Научная статья на тему 'Повышение эффективности производства мяса скота и птицы в сельскохозяйственных организациях региона'

Повышение эффективности производства мяса скота и птицы в сельскохозяйственных организациях региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бозиева Е.Р., Карданова Э.Ш.

В статье дан анализ состояния производства продукции скота и птицы мясного направления; пути выхода из создавшегося положения путем восстановления поголовья скота высокопродуктивных пород животных и птицы; получать наибольшие суточные привесы за счет собственной кормовой базы с наименьшими затратами на их производство; исследуются также влияние адресного распределения денежных средств на повышение экономической эффективности выращивания скота и птицы; сбалансирование рынка мясной продукции путем регулирования цен и системы льготного кредитования товаропроизводителей со ставкой кредита 20…25% годовых. В частности, предлагается, например, разницу между действующей и льготной процентными ставками дотировать из бюджета республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности производства мяса скота и птицы в сельскохозяйственных организациях региона»

Развитие аПК региона

повышение эффективности производства мяса скота

и птицы в сельскохозяйственных организациях региона

Е.Р. БОЗИЕВА,

старший преподаватель кафедры «Экономика АПК», главный экономист ФГОУВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В. М. Кокова»

Э.Ш. КАРДАНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухучета и анализа НОУ ВПО «Нальчикский филиал Белгородского университета потребительской кооперации»

Актуальность повышения экономической эффективности производства мяса в сельскохозяйственных организациях Кабардино-Балкарской Республики предопределена интересами совершенствования теории и практики хозяйствования в отрасли животноводства, необходимостью решения проблем стратегического управления региональным мясным рынком в меняющихся экономических условиях его функционирования, а также появлением большого разнообразного парка технических средств, позволяющих вести углубленный анализ экономической информации о производственно-сбытовой деятельности хозяйств отрасли.

В республике накоплен некоторый опыт функционирования сельскохозяйственных организаций в системе товарного производства региона. Регулирование потоков основных сельскохозяйственных товаров может служить средством достижения эффективной сбытовой политики в регионе. Многоуровневая схема товародвижения позволяет рассматривать в качестве объекта управления как экономику республики в целом, так и отдельные предприятия. Активное участие государства в регулировании экономических процессов в условиях отказа от непосредственного управления

предприятиями осложняется отсутствием должного системного анализа экономики и факторов, влияющих на протекающие в ней процессы, в том числе товародвижения. В исследуемом регионе возникла необходимость сбалансировать рынок товаров и услуг, принять целевую республиканскую программу «Система отношений на сельскохозяйственных товарных рынках». Программа должна предусматривать комплекс мероприятий, для выполнения которых необходимо создать информационно-аналитическую систему регулирования районных товарных потоков.

При всей нестабильности рынка продовольствия в регионе динамика его развития подчинена определенным законам и зависит от ряда разнонаправленных факторов. Прежде всего это платежеспособный спрос населения (взлет цен немедленно следует за повышением заработной платы, а стабилизация и снижение цен на некоторые группы продуктов питания наблюдаются тогда, когда платежеспособный спрос низок); сезонность (в основном для растениеводческой продукции); принятие тех или иных нормативных документов, влияющих на экономику в целом, и экономику АПК в частности (установление высоких оптовых

цен в промышленности на нефть и природный газ, введение дотации на продукцию животноводства, выплата компенсаций на дороговизну продукции производственно-технического назначения и т. д.).

В условиях рынка высокая эффективность производства мяса возможна только при наличии экономического обоснования системы цен и ценообразования, поскольку цена устанавливается в соответствии не только с рыночным равновесием, но и с равновесием между издержками производства продукции и экономическими возможностями каждого товаропроизводителя.

Представляется, что в качестве концептуальной основы государственной политики во всех отраслях народного хозяйства, включая мясное производство, должен действовать единый принцип ценообразования, т. е. либо свободные, либо регулируемые цены. В отрасли возможно действие системы цен: свободных, гарантированных (закупочных), договорных, залоговых, предельных и др. В законе о государственных закупках также говорится, что Правительство Российской Федерации гарантирует производителям продукции животноводства, поставляющим ее для государственных нужд, выплату аванса в размере 50 % от стоимости объема поставок, в том числе 25 % после заключения договора, а по мясу выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.

Среди отраслей сельского хозяйства региона наиболее критическая ситуация сложилась в животноводстве, сильно зависящем от условий внутриотраслевого и межотраслевого обмена. Предпринимавшиеся в 2002 — 2006 гг. многочисленные попытки региональных властей и руководителей мясопроизводящих предприятий по повышению эффективности производства не дали существенных результатов. В структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств Кабардино-

Балкарской Республики (в процентах от общего объема производства хозяйств всех категорий) по мясу (в убойном весе) на долю сельскохозяйственных организаций приходится по годам: 1990 г. — 74%; 2000 г. - 29%; 2001 г. - 32%; 2002 г. - 31%; 2003 г. - 31%; 2004 г. - 31%; 2005 г. - 20%; 2006 г. -15%. На долю хозяйств населения соответственно: 26; 68; 65; 66; 66; 66; 67; 70 %. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей в периоде 2000 - 2004 гг. - 3 %; 2005 г. -13 %; 2006 г. - 15 %. Как видно из приведенных данных, в регионе по производству мяса наблюдается тенденция снижения доли сельскохозяйственных организаций и значительного роста доли крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей. Производство мяса в регионе продолжает оставаться одной из самых невыгодных для сельскохозяйственных товаропроизводителей производств. В регионе в периоде 2002 - 2006 гг. удалось обеспечить сохранность и небольшой прирост численности коров.

Стратегическим направлением развития животноводства в исследуемом регионе является увеличение доли крупного рогатого скота в хозяйствах с различной формой собственности. Функционирование молочного подкомплекса Кабардино-Балкарии в условиях рынка, состояние молочного производства в специализированных хозяйствах во многом определяются спросом населения на молокопродукты, развитием интеграционных процессов.

Динамика производства мяса по видам в регионе за 1995 - 2006 гг. характеризуется снижением объемов производства и составила: по говядине и телятине - на 40,7 %; по свинине - на 68,5 %; по баранине (козлятина) - на 40 %; по мясу птицы - увеличение на 5 %. На снижение объемов производства мяса почти по всем видам за этот период существенно повлияли экономическая ситуация в отрасли, факторы, связанные с условиями внутриотраслевого и межотраслевого обмена (табл. 1).

Таблица 1

Динамика производства товарной продукции скота и птицы мясного направления по видам в Кабардино-Балкарской Республике в 1995 — 2006 гг. * в хозяйствах всех категорий, тыс. т

Год Мясо (в убойном весе) В том числе

говядина и телятина свинина баранина и козлятина мясо птицы

1995 45,6 22,9 9,5 2,0 10,1

2002 28,6 12,4 3,2 1,0 11,9

2003 30,4 13,5 3,7 1,1 11,9

2004 30,9 14,6 2,8 1,1 12,2

2005 31,7 14,5 3,1 1,2 12,5

2006 28,4 13,6 3,0 1,2 10,5

*Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики Кабардино-Балкария стат.

В животноводческих хозяйствах АПК Кабардино-Балкарской Республики произошло в периоде 1995 — 2006 гг. снижение объемов производства товарного мяса — на 60 %. В регионе производство мяса все еще остается убыточным в 2006 г. по КРС — 21 %; по свиньям — 7 %; по овцам — 35,9 %.

В 1995 — 2006гг. уровень товарности основных видов сельскохозяйственной продукции на предприятиях Кабардино-Балкарской Республики варьируется в зависимости от видов продукции и по рассматриваемым годам. За период 1995 — 2006гг. уменьшение уровня товарности составило: по скоту и птице — на 2,2; по молоку — на 2,4 процентных пункта. В данных условиях начинают все более проявляться особенности производства мяса и мясопродуктов, усиливаться диспропорции в его развитии, заложенные еще в период центрально-планового хозяйства. Затянулась адаптация мясо-производителей региона к рыночным условиям хозяйствования, отсутствие у них четких и обоснованных подходов в регулировании экономического развития предприятий отрасли, приверженность старой практике определения приоритетов аграрной политики по меньшей мере не способствуют решению крайне болезненных проблем мясопро-изводителей.

В настоящее время рыночная среда, в которой функционируют животноводческие хозяйства региона, может быть охарактеризована как неблагоприятная, с высокой степенью неопределенности. Поэтому мясопроизводители, с одной стороны, должны приспосабливаться к существующей рыночной среде, с другой — влиять на нее, постепенно трансформируя с учетом потребностей и своих возможностей. Это повышает значимость изучения мясного рынка, сбора информации о потребителях, поставщиках и конкурентах в целях использования в управлении деятельностью предприятий отрасли маркетинговой концепции. При этом особенно значимой становится организация эффективных с точки зрения принципов маркетинга каналов продвижения мяса и мясной продукции потребителям. В современной ситуации именно процесс реализации мяса и мясопродуктов, выбор его схем и технологий во многом предопределяет эффективность и конкурентоспособность предприятий аграрной сферы.

В рыночных условиях, предполагающих механизм достаточно свободного ценообразования, изменяющейся конъюнктуры рыночного пространства, отношений собственности, отмены ограничений при выборе партнеров и т.д., фор-

мируется многоканальная система реализации мяса и мясной продукции. Современные подходы к организации деятельности предприятий отрасли предполагают внесение некоторых корректировок в порядок формирования каналов реализации мяса. Предполагается создать межхозяйственные кооперативы мини-заводы по переработке мясной продукции и реализации на рынках в сельских населенных пунктах республики.

В исследуемом регионе проблема цен и ценообразования становится актуальной, что предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, и в первую очередь цены.

Формирование стратегии предприятий животноводства в исследуемом регионе происходит в сложнейших условиях, вызванных причинами поскорее решить болезненные проблемы, сложностями во взаимоотношениях животноводческих хозяйств с предприятиями других сфер АПК, ужесточением конкуренции на мясопродуктовом рынке. Исследование проблем формирования эффективного функционирования регионального мясного рынка тесно связано с проблемами устойчивого удовлетворения народнохозяйственных потребностей в мясе и мясопродуктах и способностью отрасли функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

Динамика структуры поголовья скота по категориям хозяйств (на конец года, в процентах от хозяйств всех категорий в период 2000 — 2006 гг.) распределяется в следующем порядке: на сельскохозяйственные предприятия приходится крупного рогатого скота от 31,7 до 12,5 %, соответственно: свиней — от 51,8 до 34,1 %; овец и коз — от 12,5 до 9,5 %. На хозяйства населения КРС — от 67,2 до 84,5 %; свиней — от 46,8 до 64,1 %. Это говорит о том, что поголовье скота на сельскохозяйственных предприятиях снизилось из-за диспаритета цен на энергоносители, т. е. по причине дороговизны производства кормов для животных.

Считаем необходимым упорядочение ассортимента мясной продукции, выработку и осуществление мероприятий по рациональной организации и управлению производством и переработкой мяса, причем основу их осуществления должны составить достоверные и выверенные результаты экономического анализа. При его проведении организационная характеристика содержания КРС должна быть дополнена экономической характеристикой отдельных технологий и форм

содержания по структуре затрат и структуре доходов. Основной целью проведенного анализа общих проблем управления в контексте сложившейся экономической практики в этой области стало обоснование необходимости выработки новой теоретической концепции управления сбытом мяса. Достижение декларируемых целей экономических преобразований весьма проблематично в условиях отсутствия серьезной методологической основы управления. Более того, диспропорции в развитии экономической системы и ее важнейших составляющих возникают и непрерывно воспроизводятся именно потому, что реформирование отечественной экономики осуществляется без должной теоретической проработки проблем управления и государственного регулирования развития рыночного хозяйства.

Процесс производства мясной продукции эффективен только в том случае, когда его конечные результаты увеличиваются более быстрыми темпами, чем масса затраченных ресурсов. С количественной точки зрения рентабельность производства показывает интенсивность окупаемых средств, авансируемые затраты по формированию основных фондов, и нормируемых оборотных средств, т. е. дает представление о прибыли, получаемой ежегодно в расчете на 1 руб. авансируемых средств. Вместе с тем рентабельность должна отражать эффективность использования не только авансируемых средств, но и текущих затрат. Это обусловлено тем, что прибыль зависит от объема реализованной продукции, затрат, а также от выработки продукции одним работающим. В связи с этим рентабельность определять относительно текущих затрат по отдельным видам реализованной продукции всех видов, фактически сложившаяся рентабельность производства мясной продукции в Кабардино-Балкарской Республике. Приведем таблицу, которая характеризует рентабельность реализованной продукции скота и птицы мясного направления за период 2002 — 2006 гг. (табл. 2).

Эти данные позволяют сделать вывод, что по абсолютному показателю доходности (т. е. сумме

прибыли), а также по относительному показателю — уровню рентабельности, который определен процентным отношением прибыли за анализируемый период для сельскохозяйственных организаций региона, производство мясной продукции является убыточным. На такое положение оказало существенное влияние относительно низкая производительность труда, высокая себестоимость реализованной продукции из-за диспаритета цен на энергоносители и промышленную продукцию.

Структурные преобразования в Кабардино-Балкарской Республике должны быть направлены на преодоление спада производства и создание условий для стабилизации, снятие напряженности на рынке мяса и мясных продуктов и предотвращение дальнейшего снижения потребления мясопродуктов. В целях преодоления спада производства мясной продукции, насыщения рынка мясом и создания необходимых экономических условий для функционирования животноводческого подкомплекса региона на современном этапе предстоит:

— восстановить поголовье скота и птицы мясного направления;

— использовать для откорма поголовья высокопротеиновые корма собственного производства (концентрированные, сено, солома, сенаж, силос), чтобы исключить лишние затраты на транспортные услуги;

— реформировать земельные и экономические отношения в АПК региона на усиление целенаправленности и адресности государственной поддержки мясопроизводителей;

— преобразовать экономически неэффективные мясопроизводящие предприятия с учетом накопленного опыта в других регионах ЮФО РФ, обеспечив при этом использование на кооперативной основе производственной инфраструктуры вновь образующимися мясотоваропроизводите-лями;

— организовать выпуск и продажу акций приватизируемых перерабатывающих и обслуживающих предприятий товаропроизводителям, а также вторичную эмиссию акций ранее приватизированных

Таблица 2

Рентабельность, убыточность (-) мясной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями Кабардино-Балкарской Республики в 1995 — 2006 гг. * (без учета субсидий из бюджета), %

Мясо по видам животных и птицы 1995 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

КРС -53,6 -43,6 -51,9 -48,5 -32,3 -21,0

Свиньи -56,4 -37,5 -66,6 -58,1 -5,5 -7,0

Овцы и козы -48,8 -22,8 -41,8 -30,0 -12,6 -35,9

Птица -52,4 -0,5 -1,1 0,2 2,1 -10,5

*Таблица 2 составлена по данным Федеральной службы государственной статистики Кабардино-Балкария стат.

предприятий с размещением их среди мясотоваро-производителей;

— развернуть широкую сеть кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей по агросервису, производству, переработке и сбыту мясной продукции скота и птицы;

— совершенствовать экономический механизм внутрихозяйственных отношений; оказывать поддержку становлению малого бизнеса в области производства, переработки и сбыта мясной продукции;

— правильно применять антимонопольную политику государства и формировать здоровую конкурентную среду в АПК региона;

— разработать механизм предоставления бюджетных ссуд и иных видов государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса, обеспечивающий распределение средств преимущественно на конкурсной основе, адресность их доведения;

— обосновать потребности и условия возврата средств, имущественную ответственность по обязательствам, связанным с контрактами и ссудами;

— улучшить снабжение населения региона мясом и мясопродуктами за счет соразмерного увеличения собственного производства;

— упорядочить импорт (в пределах 20 — 30 % от общей потребности) мясопродуктов из со-

предельных зарубежных государств и укрепить взаимовыгодные экономические связи с другими регионами страны.

Таким образом, сложившееся положение на рынке мяса Кабардино-Балкарской Республики во многом является следствием общей кризисной ситуации в стране и в регионе. Преодоление ее невозможно без восстановления поголовья скота и птицы посредством государственной поддержки и регулирования, и сохранения дотации и компенсации в производство мясной продукции; улучшение кормовой базы за счет собственного производства; мер экономической защиты товаропроизводителей от неравной конкуренции со стороны импортеров продукции; регулирование цен на продукцию материально-технического назначения, потребляемую в отрасли животноводства, введения специальных льготных цен (со скидкой на 45 %) на оборудование для сельскохозяйственных предприятий; практики адресного распределения ресурсов, преимущественно на конкурсной основе, при условии выполнения обязательств перед республикой мясной продукции. Необходимо установление системы льготного кредитования производителей мяса с процентной ставкой кредита не более 20 — 25 % годовых, а разницу между действующей и льготной процентными ставками дотировать из бюджета республики.

Литература

1. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России. — М.: Дело, 2004.

2. Алтухов А. И., Макин Г. И. Продовольственный рынок: проблемы формирования и развития. — М., 2005.

3. Социально-экономическое положение КБР. 2004 — 2005 гг.: Статистический сборник. — Нальчик: МСХ КБР, 2006.

4. Узденов Ю. Б. Функционирование сельскохозяйственных организаций Кабардино-Балкарии на аграрном рынке // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006. — № 10.

5. Узденов Ю. Б. Формирование экономической стратегии развития сельского хозяйства. — Нальчик: Полиграфсервис-Т, 2006.

6. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ.

7. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.