Научная статья на тему 'Перспективы агропромышленной интеграции в молочнопродуктовом подкомплексе Омской области'

Перспективы агропромышленной интеграции в молочнопродуктовом подкомплексе Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА / МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АГРОХОЛДИНГ / DAIRY PRODUCE SUB-COMPLEX / AGRICULTURAL INTEGRATION / DAIRY FARMING / DAIRY INDUSTRY / AGRICULTURAL HOLDING COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епанчинцев Виталий Юрьевич

В статье проанализировано состояние молочно-продуктового подкомплекса Омской области. Авторомопределены факторы, влияющие на перспективы агропромышленной интеграции в молочно-продуктовом подкомплексе с учетом специфики сельского хозяйства Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural integration prospects in dairy and product sub-complex of Omsk region

Situation with dairy and product sub-complex of Omsk region is analyzed in the article. Factors influencing upon the agricultural integration prospects in dairy and product sub-complex to specific character of Omsk region agriculture are determined by the author.

Текст научной работы на тему «Перспективы агропромышленной интеграции в молочнопродуктовом подкомплексе Омской области»

Продолжительность поиска (величина п либо т) обусловлена, прежде всего, разбросом цен (заработных плат). Издержки поиска могут быть снижены с помощью институциональных ресурсов, в частности, с помощью консалтинговых агентств по подбору персонала, либо через развитие в организационной структуре подразделений по работе с персоналом. С помощью данных средств издержки снижаются из-за разброса между ценами за разные периоды, так как опытный покупатель (продавец) рабочей силы в этих обстоятельствах по отношению к риску и неопределенности имеет преимущества по сравнению со своими приоритетными конкурентами.

Таким образом, оценка обстоятельств экономического выбора по отношению к риску и неопределенности и его взаимосвязь с экономическим ресурсом-информацией, во многом определяет действия рыночных агентов (работника и нанимателя) на рынке труда по принятию обоснованного решения о найме и определения зарплаты.

Библиографический список

1. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики [Текст]: / Р. М. Нуреев. - М. : НОРМА, 2002. - 572 с.

2. Автомонов, В. С. История экономических учений [Текст]: / В. С. Автономов. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 784 с.

3. Гумилев, Л. Н. Энтогенез и биосфера Земли [Текст] / Л. Н. Гумилев. - М. : Астрель, 2005. - 509 с.

4. Овсянников, А. С. Экономика и социология управления персоналом на водном транспорте [Текст] / А. С. Овсянников. -Новосибирск : НГАВТ, 2003. - 159 с.

ХИТРИНЦЕВ Вадим Борисович, кандидат экономических наук, доцент.

Адрес для переписки: г. Омск-119, ул. Бульвар Заречный, дом 2а, кв. 140

Статья поступила в редакцию 11.06.2010 г. © В. Б. Хитринцев

УДК 338 436 В. Ю. ЕПАНЧИНЦЕВ

Омская гуманитарная академия

ПЕРСПЕКТИВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МОЛОЧНОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье проанализировано состояние молочно-продуктового подкомплекса Омской области. Автором определены факторы, влияющие на перспективы агропромышленной интеграции в молочно-продуктовом подкомплексе с учетом специфики сельского хозяйства Омской области.

Ключевые слова: молочно-продуктовый подкомплекс, агропромышленная интеграция, производство молока, молочная промышленность, агрохолдинг.

Актуальность агропромышленной интеграции в молочно-продуктовом подкомплексе Омской области обусловлена не только интересами совершенствования теории и практики хозяйствования в отрасли животноводства, но и необходимостью решения проблем стратегического управления региональным молочным рынком в меняющихся экономических условиях его функционирования. Особенность и сложность проведения экономической политики на селе в Сибири заключается в том, что село представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, интеграцию растениеводства и животноводства в одной организационно-правовой форме. Снижение темпов развития животноводства в Омской области, переход от животноводческих ферм на растениеводство с отведением бывших пастбищ под зерновые культуры привели к снижению трудоемкости на селе в целом.

Отказ от животноводческой специализации хозяйств привел к сокращению большого числа персонала, который был занят на содержании и обслуживании скота круглый год и, как правило, проживал

вблизи места работы. Взамен постоянной занятости село получило сезонную возможность для заработка гораздо меньшего количества селян, чем в условиях функционирования животноводческой фермы. Таким образом, при закрытии молочных ферм и переходе в сферу растениеводства Омская область получила ряд негативных социально-экономических факторов, создающих барьеры для инновационного развития: увеличение числа безработных на селе; снижение платежеспособного спроса; обострение социальной обстановки; общее ухудшение уровня жизни граждан, проживающих в сельской местности.

В результате в 2010 году в Омской области по сравнению с 2003 годом поголовье скота сократилось на 253,5 тыс. голов, из них 87,9 тыс. - коровы. Резкое снижение поголовья привело к сокращению объема производства молока. В 2010 году, по прогнозным данным, всеми категориями хозяйства региона произведено 856 тыс. тонн молока, что на 6,3% меньше объемов производства 2003 года. Однако на фоне сокращения поголовья скота в Омской области наблюдается

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Крупнейшие производители молока и молочной продукции Омской области

Крупнейшие производители молока Крупнейшие производители молочной продукции

хозяйство район Омской области организация район Омской области

ООО «Лузинское молоко» Омский, Таврический район ООО «Молочный завод «Лузинский» Омский район

ОАО «Племенной конный завод «Омский» Марьяновский район ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат» Любинский район

ЗАО «Знамя» ОАО «Инмарко» г. Омск

СПК «Сибиряк» Москалеиский район ОНО «ВНИМИ - Сибирь» Россельхозакадемии

СА (Колхоз) «Родная Долина» «Манрос М» филиал ОАО « Вимм-Билль-Данн»

ЗАО «Солнцево» Исилькульский район ОАО «Вита» Исилькульский район

ЗАО «Нива» . Павлоградский район ООО «Калачинский молочный комбинат» Калачинский район

ЗАО «Кирова» Крутинский район

СПК «Ермак» Нововоршавский район ООО Маслосыркомбинат «Тюкалинский» Тюкалинский район

СПК «Большевик» Полтавский район

увеличение продуктивности животных. Так, надой от одной коровы увеличился по всем категориям товаропроизводителей и составил в 2009 году 3937 кг [ 1 ],

Омская область — это высокоразвитый аграрный регион, который по объемам производства сельскохозяйственной продукции входит в десятку крупнейших регионов России. Молочное скотоводство является ведущей отраслью сельского хозяйства в агропромышленном комплексе Омской области, Повышение привлекательности молочно-продуктового подкомплекса агропромышленного комплекса (далее АПК) региона — комплексная и многогранная задача, решение которой позволяет обеспечить рост конкурентоспособности продукции на внутренних и внешних рынках молока; повышение экономической эффективности производства; совершенствование породного состава коров. При этом обозначенные стратегические цели базируются на повышении продуктивности коров; снижении издержек производства на единицу произведенной продукции; совершенствовании структуры молочного стада; создании условий для инновационного развития молочнопродуктового подкомплекса Омской области.

Молочное скотоводство развивается в трех природно-климатических зонах области: степной, лесостепной и северной лесостепной. Животноводами Омской области за 2009 год произведено молока во всех категориях хозяйств — 852, 3 тыс. тонн, или 100% к уровню 2008 года. По уровню потребления молока и молокопродуктов на душу населения Омской области входит в первую десятку субъектов Российской Федерации {Омская область — 341 кг, Российской Федерации — 246 кг). В Сибирском федеральном округе Омская область занимает первое место по данному показателю (Омская область — 341 кг, Российская Федерация — 262 кг). Уровень самообеспечения молока в Омской области составляет 107,7%, по Российской Федерации — 82,9%.

В Омской области в первую десятку крупных производителей молока (более 5 000 т в год) входят в основном хозяйства южной лесостепи и степной зоны. На рынке молочных продуктов действуют крупнейшие перерабатывающие предприятия, сосредоточенные в основном в Омском районе, а также в других районах южной и северной лесостепи (табл. 1). Переработкой молока и производством молочной продукции в области занимаются более 100 производств и территориально обособленных подраз-

делений организаций, в том числе 16 крупных предприятий. На территории Омской области осуществляют деятельность 10 племенных заводов и 11 племенных репродукторов по развитию КРС.

Осуществлен ввод в эксплуатацию молокоперерабатывающих производств в Горьковском и Тев-ризском муниципальных районах Омской области. Создано дополнительно более 70 рабочих мест, До конца 2011 года будут введены в эксплуатацию 6 минизаводов по производству молока в Кормиловском, Усть-Ишимском, Омском, Называевском, Болыпере-ченском и Черлакском районах.

На предприятиях молочной промышленности Омской области производится более 150 наименований продукции. В структуре объема отгруженных товаров собственного производства по предприятиям пищевого комплекса удельный вес производства молока и молокопродуктов составляет 17%. За 2009 год индекс производства молока и молокопродуктов в целом по области к уровню 2008г. составил 103,7%. Организациями молочной промышленности за 2009 год произведено 157,6 тыс. тонн цельномолочной продукции; 11,7 тыс. т сыров жирных; 6,2 тыс. т сливочного масла.

Крупнейшим производителем цельномолочной продукции в области является компания «Манрос М» и филиал «Винн-Билль-Данн», удельный вес которого в областных объемах цельномолочной продукции составляет около 40%.

Выпуск масла животного по области увеличился в 2009 году по сравнению с уровнем 2008 года на 7,1% и составил 6,2 тыс. тонн. Увеличилось производство молочных консервов но области на 18,1% вследствие роста объемов основного производителя этой продукции — ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат» . Производство сыров жирных увеличилось в 1,6 раза — за счет увеличения производства в ООО «Омский завод плавленых сыров». Больше на 5,7% произведено по области мороженого, более 90% областных объемов принадлежит одному из лидеров российского рынка мороженого — ОАО «Инмарко». Предприятие производит мороженое 15 торговых марок (более 100 видов), обновление ассортимента происходит каждый сезон.

По итогам работы АПК за 10 месяцев 2010 года производство молока составило 742,3 тыс. тонн (101,4 % к соответствующему периоду 2009 года). Поголовье коров во всех категориях хозяйств составило 218,9тыс. голов

Сырьевая база ЗАО «Любинский МКК»

Характер поставки сырья Поставщики Объемы поставки молока, тонн в день

Договор купли-продажи ООО «Большевик» ЗАО «Звонарево-Кутское» ЗАО «Азовское» ОО «Соляное» 18 —25 12 -14 10 -12 8-14

Собственное производство молока Подсобное хозяйство 5-15

Посредники, осуществляющие кольцевой сбор молока у мелких производителей (КФХ и ЛПХ) ООО «Дружба» ООО «Шанс» ООО «Ренессанс» 40 -60 5-15 20 -30

Сеть собственных молокоприемных пунктов Александровский цех Одесский цех Гончаровски цех 20 -60 20 -60 20 -30

Поставка сухого обезжиренного и цельного молока Республика Беларусь Литва Франция Германия Сезонная поставка

(увеличение на 300 голов или 100,1 % к соответствующему периоду прошлого года). По итогам 10 месяцев 2010 года 18 районов увеличили поголовье коров в Павлоградском, Муромцевском, Черлакском, Марь-яновском. Прирост поголовья в этих районах составил 2,2 - 6,5%. Снизили поголовье коров на 2,2 — 4,8% Омский, Нововаршавский, Большеуковский, Моска-ленский районы.

Объем производства молока за 10 месяцев 2010 год составил 101,4 % к соответствующему периоду 2009 года. Высокий показатель достигнут за счет эффективной работы АПК 22 районов области, При этом лидерами производства молока являются Черлакский, Саргат-ский, Русско-Полянский, Таврический и Болыпере-ченский. В данных районах объемы производства составили 105,3— 108,7% к соответствующему периоду 2009 года. Темп роста в целом по области мог быть выше, однако снижение объемов производства молока от 96,8 до 93,7% к соответствующему периоду 2009 года в Одесском, Кормиловском, Знаменском, Любинском районах не позволило улучшить региональный темп роста производства молока.

По сельскохозяйственным организациям надой на корову составил 3203 кг, что на 163 кг больше уровня 2009 года. Надоя свыше 4000 кг на одну корову достигли три района (Омский, Марьяновский, Нововаршавский), 11 районов превысили рубеж 3000 кг. В ООО «Лузинское молоко» Омского района надой на фуражную корову за 10 месяцев 2010 года составил 5600 кг, ферма «Петровка» 6430 кг, в ЗАО «Богодухов-ское» Павлоградского района 4619 кг, в ПЗ «Большевик» Полтавского района 5009 кг, в ЗАО «Знамя» Марьяновского района 4195 кг.

В целях реализации инновационного потенциала молочно-продуктового подкомплекса правительством Омской области поставлена задача дальнейшего развития молочного скотоводства— повышение эффективности отрасли путем реконструкции и модернизации действующих ферм, оснащения отрасли высокопроизводительным оборудованием и внедрения в производственный процесс прогрессивных технологий, позволяющих снизить материальные, энергетические и трудовые затраты и гарантирующих получение конкурентоспособной продукции [2].

В целом по области имеет место тенденция снижения затрат труда и расхода кормов на единицу продукции. В 2008 году на производство центнера молока в отдельных хозяйствах было израсходовано в среднем по 1,36 центнера кормовых единиц (при нор-

мативах для продуктивности 4300 - 4400 кг - 1,06 центнера кормовых единиц) [3].

Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из причин низкой ресурсоэффективности производства молока в сельскохозяйственных организациях области является, прежде всего, слабая материально-техническая база ферм, остро нуждающихся в модернизации. В большинстве хозяйств до настоящего времени применяется традиционная технология производства молока с привязным содержанием животных, доением коров на линейных доильных установках, транспортерным удалением навоза и мобильной раздачей кормов. При привязном способе содержания оператор машинного доения около 60% времени затрачивает на выполнение вспомогательных операций. Принимая во внимание среднее время обслуживания одной коровы и регламентированную правилами машинного доения длительность одной дойки, доярка может качественно выдоить не более 30 коров.

Таким образом, привязная система содержания скота не может быть перспективной в силу прежде всего социально-экономических причин и постепенно должна уступить место более прогрессивной, высокопроизводительной беспривязной системе содержания коров. На старой технической основе и изношенном технологическом оборудовании невозможно наращивать высокий продуктивный потенциал молочного скотоводства, повышать производительность труда, снижать затраты на единицу продукции. Необходима также коренная перестройка технологии и организации, учитывающая как требования машинного производства, так и физиологические потребности животных. Внедряемая современная технология, основанная на применении беспривязного способа содержания животных и использовании высокопроизводительного оборудования для содержания, кормления и доения коров, позволяет снизить энергозатраты на производство продукции, расход кормов, повысить производительность труда в отрасли, При данном способе содержания 80 — 85% затрат времени приходится непосредственно на сам процесс доения, что позволяет увеличить нагрузку на одного основного работника до 80 — 120 голов.

Однако неустойчивое финансовое положение многих хозяйств области не позволяет проводить техническое и технологическое переоснащение молочного скотоводства путем реконструкции

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСГНИК № 1 (95) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

существующих или строительства новых ферм на основе реализации системы прогрессивных технологий и высокоэффективной техники. Одним из вариантов решения данной проблемы является агропромышленная интеграция. Агропромышленная интеграция — это форма межотраслевой вертикальной кооперации, организационное и экономическое объединение технологически взаимосвязанных аграрных, промышленных предприятий и инфраструктуры в единое целое — аграрно-промышленную экономическую систему, ориентированную на удовлетворение первоочередных потребностей населения [4].

Развитие агропромышленной интеграции в молочно-продуктовом подкомплексе Омской области позволит более эффективно организовать производство, развивать инфраструктуру, повышать генетический потенциал крупного рогатого скота, создавать более рациональные «продуктовые цепочки», избегая услуг многоступенчатого посреднического звена. Функционирование агрохолдингов даст возможность существенно расширить технологическую, научно-образовательную, инновационную и информационную инфраструктуру молочно-продуктового подкомплекса региона, а также создать для предприятий агрохолдинга условия к укреплению партнерских отношений в целях выпуска конкурентоспособной молочной продукции.

Проанализируем далее перспективы агропромышленной интеграции в молочно-продуктовом подкомплексе Омской области. Развитие интеграционных процессов обусловлено объективным экономическим процессом, связанным, с одной стороны, с общественным разделением труда и его специализацией, научно-техническим прогрессом, природно-экономическими условиями. С другой — необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Агарные организации Омской области готовы вступать в это объединительное движение, стремясь снизить риск, связанный с производством и его зависимостью от климатических условий, стихийностью рынка сельскохозяйственной продукции, диктатом перерабатывающих организаций, необходимостью повышения конкурентоспособности производства. Перерабатывающие и обслуживающие организации также стремятся обеспечить себе стабильные доходы благодаря наличию надежной сырьевой базы, лучшему использованию сырья, повышению качества своей продукции, ее удешевлению и завоеванию рынков сбыта.

В то же время следует учитывать, что омские аграрии опасаются снижения капитализации своих предприятий (при поглощении хозяйств) по отношению к потенциальной стоимости строительства собственных альтернативных мощностей компанией-инве-стором. По мнению автора, в настоящее время наиболее оптимистичные перспективы по созданию вертикально-интегрированного формирования в молочнопродуктовом подкомплексе имеются у ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат» (далее ЗАО «Любинский МКК»). Данное предприятие является одним из крупнейших перерабатывающих предприятий молочной промышленности Омской области. Структура предприятий, составляющих сырьевую базу комбината, представлена в табл. 2.

Предприятие является крупнейшим производителем не только в Омской области, но и в России. За последние пять лет объемы производства увеличились более чем в 2 раза: с 48 млн условных банок молочных консервов в 2004 г. до 102 млн условных банок в 2009 году. Стратегической целью развития предприятия явля-

ется наращивание объемов производства и выход на новые рынки. Для достижения стратегических целей предприятия имеющаяся сырьевая база является недостаточной и требует расширения

Стратегия формирования сырьевой базы ЗАО «Любинский МКК» должна разрабатываться не только с учетом интересов предприятия, но и с учетом основных направлений развития регионального АПК, так как комбинат, являясь крупнейшим производителем отрасли, может оказать и оказывает непосредственное влияние на развитие молочной отрасли в регионе. С учетом стратегических целей развития предприятия, а также основных направлений развития АПК Омской области основные параметры стратегии формирования сырьевой базы ЗАО «Любинский МКК» являются следующими:

1) постепенное снижение доли зарубежных поставщиков;

2) активное развитие сети молокоприемных пунктов в районах Омской области, что позволит охватить значительное количество личных подсобных хозяйств, которые производят около половины молока в регионе;

3) сокращение доли фирм-посредников, что позволит экономить на транзакционных издержках;

4) рассмотрение различных вариантов создания вертикально-интегрированного формирования (агрохолдинга).

Реализация стратегии формирования сырьевой базы с указанными параметрами позволит предприятию сохранить ведущие позиции на рынке молока и молочных продуктов и повысить экономическую эффективность его функционирования. В пользу создания агрохолдинга на базе крупного перерабатывающего предприятия выступает факт того, что производство молочной продукции на малых предприятиях редко удается удержать на необходимом уровне рентабельности. К слабым местам таких предприятий относятся узкий ассортимент, проблемы с реализацией продукции, слабая техническая оснащенность, вследствие которой не выдерживается стабильный уровень качества. При присоединении России к Всемирной торговой организации отечественные производители продуктов питания могут столкнуться со следующими угрозами: захват сегмента рынка высокой степени переработки молока (как наиболее выгодных), ужесточение требований в отношении качества продукции и др. Для роста конкурентоспособности продукции и предприятий республики необходимо повышать эффективность производства молочной продукции. Для того чтобы омские предприятия получили конкурентные преимущества, необходимо уже сейчас понимать тенденцию развития требований к отрасли.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие интеграции и кооперации технологически связанных предприятий по производству и переработке молока, создание вертикально интегрированных формирований. Организация интегрированных формирований в Омской области, по мнению автора, должна вестись на базе имеющихся молокоперерабатывающих предприятий и преследовать следующие стратегические цели: увеличение объемов производства, расширение ассортимента и завоевание большей доли российского рынка молочных продуктов. Целесообразность создания интегрированных формирований в молочно-продуктовом подкомплексе Омкой области заключается в следующем:

во-первых, возникает заинтересованность всех участников интеграции в формировании интенсивных сырьевых зон;

во-вторых, за счет концентрации общих финансовых ресурсов возможно решение ряда важнейших проблем производственно-сбытовой деятельности участников;

в-третьих, многим предприятиям молочной промышленности региона в составе агрохолдинга будет доступнее освоить требования не только стандарта серии ИСО 9000, который является ГОСТом, но и серию ИСО 220000, определяющую безопасность пищевых продуктов.

Таким образом, проведенные исследования перспектив агропромышленной интеграции в молочнопродуктовом подкомплексе Омской области позволяют сделать вывод о том, что для повышения эффективности производства путем создания агрохолдингов имеются условия и резервы. Регион может обеспечить свое население молоком и молочными продуктами, но главное значение следует уделить проблеме их качества.

Библиографический список

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:omsk.gks.ru (дата обращения : 20.01.11).

2. «Омская губерния» — информационный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:www.omskport.al.ru (дата обращения : 19.01.11).

3. Инновационные технологии производства молока и говядины [Текст] : учеб. пособие / А. А. Свидинский [и др.]. — Омск, 2010. - 417 с. - ББК 978-5-9901886-2-4.

4. Кундиус, В. А. Экономика агропромышленного комплекса [Текст] : учеб. пособие / В. А. Кундиус. — М. : КНОРУС, 2010. — 544 с. — КБК 978-5-406-9

ЕПАНЧИНЦЕВ Виталий Юрьевич, старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом.

Адрес для переписки: 644405, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.

Статья поступила в редакцию 21.01.2011 г.

© В. Ю. Епанчинцев

Книжная полка

ББК 60.5/К88

Кудринская, Л. А. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Кудринская ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 123 с. - ISBN 978-5-8149-1030.

Содержание учебного пособия позволит более точно и правильно изучить основы теории прогнозирования, моделирования и проектирования, сформировать понимание основных аспектов социальной работы в контексте данного курса, а также познакомиться с основными методами, технологиями прогнозирования, моделирования и проектирования в практике социальной работы.

Предназначено для студентов дистанционной формы обучения по специальности 040101 «Социальная работа», будет полезно и для студентов других форм обучения.

ББК 60.6/М22

Мамаева, Галина Георгиевна. Социальная статистика [Текст] : конспект лекций / Г. Г. Мамаева ; ОмГТУ. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 86 с. - ISBN 978-5-8149-1014-1.

Конспект лекций предназначен для студентов очной, очно-заочной, заочно-дистанционной форм обучения специальности 040101 «Социальная работа». Содержит основу лекционного курса по данной дисциплине, контрольные вопросы и библиографический список.

ББК 60.842/Т23

Татаринова, Г. Н. Региональная специфика связей с общественностью (даты, факты, тенденции) [Текст] : учеб. пособие / Г. Н. Татаринова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 79 с.-ISBN 978-5-8149-1037-0.

Связи с общественностью как сфера деятельности и профессия развиваются в России неравномерно: ситуации в столичных городах и в глубинке различаются. Крайне мало трудов с описанием и анализом практики связей с общественностью в регионах. В данном учебном пособии на конкретных примерах рассматриваются особенности формирования и развития связей с общественностью как сферы деятельности и профессии в российской глубинке. Раскрывается роль связей с общественностью в социально-экономических процессах и управлении, в разработке и продвижении имиджа городов и субъектов федерации. Значительная часть учебного пособия отведена практическим аспектам: приводятся данные социологических исследований, предлагаются примеры реализованных в регионах проектов, тексты положений региональных конкурсов профессионального мастерства и др. Пособие подготовлено в соответствии с гос. образовательным стандартом по специальности 030602 «Связи с общественностью». Может быть рекомендовано студентам и преподавателям вузов, где изучаются дисциплины «Теория и практика связей с общественностью», «Основы интегрированных коммуникаций», «Организация работы отделов по связям с общественностью», «Управление общественными отношениями».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.