Научная статья на тему 'Принципы и методы формирования цен на мясо и продукты его переработки'

Принципы и методы формирования цен на мясо и продукты его переработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3185
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС НАСЕЛЕНИЯ / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / МЕХАНИЗМ ЦЕН / ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / ПАРИТЕТНОСТЬ ЦЕН / СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ГАРАНТИРОВАННЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЯ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуров Владимир Иванович, Ибрагимов Артур Камилович, Фомичёва Лилия Михайловна

Рассмотрена необходимость регулирования мясного рынка через механизм цен на скот, птицу и мясопродукты с тем, чтобы они, с одной стороны, обеспечивали расширенное воспроизводство для товаропроизводителей, с другой стороны, делали доступным потребление мяса для населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы и методы формирования цен на мясо и продукты его переработки»

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА МЯСО И ПРОДУКТЫ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

В.И. Гуров, А.К. Ибрагимов, Л.М. Фомичёва

Аннотация. Рассмотрена необходимость регулирования мясного рынка через механизм цен на скот, птицу и мясопродукты с тем, чтобы они, с одной стороны, обеспечивали расширенное воспроизводство для товаропроизводителей, с другой стороны, делали доступным потребление мяса для населения.

Ключевые слова: платежеспособный спрос населения; диспаритет цен; механизм цен; элементы рыночной экономики; паритетность цен; свободное ценообразование; гарантированный минимальный уровень; ограничение колебания цен.

Важную роль в механизме рыночного регулирования играют цены на скот, птицу и мясопродукты: с одной стороны, они стимулируют рост предложения, а с другой, влияют на платёжеспособный спрос населения, делая более или менее доступными для него мясопродукты.

Разрушение механизма ценообразования привело к полному разрушению взаимосвязи финансовых институтов и сферы материального производства агропромышленного комплекса. Это вызывает необходимость восстановления пропорции межотраслевого обмена и создания системы регулирования рыночных цен.

В результате либерализации цен, инфляционных и других процессов при отсутствии государственного регулирования цен получена парадоксальная ситуация. Цены на продукты питания для потребителей оказались слишком высокими. Цены же на сельскохозяйственную продукцию, особенно скот и птицу, оказались для производителей слишком низкими - в 3-5 раз ниже потребительских цен и, что самое главное, их уровень не обеспечивает покрытие общественно-необходимых издержек производства и получение прибыли для развития предприятия. Причины этого парадокса состоят в жесткой монетарной политике государства, неподготовленности перехода к рыночной экономике, игнорировании специфики аграрного сектора и его роли в народном хозяйстве, неравномерности темпов либерализации цен, в результате чего усилился диспаритет отраслей в ущерб сельскохозяйственному производству.

Отсюда следует необходимость регулирования мясного рынка через механизм цен на скот, птицу и мясопродукты с тем, чтобы они, с одной стороны, обеспечивали расширенное воспроизводство для товаропроизводителей, с другой стороны, делали доступ-

ным потребление мяса для населения. По существу, необходима выработка оптимальной модели цен.

При разработке системы регулирования цен на скот и птицу особое внимание должно быть уделено совершенствованию ценового соотношения как между зерном и отраслями животноводства, так и внутри отраслей. С соотношением цен на продукцию мясного подкомплекса связано как соотношение отраслевой структуры производства мяса и мясопродуктов, так и доходность товаропроизводителей.

Прежде всего, должна быть отработана методология ценообразования, учитывающая все элементы рыночной экономики: закон стоимости, спрос и предложение, конъюнктуру рынка, т. е. необходимая система, позволяющая ввести экономику в равновесное состояние. Для поддержания экономического равновесия наряду с ценами необходимо учитывать и другие факторы экономической стабильности (финансы, налоги, бюджет и т. д.), которые при возникновении дисбаланса должны меняться в такой последовательности, которая позволяет приводить систему в равновесное состояние.

По экономическим законам рынка формирование цен осуществляется на следующих принципах: свободное ценообразование; паритетность цен; гарантированный минимальный уровень; ограничение колебания цен.

На практике существуют различные методы ценообразования:

1. Установление цены на основе уровня текущих цен. Этот метод является наиболее простым и широко распространенным в рыночной экономике, поскольку при совершенной рыночной конкуренции сложившуюся рыночную цену предприятия принимают как заданную постоянную величину, а цена назначается с учетом уровня текущих цен на рынке на момент реализации. При этом основное внимание обращается на цены конкурентов и меньше на показатели собственных издержек или спроса.

2. Средние издержки плюс прибыль. При известных издержках на производство и реализацию единицы продукции по отношению к ним устанавливается наценка в процентах, представляющая собой необходимый для предприятия уровень рентабельности. Предположим, что средние издержки на производство и реализацию продукции равны 100 руб., а уровень рентабельности, обеспечивающий предприятию необходимое расширенное воспроизводство, - 50%. Тогда цена единицы товара должна быть равна 150 руб.

(100+100х50/100). Необходимый уровень рентабельности определяется исходя из общей массы прибыли, позволяющей предприятию обеспечить желательный темп прироста производства продукции с учетом существующего уровня инфляции.

3. Обеспечение целевой прибыли. Предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Данный метод ценообразования основан на взаимосвязи выручки (доходов) от продаж, издержек и целевой прибыли. Его использование при установлении исходной цены предприятия предполагает проведение гибкой ценовой политики сообразно с рыночной средой и внутренними возможностями предприятия.

4. Установление цены на основе конкурентных торгов. Применяется в случаях борьбы фирм за подряды и крупные заказы. Конкурентные торги могут быть закрытыми или договорными. Закрытые торги проводятся в определенное время, и выигрывает фирма, предлагающая самые низкие цены. При этом участники торгов не узнают цены других, пока не назовут свои. При договорных торгах переговоры обычно проводятся между двумя конкурентами, предлагающими низкую цену, с целью дальнейшего ее снижения. Процедуру закрытых торгов рекомендуется использовать государственным и муниципальным организациям при размещении заказов. При определении цены этим методом предприятия ориентируются, прежде всего, на цены конкурентов, но при этом предлагаемая цена не должна быть ниже их затрат.

5. Установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара, т.е. покупательского восприятия. Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. При использовании этого метода производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с такими же показателями для аналогичных товаров, выпускаемых другими предприятиями. Учет продавцами реакции покупателей на изменение цен осуществляется следующими методами:

1. На основе анализа данных предыдущего периода методом регрессии и экстраполяции полученных результатов на будущее.

2. Проведение на рынке эксперимента с различными ценами.

3. Изучение предполагаемых ситуаций по покупке товаров на рынке или намерений к их покупке.

Все рассмотренные методы имеют те или иные недостатки. Однако при определенных конкретных условиях предпочтение следует отдавать тому из них, который обладает явным преимуществом в решении вопросов ценообразования на продукцию.

Ценовая политика (усилия и мероприятия по воздействию на цены) является частью рыночной политики. Она может проводиться как государством, так и частными организациями (монополии, картели, товарищества и т. д.).

Г осударственное регулирование цен в сельском хозяйстве должно осуществляться различными способами:

1 .Система гарантированных цен.

2. Система авансов под закупки.

3. Система закупочных и залоговых операций.

4. Целевая цена. Разновидность гарантированной цены.

5. Регулирование ценовых отношений сельского хозяйства с другими отраслями АПК и народного хозяйства через предельные целевые цены.

6. Система квотирования.

7. Система дотирования, компенсации затрат и субсидирования.

8. Политика протекционизма.

9. Установление фиксированных цен.

На этапе вхождения в рынок государственная поддержка всех форм хозяйствования на селе должна базироваться на гарантированных ценах под всю реализованную сельскохозяйственную продукцию. Такие цены, определяемые для каждого конкретного года, должны обеспечить условия для покрытия реальных текущих затрат и минимальный размер рентабельности. Наряду с гарантированными ценами широкое хождение должны иметь конкретные цены, уровень которых обеспечивал бы возмещение затрат и паритетность ценового обмена между сельским хозяйством и отраслями, поставляющими ему средства производства.

Для соблюдения паритетности, как правило, вводятся соответствующие индексы цен. В США понятие «паритетный индекс цен» введен в законе о регулировании сельского хозяйства в 1933 г. Такой паритетный индекс позволяет измерять покупательную способность конкретной фермерской продукции за определенный период по сравнению с 1910-1914 гг.

Следует отметить, что в США за изменениями индекса следят достаточно серьезно. Министерство сельского хозяйства США рассчитывает паритетный индекс примерно по 160 видам продукции сельского хозяйства. Именно здесь проявляется система государственного регулирования, позволяющая через систему цен, кредитов, налогов, бюджетных вложений поддерживать высокий уровень развития сельского хозяйства.

В России соответствующие методики появились лишь в восьмидесятых годах, но эти расчеты не стали действенным инструментом для поддержания паритетности стоимостного обмена. Попытка исчисления индексов изменения закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и оптовых цен на промышленную продукцию, предпринимаемая с 1983 г., не могла отразить реальные изменения из-за произвольно выбранной базы отсчета. Необходима база, которая более или менее отражала бы в динамике паритетность обмена продукции сельского хозяйства на промышленную. Эта нормативная база должна показывать, какое количество зерна, мяса, молока и т. п. требуется реализовать, чтобы приобрести тонну топлива, удобрений, стройматериалов, один трактор, комбайн и т. п. Вот за таким паритетным индексом, который должен включать все основные виды товарной продукции и должно следить государство, используя свои методы регулирования (кредитные, налоговые, бюджетные и т. д.).

В процессе отработки системы паритетности обмена должна быть задействована система прямых и косвенных методов регулирования, включающих цены, финансы, кредит, налоги, маркетинг, политику денежных доходов, с помощью которой формируется платежеспособный спрос и др.

Существенное воздействие на ценовой механизм будут оказывать становление единого экономического пространства в СНГ и вхождение аграрного сектора России в мировой рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Ценовой механизм будет формироваться через систему свободных, договорных и регулируемых государством цен.

При этом одним из важнейших ценовых регуляторов является установление оптимальных цен для рентабельного развития сельскохозяйственного производства.

Решение этой проблемы видится в постоянном контроле цен на промышленную продукцию и услуги сельского хозяйства, чтобы по мере роста инфляции можно было вносить предложения о соответствующем их изменении. В методологическом плане очень важно с научных позиций подойти к объективному определению

величины необоснованных удорожаний материальных ресурсов, тарифов и услуг, связанных с повышением цен на продукцию промышленности. Для установления необходимого их уровня на продукцию сельского хозяйства могут быть использованы два варианта (способа) расчетов. По первому уровень цен на основные виды продукции сельского хозяйства определяется с учетом нормативных, по второму - фактически сложившихся затрат.

Для определения цены (по первому варианту) на мясо крупного рогатого скота (в живой массе), свинину первоначально рассчитывают структуру затрат на основании сложившихся показателей и результатов исследований нормативных станций и научно - исследовательских институтов. Затем, исходя из объемов произведенной продукции в 1999 г. и нормативов затрат, установлены физические величины последних по основным статьям затрат (оплата труда, корма, ветеринарные затраты для животных, содержание основных средств и др.), сумма которых позволила определить общий объем затрат по отраслям животноводства.

Наукой и практикой доказано, что расширенное воспроизводство сельского хозяйства может осуществляться при совокупной рентабельности в пределах 4050%. Вместе с тем в настоящее время из-за недостатка денежных средств, дороговизны техники и сырья, изъятия в бюджет большой массы прибыли оптимальный уровень рентабельности должен составлять не менее 60-65%.

Предлагаемые цены позволят восстановить эквивалентность обмена между промышленностью и сельским хозяйством.

Учитывая, сложившиеся негативные тенденции в ценовой политике и в первую очередь инфляцию, целесообразно, на наш взгляд, для ориентировки паритетности цен пользоваться курсом стабильных денежных мировых единиц.

Рассчитанные базовые уровни реализационных цен на мясную продукцию являются научной основой для их дальнейшего перерасчета и корректировки в зависимости от соотношения цен на промышленную продукцию и сырье, от изменений в финансовой, ценовой и налоговой политике и возможностей сельскохозяйственного производства в первичных подразделениях АПК.

Предлагаемый подход дает возможность прогностического расчета цен в период заключения договоров с производителями сельскохозяйственной продукции и государством в лице закупочных организаций и перерабатывающих предприятий.

Не учитываемые на протяжении года (потенциальные) удорожания материально-технических ресурсов, используемых в сельском хозяйстве для производства продукции и сырья возможно покрывать за счет бюджетных средств государства или за счет прибыли, получаемой предприятиями торговли в период реализации продукции, исходя из уровня складывающихся реализационных цен.

Также целесообразно конечную прибыль от продажи сельскохозяйственной продукции распределять между всеми участниками производства, заготовки, переработки и реализации пропорционально нормативным затратам и заработной плате.

Список использованных источников

1 Долматов, Э.В. Определение ценовых соотношений для регулирования товарообмена в интеграционном формировании / Э.В. Долматов, О.А. Родионова, Е.П. Юрков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - №7. - С.23.

2 Злобин, Е.Ф. Новые аспекты демонополизации предприятий АПК / Е.Ф. Злобин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - №8. - С.14.

3 Ивашков, В.И. Насущные проблемы комплексного развития животноводства и мясной промышленности / В.И. Ивашков, Ю.В. Татулов // Мясная промышленность. - 2010. -№1. - С.12.

Информация об авторах

Гуров Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».

Ибрагимов Артур Камилович, аспирант ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», тел.: 8-920261-11-83.

Фомичёва Лилия Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.