УДК 338.532.64:636.2.034
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ МОЛОЧНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ*
Н.П. Касторнов
Кафедра «Экономика агропромышленного комплекса», ФГОУВПО «МичГАУ» Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко
Ключевые слова и фразы: контрольная (гарантированная) цена; молочный подкомплекс; регулирование ценообразования.
Аннотация: На основе группировки сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области по себестоимости производимой продукции произведен отбор хозяйств, имеющих наиболее значимый удельный вес в общественном производстве молока, и на их основе рассчитана контрольная цена.
В условиях многоукладной экономики требуется активное вмешательство государства в развитие сельскохозяйственного производства, так как ни теоретически, ни практически сельское хозяйство и весь АПК не являются саморегулирующимися системами вследствие низкой эластичности спроса и крайне высокой эластичности цен. При невмешательстве государства происходит разбалансировка агропромышленного комплекса и ухудшение экономики сельскохозяйственных предприятий.
В последние годы проводимых реформ крайне неблагоприятно складывалось соотношение цен на продукцию молочного подкомплекса и цен на средства производства. К примеру, если цены реализации основных видов молочной продукции в Т амбовской области возросли за последние 5 лет в 2,1 раза, то цены на промышленную продукцию и услуги - в 4,2 раза. Таким образом образовался и углубился так называемый ценовой диспаритет, который привел к тому, что животноводство стало убыточным уже в 1992 г. Не покрывали всех затрат и дотации, которые ввело государство на животноводческую продукцию. В этих условиях стало невыгодно производить продукцию животноводства и, не имея средств, многие хозяйства были вынуждены сокращать поголовье скота. Причинами этого явились:
1) либерализация цен на материально-технические ресурсы и услуги без увязки с динамикой цен на сельскохозяйственную продукцию. С мая 1992 г. правительство предприняло попытки регулирования цен с помощью дотаций и других административных мер, однако, ожидаемого эффекта эти меры не принесли. Финансирование затрат на выплату дотаций осуществлялось из бюджетов регионов, которые не могли и не могут изыскать средства для покрытия убытков сельскохозяйственного производства. В особенно тяжелом положении оказались регионы с дефицитным бюджетом, к которым относится и Т амбовская область;
* Принято к печати 30.10.2006 г.
2) ограничения в формировании цен на сельскохозяйственную продукцию из-за монополизма перерабатывающих предприятий и торговли. Так, по данным за 2005 г., если производство молока на сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области было убыточным (-16 %), то уровень убыточности предприятий первичной переработки молока составил 0,6 %, все торговые организации от реализации молока и молочной продукции получили прибыль. Закупочная цена, диктуемая молочными заводами, в среднем в 1,3 раза ниже фактической себестоимости 1 ц молока. Если цены на готовую молочную продукцию в розничной торговле области за последние 5 лет увеличились в 3,4 раза, то цена реализации молока в хозяйствах - на 93,4 %;
3) снижение платежеспособного спроса населения. Повысить цены на молочную продукцию в той же пропорции, что и на материально-технические ресурсы и услуги не представляется возможным. Инфляция оказалась более чем в два раза выше роста покупательной способности населения;
4) воздействие на рынок относительно низких цен на импортируемые молочные продукты, уровень которых во многих случаях определяется демпинговой политикой государства. К примеру, сложности со сбытом сливочного масла были обусловлены наличием на рынке аналогичной продукции из Белоруссии и других стран СНГ.
В последние годы диспаритет цен перестал углубляться, однако длительность периода, в течение которого он может быть устранен, во многом зависит от ценовой политики государства.
Диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства -общая тенденция рыночной экономики. Мировая практика свидетельствует о решающем влиянии ценовой политики государства на эффективность работы сельских товаропроизводителей и сферы обслуживания. Практически во всех развитых странах государство держит под определенным контролем цены на основные продукты питания. Для сельских товаропроизводителей определяются субсидии на приобретение отдельных средств производства в размере до 50 % их стоимости. Устанавливаются также экономически обоснованные предельные размеры посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочных цен на продукты сельского хозяйства или оптовых цен на продукцию перерабатывающих предприятий, а также предельный уровень наценок для снабженческих и агросервисных предприятий. На продукцию сельских товаропроизводителей устанавливаются гарантированные (защитные), залоговые и другие виды цен. База таких цен подвижна. Применяются и другие экономические рычаги.
В настоящее время рыночные (договорные) цены сложились на уровне, при котором производство всей продукции животноводства Тамбовской области является убыточным, то есть рыночная цена ниже себестоимости. Отсюда возникает необходимость применения гарантированных цен, устанавливаемых органами государственной власти на уровне, обеспечивающем хотя бы минимально допустимую рентабельность производства. Гарантированные цены целесообразно использовать в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации продукции непосредственно государству в федеральные и региональные фонды. Кроме того, гарантированные цены могут применяться в качестве расчетных величин для определения размеров доплат товаропроизводителям, если рыночная цена ниже. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям, с учетом прочих форм государственной поддержки, получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
Г арантированная цена рассчитывается на основе целевой цены. Целевая цена (нормативный индикатор) устанавливается Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных начислением налогов и других платежей,
уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников промышленности и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.
Объемы реализации продукции по гарантированным ценам определяются на основе квот, устанавливаемых Правительством РФ. Размеры квот не должны превышать в среднем 50 % объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если квоты будут установлены на более высоком уровне, то во многом потеряются рыночные стимулы и будет свернута рыночная активность товаропроизводителей. Изначальный смысл гарантированных цен в условиях рынка заключается в оказании государственной поддержки предприятиям в случае, когда сбыт продукции по тем или иным причинам затруднен. Гарантированные цены целесообразно индексировать в зависимости от темпов инфляции.
Использование гарантированных цен позволяет сформировать государственные производственные ресурсы, осуществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулировать рыночную конъюнктуру по основным видам продукции.
Таким образом, в условиях рыночных отношений основным рычагом регулирования производства и сбыта молока должна стать цена. Г осударству необходимо гарантировать всем производящим молоко хозяйствам минимальный уровень цены. Под гарантированной (контрольной) ценой далее будет пониматься такая цена на производимое молоко, которая полностью покрывает издержки производства и обеспечивает возможности для расширенного воспроизводства эффективно работающего сельскохозяйственного предприятия.
Необходимо обратить внимание на то, что контрольные цены не должны выплачиваться государством непосредственно производителю, а служат ориентиром. Если рыночная цена ниже контрольной, то государство компенсирует ему разницу между ценой поддержки и средней рыночной ценой в расчете на объем реализации молока. Если же рыночная цена оказывается выше контрольной, то производитель молока получает сравнительно высокую прибыль и это стимулирует его в дальнейшем к расширению производства. Такая система цен обеспечивает гарантированное поддержание доходов производителей молока, противозатратный характер ведения молочного скотоводства. У каждого производителя появляется заинтересованность в снижении издержек производства и увеличении прибыли за счет экономии затрат, наращивании объемов производства и реализации молока, повышении его качества.
В Т амбовской области в условиях падения производства себестоимость производства молока в хозяйствах существенно различается. Для расчета контрольной цены необходимо сформировать выборку хозяйств из группы, имеющей относительно значимый удельный вес в общественном производстве молока и находящейся в относительно худших природно-экономических условиях. Эта группа выполняет регулирующую функцию в формировании цены на рынке молока.
Регулирующими считаются наименее благоприятные экономические условия, являющиеся предельными для производства основной части реализуемой товарной продукции данного вида. Для отбора хозяйств с регулирующими условиями ввиду быстро меняющейся ситуации, в частности падения производства, целесообразно опираться на данные о затратах и производстве 2005 г. Различие в условиях производства находит свое отражение в себестоимости производимой продукции. Поэтому отбор хозяйств с регулирующими условиями был начат с их ранжирования по себестоимости молока (табл. 1).
Первоначально была отобрана группа хозяйств с наиболее высокой себестоимостью за базовый год. Однако, эту группу хозяйств целесообразно не учитывать, так как контрольную цену следует устанавливать на уровне, побуждающем или отказ от производства молока в крайне неблагоприятных экономических условиях, или снижать затраты на его производство.
Группировка сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области по себестоимости молока, 2005 г.
Г руппы хозяйств по себестоимости 1ц молока (р./ц) Количество хозяйств в группе Средняя себестоимость, р./ц Доля групп в общем объеме производства молока, % Средняя цена реализации, р./ц Уровень рентабельности, %
До 600 55 545,67 29,3 630,17 15,6
601...800 47 699,22 38,1 544,69 -22,1
801... 1100 54 966,48 15,5 518,03 -46,4
1101.1500 29 1264,33 9,8 505,73 -60,0
Свыше 1500 25 1912,41 7,3 491,48 -74,3
Итого (в среднем) 210 695,03 100,0 583,99 -16,0
Далее из ранжированной совокупности была отобрана группа с самым низким уровнем убыточности. Эту группу предприятий можно считать хозяйствами с регулирующими условиями производства, так как они занимают наибольший удельный вес в общем объеме производства молока.
Данные таблицы показывают, что производство молока в 2005 г. было убыточным. В хозяйствах первой группы уровень рентабельности составил 15,6 %, самый высокий уровень убыточности имели хозяйства пятой группы (74,3 %). Уровень убыточности в среднем по области составил 16 %.
По указанной выше методике была отобрана группа хозяйств с себестоимостью от 601 до 800 р. за 1 ц, в которую включены сельскохозяйственные предприятия группы с регулирующими условиями.
Для повышения достоверности в отбор хозяйств с регулирующими условиями производства следовало бы включить информацию об издержках производства фермерских хозяйств, но статистические данные в настоящее время по ним отсутствуют.
Формула расчета контрольной цены 1 ц молока будет иметь вид
Цк = Снр +
где Цк - контрольная цена 1 ц молока; Снр - нормативная себестоимость 1 ц молока в регулирующих условиях; Пур - величина прибыли, определяемая минимально необходимым уровнем рентабельности (30 %).
Поскольку в современных условиях происходит быстрое изменение цен на различные составляющие затрат, то контрольная цена может быть построена по принципу индексации затрат, отвечающей темпам роста цен на соответствующие средства производства. В связи с этим формула расчета контрольной цены 1 ц молока на момент его реализации приобретает вид
Цк = Р Снр + Пур,
где .7* - индекс роста цен на материально-технические ресурсы.
Минимальные контрольные цены, рассчитанные при сложившемся уровне производства молока, представлены в табл. 2.
Прогнозируемая рентабельность молока при использовании контрольных цен в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области
Группы хозяйств по себестоимости 1ц молока (р./ц) Количество хозяйств в группе Средняя себестоимость 1 ц, р. Контрольная цена, р./ц Рентабельность при фактических ценах, % Рентабельность при контрольных ценах, %
До 600 55 545,67 908,99 15,6 66,5
601.800 47 699,22 908,99 -22,1 30,0
801.1100 54 966,48 908,99 -46,4 -5,9
1101. 1500 29 1264,33 908,99 -60,0 -28,1
Свыше 1500 25 1912,41 908,99 -74,3 -52,5
Итого (в среднем) 210 695,03 908,99 -16,0 30,8
Как видно из табл. 2, фактическая цена реализации по хозяйствам Тамбовской области составила 76,5 % от контрольной. Таким образом, данные таблицы свидетельствуют, что большинство сельскохозяйственных предприятий (74,3 %), входящих в первые три группы, при использовании расчетных цен могут обеспечить рентабельное производство молока. Применение контрольных цен будет способствовать наращиванию поголовья крупного рогатого скота и, следовательно, увеличению объемов производства продукции животноводства, в том числе молока.
Указанные расчеты демонстрируют неприемлемость существующего механизма регулирования цен и необходимость перехода к контрольным ценам, обладающим защитными функциями.
Предложенная система ценообразования может эффективно действовать лишь при своевременном поступлении средств за проданную продукцию и соблюдении принципа паритетности цен на молоко и основные виды материально-технических ресурсов, согласовании средних издержек производства с инфляционными процессами. Расчет контрольной цены можно производить по итогам работы девяти месяцев отчетного года. Об уровне контрольной цены производителям молока необходимо сообщать не позднее, чем за два месяца до начала очередного календарного года. В течение года первоначально объявленная контрольная цена не может быть уменьшена.
В целях ограничения монопольного положения перерабатывающих предприятий, организаций производственно-технического обслуживания и материальнотехнического обеспечения целесообразно применять регулирование цен. В частности, регулирование уровня доходов перерабатывающих предприятий можно осуществлять путем установления твердых коэффициентов, определяющих соотношение цен на сельскохозяйственное сырье и конечную продукцию переработки. В 2004-2005 гг. это соотношение по молокоперерабатывающим заводам Тамбовской области составило 2,1-2,3 ед., целесообразно установить такой коэффициент на уровне 1,7-1,9.
В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на
создание равных условий для конкуренции. Если внутренние и мировые цены находятся примерно на одном уровне, необходимости в регулировании нет, поскольку отечественный потребитель, при прочих равных условиях, всегда выберет отечественную продукцию. Если же внутренние цены выше цен на импортную продукцию, и сбыт отечественного продовольствия затруднен, целесообразно установление так называемых пороговых (защитных) цен, используемых при установлении таможенных пошлин.
Государственное регулирование цен на продукцию молочного подкомплекса должно обеспечивать каждому нормально работающему предприятию уровень рентабельности (без учета инфляции) в размере 30-40 %, то есть достаточный для ведения расширенного воспроизводства. Кроме того, государственное регулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные каналы сбыта продукции. По мере стабилизации экономики удельный вес продукции, реализуемой по регулируемым ценам, должен постепенно сокращаться.
Pricing Regulation in Regional Dairy Subcomplex
N.P. Kastornov
Department of Economics of Agro Industrial Complex,
Michurinsk State Agrarian University
Key words and phrases: dairy subcomplex; pricing regulation; recommended
price.
Abstract: Taking into account the cost of products the farms having the biggest specific output in dairy production have been selected from agricultural enterprises groups of T ambov region; thus the recommended price have been calculated.
Regulierung der Preisbildung im regionalen Milchsubkomplex
Zusammenfassung: Aufgrund der Gruppierung der landwirtschaftlichen Un-ternehmen Gebietes Tambow ist nach dem Selbstkostenpreis der Produktion die Aus-wahl der Wirtschaften ausgefuhrt, die das am meisten bedeutete spezifische Gewicht in der offentlichen Herstellung der Milch haben, und auf ihrer Grundlage ist der Kontroll-preis berechnet.
Regulation de la formation des prix dans un complexe laitier regionnal
Resume: A la base du groupement des entreprises agricole de la region de Tambov par le cout de revient des produits fabriques est realise un choix des exploitations ayant le poids specifique le plus significatif dans la production sociale du lait et a leur base est calcule le prix de controle.