УДК 338.439.4:664.1
Андрей Елфимов,
аспирант Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина, Белгородская область
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ОООСХХХХХХХХХКХХХ^^
Воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве во многом зависит от содержания товарно-денежных отношений между отраслями АПК, которые, в свою очередь, определяются рыночным положением контрагентов. Более уязвимое рыночное положение сельхозтоваропроизводителей влечет для них переплату денежных средств при закупке материально-технических ресурсов и недоплату при сбыте сельхозпродукции. Неравноправные товарно-денежные отношения затрудняют процесс воспроизводства в сельском хозяйстве. Традиционная бюджетная поддержка сельского хозяйства не только не меняет содержания сложившихся межотраслевых взаимосвязей, но и, по сути, подпитывает их. Ситуация может быть улучшена посредством перемены роли государства: от поддержки сельского хозяйства - к поддержке справедливых взаимоотношений. В статье предлагается программа последовательного перехода сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий к управляемым контрактам на поставку сельхозпродукции, являющихся результатом скоординированных действий сельскохозяйственных и перерабатывающего предприятий по определению объема, сроков, качества и цены поставки сельхозпродукции. Размещение управляемых контрактов планируется осуществлять уполномоченному органу государственного управления субъекта РФ. Хозяйствующие субъекты, представляющие негосударственный сектор экономики, вправе действовать на рынке по своему усмотрению, выбирая партнеров по транзакциям, назначая цену и определяя другие существенные условия сделки купли-продажи. Поэтому для привлечения хозяйствующих субъектов к участию в программе государственного регулирования товарно-денежных отношений необходимо использовать стимулирующие воздействия, в частности субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам, предоставленным переработчикам сельхозпродукции. Автором предложена система индикаторов эффективности государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Интегральным показателем служит индекс продовольственной безопасности страны.
S u m m a r y
Reproduction process in agriculture depends largely on the content of commodity-money relations between branches the agro-food sector. The content of commodity-money relations, in turn, is determined by market position of counterparties. More vulnerable market position of agricultural producers leads them to an overpayment of funds for the purchase of material and technical resources and to a shortfall of proceeds from sales agricultural products. The inequitable commodity-money relations obstruct reproduction process in agriculture. Traditional fiscal support of agriculture not only does not alter the content of the inter-industry commodity-money relations, but, in fact, feeds them. The situation can be improved through changes the role of the state: from support of the agriculture to support the equitable relations. The author offers the program of gradual transition of agricultural producers and processing enterprises to managed contracts for the supply of agricultural products. The managed contract is the result of coordinated agricultural and processing enterprises actions for determines volume, timing, quality and prices supply of agricultural products. The location of the managed contracts is proposed to carry out the authorized body of the state administration of the RF subject. Entities of the private sector of the economy are operating to its discretion by choosing partners to the transaction by setting the price and when they determine other material terms of the transaction of purchase and sale. Therefore, to attract business entities to participate in the program of state regulation of commodity-money relations it is necessary to use a stimulating influence, particularly by subsidizing of interest on credits and loans granted to processors of agricultural products. The author suggests the system of indicators of efficiency of state regulation of reproduction process in agriculture. Integral indicator is the index of food security of the country
Ключевые слова: сельское хозяйство, воспроизводственный процесс, управляемые контракты, эффективность государственного регулирования.
Keywords: agriculture, reproductive process, managed contracts, effectiveness of state regulation.
Международный сельскохозяйственный журнал
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Таблица
Система индикаторов эффективности государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве [2]
Название индикатора (индекса) Формула
Индекс продовольственной безопасности страны 1* = 41 и* 1с
Индекс доли отечественного продовольствия в продовольственных ресурсах страны 1 -У^Г ° т
- объем производства г-го вида отечественного продовольствия в обследуемом году, т; Кг - общий объем г-го вида отечественного продовольствия в поступлении продовольствия (импорт + собственное производство), т; /1 - доля ¡-го вида продовольствия в стоимости продовольственной корзины, коэффициент
Индекс уровня потребления продовольствия по сравнению с медицинской нормой
Сг - уровень фактического потребления г-го вида продовольствия в расчете на душу населения, кг (шт.); N1 - рациональный уровень потребления г-го вида продовольствия в расчете на душу населения, кг (шт.)
Индекс реальной окупаемости затрат на производство и реализацию продукции
]а - индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, %; ]] - индекс цен (цепные) на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями, %
Индекс номинальной окупаемости затрат на производство и реализацию продукции сельскохозяйственными организациями
В - выручка от реализации продукции сельскохозяйственными организациями, млн руб.; Я - себестоимость реализованной продукции, млн руб.; СМ - коммерческие и управленческие расходы, млн руб.
Интегральный индекс эффективности государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве Iрсю = л/^л: х ¡ар
Стандартизированная рентабельность продукции 5^^x365
Яр - рентабельность продукции (отношение прибыли до налогообложения к затратам, включая коммерческие и управленческие расходы), %; Т - продолжительность оборота оборотных активов, дней
Назревшая необходимость совершенствования государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, по-прежнему нерешенными остаются задачи, обозначенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Повышение самообеспеченности качественным и экономически доступным продовольствием приобретает особую актуальность после вступления России в ВТО и возникшего кризиса в торговых отношениях со странами, принявшими и поддержавшими санкции по отношению к нашей стране.
Во-вторых, широко применяемое для улучшения экономического положения отечественных товаропроизводителей государственное субсидирование сельского хозяйства характеризуется низкой эффективностью использования бюджетных средств. Имеются многочисленные нарекания по поводу избирательности предоставления субсидий и отсутствия связи между субсидиями и результатами хозяйственной деятельности, прежде всего, качеством и объемом производимой продукции.
В-третьих, сложившаяся практика государственной поддержки аграрного сектора экономики, по сути, способствует воспроизводству диспаритетных товарно-денежных отношений в АПК. Госу-
дарство, выделяя бюджетные средства сельхозтоваропроизводителям, с одной стороны, фактически признает несовершенство рыночных регуляторов, а с другой - этими средствами подпитывает нерациональные отношения между смежными предприятиями АПК.
Отдельные экономисты сделали правильный вывод о том, что бюджетная поддержка может внести немалый вклад в повышение эффективности сельскохозяйственного производства лишь в том случае, если разработана действенная система мер, препятствующая оттоку финансовых ресурсов из сельского хозяйства. Правительство не собирается наращивать поддержку сельскохозяйственных организаций, справедливо ссылаясь на ее неэффективность; между тем причины неэффективности кроются в самих методах поддержки. Поступившие из бюджета средства покидают сферу сельскохозяйственного производства либо через реинвестиции в другие отрасли, либо через снижение цен на сельскохозяйственную продукцию - так конкурентный рынок реагирует на дотации [4].
Однако до сих пор не было предложено действенной альтернативы бюджетным вливаниям в аграрную экономику. Большинство исследований по данной проблеме посвящено выяснению того, в
№ 2/ 2016
каком объеме должна оказываться государственная поддержка сельскому хозяйству.
Государственное регулирование воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве представляет собой практическую реализацию аграрной политики Российской Федерации. Оно оказывает влияние на результаты экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, на состояние агропро-довольственного рынка, на экономическую и продовольственную безопасность России.
Государственное регулирование процесса воспроизводства в сельском хозяйстве затрагивает народно-хозяйственные и частно-коммерческие интересы, а поэтому имеет место обратная связь между носителями этих интересов, с одной стороны, и органами государственного управления, с другой стороны. Соответственно эффективность деятельности по государственному регулированию воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве зависит от того, в какой мере будут согласованы и достигнуты народно-хозяйственные и частно-коммерческие цели.
Эффективность государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве можно определить следующей системой индикаторов (табл.).
Анализ индикаторов показывает, что на протяжении длительного времени главным препятствием для расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и, соответственно, для удовлетворения народно-хозяйственных и частно-коммерческих интересов является низкая доходность агробизнеса.
Уровень нормализованной рентабельности сельскохозяйственной продукции примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по народному хозяйству и в пищевой промышленности, что обусловлено несовершенной конкуренцией, порождающей диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Соотношение базисного индекса цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями, и базисного индекса цен производителей сельскохозяйственной продукции за 1997-2013 гг. составило 1,13 : 1.
В сложившейся ситуации обеспечить нормальные условия для финансирования воспроизводства в сельском хозяйстве возможно двумя основными способами: 1) государственным регулированием взаимотношений и взаимосвязей, складывающихся между смежными предприятиями агропромышленного комплекса; 2) го-сударственнной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей. В современной отечественной практике преобладает второй способ, что означает воспроизводство условий, порождающих дефицит оборотного капитала у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В данном контексте актуальным является положение, в соответствии с которым воспроизводство следует рассматривать как единый процесс воспроизводства материальных благ, воспроизводства рабочей силы, воспроизводства производственных отношений [3]. Применительно к современной ситуации в развитии АПК можно утверждать, что значительная масса сельхозтоваропроизводителей, вступая в экономические взаимоотношения с крупными смежными предприятиями, автоматически воспроизводит невыгодные для себя обменные отношения. Экономическая несвобода сельхозтоваропроизводителей маскируется переменой партнеров по рыночным трансакциям, иллюзией того, что можно
12
найти более выгодные каналы сбыта продукции и приобретения материально-технических ресурсов.
В связи с этим считаем, что простое воспроизводство означает помимо воспроизводства потребленных ресурсов еще и воспроизводство прежних экономических отношений. Частичное расширенное воспроизводство означает приращение ресурсов при сохранении прежних экономических отношений. Полное расширенное воспроизводство означает не только приращение ресурсов (количественное и качественное), но и совершенствование экономических отношений.
Суть данного направления государственного регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве основывается на понимании того, что совершенствование экономических отношений между хозяйствующими субъектами с различной рыночной властью невозможно без участия государства.
Второй способ создания нормальных условий для финансирования воспроизводства в сельском хозяйстве, предполагающий в основном бюджетную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохраняя статус-кво во взаимоотношениях между смежными предприятиями агропромышленного комплекса, позволяет в лучшем случае обеспечить частичное расширенное воспроизводство (только воспроизводство факторов производства). Первый способ при условии согласования народно-хозяйственных и частно-коммерческих целей в состоянии обеспечить полное расширенное воспроизводство, включая совершенствование экономичесих взаимотношений между смежными предприятиями. Несмотря на принципиальные различия, рассмотренные способы создания нормальных условий для финансирования воспроизводства в сельском хозяйстве не следует полностью противоставлять друг другу.
Основными инструментами государственного регулирования товарно-денежных отношений между смежными предприятиями АПК должны послужить: регулирование уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; управление контрактами на поставку сельскохозяйственной продукции. В современной институциональной среде хозяйствующие субъекты, представляющие негосударственный сектор экономики, вправе действовать на рынке по своему усмотрению, выбирая партнеров по транзакциям, назначая цену и определяя другие существенные условия сделки купли-продажи. Поэтому для привлечения хозяйствующих субъектов к участию в программе государственного регулирования товарно-денежных отношений необходимо использовать стимулирующие воздействия. В этих целях актуально государственное субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам, предоставляемым переработчикам сельскохозяйственной продукции.
Переход на регулируемые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливаемые по принципу «равная доходность нормативных затрат для смежных предприятий», приведет к повышению уровня закупочных цен и к соответствующему краткосрочному уменьшению доходов перерабатывающих предприятий. В долгосрочной перспективе, за счет увеличения выручки сельхозтоваропроизводителей и расширения сельскохозяйственного производства, можно ожидать увеличения поставок сельскохозяйственной продукции на переработку, что приведет к росту доходов переработчиков за счет роста масштаба деятельности. На
Международный сельскохозяйственный журнал
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
начальном этапе целесообразно субсидировать часть процентной ставки по кредитам и займам, предоставляемым переработчикам, являющимся участниками программы государственного регулирования товарно-денежных отношений.
Государственное субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам, предоставленным сельхозтоваропроизводителям, как инструмент государственной поддержки сельского хозяйства, должно потерять свое значение по мере вовлечения сельхозтоваропроизводителей и переработчиков в программу государственного регулирования товарно-денежных отношений. Участниками программы государственного регулирования товарно-денежных отношений следует считать те хозяйствующие субъекты (сельскохозяйственные товаропроизводители и переработчики сельскохозяйственной продукции), которые принимают устанавливаемые органами государственного управления в сфере развития АПК условия о порядке ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и заключения контрактов на поставку сельскохозяйственной продукции.
Принцип «равной доходности нормативных затрат для смежных предприятий» означает, что для определения уровня закупочной цены должна использоваться формула, вытекающая из равенства нормализованной рентабельности производства и переработки сельскохозяйственной продукции:
(1)
где Ц - закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию, руб./т; ЗСХ - нормативные затраты на производство сельскохозяйственной продукции (сырья), руб./т; ТСХ - продолжительность оборота оборотных активов при производстве сельскохозяйственной продукции, дней; В - выручка от продажи продукции, выработанной из 1 т сельскохозяйственного сырья (по ценам производства), руб.; ЗП - нормативные затраты на переработку сельскохозяйственной продукции (сырья), руб./т; ТП - продолжительность оборота оборотных активов при производстве сельскохозяйственной продукции, дней.
Отсюда формула регулируемой закупочной цены на сельскохозяйственную продукцию имеет вид:
Ц =
ЗпТпЗа. 3ПТСХ3СХ + зсхтсхв 3 Т +3 т
-"я-1 П т сх± сх
(2)
Если продолжительность оборота оборотных активов при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции примерно одна и та же, как, например, в молочно-продуктовом подкомплексе, то формула (2) упрощается и принимает следующий вид:
(3)
При отсутствии информации о нормативных затратах на производство сельскохозяйственной продукции и на ее переработку могут быть использованы средние показатели, рассчитанные по фактическим данным за последние 3 года. Применение регулируемых закупочных цен позволит участникам программы, имеющим уровень производственных затрат ниже нормативных или средних,
стабильно получать доходы сверх нормальной прибыли. Формула (2) обеспечивает привязку закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию к ценам производства (оптовым ценам) продуктов переработки, что позволяет синхронно регулировать воспроизводственный процесс в двух сферах АПК.
Управление контрактами предполагает координацию деятельности участников программы государственного регулирования товарно-денежных отношений по размещению и исполнению заказов на поставку сельскохозяйственной продукции. Для каждого переработчика сельскохозяйственной продукции, являющегося участником программы регулирования товарно-денежных отношений, из числа сельхозтоваропроизводителей, являющихся участниками этой программы, следует отобрать группу поставщиков сельскохозяйственной продукции, руководствуясь критерием «максимум прибыли». В условиях регулируемого ценнообразова-ния критерий «максимум прибыли» по совокупности перерабатывающих предприятий отвечает как народно-хозяйственным, так и частно-коммерческим интересам.
Литература
1. Аничин В.Л., Елфимов А.Д. Об использовании заемного капитала и субсидирования процентной ставки в АПК // Экономист. 2015. № 11. С. 92-93.
2. Аничин В.Л., Елфимов А.Д. Совершенствование регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве: монография. Белгород: Изд-во БелГАУ, 2015. 150 с.
3. Воспроизводство (экономика) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki / (дата обращения: 16.02.2016).
4. Гатаулин А.М., Светлов Н.М. Стоимость, равновесие и издержки в сельском хозяйстве. М.: ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2005. 284 с.
5. Загайтов И.Б., Терновых К.С., Камалян А.К. Основы аграрной теории. Изд. 2-е: учебное пособие. Воронеж: Истоки, 2004. 369 с.
6. Корнеев А.Ф., Капитонов А.А. Планирование государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика, труд и управление в сельском хозяйстве. 2011. № 3. С. 10-14.
7. Мазлоев В.З., Секреков В.Х. Обеспечение безубыточности участников агропромышленного объединения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 2. С. 42-45.
8. Павленко Н.Е. Экономический механизм эффективного развития сельского хозяйства: монография. Белгород: Белгородская областная типография, 2010. 512 с.
9. Родионова О.А. Воспроизводство и обменно-распредели-тельные отношения в сельскохозяйственных организациях // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2010. № 1. С. 24-27.
10. Kolesnikov A.V., Akupiyan O.S., Korneva M.A., Stebleva N.A. State support for sustainable development of rural areas // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2014. Т. 50. № 5. С. 33-42.
№ 2/ 2016