Научная статья на тему 'Особенности процесса специализации производства в молочно-продуктовом подкомплексе'

Особенности процесса специализации производства в молочно-продуктовом подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
1254
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОКО И МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / ПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА МОЛОКА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / MILK AND MILK PRODUCTS / DAIRY SUBCOMPLEX / MILK PRODUCTION AND PROCESSING / SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Богачев Александр Иванович, Полякова Анна Алексеевна

В статье изложены основные результаты комплексного анализа специфики функционирования и современных проблем развития российского молочно-продуктового подкомплекса. Представлены специфические особенности процесса специализации молочного подкомплекса, которые необходимо учитывать в процессе стратегического управления предприятиями данного вида деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE PROCESS OF PRODUCTION SPECIALIZATION IN DAIRY PRODUCT SUBCOMPLEX

The article presents the main results of a comprehensive analysis of the specific features of functioning and contemporary issues of development of Russian dairy subcomplex. Specific features of the process of specialization of a dairy subcomplex which should be considered in the course of strategic management of the enterprises of this type of economic activity are presented

Текст научной работы на тему «Особенности процесса специализации производства в молочно-продуктовом подкомплексе»

УДК 005.52:338.439.4:637.1

UDC 005.52:338.439.4:637.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

Богачев Александр Иванович к.э.н

Полякова Анна Алексеевна к. э. н.

Орловский государственный аграрный университет, Орел, Россия

В статье изложены основные результаты комплексного анализа специфики функционирования и современных проблем развития российского молочно-продуктового подкомплекса. Представлены специфические особенности процесса специализации молочного подкомплекса, которые необходимо учитывать в процессе стратегического управления предприятиями данного вида деятельности

Ключевые слова: МОЛОКО И МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ, МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС, ПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА МОЛОКА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

THE FEATURES OF THE PROCESS OF PRODUCTION SPECIALIZATION IN DAIRY PRODUCT SUBCOMPLEX

Bogachev Alexandr Ivanovich Cand.Econ.Sci.

Polykova Anna Alexeevna Cand.Econ.Sci.

Orel State Agrarian University, Orel, Russia

The article presents the main results of a comprehensive analysis of the specific features of functioning and contemporary issues of development of Russian dairy subcomplex. Specific features of the process of specialization of a dairy subcomplex which should be considered in the course of strategic management of the enterprises of this type of economic activity are presented

Keywords: MILK AND MILK PRODUCTS, DAIRY SUBCOMPLEX, MILK PRODUCTION AND PROCESSING, SPECIALIZATION

Проводимая аграрная реформа наложила свой отпечаток на процессы размещения аграрного производства и выбора специализации сельскохозяйственными товаропроизводителями: этим проблемам стали уделять недостаточно внимания, в ряде районов ранее специализированные предприятия деформированы, разрушаются устоявшиеся связи, созданы новые производства, не связанные с основными отраслями.

Специализация как форма организации сельскохозяйственного производства проявляется в сосредоточении производства отдельных видов продукции (или стадии) в определенных зонах, районах, предприятиях. Экономическое содержание данного процесса проявляется в общественном разделении труда и территориальном размещении сельскохозяйственного производства. Конечной целью специализации выступает сосредоточение усилий на главной отрасли для ведения ее в

оптимальных размерах и на современной научно-технической основе.

Тесное взаимодействие специализированных сельхозпредприятий, выпускающих основные виды продукции, с предприятиями перерабатывающей промышленности способствует образованию специализированных зон по производству конечных продуктов потребления. На этой основе формируются территориальные продуктовые подкомплексы.

Одним из важнейших элементов продуктовой структуры агропромышленного комплекса страны является молочно-продуктовый подкомплекс. Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения. Молоко по пищевым достоинствам занимает первое место среди животноводческих продуктов.

Развитию специализации производства молока присущ ряд как общих, так и специфических особенностей. Среди общих признаков, объединяющих молочно-продуктовый подкомплекс с другими подкомплексами продукции животноводства, можно отметить следующие: Во-первых, в настоящее время молочно-продуктовый подкомплекс функционирует в условиях спада производства молока. Основными причинами этого выступают сокращение численности поголовья коров, низкий уровень закупочных цен на продукцию, не позволяющий окупить затраты, и невозможность сельхозпредприятий, находящихся в достаточно трудном финансовом положении, эффективно содержать молочное стадо.

Таблица 1 - Производство молока

Год Ква рталы

I II I] [I IV

Тыс. т % к пред. году Тыс. т % к пред. году Тыс. т % к пред. году Тыс. т % к пред. году Тыс. т % к пред. году

2000 32259 100,0 5861 100,3 10646 98,7 10323 99,8 5429 102,5

2005 31070 97,5 5880 95,6 9677 96,0 9559 97,1 5954 102,9

2008 32363 101,2 6218 102,3 9814 100,9 9835 100,7 6496 101,2

2010 31847 97,8 6270 101,1 9610 98,4 9573 96,7 6394 95,3

2011 31646 99,4 6109 97,4 9380 97,6 9524 99,5 6633 103,7

2012 31831 100,6 6434 105,3 9480 101,1 9502 99,8 6415 96,7

2013 30661 96,3 6190 96,2 9061 95,6 9154 96,3 6256 97,5

Наблюдается сокращение численности поголовья скота в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и сельскохозяйственных организациях (СХО). При этом сокращение численности поголовья в СХО компенсируется ростом продуктивности, а вот продуктивность в ЛПХ сокращается. Численность поголовья растет в крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ), в том числе за счет субсидирования приобретения племенного молочного скота. Также в КФХ отмечается рост продуктивности, что обеспечивает рост производства. Производство молока в ЛПХ довольно серьезно сократилось, а в СХО по итогам года напротив, фиксируется рост производства.

2009 2010 2011 2012

□ ЛПХ ПСхорганизации □ КФХ

Рис. 1. Динамика поголовья молочного скота на 1 декабря, тыс. голов

Таблица 2 - Продуктивность коров, кг/гол

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Хозяйства всех категорий 2502 3176 3595 3737 3776 3851 3898

СХО 2341 3280 3892 4089 4189 4306 4521

ЛПХ 2687 3130 3456 3513 3510 3553 3489

КФХ 2253 2607 2746 3268 3291 3360 3372

В результате снижения объемов производства молока, низкой эффективности государственного регулирования развития аграрного сектора наблюдается падение объемов производства важнейших видов продукции молочной промышленности. Так, по данным Национального союза производителей молока за январь-октябрь 2013г. по сравнению с предыдущим годом производство сухого молока и сливок снизилось на 12,1%, масла сливочного - на 0,7%, сыров и сырных продуктов - на 7%. Рост производства на 2,4% наблюдается по цельномолочной продукции [4].

Во-вторых, на современном этапе развития экономических отношений в производстве молока важную роль играют хозяйства населения и сельхозпредприятия. При этом следует отметить тот факт, что если на протяжении нескольких последних лет доля аграрных товаропроизводителей существенно не меняется (44-47%), то доля ЛПХ и КФХ постепенно возрастает. Таким образом, происходит изменение социальной структуры производителей молока.

По состоянию на начало 2014 года 45,8% валового производства молока приходилось на сельхозпредприятия, 48,3% - на ЛПХ и 5,9% - на КФХ. При этом в хозяйствах населения было сконцентрировано 47,4% поголовья коров, а у крестьян и фермеров - соответственно 11,8%. Отсюда вытекает проблема невысокой товарности произведенного в стране молока. Менее половины произведенного в ЛПХ и КФХ молока направляется на переработку.

В-третьих, прослеживается значительный диспаритет цен на производимые и покупаемые товаропроизводителями молока товары и услуги, что приводит к значительному перераспределению стоимости в высокомонополизированные отрасли промышленности и транспорта. Это лишает аграриев возможности осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство, финансировать инновации, заменять устаревшие основные фонды, делая убыточным производства молока для многих предприятий.

Таблица 3 - Индексы цен приобретения промышленной продукции и

услуг с/х организациями и индексы цен производителей на молоко

Показатель 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Промышленные товары и услуги 148,5 115,7 124,9 96,9 109,1 112,0 106,2

Промышленные товары 148,6 115,7 125,0 96,8 109,1 112,1 106,2

машины для животноводства и кормопроизводства 131,0 112,5 113,1 107,9 104,9 105,8 104,6

тракторы 125,4 113,8 112,8 108,4 103,3 106,9 105,2

автомобили 114,6 110,5 111,2 107,5 105,6 106,8 102,0

ГСМ 176,6 125,1 131,1 81,9 109,2 120,0 113,2

корма 145,9 101,1 130,3 95,6 109,8 110,4 103,8

материалы для строительства 135,0 130,6 124,5 89,7 100,7 114,9 109,4

электроэнергия 144,0 123,0 118,0 122,3 113,8 11,19 100,3

топливо 130,3 124,5 124,9 111,4 119,7 114,8 107,3

Молоко сырое КРС 123,9 113,9 130,9 89,5 126,8 112,5 96,5

В-четвертых, непростыми остаются отношения между сельхозтоваропроизводителями и предприятиями переработки. Отсутствие необходимого экономико-правового механизма их регулирования ведет к преобладанию диктата потребителей сырья. Современное состояние в перерабатывающей промышленности характеризуется тем, что большинство предприятий являются локальными монополистами. В результате предприятия III сферы АПК путем занижения закупочных цен, качественных и количественных характеристик изымают в свою пользу большую часть прибыли. При этом ее размер нередко существенно превышает затраты на переработку единицы продукции.

Так, в молочно-продуктовом подкомплексе Российской Федерации цены товаропроизводителей на молоко сырое по состоянию на декабрь 2013г. были ниже потребительской цены на цельное молоко в 2,1 раза. Нормальным же соотношением считается 1,4-1,6 раза. При этом цена закупки молока у производителей с начала года выросла на 18,8%, а потребительские цены на молоко цельное увеличились на 13,9%, масло сливочное - 17,7%, сыры сычужные - 19,1% [5].

В-пятых, наблюдается тенденция уменьшения спроса на молоко и молочную продукцию.

Основным индикатором оценки взаимоотношений между производителями и потребителями молочной продукции может служить платежеспособность потребителей, т.е. возможность оплачивать потребленные товары. Сформировавшаяся платежная дисциплина является результирующим итогом соответствия проводимой ценовой политики пороговым значениям возможности и готовности населения платить за продукцию. В свою очередь, платежная дисциплина определяет финансовую устойчивость товаропроизводителей и переработчиков молока и их привлекательность для бизнеса и инвесторов.

Анализ имеющихся данных свидетельствует о снижении покупательной способности доходов (платежеспособности) значительной части населения по отношению к оплате молока и молочной продукции, в результате чего падает спрос на эти виды товаров. По отдельным видам молочной продукции (преимущественно высокой степени переработки) прослеживается снижение экономической доступности для населения.

В-шестых, отечественный рынок характеризуется высокой насыщенностью рынка импортной молочной продукцией. В значительной степени это связано с активной государственной поддержкой в странах-экспортерах, что делает более конкурентоспособной зарубежную продукцию по сравнению с отечественной. В результате сложившегося

положения Россия по-прежнему сохраняет традиционное положение нетто-импортера молочной продукции, а торговое сальдо по этим товарам продолжает расти. В частности по данным за 9 месяцев 2013 года рост продовольственного импорта молока и молокопродуктов обгонял рост экспорта: импорт составил 6,4 млн. т., в то время как объемы экспорта -

0,45 млн.т. Доля российского производства в формировании ресурсов молока и молокопродуктов составляет лишь 74%, в то время как Г осударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предусматривала значение данного параметра на уровне порядка 80%. По данным 10 месяцев 2013г. по отношению к аналогичному периоду 2012г. импорт молока и сливок сгущенных вырос на 25,1%, молока и сливок несгущеных - 2,4%, масла сливочного - 5,4%, сыров и творога - 6,4% [1].

Следует отметить тот факт, что на состояние отечественного рынка молока и молочных продуктов может негативно отразиться вступление России в ВТО. С изменением таможенных пошлин по молоку и сгущенным сливкам с 25% до 15% возрастут импортные поставки этих продуктов, а внутреннее производство сократится. Вследствие этого инвестиционная привлекательность российской молочной отрасли понизится. Возможность свободно ввозить товары на российский рынок сделает бессмысленным вложение иностранных капиталов в российское производство.

Кроме того, в России молочное сырье стоит дороже, чем в основных регионах производства молока и молочной продукции -Европейском Союзе, США и Новой Зеландии, соответственно себестоимость готовой продукции выше аналогичной импортной. Следовательно, отечественные переработчики заведомо оказываются неконкурентными в сравнении с зарубежными производителями питьевого

молока. Товарную экспансию на молочный рынок ускорит износ основных фондов отечественных предприятий [6].

Наряду с общими для других продуктовых подкомплексов признаками процесс специализации производства молока обладает рядом специфических особенностей.

1. Молоко и молочные продукты выступают в качестве социально значимых видов продовольствия и должны постоянно присутствовать в рационе питания населения.

Молоко не имеет аналогов по химическому составу и пищевым свойствам, т.к. в его состав входят полноценные белки, жир, молочный сахар, а также разнообразные минеральные вещества, витамины, большое число ферментов. Оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом.

Проведенное независимым исследовательским центром РОМИР комплексное исследование показало, что молоко пользуется популярностью практически у всех категорий населения страны. Его покупают представители всех возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня дохода. Как показали результаты исследования, 73,3% респондентов регулярно употребляют молоко в пищу. Нужно отметить, что порядка 20% граждан России страдают лактозной недостаточностью и по физиологическим причинам не могут употреблять молоко в пищу. Сопоставив эти цифры, можно придти к выводу, что молоко употребляют в пищу почти все граждане России, здоровье которых позволяет это делать.

Социальная значимость молочной продукции обязывает государство обеспечить для всего населения как физическую, так и экономическую их доступность. В этой связи в качестве одного из критериев оценки результатов специализации сельскохозяйственного производства может рассматриваться удовлетворение потребностей населения на продукцию.

За основу расчетов общей потребности в молоке, как правило, принимаются научно обоснованные нормы потребления, установленные на уровне 370-390 кг на человека в год.

По данным Федеральной службы государственной статистики фактическое потребление молока по состоянию на начало 2013 года составило 249 кг/чел в год. То есть среднестатистическое российское домохозяйство потребляет лишь 63,8-67,3% от медицинской нормы. Это свидетельствует о том, что сельское хозяйство России не обеспечивает население молоком по научно обоснованным нормам в полном объеме. В целом из всей совокупности регионов Российской Федерации лишь в 30-32 субъектах производство молока превышает указанные нормативы.

Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса решений по обоснованию направлений дальнейшего развития молочной отрасли агропромышленного производства, в т.ч. по оптимизации размеров и структуры, а также размещению системы производства молока и молочной продукции в разрезе территориально-административных единиц.

2. Высокий уровень конкуренции среди производителей молока и молочной продукции.

Рынок молока и молочных продуктов относится к числу сегментов, в котором продовольственные ресурсы формируются в основном за счет собственного производства. В этой связи производство молока для удовлетворения потребностей в цельномолочной продукции осуществляется практически во всех регионах страны в соответствии с плотностью населения на основе формирования и развития пригородных молочных зон и организации в них специализированных хозяйств.

В современных условиях самыми крупными районами-

производителями молока и молочных продуктов выступают Центральный и Приволжский округа. Основными изготовителями цельномолочной продукции являются предприятия Москвы, Санкт-Петербурга,

Краснодарского и Красноярского краев, Республики Башкортостан, а также Московской, Свердловской, Воронежской, Новосибирской, Кировской и Вологодской областей. Помимо этого сложился ряд специализированных товарных зон по производству молока для переработки на масло, сыр и молочные консервы.

Повышению конкуренции в немалой степени способствует и работа зарубежных предприятий, импортирующих свою продукцию в Россию.

3. В молочной промышленности России продолжается процесс концентрации производства.

Значительная часть молока производится в специализированных сельскохозяйственных организациях. Более половины объема выпускаемой молочной продукции приходится на крупные предприятия, перерабатывающие более 50 тыс. т молока в год. Крупнейшими игроками на российском молочном рынке по оценкам Российского союза предприятий молочной отрасли являются компании «Юнимилк», «Данон» и «Вимм-Билль-Данн». Мелкотоварное же производство, как правило, характеризуется более низкой эффективностью и присутствует в неурбанизированных зонах.

Развитие специализации в молочно-продуктовом подкомплексе наряду с концентрацией способствует повышению эффективности производства, выступая важным инструментом в решении проблемы снижения себестоимости продукции и повышения доходности бизнеса. Более высокая экономическая эффективность производства на специализированных и крупных предприятиях достигается за счет применения интенсивных и ресурсосберегающих технологий, комплексной механизации производства, прогрессивных форм организации и оплаты труда, а также рационального использования имеющихся производственных и финансовых ресурсов.

4. Сезонность производства молока и необходимость создания

запасов молока и продуктов его переработки.

Основной причиной сезонности в молочном животноводстве является дешевизна производства молока в летний период, когда отсутствуют сложности с обеспечением скота кормами. Как следствие в рыночных условиях наблюдаются значительные ценовые колебания в течение года, достигая в ряде регионов в июле и ноябре соотношения 3:1, 4:1. В идеале соотношение предложения в эти месяцы должно быть примерно 1:1. Более того, в осенне-зимний период предложение должно быть выше, т.к. в этот период наблюдается рост спроса на молоко и молочные продукты по сравнению с летом. Невыполнение этих требований создает неблагоприятные условия для развития молочного животноводства.

руб. тыс. тснн

Рис. 2 - Сезонность производства молока-сырья [2]

Но нельзя забывать о том, что сезонность производства молока - это управляемый процесс. Относительно равномерное получение молока возможно обеспечить при полноценном кормлении коров, содержании их в хорошо оборудованных помещениях и правильной помесячной организации отелов.

Для равномерного получения молока в течение года отелы

рекомендуется проводить в основном в осенне-зимний период. Это позволяет повысить производство молока за счет роста продуктивности коров и увеличения средней жирности молока в первые месяцы лактации, приходящиеся на зиму. Сохранить высокие удои в последние месяцы лактации позволяет перевод коров на пастбища весной.

Значительное влияние сезонность производства молока оказывает на эффективность его переработки. Современный уровень использования производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий крайне низок. Фактически все молокоперерабатывающие заводы загружены не на полную мощность.

Таблица 4 - Использование среднегодовой мощности организаций

по выпуску молочной продукции, %

Вид продукции 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Цельномолочная продукция 32 48 54 57 57 56 59

Масло сливочное и пасты масляные 25 27 32 27 27 31 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сыры и продукты сырные 49 61 65 64 63 64 62

Консервы молочные 55 61 58 58 58 55 63

В этой связи предприятия молочной переработки стали перепрофилироваться больше на выпуск продукции с увеличенным сроком годности и менее чувствительной к сезонным колебаниям в производстве молока.

5. Спрос на различные виды молочных продуктов в условиях роста розничных цен на продовольствие характеризуется разной степенью эластичности.

Наименьшая эластичность присуща для питьевого молока и цельномолочной продукции, высокая эластичность - для продуктов переработки (сыры, сливочное масло, йогурты). Соответственно на местном уровне относительной устойчивостью отличается спрос на первую группу продукции.

Нужно отметить, что на характер потребления существенно влияет уровень доходов граждан. В среднем уровень потребления молока и молокопродуктов среди категории населения с максимальным уровнем дохода в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель у населения с минимальным уровнем дохода. Кроме того, при низком доходе многие потребители ориентируются на более традиционные продукты (молоко, кефир, сметана) в более низком ценовом сегменте. С ростом доходов предпочтения уверенно смещаются в сторону более дорогих продуктов, а также так называемых «новых» продуктов, например, молочные продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, с добавлением соков, молочные десерты и многое другое (согурты, смузи, сывороточные продукты, творожные десерты и молочная продукция с особым рекламным акцентом на конкретном потребителе) [3].

Наряду с этим присутствует зависимость и между уровнем потребления отдельных видов молочной продукции и местом проживания. В домашних хозяйствах городской местности выше потребление кисломолочных продуктов, йогуртов, сыра. Рацион же питания жителей села существенно дополняют поступления из личного подсобного хозяйства, поэтому они больше, чем горожане потребляют цельного молока и творога.

6. Для эффективного продвижения молочной продукции до конечного потребителя требуются соответствующие каналы реализации и развитая сбытовая инфраструктура.

Анализ деятельности хозяйствующих субъектов свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики прибыль предприятия формируется не столько в производственном звене, сколько на этапе реализации продукции. Поэтому главной задачей руководителя является поиск наиболее выгодных каналов ее сбыта. Молоко как скоропортящийся вид продукции требует минимальных сроков его транспортировки от

производства к потребителю. Причем данный продукт перед реализацией должен пройти минимальную обработку.

Сложившаяся ситуация указывает на то, что многие товаропроизводители терпят убытки на стадии подготовки молока к реализации вследствие потерь при его транспортировке, из-за более низких цен на неподготовленное к реализации молоко, из-за неполучения создаваемого на стадии обработки продукции прибавочного продукта, который переходит в перерабатывающую промышленность и торговлю.

Выбор конечных каналов реализации во многом зависит от характера товаров. По состоянию на начало 2013г. 98,9% от общего объема реализации молока было продано перерабатывающим организациям и организациям оптовой торговли, в том числе 4,2% на рынке и через собственную торговую сеть, 0,7% и 0,4% - населению и по бартерным сделкам соответственно.

7. К технологии производства и упаковке молочной продукции предъявляются особые требования в связи с большим ее ассортиментом и сегментацией рынка по многим критериям (группам потребителей, функциональной направленности, потребительским свойствам и др.).

Особое место отводится качеству молока и продуктов его переработки. Многие отечественные молочные заводы вводят все более высокие требования к качеству молока-сырья, поступающего на переработку. При этом увеличивается количество показателей, которым оно должно соответствовать, что в дальнейшем влияет на ценообразование. В частности наряду с содержанием в сыром молоке жира на заводах стали учитывать массовую долю белка.

Проблема качества молочной продукции остается актуальной и для российских органов власти. К примеру, 14 ноября 2013 г. на Заседании Межгосударственного Совета по стандартизации были утверждены новые межгосударственные стандарты на молоко и молочные продукты. Помимо

этого в стране в отношении различных видов молочной продукции действует целый ряд государственных стандартов, а также правил и методов исследований (испытаний), измерений и отбора образцов.

Упомянутые специфические черты развития специализации в молочно-продуктовом подкомплексе не являются исчерпывающими и отражают лишь некоторые направления.

В заключении отметим, что успешное решение задачи обеспечения населения страны молоком и молочными продуктами возможно в том случае, когда вся совокупность отраслей и подотраслей сельского хозяйства и промышленности, обеспечивающие производство, транспортировку, хранение, переработку и реализацию молока и продуктов его переработки будут представлять собой сбалансированную целостную систему, в которой молочное скотоводство является важнейшим звеном. Именно уровень специализации этой отрасли определяет и будет во многом определять в будущем эффективность функционирования молочно-продуктового подкомплекса и рынка молока и молочных продуктов, надежность снабжения ими населения.

Библиографический список

1. Импорт молочной продукции и тропических масел за 10 месяцев 2013 года URL:http://www.dairynews.ru/processing/import-molochnoy-produktsii-i-tropicheskikh-masel-.html

2. Никонорова О.С. Специфика функционирования и проблемы развития российского рынка молока и молочной продукции // Экономические исследования. - 2013. - №2

3. Портрет конечного потребителя российского рынка молока и молочной продукции URL: http://baltenergetika.ru/gena1

4. Российский рынок молока и молочных продуктов // Национальный союз производителей молока «Союзмолоко». URL: http://souzmoloko.ru/rinok-

moloka/rinok_1952.html

5. Российский статистический ежегодник - Росстат, 2013

6. Экспертный совет по агропромышленному комплексу при ФАС России: анализ

влияния ВТО на отдельные отрасли URL:

http://www.fas.gov.ru/netcat_files/87/257/h_93d5579ac2f80768bf08cbc6182aaaf4

References

1. Import molochnoj produkcii i tropicheskih masel za 10 mesjacev 2013 goda

URL:http://www.dairynews.ru/processing/import-molochnoy-produktsii-i-tropicheskikh-

masel-.html

2. Nikonorova O.S. Specifika funkcionirovanija i problemy razvitija rossijskogo rynka moloka i molochnoj produkcii // Jekonomicheskie issledovanija. - 2013. - №2

3. Portret konechnogo potrebitelja rossijskogo rynka moloka i molochnoj produkcii URL: http://baltenergetika.ru/gena1

4. Rossijskij rynok moloka i molochnyh produktov // Nacional'nyj sojuz proizvoditelej moloka «Sojuzmoloko». URL: http://souzmoloko.ru/rinok-moloka/rinok_1952.html

5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik - Rosstat, 2013

6. Jekspertnyj sovet po agropromyshlennomu kompleksu pri FAS Rossii: analiz vlijanija VTO

na otdel'nye otrasli URL:

http://www.fas.gov.ru/netcat_files/87/257/h_93d5579ac2f80768bf08cbc6182aaaf4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.