республике семян. Рынок семян в РМ характеризуется крайне низким уровнем развития. В рыночных условиях существующая схема семеноводства оказалась неустойчивой. Отдельные ее звенья экономически и организационно разобщены, что привело к резкому снижению производства и реализации элитных семян в Мордовии. Реформирование традиционных организационно-экономических структур , нарушение хозяйственных связей и экономического механизма привели структуру управления семеноводством республики к кризису, к снижению разумного государственного управленческого воздействия на сортосмену и сортообновление.
Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
1. На основе анализа состояния семеноводства в опытно-производственных хозяйствах Мордовского НИИСХ выявлены эффективность использования агроклиматических факторов, ресурсного потенциала и на этой основе предложен механизм регулирования производства семян высших репродукций, включающий:
— новый способ расчета структуры зерновых культур, которая обеспечивает получение семян по ассортименту и качеству в соответствии с планом сортообнов-ления;
— усовершенствованный способ рас-
Поступила 21.09.01.
чета оптимальных доз удобрений, с учетом окультуренности почвы, предшественников, что позволяет снизить затраты на производство семян высших репродукций;
— расчет дотаций с использованием коэффициентов, учитывающих произведенные затраты и содержание белка в семенах.
2. Совершенствование организационно-экономической структуры семеноводства путем создания ассоциации с включением в нее Мордовского НИИСХ, его опытно-производственных хозяйств, учхоза Мордовского университета им. Н. П. Огарева, Республиканской семенной станции и сети районных семеноводческих хозяйств позволит учитывать интересы всех членов данной ассоциации. В условиях развития рыночных отношений такая некоммерческая организация является наиболее гибкой и приемлемой формой научно-производственного кооперирования.
3. Предлагаемая модель семеноводства экономически выгодна. По сравнению с существующей она позволяет в первичном, элитном и репродукционном семеноводстве получать дополнительно 3 309,4 тыс. руб. в год за счет более рационального перераспределения государственных дотаций. За счет внедрения предлагаемой модели можно дополнительно получать ежегодно 71 тыс. т зерна на сумму 208 млн руб.
ЦЕНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Л. И. ЗИНИНА, кандидат экономических наук
Под стабильным молочно-продукто-вым рынком, по нашему мнению, надо понимать рынок, где колебания рыночных цен со временем снижаются независимо от общей тенденции развития цен,
а под регулированием — поддержание ценовых изменений в разумных (узких) пределах. Последнее не означает контроль или прямое управление ценовым развитием. В молочном подкомплексе действие
© Л. И. Зинина, 2001
ряда факторов (высокая степень монопо- эквивалентного обмена ^устойчивости и лизма и инфляционных процессов, эластичность спроса на продукцию и др.)
приводит к неполному соответствию спроса и предложения (проявляющемуся скорее как тенденция даже в странах со стабильным рыночным механизмом), а следовательно, к разбалансированности и неравномерности цен: они не могут выражать общественно необходимые затраты на
производство продукта.
В связи с этим в качестве концептуальной основы ценовых отношений в подкомплексе должны быть признаны:
а) действие принципа свободного ценообразования с ориентацией на уровень платежеспособного спроса и обеспечение доступности соцщ^но значимых видов молочных продуктов для всех слоев населения;
б) применение механизма регулирования цен предложения, государственное регулирование цен и доходов товаропроизводителей, поддержание их равновесного состояния;
в) стимулирование достижения главных целевых индикаторов развития подкомплекса — уровня продуктивности, классности, породности молочного стада, интенсивности ведения молочного хозяйства и его специализации (организация специализированных хозяйств в молочно-сырь-евых зонах), качества (повышенные жиро-и белковомолочность, содержание сухого остатка) и экологичности продукции путем введения повышающего (понижающего) коэффициента к базисному уровню цен;
г) совершенствование и упорядочение ценовых отношений между производством и переработкой молока и молокопродук-тов в рамках всех организационных форм хозяйствования с целью обеспечения эффективности обменных товарно-денежных процессов на молочно-продуктовом рынке.
Содержанием концепции формирования ценового механизма и ценовых отношений в молочном подкомплексе должно являться следующее.
1. Построение системы цен на продукцию всех сфер подкомплекса на единой методологической основе для осуществления ценового паритета, межотраслевого
равновыгодных условии расширенного воспроизводства на стадиях производства конечного продукта.
2. Создание системы цен в зависимости от каналов сбыта продукции (свободные рыночные, закупочные (гарантированные, целевые, залоговые), биржевые
и т. д.).
3. Повышение экономической обоснованности всех видов цен и их стимулирующей роли в развитии молочного производства, обеспечении высоких потребительских свойств и уровня конкурентоспособности продукции.
4. Формирование оптимальных цеио-образующих факторов при производстве молока и молокопродуктов (издержки производства, качество сырья и готовой продукции, спрос и предложение, емкость рынка, степень конкуренции, состояние и взаимовлияние внутренней и внешней торговли, уровень инфляции, государственное регулирование и протекционизм, транспортные издержки, пределы доходности (рентабельности) товаропроизводителей),
5. Построение ценовых межотраслевых соотношений и регулирование видов цен в подкомплексе в зависимости от цены на конечную продукцию, выражающую как общественно необходимые затраты труда на производство последней, так и влияние конъюнктурных колебаний спроса и предложения. По мере совершенствования рыночной инфраструктуры и устранения отраслевых и межотраслевых диспропорций, достижения эквивалентности обмена в подкомплексе большая часть продукции должна реализоваться преимущественно по свободным рыночным ценам.
Особую значимость приобретает механизм формирования цен на молочные продукты, закупаемые для создания государственных продовольственных фондов, поддерживающих рентабельное ведение производства. Он должен включать: а) закупочные цены, устанавливаемые для закупок продукции в федеральный и региональные фонды; б) надбавки к ним за высококачественную и экологически чистую продукцию, сдачу ее сверх нормы (на региональном уровне надбавки могут быть дифференцированы); в) залоговые цены для осуществления залоговых опепаиий и
формирования резервных фондов продукции; г) целевые цены (либо надбавки до целевой цены) в условиях, когда рыночные цены опускаются ниже прожиточного минимума сельхозпроизводителей. Государство приобретает данную продукцию по целевым ценам или доплачивает товаропроизводителям разницу между целевой и реализационной ценой.
При установлении гарантированных закупочных цен, ставок при залоге сырья и продовольствия, расчете дотаций и компенсаций товаропроизводителям следует исходить из целевых цен (нормативных индикаторов), представляющих собой верхний предел гарантированной закупочной цены. Гарантированную целевую цену на молоко и молокопродукты должны составлять нормативные издержки по всему производственному циклу получения конечной продукции (производство, переработка, реализация), отражающие динамику цен на ресурсы, кредитно-налоговую ситуацию, сложившийся уровень заработной платы, и достаточную для расширенного воспроизводства прибыль. Данная цена устанавливается на следующей методической основе: 1) с учетом состояния производства, демографических, климатических и других особенностей региона; 2) на уровне, обеспечивающем покрытие издержек и 30 — 50 % прибыли для производителей молока (первый вариант) либо возмещение издержек с использованием корректирующих коэффициентов по производственным результатам (второй вариант); 3) с текущими издержками на единицу товарной продукции в качестве затратной базы цены (для оптовых цен — издержками на переработку продукции, розничных — издержками обращения). Нормативы текущих издержек могут быть приняты на фактическом уровне за определенный период времени или найдены расчетным путем.
Если рыночная цена окажется меньше целевой, товаропроизводители должны получать разницу между целевой и фактической ценой реализации. Следовательно, гарантированная целевая цена играет роль стимула и ориентира при осуществлении расчетных операций: с одной стороны, она доводит доходы товаропроизводителей до экономически обоснованных
размеров, стимулирует интенсивность производства, а с другой — выполняет социальную функцию, защищая потребителя от высокого уровня цен.
Нижний предел гарантированных цен — залоговые цены, обеспечивающие простое воспроизводство, целесообразны при заключении контрактов под будущую продукцию, что позволит иметь уверенность в реализации произведенной продукции, сократить использование кредитов и улучшить финансирование производства.
Проведение государственных закупочных и залоговых операций должно способствовать: а) поддержке доходов товаропроизводителей; б) формированию федеральных и региональных продовольственных ресурсов; в) регулированию рынка, предполагающему закупку при неблагоприятной конъюнктуре части продукции по ценам выше рыночного уровня и создание резервных ее запасов, а при росте цен и дефиците продукции — сокращение объемов залоговых и закупочных операций, товарные интервенции из резервов по более низким ценам (т. е. увеличение предложения и уменьшение цен).
При этом требуется периодический (ежемесячный и годовой) анализ сложившегося и прогнозного уровня индекса цен в сферах подкомплекса (промышленности и сельского хозяйства) для поддержки ценового паритета и предупреждения подъема цен на средства производства (усиление контроля за издержками производства в фондопроизводящих отраслях, введение предельных цен на промышленные товары производственного назначения, а также налоговых льгот и ценовых скидок на сырье для производства материально-технических ресурсов).
Гарантированные цены необходимо индексировать в соответствии с индексом инфляции, чтобы стабилизировать покупательную способность, денежные доходы товаропроизводителей (с помощью средств федерального бюджета). Кроме того, чтобы преодолеть сезонность в производстве молока и молочных продуктов, добиться равномерного поступления их на потребительский рынок, нужно гарантированные и рыночные цены на сырье варьировать по месяцам хозяйственного года: их уровень должен быть несколько больше в
осенне-зимний период и ниже — в весенне-летний .
Значительная зависимость качества названных продуктов от качества исходного сырья требует дифференцировать все виды цен на молоко (гарантированные, рыночные, биржевые и т. д.) в соответствии с его потребительскими свойствами и назначением. Это касается и государственных закупочных цен, учитывающих качество, биологическую ценность конечного продукта, его потребительские свойства и назначение.
Мы считаем, что существенной проблемой отечественного молочно-продуктово-го рынка является необходимость дифференциации цен на главные продукты питания согласно их пищевой и биологической ценности.
Нетрудно заметить, что из-за разобщенности интересов разных сфер, несовпадения критериев оценки молока и молочных продуктов на разных стадиях производства, транспортировки, переработки и доставки в торговую сеть только молочный жир включается достаточно полно в конечный продукт.
По нашему мнению, надо решать вопросы постепенного перехода на оплату молока по содержанию белка, сухого обезжиренного молочного остатка (COMO) исходя из того, что ведущими параметрами его качества выступают не только содержание жира, но и белковомо-лочность, биологическая полноценность, экологическая чистота. Целесообразность учета сухих веществ молока, в первую очередь белка, подтверждается опытом зарубежных стран (США, Нидерландов, ФРГ, Италии, Великобритании) и современной концепцией сбалансированного питания, а также технологией производства продуктов из восстановленного молока. Можно предложить следующие принципы оплаты за молоко:
— дополнительную оплату за каждые 0,1 % белка или COMO при превышении базисных показателей (для белка —
3,2 %, для COMO - 8,6 - 9,0 %);
— снижение оплаты за каждые 0,1 % белка, начиная с 2,9 %, и за 0,1 % COMO, начиная с 8,3 %;
— материальное поощрение хозяйств, в которых экологическая чистота и со-
держание белка молока улучшены по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
— оплату молока по конечному продукту, т. е. количеству продукта, выработанного из 1 т молока.
Вследствие усложняющейся экологической ситуации необходимо создание общегосударственной системы контроля и управления качеством молочного сырья и молокопродуктов на всех этапах технологического комплекса «поле — ферма — завод — потребитель». Это тем более актуально в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Таким образом, нужна разработка единой системы комплексной количественной и качественной оценки молочных ресурсов на базе их действительной питательной ценности и экологической чистоты. Ее можно осуществлять с помощью автоматизированных приборов для определения белковомолочности и комплексных анализаторов состава молока. Хотя детализация показателей качества усложняет расчеты предприятий молочной промышленности с поставщиками молока, современные уровень экономики и требования потребителя обусловливают необходимость полной информации о его потребительских свойствах при формировании системы цен.
Опыт хозяйств свидетельствует, что наряду с подъемом удоев до 4 ООО — 5 ООО кг можно добиться роста рентабельности на 15 — 20 % при получении молока повышенной сортности. Закупочные цены по сортам, надбавки к базисной цене могут устанавливаться самими молочными заводами, приемочные цены, зависящие от способов и сроков оплаты сырья, определяться в контрактах вместе с качественными параметрами.
Однако молочная промышленность, приобретая сырье по строго дифференцированным ценам, часто при дальнейшей переработке оставляет без внимания его сортность, включая ее в себестоимость конечной продукции по единой цепе. При этом теряются стимулы эффективной переработки высококачественного сырья. На наш взгляд, качество молока должно отражаться в себестоимости конечной про-
дукции, входить в нее в виде дифференцированных цен. Это же должно выполняться и при установлении розничных цен.
Таким образом, совершенствование системы цен при ее ориентации на усиление требований к качеству закупаемого сырья должно быть направлено: а) на увеличение выхода конечной пищевой продукции из единицы сырья, снижение потерь биологических веществ, содержащихся в молочной продукции; б) производство экологически чистых молочных продуктов; в) эффективное использование высококачественного сырья. Ценовой механизм надо формировать с учетом приведенной оценки эффективности работы молочного подкомплекса и его сфер по уровню использования биологически ценных ингредиентов молока. Данный подход целесообразен в практике функционирования предпринимательских субъектов подкомплекса, особенно молочных ассоциаций, кооперативов и др.
Вместе с тем ценовой механизм должен быть ориентирован на мотивацию отдельных направлений и производств, имеющих стратегическое значение для организационно-экономического развития молочного производства и подкомплекса. Гарантированные целевые цены могут устанавливаться на основе покрытия издержек и применения повышающих коэффициентов за достижение хороших производственных результатов. В отличие от схемы «издержки + прибыль» (30 — 50 %) он более обоснован и имеет стимулирующий характер.
Исходя из предложенного подхода к ценовому стимулированию организационно-экономических параметров развития молочного производства, в сырьевых зонах следует упорядочить и поставить на объективную базу субсидирование производства: выплата надбавок (дотаций) должна быть связана с конкретными позитивными результатами и предоставляться хозяйствам с высокой отдачей вкладываемых средств, чтобы не приводить к увеличению затрат на производство единицы продукции вне зависимости от результатов. Механизм расчета нужно строить на системе прогрессивно возрастающих ставок по итогам предыдущего периода и главных критериях селективной поддерж-
ки: эффективному «порогу» продуктивности стада, рациональности использования ресурсного потенциала, уровню рентабельности, объемам реализации, качества продукции и т. д.
Схема мотивации может быть ориентировочной или скорректированной в соответствии с конкретными условиями предприятий, потребностями производства и финансовыми возможностями при организации закупок молока и молокопро-дуктов.
Мы считаем, что применение механизма гарантированных целевых цен, т. е. формирование их с учетом повышающих коэффициентов, имеет особую значимость для стимулирования улучшения продуктивности дойного стада и интенсивности молочного производства, а в конечном счете для роста предложения товарно-сырьевых ресурсов и расширения емкости молочно-продуктового рынка.
Возможен и другой вариант — введение прямого дотирования (субсидирования) ведущих направлений развития молочного производства либо гарантированных целевых цен (с повышающими коэффициентами) в рамках установленной для каждого региона квоты на объемы реализации молока (при жестких требованиях к его качеству). При этом обеспечиваются стабильные цены, позволяющие товаропроизводителям получать прибыль хотя бы в пределах квоты. Данный вариант целесообразен и реален при дефиците финансовых и товарно-сырьевых ресурсов.
Рассмотренные схемы ценовых отношений, а в сущности ценового стимулирования молочного производства, необходимы для: а) стабилизации и последующего увеличения интенсивности молочного производства в традиционных хозяйствах, мотивации его развития в специализированных предприятиях (при уровне среднегодовой продуктивности не менее 3 ООО кг) и молочных ассоциациях; б) формирования интенсивных мол очно-сырьевых зон (обеспечения достаточных объемов производства для загрузки перерабатывающих предприятий); в) удовлетворения потребительских нужд региона, усиления межрегионального обмена моло-копродуктами.
Для осуществления мероприятий по экономическому стимулированию и регулированию молочного производства должна расширяться система ценового мониторинга в подкомплексе. При отслеживании ценовых показателей для соблюдения принципов эквивалентности обмена рекомендуется использование специального коэффициента паритетности цен, отражающего соотношение оптовых и
закупочных цен на продукцию.
Для установления реального уровня ценового паритета необходимо обосновать нормативные уровни рентабельности перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий в условиях как простого воспроизводства (рентабельность самообеспечения), так и расширенного (рентабельность самофинансирования). В основу должны быть положены анализ структуры затрат в технологической цепочке и прогнозирование производственно-финансовых результатов в ее звеньях (предприятиях) с учетом их резервов снижения себестоимости производства. Значение коэффициента паритетности цен, как показывают расчеты, может изменяться в сырьевых зонах от 1,2 до 1,9. Его диспаритет, как правило, отражает убыточность производства молока в сельхозпредприятиях при положительном уровне рентабельности перерабатывающих предприятий.
В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно определять предельный размер посреднических (торговых) надбавок к закупочной и оптовой ценам по видам конечной продукции. Это позволит сократить количество посредников, будет способствовать выравниванию доходное^ сфер производства, переработки и реализации продукции, росту объема продаж и потребительского спроса. Кроме того, возможно и исчисление коэффициентов — соотношений цен на сырое молоко и готовую продукцию молокозаводов*.
Несомненно, действенным фактором преодоления кризиса в подкомплексе должно стать экономическое стимулирование производства товарной продукции. Чтобы при имеющихся сырьевых ресурсах увеличить выпуск пищевой продукции, нужно предусмотреть ряд мер:
а) изменить ассортимент молочных
продуктов, расширив выпуск нежириои и маложирной продукции с применением зерновых, овощных и фруктовых добавок;
б) для усиления заинтересованности предприятий в более рациональном использовании вторичного молочного сырья установить цены на обезжиренное молоко и сыворотку в соответствии с их питательной и биологической ценностью, т. е. в размере 50 и 20 % стоимости цельного молока, не облагать налогом на прибыль товарную продукцию, получаемую из бел-ково-углеводного сырья (обезжиренное молоко, пахта, сыворотка);
в) освободить предприятия молочной промышленности от уплаты в бюджет налога на прибыль от выпуска продукции сверх уровня соответствующего периода прошлого года; отменить налогообложение прибыли предприятий, поставляющих продукцию в федеральный фонд (с направлением высвобожденных средств на нужды предприятия);
г) отменить (или снизить) для производителей цельномолочной продукции налог на добавленную стоимость, что явится важным резервом уменьшения розничных цен на нее и активизирует спрос;
д) ввести специальный налог на увеличение розничных цен сверх определенного уровня (зачисляя данные суммы в местный бюджет и направляя в первую очередь на помощь остронуждающимся); повышение цен на готовую продукцию допустимо только в меру увеличения реальных затрат на молочное производство;
е) в целях ограничения роста цен проводить их регулирование по регионам; розничные цены на продукцию высокого качества (масло вологодское, 6% цельное молоко и др.) следует оставить свободными и индексировать закупочные цены на сырье в соответствии с подъемом цен на эту продукцию;
ж) осуществлять поддержку предприятий путем льготного (избирательного) кредитования, наделения дополнительными оборотными средствами под увеличение выпуска социально значимой продукции.
Следовательно, ценовой механизм нуж-
но формировать таким образом, чтобы стимулировались стратегические направления развития молочного производства, поощрялись эффективность работы сфер подкомплекса в области использования биологически ценных ингредиентов, его организационно-экономическое совершенствование и выполнение целевых задач.
Обобщая изложенное, отметим, что достижение требуемой результативности исследуемого интегрированного производства возможно лишь при комплексном
Поступила 08.10.01.
воздействии ценовых и кредитно-финансовых инструментов-регуляторов, государственном протекционизме, повышении платежеспособного уровня и потребительского спроса населения, т. е. системном экономическом механизме мотивации и регулирования хозяйственной деятельности и социальной сферы. Особую роль должны сыграть обоснование и реализация собственной рыночной стратегии экономических субъектов молочно-продукто-вого рынка.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
И. И. ВЕЧКАНОВ, кандидат экономических наук
Внешним фактором возрастания роли субъекта трудовых отношений является переход к рыночным отношениям. Цивилизованный рынок в системе приоритетов отдает предпочтение продуктам интеллектуального труда. При этом имущественные отношения занимают важное, но подчиненное место. Поэтому развитые страны увеличивают вложения в человека. Прилив инвестиций в «человеческий» капитал направлен на поддержание высокого жизненного стандарта и освобождение творческого потенциала людей. При этом необходимо иметь в виду, что инвестиции в человека, т. е. в его здоровье, квалификацию, культуру, становятся самыми эффективными с экономической и социальной точек зрения.
Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике специального исследования требует проблема опережающего обучения на основе интеграции производства, образования и науки. Отметим лишь отдельные ее ключевые моменты. Перестройка хозяйственной и социальной струк-
туры села, оптимизация отраслевых пропорций в процессе интенсификации требуют высокой профессиональной, квалификационной, отраслевой, территориальной мобильности работников, универсализма их знаний.
Одной из важнейших предпосылок гибкости трудового потенциала является интеграция производства и образования (в структуре рабочего времени, когда образование превращается в органический компонент трудовой жизнедеятельности, а также в структуре свободного времени). Отставание знаний о передовых технологиях, формах организации труда от их внедрения неизбежно приходит в противоречие с внутренней мотивацией трудового поведения, порождая информационное, техническое и другие виды отчуждения. Инерционность в отношении к обновлению знаний осложняет процесс профессиональной адаптации работника к прогрессивным технологиям, передовым формам организации труда и производства. Эффективное решение этой задачи пред-
© И. И. Вечканов, 2001