Научная статья на тему 'Методические подходы к совершенствованию механизма экономических отношений в молочном продуктовом подкомплексе'

Методические подходы к совершенствованию механизма экономических отношений в молочном продуктовом подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трухина Татьяна Петровна

Предлагаемые методические подходы базируются на совершенствовании механизма экономических отношений в молочном продуктовом подкомплексе на основе ценовой политики с учетом качества сырья, преодоления сезонности производства, оптимизации ассортимента готовой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO PERFECTION OF THE MECHANISM OF ECONOMIC RELATIONS IN A DAIRY GROCERY FOOD SUBCOMPLEX

Offered methodical approaches are based on perfection of the mechanism of economic relations in a dairy food subcomplex on the basis of price policy considering quality of raw materials, overcoming of seasonal prevalence of production, optimization of assortment of finished commodity.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к совершенствованию механизма экономических отношений в молочном продуктовом подкомплексе»

ЭКОНОМИКА

УДК 658.31:631.145

Трухина Т.П., доцент, ДальГАУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОЧНОМ ПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

Предлагаемые методические подходы базируются на совершенствовании механизма экономических отношений в молочном продуктовом подкомплексе на основе ценовой политики с учетом качества сырья, преодоления сезонности производства, оптимизации ассортимента готовой продукции.

Trukhina Т.Р., the senior lecturer, FESAU

METHODICAL APPROACHES TO PERFECTION OF THE MECHANISM OF ECONOMIC RELATIONS IN A DAIRY GROCERY FOOD SUBCOMPLEX

Offered methodical approaches are based on perfection of the mechanism of economic relations in a dairy food subcomplex on the basis of price policy considering quality of raw materials, overcoming of seasonal prevalence of production, optimization of assortment of finished commodity.

Действующая система экономических взаимоотношений в молочном продуктовом подкомплексе не в полной мере соответствует складывающимся рыночным условиям хозяйствования. При росте цен на конечную продукцию сельскохозяйственные товаропроизводители получают убытки от реализации молока, сокращают производство, перерабатывающие предприятия недоиспользуют мощности, снижается потребление молочных продуктов. В итоге возрастают различия в интересах участников взаимосвязанного производственного процесса. Это выражается в усилении локального монополизма перерабатывающей промышленности и торговли, обеспечивающих себе более выгодные экономические условия по сравнению с сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Необходимость ослабления возникающих противоречий и сближения интересов и действий участников воспроизводственного процесса объясняют актуальность и определяют выбор темы исследования. Значимость решения данных проблем возрастает при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», предусматривающего ускоренное развитие животноводства за счет привлечения значительных объемов кредитных ресурсов, возврат которых возможен только при рентабельном производстве.

Учитывая отечественный и зарубежный опыт установления закупочных цен на молоко и адаптируя его к условиям Амурской области

предлагается методика расчета закупочной цены с учетом стоимости жира, белка, плотности и показателей безопасности молока.

Исходя из фактических показателей качества молока, поступающего в переработку, были получены индексы качества относительно базовых, которые указаны в ГОСТе Р 5204-2003, базовые показатели приняты за единицу.

Далее, учитывая индексы по всем показателям качества, был рассчитан средний показатель качества, и с учётом стоимости 1 тонны жира, белка и ассортиментного коэффициента сделано обоснование предельных закупочных цен на молоко по каждому хозяйству (табл. 1).

Из обследованных 13 хозяйств наивысшие показатели качества производимого молока имеют хозяйства 7, 5, 2, 9, 12, 10, которые могут реализовать молоко-сырьё по цене от 8670 до 9245 рублей за 1 тонну. Таким образом, согласно предложенной методике расчёта, закупочная цена на молоко-сырьё в каждом хозяйстве будет изменяться пропорционально величине индекса его качества, характеризующего степень его соответствия базисным показателям, указанным в ГОСТе.

Расчёт пороговых закупочных цен на молоко позволяет переработчикам определять возможности стимулирующих выплат, влияющих на увеличение поставок молока в переработку, преодоление сезонности производства. Расчёты показывают верхний предел

80

закупочных цен на молоко при заданном ассортименте продукции, при которых рентабельность продукции переработки молока равна нулю. Вместе с тем, расширение объёмов переработки за счёт полноты использова -ния производственных мощностей увеличивают доходы переработчика путём сокращения удельного веса постоянных издержек в структуре себестоимости, то есть увеличивается прибыль за счёт снижения себестоимости продукции путём увеличения объёма переработки молока. Кооператив в условиях дефицита молока должен обеспечивать расширение ассортимента выпускаемой продукции с учётом покупательского спроса и сегмента рынка, использовать все имеющиеся резервы для выпуска наиболее рентабельной, востребованной на рынке молочной продукции с

Обоснование предельных закупоч

внедрением безотходных технологий и расширением ассортимента молочной продукции, вырабатываемой из побочного и вторичного сырья. Это позволит повысить экономическую эффективность использования имеющихся производственных мощностей перерабатывающего предприятия, позволяющих увеличить рентабельность производства и доходы членов кооператива. Для учёта влияния ассортимента молочной продукции на прибыль кооператива вводится понятие ассортиментного коэффициента, который рассчитывается при различных вариантах производства молочной продукции относительно стоимости масла сливочного с учётом расхода молока на 1 тонну продукции, выхода продукции из данного количества молока, прибыли на 1т произведённой продукции.

Таблица 1

цен на молоко по хозяйствам, р./т

№ хозяйства Средний показатель качества Цена 1 т молока с учётом стоимости жира и белка Ито- го С учётом среднего показателя качества Ассорти- ментный коэффи- циент Пороговые предельные цены на молоко с учётом ассортиментного коэффициента

жир белок

Базовый 1 5100 3600 8700 8700 3,24 28188

1 0,94 5100 3468 8568 8021 3,24 25988,04

2 0,96 5850 3480 9330 8990 3,24 29127,6

3 0,96 5550 3504 9054 8720 3,24 28252,7

4 0,95 5250 3528 8778 8339 3,24 27018,36

5 0,94 6150 3540 9690 9137 3,24 29603,88

6 0,95 5400 3432 8832 8350 3,24 27054

7 0,94 6300 3504 9804 9245 3,24 29953,8

8 0,94 5400 3480 8880 8374 3,24 27131,76

9 0,95 5850 3576 9426 8957 3,24 29020,68

10 0,96 5550 3516 9066 8670 3,24 28090,8

11 0,95 4500 3456 7956 7578 3,24 24552,72

12 0,96 5700 3516 9216 8812 3,24 28550,88

13 0,87 5400 3516 8916 7775 3,24 25191,0

Таблица 2

Характеристика и показатели ассортиментного коэффициента ____________

Ассортимент молочной продукции Ассортиментный коэффициент

Масло сливочное Тво- рог Кефир Сме- тана Варенец Йогурт Молоко цельное

Вариант 1 x x 3,1

Вариант 2 x x 2,4

Вариант 3 x x x 2,3

Вариант 4 x x x 2,7

Вариант 5 x x x x 3,5

Вариант 6 x x 2,5

Вариант 7 x x x x x x x 3,2

81

Предлагаемый показатель - ассортиментный коэффициент показывает, во сколько раз больше прибыль перерабатывающего предприятия при выработке из 20,8 кг молока цельномолочной продукции в ассортименте по отношению к стоимости 1 кг сливочного масла, выработанного из этого же количества молока. Расчёты показали, что при расширении ассортимента молочной продукции на молокоперерабатывающем предприятии он значительно возрастает - с 2,32 до 3,36. По каждому продукту он свой, а затем возникает проблема оптимизации структуры производства.

При производстве творога и использовании побочного продукта производства - сыворотки, ассортиментный коэффициент возрастает на 0,26%, 0,12% и 0,04%. Это позволит получить дополнительные доходы кооперативу, за счёт которых может быть увеличена закупочная цена на молоко в зимний период, что стимулирует поставки молока в переработку.

С целью преодоления сезонности производства молока предлагается повышать оплату за молоко-сырьё в первом и четвёртом кварталах, в период наименьшего поступления молока на молокоперерабатывающие предприятия, так как затраты на его производство в зимний период несколько выше, чем в летний, что не стимулирует труд товаропроизводителей.

Таблица 3

Сезонность поступления молока на Благовещенский молочный комбинат, т

Годы Кварталы Коэффициент сезонности

первый, четвертый второй, третий

2003 259,5 519,9 2

2004 339,6 627,1 1,8

2005 309,5 562,4 1,8

Предлагается в этот период установить повышающий коэффициент - 1,8 (равен ко-

эффициенту сезонности по кварталам) и рассчитывать закупочную цену по следующей формуле:

С = ХМ X к с,

где С - сумма денег, выплачиваемых поставщику;

Х - стоимость 1 кг (л) молока с учётом качественных показателей;

М - количество молока, кг (л);

К с - коэффициент сезонности (1,8).

Например, Благовещенскому молочному комбинату в первом и четвёртом квартале 2005 года было поставлено 309,5 тонн молока. Умножая это количество на цену 1 литра молока первого сорта с учётом его качественных показателей (9 р.) и на коэффициент сезонности (1,8), получаем сумму 5013,9 тыс.р., что на 2228,4 тыс.р. больше, фактически полученной суммы сельскохозяйственными производителями, без учёта коэффициента сезонности. За счёт коэффициента сезонности 1,8 закупочная цена на молоко в I и IV кварталах увеличивается до 16,2 тыс. рублей за 1 тонну. При значении коэффициента сезонности 2, закупочная цена возрастает до 18,0 тыс. рублей за 1 тонну. При этом предельные закупочные цены с учётом ассортиментного коэффициента остаются выше (табл. 1), что свидетельствует о финансовых возможностях перерабатывающих предприятий вводить стимулирующие сезонные цены.

Расчёты показали, что такая система оплаты позволит увеличить доходы сельхозпроизводителей в первом и четвёртом кварталах на 80%.

Таким образом, предлагаемые методические подходы базируются на совершенствовании механизма экономических отношений в молочном продуктовом подкомплексе на основе ценовой политики с учетом качества сырья, преодоления сезонности производства, оптимизации ассортимента готовой продукции.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.