Научная статья на тему 'Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции'

Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2862
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ (КТО) / УЧАСТИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTER-TERRORIST OPERATION (CTO) / THE PARTICIPATION OF THE INTERIOR TROOPS OF RUSSIA IN ENSURING THE LEGAL REGIME OF COUNTER-TERRORIST OPERATIONS / THE LEGAL REGULATION OF COUNTER-TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.А. Быкадоров

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования участия внутренних войск МВД России в обеспечении режима контртеррористической операции, определяются направления совершенствования служебно-боевой деятельности войск при выполнении задач правового режима контртеррористической операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.А. Быкадоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The participation of Internal Troops of Russia in ensuring the legal regime of counter-terrorist operation

The article deals with problematic issues of legal regulation of the participation of Internal Troops of Russia in ensuring the regime of counter-terrorist operations, the directions of improving the combat activities of troops in carrying out the tasks of legal counter-terrorism operation are determined.

Текст научной работы на тему «Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции»

s н u о X

л

<

ы н к

:'5

0

1

Л

<

ы н S I

X о о

вэ %

С

<

S н

iC

с

к S а

О ы н

30

оперативно-служебной деятельности, в качестве одного из основных критериев в неочевидной форме остается пресловутый процент раскрываемости преступлений. Для создания благоприятной картины оперативной обстановки руководитель органа внутренних дел сознательно принимает решения, нарушающие законность и регистрационно-учетную дисциплину.

Сложившееся положение дел обусловлено неэффективным использованием внедряемых форм и методов контроля соблюдения законности и регистрационно-учетной дисциплины, включающих распределение обязанностей и контрольных функций между руководителями органов внутренних дел на всех стадиях прохождения и разрешения информации о противоправных деяниях. Кроме того, низкий образовательный и профессиональный уровень исполнителей, их незаинтересованность в полной регистрации сообщений о происшествиях приводит к нарушениям законности и регистрационно-учетной дисциплины.

Для решения данных проблем необходимо укреплять контролирующую функцию за состоянием закона при регистрации и разрешении сообщений о происшествиях со стороны руководителя, что является одним из компонентов

укрепления доверия населения к органам внутренних дел.

Список литературы

1. Об утверждении Инструкции о порядке приема,

регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333.

2. О едином учете преступлений: Межведомствен-

ный приказ Генпрокуратуры РФ, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/ 780/353/399.

3. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал Российского права. 2006. № 7.

4. Гаврилов Б.Я. Современная уголовно-правовая политика России: цифры и факты: монография. - М., 2008.

5. Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах совершенствования предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 16.

6. Регистрационно-учетная дисциплина в органах внутренних дел и основные направления ее укрепления: учеб. пособие / под ред. проф. А.М. Кононова. - М., 2006.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

В.А. БЫКАДОРОВ, заместитель начальника Академии управления МВД России

Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования участия внутренних войск МВД России в обеспечении режима контртеррористической операции, определяются направления совершенствования служебно-боевой деятельности войск при выполнении задач правового режима контртеррористической операции.

контртеррористическая операция (КТО); участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции, правовое регулирование противодействия терроризму.

еррористический акт, случившийся в еррористический акт, случившийся в

I московском аэропорту «Домодедово» X 24 января 2011 г., еще раз заставил мировое сообщество обратить внимание на это уродливое явление. В средствах массовой информации постоянно звучит вопрос: сколькими человеческими жизнями нужно еще заплатить, чтобы систему антитеррористической защиты привести в соответствие с современными угрозами? Нами приведены только наиболее резонансные террористические акты (табл. 1), произошедшие на территории России в период 1995—2011 гг., и их перечисление дает основание для вывода: данный вид преступления стал одним из наиболее кровавых на территории России.

Приведенные данные показывают исключительную опасность террористических актов и снова заставляют обращаться к проблеме безопасности.

Таблица 1

Время Террористический акт Число погибших

14-20 июня 1995 г. Рейд Басаева на Буденновск, массовый захват заложников в здании больницы 200

9-15 января 1996 г. Рейд Радуева на Кизляр 42

11 июня 1996 г. Взрыв в московском метро на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» 4

4-16 сентября 1999 г. Взрывы жилых домов в Москве 307

23 октября 2002 г. «Норд-Ост» - захват театра на Дубровке в Москве 130

5 июля 2003 г. Взрыв на рок-фестивале «Крылья» на Тушинском аэродроме в Москве 18

6 февраля 2004 г. Взрыв в вагоне поезда между станциями московского метро «Автозаводская» и «Павелецкая» 39

24 августа 2004 г. Взрыв двух российских пассажирских самолетов 87

31 августа 2004 г. Взрыв рядом со станцией московского метро «Рижская» 10

1 сентября 2004 г. Захват школы в Беслане 330 человек, из которых 186 - дети, убиты

13 августа 2007 г. 27 ноября 2009 г. Подрыв поезда «Невский экспресс» 30

29 марта 2010 г. Взрывы в московском метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» 38

24 января 2011 г. Взрыв в аэропорту «Домодедово» 35

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [1, ст. 3].

Если для непосредственного исполнителя террор — это, как правило, идеология, то для организаторов — практика воздействия, а для «идейных вдохновителей» — политика, связанная с манипуляциями общественным сознанием, и способ давления на принятие решений органами государственной власти, местного самоуправления. Этот вывод важен для дальнейшего определения тактики и стратегии противодействия терроризму и определения роли и места внутренних войск в целостной системе антитеррористической защиты.

Террористическая деятельность заключается в следующей последовательности действий:

— организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта;

— подстрекательство к совершению террористического акта;

— организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, группы для реализации террористического акта, а равно участие в деятельности такой структуры;

— вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

— информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

— пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость ее осуществления

[9].

Основной формой терроризма является проведение террористических актов в виде совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также — угроза совершения указанных действий в тех же целях.

История, типология, суть данного деяния достаточно полно представлены в научной и учебной литературе, поэтому мы не рассматриваем сущность терроризма. Среди основных научных работ по данной теме необходимо отметить труды А.Д. Брасса [6], А.Г. Красильникова [11], Э.А. Паина [13], О.А. Рыльской [14], В.И. Чернени-лова [10], В. Устинова [15], Г.Д. Хубулова [16], В.Ф. Цепелева [17] и других ученых. В представленных работах дано достаточно полное определение понятия «терроризм».

Как показал анализ, современный терроризм, не будучи деянием новым, тем не менее сравнительно недавно приобрел черты глобальной проблемы, требующей серьезнейшего внимания всех государственных структур. Это определяется целым спектром факторов, среди которых можно выделить следующие: политические устремления некоторых экстремистских кругов; распространение среди широких слоев населения всевозможных ультрарадикальных, экстремистских и террористических идей, замешанных на национализме и религии; углубление социально-экономической дифференциации в обществе; активизация организованной преступности [9].

Практикой антитеррористической деятельности выработан механизм действий органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению терроризма, включая выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма),

S н и о X

Л

<

И

н «

:|5 О X

Л

<

И

н S X

а, X о о

оэ %

С

<

bS S н

bS

Л

с

к S а

о

И

н

31

к н и

0

1

л

<

и н к

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

<

и н к

I

X о о

03

с

<

к н

Ьй

с

к к

а о и н

32

выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Заметим, что такое положение, по нашему мнению, разъединяет силы и средства, направленные на выявление, предупреждение и пресечение терроризма. Думается, следует объединить антитеррористические комиссии и оперативные штабы, работающие в субъектах Российской Федерации.

Как показали исследования и практика успешного противодействия терроризму, необходимо комплексное использование потенциала всех государственных антитеррористических спецслужб. В России противодействие терроризму в пределах своей компетенции оказывают Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны Российской Федерации, и каждое из этих ведомств должно решать обширный круг вопросов.

Одним из субъектов, призванных поставить заслон терроризму в Российской Федерации, является МВД России, в частности входящие в ее состав внутренние войска, участвующие в проведении контртеррористических операций [2].

Согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. в России контртеррористическая операция определяется как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств», проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций.

Решения о проведении и прекращении контртеррористической операции принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности либо по его указанию иное должностное лицо, а также руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа не принято иное решение.

Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее непосредственный руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение. Однако практика проведения контртеррористических операций не способствует персональной ответственности, к тому же путь прохождения принятого решения от субъекта к объекту значительно удлиняется. Теория управления подсказывает нам идею сокращения промежуточных управленческих звеньев от принятия

управленческого решения до его исполнения: здесь можно предложить т.н. альтернативное решение о проведении операции, т. е. правоохранительный орган, выявивший основания для проведения контртеррористической операции, должен принять соответствующее решение и провести операцию, не перепоручая другому правоохранительному органу.

В ряде случаев руководителем контртеррористической операции может быть назначен руководитель органа внутренних дел либо командир объединения внутренних войск МВД России [7]. Он определяет структуру и порядок работы оперативного штаба; состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции; в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел, юстиции, иностранных дел, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта; принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции; реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией [12].

Зоной проведения контртеррористической операции являются населенные пункты, участки местности или акватории, транспортные коммуникации, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция [5].

При проведении контртеррористической операции может вводиться особый правовой режим на территории ее проведения. Впервые в России правовой режим контртеррористической операции был введен 23 сентября 1999 г. указом Президента РФ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов «Исламской международной миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 г. В ходе напряженных боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооруженные формирования сепара-

тистов обратно в Чечню. В нескольких городах России — в Буйнакске, Москве, Волгодонске 4, 8, 13 и 16 сентября 1999 г. была осуществлена серия жестоких террористических актов — взрывов жилых домов с мирными жителями. По официальным данным, эти теракты были задуманы и осуществлены представителями северокавказских вооруженных формирований в качестве мести за действия российской армии в Дагестане. 18 сентября 1999 г. федеральные силы блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии и 23 сентября приступили к осуществлению мероприятий, предусмотренных правовым режимом контртеррористической операции в Чеченской Республике. И хотя 16 апреля 2009 г. отменен приказ, объявляющий территорию Чечни зоной проведения контртеррористических операций, в различных районах Северного Кавказа нередко объявляется о введении режима контртеррористической операции в локальных районах, где непосредственное участие принимают подразделения внутренних войск МВД России [8].

В таковых операциях в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35— ФЗ допускаются отдельные временные ограничения прав и свобод личности. Возможное ограничение прав и свобод граждан как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства выступает основным характеризующим признаком этого правового режима [5].

К основным ограничениям относятся следующие:

— проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (или иные компетентные органы) для установления личности;

— удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов;

— усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также — имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

— временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы;

— ограничение движения транспортных средств и пешеходов на объектах, дорогах, улицах и отдельных участках местности;

— беспрепятственное проникновение сотрудников, проводящих контртеррористическую

операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения, на принадлежащие им земельные участки, территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

— проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также — транспортных средств и провозимых на них вещей, в частности с применением технических средств.

Подразделения, воинские части и соединения внутренних войск, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции и обеспечении вводимого правового режима, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом норм Федерального закона Российской Федерации от 6 февраля 1997 г. № 27—ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35—ФЗ «О противодействии терроризму».

В данной статье не ставилось целью рассмотреть содержательную сторону всех мер при участии внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции. Рассмотренные вопросы предполагают дальнейшее исследование данной проблематики и ее развитие.

Список литературы

1. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35—ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

2. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 27- ФЗ // СЗ РФ. 2000.

3. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ 4.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение: Постановление Правительства РФ № 754 от 11 октября 2002 г.

6. Брасс А. Кто есть кто в мире террора. — М., 2007.

7. Брусов П.В. Руководство контртеррористической операцией. — Екатеринбург, 2009.

8. Вторая чеченская кампания. Хронология событий.URL.http://blogs/mail.ru/mail/ тахттапоу4/5Ь28Ы2е2сЬ8са13.Мт1

9. Дзлиев М.И., Иззатдуст Э.С., Киреев М.П. Современный терроризм: социально-

К

н и о X

л

<

ы н к

О X

л

<

ы н к

X

Л

X о о

03

с

<

к н

ЬЙ

с

к к

а О ы н

33

s н u о X

л

<

ы н к

:'5

0

1

Л

<

ы н S I

X о о

вэ %

С

<

S н

iC

с

к S а

О ы н

34

политический облик противника / под общ. ред. В.В. Гордиенко. - М., 2007.

10. Задорожнюк И.Е., Черненилов В.И. Психологи о терроризме: материалы «круглого стола» в Академии управления МВД России. — М., 2005.

11. Красильников А.Г. Пути совершенствования борьбы с терроризмом // Прокурорская и следственная практика. — М., 2007.

12. Мелехин А.В. Особые правовые режимы РФ. — М., 2007.

13. Паин Э.А. О роли формальных и неформальных институтов в эскалации экстремизма и терроризма / Куда идет Россия: материалы международного симпозиума. 18—19 янв. 2002 г. — М., 2002.

14. Рыльская О.Е. Социально-политические истоки, формы и признаки терроризма: по материалам международной научно-практической конференции «Международный терроризм: истоки и противодействие» — М., 2003.

15. Устинов В. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом. — М., 2007.

16. Худолов Т.Д. Психологические аспекты терроризма. - М., 2005.

17. Цепелев В. Европейская конвенция пресечения терроризма теперь обязательна и для России // Российская юстиция. — М., 2004.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

Х.А. ДЗЕСТЕЛОВ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Ю.В. АРСЕНТЬЕВ, заместитель начальника УВД по Сахалинской области

А.У. КИМ,

редактор редакционно-издательского отдела, кандидат экономических наук

(Академия управления МВД России)

Особенности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по документированию контрабанды морских биологических ресурсов в Дальневосточном регионе

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе документирования фактов контрабанды морских биоресурсов, на примерах практической деятельности органов внутренних дел Дальневосточного федерального округа.

теневая отрасль экономики, промышленное браконьерство, уголовно-процессуальное законодательство, оперативно-розыскные мероприятия, грузовые таможенные декларации.

Дальний Восток — один из самых богатых водными биоресурсами регион России, где рыбная отрасль является мощным источником дохода. Только в первом полугодии 2010 г. через дальневосточные таможенные посты за рубеж было вывезено около 800 тыс. т морских биоресурсов стоимостью более 1 млрд дол. США. Именно поэтому данная среда — источник повышенного интереса для представителей криминальных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.