УДК 351.74 ББК 67.99(2)116.1
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10254
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Светлана Александровна ЖБАНОВА, старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат экономических наук E-mail: svetlanasamotina@mail.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. Автором статьи была исследована государственная политика в области обеспечения безопасности в сфере дорожного движения. Особое внимание было уделено распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № l-р, которым утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы.
Ключевые слова: обеспечение безопасности, дорожное движение, дорожно-транспортные происшествия, ответственность, наказание, государственная политика.
Annotation. The author of the article investigated state policy in the field of ensuring safety in the field of road traffic. Particular attention was paid to the order of the Government of the Russian Federation of January 8, 2018 № 1-p, which approved the Road Safety Strategy for the Russian Federation for 2018 — 2024.
Keywords: security, traffic, road accidents, responsibility, punishment, state policy.
Рецензент — С.Н. Котарев. доцент кафедры обеспечения безопасности на объектах транспорта Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина,
кандидат юридических наук, доцент
Обеспечение безопасности в сфере дорожного движения, на наш взгляд, необходимо рассматривать в контексте двух компонентов, а именно, непосредственно безопасность дорожного движения и правовая основа данной группы общественных отношений. Проблема безопасности дорожного движения в общем контексте приобрела особую остроту в последние годы и привлекает пристальное внимание как высшего руководства страны, так и гражданского общества в целом1. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны ставит новые задачи в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Для исправления сложившейся на сегодняшний день ситуации в области дорожного движения, в целях неотвратимости административных наказаний за злостные и систематические нарушения Правил дорожного движения (далее —
ПДД), результатом которых является гибель людей, требуется принятие решительных, даже радикальных, законодательных мер2.
Хотелось бы отметить, что такие инициативы, как введение залога за транспортное средство, задержанное при управлении водителем в состоянии опьянения, установление ответственности за систематическое нарушение ПДД, а также за опасное вождение, безусловно, будут способствовать укреплению порядка на дорогах.
Постановление Правительства от 30 мая 2016 г. № 477 вводит в Правила дорожного движения понятие «опасное вождение», однако до настоящего момента административная ответственность за данное нарушение так и не предусмотрена. С учетом того, что агрессивное вождение во многих случаях является причиной дорожных происшествий, травмирования и гибели людей, причем как владельцев автотранспорта, так и
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
случайных пешеходов, необходимо максимально ужесточить санкцию данной статьи, в том числе с применением такой меры обеспечения, как лишение права управления.
Считаю целесообразным, также введение административной ответственности за систематические нарушения Правил дорожного движения, установив предельный балл и соответствующие баллы для отдельных видов правонарушений в области дорожного движения исходя из характера причиняемого вреда и степени тяжести последствий.
Предлагаемые изменения позволят сотрудникам полиции, осуществляющим государственные функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного, реализовать в полной мере принцип неотвратимости административных наказаний, а также минимизировать риски создания аварийных ситуаций на дорогах и, как следствие, избежать дорожно-транспортного травматизма.
Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны. Данный факт нашел отражение и в распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р, которым утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы.
Стратегия разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания президиума Госсовета, и составит основу государственной политики по повышению безопасности дорожного движения на среднесрочный период планирования. При ее подготовке были учтены положения стратегических документов в области национальной, экономической, общественной, транспортной безопасности, внешней, миграционной политики, а также социально-экономического развития.
Данной Стратегией предусмотрена реализация комплекса мероприятий по шести ключевым направлениям. Речь идет о формировании культуры поведения участников дорожного движения и повышении уровня правосознания. Особое внимание в ней уделено защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения — детей и пешехо-
дов, а также развитию системы оказания помощи пострадавшим.
Необходимость принятия Стратегии подкрепляется аналитически обоснованными выводами о том, что прогнозные значения основных показателей аварийности могут иметь тенденцию к росту, если не будет разработан и реализован системный комплекс мер, направленный на предотвращение негативных трендов.
Принятая Стратегия ставит задачу создать рамочную основу для организации системной работы по повышению безопасности дорожного движения.
В период с 2018 по 2020 гг. будет наращиваться соответствующий потенциал в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы.
С 2021 по 2024 гг. предполагается реализация комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения.
Принятие Стратегии и ее реализация совместно с федеральной целевой программой позволят сохранить тенденцию к сокращению дорожно-транспортного травматизма.
Таким образом, вопросы обеспечения дорожной безопасности в стране сохраняют высокую социальную значимость и по-прежнему находятся в центре внимания органов государственной власти и общества.
Мы можем отметить, что нормотворческая деятельность в области обеспечения дорожного движения в Российской Федерации — это целый комплекс мер, направленный на организацию эффективной работы по снижению дорожно- транспортного травматизма. В течение последнего десятилетия работа по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществляется на программно-целевой основе.
Отмечается необходимость дальнейшего развития программного подхода и межведомственного взаимодействия в сфере повышения дорожной безопасности, а также продолжения скоординированной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по снижению ущерба, наносимого государству и обществу последствиями дорожных аварий.
1 Антонов С.Н. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения: проблемы нормативного правового регулирования // Административное право и процесс. 2017. № 1. С. 25—30.
2 Молчанов П.В. Актуальные проблемы административной политики в области дорожного движения (по результатам социологических исследований) // Административное право и процесс. 2017. № 11. С. 25—29.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018