open q access
MODERN SCIENCE
open q access
УДК 351,81 © С.А. Жбанова, 2021
NIION: 2010-0082-5/21-007 DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.007
MOSURED: 77/27-006-2021-05-26
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Светлана Александровна Жбанова
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова svetlanasamotina@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены формы реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленные на предупреждение и профилактику дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время довольно остро стоят вопросы, касающиеся безопасности дорожного движения. Несмотря на предпринимаемые меры, ситуация, которая сложилась на дорогах Российской Федерации, далека от совершенства. В связи с этим обеспечение безопасности дорожного движения выходит на первый план и становится одной из первоочередных задач страны, имеющих общенациональное значение.
Ключевые слова: безопасность, транспорт, дорожное движение, аварийность, предупреждение, профилактика Для цитирования: Жбанова С.А. Основные направления совершенствования дорожной безопасности в условиях обеспечения национальной безопасности государства // Современная наука. 2021. № 5. С. 34-37. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.007.
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING ROAD SAFETY IN THE CONDITIONS OF ENSURING
THE NATIONAL SECURITY OF THE STATE
Svetlana A. Zhbanova
Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov svetlanasamotina@mail.ru
Abstract. The article considers the forms of implementation of the state policy in the field of road safety aimed at the prevention and prevention of road accidents. Currently, there are quite acute issues related to road safety. The situation that has developed on the roads of the Russian Federation is far from perfect, despite the measures taken. In this regard, ensuring road safety comes to the fore and becomes one of the priority tasks of the country, which is of national importance.
Keywords: safety, transport, road traffic, accident rate, prevention, prevention
For quotation: Zhbanova S.A. The main directions of improving road safety in the context of ensuring the national security of the state // Modern Science. 2021. No. 5. P. 34-37. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.007.
Современное государство развивается в условиях множества противоречий общественно-политического, экономического, исторического характера. Российская Федерация не является исключением ввиду своего уникального географического положения, наличия огромного запаса природных ресурсов, проживания на территории многонационального населения.
Государство гарантирует обеспечение и защиту прав граждан, в связи с чем обеспечение национальной безопасности государства является особенно важным элементом государственной политики.
Национальная безопасность в Российской Федерации понимается как защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая реализацию конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
При этом стоит обратить внимание на то, что национальная безопасность включает в себя и транспортную безопасность, ввиду чего обеспечение безопасности дорожного движения следует рассматривать в контексте национальной безопасности.
Безопасность дорожного движения обеспечивается государством с помощью правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение надлежащего соблюдения и исполнения правовых установлений в сфере дорожного движения, а также на оказание непосредственного управленческого воз-
действия на процесс движения автотранспортных средств.
В целом безопасность дорожного движения рассматривают как систему состояний, свойств, условий и элементов дорожного движения, которые урегулированы нормами права, направленными на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которые могут возникать в процессе дорожного движения [1].
Любой вид безопасности обеспечивается исходя из связи с отношениями, которые возникают в сфере осуществления государственной власти. При исследовании необходимо использовать аппарат общей теории управления, который разрабатывает исходные положения, призванные выявлять специфику управления по конкретным сферам жизнедеятельности общества.
Безопасность и ее обеспечение взаимообусловлены, их сосуществование является образцом сохранения стабильного состояния дорожного движения. Минимизация отрицательных последствий аварийности на дорогах является целью государственных и общественных институтов власти. При осуществлении мероприятий по безопасности дорожного движения защищенность населения от опасностей и угроз, способных нанести существенный вред жизни и здоровью человека, а также его жизненно важным интересам, находится в приоритете.
Одной из форм реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения является предупреждение и про-
open , access
филактика дорожно-транспортных происшествий. При этом предупреждение заключается не только в пресечении причин возникновения ДТП и тяжести их последствий, но и в снижении влияния различных факторов, которые могут поспособствовать их возникновению.
Стоит обратить внимание на то, что на нарушение безопасности на дорогах может оказать серьезное влияние низкая дорожно-транспортная дисциплина всех участников дорожного движения. В целях недопущения повышения аварийности на дорогах государство устанавливает особый режим безопасности дорожного движения, в частности, административно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое регулирование нарушений правил дорожного движения. Также обеспечению безопасности содействует механизм неотвратимости ответственности за содеянное.
Таким образом, безопасность дорожного движения представляет собой важную составляющую национальной безопасности государства, при этом являясь неотъемлемой частью современного общества, в котором автомобиль перестал быть роскошью и стал лишь средством передвижения, позволяющим экономить время, а в некоторых случаях и деньги. Обеспечение безопасности дорожного движения в контексте обеспечения национальной безопасности представляет собой основную и целенаправленную деятельность государственных и муниципальных органов по реализации мероприятий, направленных на достижение состояния защищенности участников дорожного движения, которое влечет за собой защищенность государства в целом.
Как отмечено выше, обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой довольно трудоемкий и сложный процесс, который осуществляется большим количеством субъектов. Однако для того, чтобы рассматриваемая деятельность была эффективной и результативной, необходимо использовать различные методы и способы, позволяющие наиболее рационально организовать дорожное движение во избежание неблагоприятных последствий.
Методы обеспечения безопасности дорожного движения зависят от множества факторов, например, от условий транспортных перевозок (перевозка людей, крупногабаритных грузов и т.д.), от мест осуществления дорожного движения, от количества участников движения и т.д.
Необходимо обратить внимание на правовые методы обеспечения безопасности дорожного движения, которые следует считать основными, так как на основании нормативных правовых актов может быть установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения, а при соблюдении существующих правовых норм всеми участниками дорожного движения на дорогах будет сохраняться более спокойная и безопасная обстановка.
В качестве правовых методов обеспечения дорожной безопасности рассматривают:
• разработку и внедрение механизма по установлению конкретных задач для субъектов Российской Федерации, направленных на снижение уров-
openQ access
ня аварийности, и введение ответственности за их неисполнение;
• внедрение комплекса научно-практических разработок, направленных на определение основополагающих исследовательских методов по поддержанию принятых решений и управлению в сфере безопасности дорожного движения с учетом особенностей федерального, регионального и местного уровней, а также формирование механизмов комплексной оценки эффективности и результативности текущих программных продуктов;
• разработка перспективных форм привлечения внебюджетных средств в наиболее приоритетные проекты, связанные с обеспечением безопасности на дорогах, а также развитие государственного и частного партнерства, создание эффективных саморегулируемых организаций и наиболее привлекательных методов аутсорсинга в сфере обеспечения безопасности на дорогах [2].
Основным методом в настоящее время является пропаганда безопасности дорожного движения.
Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации М.Ю. Черников в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что исключительно усилением административной ответственности решить эту проблему невозможно: «Печатные и электронные СМИ, реклама, телевидение, соответствующие сайты и блоги в Интернете, направленность в работе общественных организаций - все должно работать на изменение поведения человека в дорожном движении, формирование негативного отношения общества к нетрезвым водителям».
В научных исследованиях предлагается комплекс методов, которые позволят обеспечить безопасность на автомобильных дорогах при перевозке негабаритных и тяжелых грузов. Данный вид перевозок - довольно сложный процесс, при котором к соблюдению безопасности дорожного движения предъявляются особые требования. Следует обратить внимание на то, что несоблюдение водителями при перевозке таких грузов установленных требований может стать причиной возникновения различного вида дорожно-транспортных происшествий.
Одним из методов обеспечения безопасности в данном случае (данный метод может быть применен не только при перевозке грузов, но и при осуществлении обычного автомобильного движения) является техническое состояние транспорта. При перевозке грузов требуется следить за качеством транспортных средств, нередко неудовлетворительное состояние автомобиля приводит к поломкам, которые могут стать причиной более серьезных последствий.
В качестве еще одного метода следует указать профессиональный опыт водителя. Водитель, осуществляющий перевозки, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж, а также курсы вождения в экстремальных ситуациях. Повторное обучение рекомендуется проходить 1 раз в 2 года, медицинский осмотр - 1 раз в год, а также перед
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
open j) access
каждым рейсом делать отметки о состоянии здоровья [3].
Следует обратить внимание и на существование в Российской Федерации административных и уголовных мер ответственности за нарушение правил дорожного движения. Данные меры имеют предупредительное воздействие на участников дорожного движения и направлены на обеспечение безопасности на дорогах.
Таким образом, в Российской Федерации существует комплекс методов и способов, воздействующих на правосознание участников движения и способствующих обеспечению безопасности дорожного движения.
Существующие методы и способы обеспечения безопасности дорожного движения, а также система субъектов, осуществляющих деятельность по ее обеспечению, в определенной степени являются действенными: сокращается количество дорожно-транспортных происшествий, снижается смертность в результате ДТП. Однако необходимо принимать дополнительные меры по совершенствованию существующих методов, чтобы их эффективность и результативность со временем не снижалась.
В целях совершенствования безопасности дорожного движения принята Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 гг. (далее - Стратегия). Данный нормативный документ является основой планирования при реализации политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивает целостный (системный) подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма. В Стратегии учитываются предложения различных государственных органов, научных и образовательных организаций, общественных организаций, которые послужат основой для внесения изменений в нормативные акты в целях совершенствования деятельности субъектов обеспечения дорожной безопасности.
Некоторыми исследователями предлагается внедрение современных методов организации дорожного движения, в частности элементов искусственного интеллекта. Также сюда можно отнести развитие систем видеонаблюдения и камер, фиксирующих правонарушения.
Еще одно предложение - введение обязательного использования водителями светоотражающей одежды в случае вынужденной остановки в темное время суток. Данное предложение в настоящее время регламентируется Правилами дорожного движения Российской Федерации, которые предусматривают обязательное наличие жилета или жилета-накидки у водителя при остановке в темное время суток, а также у пешеходов при переходе дороги вне населенных пунктов (в населенных пунктах наличие световозвращающих элементов рекомендовано). Беспрекословное соблюдение данных требований должно обеспечить сокращение дорожно-транспортных происшествий в темное время суток.
В целях совершенствования дорожной безопасности требуется реформирование системы обуче-
openQ access
ния водителей, более качественные подготовка водителей и прием экзаменов, повышенный контроль за техническим состоянием автомобилей (с обязательной фото- и видеофиксацией технического осмотра), усиление борьбы с вождением автомобиля в нетрезвом состоянии [4].
Эффективность и результативность обеспечения безопасности дорожного движения может быть повышена путем интенсивного развития информационных систем различного назначения, в том числе информационного обеспечения Госавтоинспекции.
Также предлагается создать в России единственный государственный орган (в ранге министерства), который занимался бы вопросами безопасности дорожного движения, а также дорожно-транспортную систему как единый механизм, в котором различные компоненты являются частями целого и воздействуют друг на друга; установить повсеместно фоторадары; ввести штрафные санкции за превышение скорости менее 20 км/ч; повысить культуру вождения путем пропаганды безопасности дорожного движения.
Следует отметить, что значение безопасности дорожного движения довольно велико для обеспечения качества и уровня жизни населения, успеха демографической политики государства и охраны жизни и здоровья граждан. Сложившаяся ситуация с высокой аварийностью на дорогах подчеркивает важность и специфичность деятельности по обеспечению безопасности движения.
Транспортная безопасность является одной из важных составляющих национальной безопасности Российской Федерации, в связи с чем безопасность дорожного движения в данном контексте - значимый аспект государственной политики.
Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как целенаправленная, системная, межведомственная деятельность по реализации органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, направленных на достижение состояния защищенности участников дорожного движения от рисков возникновения ДТП и их последствий.
В Российской Федерации существует определенная система субъектов, которые осуществляют деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. Помимо государственных органов участвовать в данной деятельности могут и обычные граждане. Обеспечить наибольшую безопасность возможно только совместными усилиями.
Безопасность на дорогах обеспечивается совокупностью методов и способов, с помощью которых на участников дорожного движения оказывается воздействие информационного и правового характера. Наиболее строгими являются административные и уголовные методы обеспечения безопасности. Административные и уголовные наказания применяются в случае нарушения ПДД РФ и имеют довольно сильный предупредительный эффект.
MODERN SCIENCE
open q access
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
open q access
В целях повышения эффективности и результативности обеспечения безопасности дорожного движения необходимо совершенствовать существующие методы и способы, адаптируя их под современные реалии. Учитывая активное развитие информационных технологий, следует предоставить органам, ответственным за безопасность дорожного движения, современную аппаратуру и программное обеспечение для более рационального использования ресурсов.
Список источников:
1. Клыков Д.А., Вдовиченко В.В. К вопросу о понятии организации дорожного движения и обеспечении его безопасности в современной науке // Поколение будущего: взгляд молодых ученых. Сборник научных статей 4-й международной молодежной научной конференции: в 3 томах. 2016. С. 41-44.
2. Егоров Г. Г. Системный подход и юридические формы обеспечения безопасности дорожного движения в России // Правовая парадигма. 2018. Том 17. № 3. С. 28-34.
3. Ручко К.А., Проценко М.С., Карпов А.С., Красников С.С. Методы обеспечения безопасности дорожного движения при перевозках негабаритных и
тяжелых грузов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-4. С. 112-114.
4. Матросова Л.Д. Основные направления совершенствования информационного обеспечения Госавтоинспекции // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2020. №1. С. 280-288.
References:
1. Klykov D.A., Vdovichenko V.V. On the concept of traffic management and ensuring its safety in modern science // Generation of the future: the view of young scientists. Collection of scientific articles of the 4th international youth scientific conference: in 3 volumes.
2016. P. 41-44.
2. Egorov G.G. Systemic approach and legal forms of ensuring road safety in Russia // Legal paradigm. 2018. Volume 17. № 3. P. 28-34.
3. Ruchko K.A., Protsenko M.S., Karpov A.S., Krasnikov S.S. Methods of ensuring road safety in the transportation of oversized and heavy goods // Modern trends in the development of science and technology.
2017. № 3-4. P. 112-114.
4. Matrosova L.D. The main directions of improving the information support of the traffic police // Management of road safety activities: state, problems, ways of improvement. 2020. № 1. P. 280-288.
Информация об авторе
С.А. Жбанова - старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат экономических наук Контакты: ул. Игнатова, д. 2, Орел, Россия, 302027
Information about the author
S.A. Zhbanova - Senior lecturer at the Department of Organization of the Traffic Police of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, candidate of economic sciences Contacts: ul. Ignatova, d 2, Orel, Russia, 302027