Научная статья на тему 'Модель государственного регулирования финансирования воспроизводства в сельском хозяйстве'

Модель государственного регулирования финансирования воспроизводства в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елфимов А. Д.

Традиционная модель государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, доминирующая в теории и на практике, предполагает бюджетную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ее реализация приводит к воспроизводству экономических отношений, порождающих необходимость бюджетных вливаний в сельское хозяйство. Альтернативная модель, предлагаемая в статье, предусматривает финансирование воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве за счет справедливого ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Для стимулирования участия перерабатывающих предприятий в программе государственного регулирования воспроизводства аграрного сектора экономики предусмотрено их субсидирование. На примере регионального молочно-продуктового подкомплекса выполнено экономико-математическое моделирование воспроизводственного процесса и оценен эффект от реализации авторских предложений. Целевой функцией служит максимум прибыли по совокупности молочных заводов от переработки молока-сырья, поставляемого по управляемым контрактам. Ожидается, что в Белгородской области за 2015-2019 гг. выручка от продажи молока-сырья увеличится на 6,8 млн. руб., валовая прибыль производителей молока на 3,9 млн. руб., а прибыль до налогообложения на 3,0 млн. руб. При этом валовая прибыль переработчиков молока уменьшится на 295,3 тыс. руб. (главным образом за счет повышения закупочной цены на молоко-сырье), а прибыль до налогообложения увеличится на 379,0 тыс. руб. (в основном за счет субсидий на компенсацию части процентной ставки по краткосрочным кредитам). Распространение на перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса такой меры государственной поддержки, как субсидирование части процентной ставки по кредитам, в обмен на участие в справедливом ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию позволит: 1) создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей условия для расширенного воспроизводства; 2) увеличить доходы перерабатывающих предприятий за счет субсидий и роста объемов заготовки и переработки сельскохозяйственного сырья; 3) расширить экономическое пространство для применения банковского капитала в АПК; 4) усилить роль органов государственного управления в реализации программ по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности страны; 5) увеличить поступления в федеральный и региональные бюджеты за счет роста отчислений по налогам на прибыль коммерческих организаций и доходам физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель государственного регулирования финансирования воспроизводства в сельском хозяйстве»

УДК 336

МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ЕЛФИМОВ А.Д.,

аспирант кафедры организации и управления ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, ул. Вавилова, д. 1, п. Майский, Белгородский район, Белгородская обл., Россия, 308503, e-mail: ad_elf_vrn@mail.ru.

Реферат. Традиционная модель государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, доминирующая в теории и на практике, предполагает бюджетную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ее реализация приводит к воспроизводству экономических отношений, порождающих необходимость бюджетных вливаний в сельское хозяйство. Альтернативная модель, предлагаемая в статье, предусматривает финансирование воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве за счет справедливого ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Для стимулирования участия перерабатывающих предприятий в программе государственного регулирования воспроизводства аграрного сектора экономики предусмотрено их субсидирование. На примере регионального молочно-продуктового подкомплекса выполнено экономико-математическое моделирование воспроизводственного процесса и оценен эффект от реализации авторских предложений. Целевой функцией служит максимум прибыли по совокупности молочных заводов от переработки молока-сырья, поставляемого по управляемым контрактам. Ожидается, что в Белгородской области за 2015-2019 гг. выручка от продажи молока-сырья увеличится на 6,8 млн. руб., валовая прибыль производителей молока - на 3,9 млн. руб., а прибыль до налогообложения - на 3,0 млн. руб. При этом валовая прибыль переработчиков молока уменьшится на 295,3 тыс. руб. (главным образом за счет повышения закупочной цены на молоко -сырье), а прибыль до налогообложения увеличится на 379,0 тыс. руб. (в основном за счет субсидий на компенсацию части процентной ставки по краткосрочным кредитам). Распространение на перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса такой меры государственной поддержки, как субсидирование части процентной ставки по кредитам, в обмен на участие в справедливом ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию позволит: 1) создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей условия для расширенного воспроизводства; 2) увеличить доходы перерабатывающих предприятий за счет субсидий и роста объемов заготовки и переработки сельскохозяйственного сырья; 3) расширить экономическое пространство для применения банковского капитала в АПК; 4) усилить роль органов государственного управления в реализации программ по импортозамещению и обеспечению

продовольственной безопасности страны; 5) увеличить поступления в федеральный и региональные бюджеты за счет роста отчислений по налогам на прибыль коммерческих организаций и доходам физических лиц.

Ключевые слова: сельское хозяйство, воспроизводство, государственное регулирование, финансирование, экономико-математическая модель.

THE MODEL OF STATE REGULATION OF FINANCING OF REPRODUCTION IN AGRICULTURE

ELFIMOV A.D.,

postgraduate student of the Department of organization and management of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Belgorod State Agricultural University named after V. Gorin", Vavilov street, 1, 308503, Maiskiy, Belgorod region, Russia, e-mail: ad_elf_vrn@mail.ru.

Essay. The traditional model of state regulation of reproduction process in agriculture involves budgetary support of agricultural producers. Its implementation leads to the reproduction of economic relations that generate the need for a further budget investment in agriculture. An alternative model was suggested in this article. It provides for the financing of reproduction process in agriculture at the expense of fair pricing for agricultural products. To stimulate the involvement of processing enterprises in the program of state regulation of reproduction in the agrarian sector have to subsidize them.

On the example of the regional dairy-product subcomplex performed economic-mathematical modelling of the reproduction process and evaluated the effect of the implementation of the author's proposals. Objective function is the maximum profit from the processing of raw milk supplied under the managed contracts. It is expected that in the Belgorod region for 2015-2019 revenue from the sale of raw milk will increase by 6.8 million rubles, the gross profit of milk producers - 3.9 million rubles, and profit before tax by 3.0 million rubles. While gross margins of milk processors is reduced by 295.3 thousand rubles (mainly due to the increase in purchase prices for raw milk), and profit before tax will increase by 379.0 thousand rubles (mainly due to the subsidies for compensation of interest on short-term loans).

Distribution of government support measures, such as subsidising interest rates on credits to processing enterprises of the AIC in exchange for participation in the fair pricing for agricultural products will allow: 1) to create for agricultural producers conditions for expanded reproduction; 2) increase the income of the processing enterprises through grants and growth of harvesting and processing of agricultural raw materials; 3) to expand economic space for the application of the banking capital in agriculture; 4) strengthen the role of public governance authorities in the implementation of programs of import substitution and ensure the food security of the country; 5) to increase revenues to Federal and regional budgets at the expense of increase of deductions on taxes on profits of commercial organizations and income.

Key words: agriculture, reproduction, state regulation, funding, economic-mathematical model.

Введение. Процесс воспроизводства в сельском хо- нирования внутренних подсистем сельского хозяйства зяйстве осуществляется путем эффективного функцио- под влиянием внешней среды [7]. Причем в условиях

несовершенного рынка внешняя среда, а именно не отрегулированный рыночный механизм порой оказывает решающее влияние на воспроизводственный процесс [3]. Закономерно, что ряд авторов, исследующих причинно-следственные связи, определяющие развитие АПК [1, 11], приходят к выводу о необходимости установления справедливых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые обеспечивали бы равную доходность для сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков. Другие авторы акцентируют внимание на механизмах компенсации сельхозтоваропроизводителям дополнительных расходов от удорожания факторов производства [6, 9, 10].

Результаты исследований. Обеспечить нормальные условия для финансирования воспроизводства в сельском хозяйстве возможно двумя основными способами:

- государственным регулированием товарно-денежных отношений, складывающихся между смежными предприятиями агропромышленного комплекса;

- государственнной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей. В современной отечественной практике преобладает второй способ, что означает воспроизводство условий, порождающих дефицит оборотного капитала у сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

По нашему мнению, более перспективным инструментом государственного регулирования АПК является субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам, предоставленным перерабатывающим предприятиям, при одновременном регулировании уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающем сельскохозяйственным организациям возможности для расширенного воспроизводства [2].

Основными инструментами государственного регулирования товарно-денежных отношений между смежными предприятиями АПК должны послужить: 1) регулирование уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; 2) управление контрактами на поставку сельскохозяйственной продукции. В современной институциональной среде хозяйствующие субъекты, представляющие негосударственный сектор экономики, вправе действовать на рынке по своему усмотрению, выбирая партнеров по транзакциям, назначая цену и определяя другие существенные условия сделки купли-продажи. Поэтому для привлечения хозяйствующих субъектов к участию в программе государственного регулирования товарно-денежных отношений необходимо

использовать стимулирующие воздействия. В этих целях актуально государственное субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам, предоставленным переработчикам сельскохозяйственной продукции [4].

Переход на регулируемые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливаемые по принципу «равная доходность нормативных затрат для смежных предприятий», приведет к повышению уровня закупочных цен и к соответствующему краткосрочному уменьшению доходов перерабатывающих предприятий. В долгосрочной перспективе, за счет увеличения выручки сельхозтоваропроизводителей и расширения сельскохозяйственного производства, ожидается увеличение поставок сельскохозяйственной продукции на переработку, что приведет к росту доходов переработчиков за счет увеличения масштаба деятельности. На начальном этапе целесообразно субсидировать часть процентной ставки по кредитам и займам, предоставленным переработчикам, являющимся участниками программы госу-

дарственного регулирования товарно-денежных отношений [4].

В качестве объекта моделирования избран молочно-продуктовый подкомплекс, воспроизводственный процесс в котором нуждается в значительной корректировке, поскольку по молоку и молокопродуктам имеет место отрицательная динамика доли отечественного производства в общем объеме поступления продовольственных ресурсов РФ (производство+импорт). Моделирование реализации программы государственного регулирования товарно-денежных отношений между смежными предприятиями АПК выполнено на примере регионального молочно-продуктового подкомплекса.

Предположим, что в регионе имеется п производителей сырого молока и т молочных заводов, выразивших намерение участвовать в указанной программе. Органу управления региональным АПК предстоит сформировать пакет контрактов на поставку молока-сырья, используя информацию:

- о местоположении потенциальных контрагентов;

- о производственных возможностях производителей и переработчиков молока;

- об экономической эффективности переработки молока на каждом молочном заводе;

- о заключенных контрактах на поставку либо переработку молока-сырья, не подпадающих под действие данной программы.

Критерием принятия решения о пакете управляемых контрактов служит максимум прибыли от производства молочной продукции участниками программы. Заметим, что участником программы становится тот хозяйствующий субъект, который выразил намерение в ней участвовать, и с которым заключен хотя бы один управляемый контракт на поставку либо переработку молока-сырья. Поэтому, по ряду причин, возможны ситуации, когда хозяйствующие субъекты, выразившие намерение участвовать в программе, в нее не войдут или войдут частично (заключив контракты в объеме менее своих намерений). Среди таких причин могут быть: убыточность переработки молока; не совпадение общего предложения молока-сырья и перерабатывающих мощностей молочных заводов.

Следовательно, в ходе моделирования требуется отработать порядок не только формирования пакета контрактов, но и определения состава участников программы, а также степени вовлечения в программу хозяйствующих субъектов на плановый период.

Для решения поставленных задач мы предлагаем следующую экономико-математическую модель.

Система переменных.

Ху - годовой объем регулируемых поставок молока-сырья 1-го сельхозтоваропроизводителя на у-й молочный завод, т;

- совокупный годовой объем поставок молока-сырья по управляемым контрактам от 1-го сельхозтоваропроизводителя, т;

Zj - совокупный годовой объем переработки молока-сырья по управляемым контрактам на у-ом молочном заводе, т;

О - прибыль по совокупности молочных заводов от переработки молока-сырья, поставляемого по управляемым контрактам.

Система постоянных величин.

Ну - выход прибыли на 1 т молока-сырья на у'-ом молочном заводе (без учета затрат на транспортировку молока), руб.;

Бу - расстояние перевозки молока от 1-го сельхозтоваропроизводителя на у-й молочный завод, км;

Р - расценка за 1 т-км, руб.;

О! - ожидаемый годовой объем поставок молока-сырья на ]-й молочный завод по неуправляемым контрактам, т;

V] - годовая мощность переработки молока-сырья на _/-ом молочном заводе, т;

и1 - ожидаемый годовой объем поставок молока-сырья по неуправляемым контрактам ¿-ым сельхозтоваропроизводителем, т;

Щ - ожидаемый годовой объем поставок молока-сырья по всем видам контрактов ¿-ым сельхозтоваропроизводителем, т

Система ограничений.

1. Сумма объемов поставок молока-сырья ¿-ым сельхозтоваропроизводителем на различные молочные заводы по управляемым контрактам равна совокупному объему поставок молока по управляемым контрактам от г-го сельхозтоваропроизводителя.

2. Суммарный объем поставок молока на ]-й молочный завод от различных сельхозтоваропроизводителей по управляемым контрактам равна совокупному

годовому объему переработки молока по управляемым контрактам на этом заводе.

3. Совокупный объем поставок молока-сырья по управляемым контрактам от ¿-го сельхозтоваропроизводителя не может превышать общего объема поставок этого сельхозтоваропроизводителем за вычетом поставок по неуправляемым контрактам.

4. Совокупный объем поставок молока-сырья по управляемым контрактам на ]-й молочный завод не может превышать мощность переработки за вычетом поставок по неуправляемым контрактам.

Целевая функция.

Целью управления контрактами является максимизация прибыли по совокупности молочных заводов от переработки молока-сырья, поставляемого по управляемым контрактам

Таблица 1 - Ожидаемые экономические результаты регулирования воспроизводственного процесса в молочно-

продуктовом подкомплексе Белгородской области

Наименование показателя Год

2015 2016 2017 2018 2019

Субсидии сельхозтоваропроизводителям, тыс. руб. 537,7 376,4 263,5 184,4 129,1

Субсидии молочным заводам, тыс. руб. 327,2 560,8 740,9 884,4 1003,1

Всего субсидий, тыс. руб. 865,0 937,2 1004,4 1068,8 1132,2

Прибыль сельхозтоваропроизводителей до налогообложения, тыс. руб. 2497,4 2675,6 2846,8 3015,3 3184,4

Прибыль молочных заводов до налогообложения, тыс. руб. 2858,8 2827,5 2888,8 3019,0 3201,8

Банковская прибыль от кредитования, тыс. руб. 1865,3 2220,2 2514,3 2768,2 2996,3

Совокупная прибыль, тыс. руб. 7221,5 7723,3 8249,9 8802,5 9382,5

Налог на прибыль, тыс. руб. 1444,3 1544,7 1650,0 1760,5 1876,5

Налог на доходы физических лиц, тыс. руб. 442,3 450,2 462,5 478,1 496,5

Бюджетный эффект, тыс. руб. (стр.9 + стр.8 - стр.3) 1021,6 1057,7 1108,1 1169,8 1240,8

Поставки молока по управляемыми контрактам будут осуществляться по ценам, устанавливаемым по формуле(6)

где Ц - закупочная цена на молоко -сырье, руб./т;

ЗСХ - нормативные затраты на производство молока-сырья, руб./т;

В - выручка от продажи продукции, выработанной из 1 т молока-сырья (по ценам производства), руб.;

ЗП - нормативные затраты на переработку молока-сырья, руб./т.

Предполагается, что эти цены будут в среднем выше, чем цены по неуправляемым контрактам (контрактам, заключаемым между поставщиком и переработчиком молока без участия органов государственного управления).

Апробация модели выполнена на примере 10 молочных заводов и 20 сельхозорганизаций Белгородской области. Анализ оптимального решения экономико-

математической модели показывает, что хотя исполнение управляемого контракта лишает производителя молока права получать субсидии на компенсацию части процентной ставки по краткосрочным кредитам, взятым на цели, связанные с развитием молочного скотоводства, реализация преобладающей доли молока по управляемым контрактам позволит производителю молока в целом увеличить свои доходы. Однако это не исключает того, что сельхозтоваропроизводитель заключит и будет исполнять неуправляемые контракты.

На первом этапе реализации предлагаемой программы объем переработки молока по неуправляемым контрактам заметно превышает объем поставок молока по управляемым контрактам. Это обусловлено тем, что в этот период большое число сельхозтоваропроизводителей по различным причинам не войдет в состав ее участников. В дальнейшем прогнозируется последовательное изменение этого соотношения в пользу управляемых контрактов. Ожидаемые экономические результаты от реализации программы представлены в таблице 1.

Выводы. В ходе реализации программы в молочно-продуктовом подкомплексе ожидается:

1) увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет положительного баланса между ростом выручки вследствие повышения закупочных цен и уменьшением государственного субсидирования;

2) повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства;

3) достижение устойчивых темпов расширенного воспроизводства в молочном скотоводстве;

4) расширение сырьевой базы для молочной и мясной промышленности;

5) увеличение производства отечественной молочной продукции, реализация народнохозяйственных интересов в сфере продовольственной безопасности;

6) увеличение доходов переработчиков молока и скота за счет положительного баланса между увеличением выручки и государственного субсидирования, с одной стороны, и увеличением затрат на закупку сырья и его переработку - с другой;

7) дополнительные поступления в бюджет страны и консолидированный бюджет региона за счет расширения налоговой базы по налогам на прибыль, на доходы физических лиц, на добавленную стоимость, на имущество.

Список использованных источников

1. Абдразаков Ф.К., Петровская Е.Н. Совершенствование государственной поддержки молочного скотоводства на основе достижения «справедливой» цены на молоко // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2012.- № 9.- С. 66-71.

2. Аничин В.Л., Елфимов А.Д. Об использовании заемного капитала и субсидирования процентной ставки в АПК // Экономист. - 2015. - № 11. - С. 92-93.

3. Аничин В.Л., Елфимов А.Д. Проблемы и особенности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 9. - С. 16-17.

4. Аничин В.Л., Елфимов А.Д. Совершенствование регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве: Монография. - Белгород: Изд-во БелГАУ, 2015. - 150 с.

5. Барбашин Е.А., Пронская О.Н. Концептуальная модель оценки воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 9. - С. 12-16.

6. Белкин Р.Е., Газдиев А.Р., Ковынёв Л.Б. Повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 3. - С. 31-33.

7. Векленко Е.В. Цель, задачи и принципы построения экономического механизма воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 4. - С. 33-36.

8. Золотарева Е.Л., Леонова Е.М. Оценка факторов и условий процессов воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 5. - С. 9-11.

9. Об объективных и субъективных факторах развития воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве / И.Т. Крячков, О.Н. Пронская, Л.И. Крячкова, А.В. Михилев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 1. - С. 3-6.

10. Родионова О.А. Воспроизводство и обменно-распределительные отношения в сельскохозяйственных организациях // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2010. - № 1. - С. 24-27.

11. Солошенко Р.В., Святова О.В. Определение гарантированной цены сахарной свеклы как важный элемент совершенствования механизма эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 6. - С. 50-53.

12. Совершенствование направлений аграрной политики в регионе / В.И. Векленко, А.А. Золотарев, Е.И. Черников, В.М. Солошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 7. - С. 79.

13. Повышение устойчивости и эффективности воспроизводства в зерновой отрасли: Монография / В.И. Век-ленко и др. - Курск, 2005.

14. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Приоритетные проблемы социально-экономического и институционального развития агропромышленного комплекса региона в условиях открытой экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 5. - С. 2-7.

15. Пути повышения устойчивости воспроизводства в зерновой отрасли / В.И. Векленко, Р.В. Солошенко, К.С. Соклаков, Е.Н. Ноздрачева // Достижения науки и техники АПК. - 2006. - № 6. - С. 25-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Повышение рентабельности сельскохозяйственного производства // В.И. Векленко, М.М. Булгакова, Р.В. Солошенко, В.А. Долгополов // Аграрная наука. - 2008. - № 3. - С. 2-4.

17. Условия и факторы развития воспроизводственных процессов / Е.Л. Золотарева, И.Я. Пигорев, Р.В. Бабен-ко, К.В. Архипов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 5. - С. 14-16.

18. Ковынев Л.Б., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Государственное регулирование воспроизводственных процессов земельных ресурсов // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2014. - № 4. - С. 13-16.

List of sources used

1. Abdrazakov F.C., Petrovskaya E.N. Improvement of state support dairy herder-tion on the basis of achieving a "fair" price for milk // Bulletin of Saratov State Agricultural University them. NI Vavilov. - 2012.- № 9.- pp 66-71.

2. Anichin V.L., Elfimov A.D. On the use of borrowed capital and interest rate subsidies to agribusiness // The Economist. - 2015. - № 11. - S. 92-93.

3. Anichin V.L., Elfimov A.D. Problems and features of the reproductive process in the farming-stve // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2013. - № 9. - S. 16-17.

4. Anichin V.L., Elfimov A.D. Improving the regulation of the reproductive process in the agricultural sector-sky: Monograph. - Belgorod: Izd BelGAU, 2015. - 150 p.

5. Barbashin E.A., Pronskaya O.N. Conceptual model for evaluating the reproduction process in the agricultural sector-sky // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 9. - S. 12-14.

6. Belkin R.E., Gazdiev A.R., Kovynev L.B. Improving the efficiency of state support for agricultural-tural production // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2012. - № 3. - S. 31-33.

7. Veklenko E.V. Purpose, objectives and principles of the economic mechanism of reproduction process in agriculture // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 4. - S. 33-36.

8. Zolotareva E.L., Leonov E.M. Factors and conditions of reproduction processes in Farmhouse-owned enterprises // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2010. - № 5. - S. 9-11.

9. On the objective and subjective factors of the reproduction process in agriculture hozyayst Island / I.T. Kryachkov, O.N. Pronskaya, L.I. Kryachkova, A.V. Michiel // Bulletin of the Kursk state agricultural academy. - 2012. - № 1. - S. 3-6.

10. Rodionova O.A. Reproduction and distribution of exchange-relations in the agricultural organizations // Economy, labor, management in agriculture. - 2010. - № 1. - S. 24-27.

11. Soloshenko R.V., Svyatova O.V. Determination of the guaranteed price of sugar beet as an important element to improve the mechanism of effective functioning of the sugar beet subcomplex // West nickname Kursk Agricultural Academy. - 2013. - № 6. - S. 50-53.

12. Improving the areas of agricultural policy in the region / V.I. Veklenko, A.A. Zolotarev, E.I. Chernikov, V.M. Soloshenko // Bulletin of the Kursk Agricultural Academy. - 2014. - № 7. - pp 7-9.

13. Enhancing the stability and efficiency of reproduction in the grain industry: Monograph / VI Veklenko etc. -. Kursk 2005.

14. Semykin V.A., Safronov V.V., Terekhov V.P. Priority problems of socio-economic and institutional development of the Institute of agro-industrial complex of the region in an open economy // West nickname Kursk Agricultural Academy. - 2014. - № 5. - S. 2-7.

15. Ways to improve the stability of reproduction in the grain industry / V.I. Veklenko, R.V. Soloshenko, K.S. Soklakov, E.N. Nozdracheva // Advances in science and agribusiness technology. - 2006. - № 6. - S. 25-26.

16. Increase the profitability of agricultural production // V.I. Veklenko, M.M. Bulgakov, R.V. Soloshenko, V.A. Dolgopolov. - Agricultural science. - 2008. - № 3. - S. 2-4.

17. Conditions and factors of development of reproduction processes / E.L. Zolotarev, I.J. Pigorev, R.V. Babenko, K.V. Arkhipov // Bulletin of the Kursk Agricultural Academy. - 2011. - № 5. - S. 14-16.

18. Kovynev L.B., Pigorev I.J., Soloshenko V.M. State regulation of reproductive processes of land resources / Scientific Almanac of the Central Black Earth region. - 2014. - № 4. - S. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.