Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования хозяйственного механизма АПК'

Основные направления совершенствования хозяйственного механизма АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аничин Владислав Леонидович, Сазонов Сергей Васильевич

Раскрыты возможности совершенствования хозяйственного механизма. Изложены предложения по защите вертикальной конкуренции в АПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования хозяйственного механизма АПК»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА АПК

В.Л. Аничин, С.В. Сазонов

Аннотация. Раскрыты возможности совершенствования хозяйственного механизма. Изложены предложения по защите вертикальной конкуренции в АПК.

Ключевые слова: хозяйственный механизм, вертикальная конкуренция, антимонопольное регулирование.

Проблема совершенствования хозяйственного механизма АПК ввиду её важности является предметом исследования многих ведущих российских ученых. Так,

А. Шутьков указывает на деформацию национальной экономики и агропромышленного комплекса, связанную с нарушением структуры производства материально-технических ресурсов, диспаритетом в ценовых соотношениях, разрывом кооперативных и интеграционных связей, как на одну из главных угроз для аграрного сектора страны [4].

Анализируя современное положение АПК и историю его развития, Л. Абалкин пришел к выводу, что только сочетание плановых начал с инструментами рынка позволяет рассчитывать на успех в решении аграрного вопроса. Всегда подъем аграрного сектора связан с действием этого мощного ускорителя прогресса. Борьба с монополиями и создание конкурентной среды должны быть составной частью политики современного государства. Без последовательного введения паритета цен нельзя преодолеть аграрный кризис в России. Современной России нужны глубокая и последовательная аграрная реформа, а также обновление стратегии развития села в целом [2].

Совершенствование хозяйственного механизма следует осуществлять одновременно по всем его составляющим, включая организационные факторы, экономические факторы, нормативно-правовые условия и экономические отношения. Однако в правовом государстве первоочередные изменения должны быть осуществлены в нормативно-правовых условиях.

Наибольшие препятствия по достижению народнохозяйственных целей и реализации частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей заложены в антимонопольном законодательстве. Несмотря на то, что ФЗ «О защите конкуренции» призван создать равные условия для хозяйствующих субъектов [1], в действительности он позволяет, в лучшем случае сохранить статус-кво в распределении рыночной власти. Статья 6 «Монопольно высокая цена товара» и статья 7 «Монопольно низкая цена товара» гласят, что такие цены устанавливают хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение. Хотя статьей 10 таким субъектам запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, факт монополистической деятельности, по сути, констатируется.

В соответствии с п.19 ст. 4, «вертикальное» соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом» [1]. Таким образом, смежные предприятия в данном законе не рассматриваются как конкурирующие.

При этом определение «конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном

рынке» (ст. 4, п. 7) не исключает возможность вертикальной конкуренции.

Мы предлагаем рассматривать отношения между покупателем и продавцом как частный случай конкуренции. Такую конкуренцию следует определить как вертикальную. Применительно к агропромышленному комплексу, регулирование вертикальной конкуренции и защита свободной вертикальной конкуренции имеют болыпое практическое значение.

-► - передача материального потока по монопольно низким ценам ^ - передача материального потока по монопольно высоким ценам

Рисунок 1 - Движение материального потока на рынке

В отличие от многих других народнохозяйственных комплексов, в АПК производится продукция, ассортимент которой стабилен во времени, а уровень потребления — малоэластичен и научно обоснован. Это позволяет эффективно регулировать вертикальную конкуренцию.

Справедливая вертикальная конкуренция имеет место, если продавец и покупатель имеют равную рыночную власть. Величину рыночной власти для двух организационно независимых (не входящих в одну группу) смежных хозяйствующих субъектов (далее по тексту -ОНСХС) следует оценивать по объему спроса и предложения.

Большинство ОНСХС имеют различную рыночную власть, что порождает монопольно высокие и монопольно низкие цены. И те, и другие цены замедляют движение материального потока в АПК (рисунок 1), ставя под угрозу продовольственную безопасность России.

Исключить установление монопольно низкой цены (в случае, когда рыночная власть покупателя больше, чем у любого из продавцов) и монопольно высокой цены (в случае, когда рыночная власть продавца больше, чем у любого из покупателей) целесообразно путем создания соответственно сбытового и закупочного кооперативов.

Эти организационные решения требуют адекватной нормативно-правовой базы. Мы предлагаем внести в ФЗ «О защите конкуренции»:

Собственники

земли

Организации, добывающие полезные ископаемые

I ~~

Производители материальнотехнических ресурсов

1) поправки, разграничивающие понятия горизонтальной и вертикальной конкуренции: Рыночная конкуренция в общем случае - это борьба за лучшие условия сбыта или приобретения товаров. Горизонтальная конкуренция имеет место между покупателями или продавцами однородных товаров. Вертикальная конкуренция - между смежными хозяйствующими субъектами;

2) поправки, дифференцирующие способы защиты горизонтальной и вертикальной конкуренции. В частности среди признаков ограничения конкуренции в федеральном законе «О защите конкуренции» называется отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке (ст. 4, п. 17) [1]. Это верно в отношении горизонтальной конкуренции, но не вертикальной конкуренции, например, если хозяйствующий субъект входит в сбытовой кооператив и отказывается от самостоятельных действий по сбыту продукции;

3) поправки, дающие полномочия органам антимонопольной службы по инициированию создания сбытовых и закупочных кооперативов;

4) поправки, определяющие порядок оценки народнохозяйственной целесообразности мер, предпринимаемых антимонопольными органами, по защите конкуренции. Это связано с тем, что такие меры могут защищать один вид конкуренции и ограничивать другой. Вывод о целесообразности принимаемых мер должен быть сделан только с учетом всех последствий изменения условий конкуренции.

Схема, представленная на рисунке 2, иллюстрирует основные конкурентные отношения в агропромышленном комплексе. Эффективное государственное регулирование конкурентных отношений возможно путем объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в закупочные и сбытовые кооперативы, а также посредством распределения квот на производство сельскохозяйственной продукции между кооперативными объе-

динениями, квот на переработку продукции между промышленными предприятиями, с помощью контроля над ценообразованием.

Квотирование производства и переработки отечественной сельскохозяйственной продукции следует применять по мере того, как самообеспеченность продовольствием будет превышать пороговые уровни, установленные в доктрине продовольственной безопасности России. Квотирование переработки импортного сельскохозяйственного сырья следует проводить в любом случае, распределяя квоты между перерабатывающими предприятиями пропорционально объемам переработки отечественной сельскохозяйственной продукции.

Контроль над ценообразованием должен включать ограничительные и предупредительные меры.

Основные предупредительные меры:

- достижение равной рыночной власти у смежных хозяйствующих субъектов путем кооперации и агропромышленной интеграции. Государственная политика должна быть направлена на поощрения интеграционных процессов в АПК и на организацию сбытовых и закупочных кооперативов;

- распространение информации о фактических и рекомендуемых ценах, а также об их структуре. Рекомендуемые цены следует устанавливать по принципу равной окупаемости переменных затрат смежных предприятий. Методика ценообразования изложена в работе [2].

Основные ограничительные меры:

- ограничение уровня торговых наценок на продовольственные товары;

- лишение лицензий у торговых предприятий, превысивших максимально допустимый уровень торговых наценок;

- ограничение роста цен на продукцию естественных монополий;

ОО-Ч)

и

" "1 V ; Г

>4 к'

( I Г 1

1 с ] V

о-о-*-

о

_____| - поставщики МТР;

- с.-х. товаропроизводители;

■ переработчики с.-х. продукции; ч—► - горизонтальная конкуренция; д “ГГ- вертикальная конкуренция;

- торговые организации;

Рисунок 2 - Конкурентные отношения в агропромышленном комплексе

- разделение организаций, занимающих доминирующее положение на федеральном рынке и нарушающих антимонопольное законодательство.

Без рассмотренных выше изменений в хозяйственном механизме существующая система государственного регулирования развития АПК будет лишь частично преодолевать периодически возникающие провалы рынка, но не сможет кардинально их предотвратить.

Список использованных источников

1 О защите конкуренции /ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-

ФЗ.

2 Абалкин, Л. Аграрная трагедия России / Л. Абалкин //Вопросы экономики.- 2009.- № 9.- С. 4-14.

3 Аничин, В.Л. Методика ценообразования на молоко /

В.Л. Аничин // Экономика с.-х. и перераб. предприятий.-2011.-№5.- С. 65-66.

4 Шутьков, А. Аграрная политика: социально-экономические проблемы / А. Шутьков //АПК: экономика, управление.- 2011.- №5.- С. 3-9.

Информация об авторах

Аничин Владислав Леонидович, доктор экономических наук, профессор кафедры организации и управления ФГБОУ ВПО «Белгородская ГСХА», тел. 8-903-886-04-93.

Сазонов Сергей Васильевич, аспирант ФГБОУ ВПО «Белгородская ГСХА», тел. 8-920-553-90-08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.