2(44) - 2011
Налоги и налогообложение
УДК 336.221
основные направления реформирования и пути совершенствования российской налоговой системы на современном этапе развития
О. В. КАЛИНИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического менеджмента
Е-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
В статье предлагаются направления реформирования и пути развития российской налоговой системы на современном этапе, которые будут способствовать увеличению финансовых возможностей государства для формирования новой социальной политики и ускоренному социально-экономическому росту в условиях посткризисного развития экономики.
Ключевые слова: налоговая система, реформирование, пути совершенствования, налоговая политика, налоговое законодательство.
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов проведения экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает наполнение бюджетов всех уровней за счет налоговых доходов, реализуя фискальную функцию, с другой — влияет на экономическое поведение налогоплательщиков за счет варьирования объемов налоговых изъятий, выполняя регулирующую функцию.
Следует принимать во внимание, что налоговая система функционирует в сфере рыночных отношений и в экономической среде, которая обладает постоянной изменчивостью, динамичностью и относительной непредсказуемостью. В силу этих причин возникает необходимость постоянного совершенствования системы налогообложения
и изменения налоговой политики под влиянием условий внешней среды.
Обратимся к взглядам ряда отечественных ученых на вопросы необходимости реформирования и совершенствования налоговой системы Российской Федерации на современном этапе ее развития.
В работе [2] высказывается мнение о необходимости построения адекватной потребностям современной экономики системы налогообложения, основанной на научно обоснованных налоговых пределах и оптимуме. Для решения этой стратегической задачи необходимы целенаправленные действия государства по приближению фактического налогового бремени к равновесному уровню путем совершенствования правил налогообложения, упорядочения налоговой базы и оптимизации налоговых ставок.
Основной целью совершенствования налоговой системы, считает Т. А. Журавлева, является создание эффективной системы налоговых взаимоотношений, обеспечивающей стимулирование производства на основе активного вмешательства государства в рыночное хозяйство для реализации приоритетов национальной структурной экономики, основанной на научно обоснованных стратегических целях и конкурентных преимуществах
экономики страны, а также формирование эффективного налогового механизма, позволяющего решать проблемы увеличения доходов бюджета и поступательного развития хозяйствующих субъектов и всей экономики в целом [8].
По мнению Е. А. Ермаковой, рациональная налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, приводить к экономии ресурсов и эффективному использованию инвестиций. В основу такой системы следует положить следующий принцип уменьшения налоговой нагрузки при увеличении эффективности производства [7].
В работе Ю. Швецова говорится, что стратегия совершенствования налоговой системы базируется на изменении структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением и должна сопровождаться выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их установления [13]. Экономист Б. Пеньков считает, что основной целью совершенствования налоговой системы является трансформация ее в движущий импульс экономического развития как системы превращения, с одной стороны, в эффективный механизм стимулирования экономического роста на новом качественном уровне — динамичных инновационно-инвестиционных процессов, а с другой — в систему, способную в достаточной мере обеспечить формирование централизованных финансовых фондов государства для реализации социальных задач и инновационной стратегии развития экономики на основе качественных факторов экономического роста [11].
В работе И. М. Александрова рассматривается такая точка зрения, согласно которой для эффективного функционирования налоговой системы необходимо проводить политику снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, а также делать налоговую систему понятной, прозрачной и доступной для налогоплательщиков с оптимально минимальным штатом налоговых служащих [1]. Некоторые ученые считают, что основной целью совершенствования налоговой системы должно стать не снижение налоговой нагрузки при снижении государственных расходов, а повышение эффективности перераспределения финансовых ресурсов, а в качестве простой первоочередной меры снизить налоговое бремя на законопослушных плательщиков (возможно, при одновременном его повышении для выявленных неплательщиков) [12].
На взгляд автора, вне зависимости от выбранной стратегии реформирования необходимо пройти два этапа реформирования на пути совершенствования и построения эффективной налоговой системы.
Первый этап — определение системных недостатков действующей налоговой системы.
Второй этап — оптимизация налоговой системы, приведение ее в оптимальное и потенциально эффективное состояние.
При этом, как отмечает авторский коллектив под руководством Т. В. Игнатовой, границы эффективности и критерии оптимальности налоговой системы определяются не самой системой, а очерчиваются параметрами и факторами внешней среды [5].
Анализ материалов источников и нормативных документов позволяет выделить два подхода к определению основных направлений совершенствования и путей реформирования российской налоговой системы в краткосрочной и среднесрочной перспективах:
• первый подход отражает официальный взгляд на проведение налоговой политики государственными органами власти путем принятия соответствующих нормативно-законодательных документов;
• второй подход объединяет в себе различные мнения отечественных ученых и специалистов, работающих в сфере налогообложения. Первый подход. Для определения приоритетов
развития и основных направлений совершенствования современной налоговой системы Российской Федерации были проанализированы документы, касающиеся налоговой и бюджетной сфер, а также экономического развития страны в целом.
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг. от 20.05.2010.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг. от 25.05.2009.
3. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг. от 26.05.2008.
4. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. от 13.04.2007.
5. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011—2013 гг. от 29.06.2010.
6. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 гг. от 25.05.2009.
7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008.
8. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 09.03.2007.
9. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. от 20.03.2009.
10. Выступление Председателя партии «Единая Россия» В. В. Путина на X съезде партии «Единая Россия» 20.11.2008.
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
Анализ документов позволяет сделать вывод о том, что для устойчивого экономического развития России в посткризисный период необходимо решить следующие задачи реформирования экономики:
• модернизация российской экономики, в том числе и путем внедрения инноваций;
• сохранение стабильности финансовой сферы;
• обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы;
• обеспечение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки на экономику. При этом основными направлениями повышения социального уровня жизни населения являются:
- улучшение социальной защиты населения;
- повышение качества публичных услуг для граждан;
- обеспечение исполнения социальных обязательств перед гражданами, придание адресного характера исполнению;
- формирование новой структуры пенсионной системы, направленной на повышение среднего размера пенсий (в частности в 2010 г. средний размер пенсии превышает 8 тыс. руб.);
- профессиональная подготовка и переподготовка безработных;
- повышение доступности жилья, медицинских и образовательных услуг.
В бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011—2013 гг. подчеркивается, что развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания по-прежнему будет оставаться приоритетным направлением. Важной статьей бюджетных расходов станет также
поддержка инновационных проектов и научных разработок [4].
В условиях кризиса 2008—2009 гг. и посткризисного развития экономики приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остались такими же, как и в прошлые годы, а именно:
- создание эффективной и сбалансированной налоговой и бюджетной системы;
- сохранение сложившегося к настоящему моменту уровня налогового бремени;
- создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков;
- поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации.
Сохранение уровня налоговой нагрузки планируется осуществлять посредством использования следующих налоговых инструментов:
- путем расширения налоговой базы;
- путем введения новых налогов (в частности налога на недвижимость);
- путем увеличения ставок по конкретным налогам и сборам (в частности по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых);
- путем легализации всего реального сектора экономики.
В соответствии с новейшими документами в области налогообложения, принятыми Правительством РФ, на ближайшие три года предлагаются следующие направления совершенствования действующей налоговой системы страны:
• налоговое стимулирование инновационной деятельности;
• совершенствование налогового законодательства по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость; по налогообложению имущества (в том числе и земельных участков); по водному налогу;
• совершенствование акцизного налогообложения, в частности повышение ставок акцизов на табачную продукцию;
• создание условий для введения местного налога на недвижимость;
• совершенствование законодательства по налогу на добычу полезных ископаемых, в частности оптимизация системы платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов;
• развитие налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, в частности увеличение в два раза предельного размера выручки, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения — до 60 млн руб. в год (эта мера уже реализована);
• усиление налогового администрирования, в частности ужесточение мер по противодействию схемам уклонения от уплаты налогов. Второй подход. Анализ существующих точек
зрения по вопросу совершенствования российской налоговой системы среди российских ученых и экономистов позволяет выявить следующие пути разрешения основных проблем сложившейся системы налогообложения.
Во-первых, создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех налогоплательщиков.
Во-вторых, создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним факторам.
При этом реализация современной налоговой политики будет достигаться через разработанную систему мер, направленных на увеличение налогового потенциала, повышение уровня собираемости налогов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов.
В соответствии с этим главными задачами совершенствования налоговой системы Российской Федерации должны стать:
• снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков;
• упрощение налоговой системы;
• придание стабильности и доступности налоговой системе;
• повышение уровня прозрачности налоговой системы для налогоплательщиков.
Эти задачи определили первоочередные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации [9]:
- отказ от плоской шкалы и дифференциация налогообложения физических лиц в зависимости от уровня их доходов;
- решительное улучшение деятельности налоговых и административных налоговых служб по своевременному взиманию налогов;
- введение строгой ответственности за уклонение от уплаты налогов и усиление налогового контроля;
- освобождение от налогообложения венчурных предприятий, прибыли, направляемой на инвестиции, а также той ее части, которая получена за счет экономии ресурсов и снижения издержек производства;
- дифференциация налогообложения прибыли в зависимости от уровня рентабельности отраслей.
В этом случае регуляторами налоговой системы будут выступать:
- своевременная отмена старых и ввод в действие новых налогов и сборов;
- своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону их уменьшения или увеличения;
- изменение соотношения различных видов налогов;
- своевременное введение пропорциональных и дифференцированных принципов налогообложения субъектов налога;
- совершенствование (упрощение) налогового законодательства;
- создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в бюджет соответствующего уровня.
Таким образом, разрабатываемая налоговая политика на 2011-2013 гг. будет направлена, с одной стороны, на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
Проведенный анализ нормативно-законодательной базы и научных источников позволил выявить автору следующие основные пути совершенствования современной налоговой системы страны, которые будут способствовать повышению ее эффективности, более качественному решению государственных задач увеличения темпов роста производства, осуществлению преобразований в укреплении финансовой системы и оказанию реальной помощи в становлении и развитии реального сектора экономики.
1. Сохранение стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей, предполагающее:
- определение максимальных налоговых ставок по региональным и местным налогам;
- четкое, не допускающее двойственности толкования, законодательное закрепление полномочий региональных и местных органов власти по изменению налоговой базы федеральных налогов и предоставлению льгот;
- выработку единой стратегии государства в вопросах предоставления дополнительных налоговых льгот отдельным налогоплательщикам или в рамках отдельных регионов;
- разработку и внедрение механизма компенсации потерь региональным и местным бюд-
жетам в связи с предоставлением налоговых льгот органами власти более высокого уровня, являвшихся источниками их доходов;
- усиление контроля федерального центра за соблюдением действующего законодательства, касающегося порядка сбора и распределения налогов между бюджетами различного уровня и введения региональных и местных налогов.
2. Комплексность проведения налоговой реформы, означающая, что все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.
3. Повышение справедливости налоговой системы, достигаемой за счет:
- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, прежде всего на основе отказа от необоснованных налоговых льгот и исключений;
- отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов.
4. Совершенствование косвенной системы налогообложения. Эффективная система косвенного налогообложения должна обеспечиваться методами, позволяющими:
- уменьшить затраты на ее администрирование до оптимального минимума;
- обеспечивать налоговые поступления, достаточные для формирования стабильного, с тенденцией к росту, источника доходной части бюджета;
- поддерживать потребительский спрос на уровне, гарантирующем вышеуказанные размеры поступлений косвенных налогов.
5. Усиление социальной функции налоговой системы. На взгляд автора, реальным путем усиления социальной функции налогов в нашей стране является спиралевидное повышение величины перераспределяемой доли национального дохода через создание системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. При этом смысл указанного пути заключается не в полном потреблении перераспределенной части национального дохода в рамках реализации социальных программ, а в циклическом инвестировании части перераспределяемого ВВП в экономику в целях стимулирования ее экономического роста. Экономический рост будет способствовать росту национального дохода и, следовательно, росту абсолютных величин его перераспределяемой части.
6. Регулирование налоговой нагрузки на экономику страны. В последние годы обострились споры между государством и бизнес-сообществом, надо
ли снижать далее налоговую нагрузку, по каким налогам, до какого предела.
В целом регулирование налогового бремени в Российской Федерации может осуществляться по двум направлениям:
- законодательно через снижение ставок основных налогов, универсализацию налогообложения, снижение количества налогов.
- равномерное распределение налогового бремени путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения доли теневого сектора, повышения уровня собираемости налогов, укрепления налоговой и финансовой дисциплины.
При снижении налогового бремени следует обратить внимание на изыскание налоговых источников пополнения бюджета и анализ рациональности распределения налогового бремени.
За счет увеличения бюджетных средств из-за роста налоговых доходов возможно:
- выделить субсидии и дотации на развитие производственных мощностей и обновление производственной базы в приоритетных отраслях экономики;
- увеличить долю государственных инвестиций в сфере материального и нематериального производства наряду с частными инвестициями;
- добиться более значительного выделения средств на социальные нужды, что позволит осуществлять инвестиции в человеческий капитал.
На взгляд автора, необходимо рационально перераспределять сложившийся уровень налоговой нагрузки между отраслями экономики и различными категориями налогоплательщиков.
7. Повышение стимулирующей функции налогов для обеспечения экономического роста в посткризисный период развития. В первую очередь, стимулировать экономическую деятельности необходимо по следующим направлениям:
- производство материальных благ;
- обеспечение бюджетными ресурсами покрытия общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств;
- обеспечение финансирования из государственного бюджета субъектов РФ, которые нуждаются в дотации;
- финансирование социальных расходов.
Для обеспечения экономического роста страны следует:
- создать благоприятные нормативные условия для активизации инновационной деятельности, коммерциализации результатов де-
ятельности НИР, развития инновационной инфраструктуры и рынка инноваций;
- полностью или частично освободить венчурных инвесторов от уплаты налогов с суммы вклада при условии долгосрочного владения долями фондов (три - пять лет);
- предоставить налоговые льготы предприятиям, проводящим НИОКР;
- создать особые экономические зоны (ОЭЗ), что будет способствовать интенсификации инновационной деятельности, т. к. на таких территориях будет действовать принцип свободной таможенной зоны (отсутствие таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на экспортируемые товары), что сделает импортируемое оборудование более доступным. Предприятия, зарегистрированные в ОЭЗ (резиденты), будут платить пониженный с 26 до 20 % единый социальный налог. Кроме того, в таких зонах возможна ускоренная амортизации основных средств;
- с целью ускоренного развития предпринимательства внедрить систему налоговых стимулов, например освобождение от налогообложения чистой прибыли, направляемой на развитие организации. В качестве важных мер по стимулирующему воздействию налогообложения на инвестиционную активность предприятий целесообразно освобождать от налогов ту часть прибыли, которая направляется на инвестиции. Такой порядок существует во многих развитых странах мира.
Необходимо использовать систему налоговых рычагов, стимулирующих экономию ресурсов. Решением этой проблемы может стать переход на ресурсный принцип налогообложения — в зависимости от объема потребляемых ресурсов, а не от величины финансовых результатов деятельности предприятий (выручки и прибыли). Такой подход будет стимулировать применение прогрессивных технологий и позволит увеличить реальные источники инвестиций.
Для усиления стимулирующей функции налогов в качестве одной из мер для научных и инновационных организаций следует снизить ставку единого социального налога до уровня 23-24 %, ставку по налогу на прибыль до 16 %, а также исключить из налоговой базы средства, получаемые на инновационную деятельность напрямую от коммерческих и некоммерческих организаций.
Повышение стимулирующей функции налогов может происходить путем:
• снижения ставки ЕСН в краткосрочной перспективе. В первую очередь, снижение нало-
говой ставки повлияет на отрасли экономики с большей долей оплаты труда в добавленной стоимости (в частности перерабатывающие отрасли и сфера услуг), вследствие чего в таких отраслях будет наблюдаться активизация инвестиционных процессов. Подобный эффект может привести к дополнительному росту производства и повышению конкурентоспособности этих отраслей по сравнению с добывающей промышленностью;
• снижения ставки НДС - согласно оценкам экспертов, снижение ставки НДС будет способствовать осуществлению структурных сдвигов в распределении налоговой нагрузки, но окажет умеренное воздействие на рост инвестиционного потенциала реального сектора экономики. Таким образом, для стимулирования развития
предпринимательской деятельности основными
приоритетами налоговой политики должны стать:
• снижение налоговой нагрузки за счет:
- сокращения ставки ЕСН при упрощенной системе налогообложения;
- увеличения ограничения по выручке для применения освобождения от налогообложения НДС;
- обеспечения неповышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
• унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета за счет формирования единой системы учета бухгалтерского и налогового учетов;
• упрощение административных процедур за счет снижения количества налоговых проверок;
• принятие налоговых мер для повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур за счет:
- предоставления отсрочки в установленной форме по уплате НДС, налога на прибыль и единого налога при УСН компаниям производственной сферы, сельскохозяйственным предприятиям, получившим государственный заказ, исследовательским и научным предприятиям, а также компаниям, выполняющим социально значимые программы;
- снижения штрафов или освобождения от уплаты пени за нарушения налогового законодательства, допущенные в результате непредвиденных обстоятельств, вызванных экономическим кризисом (к примеру невыполнение договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, задержки платежей по государственным займам, срывы соглашений с покупателями и заказчиками);
7х"
35
• Информационная поддержка предпринимательских организаций в области налогообложения путем создания в Российской Федерации информационного ресурса, содержащего подробную информацию по налогообложению, в том числе доступные режимы налогообложения и их особенности; налоговый календарь; реквизиты налоговых органов и т. д. Практическая реализация этих мероприятий
окажет значительный стимулирующий эффект на процесс формирования и развития отечественного предпринимательства в условиях посткризисного развития экономики.
8. Повышение эффективности работы налоговых органов за счет строгой регламентации всех процедур и повышения профессионального уровня сотрудников Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
9. Создание четких механизмов разграничения полномочий по определению, взиманию и перераспределению налогов между федеративным центром и субъектами Федерации, установленных законодательно. Лишь после того, как законодательно будет определено оптимальное финансовое обеспечение на каждом уровне власти, следует приступать к разработке системы закрепления налогов и перераспределения доходов между различными уровнями и отраслями экономики. При этом необходимо стимулировать территории доноров и поддерживать территории с неразвитой налоговой базой и низкими доходами населения.
10. Совершенствование налогового законодательства, совершенствование Налогового кодекса РФ по таким направлениям, как:
• принятие последней главы второй части Налогового кодекса РФ, посвященной налогу на имущество физических лиц. В настоящее время порядок исчисления и уплаты этого налога до сих пор регулируется не НК РФ, а отдельным Федеральным законом, принятым еще в 1991 г. (с учетом поправок и уточнений). Сложность состоит в том, что до сих пор отсутствует четкое понимание, какие образом определять рыночную стоимость имущества физических лиц;
• замена трех налогов (земельного налога, налогов на имущество физических и юридических лиц) единым налогом на недвижимость. По мнению некоторых экономистов, такой налог необходим, прежде всего, предприятиям, осуществляющим инвестиционные вложения в развитие своего производства. В первую очередь необходимо провести качест-
венную инвентаризацию всей недвижимости, находящейся на территории страны, а также выработать эффективную методику оценки рыночной стоимости недвижимости, учитывая негативный опыт кадастровой оценки земли; • реформирование системы косвенного налогообложения, в частности внесение изменений в налоговое законодательство по налогу на добавленную стоимость. Существуют мнения представителей Администрации Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также отечественных ученых о замене налога на добавленную стоимость налогом с продаж (который был отменен в РФ в 2004 г.), что связано с проблемами администрирования НДС и огромными потерями при его зачислении в бюджетную систему страны.
Некоторые специалисты высказывают различные мнения о снижении действующих в настоящее время ставок по этому налогу. Основные дискуссии по снижению ставки разразились еще в 2004—2005 гг., когда предлагались разные варианты снижения. Однако до сих пор высказываются мнения о реформировании НДС.
В частности, некоторые экономисты предлагают конкретную ставку по этому налогу — 10 %. Так, Е. А. Ермакова объясняет это предложение тем, что сумма возмещения налога на добавленную стоимость очень велика по сравнению с самим собранным налогом. По мнению автора, уровень собираемости этого налога составляет всего 50—60 %, а из-за многочисленных схем по его незаконному возмещению бюджет ежегодно теряет до 100 млрд руб. [7].
Установить пониженную ставку НДС (2—5 %) на товары первой необходимости, повышенную ставку (более 20 %) на реализацию предметов роскоши, а основную ставку снизить с 18 до 13—14 % предлагает Е. Д. Доштаева. Такое снижение ставки, по ее мнению, будет оказывать стимулирующее воздействие на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, где доля добавленной стоимости гораздо выше, чем в других отраслях [6].
Экономист М. В. Беспалов предлагает предусмотреть поэтапное снижение ставки НДС до уровня 13—15 %, основной целью которого является уменьшение налогового бремени на отечественных предпринимателей. При этом он рассматривает возможность использования единой налоговой ставки для большинства товаров (работ, услуг) в целях увеличения поступлений НДС в федеральный бюджет и уменьшения расходов на налоговое администрирование по этому налогу — при увели-
чении налоговых ставок издержки на налоговое администрирование возрастают [3].
Среди других предложений по реформированию налога на добавленную стоимость можно выделить следующие:
- предлагается внести изменения в налоговое законодательство, предусмотрев право предпринимательских организаций сохранять обязанности налогоплательщика НДС в полном объеме при переходе на специальные режимы налогообложения (в специальных налоговых режимах происходит уплата только одного единого налога; тогда как НДС, налог на прибыль, налог на имущество и ЕСН не уплачиваются). Экономист М. Беспалов объясняет необходимость такой налоговой меры тем, что для организаций, работающих в специальных режимах, существует риск прекращения сотрудничества с покупателями - плательщиками НДС, поскольку у контрагентов в результате сделок значительно возрастают суммы НДС, которые подлежат перечислению в бюджет. Покупателям становится невыгодно приобретать продукцию у этих производителей, так как они не смогут уменьшить свои затраты на сумму входящего НДС. Эта мера будет способствовать увеличению количества и качества сделок между средним и крупным бизнесом [3];
- предлагается разрешить лишь экономически обоснованные налоговые вычеты и возмещать НДС только после его оплаты на основании счетов-фактур поставщиков и платежных документов налогоплательщиков для предотвращения дальнейших потерь доходов бюджета [6].
По реформированию косвенной системы налогообложения высказываются также мнения о введении налога с оборота. В частности, в работе Ю. Швецова предлагается установить этот налог в качестве базы Пенсионного фонда РФ. По мнению автора работы, это единственный налог, который уплачивается прямо пропорционально инфляции и росту товарооборота и уплаты которого при легальных операциях нельзя избежать [13]; • совершенствование системы прямых налогов и специальных налоговых режимов, в частности: - по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц. Унификация величины ставок ЕСН и налога на доходы физических лиц и снижение их до 12 %. По расчетам экспертов, выпадающие доходы бюджета из-за снижения налогов составят ежегодно около 250 млрд руб., однако уже через три
года потери будут компенсированы за счет расширения налоговой базы, поскольку такие меры должны привести к выходу капитала из «тени» [7]. В настоящее время в экономической литературе появляются возражения против включения единого социального налога в качестве налога в состав налоговой системы страны [10];
- по налогу на прибыль. Некоторые экономисты предлагают восстановить ранее действующую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 35 % с одновременным снятием ограничений по налоговым льготам инвестиционного характера. Вместе со снижением ставки НДС данная мера окажет стимулирующее воздействие на развитие обрабатывающей промышленности, будет способствовать росту потребительского спроса, то есть увеличению налоговой базы [6]. Предлагается совершенствовать систему налоговых ставок по налогу на прибыль посредством введения регрессивных ставок налога, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается [13]. По мнению Ю. Швецова, компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в ее увеличении. Он предлагает заменить налог на чистую прибыль на налог на выводимые из предприятия доходы. К их числу следует отнести распределяемую часть прибыли (дивиденды); любые другие выплаты в пользу акционеров (пайщиков), включая предоставление ссуд и кредитов; возвраты капитала в любых формах; избыточные оклады, субсидии, опционы высшим руководителям компаний;
- по единому сельскохозяйственному налогу. Высказываются мнения об установлении нулевой ставки НДС взамен освобождения налогоплательщика от обязанности платить единый сельскохозяйственный налог. Это даст возможность сельскохозяйственным предприятиям возмещать НДС по приобретенным товарам и выставлять его в счетах-фактурах при реализации своей продукции;
- по упрощенной системе налогообложения. В работе [13] предлагается отказаться от налогообложения бизнеса для малых предприятий, удовлетворяющих следующим условиям: учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управ-
лении; среди учредителей нет юридических лиц; число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5—10 чел. [13].
Среди ученых и экономистов высказываются также мнения об использовании разновекторной модели налогообложения, предполагающей резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы [13]. Сторонники данной теории предлагают перейти от принципа «больше произвел — больше заплатил» к экономически эффективному принципу «больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет». Согласно такому подходу вместо недейственного контроля за доходами государство должно переходить к обложению налогами отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. п., то есть произведенных расходов, само наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности. Ведущую роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции, включая вывоз капитала, а также рентные платежи. По мнению некоторых ученых, использование разновекторности в налоговой системе приведет к тому, что искусственная минимизация одного налога вызовет рост другого или нескольких налогов (к примеру одновекторными налогами считаются налог на прибыль и НДС, т. к. обложению подвергается один и тот же объект — выручка от предпринимательской деятельности). Минимизация НДС в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы. Разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков.
Таким образом, учитывая преимущества разно-векторности налогообложения, среди российских экономистов существует мнение, что целесообразно отменить все малоэффективные налоги, заменить налог на прибыль налогом на расходы и снизить ставки по НДС. Только пять налогов будет взиматься на постоянной основе (НДС, налог на доходы, налог на имущество организаций, ЕСН и НДФЛ), а остальные налоги — в зависимости от характера предпринимательской деятельности (например при производстве подакцизных товаров, добыче полезных ископаемых, наличии источников загрязнения, использовании объектов животного мира).
Эти и другие предложения по реформированию отдельных налогов и сборов должны постепенно выводить российскую налоговую систему на эффективный уровень функционирования, которая выполняет роль не сугубо фискального наполнителя государственного бюджета, а эффективного инструмента косвенного государственного регулирования экономики.
Такая стратегическая установка является особо актуальной в связи с постепенным переходом российской налоговой системы на социальную направленность развития.
Реализация указанных направлений совершенствования налоговой системы страны приведет к синергетическому эффекту в области налогообложения — в силу гармонизации отношений между налогоплательщиками и государством произойдет прирост производительных, потребительских и социальных сил общества.
Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К, 2009.
2. Барулин С. В., Макрушин А. В., Тимошенко В. А. Налоговая политика России. Саратов: Сателлит, 2004.
3. Беспалов М. В. Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики // Финансы и кредит, 2009. № 43.
4. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 гг. от 29.06.2010. URL: http://www. kremlin.ru/acts/8192.
5. Взаимосвязь государственной политики устойчивого развития и населения / под ред. проф. Т. В. Игнатовой. Ростов-на/Д.: СКАГС, 2003.
6. Доштаева Е. Д. Практические аспекты налоговой политики России // Финансы и кредит, 2009. № 46.
7. Ермакова Е. А. Теория и методология государственного налогового менеджмента. — Саратов: СГЭУ, 2007.
8. Журавлева Т. А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике // Финансы и кредит, 2004. № 1.
9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг. URL: http://www.eg-online.ru/ information/101600/.
10. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2009.
11. Пеньков Б. Налоговый импульс экономического развития // Экономист, 2005. № 6.
12. Сизенева Л. А. Налоговая система России: ретроспективный анализ и приоритетные направления развития. Волгоград: ВолГУ, 2006.
13. Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // Вопросы экономики, 2007. № 4.