effectively use the capabilities of the all subjects of anti-terrorist activities and to determine a role and place of each of them.
Субъекты антитеррористической деятельности, планирование и проведение контртеррористической операции, подготовка межведомственной группировки контртеррористической операции.
Subjects of antiterrorist activities, planning and conduction a counter-terrorist operation, preparing an interdepartmental group of a counter-terrorist operation.
Правовой режим контртеррористической операции (далее — КТО) включает в себя закрепленные в законе меры и временные пра-воограничения законных интересов как юридических, так и физических лиц, вводимые на определенной территории (объекте) руководителем КТО в целях предупреждения, пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, и является исключительным по своей природе [11, с. 71] административным правовым режимом.
Ограничение прав и свобод граждан выступает характеризующим признаком правового режима КТО как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и граждан [10, с. 110].
Вместе с тем, как показывает статистика, в ходе проведения КТО допускаются нарушения сотрудниками правоохранительных органов действующего законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина [2, с. 134].
Так, через пять лет после теракта в «Норд-Осте», в апреле 2007 г., Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) в г. Страсбурге принял к производству 64 жалобы пострадавших, которые требовали привлечь к уголовной ответственности организаторов спецоперации по освобождению заложников. В декабре 2011 г. ЕСПЧ по жалобам потерпевших вынес положительное решение, обязывающее Россию выплатить компенсацию за моральный ущерб в размере от 8,8 тыс. до 66 тыс. евро каждому пострадавшему [4].
Административно-правовые основы, определяющие деятельность органов внутренних дел по обеспечению правового режима КТО, находят свое практическое воплощение в детальной организации их деятельности. Эффективность деятельности органов внутренних дел в условиях проведения КТО определяется уровнем ее организации, реальностью постановки перспективных целей и текущих задач, а также выбором наиболее оптимальных путей их достижения. Она обеспечивается профессиональной подготовленностью личного состава, способностью руководителей органов внутренних дел умело управлять подчиненными силами и средствами, грамотно
организовывать внутреннее и межведомственное взаимодействие при подготовке и проведении КТО.
Правовой режим КТО — это особый правовой институт, устанавливаемый государством, предусматривающий систему специфических мер и действий оперативно-розыскного, разведывательного, предупредительного характера, с применением боевой и специальной техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта и преступлений террористической направленности, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций, учреждений [7, с. 40].
Современное состояние террористической угрозы в Российской Федерации диктует необходимость развития и дальнейшего совершенствования организации деятельности органов внутренних дел. Председатель Национального антитеррористического комитета России директор ФСБ России генерал-армии А. В. Бортников отмечает, что «эффективное противодействие терроризму возможно лишь при объединении усилий органов государственной власти, правоохранительных структур... При этом у каждого субъекта антитеррористической деятельности должно быть четкое понимание своей роли в этом процессе и зоны ответственности» [1].
Проблема взаимодействия и координации усилий органов внутренних дел, правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств имеет принципиальное значение.
Учитывая специфику данного вопроса, под организацией проведения КТО следует понимать деятельность, направленную на объединение усилий субъектов обеспечения КТО в подготовке и проведении КТО.
Органы внутренних дел в процессе обеспечения правового режима КТО осуществляют взаимодействие со следующими группами субъектов антитеррористической деятельности:
— общие: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, аппарат антитеррористической комиссии (далее — АТК) субъекта РФ, аппарат оперативного штаба (далее — ОШ) в субъекте РФ (аппарат ОШ в морском районе (бассейне), органы местного самоуправления, общественно-государственные объединения,
50
средства массовой информации, граждане и общество в целом);
— специальные: правоохранительные органы, в том числе территориальные органы МВД России на различных уровнях (окружной, межрегиональный, районный).
Предлагается рассмотреть вопрос взаимодействия по следующим направлениям.
1. Планирование мероприятий по подготовке КТО.
2. Подготовка элементов группировки сил и средств ФСБ России, ФСВНГ России, Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСО России, ФСИН России для участия в КТО.
3. Проведение КТО.
4. Ликвидация последствий террористического акта (нормализация жизнедеятельности граждан в районе проведения КТО).
Планирование мероприятий органов внутренних дел по подготовке КТО включает следующие задачи:
— заблаговременная подготовка к участию в КТО; разработка ситуационных планов КТО;
— решение задач упреждающего характера в рамках работы АТК субъекта РФ и ОШ в субъекте РФ [12, с. 124].
В период заблаговременной подготовки разрабатываются система оповещения личного состава территориального органа МВД России на региональном уровне (далее — территориальный орган МВД России) для участия в КТО, расчеты сил и средств, методические и справочные материалы для функциональных групп (далее - фг).
Оповещение и сбор личного состава осуществляются согласно плану оповещения и сбора личного состава территориального органа МВД России, в котором имеется инструкция начальника смены дежурной части.
Инструкция содержит схему оповещения членов ОШ территориального органа, которые должны осуществлять координацию деятельности подчиненных подразделений (на период проведения КТО), их взаимодействие с ОШ по проведению КТО в решении задач по поддержанию правопорядка на территории региона.
На основании положений межведомственного приказа определяется перечень ФГ территориального органа МВД России и согласовывается с руководителем аппарата ОШ в субъекте РФ. При согласовании перечень ФГ может меняться. Подготавливается расчет сил и средств для участия в КТО по функциональным группам из числа подразделений полиции территориального органа МВД России. При необходимости для формирования группировки, в соответствии с положениями при-
каза МВД России от 15 августа 2011 г.1, могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции. По завершении подготовки итогового расчета осуществляется его согласование с руководителем аппарата ОШ в субъекте РФ, затем сформированный расчет сил и средств направляется в ОШ в субъекте РФ.
В целях повышения уровня профессиональной подготовки руководителей функциональных групп, личный состав которых привлекается для участия в КТО, подготавливаются методические и справочные материалы (задачи функциональной группы, ее состав, схема оповещения сотрудников, тактика действий личного состава, вопросы взаимодействия при выполнении задач).
Другой задачей заблаговременной подготовки является разработка ситуационных планов КТО применительно к объектам возможных террористических устремлений.
Организация разработки ситуационных планов КТО возложена на руководителей оперативных групп муниципальных образований, которые назначаются совместным приказом территориального органа ФСБ России и территориального органа МВД России на региональном уровне. Для разработки ситуационных планов КТО необходимо создавать рабочие группы из числа сотрудников территориальных подразделений районного уровня МВД, ФСБ, МЧС и представителей органа местного самоуправления. Организационно-методическое обеспечение и контроль за разработкой этих планов осуществляет аппарат ОШ в субъекте РФ — руководитель аппарата ОШ в субъекте РФ.
Таким образом, в ходе заблаговременной подготовки к участию в КТО и разработки ситуационных планов КТО осуществляется тесное взаимодействие территориального органа МВД России на региональном уровне с территориальным органом ФСБ России по вопросам оповещения, подготовки расчета сил и средств КТО, формирования функциональных групп и методики разработки ситуационных планов КТО.
Вопросы профилактики терроризма рассматриваются на заседаниях АТК регионов России с принятием конкретных решений по устранению причин, способствующих совершению террористических актов. В ходе реализации данных решений территориальные органы МВД России взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов
1 О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию: приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942.
исполнительной власти и соответствующими структурами на уровне региональной власти в соответствии с вопросами протокола заседания АТК.
На заседаниях ОШ в субъекте РФ решаются вопросы упреждающего характера по недопущению совершения актов террористической направленности и совершенствованию готовности сил и средств муниципальных образований для выполнения первоочередных мер.
Следующее направление взаимодействия — подготовка элементов группировки сил и средств ФСБ России, Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСО России, ФСИН России, ФСВНГ России для участия в КТО.
Проведению совместных антитеррористических учений предшествуют тактико-специальные и командно-штабные учения [3, с. 88—89], тренировки, которые правоохранительные органы и силовые структуры проводят согласно своим внутренним планам с руководящим составом подразделений и личным составом ФГ по обучению индивидуальным действий сотрудников ФГ, отработке слаженности действий в составе ФГ, практической отработке действий сотрудников дежурной части. В системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудникам органов внутренних дел необходимо особое внимание уделить совершенствованию навыков практических действий в ходе реализации административно-правовых мер по обеспечению правового режима КТО в целях исключения нарушения прав и свобод граждан в период проведения КТО.
В рамках антитеррористической подготовки должностные лица подразделений регионального правительства в ходе тренировок, командно-штабных учений с сотрудниками, задействованными в составе ФГ и дежурных смен, отрабатывают действия согласно должностным и специальным обязанностям [9, с. 434—435].
Подготовка федеральных органов исполнительной власти (субъектов КТО) по совершенствованию деятельности в условиях проведения КТО регламентируется межведомственным приказом ФСБ России, Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСО России, ФСИН России, ФСВНГ России. Координация деятельности органов и подразделений по организации и проведению антитеррористических учений, а также контроль за качеством их проведения осуществляются Федеральным оперативным штабом и в части касающейся оперативными штабами в субъектах РФ.
Для слаженности межведомственной группировки КТО ОШ в субъекте РФ проводит антитеррористические командно-штабные и тактико-специальные учения с задействованием межведомственной группировки КТО.
В ходе учений отрабатывается слаженность межведомственных функциональных групп МВД России (оцепление, организация дорожного движения, конвоирование и др.) с ФСВНГ России (оцепление, охрана, досмотр и др.) [8, с. 253].
По завершении антитеррористических учений руководителем учения проводится детальный разбор действий ФГ и оцениваются члены ОШ. По результатам учения аппаратом ОШ в субъекте РФ направляются в заинтересованные органы и подразделения методические рекомендации по совершенствованию готовности к действиям в условиях КТО.
Таким образом, подготовка элементов межведомственной группировки КТО осуществляется в ходе антитеррористических учений при отработке вопросов взаимодействия между ФГ, которые формируются из сотрудников различных ведомств.
Проведение КТО — одно из главных направлений взаимодействия, в ходе которого решаются задачи по обеспечению безопасности граждан и обезвреживанию террористов.
С учетом требований положений федеральных конституционных законов, федеральных законов, межведомственных приказов и приказов МВД России, регламентирующих оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел, в том числе при участии в обеспечении правового режима КТО, взаимодействие в ходе КТО планируется осуществлять при решении следующих задач:
— сбор информации и ее реализация, оперативное реагирование;
— реализация административно-правовых мер обеспечения правового режима КТО [6, с. 56—57]: мер административного предупреждения (обеспечение временных мер ограничения граждан сотрудниками МВД России совместно с ФСВНГ России); мер административного пресечения (административное задержание граждан за административные правонарушения — ст. 20.27 КоАП РФ (нарушение правового режима контртеррористической операции); доставление граждан за административные правонарушения — ст. 20.27 КоАП РФ) [2, с. 134]; мер административной ответственности; мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; установление причастности лиц к совершению террористического акта, подготовка к проведению боевых мероприятий (далее — БМ), проведение БМ, а также первичных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по завершению БМ.
Следующее направление взаимодействия — ликвидация последствий террористического акта (нормализация жизнедеятельности граждан в районе проведения КТО).
52
Для ликвидации последствий террористического акта применяются ФГ межведомственной группировки сил и средств КТО: минимизация последствий террористического акта (или преступлений террористической направленности), ликвидация угрозы взрыва и оцепление.
Группа минимизации последствий террористического акта формируется из военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МСЧ России, подразделений, курируемых министерствами регионального Правительства, которые выделяют специалистов, спецтехнику и транспорт для проведения аварийно-спасательных, поисково-спасательных и восстановительных работ.
Руководство данной ФГ возлагается на территориальные подразделения МЧС России.
Основные задачи, решаемые данной ФГ, — проведение работ по поиску людей, в том числе с помощью служебных собак; проведение спасательных работ по извлечению пострадавших из-под завалов; разбор завалов, расчищение местности, рекультивация территории (в случае необходимости); проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ; ликвидация возникших очагов возгорания; локализация разливов нефти и нефтепродуктов.
Группа ликвидации угрозы взрыва формируется из сотрудников ОМОН управления Ро-сгвардии по субъекту РФ и территориального органа ФСБ России. Руководство данной функциональной группой возлагается на территориальные органы ФСБ России.
Основные задачи для этой межведомственной ФГ — оценка состояния объекта совершения террористического акта на предмет взры-во — и пожароопасности, установление принадлежности обнаруженных подозрительных предметов к взрывоопасным.
Задача по обезвреживанию взрывных устройств (далее — ВУ) и взрывоопасных веществ (далее — ВВ) возлагается исключительно на ФГ, которую формирует территориальный орган ФСБ России.
Несмотря на то, что инженерно-техническое подразделение ОМОН управления Ро-сгвардии по субъекту РФ технически обеспечено и личный состав профессионально готов выполнить задачу по обезвреживанию ВВ, ВУ, нормативные правовые акты не регламентируют задачи по их обезвреживанию. Взаимодействие внутри группы ликвидации угрозы взрыва между сотрудниками территориального органа ФСБ России и ОМОН управления Росгвар-дии по субъекту РФ осуществляется по вопросу поиска ВУ, ВВ и установления принадлежности обнаруженных подозрительных предметов к взрывоопасным.
Связующим звеном в обеспечении деятельности ФГ ликвидации последствий террористического акта и угрозы взрыва служит группа оцепления, которая формируется из сотрудников территориального органа МВД России на региональном уровне или территориального органа Росгвардии по субъекту РФ, главной задачей которых является оцепление опасной зоны и обеспечение охраны общественного порядка.
Таким образом, в ходе ликвидации последствий террористического акта (нормализация жизнедеятельности граждан в районе проведения КТО) взаимодействие осуществляется между ФГ, формируемыми подразделениями МЧС России и МВД России, а при выявлении подозрительных предметов, похожих на ВВ, ВУ, — с территориальными органами ФСБ России'
Представляется целесообразным изменить подход к организации деятельности по минимизации последствий террористического акта (минимизация человеческих потерь; проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ; оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе теракта; реабилитация пострадавших лиц; восстановление разрушенных объектов и инфраструктуры; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам) [5, с. 49].
На основании вышеизложенного предлагаются выводы.
Взаимодействие МВД России с субъектами КТО следует организовывать по следующим направлениям:
— планирование мероприятий по подготовке КТО;
— подготовка элементов группировки сил и средств ФСБ России, Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСО России, ФСВНГ России, ФСИН России для участия в КТО;
— проведение КТО;
— ликвидация последствий террористического акта (нормализация жизнедеятельности граждан в районе проведения КТО).
Такое взаимодействие должно осуществляться:
— в период заблаговременной подготовки к КТО, в ходе разработки ситуационных планов КТО — между территориальными органами МВД России и ФСБ России по вопросам оповещения, подготовки расчета сил и средств КТО, формирования ФГ и методики разработки ситуационных планов КТО;
— в рамках работы АТК субъекта РФ и ОШ в субъекте РФ КТО — между территориальным органом МВД России на региональном уровне и соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, структурами на уровне региональной власти
в соответствии с вопросами, обозначенными протоколами заседаний АТК и ОШ, аппаратом АТК субъекта РФ, аппаратом ОШ в субъекте РФ;
— при подготовке элементов межведомственной группировки КТО и в ходе проведения КТО — между ФГ, формируемыми подразделениями ФСБ России и его территориальными органами, территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСО России, Росгвар-
дии и внутри межведомственной группы, состав ФГ которых формируется из сотрудников различных ведомств;
— в ходе ликвидации последствий террористического акта — между ФГ, формируемыми территориальными органами МЧС России, Росгвардии, МВД России, а при выявлении подозрительных предметов, похожих на ВВ, ВУ, — с территориальным органом ФСБ России.
Список литературы:
References:
1. Вестник национального антитеррористиче- 1. ского комитета. 2011. № 2 (4). URL: http:// nac.gov.ru/publikacii/oficialnye-izdaniya-nak/ vestnik-nacionalnogo-antiterroristicheskogo-1. html. (дата обращения: 10.01.2019).
2. Гатауллин З. Ш., Татьянин Д. В. Деятель- 2. ность органов внутренних дел в условиях правового режима контртеррористической операции // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып 1. 3.
3. Грищенко Л. Л., Синодов И. А. К вопросу о подготовке сотрудников территориальных органов МВД России в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). 4.
4. Дело «Финогенов и другие против России» [Finogenov and Others v. Russia] (жалобы №№ 18299/03 и 27311/03): постановление Европейского Суда по пра- 5. вам человека от 20 декабря 2011 г. URL: http:// hudoc.Echr.coe.int (дата обращения: 10.02.2017).
5. Казак Б. Б. О некоторых вопросах законности правоохранительной деятельности при проведении контртеррористической опера- 6. ции // Правоприменительная деятельность: история и современность: матер. междунар. науч. конф., посвященной памяти доцента
М. В. Геворкяна. Псков, 2017.
6. Кардаш И. Л. Нормативные основы уча- 7. стия войск национальной гвардии Российской Федерации в территориальной обороне и контртеррористической операции // Вестник военного права. 2017. № 1.
7. Киреев М. П., Беляев А. А. Контртеррористи- 8. ческая операция, ее правовой режим: теоретико-правовой аспект // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).
8. Мясников А. А, Базаев А. Г. Основы применения войск национальной гвардии в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: 9. история, современное состояние перспективы: сборник науч. ст. всерос. науч.-практ.
Vestnik nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2011. № 2 (4). URL: http://nac.gov. ru/publikacii/oficialnye-izdaniya-nak/vestnik-nacionalnogo-antiterroristicheskogo-1.html. (data obrashcheniya: 10.01.2019). Gataullin Z. Sh, Tat'yanin D. V. Deyatel'nost' or-ganov vnutrennih del v usloviyah pravovogo rezhi-ma kontrterroristicheskoj operacii // Vestnik Ud-murtskogo universiteta. 2017. T. 27. Vyp 1. Grishchenko L. L, Sinodov I. A. K voprosu o podgotovke sotrudnikov territorial'nyh organov MVD Rossii v osobyh usloviyah // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3 (47). Delo «Finogenov i drugie protiv Rossii» [Finogenov and Others v. Russia] (zhaloby №№ 18299/03 i 27311/03). URL: http:// hudoc. Echr.coe.int (data obrashcheniya: 10.02.2017). Kazak B. B. O nekotoryh voprosah zakonnosti pravoohranitel'noj deyatel'nosti pri provedenii kontrterroristicheskoj operacii // Pravoprimenitel'naya deyatel'nost': istoriya i sovremennost': mater. mezhdunar. nauch. konf., posvyashchennoj pa-myati docenta M. V. Gevorkyana. Pskov, 2017. Kardash I. L. Normativnye osnovy uchas-tiya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Fe-deracii v territorial'noj oborone i kontrterro-risticheskoj operacii // Vestnik voennogo prava. 2017. № 1.
Kireev M. P., Belyaev A. A. Kontrterroristiche-skaya operaciya, ee pravovoj rezhim: teoretiko-pravovoj aspekt // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 3 (43).
Myasnikov A. A, Bazaev A. G. Osnovy prime -neniya vojsk nacional'noj gvardii v bor'be s ter-rorizmom i obespechenii pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii // Aktual'nye problemy protivodejstviya terrorizmu i ehks-tremizmu: istoriya, sovremennoe sostoyanie perspektivy: sb. nauch. st. vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod obshch. red. S. A. Kucenko. Novosibirsk, 2017. Plotnikov V. V. Osnovy antiterroristicheskoj deyatel'nosti v organizacii (uchrezhdenii), municipal'nom obrazovanii i sub"ekte Ros-
конф. с междунар. участием / под общ. ред. С. А. Куценко. Новосибирск, 2017.
9. Плотников В. В. Основы антитеррористической деятельности в организации (учреждении), муниципальном образовании и субъекте Российской Федерации: учеб. пособ. изд. 2-е, испр., доп. и перераб. М., 2015. Ч. 2.
10. Рудьман С. А. Особенности правового статуса граждан в условиях правового режима контртеррористической операции: теоретические аспекты // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1 (10).
11. Смолина Д. В., Андреев А. В. Режим контртеррористической операции в контексте особых правовых режимов // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 2.
12. Снеговой А. В., Климов А. А, Омаров О. С. Участие в контртеррористической операции как одна из задач, выполняемых территориальными органами МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сборник тр. XXIV Все-рос. науч. конф. М., 2015.
sijskoj Federacii: ucheb. posob. izd. 2-e, ispr., dop. i pererab. M., 2015. Ch. 2.
10. Rud'man S.A. Osobennosti pravovogo statu-sa grazhdan v usloviyah pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii: teoretiches-kie aspekty // Aktual'nye problemy rossijsko-go prava. 2009. № 1 (10).
11. Smolina D. V., Andreev А. V. Rezhim kontrter-roristicheskoj operacii v kontekste osobyh pra-vovyh rezhimov // Yuridicheskij vestnik DGU. 2016. № 2.
12. Snegovoj A. V, Klimov А. A, Omarov O. S. Uchas-tie v kontrterroristicheskoj operacii kak odna iz zadach, vypolnyaemyh territorial'nymi organami MVD Rossii pri chrezvychajnyh obstoyatel'stvah // Informatizaciya i informa-cionnaya bezopasnost' pravoohranitel'nyh or-ganov: sb. tr. XXIV Vseros. nauch. konf. M., 2015.
54