Научная статья на тему 'Повышение эффективности и конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса в открытой экономике'

Повышение эффективности и конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса в открытой экономике Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
336
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / РЫНОК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ / ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Семыкин Владимир Анатольевич, Соловьёва Татьяна Николаевна, Сафронов Вячеслав Васильевич

Обосновывается вывод, что приоритетным направлением эффективности и повышения конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса является его модернизация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Семыкин Владимир Анатольевич, Соловьёва Татьяна Николаевна, Сафронов Вячеслав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности и конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса в открытой экономике»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

В.А. Семыкин, Т.Н. Соловьева, В.В. Сафронов

Аннотация. Обосновывается вывод, что приоритетным направлением эффективности и повышения конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса является его модернизация.

Ключевые слова: молочно-продуктовый подкомплекс, модернизация, молочное скотоводство, рынок молочных продуктов, пути модернизации молочнопродуктового подкомплекса, эффективность и конкурентоспособность производства, открытая экономика, интенсификация производства.

Молочная продукция - ценнейший продукт для повседневного питания людей, основа его полноценности и сбалансированности, ведущий товар мирового, российского и региональных рынков продовольствия, база для производства многочисленных продовольственных продуктов. Сложившиеся в последние десятилетия (1990-2010 гг.) социально-экономические, рыночные условия характерны не только ростом спроса на них, но и заметными переменами в их ассортименте и качестве. Этому способствуют многочисленные факторы, начиная от роста населения, особенно детей, подростков, людей старших возрастов, которые исторически являются главными группами населения, нуждающимися в молочной продукции, до значительного расширения рынка этих товаров, глобализации экономики, утверждения здорового образа жизни и новых его стандартов. Эти общемировые тенденции подтверждаются и практикой развития этого продуктового подкомплекса и в России.

Молочную продукцию следует считать социально значимой, необходимой людям во всех возрастах, условием улучшения питания, успешного формирования здорового подрастающего поколения. Поэтому неудивительно, что его наращивание является устойчивой, объективной тенденцией современного развития как мирового, так и российского агропромышленного комплекса (1;15). Если в 1998 году производство молока от всех видов используемых животных в мире было на уровне 556 млн. тонн, то в 2009 году оно достигло уже уровня более 703 млн. тонн. Особенно крупными его производителями являются страны ЕС, Индия, США, Россия, Пакистан, Бразилия, Новая Зеландия. Молочная продукция - источник и крупных валютных поступлений, она является значительным сектором мирового рынка, более 7% её производства поступает на экспорт. Особенно много экспортируется сухого цельного молока, сыворотки и продуктов её переработки, сливочного масла и сыров (1;20).

Основой российской молочной индустрии является национальный молочно-продуктовый подкомплекс, в состав которого входят сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, предприятия по транс-

портировке, заготовке и переработке молока, торговля, научные и учебные учреждения. В последние годы он постепенно восстанавливается и развивается, в 2010 году производство молока по сравнению с 2005 годом возросло на 2,1 процента. В то же время наблюдается значительное увеличение в общем объеме потребляемой молочной продукции доли импорта (таблица 1).

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в последнее десятилетие Россия остается крупнейшим импортером молочной продукции, особенно сыров, сливочного масла, сухого молока. Из этого следует, что сохранять нынешнюю кризисную ситуацию в производстве молочной продукции стратегически неприемлемо, во-первых, импорт её достаточно дорогой, это ведет к повышению розничных цен и расходов валюты; во-вторых, это подрывает основы продовольственной безопасности страны, особенно регионов; в-третьих, такой объем импорта молочной продукции не естественен для российского агропромышленного комплекса, имеющего значительный природно-экономический потенциал и конкурентные преимущества.

Т аблица 1 - Импорт Российской Федерации молочной продукции по основным видам, в % от общего объема их потребления ___________________________________

Молочные продукты 2000г. 2009г. В 2009г. в % к 2000г.

Сливочное масло, тыс. тонн 74,2 125,0 168,5

в % 24,3 35,1 -

Сыры жирные, тыс. тонн 81,0 353,0 435,8

в % 26,9 44,7 -

Таблица 2 - Поголовье крупного рогатого скота и коров во всех категориях хозяйств Курской области

Показатели Годы В 2010г. в % к 1990г.

1990 2000 2005 2010

Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов 1095,5 416,0 307,2 209,9 19,2

в том числе коров, тыс. гол. 361,2 208,0 148,2 92,5 25,6

Производство молока, тыс. тонн 962,4 441,8 396,6 390,0 40,5

Аналогичная ситуация в части состояния молочнопродуктового подкомплекса сохраняется вот уже почти 20 лет и в Курской области. Если в 1990 году производство молока здесь достигло во всех категориях хозяйств

уровня 962,4 тыс. тонн, то в 2000 году он снизился более чем на 59,5%, в следующий период наблюдается слабая тенденция его роста и все же и в 2010 году объем производства молока во всех категориях хозяйств составил всего 390,0 тыс. тонн. Особенно резко за последние годы сократилось поголовье коров (таблица 2).

Из данных таблицы 2 следует, что если в 1990 году во всех категориях хозяйств Курской области было 361,2 тыс. голов коров и производилось 962,4 тыс. тонн молока, то в 2010 году эти показатели соответственно составили 92,5 тыс. голов и 390,0 тыс. тонн молока.

Таблица 3 - Состояние производства основных видов молочной продукции на предприятиях АПК Российской Федерации

млн. тонн

Виды продукции Годы 2009г. в % к 2005г.

2005 2006 2007 2008 2009

Цельномолочная продукция 9,7 10,0 10,5 10,3 10,9 112,4

Питьевое молоко 4,2 4,2 4,1 4,2 4,4 104,8

Творог жирный 0,26 0,30 0,32 0,32 0,34 130,7

Сметана 0,48 0,46 0,49 0,47 0,50 104,2

Масло сливочное 0,25 0,27 0,27 0,27 0,23 92,0

Сыры жирные 0,38 0,42 0,44 0,43 0,44 115,8

Сыры 0,22 0,25 0,25 0,24 0,23 104,5

Молочные консервы 0,89 0,83 0,76 0,86 0,83 93,3

Сухое молоко, сухие сливки и сухие молочные смеси 0,08 0,07 0,08 0,08 0,05 62,5

СОМ, ЗУМ и сухая молочная сыворотка 0,12 0,14 0,15 0,14 0,11 91,7

Сухое обезжиренное молоко 0,09 0,09 0,09 0,09 0,07 77,8

Сухие ЗУМ, тыс. тонн 11,6 11,6 10,1 8,0 5,4 46,6

Сухая молочная сыворотка, тыс. тонн 19,9 29,1 44,3 43,4 42,1 211,5

Мороженое 0,41 0,39 0,38 0,36 0,35 85,4

Молочное скотоводство, несмотря на его явный технологический прогресс, продолжает оставаться достаточно сложной и трудоемкой отраслью. Работники отрасли постоянно подчеркивают, что труд на фермах тяжелый, нет малой механизации, многие работы приходится выполнять вручную; тяжелый режим повседневного труда, приходится рано вставать, поздно покидать работу; кадры ферм зачастую не укомплектованы, обязанности приходится совмещать, при этом заработная плата остается невысокой, мало молодежи. Молочное скотоводство очень чувствительно к требованиям рынка: транспортировке и переработке, условиям реализации, производство молока имеет большую сезонность, относительно небольшие сроки хранения, его сложно транспортировать на большие расстояния. Все это формирует недостаточную инвестиционную привлекательность отрасли как для российских, так и зарубежных инвесторов, неконкурентоспособную позицию в межотраслевой конкуренции за капитал, кредиты, рабочую силу и даже за госбюджетные субсидии. Инвесторы обычно отмечают высокую капиталоемкость молочного скотоводства, значительную продолжительность сроков окупаемости капитальных вложе-

ний, что особенно неприемлемо для бизнеса в период первоначального накопления капитала [3.- С. 10]. Немалые трудности имеются и в переработке молока, производстве различных видов молочной продукции. В последние годы объемы её возрастают, более богатым становится ассортимент (таблица 3).

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что стагнация молочно-перерабатывающей промышленности сохраняется, наблюдаются не только незначительные пятилетние приросты производства, но и даже его снижение. В этих условиях как никогда возникает потребность в разработке и использовании эффективной модели экономического, социального и экологического р а зв ит ия всего молочно-продуктового подкомплекса и прежде всего молочного скотоводства. Несомненно, что сердцевиной её должна стать модернизация.

Если применительно отрасли примерять модель чисто либеральной экономики, то похоже, что это ей не поможет. Молочное производство достаточно специфическая отрасль, её эффективность зависит от многочисленных природно-экономических и социальных факторов, физиологии животных.

Несмотря на все более индустриальное состояние комплекса, достижения в области селекции животных, кормления и ухода в отрасли сохраняется немалое количество проблем системного порядка, к которым можно отнести: недостаточное научно-техническое обеспечение отрасли, использование низкопродуктивного поголовья животных, отсутствие отечественной системы выращивания молодняка высокопродуктивных пород животных, способных и в российских условиях показывать высокую продуктивность; необходимость коренной реконструкции условий труда доярок, скотников и телятниц, повышения их как текущей, так и долгосрочной мотивации; в совершенствовании нуждаются экономические отношения молочного производства с другими отраслями на основе превращения его в конкурентоспособную и инвестиционно привлекательную отрасль; в сбалансированном развитии нуждается система предприятий молочно-продуктового подкомплекса - от производства молока до его хранения, транспортировки, переработки и реализации. Сегодня здесь можно наблюдать немалое число диспропорций и нестыковок; сокращается производство молока и молочных продуктов в личных подсобных хозяйствах, сегодня можно наблюдать, как эта их роль существенно снижается; нарастают потребности в становлении крупного, высококонцентрированного молочного производства. В этих условиях формируя модель развития данной отрасли важно не упрощать её экономику, она остается достаточно сложной, нуждается в солидном научнотехнологическом прогрессе, переходе от экстенсивного варианта развития к инвестиционно-инновационному типу, основанному на комплексной механизации, электрификации и автоматизации, улучшении социальнобытовых и инфраструктурных условий труда и жизни рабочих и специалистов животноводства, интеграции производства с наукой и образованием, создании эффективных условий для повышения оплаты труда. Для решения этих вопросов прежде всего важно упорядочить систему закупочных цен, как на молоко, закупаемое в хозяйствах, у населения, так и во всей системе межотраслевых связей подкомплекса, которая не только остается монополизированной, особенно розничной торговлей, но и сектором недофинансированным, недостаточно поддерживаемым государством. Покупатель молочной продукции по своему опыту знает, что более 50% её розничной цены является прибылью торговых сетей, что несомненно не только несправедливо, но и неэффективно. В последнее десятилетие ситуация с рентабельностью производства молока в хозяйствах

улучшается, так по данным Российского союза предприятий молочной отрасли рентабельность участников производства и реализации питьевого молока за 20002010 гг. у розничной торговли колебалась от 23,7% до 48,3%, в то время как у производителей сырья она *

была от 11,0% до 31% .

Однако одного повышения закупочных цен на молоко для модернизации подкомплекса недостаточно, нужны и значительные субсидии государства. Перспективным направлением развития отрасли следует считать создание молочных комплексов индустриального типа, основанных на новых технологиях и совместных с государством инновациях, способных за счет повышения концентрации, интенсификации и диверсификации производства существенно повысить конкурентоспособность отрасли. Интересный в этом отношении опыт имеется и в хозяйствах Курской области. Построенные в рамках ПНП животноводческие комплексы по производству мяса свиней и крупного рогатого скота, молока позволили существенно нарастить объемы производства, снизить себестоимость продукции, повысить оплату труда и уровень рентабельности. Анализ сложившихся тенденций развития молочно-продуктового комплекса указывает на то, что как в настоящее время, так и в перспективе он будет оставаться важнейшим незаменимым сектором современной экономики. Многие страны прогнозирует его рост, наращивание производства молочной продукции, в том числе таких продуктов, как масло, сыры, сухое обезжиренное молоко, цельное молоко, что является следствием как повышения доходов населения, так и качества жизни людей, развития торговли и ресторации. В российской экономике эта тенденция тоже очевидна, но реализация её требует, прежде всего, преодоления отставания нашего комплекса от комплексов развитых стран, особенно в части его эффективности и конкурентоспособности (таблица 4).

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что российский молочно-продуктовый комплекс, несмотря на масштабный импорт молочной продукции, еще существенно отстает по производству и потреблению молока на душу населения, по средним надоям молока на одну корову, невысок у него и уровень потребления сливочного масла.

Таблиц 4 - Потребление молочных продуктов и удои в России и в развитых странах в 2009г. _______

Показатели Россия Польша Герма- ния Франция США

Потребление на душу населения: питьевое молоко, кг 70,0 43,0 53,9 59,2 81,9

сливочное масло, кг 2,5 4,4 5,6 7,9 2,3

сыры, кг 5,6 10,3 22,6 26,1 14,8

Среднегодовой надой на одну корову, кг 3622 4647 6955 6246 9333

Еще совсем недавно российские экономисты видели причины этого отставания в том, что Россия имеет чрезвычайно большое стадо коров, отсюда низкие удои и эффективность молочного скотоводства. В 90-е годы ХХ века эти предложения фактически были реализова-

*

По данным Российского союза предприятий молочной отрасли в странах ЕС цена сырого молока колеблется по периодам года от 24 до 33 евро за 100кг.

ны, но никакого автоматического улучшения ситуации не произошло, хотя продуктивность несколько и повысилась, однако до показателей Германии, Франции, США еще очень далеко. Почему корова, эта многовековая кормилица россиян, вдруг стала, как иногда можно слышать, «обузой». Проведенное социологическое исследование среди руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий позволяет сделать выводы, что в отрасли сохраняется много нерешенных проблем: произошло значительное сокращение кадрового потенциала; сохраняются устаревшие, трудоемкие, непривлекательные технологии; усиливается дороговизна приобретения кормов, оборудования, горючесмазочных материалов, велики трудности с реализацией молока, не всегда оправданы закупочные цены; низкий уровень заработной платы. Все это свидетельствует о том, что модернизация молочно-продуктового подкомплекса должна носить комплексный характер, включать не только технологический прогресс, но и улучшение условий труда работников, преодоление монополизма, поддержание эквивалентного обмена между всеми звеньями подкомплекса, организацию эффективной переработки молока, расширение спроса. Не менее важно и противиться захвату российского рынка транснациональными компаниями, склонными зачастую решать проблемы максимизации прибыли не столько путем роста объемов производства, сколько путем монополизации рынков молочной продукции и повышения розничных цен, нередко сопровождающейся снижением спроса и недопотреблением молочных продуктов, особенно в семьях бедного населения. К направлениям модернизации молочно-продуктового подкомплекса следует отнести и расширение ассортимента молочной продукции, утверждение в сознании людей концепции, что молоко является основой здорового питания. К направлениям модернизации российского молочно-продуктового сектора следует отнести и повсеместное территориальное распространение молочного производства, а отсюда и создание условий для роста потребления молочных продуктов, снижения затрат на их хранение и транспортировку на большие расстояния, снижения уровня применения консервантов. Не менее важно ликвидировать региональный дефицит отечественного сырьевого молока, снизить нестабильность его производства по периодам года.

Список использованных источников

1 Молочная индустрия мира и Российской Федерации.-М., 2011. - С. 13-18.

2 Сельское хозяйство Курской области: Курскстат.-Курск, 2011.

3 Краснова В. Молоко с запахом росы / В. Краснова // Эксперт. - 2011. - № 36. - С. 39.

Информация об авторах

Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-13-30, E-mail: academi@kgsha.ru

Соловьёва Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, первый проректор, профессор кафедры финансы и кредит ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-14-80.

Сафронов Вячеслав Васильевич, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.