Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRITORIAL AUTHORITIES / TERRORIST CRIMES / EXTREMISM / ANTI-TERRORIST ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гандалоева Тамара Ахметхановна

В данной статье автором будет рассмотрен вопрос организации и координации антитеррористической деятельности на территории Российской Федерации, в частности функционирование территориальных органов МВД России по противодействию терроризму, нормативно правовая база, организация работы и возможности развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гандалоева Тамара Ахметхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal basis for the activities of the territorial bodies of the Russian Interior Ministry to counter terrorist crimes and its organizational support

In this article, the author will consider the organization and coordination of anti-terrorist activities in the territory of the Russian Federation, in particular the functioning of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia to counter terrorism, the legal framework, the organization of work and development opportunities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГАНДАЛОЕВА Тамара Ахметхановна,

адъюнкт Академии управления МВД России (следователь СЧ СУ МВД по Республике Ингушетия), капитан юстиции. E-mail: Slejka-mvd@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье автором будет рассмотрен вопрос организации и координации антитеррористической деятельности на территории Российской Федерации, в частности функционирование территориальных органов МВД России по противодействию терроризму, нормативно правовая база, организация работы и возможности развития.

Abstract: In this article, the author will consider the organization and coordination of anti-terrorist activities in the territory of the Russian Federation, in particular the functioning of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia to counter terrorism, the legal framework, the organization of work and development opportunities.

Ключевые слова: Территориальные органы власти, террористические преступления, экстремизм, антитеррористическая деятельность.

Keywords: Territorial authorities, terrorist crimes, extremism, anti-terrorist activities.

Терроризм и террористическая деятельность в настоящее время понятия широко известные и часто встречающиеся в разговорах и средствах массовой информации. Не всегда достоверная информация и не полные знания населения о понятии самой террористической деятельности, а также о возможностях законодательной и исполнительной базы органов власти Российской Федерации по противодействию терроризму, приводят к необоснованному страху.

В данной статье будет рассмотрен вопрос организации и обеспечения деятельности территориальных органов МВД России по противодействию преступлениям террористической направленности.

Само слово терроризм не имеет четко сформулированного понятия, под терроризмом, мы понимаем многогранные и разноплановые действия, направленные на разрушение общественного порядка, лишение мирных жителей благ и свобод, для достижения собственных целей, противоречащих нормативно правовым актам и социальным нормам общества. В законодательных и правовых актах достаточно полно раскрыто понятие терроризма, как идеологии и практики воздействия на органы власти и мирных граждан.

Автор данной статьи рассмотрит, насколько деятельность системы органов МВД Российской Федерации влияет на стабильность в стране и как может гарантировать защищенность населения.

В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в последней редакции, действующей с 13.08.2019 года) и Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"[1] прописаны все деяния, которые могут относиться к террористической деятельности и непосредственно меры наказания за данные преступления.

Среди сотрудников силовых структур не все понимают масштабы и прогрессирующую мощь преступных группировок, в то время как основной и фундаментальной задачей органов МВД России была и остается обеспечение стабильной безопасности населения и каждого ее гражданина в отдельности.

Сложная организация и иерархическая цепочка террористических формирований повышают неуязвимость радикального и политического терроризма. На данный момент нет строгих данных о количестве экстремистских групп и организаций, от десятков до сотен и это только в Российской Федерации. Террористическая деятельность, несомненно, острый вопрос, ставший угрозой безопасности и целостности государства.

В настоящее время способы и меры борьбы с террористической деятельностью стабильно и динамично развиваются, методы пресечения разнообразны и своевременны. Однако, наиболее важным остается идеологическая, политическая и нравственно-этическая работа и воспитание населения страны. Необходимы более глубокие и жесткие ограничения, как в финансовом вопросе, так и в ограничении возможности передвижения международных преступников, запрет на отдельные виды деятельности, по средствам которых возможна организация и ведение диверсионно-террористических групп и подготовка людей для такого рода деятельности. Необходимо широко внедрять использование современных технических средства, для возможности повсеместно получать данные и проводить автоматических анализ и досье на террористов, их связей и цепочках взаимодействий, для контроля их передвижений и совершения любых действий, что позволит купировать террористические акты на раннем этапе планирования.

Наиболее сложной, а вместе себе главной проблемой остается прогнозирование времени и места совершения

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 10(178)

планирующихся преступных действий террористического характера. Для решения этих задач необходимо постоянное и прогрессивное развитие материально-технической, законодательно-правовой базы и вместе с тем подготовка квалифицированных кадров в оперативных и специальных подразделениях, важно развивать деятельность и возможности не только федеральных, но и территориальных органов МВД РФ согласно современных мировых реалий.

Важна комплексная работа во всех областях, при взаимодействии органов федеральной, региональной и местной власти. Противодействие террористическим действиям должно стать приоритетной задачей, что должно выражаться в профилактике и заблаговременном принятии мер.

Деятельность террористических организаций, что важно осознавать, не стоит на месте и потому большое значение имеет прогнозирование возможных действий и изменений с их стороны и в этой области борьбы с терроризмом, основную роль играет разведка и контрразведка, результат работы специалистов, зависит от высокой квалификации кадров, современных методов работы и высококачественной оснащенности сферы их действий.

Для контроля и пресечения деятельности террористических организаций необходима грамотно выбранная тактика, стратегия, полное взаимодействие спецслужб и органов власти любого уровня для организованных антитеррористических операций, проведение оперативно-розыскных работ и выполнение возникших поставленных задач в кротчайшие сроки. Результативность мероприятий напрямую зависит от полноты и достоверности имеющихся данных, именно на этой информации базируется работа всех подразделений и ведомств задействованных в противодействии преступлений террористической направленности.

В рамках создаваемых антитеррористических структур, необходимо формировать специальные базы данных, создавать и постоянно редактировать новыми вводными перечень террористических групп и организаций, контролировать и исключать незаконный оборот взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

Каждая из стран мира вносит свой посильный вклад в борьбу с террористической деятельностью и одной из стран, ведущую наиболее активную в этой плане работу, является Российская Федерация. Концепция борьбы с терроризмом на современном этапе, является профилактика террористических действий, борьба с терроризмом и ликвидация последствий проявлений терроризма. Сегодня Российская Федерация строит новую государственную политику в сфере национальной безопасности, правовая основа деятельности которой утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 "О стратегии национальной безопасно-

сти Российской Федерации"[2] и федеральный законом от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ "О безопасности"[3]. В РФ создана сложная по своей структуре системы по борьбе с терроризмом, в которую входят следующие субъекты: Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ), Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), Служба внешней разведки РФ (СВР РФ), Федеральная служба охраны РФ (ФСО РФ), Федеральная пограничная служба (ФПС), входящая в состав ФСБ, Вооруженные силы РФ (ВС РФ), МЧС РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 (ред. от 29.07.2017) "О мерах по противодействию терроризму"[4] образован Национальный антитеррористический комитет (НАК), который призван регулировать деятельность не только каждого исполнительного органа не только федерального масштаба, но и субъектов Российской Федерации и также органов местного самоуправления. В то же время по субъектам РФ, для упрощения сообщения и повышения контроля работы территориальных органов МВД РФ, в целях более результативной профилактики и работы в области антитеррористической деятельности были образованы антитеррористические комиссии, во главе которых стоят руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вся основная деятельность антитеррористических структур регулируется согласно федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»; координация каждого субъекта задействованного в антитеррористических мероприятиях производится Главным управлением по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД Росси) образованное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 № 1316 (ред. от 05.09.2011) "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"[5].

В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации[6], говорится о том, что МВД должно обеспечить участие органов внутренних дел в профилактике террористических действий, в обеспечение правового режиме при проведении контртеррористических операций, также защита объектов на которые осуществляется террористическое посягательство, непосредственно защита мест массового скопления людей и проведение анализа антитеррористической деятельности и охрана различных государственных объектов.

Согласно утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации[7] территориальные органы МВД России являются полноправными

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

субъектами противодействию терроризму и как следствие участниками всех этапов борьбы и ликвидации последствий террористических действий, наделенные полномочиями в соответствии с действующими законодательными актами и иными нормативно правовыми актами.

Территориальные органы МВД РФ обязаны в пределах своей компетенции противодействовать экстремизму и выполнять такие функции, как предупреждение терроризма, профилактика и ликвидация причин и условий, способствующий совершению преступлений террористической направленности (профилактика терроризма); раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом); ликвидация последствий проявления преступных действия со стороны террористов; проведение профилактических мер по предупреждению экстремистской деятельности; обнаружение и пресечение деятельности экстремистских организаций и объединений.

Несмотря на то, что сфера действия местных органов МВД России относительно не велика, данная власть наиболее близка к населению. Большинство тревожных заявлений и звонков поступают именно в дежурные части отделов внутренних дел и как следствие, именно первые незамедлительные действия по пресечению террористиче-

ских актов проводятся отделами внутренних дел. И здесь встает вопрос оснащенности специальными средствами и укомплектованности квалифицированными кадрами, к сожалению, не всегда местные контролирующие органы способны оказать полную помощь в экстренной ситуации. Органам внутренних дел территориального уровня отведена немаловажная роль и развитие качественного материально-технического наполнения и повышение качественного состава сотрудников должно быть непрерывным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, несмотря на тот факт, что борьба и профилактика терроризма в масштабах страны прерогатива Федеральной службы безопасности Российской Федерации[8], территориальные органы МВД РФ несут не меньшую ответственность за предупреждение, профилактику и нейтрализацию угроз преступлений террористической направленности. Объемная нормативно-правовая база дает широкий спектр действий и возможностей для реализации всех поставленных перед силовыми структурами задач. При комплексной работе и непрерывном взаимодействий всех ступеней структуры противодействующей терроризму на территории Российской Федерации, возможно организовать полную защиту населения от террористический преступлений.

Библиография:

1.

2.

3.

4.

7.

8.

Федеральный закон от 6.03.2006 г. №35-ФЭ «О противодействии терроризму»// «Российская газета» 10.03.2006 г № 0 (4014)

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. №682 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»//

«Российская газета» 13.12.2015 г.

https://fzrf.su/zakon/o-bezopasnosti-390-fz/

Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 "О мерах по противодействию терроризму" (ред. от 29.07.2017)// «Российская газета» 17.02.2006 №34

Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1316 (ред. от 05.09.2011) "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"// «Российская газета» №0 (4747)

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации"// «Российская газета» 2.03.2011 г №43 (5419)

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5.10.2009 г. // «Российская газета» 20.10.2009 г. №198 (5022) https://fzrf.su/zakon/o-fsb-40-fz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.