АЗИЗОВА М.М.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы формирования цен на сельхозпродукцию. Показаны основные факторы, оказывающие влияние на процесс ценообразования в сельском хозяйстве. В качестве ключевой выделена проблема диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Предложена модель ценового механизма агропромышленного комплекса. В качестве ещё одного из направлений преодоления монополизма перерабатывающих предприятий, поддерживающих неоправданно низкие цены на сельскохозяйственное сырье, рассматривается формирование конкурентной среды путем создания собственной базы переработки на кооперативных принципах.
_AZIZOVA MM
MODERN PROBLEMS OF PRICING IN AGRICULTURE
In the present article е actual problems of formation of the prices for agricultural products are considered. The major factors influencing process of pricing in agriculture are shown. As the key the problem диспаритета the prices between agriculture and other branches of economy is allocated. The model of the price mechanism of agriculture is offered. As one more of directions of overcoming of monopolism of the processing enterprises supporting unfairly low prices for agricultural raw materials, formation of the competitive environment by creation of own base of processing on co-operative principles is considered.
Ключевые слова: цены, ценообразование, диспаритет, механизм, сельское хозяйство, модель, сельскохозяйственное сырье, экономика.
Важным направлением подсистемы государственной координации рыночного механизма в АПК является координация цен. Государственное регулирование в сфере ценообразования должно заключаться в том, чтобы была действенная система экономики обоснованных цен - гарантированных (защитных), залоговых и рыночных - по всей технологической цепи: товаропроизводитель - переработчик - торговля - потребитель.
Механизм ценообразования призван обеспечивать:
❖ объективный учет общественно необходимых затрат труда и средств на всех этапах продвижения продукции, нормативов рентабельности, прибыли, основных фондов и т.д.;
❖ оценку конъюнктуры рынка;
❖ создание условий для конкуренции, при которой товаропроизводители были бы заинтересованы производить более дешевую продукцию высокого качества, а посредники - предприниматели в перерабатывающих отраслях и торговле - увеличивать массу прибыли за счет снижения цены товара, а не повышения ее, как теперь [2]. Схематично механизм ценообразования изображен на рис. 1.
Рис. 1. Схема ценообразования
Особую роль должна играть система научно обоснованных и сбалансированных между собой цен. Роль цен сельскохозяйственных товаропроизводителей на данном этапе двоякая. Цены должны, с одной стороны, выступать гарантом доходности, с другой - стимулировать рационализацию сельскохозяйственного производства, тем самым отсекать затраты, не подлежащие возмещению. Таким образом, следует гарантировать только возмещение нормальных затрат. А регулируемые цены будут отражать нормальные затраты, включая вознаграждения за управление хозяйством. Товаропроизводителей нужно заранее информировать об уровне регулируемых цен. В инфляционных ситуациях эти цены надо индексировать. В сочетании с обеспечением сбыта всей товарной продукции гарантия цен, а значит, и доходов создает условия для стабилизации сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка.
В связи с этим состояние АПК во многом зависит от продуманной аграрной политики государства, ключевым звеном которой являются ценовые регуляторы.
В современной практике можно выделить четыре основные цели в системе рыночного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию:
❖ обеспечение «выживания» (то есть работа на принципах самоокупаемости). Подобная цель ставится в условиях низкой покупательной способности потребителей, а также в условиях высокой конкуренции на рынке однообразной сельскохозяйственной продукции;
❖ максимизация текущей прибыли. Данный подход присущ агропредприятиям, владеющим значительной долей потребительского рынка, для которых текущие финансовые показатели предпочтительнее долговременных;
❖ овладение максимальной долей рынка. Эта цель предполагает значительное увеличение объемов сбыта сельскохозяйственной продукции. Достижение этой цели привлекательно тем, что такое положение на рынке позволяет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли;
❖ занятие ведущего места по качеству производимой продукции. Это предполагает глубокую переработку сельхозсырья для производства детского питания, деликатесной, экологически безопасной и лечебно-оздоровительной продукции, а также мелкофасованного продовольствия. Как правило, это приводит к повышению цены на конечный продукт.
На процесс рыночного ценообразования влияют многие внешние и внутренние факторы. Наличие большого количества факторов, воздействующих на процесс ценообразования, подтверждает справедливость высказывания профессора Э.А.Уткина, что «ценообразование, ценовая политика -очень сложный и тонкий инструмент рынка».
Как видно из схемы, приведенной на рис. 2, факторы, влияющие на процессы ценообразования, условно подразделяются на внешние, которые не зависят от предприятия, и внутренние, зависящие от сельхозпроизводителя.
Рис. 2. Основные факторы, оказывающие влияние на процесс ценообразования в сельском хозяйстве
К внешним факторам относятся:
❖ политический климат, политическая стабильность;
❖ общее состояние экономики страны и региона (стабильность экономики, уровень развития производства и инфраструктуры, платежеспособность предприятий и населения, формирование многоукладной экономики, система налогообложения);
❖ конъюнктура мирового рынка и международная экономическая интеграция;
❖ состояние аграрного рынка (наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции);
❖ характер регулирования экономики государством;
❖ уровень и динамика инфляции;
❖ объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательского спроса;
❖ дефицит на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, финансовых).
К внутренним факторам относятся:
❖ объем рынка, рыночные ниши;
❖ особенности производства;
❖ специфика производимой продукции (цена возрастает на продукцию более глубокой переработки и лучшего качества, а также деликатесную продукцию);
❖ маркетинговая стратегия развития предприятия;
❖ жизненный цикл продукции (учет специфики жизненного цикла);
❖ рекламная деятельность;
❖ длительность продвижения продукции по цепочке от сельхозтоваропроизводителя до потребителя;
❖ мобильность производственного процесса;
❖ имидж продуцента на потребительском рынке;
❖ организация сервисных услуг и развитие фирменной торговли.
На данные внутрихозяйственные факторы может влиять администрация агропредприятия. Сельхозтоваропроизводитель способен усилить их положительное воздействие, управлять ими.
Рис. 3 - Основные методы ценообразования
Можно определить основные методы ценообразования, используемые в хозяйственной практике (см. рис. 3):
1. Метод надбавки - средние издержки плюс прибыль. Это наиболее простой способ, который заключается в начислении определенной наценки на себестоимость продукции. Сложность состоит в том, что необходимо определить размер самой наценки, зависящей от множества факторов, приведенных выше. К положительным сторонам данного метода можно отнести его простоту, то есть не слишком часто изменяется цена в зависимости от колебаний спроса, а к отрицательным - то, что этот метод не учитывает текущего спроса и конкуренции, что не позволяет сформировать опти-
мальную цену.
2. Метод дохода на капитал (обеспечения целевой прибыли). Данный метод основан на учете издержек производства, причем расчет цены ведется таким образом, чтобы агропредприятие имело запланированный объем прибыли. Такой метод связан с определенным риском, так как назначенная цена может повлиять на спрос не в пользу предприятия.
3. Метод потребительской оценки (ориентация на спрос). Содержание данного метода состоит в том, что главенствующим фактором ценообразования является покупательское восприятие, а не издержки продуцента или посредника. В данном случае цены устанавливаются исходя из интенсивности спроса. При использовании этого метода необходимо развивать маркетинговую стратегию предприятия, сориентировав ее на выявление ценностных представлений на продукцию конкурирующих агрофирм. Сбор такого аналитического материала позволит более обоснованно рассчитывать цены на свои продовольственные товары.
4. Метод биржевых котировок обычно применяется на биржевых торгах. Цены котировки носят справочный характер и служат ориентиром для продавцов и покупателей при назначении своих желаемых цен.
5. Метод следования за лидером (ориентация на «ценового лидера). Данный метод предполагает ориентацию сельхозтоваророизводителя на цены лидирующего конкурента, при этом практически не учитываются собственные издержки. Предприятия, занимающие ниши данного сектора рынка, следуют за действиями лидера, что позволяет сохранить стабильность рыночного механизма в данном секторе.
Многие сельхозтоваропроизводители организуют собственные перерабатывающие производства, открывают магазины, создают сеть фирменной торговли, благодаря этому они уходят от влияния посредников, монополистов-переработчиков и торговли. В результате, растет прибыльность аграрного производства в хозяйстве, а потребитель получает отечественную, высококачественную продукцию по более низким ценам.
Таким образом, можно выделить новые черты такого элемента экономического механизма хозяйствования, как ценообразование:
❖ в экономике аграрного рынка в настоящее время используется более 20 видов цен;
❖ применяются новые методы в ценообразовании: установление цены с учетом вложенного капитала, слежение за ценой фирмы-лидера на рынке той или иной продукции;
❖ относительная свобода в установлении цены;
❖ цена определяет ход всей деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Политика ценообразования должна быть более гибкой, улавливать все изменения рынка, использовать комплексные методы установления цен с ориентацией на спрос и на уровень цен конкурентов, на издержки, на желаемую прибыль [1].
Проблема диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Кризисное состояние в агропромышленном комплексе страны во многом обусловлено серьезными недостатками в ценовой политике государства.
В работах Э. Сагайдака, А. Шутькова, И. Боева, В. Луговского, В. Гончарова, О. Рыбака, Н. Зимина, Ю. Конкина и других отмечено, что главная причина развала агропромышленного комплекса - нарушение ценового паритета, неконтролируемое повышение цен монополистами, производящими средства производства для села, сокращение спроса на сельскохозяйственную продукцию из-за низкого платежеспособного спроса основной массы населения.
Непродуманная либерализация цен и инфляция в условиях монополизма ресурсообеспечивающих отраслей вызвала удорожание материально-технических ресурсов, потребляемых в сельском хозяйстве, нарушение эквивалентности обмена, что резко обострило ценовой диспаритет между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Особенно отрицательно повлиял на этот процесс бесконтрольный рост цен на энергоносители. При многократном повышении розничных цен на основные виды продовольствия происходит снижение удельного веса стоимости сельскохозяйственного сырья в структуре розничной цены и прибыли от реализации конечной продукции. Это обусловило спад производства и удорожание продукции, рост задолженности и ухудшение финансового положения, возрастающие признаки банкротства сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
Диспаритет цен на производимую ими продукцию и материально-технические ресурсы является одной из основных причин нынешнего кризисного состояния агропромышленного комплекса [4]. Ценовые диспропорции наблюдаются также и внутри самого АПК между аграрным сектором и сферой переработки, а в сельском хозяйстве - между отраслями растениеводства и животноводства.
При проведении мониторинга паритета цен важно решить вопрос о базовом периоде. В США паритетным был принят период 1910-1914 годы. В России долгое время паритетным служил 1913 год. В настоящее время в качестве базы для определения сложившегося диспаритета цен предлагается 1990 год. Такой выбор обоснован тем, что соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы и услуги для села в указанном году было наиболее благоприятным (паритетным), а доля убыточных хозяйств составляла 3% от их общего числа. При этом уровень рентабельности сельскохозяйственного производства достигал 37%, что обеспечивало сельхозтоваропроизводителям условия для расширенного воспроизводства.
Диспаритет цен - понятие для мирового аграрного сектора не новое. В странах с развитой рыночной экономикой тенденции опережающего роста цен на поставляемые ресурсы также имеют место. Однако высокая эффективность сельскохозяйственного производства и значительные субсидии государства помогают им успешно справляться с такой ситуацией.
В России проблема отставания сельскохозяйственных цен от цен промышленности наблюдалась, начиная с периода НЭПа. Индекс оптовых цен промышленности в октябре 1923 года достиг 275%, а на сельскохозяйственную продукцию - 88% к уровню базового 1913 года. Соотношение индексов составило 0,32. Тогда для ликвидации кризиса был предпринят комплекс мер экономического характера. Промышленный индекс снизился к 1 июля 1924 года до 189, а сельскохозяйственный - повысился до 186.
Однако за всю историю ценообразования «ножницы цен» сомкнулись лишь один раз - в мае 1925 года. В дальнейшем наблюдается практически постоянное превышение темпов роста промышленных цен над сельскохозяйственными, что ведет к изъятию из сельского хозяйства произведенной им стоимости и перераспределению ее в пользу других отраслей, в первую очередь, промышленности.
Неэквивалентность обмена в значительной степени сглаживалась бюджетной поддержкой государства, уровень которой в годы, предшествовавшие либерализации цен, был достаточно высоким.
Вступление в рынок сопровождалось переходом к применению свободных (договорных) цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения. Либерализация цен, проводившаяся без предварительной подготовки и адекватных смягчающих мер на фоне падения платежеспособного спроса населения, не могла обеспечить пропорциональный рост цен на продукцию агропромышленного комплекса и промышленности (услуг), потребляемых селом.
В 90-е годы превышение темпов роста цен на материально-технические ресурсы и услуги для села над ростом цен на продукцию сельского хозяйства приобрело устойчивый характер. Проблема диспаритета цен в агропромышленном комплексе стала особенно острой.
Изменение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и индекса паритета происходило следующим образом. В 1992 году по отношению к 1990 цены выросли: на реализованную сельскохозяйственную продукцию - в 15,4 раза, в том числе на продукцию растениеводства - в 30, животноводства - в 9, на промышленную продукцию - в 31,3, на услуги для села - в 19 раз. Далее заметное ухудшение паритетных отношений произошло в 1994 году в связи со значительным ростом цен на топливно-энергетические ресурсы. Индекс паритета (соотношение индексов цен) за этот год снизился на 10 пунктов - с 0,37 до 0,27. Дальнейшее его снижение, правда, в значительно меньшей степени, произошло в 1996 году. В 1994-1998 годы индекс паритета цен стабилизировался на низком, невыгодном для сельского хозяйства уровне, сохраняющем приблизительно четырехкратное отставание роста цен на продукцию сельского хозяйства по сравнению с ростом цен на ресурсы для села.
После августовского 1998 года финансово-экономического кризиса произошло значительное повышение оптовых и розничных цен на продукты питания. С некоторым отставанием по времени и уровню увеличивались также закупочные цены на сельхозпродукцию. В условиях резкого роста кур-
са доллара импортная сельхозпродукция и продовольствие оказались неконкурентоспособными с аналогичными отечественными. В результате рост всех видов цен в АПК опережал повышение цен на материально-технические ресурсы. Указанные позитивные для сельского хозяйства тенденции сохранялись до июня 1999 года.
В 2000 году тенденция опережающего роста цен на материально-технические ресурсы сохраняется. Соответственно, существенные изменения произошли и в структуре издержек производства сельхозпродукции: более чем вдвое сократился удельный вес оплаты труда и значительно возросла доля затрат на энергоресурсы, запасные части и материалы, а также амортизацию основных средств. На фоне укрепления курса рубля эта тенденция является негативной, снижая конкурентоспособность продукции отечественного АПК по сравнению с относительно дешевым субсидируемым импортом.
В самом сельском хозяйстве наблюдаются диспропорции между растениеводством и животноводством. Растениеводство, особенно его зерновой подкомплекс, является «донором», частично покрывающим своими доходами убыточность животноводства в многоотраслевых хозяйствах. Однако оно все более становится фактором дальнейшего роста издержек его производства.
Изменение соотношений цен наблюдается между предприятиями сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и торговли, что проявляется в уменьшении удельного веса выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в оптовых и розничных ценах на некоторые продовольственные товары, производимые из сельскохозяйственного сырья.
Функционирование ценовых отношений. Ценовые отношения в рыночной экономике должны быть основаны на:
❖ сочетании свободного ценообразования и государственного регулирования цен;
❖ формировании равновесных цен под влиянием спроса и предложения;
❖ использовании нормативных методов при расчете цен предложения;
❖ обеспечении доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
❖ стимулировании научно-технического прогресса, роста эффективности и снижении издержек производства;
❖ оптимизации взаимосвязи с финансово-кредитными отношениями.
Принципиальная схема оптимально функционирующей системы цен на
сельскохозяйственную продукцию предполагает учет следующих факторов:
❖ общественно необходимый объем и ассортимент продукции;
❖ территориальные и отраслевые различия в темпах воспроизводства и нормах рентабельности, обеспечивающих эти темпы;
❖ оптимальность пропорций между накоплением и потреблением;
❖ обеспечение максимальной эффективности производства при имеющихся ресурсах.
Одним из существенных принципов рыночной экономики является формирование равновесных цен. Их уровень определяется при условии сов-
падения величин спроса и предложения на каждый вид товара. В этом случае цены одновременно выражают общественно необходимые затраты на его производство. Но даже в странах с развитой рыночной экономикой на практике полного соответствия не бывает, оно проявляется лишь как тенденция. Это обусловлено действием целого ряда взаимосвязанных факторов: наличием монополий, влиянием инфляции и др. В сельском хозяйстве действуют также рентные факторы и относительно низкая эластичность спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции, что сужает сферу действия равновесных цен.
Ценовые отношения следует рассматривать в системе всего производственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции, до конечной ее реализации [4].
В ходе этого процесса по всей цепи идет перераспределение доходов. Усиливается обратная зависимость между удельным весом затрат и прибыли в структуре цены между участниками создания конечного продукта. Это особенно затрагивает сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть совокупной прибыли.
Обобщение практики в регионах и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что чем точнее определяется цена по стадиям производства (движения продукта), тем реальнее выражается конкретный стоимостной вклад каждого из участников создания продукции и соответственно цена полнее отражает воспроизводственный процесс, сохраняет свое практическое значение, особенно для формирования цен предложения, использования нормативных методов предварительного их расчета. Поэтому в качестве концептуальной основы государственной политики в аграрном секторе должно быть, с одной стороны, декларирование принципа свободного ценообразования, которое приспосабливается к платежеспособному спросу, а с другой - применение механизма регулирования цен предложения, в том числе путем определения уровня целевых гарантированных (защитных), залоговых и других видов цен.
Рис. 4. Модель ценового механизма агропромышленного комплекса
Объективная база использования таких цен подвижна. При дефиците продукции она определяется средними издержками производства и реализации при относительно худших природно-экономических условиях в основных товарных зонах страны. По мере преодоления этой дефицитности цена смещается к затратам в средних и лучших условиях.
Издержки и цены в агропромышленном комплексе рассматриваются на следующих этапах их формирования (см. рис. 4):
❖ на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг, потребляемых в сельском хозяйстве;
❖ на стадии производства и реализации продукции сельского хозяйства;
❖ при переработке продукции и в торговле.
В настоящее время цены на материально-технические ресурсы формируют основную часть затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Задача состоит в том, чтобы, не вводя жестких ограничений в определении цен на промышленные средства производства для села, на первом этапе сдерживать их рост, а затем постепенно переходить к паритетности цен.
Для этого могут быть использованы разные подходы. Один из них заключается в государственном регулировании цен на основные виды материально-технических ресурсов. Прежде всего, следует ввести предельные цены на энергоносители и наиболее значимые виды промышленной продукции, используемой в АПК. Такие цены необходимо индексировать с учетом инфляции.
Одновременно с введением предельных цен должны быть установлены экономические санкции за превышение их уровня и стимулы за снижение. В частности, прибыль или предельную долю дохода, полученную от превышения этих цен, следует изымать для последующего возврата потребителям продукции и штрафы в таком же размере направлять в бюджет. Целесообразно также уменьшить налог на добавленную стоимость по машинам и оборудованию, основным видам минеральных удобрений. При производстве новой техники в первые два-три года выпуска, то есть на срок ее освоения, следует выплачивать заводам-изготовителям субсидии в размерах, которые снижали бы оптовую цену на них до уровня, приемлемого для села [3].
Наряду с этим необходимо в целевых федеральных программах определить субсидии для сельских товаропроизводителей, участвующих в них, на приобретение отдельных видов техники в размере до 50 % их стоимости.
Поскольку наценки торгово-посреднических организаций удорожают средства производства на 25 - 50 % и более, необходимо установить предельные уровни наценок, одновременно исключив из них налог на добавленную стоимость и дифференцировав наценки по видам средств производства в зависимости от реальных издержек обращения товаров.
Поставщики техники должны получать оплату за нее только после реализации потребителям, что требует отмены предоплаты.
Необходимо повысить роль потребителей услуг в управлении снабженческими и агросервисными предприятиями, обеспечив им владение кон-
трольными пакетами акций. Это позволит контролировать формирование цен на услуги. По уже приватизированным предприятиям целесообразно трансформировать часть акций, принадлежащих трудовым коллективам, в привилегированные.
Чтобы привести деятельность агросервисных предприятий в соответствие с интересами потребителей услуг, необходимо переходить на систему маркетинга, которая позволит с учетом изменяющейся ситуацией корректировать профиль и программу деятельности каждого предприятия, гибко учитывать производственные и экономические интересы потребителей, снижать цены на их обслуживание.
В сельском хозяйстве механизм ценообразования должен представлять определенную систему, одним из главных элементов которой является расчет целевых цен, обеспечивающих сельскохозяйственным товаропроизводителям, работающим в относительно худших природно-экономических условиях зон массового производства определенных видов продукции, доходы, достаточные для осуществления простого воспроизводства, а также расширения производства в темпах, соответствующих задачам, которые определены аграрной политикой.
На основе целевых цен могут разрабатываться гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендуемые), пороговые (для определения таможенных тарифов) цены.
Следует установить четкий порядок формирования федеральных и региональных фондов сельскохозяйственной продукции на основе контрактов. Органы исполнительной власти должны определять их объем по видам продукции на предстоящие 3-5 лет с ежегодным уточнением не позднее, чем за 6 месяцев до начала предстоящего года.
Необходимо поэтапно вводить гарантированные (защитные) цены на продукцию сельского хозяйства. Такие цены следует применять при закупках продукции и при определении размера доплат в тех случаях, когда рыночные цены оказываются ниже гарантированных. Уровень цен может увеличиваться за счет средств местных бюджетов.
Поддержку сельских товаропроизводителей путем применения гарантированных (защитных) цен целесообразно осуществлять в пределах определенных квот. Их размеры необходимо устанавливать ежегодно, дифференцируя по видам продукции.
До введения гарантированных цен необходимо сохранить систему дотаций. Следует продолжить оправдавшую себя практику дотаций государства на содержание основного стада племенных животных и реализуемую племенную продукцию (инкубационное яйцо, племенной молодняк скота и птицы, семя производителей и др.) с регулярной индексацией выплат по мере изменения рыночных цен.
На овощные, бахчевые и плодовые культуры надо сохранить условия свободного ценообразования. Одновременно для хозяйств, которые выращивают картофель, овощи и плоды, целесообразно применять льготные условия
приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений и элитных семян, а тепличным комбинатам - оплату энергоносителей.
Гарантированные (защитные) цены должны индексироваться с учетом роста цен на материально-технические ресурсы, услуги и уровня минимальной оплаты труда, регулируемого в законодательном порядке.
На первом этапе для введения гарантированных (защитных) цен потребовалось бы выделение кредитов заготовительным организациям. Но эти средства не следует считать прямыми бюджетными расходами, так как по мере реализации закупленной по этим ценам продукции они возвратятся в бюджет.
Наряду с гарантированными (защитными) ценами необходимо использовать систему залоговых операций. Ее можно применять в первую очередь на зерно, масличные культуры, льноволокно, шерсть. Залоговые цены в пределах квот должны быть на уровне гарантированных (защитных) цен на момент сдачи продукции в залог или на 5-10% ниже. Одновременно следует определять минимальные ставки платежей за хранение продукции при ее залоге.
Порядок установления гарантированных (защитных) цен должен предусматривать ежегодное заключение генерального соглашения об их уровне между Правительством (или по его поручению Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации) и представителями сельских товаропроизводителей (Аграрный союз, АККОР и др.), а также организаций, представляющих интересы потребителей продукции.
Для упорядочения экономических отношений между производителями продукции и ее переработчиками, ликвидации обсчетов при приемке сырья, создания экономических стимулов для поставщиков сырья и предприятий, занятых его переработкой, могут применяться взаиморасчеты между хозяйствами и перерабатывающими предприятиями на принципах авансирования. При этом после переработки сырья и получения готовой продукции товаропроизводителям будет выплачиваться разница между стоимостью сырья, включенной в калькуляцию при расчете оптово-отпускных цен, и фактически выплаченной суммой аванса. Полученную разницу в прибыли следует распределять между хозяйствами пропорционально сданному сырью в зачетном весе.
Одним из направлений преодоления монополизма перерабатывающих предприятий, поддерживающих неоправданно низкие цены на сельскохозяйственное сырье, является формирование конкурентной среды путем создания собственной базы переработки на кооперативных принципах.
Упорядочению ценообразования на конечную продукцию на стадии торговли будет способствовать постепенное формирование рынка, на котором определяется цена спроса и предложения. Однако следует осуществить ряд мер экономического характера с тем, чтобы противодействовать неоправ данному завышению розничных цен. Целесообразно устанавливать предельный размер посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочной цены на продукты сельского хозяйства
или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников, обеспечить примерно равную выгодность производства, переработки и реализации продукции, поощрять увеличение объемов продаж продовольствия торговыми организациями, а, следовательно, и повысить платежеспособный спрос населения.
В цены на продукты сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности необходимо вводить более жесткие показатели качества, стимулировать выпуск новых видов продукции.
Литература
1. Астратова Г.В., Семин А.Н., Зырянова Т.В. Методика стратегического планирования и оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства в условиях формирования системы агромаркетинга (методические рекомендации). - Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1999.-58 с.
2. Казак А.Ю., Новоселов А.Ф. Готовить специалиста-предпринимателя // Высшая школа на пороге XXI века: новые возможности и перспективы. — Екатеринбург: УРГЭУ, 1995. - С.2.
3. Мокан И.И. Финансово-кредитный механизм АПК // Кишинев «Штиин-ца», 1989, 175 с.
4. Финансы и кредит: Учебник / А.Ю.Казак и др.; Под ред.А.Ю.Казака. -Екатеринбург: АОЗТ «Издательский дом «ЯВА», 1997. - 630 с.