MANAGEMENT OF AGRICULTURAL MARKETS AND IMPROVE ITS INFRASTRUCTURE
Chernyshov Pavel Gennadevich, Post-graduate Student, North-Caucasus Humanitarian-Technical Institute, Stavropol
The questions need to develop and support the development of the agri-food market infrastructure, ways to improve the agricultural economy, regulation of agricultural products, raw materials and food, a balanced development of agricultural areas.
Keywords: agriculture; infrastructure; grain market; grain products sub.
УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ РЫНКОМ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ
В статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и поддержки в развитии инфраструктуры агропродовольственного рынка; пути повышения эффективности аграрной экономики, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сбалансированного развития сфер АПК. Ключевые слова: агропромышленный комплекс; инфраструктура; зерновой рынок; зернопродуктовый подкомплекс.
Одной из актуальных проблем современного агропромышленного комплекса как и экономики страны в целом является неэффективное функционирование агропродовольственного рынка.
Агропродовольственный рынок является открытой системой, поэтому вектор его развития в стратегическом плане определяется оптимизацией межрегиональных взаимодействий на основе формирования единого рыночного пространства.
Активизация межрегиональных продовольственных и сырьевых связей, которые являются формой взаимодействия рынков различ-ныхтерриториальныхуровней - региональных и федерального - способствует повышению эффективности аграрной экономики. При этом под региональными агропродовольственными рынками понимаются рынки отдельных регионов, которые отличаются местоположением, емкостью, товарным ассортиментом, ценовой политикой и конъюнктурой в целом. Федеральный агропродовольственный рынок следует рассматривать как совокупность рынков всех регионов страны, включающую их суммарный спрос и предложение, средние цены и др. [4].
Изучение зарубежной литературы показывает, что параметры агропродовольственного рынка определяются следующими факторами: развитием рыночной инфраструктуры, т.е. наличием товарных бирж, товаропроводящих сетей и др.; совершенствованием форм экономической интеграции; созданием эффективных регулятивных механизмов, определяемых наличием единых правил торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием [2].
Главная задача агропромышленного комплекса (АПК) состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления. В структуре АПК выделяют три сферы: отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; сельское и лесное хозяйство; отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье и обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.
Сбалансированное развитие сфер АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В развитом АПК формируется четвертая сфера, включающая отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукта, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.
УДК 338.12
0
сС
© Чернышов П.Г., 2012 ■-
ЧЭ
гл
■ QII
K4
■
95
ЧЕРНЫШОВ Павел Геннадьевич,
аспирант,
Северо-Кавказский
гуманитарно-
технический
институт,
Ставрополь
о
у
__£1
I
I
0
<=.
3
96
Инфраструктура рассматриваемого рынка представляет собой объединение хозяйствующих субъектов определённых видов деятельности и организационно-правовых форм с целью осуществления взаимодействия в сфере обращения продовольственныхтоваров и обеспечения рационализации товарообмена,направленное на удовлетворение интересов продавцов и спроса покупателей.
Формирование и развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка основывается на ряде закономерностей:
- инерционность инфраструктурных преобразований по сравнению с потребностями в создании инновационных элементов;
- осознанная необходимость в согласовании действий регулирующих и рыночных структур по преобразованию существующих элементов и созданию новых;
- объединение отдельных организаций инфраструктуры агропродовольственного рынка в саморегулируемые организации и аналогичные союзы;
- отсутствие при формировании инфраструктуры детального учета таких факторов, как: интересы и потребности непосредственных производителей продовольственной продукции, их территориальная дифференциация;
- низкий уровень рентабельности сельско-хозяйственныхтоваропроизводителей на большей части Российской Федерации [1].
Слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводит к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, пе-рерабатывающихсельскохозяйственное сырье, удовлетворяется на 60%, степень износа оборудования составляет 70%. Состояние машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий крайне неудовлетворительно, темпы его пополнения существенно уступают темпам списания устаревшей сельскохозяйственной техники. Недостаточное обеспечение предприятий АПК техникой служит причиной происходящих деструктивных процессов в аграрной сфере, приводит к деиндустриализации сельскохозяйственного труда, к использованию в сельском хозяйстве примитивных технологий производства растениеводческой и животноводческой продукции [3].
Агропродовольственный рынок как объект управления обладает рядом специфических особенностей, заключающихся в территориальной разобщенности производства, зависимости от природно-климатических условий, продолжительности производственных циклов, многообразии форм собственности, необходимости соблюдения сроков и условий поставок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Объективная оценка эффективности управления дает возможность сравнивать различные варианты организации управления, давать им оценку, намечать пути совершенствования, повышать ответственность руководителей и специалистов за результаты их труда. Общее определение эффективности предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, использованными для ихдостижения.
Зернопродуктовый подкомплекс является основным звеном единой агропромышленной системы, поскольку производимый подкомплексом такой вид продовольственной продукции, как зерно, имеет определяющее социальное и стратегическое значение. Это основа питания населения, кормовая база для сельскохозяйственных животных, а также сырье для мукомольной, крупяной и пивоваренной отраслей промышленности, поэтому спрос на зерно является постоянным и непрерывным, имеет долговременную тенденцию роста.
Инвестиционная привлекательность зернового рынка и рынка хлебопродуктов имеет в России благоприятную тенденцию к повышению. Надежной гарантией быстрой окупаемости и устойчивого роста капитальных вложений выступает скорость оборачиваемости вложенных средств и высокий экспортный потенциал. Отдача на капитал в среднем составляет около 20% [5]. Это, наряду с другими особенностями исследуемой отрасли (наличие производственных мощностей в достаточном объеме, относительно низкая цена вхождения в рынок и доступность сырьевых ресурсов), подпитывает интерес инвесторов к российскому АПК.
Современный этап развития рынка зерна характеризуется тенденцией к консолидации активов крупных компаний и их укрупнения путём поглощений мелких предприятий. Ведущие российские агрохолдинги интенсивно наращивают свои активы, причем в наибольшей степени это касается элеваторов и зернохранилищ. Другой тенденцией является активизация входа и присутствия на российском рынке иност-ранныхтрейдеров, что усиливает конкурентные позиции последних.
Зерновой рынок характеризуется наличием взаимопроникновения промышленного перерабатывающего и сельскохозяйственного производства. Такие рыночные элементы, как производители, стремятся к обеспечению расширенного воспроизводства и, на этой основе, устойчивому повышению темпов роста производства зерна. Результатом такого стремления является создание диверсифицированных вертикальноинтегрированных структур холдингового типа. Воспроизводственный процесс, благодаря созданию холдингов, в аграрных предприятиях восстанавливается.
Общественное разделение труда, специализация, межотраслевая и межхозяйственная интеграция обуславливают неизбежность органи-
зационно-экономического взаимодействия экономических субъектов, занятых производством, переработкой и реализацией продукции зернопродуктового подкомплекса. Развитие вертикальной (прямой и обратной) интеграции в условиях рыночной экономики создало новые условия функционирования предприятий продовольственного подкомплекса на основе производственно-коммерческих отношений юридических лиц между собой и государством.
Зернопродуктовому подкомплексу присущи прямые устойчивые производственно-экономические связи интегрирующих сторон, получающих дополнительную эффективность в производстве по сравнению с эффективностью обособленно функционирующих хозяйств. Стадии переработки производимой продукции характеризуются жесткостью и однонаправленностью - от зерна кхлебу. При этом в зависимости от целей производства зерно, мука, крупа могут выступать как промежуточным, так и конечным продуктом. В качестве важнейшего условия обеспечения устойчивости и конкурентных преимуществ зернового рынка следует обозначить адаптивность предприятий отрасли, во многом определяемую действием общеэкономических и специфических закономерностей, присущих зерновому производству.
Функционирование зернового рынка в рамках обозначенных целей подчиняется принципам регулируемости, информационной открытости, многоканальности, многоукладности и интегрированности в условиях конкурентной среды. Следовательно, минимум один из показателей устойчивости производственной деятельности должен быть связан с прочностью позиций соответствующей аграрно-производственной структуры на этом рынке. Более высокий риск нестабильности получения дохода имеют сегменты с резко меняющимися характеристиками (цены, затраты, объемы продаж).
Прочность позиций определяется стабильностью следующих параметров: во-первых, сегмента рынка и, во-вторых, доли конкретного предприятия в данном сегменте [5].
На наш взгляд, на зерновом сегменте агропродовольственного рынка осуществляется взаимодействие между сельскохозяйственными и промышленными производителями, субъектами промежуточного распределения и обмена, конечными потребителями, при соблюдении интересов его участников и создании условий адаптации рыночных параметров к экономической ситуации.
Запросы потребителей резко различаются по группам, поэтому важна сегментация рынка. Существуют три признака сегментации рынка зерна: территориальный; видовой; характер использования. Емкость сегмента рынка как его количественный параметр представляет собой совокупную платежеспособность потребителей, достаточную для приобретения необходимого
объема зерна и зернопродуктов в течение определенного временного периода. Каждый сегмент должен учитывать запросы отдельных групп потребителей.
Сегментация на региональные и межрегиональные уровни, свойственная исследуемому рынку, является причиной административных ^ ограничений для межрегионального обмена. Поэтому федеральной антимонопольной служ- —
бой принимаются меры по установлению меж-региональныхограничений по обращению зерна и зернопродуктов.
Продвижение зерна от производителей к потребителям в целях удовлетворения запросов последних определяется наличием эффективно функционирующей системы сбыта, транспортировки и хранения продукции, а также соответствующей институциональной и информационной инфраструктуры. Оптимальная логистическая схема предполагает минимизацию временных и транспортных расходов, в том числе и за счет использования транспорта потребителя и возмещения за его счет издержек по транспортировке. K**NT\
Система сбыта на зерновом рынке включает \‘ 4
следующие каналы реализации продукции: прямые связи с перерабатывающими предприятиями или другими хозяйствами; заготовительные организации; потребкооперация; колхозный ры- 97
нок; собственные магазины; ярмарки; аукционы; биржевой рынок; бартерные сделки.
Каналы сбыта подразделяются на прямые и косвенные. При использовании прямых каналов посредники отсутствуют. Прямым каналом, в частности, является бартерная сделка на основе прямого товарообмена. Такие сделки выгодно использовать в условиях диспаритета цен.
Сбыт зерна по косвенным каналам облегчает поиск продавца и покупателя, но обусловливает увеличение разрыва цен.
Источники финансирования наряду с мерами стимулирования движения продуктовых потоков определяют объемы прохождения зерна на рынок. Поэтому функционирование сбытовой системы предполагает поиск рациональных источников финансирования для покрытия соответствующих затрат, в качестве которых могут выступать заемные средства, бюджетные ресурсы, средства посредников, потребителей, инвесторов и пр.
Необходимо обратить внимание на биржевой канал сбыта как элемент цивилизованной рыночной торговли зерном, которое отвечает всем требованиям, предъявляемым к биржевым сделкам. Зерно как классический биржевой товар обладает качественной однородностью, взаимозаменяемостью, делимостью, сохраняемостью. Биржи осуществляют функции ценообразования, предоставления места для торговли, информационной открытости и гласности, хеджирования, проведения арбитражных сделок. Это способствует сокращению
о
у
__£1
I
I
0
<=.
3
98
издержек обращения и снижению цены зерна. Биржевые цены как объективное отражение спроса и предложения призваны ориентировать товаропроизводителей в конъюнктурных изменениях. На российском зерновом рынке эта функция не получила должной реализации ввиду отсутствия биржевой активности.
Благодаря пригодности зерна к длительному хранению и транспортабельности имеется возможность создания резервных запасов и страховых фондов для использования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Собственное производство играет существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны и насыщении отечественного зернового рынка. Устойчивый рост параметров самообеспеченности достигается за счет превышения объемов производства над объемом внутреннего потребления, наличия необходимых и достаточных переходящих запасов, позволяющих демпфировать колебания валовых сборов. Возрастающая по мере формирования и развития рынка зерна потребность в зернохранилищах в местах производства обусловлена сезонностью производства, круглогодичной устойчивостью спроса, потребностью в страховых, интервенционных фондах и переходящихзапа-сах.
Основным элементом системы стимулирования сбыта является цена, на формирование которой оказывают влияние следующие факторы: спрос и предложение; виды цен (государственные и договорные); форма и сроки расчетов; издержки производства и обращения; складывающийся уровень рентабельности по различным каналам реализации; товарные запасы; уровень региональных и мировых цен; потребительская ценность зерна. К основным индикаторам качества зерна относятся влажность, наличие сорной и зерновой примесей, содержание и качество клейковины.
Для эффективного функционирования рынка особое значение имеет инфраструктура, обеспечивающая бесперебойное товародвижение продукции, приводя в соответствие объемы производства зерна с платежеспособным спросом потребителей, не принимая при этом непосредственного участия в производственных процессах. В ее состав входят: банковская, финансовая,транспортная,энергетическая системы; система связи; водоснабжение; система улучшения качества сельскохозяйственных земель; биржи; система подготовки и повышения квалификации кадров; система научно-исследовательской и внедренческой деятельности; сельское строительство; информационно-консультационная система и др.
На поведение участников рынка значительное влияние оказывают факторы стратегического и нестратегического характера. К стратегическим относятся: согласованность ценовой политики; ценовая дискриминация; дифференциация
продукта; горизонтальная и вертикальная интеграция производства. Нестратегические факторы включают: объем производства и сбыта, соответствующий минимуму средних издержек отрасли; иностранная конкуренция, понижающая уровень концентрации в отрасли и несовершенства рынка; эластичность спроса, направления и темпы его изменения; концентрация покупателей, понижающая монопольную власть продавцов.
В качестве приоритетного элемента рынка и весомого фактора обеспечения устойчивости воспроизводственного процесса, экономического роста, ускорения научно-технического прогресса, удовлетворения платежеспособного спроса, поступательного движения цивилизации следует рассматривать конкуренцию. Внедрение на рынок сбыта конкурентоспособныхтова-ров создает условия для расширенного воспроизводства всем участникам логистической цепи.
Основными конкурентными преимуществами рынка зерна и продуктов его переработки являются: качество продукции и сырья; региональные особенности; наличие производственных мощностей и собственных элеваторов, позволяющих обеспечить качественное хранение зерна и постоянный его запас; надежные поставщики; товарная диверсификация; качество продукции и торговая марка, направленная на позиционирование продукции в выбранном сегменте; автоматизация производственных процессов в разрезе ежедневного учета использования, поступления и остатков; гибкая ценовая и закупочная политика, основанная на мониторинге параметров рынка; система стимулирования сбыта и построения продаж, использующая различные схемы сотрудничества, рекламную поддержку клиентов на местах, проведение акций.
Специфика зернового рынка позволяет отнести его к рынку совершенной конкуренции, под влиянием чего и действует механизм ценообразования. Производители, не имея собственной ценовой политики, находятся во власти рынка и вынуждены принимать любой ценовой уровень. Однако структура рынка с федеральными границами, или второго уровня, позволяет отнести его к умеренно концентрированному. Рынок услуг по хранению зерна является конкурентным, поскольку на нем присутствует множество предприятий. Концентрация на исследуемом рынке низкая, рынок характеризуется свободным входом. Ситуация на российском рынке зерна не позволяет формировать равновесную цену и следовать закону спроса и предложения. Это связано со сложившимся диспаритетом цен, что ведет к снижению воспроизводственной способности отрасли.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой законодательством предусмотрен государственный контроль над процессами экономической концентрации [6]. Антимонопольное
законодательство направлено на ограничение приращения рыночной власти конкретного субъекта хозяйствования.
Таким образом, эффективность функционирования агропродовольственных рынков определяется адекватностью восприятия потребностей субъектов зернового рынка, оценки их социально-экономического потенциала и обеспечения взаимодействия всех элементов механизма (инновационных, инвестиционных, финансовых, природных ресурсов), способствующих достижению устойчивой динамики экономического роста.
Сложившаяся к настоящему времени ситуация на отечественном зерновом рынке является проявлением его реформирования, трансформации и ослаблением государственной поддержки и регулирования вследствие чего обострились проблемы его функционирования.
Активным стимулятором реализации рыночных механизмов в АПК в связи со спецификой производства, заключающейся в пространственной рассредоточенности, многообразии условий производства, сезонности, оперативности реализации продукции, высокой степени зависимости производственной деятельности от природно-климатических воздействий, является система гибкого государственно-административного регулирования.
Субъекты зернового подкомплекса стремятся к устойчивомуповышениютемпов роста производства зерна и, на этой основе, обеспечению расширенного воспроизводства, что во многом обеспечивается посредством повышения конкурентоспособности производимой продукции. Специфика зернового рынка позволяет отнести его к рынку развитой конкуренции с умеренной концентрацией.
Литература:
1. Васильева Е.В., Переверзин Ю.Н. Методологическиеосновы формирования инфраструктуры агропродовол ьственного рынка: монография - Саратов: Рата-Принт, 2010. - 243 с.
2. Рудой Е.В. Организационно-экономический механизм регулирования продовольственного рынка / Е.В. Рудой, Р.В. Захаров, Н.В. Григорьев, В.Н. Григорьев, П.Н. Волокитин. - Новосибирск: Агро-Сибирь, 2009. - 252 с.
3. Амандурдыев Х.Д., Гурнович Т.Г. Совершенствование механизма управления агропромышленным комплексом региона: монография. - Ставрополь: Ставролит, 2011. - 140 с.
4. Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 544 с.
5. ЧернышовП.Г. Государственное регулирование аграрного сектора экономики в Ставропольском крае // Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России: материалы XI Межвуз. НПК. - СФ МГЭХ -Ставрополь, 2011. - С. 158-164.
6. Blanchard, O., Fischer, S. Lectures on Macroeconomics. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1989. - 520 р.
fN
О
0
ct
■ on
■
99