Научная статья на тему 'Регулирование развития регионального молочно-продуктового подкомплекса'

Регулирование развития регионального молочно-продуктового подкомплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КООПЕРАЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / BELGOROD OBLAST / DGC / STATE REGULATION / COOPERATION / PERSPECTIVE MEASURES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аничин В. Л., Чугай Д. Ю.

Проведен анализ состояния молочно-продуктового подкомплекса Белгородской области. Рассмотрены предложения по совершенствованию деятельности регионального управления антимонопольной службы. Обоснованы перспективные меры государственного регулирования, основанные на поддержке развития сбытовой кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION DEVELOPMENT OF DAILY-GROCERY SUBCOMPLEX

The analysis of a condition of a dairy-grocery subcomplex of the Belgorod area is carried out. Offers on perfection of activity of regional management of antimonopoly service are considered. The of state regulation based on support of development of cooperative marketing association are proved.

Текст научной работы на тему «Регулирование развития регионального молочно-продуктового подкомплекса»

МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УДК 338.439.4: 637.1

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

ВЛ. АНИЧИН, доктор экономических наук, профессор Д.Ю. ЧУГАЙ, аспирант Белгородская ГСХА E-mail: bsaa@belgtts.ru

Резюме. Проведен анализ состояния молочно-продуктового подкомплекса Белгородской области. Рассмотрены предложения по совершенствованию деятельности регионального управления антимонопольной службы. Обоснованы перспективные меры государственного регулирования, основанные на поддержке развития сбытовой кооперации.

Ключевые слова: Белгородская область, молочно-продуктовый кластер, государственное регулирование, кооперация, перспективы развития.

Молоко и молочные продукты — важные элементы рациона россиян. В стоимости потребительской корзины ихдоля составляет 16 %. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 230 кг такой продукции ежегодно, что почти в 2 раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. При этом молочный рынок стабильно растет (4... 5 % в год), а его общий объем в натуральном выражении достиг 40 млн т [1].

Технологический процесс изготовления многих видов молочной продукции допускает достаточно оперативную замену свежего молока сухим. В основном это связано с сезонным характером производства молока.

Закупочная цена, устанавливаемая перерабатывающими предприятиями, определяется исхода из затрат на производство молочных продуктов и оптово-отпускных цен, при которых эта организации способны конкурировать на товарных рынках. В ряде случаев закупочная цена на молоко находится на уровне его себестоимости, а иногда и ниже, что связано с отсутствием возможности у сельскохозяйственных товаропроизводителей воздействовать на цену сдаваемого сырья.

В пределах своей сырьевой зоны каждое из перерабатывающих предприятий занимает доминирующее положение как покупатель. Одно из нежелательных последствий такой ситуации — монопольно низкие цены.

Как известно, монопольно низкая цена товара — это цена, установленная субъектом-доминантой. При этом выполняется одно из следующих условий:

она ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком рынке;

она ниже суммы необходимых для производства и реализации товара расходов [2].

Достижения науки и техники АПК, N99-2008 __

То, что закупочная цена молока меньше издержек, необходимых для его производства, свидетельствуют многолетние данные. Ниже уровня рентабельности реализации молока только рентабельность реализации крупного рогатого скота на мясо. При этом загруженность производственных мощностей крупных и средних организаций по его переработкев 2006 г составила всего 47,4 %. Отсюда следует вывод, что перерабатывающие предприятия стали заложниками своего доминирующего положения на рынке сырья. Пользуясь дли -тельное время такой ситуацией они получали текущую выгоду, лишая себя будущих доходов.

Определение конкуренции как соперничества хозяйствующих субъектов, при котором их самостоятельными действиями исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [2] довольно громоздкое, но достаточно точно отражающее суть явления, антимонопольным органом трактуется только в одной плоскости — горизонтальной. Тем самым игнорируется необходимость и возможность поддержки конкуренции при вертикальных связях хозяйствующих субъектов.

Для поддержания конкуренции между производителями молока и его переработчиками необходимо достичь паритета в рыночной власти последних. Однако, если несколько десятков сельскохозяйственных товаропроизводителей объединят усилия в продвижении своей продукции , создав сбытовой кооператив, и при этом повысят цену реализации молока, что будет естественным проявлением их увеличившейся рыночной власти, то как на это отреагирует региональное управление антимонопольной службы? Скорее всего, такие действия будут квалифицированы как сговор по ценам. Однако пресечение инициативы сельхозтоваропроизводителей сравняться в своем рыночном положении с переработчиком отвечает только краткосрочным целям регулирования экономики (сдерживание цен любыми средствами). Для достижения долгосрочных целей (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост отечественной экономики) необходимоус-транение или, по крайней мере, нейтрализации причин, препятствующих равноправной конкуренции.

Антимонопольный орган обладает значительными полномочиями по ограничению экономической концентрации , что, безусловно, способствует поддержанию конкуренции, но за счет потерь на масштабах производства. По нашему мнению, можно расширить полномочия антимонопольного органа в ином направлении. Д ля этого ему следугт предоставить право там, где это целесообразно в национальных интересах рекомендовать хозяйствующим субъектам заключать соглашения, образовывать обслуживающие кооперативы (сбытовые, снабженческие и др.), которые усилят их рыночное положение до уровня, обеспечивающего паритет с контрагентами. Такое ре-

МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

гулирование рынка позволит одновременно с поддержанием конкуренции увеличить масштабы производства.

Пока же на каждое перерабатывающее предприятие приходится более двух десятков крупных и средних сель-скохозяйственныхтоваропроизводителей и сотни мелких. Их разобщенность дает переработчикам возможность диктовать низкие закупочные цены, хотя потребительские цены на пастеризованное молоко неуклонно растут.

Концепция наращивания объемов производства молока в 2005-2014 гг., разработанная Департаментом АПК и принятая постановлением правительства Белгородской области 27 мая 2005 г, предусматривает реализацию комплекса технических мер, включая приобретения молодняка, строительство (реконструкцию) ферм, организацию кормовой базы, обеспечение квалифицированными специалистами. В 2006 г. в области утвержден проект развития мешочного животноводства. В этом документе определены основные направления формирования отрасли на интенсивной основе, предложены меры по внедрению перспективных технологических разработок, определены основные породы для дальнейшего разведения, в том числе при создании племенных заводов и репродукторов, рациональные методы управления производством и научного обеспечения [3].

Цель проекта — создание до 2010 г мощной современной конкурентоспособной технологической базы по производству молока. Ожидается, что в результате его реализации объемы производства молока возрастут, по сравнению с 2005 г, более чем в 1,7 раза. Рост продуктивности животноводства позволит снизить затраты кормов на производство 1 ц молока на 20...25 %, приро-стаживой массы—на 40.. .45 %. Высокоинтенсивная система ведения отрасли позволит снизить себестоимость продукции на 30...35 % и повысить рентабельность до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство отрасли (30...40 %).

В дополнение к мерам упомянутого проекта, на наш взгляд, необходимо запустить механизм подлинно рыночных конкурентных взаимоотношений между смежными хозяйствующими субъектами. Его основой может служить только паритет рыночной власти сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков. Он обеспечивается либо интеграцией, либо кооперацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. Наиболее простое решение — объединение предприятий путем создания сбытового кооператива. Если он обеспечит совокупное предложение, равное спросу со сторо-

ны перерабатывающего предприятия, искомый паритет будет достигнут, и, в конечном итоге, будут реализованы народнохозяйственные интересы.

Помимо политической поддержки экономической концентрации сельскохозяйственных товаропроизводителей от государства на начальном этапе потребуется финансовая помощь. Если перерабатывающие предприятия не смогут приобретать значительные объемы сырья по более высоким ценам, государству целесообразно обеспечить их кредитование.

Высокие закупочные цены увеличат сырьевые потоки, что в свою очередь приведет к снижению себестоимости продовольствия. Предлагаемый подход к государственному регулированию агропромышленного комплекса в наибольшей степени актуален применительно к молочно-продуктовому подкомплексу в силу его технологических особенностей.

Значительное место в этом подкомплексе занимают хозяйства населения, на долю которых в Белгородской области приходится 39 %, а в России — 52 % валового производства молока. Товарность этого сектора экономики можно повысить, только обеспечив выгодные условия закупки продукции.

При выполнении программы необходимо учитывать и тот фактор, что темпы воспроизводства поголовья крупного рогатого скота относительно невелики, а ликвидность его, учитывая дефицит говядины на рынке, очень высока. Поэтому, как только доходность молочного скотоводства опускается ниже критического уровня, отмечается сокращение поголовья КРС.

Поскольку наблюдается активное проникновение на российский рынок зарубежных производителей сухого молока, нельзя рассматривать рынок переработки в отрыве от глобального рынка молочной продукции и сырья для молочной промышленности. Отсюда следует, что регулирование регионального рынка нужно координировать с регулированием федерального рынка

Действенность регулирования молочно-продуктово-го подкомплекса зависит оттого, насколько учитываются интересы, входящих в него хозяйствующих субъектов. Сегодня интересы производителей молока удовлетворяются в наименьшей степени, поэтому первоочередные меры заключаются в повышении доходности этой отрасли. Наиболее эффективным решением такой проблемы станет экономическая концентрация производителей молока на основе кооперации, позволяющая консолидировать предложение этого вида продукции.

Литература.

1. http://www.fas.gov.ru/flles/5091/rynok_pererabotki_moloka2.doc

2. О защите конкуренции /Федеральный закон от 26 июля 2006 года N135-ФЭ.

3. Об областном проекте «Развитие молочного животноводства в Белгородской области до 2010 года»/Постановление Правительства Белгородской области от 21 декабря 2006 г. № 265-пп.

STATE REGULATION DEVELOPMENT OF DAILY-GROCERY SUBCOMPLEX V.L. Anichin, D.Y. Chugai

Summary. The analysis of a condition of a dairy-grocery subcomplex of the Belgorod area is carried out. Offers on perfection of activity of regional management of antimonopoly service are considered. The of state regulation based on support of development of cooperative marketing association are proved.

Key words: Belgorod oblast, DGC, state regulation, cooperation, perspective measures of development.

6

Достижения науки и техники АПК, №9-2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.