OPEN ACCESS — _ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ --OPEN Q ACCESS
УДК 351,81 DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.008
ББК 67.99(2) 116.1 © С.А. Жбанова, 2021
Научная специальность 12.00.14 - Административное право; административный процесс
ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Светлана Александровна Жбанова,
старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД, Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат экономических наук
Контакты: ул. Игнатова, д. 2, Орел, Россия, 302027 E-mail: [email protected] Тел. 8(953)6218788
Аннотация. В статье проведен комплексный анализ применения в деятельности подразделений Госавтоинспекции современных технологий, а именно средств автоматической фотовидеофиксации административных правонарушений. В работе исследуются правоотношения, явления и процессы, складывающиеся при осуществлении государственной функции по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: автоматическая фотовидеофиксация, дорожно- транспортное происшествие, видеозапись, улично-дорожная сеть, нарушение, наказание
PROBLEMS OF PRACTICAL APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF TRAFFIC SURVEILLANCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Svetlana A. Zhbanova,
senior lecturer of the department of organization of the traffic safety inspectorate, Oryol law institute of the Ministry of Internal Affairs
of Russia named after V.V. Lukyanova, candidate of economic sciences Contacts: ul. Ignatova, d. 2, Orel, Russia, 302027
Abstract. As a result of the study of normative legal acts, scientific literature, the author conducts a comprehensive analysis of the use of modern technologies in the activities of State Traffic Police departments, namely, means of automatic photo and video recording of administrative offenses. The paper examines the legal relations, phenomena and processes that develop in the implementation of the state function of monitoring the compliance of road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety.
Keywords: automatic photo-video recording, traffic accident, video recording, road network, violation, punishment
Для цитирования: Жбанова С.А. Проблемы практического применения современных технологий при осуществлении надзора за дорожным движением и перспективы развития. // Современная наука. 2021;(3):45 - 49.
Состояние безопасности дорожного движения с каждым годом улучшается, постепенно достигаются поставленные Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы цели. Данный документ был принят в целях планомерного снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и привидения этого показателя к нулевым значениям.
Неслучайно Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России, говоря о важнейших направлениях работы, в первую очередь упомянул об обеспечении безопасности на дорогах страны. Президент акцентировал внимание на обустройстве дорожной инфраструктуры, активном и содержательном участии в реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги».
Одним из способов достижения указанных целей является использование в деятельности подразделений Госавтоинспекции современных технологий. Различные базы данных, методы, а также средства криминалистических исследований, широкое использование связи - все это применяется ОВД ежедневно. Не становятся исключением подразделения Госавтоинспекции.
Обязанность полиции использовать в своей деятельности достижения науки и техники закреплена в ст. 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции»). Также в ФЗ «О полиции» указано, что полиция использует технические средства для фиксации обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также
OPEN, ACCESS
действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
Одной из важнейших функций Госавтоинспекции является контроль и надзор за дорожным движением. Связано это, в первую очередь, с пресечением правонарушений и дорожно-транспортных происшествий.
Контроль может осуществляться самими сотрудниками Госавтоинспекции, а также при помощи средств автоматической фотовидеофиксации административных правонарушений.
Одной из административных процедур, осуществляемых сотрудниками ДПС, является надзор за дорожным движением при помощи технических средств. Основанием для осуществления надзора с использованием средств автоматической фиксации является решение руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне, руководителя подразделения ДПС, руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне о порядке несения службы сотрудником. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением в обязательном порядке должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
Расширение возможностей технических средств закономерно приводит к интеграции их в общественную жизнь, в том числе и с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Применению технических средств предшествует правовое регулирование данного процесса. Так, в Российской Федерации был разработан и введен в действие ГОСТ Р 57145-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения. В данном нормативном правовом акте регламентируются общие правила установки специальных средств контроля, а именно размещение средств таким образом, чтобы отсутствовали общие зоны контроля, если технические средства
OPEN ^ACCESS
ведут фиксацию одних и тех же правонарушений; требование об установке таблички 8.23 "Фотови-деофиксация" перед зоной контроля. Однако последнее требование относится только к участкам, где контроль производится с использованием стационарных камер. С 1 марта 2021 года постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2441 «О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» был введен новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация», обозначающий места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств с функцией фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. В населенных пунктах он должен применяться совместно со знаками 5.23.1 и 5.23.2 и 5.25 («Начало населенного пункта»), вне населенных пунктов - устанавливаться в 150-300 м от зоны контроля стационарных или передвижных видеокамер. При необходимости знак 6.22 может применяться с табличками 8.1.1, 8.1.3 и 8.1.4 «Расстояние до объекта». Знак 8.23 "Фотовидеофиксация" постепенно выводится из оборота и перестанет действовать с 1 сентября 2021 года [1].
Средства автоматического контроля относятся к средствам организации дорожного движения, соответственно, одним из требований к их установке является указание мест их размещении в проектной документации улично-дорожной сети [2]. При внесении указанной информации в проектную документацию проверяются иные требования к размещению технических средств.
Технические средства в результате развития технологий заметно расширили свои возможности и способы контроля и надзора за дорожным движением, для правильной и полной классификации был введен ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования." Указанный ГОСТ среди прочего устанавливает технические требования к применяемым техническим средствам. Обусловлено это необходимой за-
LEGAL SCIENCES
»3
OPEN ACCESS
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ȉ
OPEN ACCESS
щитои граждан от неправомерного привлечения к административной ответственности в результате какого-либо сбоя в работе или защиты от некорректной работы технического устройства. Так, ГОСТ Р 57144-2016 вводит обязательные требования к круглосуточной и всепогодной работе технических средств, допустимой погрешности измеряемой скорости, определение средствами автоматического контроля государственных регистрационных знаков не менее четырех иностранных государств и т.д. Также в ГОСТе указывается классификация всех технических средств по контролю и надзору за дорожным движением.
Пункт 4 ст. 11 ФЗ «О полиции» гласит, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных. Данное положение активно применяется в повседневной жизни и существенно помогает в обеспечении общественной безопасности и правопорядка.
Контроль и надзор за дорожным движением неразрывно связан с выявлением административных правонарушений и, как следствие, с рассмотрением административных материалов. При выявлении правонарушения автоматическими техническими средствами определить лицо, его совершившее, не предоставляется возможным. Так, законодатель определил, что ответственность несут владельцы транспортных средств, но подобная норма порождает проблему привлечения к ответственности невиновных граждан.
Кроме того, имеется официальное толкование правоприменительной практики по данному вопросу. Одно из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определяет собственника транспортного средства в качестве субъекта ответственности в случае фиксации нарушения ПДД средством автоматического контроля за дорожным движением.
Непосредственный контроль и надзор за безопасностью дорожного движения регламентируется федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами МВД России. Расширение автоматического контроля и надзора за дорожным движением ведет к улучшению показателей аварийности, постепенно уменьшая количество происшествий.
На территории Российской Федерации применение специальных технических средств ведется с 2008 года. Благодаря этой работе появилась возможность выявлять не только нарушения скоростного режима, но и нарушения правил парковки транспортных средств, повысилась дисциплинированность участников движения, сократилась нагрузка на сотрудников подразделений ГИБДД, исключены коррупционные проявления в данной среде.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП РФ внесены поправки, устанавливающие возможность фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это послужило причиной создания в системе МВД новых подразделений ГИБДД, центров (групп) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
Контроль и надзор за дорожным движением с применением технологий не ограничивается системами автоматической фотовидеофиксации административных правонарушений. В качестве испытаний на дорогах России происходит применение беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). Использование БПЛА обеспечивает помощь в выполнении поставленных задач по поиску и выявлению угнанных автомобилей, обнаружению нарушителей правил дорожного движения (далее - ПДД) и контролю за состоянием движения. На вооружении ряда подразделений ГИБДД стоят разработки БПЛА отечественных брендов «Зала», «Орлан», «Элерон-10».
Эти комплексы имеют возможность идентифицировать государственные регистрационные знаки
OPEN ACCESS
с воздуха и при необходимости объявить автомобиль в розыск. Полученные данные о местонахождении, скорости и направлении движения в режиме реального времени устройство передает оператору БПЛА, что существенно сокращает время на поиск транспортного средства.
Целесообразно обозначить основные функции БПЛА в обеспечении безопасности дорожного движения:
• моментальное выявление и идентификация нарушителей правил дорожного движения независимо от времени суток;
• незамедлительный поиск и преследование участников ДТП в случае попытки скрыться с места происшествия;
• наблюдение и отслеживание на труднодоступных участках местности разыскиваемых и недавно угнанных автомобилей в режиме реального времени;
• выявление автотранспорта, незаконно припаркованного в местах, где парковка запрещена в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации;
• контроль за ситуацией на отрезках автодорог, где установка стационарных систем наблюдения технически невозможна.
В отличие от предыдущей группы технических средств, БПЛА не могут полностью заменить сотрудников Госавтоинспекции. Летательные аппараты позволяют улучшить качество работы сотрудника и осуществлять контроль за дорожным движением более продуктивно. По данным МВД России, сотрудники ГИБДД на аварийно-опасных участках в ходе рейдов с применением БПЛА ежедневно выявляют значительное количество грубых нарушений ПДД как в дневное, так и в ночное время [3].
Технические возможности БПЛА позволяют своевременно обнаружить, зафиксировать нарушение ПДД и передать информацию ближайшему экипажу ДПС для пресечения совершения административно наказуемого деяния, что в конечном итоге обеспечивает пресечение аварийно-опасных нарушений, представляющих угрозу безопасности движения.
Немаловажной функцией БПЛА выступает мониторинг потока автотранспорта. В связи с возрастанием количества транспортных средств примене-
OPEN£ ACCESS
ние беспилотных технологий для контроля и анализа дорожной обстановки становится эффективнее, надежнее и безопаснее, чем несение дорожно-па-трульной службы.
Можно сделать вывод, что применение беспилотных летательных аппаратов с целью контроля и надзора за дорожным движением ведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий. Повышается мобильность и скорость выполнения сотрудниками ДПС поставленных задач, оперативность прибытия на место происшествия делает БПЛА надежным и незаменимым помощником для сотрудников ДПС при несении дорожно-патрульной службы [6].
Системы автоматической фотовидеофиксации административных правонарушений под управлением ЦАФАП ГИБДД субъектов Российской Федерации играют большую роль в предупреждении административных правонарушений и ДТП, способствуют повышению уровня правосознательности и дорожно-транспортной дисциплины граждан.
Внедрение сложных технических устройств непременно сопряжено с рядом проблем, связанных не только с программным обеспечением, но и с правовой составляющей использования современных технологий при осуществлении контроля и надзора за дорожным движением.
К проблемам технического характера можно отнести невозможность идентификации автомобиля-нарушителя ПДД:
• отсутствие возможности распознавания силь-нозагрязненных государственных регистрационных знаков в плохих погодных условиях (туман, дождь, снег) или намеренно загрязненных номерных знаков;
• управление автомобилем без установленных государственных регистрационных знаков или установка их с нарушением.
Вследствие указанных недостатков вероятность обнаружения автомобиля, нарушившего скоростной режим, существенно снижается.
Решению подобных проблем может способствовать внедрение специальных технических средств в виде специальных чипов, которые будут считывать-ся техническими средствами организации дорожного движения в целом, и средств автоматической фотовидеофиксации административных правонару-
LEGAL SCIENCES
OPEN^ ACCESS
шений в частности. Применение подобных радиометок позволит полностью решить первую указанную проблему. Подобное решение может быть применено в новом типе государственных регистрационных знаков или при помощи расширения функционала систем «Глонасс» [3].
В настоящее время существует проблема нарушения установки стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации административных правонарушений их владельцами. Также отсутствует четкий механизм регламентации выбора мест установки технических средств, нормы носят рекомендательный характер.
Некоторые водители транспортных средств прибегают к установке на свои автомобили различных приспособлений, которые делают невозможной идентификацию государственного номерного знака. Данная проблема была предусмотрена законодателем и регламентирована следующими положениями законодательства.
При установке устройств, ограничивающих возможность считывания, в нарушение требования п. 5 приложения к ГОСТ Р 50577-2018. «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования (с Изменениями N 1-3)» сотрудник ГИБДД правомерно составляет протокол по ст. 12.2 КоАП РФ.
В то же время в законодательстве имеется существенный пробел - не регламентирован момент с установкой над пластиной госномера дополнительных элементов транспортного средства, которые позволяют скрыть номер от средств автоматического контроля за дорожным движением.
Разумеется, единственным способом пресечения подобных правонарушений является непосредственный контроль и надзор за дорожным движением сотрудниками дорожно-патрульной службы.
OPEN^ ACCESS
Только инспекторы ДПС могут своевременно выявить, пресечь и привлечь к ответственности виновное лицо, тем самым обеспечив безопасность остальных участников дорожного движения.
Одна из проблем возникла из-за несоответствия требованиям при введении в эксплуатацию комплексов, имеющих возможность автоматической проверки наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности, и отсутствия таких данных в базе или задержки ввода информации о заключении договора страхования с владельцем транспортного средства.
Решение указанных проблем должно происходить по двум направлениям: улучшение технической и программной составляющей технических средств и совершенствование законодательства в области их применения с целью контроля и надзора за дорожным движением. Регламентация процесса установки и эксплуатации специальных технических средств контроля и надзора, расширение перечня доступных государственных услуг, оказываемых по средствам официальных порталов Госавтоинспекции или Государственных услуг.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2441 «О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
2. п. 4.3 ГОСТ Р 57145-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения.
3. Керимов М.А., Сафиуллин Р.Н. Средства фотовидеофиксации нарушений ПДД: нормативное регулирование и практика применения. - М: «Ди-рект-Медиа», 2016. 171 с.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ