Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система подготовки кадров / порядок отбора кандидатов / пожарно-спасательные подразделения / уровень образования / профессиональная ориентация / функции и структура ГУ МЧС России / совершенствование системы профессиональной подготовки / system of personnel training / procedure for selecting candidates / fire and rescue units / level of education / professional orientation / functions and structure of EMERCOM of Russia / improving the system of professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Баскаков, Р.Н. Серых

В статье рассмотрена проблема необходимости применения системы отбора кандидатов для прохождения службы в пожарно-спасательных подразделениях МЧС России. Авторами осуществлен краткий обзор структуры и системы подготовки кадров на основании нормативных актов. В статье уделено особое внимание основным функциям Главного управления МЧС России в области подготовки специалистов. Рассмотрен и дан краткий анализ термина «профессиональная ориентация». В статье значительное внимание уделено организации направлений по профессиональной ориентации кандидатов со стороны практических работников пожарной охраны. На основании проведенного анализа авторами указана необходимость и значимость мероприятий профессионального ориентирования выпускников школ. В качестве рекомендаций подготовлены предложения по направлениям совершенствования системы отбора кандидатов для пожарно-спасательной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Баскаков, Р.Н. Серых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CANDIDATES FOR FIRE AND RESCUE UNITS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

The article deals with the problem of the need to apply the system of selection of candidates for service in the fire and rescue units of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The authors provide a brief overview of the structure and system of personnel training on the basis of normative acts. The article pays special attention to the main functions of the Main Department of the EMERCOM of Russia in the field of training specialists. A brief analysis of the term “professional orientation” is considered and given. In the article, considerable attention is paid to the organization of directions for professional orientation of candidates on the part of practical fire protection workers. Based on the analysis, the authors indicate the necessity and importance of professional orientation activities for school graduates. As recommendations, proposals have been prepared for improving the system of selecting candidates for the fire and rescue service.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ»

УДК 378.14

Baskakov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior research associate, State Fire Academy of EMERCOM of Russia (Moscow, Russia),

E-mail: sv-baskakov@yandex.ru

Serykh R.N., Head of 21 PSCH 1PSO FPS GPS of the Main Department of the EMERCOM of Russia for Voronezh Region; MA student,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia (Moscow, Russia), E-mail: serykhroman@mail.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CANDIDATES FOR FIRE AND RESCUE UNITS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA. The article deals with the problem of the need to apply the system of selection of candidates for service in the fire and rescue units of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The authors provide a brief overview of the structure and system of personnel training on the basis of normative acts. The article pays special attention to the main functions of the Main Department of the EMERCOM of Russia in the field of training specialists. A brief analysis of the term "professional orientation" is considered and given. In the article, considerable attention is paid to the organization of directions for professional orientation of candidates on the part of practical fire protection workers. Based on the analysis, the authors indicate the necessity and importance of professional orientation activities for school graduates. As recommendations, proposals have been prepared for improving the system of selecting candidates for the fire and rescue service.

Key words: system of personnel training, procedure for selecting candidates, fire and rescue units, level of education, professional orientation, functions and structure of EMERCOM of Russia, improving the system of professional training.

С.В. Баскаков, канд. пед. наук, ст. науч. сотр., Академия государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва,

Е-mail: sv-baskakov@yandex.ru

Р.Н. Серых, нач. 21ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Воронежской области, магистрант, Академия государственной

противопожарной службыi МЧС России, г. Москва, Е-mail: serykhroman@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАНДИДАТОВ

ДЛЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ

В статье рассмотрена проблема необходимости применения системы отбора кандидатов для прохождения службы в пожарно-спасательных подразделениях МЧС России. Авторами осуществлен краткий обзор структуры и системы подготовки кадров на основании нормативных актов. В статье уделено особое внимание основным функциям Главного управления МЧС России в области подготовки специалистов. Рассмотрен и дан краткий анализ термина «профессиональная ориентация». В статье значительное внимание уделено организации направлений по профессиональной ориентации кандидатов со стороны практических работников пожарной охраны. На основании проведенного анализа авторами указана необходимость и значимость мероприятий профессионального ориентирования выпускников школ. В качестве рекомендаций подготовлены предложения по направлениям совершенствования системы отбора кандидатов для пожарно-спасательной службы.

Ключевые слова: система подготовки кадров, порядок отбора кандидатов, пожарно-спасательные подразделения, уровень образования, профессиональная ориентация, функции и структура ГУ МЧС России, совершенствование системы профессиональной подготовки.

Подбор кандидатов для прохождения службы в подразделениях федеральной противопожарной службы ГПС МЧС России и обучения в образовательных организациях МЧС России осуществляется сотрудниками кадровых аппаратов подразделений и учреждений территориальных органов МЧС России. Значимость данных мероприятий регулярно становится всё более необходимой. В условиях постоянного совершенствования технических средств, применяемых в пожарной охране, это направление приобретает особое значение, поскольку от степени подготовленности личного состава зависит качество выполняемых функций, возложенных на пожарно-спасательные подразделения.

Уровень образования для соответствующих должностей пожарно-спаса-тельных формирований весьма различен. Так, для должностей рядового и младшего начальствующего состава достаточно среднего общего или среднего профессионального образования.

Для замещения должностей среднего и старшего начальствующего состава необходимо наличие такого уровня профессионального образования, как высшее, причем профильной направленности.

Система подготовки кадров для подразделений МЧС России включает в себя 6 образовательных организаций высшего образования и 21 учебный центр федеральной противопожарной службы как организации дополнительного профессионального образования, в которых осуществляется обучение как вновь поступающих, так и действующих сотрудников и работников государственной противопожарной службы.

Актуальность подготовки специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, вооруженных необходимыми знаниями, для пожарно-спасатель-ных подразделений МЧС России ощущается постоянно.

Профессиональная деятельность сотрудников пожарной охраны сопряжена с постоянным решением сложных задач, отсутствием способов принятия оптимальных решений, экстремальными условиями окружающей обстановки.

Учитывая специфику деятельности сотрудников пожарно-спасательных подразделений МЧС России, появляется необходимость изучения проблем профессионального ориентирования и профессионального отбора кадров для указанной службы.

Освоение обучающих программ наиболее эффективно при проведении основных элементов профессионального ориентирования среди кандидатов, выявления их индивидуальных способностей.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России по

субъекту Российской Федерации) относится к территориальному органу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), который осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации [1].

Гу МЧС России по субъекту Российской Федерации является координатором деятельности по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах региона.

К основным функциям Главного управления МЧС России в области подготовки специалистов относятся следующие:

- разработка и утверждение положения о структурных подразделениях ГУ МЧС России и других организационно-планирующих документов;

- организация деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасатель-ных, ПСФ и АСФ и других сил МЧС России на территории субъекта;

- осуществление методического руководства по вопросам создания и развития организаций ГПС, пожарно-спасательных, ПСФ, АСФ, образовательных учреждений переподготовки и повышения квалификации соответствующих должностных лиц;

- участие в организации подготовки в образовательных учреждениях специалистов для ГПС, ГИМС, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других сил МЧС России [2].

Функции по подбору и оформлению кадрового потенциала возложены на управление кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения, а также на отделение по медицинскому и психологическому обеспечению, почему-то относящегося к вспомогательным подразделениям.

При проведении анализа законодательной базы по вопросам отбора кандидатов на службу выясняется, что она регламентирует только общие вопросы и не затрагивает мероприятий их профессиональной ориентации. Принятие профессиональных стандартов, развитие новых технологий, производство усовершенствованной техники формируют возрастающие требования к уровню профессиональной компетентности персонала пожарно-спасательных формирований. Для своевременной адаптации кандидатов в подразделения государственной противопожарной службы возникает необходимость рассмотрения вопросов их профессиональной ориентации.

Проведем краткий анализ термина «профессиональная ориентация».

Осуществив обзор большого количества литературных источников, мы полагаем, что первым нормативным актом в области профессионального ориентирования возможно считать Постановление Минтруда Российской Федерации от 27.09.1996 № 1. Указанным постановлением утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [3].

В соответствии с утвержденным положением понимание термина звучит следующим образом: «Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда».

К направлениям профессиональной ориентации, актуальным для МЧС России, можно отнести:

- профессиональную информацию - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями [3].

Далее осуществим обзор назначения и целей профессиональной ориентации, наиболее значимых для структур государственной противопожарной службы.

Первое - это обеспечение социальных гарантий при выборе профессии и путей самореализации личности.

Второе - достижение сбалансированности между профессиональными интересами и психофизиологическими особенностями, а также прогнозирования профессиональной успешности.

И, наконец, третье - это содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [3].

В качестве международного термина Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертной группой Еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом Европейского союза и Всемирным банком в 2004 году принята следующая трактовка задач профессионального ориентирования: «Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой» [4].

На основании проведённой аналитической работы становится очевидным, что в процессе развития этапов профессионального ориентирования главным стратегическим направлением становится развитие и управление собственной карьерой.

В трудах отечественных исследователей прослеживаются тенденции, которые оказывают влияние на порядок выбора выпускниками общеобразовательных школ профессий и образовательных организаций для продолжения обучения.

К основным причинам сложности проведения отбора и формирования списка кандидатов в образовательные организации МЧС России, по нашему мнению, можно отнести:

- недостаточность информирования выпускников школ о потребностях различных уровней рынка труда;

- недостаточная успеваемость обучающихся, отсутствие их готовности к преодолению экзаменационного барьера;

- недостаточная готовность к обучению в учреждении профессионального образования (неумение слушать лекции, работать с большими объемами учебной информации, выполнять и защищать проектные работы и т.д.);

- отсутствие возможности получить качественную консультацию специалиста в области профессиональной ориентации и профессиональной деятельности сотрудников МЧС России;

- отсутствие готовности самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать волевые решения;

- территориальная удалённость образовательных организаций от привычного места проживания и желаемого места продолжения образования;

- ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма [5; 6].

Профессиональное ориентирование, организованное со стороны работников и сотрудников МЧС России, существенно снизит степень влияния указанных отрицательных причин, призовет обучающихся к гораздо подготовленному мотивированному выбору предстоящей профессии, будет способствовать совершен-

ствованию психологической готовности личности и ответственности за принятие решений.

Несмотря на кажущуюся доступность, условия комплектования пожар-но-спасательных формирований подготовленными кадрами, обладающими соответствующими компетенциями в области организации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и способными принимать решения, остаются до сей поры достаточно напряженными.

К сожалению, тенденции развития системы подготовки таковы, что подразделения ГПС ощущают острую необходимость в подготовленных кадрах. Все образовательные организации МЧС России проводят дополнительный профессиональный отбор, но, несмотря на проводимые мероприятия, находятся обучающиеся, которые на определённом этапе начинают осознавать, что не могут и не готовы овладеть профессией, которую они выбрали. Хотя положительные сдвиги в этом направлении начались, что свидетельствует о влиянии направлений профессиональной ориентации.

Так, на основании проведенного анализа среди абитуриентов образовательных организаций МЧС России выяснено, что количество абитуриентов, убывших по собственному желанию за период с 2012 - 2016 гг до 2020 года снизилось с 6 - 8% до 4 - 5%, а количество абитуриентов, не прибывающих для проведения вступительных испытаний, за тот же период снизилось до 10 - 12% [6].

К великому сожалению, охраняется текучесть и среди молодых офицеров, выпускников образовательных организаций. По результатам проведенного опроса в ГУ МЧС России по Воронежской области за предыдущие три года было уволено со сроком службы до 5 лет - 3 человека. Причины увольнения - собственное желание, по болезни. На основании анализа большого количества источников возможно предположить, что выбор профессии или направлений профессиональной деятельности начинает формироваться в юношеском возрасте. Следовательно, проведение профессионального ориентирования среди школьников относится к основным факторам отбора. Проведение данных мероприятий целесообразно организовывать уже в общеобразовательных заведениях.

Наиболее востребованным направлением профессионального ориентирования в настоящее время является организация кадетских классов со специализацией пожарно-технического профиля в общеобразовательных школах. Выступления представителей пожарно-спасательной службы среди обучающихся - выпускников лицеев, колледжей, школ способствуют развитию качеств, которые содействуют овладению кандидатами начальными профессиональными знаниями и навыками, формированию у них осознанной готовности связать свою жизнь с пожарно-спасательным делом и ориентируют на непрерывное повышение квалификации в избранной профессиональной сфере [6].

Профессиональный отбор кандидатов проводится в целях определения способности кандидатов осваивать образовательные программы соответствующего уровня.

Профессиональный отбор включает:

а) определение годности кандидатов к поступлению в образовательную организацию МЧС России по состоянию здоровья;

б) определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;

в) вступительные испытания, состоящие из:

- оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов при приеме на обучение в образовательную организацию МЧС России по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета;

- оценки уровня физической подготовленности кандидатов [7].

При подробном рассмотрении положений профессионального отбора процедура выбора кандидатов для обучения весьма формальна, направлена на фиксацию результатов и степени подготовленности и нуждается в корректировке.

По нашему мнению, направления профессионального ориентирования молодого поколения необходимо направить в русло интеллектуального развития. Личный состав пожарно-спасательных формирований, привлекаемый для проведения указанных мероприятий, следует сориентировать на таких ориентирах, как:

- уровень общего интеллектуального развития;

- степень психологической и стрессовой устойчивости;

- исполнительность, дисциплинированность, самоорганизованность, способность к принятию решений.

Ещё один из специфических фактором отбора для кандидатов - это допуск к материалам, содержащим сведения о государственной тайне.

Как изложено в нормативных актах по организации деятельности МЧС России, к задачам и полномочиям относятся действия по выработке и реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также осуществлению по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к реализации мероприятий граждан-

ской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [1].

Таким образом, на основании изложенного мы полагаем, что к основным направлениям системы профессиональной ориентации для кандидатов в пожар-но-спасательные подразделения МЧС России возможно отнести:

- подбор и подготовку кандидатов для пожарно-спасательных подразделений осуществлять кадровыми органами с привлечением сотрудников подразделений пожарной охраны различного ранга;

Библиографический список

- при проведении отбора кандидатов учитывать специфические особенности деятельности пожарно-спасательных формирований;

- необходимость в подготовке ведомственных положений по организации мероприятий по проведению профессионального ориентирования;

- увеличение методов осуществления профессионального ориентирования среди обучающихся выпускных классов школ за счет создания профильных кадетских классов, проведения спортивных соревнований пожарно-спасательно-го профиля.

1. Официальный сайт МЧС России. Available at: http://www. mchs.gov.ru>ministerstvo/kadrovoe-obespechenie

2. Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 217 (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2020 N 59030). Available at: http://www. consultant.ru

3. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г № 1. Available at: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_12217/

4. OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development. Paris, 2004.

5. Чистякова С.Н., Ходусов А.Н., Антопольская Т. А., Сарычев С.В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014; № 3 (31): 26 - 34.

6. Журавлев А.В. Организационные основы системы отбора кандидатов для обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России. Молодой ученый. 2017; № 35 (169): 88 - 91.

7. Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении МЧС России. Приказ МЧС России от 05.12.2018 № 571. Available at: http://www.consultant.ru

References

1. Oficial'nyjsajt MChS Rossii. Available at: http://www. mchs.gov.ru>ministerstvo/kadrovoe-obespechenie

2. Ob utverzhdenii Polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij. Prikaz MChS Rossii ot 27.03.2020 № 217 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 20.07.2020 N 59030). Available at: http://www.consultant.ru

3. Ob utverzhdenii Polozheniya o professional'noj orientacii i psihologicheskoj podderzhke naseleniya v Rossijskoj Federacii. Postanovlenie Mintruda RF ot 27 sentyabrya 1996 g. № 1. Available at: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_12217/

4. OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development. Paris, 2004.

5. Chistyakova S.N., Hodusov A.N., Antopol'skaya T.A., Sarychev S.V. Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya professional'noj orientacii uchaschejsya molodezhi. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 3 (31): 26 - 34.

6. Zhuravlev A.V. Organizacionnye osnovy sistemy otbora kandidatov dlya obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya MChS Rossii. Molodoj uchenyj. 2017; № 35 (169): 88 - 91.

7. Ob utverzhdenii Poryadka i uslovij priema na obuchenie v obrazovatel'nye organizacii vysshego obrazovaniya, nahodyaschiesya v vedenii MChS Rossii. Prikaz MChS Rossii ot 05.12.2018 № 571. Available at: http://www.consultant.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.21

УДК 372.881.111.1, 37.026.9

Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Valkova Yu.E, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: julyvalkova@gmail.com

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL AND COLLECTIVE STUDENTS' WORK IN FOREIGN LANGUAGE STUDIES AT A UNIVERSITY WITH THE HELP OF ICT.

The article examines possibilities of information and communication technologies for organizing collective and individual work of students for foreign language classes in higher educational institutions. The authors give a comparative analysis of ready-made digital resources, identify opportunities for monitoring and evaluating the students' progress. The article describes a practical interdisciplinary project - creation of websites by third-year economics students. For the topic studied students created special videos, timelines, glossaries, mental maps, infographics, surveys and other multimedia content to place it on their site. It is concluded that such project work is effective in forming hard and soft skills as well as in improving students' motivation. Organising and managing the project work of future economists is crucial to integrating new professionals into the international space, as students got the practical experience of interaction with foreign experts (while collecting comments and holding surveys) and learned how to work with academic sources.

Key words: foreign language, ICT, Google Classroom, Google forms, websites.

Д.В. Агальцова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Ю.Е. Валькова, канд. филол. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: julyvalkova@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

В статье рассмотрены возможности ИКТ для организации коллективной и самостоятельной работы студентов по иностранному языку в вузе, проведен анализ цифровых ресурсов, определены средства контроля успеваемости. Описан междисциплинарный проект - организация студентами-экономистами своих сайтов по изучаемой теме с использованием специально созданных видео, таймлайнов, глоссария, ментальных карт, инфографики, опросов и иного контента. Сделан вывод об эффективности такой работы для формирования жестких и мягких навыков, а также повышения мотивации студентов. Организация проектов и управление работой будущих экономистов имеет решающее значение для интеграции новых специалистов в международное пространство, так как при подготовке своих групповых проектов студенты взаимодействовали с зарубежными специалистами (для сбора комментариев и прохождения опроса), а также научились работать с научными источниками.

Ключевые слова: иностранный язык, ИКТ, Google Classroom, Google-формы, сайты.

Средства информационных и коммуникационных технологий, активно вошедшие в нашу повседневную жизнь в связи с переходом на дистанционный формат обучения в феврале 2020 года, признаны способствовать как эффективному усвоению учебного материала, индивидуализации учебного процесса,

так и успешной самостоятельной работе студентов. Такой быстрый и внезапный переход на онлайн-формат обучения потребовал от преподавателей адаптироваться к новым условиям образования и функционировать в них. Такие способности и означают ИКТ-компетентность педагога, которую можно определить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.