Научная статья на тему 'Налогообложение в России в период перехода к рыночной экономике и налоги как инструмент государственного регулирования экономики в конце XX и начале XXI столетий'

Налогообложение в России в период перехода к рыночной экономике и налоги как инструмент государственного регулирования экономики в конце XX и начале XXI столетий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2250
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая система / налоговая реформа / налоги / налоговая политика / государственное регулирование экономики / рыночная экономика / экономический рост / налоговое регулирование / налогообложение / tax system / tax reform / taxes / tax policy / state regulation of the economy / market economy / economic growth / tax regulation / taxation / stimulation of economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С В. Васильев

В статье представлены результаты исследования становления налоговой системы Российской Федерации в конце XX и начале XXI столетий. Подробно описывается проведение налоговой реформы в условиях перехода к рыночной экономике, разобраны способы государственного регулирования экономики, а налоги рассмотрены как инструмент этого регулирования. Автором проведен краткий экскурс в историю развития российского налогообложения, начиная с 90-х годов XX века, начала реформирования и введения в силу Налогового кодекса Российской Федерации, с целью понять экономические закономерности такого явления как налоги. Хронологическими рамками исследования является период с конца XX столетия по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION IN RUSSIA DURING THE TRANSITION TO A MARKET ECONOMI. TAXES AS AN INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE ECONOMI AT THE END OF THE 20TH AND BEGINNING OF THE 21TH CENTURIES

The article presents the results of the study of the formation of the tax system in Russia at the end of the 20th and beginning of the 21st centuries, carrying out tax reform in the transition to a market economy. The methods of state regulation of the economy are developed, and taxes are considered as tools for this regulation at the end of the 20th and early 21st centuries. The author made a brief insight into the history of the development of the Russian taxation starting from the 90s of the 20th century, the beginning of the reform and the introduction of the Tax Code of the Russian Federation into force, in order to understand the economic laws of the phenomenon of taxes.The chronological framework of the study is the period from the end of the 20th century to the present day.

Текст научной работы на тему «Налогообложение в России в период перехода к рыночной экономике и налоги как инструмент государственного регулирования экономики в конце XX и начале XXI столетий»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В КОНЦЕ XX И НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЙ

С.В. Васильев, студент

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DO110.24411/2411 -0450-2018-10054

Аннотация. В статье представлены результаты исследования становления налоговой системы Российской Федерации в конце XX и начале XXI столетий. Подробно описывается проведение налоговой реформы в условиях перехода к рыночной экономике, разобраны способы государственного регулирования экономики, а налоги рассмотрены как инструмент этого регулирования. Автором проведен краткий экскурс в историю развития российского налогообложения, начиная с 90-х годов XX века, начала реформирования и введения в силу Налогового кодекса Российской Федерации, с целью понять экономические закономерности такого явления как налоги. Хронологическими рамками исследования является период с конца XX столетия по настоящее время.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая реформа, налоги, налоговая политика, государственное регулирование экономики, рыночная экономика, экономический рост, налоговое регулирование, налогообложение.

Введение. Широкомасштабная комплексная налоговая реформа в России берет свое начало в конце XX века, истрои-тельство самостоятельной налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики, началосьв 90-х годах XX столетия. В это время были также созданы и единые общеевропейские денежная и бюджетная системы. Все это позволяет сказать, что рубеж XX-XXI веков явился началом пятого этапа в генезисе налогов и налогообложения.

Именно в этот период начался переход России к рыночным отношениям, время значимых преобразований экономики, и это влекло за собой необходимость в новой налоговой системе. Спад производства, экономический и социальный кризисы, дефицит федерального бюджета, инфляция, рост цен, снижение уровня жизни населения - вот те условия, в которых происходило становление российского налогового законодательства и дальнейшее его развитие. Все эти созданные условия и привели к необходимости создания совершенной системы налогообложения.

Экономические системы России в XX - XXI столетиях.

В XX веке на протяжении определенного промежутка времени в России действовала командно-административная система хозяйствования, полагающаяся на центральную власть для принятия большинства экономических решений. Северная Корея и Куба являются современными примерами стран с плановой экономикой.

Россия стояла на пути перехода от командно - административной системы хозяйствовании к рыночной экономике, которая имела ряд преимуществ:

- высокая степень свободы личности. Люди могут свободно тратить свои деньги практически за любую оказанную услугу, товар или выполненную работу, которые они выбирают, а так же свободно решают, где и когда они хотят работать или они хотят больше инвестировать в собственное образование и обучение. Производители в свою очередь могут сами решать, как и для кого, они будут производить и кого они хотят принять в наемные работники.

- рыночная экономика постепенно меняется со временем. Ранее цены на бензин были низкими, поэтому люди обычно покупали большие внедорожники, работающие на газу. Когда резко выросли цены на газ, продажи на эти автомобили снизились

и стали популярнее более экономичные автомобили;

- относительно небольшая степень вмешательства правительства. Исключением служит национальная оборона, защита окружающей среды и забота о пожилых людях;

- принятие решений децентрализовано. Ежедневно принимается множество экономических решений. Принимаются решения, которые направляют ограниченные ресурсы в пользу потребителей, поэтому каждый имеет голос в том, как работает экономика;

- разнообразие товаров и услуг. Можно купить ультразвуковые устройства, ограничивающие доступ собаки соседа к вам на территорию, регулирующие работу разных механизмов и т.д. Может быть создан любой товар, который можно представить, в надежде, что его приобретут;

- высокая степень удовлетворенности потребителей. Стоит отметить, что выбор одной группы не влияет на выбор других групп, например, если половина определенной группы купит исторический роман, то другая купит детектив, и люди в обеих группах могут получить то, что хотят.

Однако следует отметить, что большинство стран мира сегодня характеризуются сочетанием традиционной, командной и рыночной экономик. В странах со смешанной экономикой, в том числе и в России, участие государства может варьироваться от предоставления базовыхобщест-венных благ до принятия большинства экономических решений. Известный американский экономист Шлефейр сказал: «..позиция государства в экономике должна быть ослаблена при одновременном усилении определенных ее сфер: некоторые мышцы должны атрофироваться, а другие развиться [1].

Становление налоговой системы в России.

В условиях перехода к рыночной экономике в России происходило становление налоговой системы. Впроцессе долгого реформирования вводились новые налоги, устанавливались льготы, снижались ставки, возникали проблемы с администрированием, тернистым путем проб и ошибок

налоговая система продвигалась к совершенству.

Принятие двух частей НК РФ (Налого-выйкодекс Российской Федерации) явилось важным событием в России в этот период. Указанный законодательный акт приблизил к международным стандартам российское налогообложение, что давало надежды на прекращение нестабильности налоговой системы России. Первая часть НК РФ устанавливает виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [2]. И с введением второй главы и по настоящее время проводится работа по дальнейшему совершенствованию российской налоговой системы, что привело к пересмотру перечня федеральных, региональных и местных налогов.

Проведем краткий экскурс в историю развития российского налогообложения на рубеже ХХ-ХХ1 веков, который помогает нам понять экономические закономерности такого явления, как налоги.

На начальной стадии формирования новой российской налоговой системы возникало множество проблем, недоработок, что было следствием заимствования налогового права у западных стран, так как их экономическая обстановка отличалась от нашей действительности, где рыночная экономика начинала только зарождаться.

Следует отметить, что наблюдался и высокий уровень налогового бремени, по всем уровням налоговой системы отмечалось неоправданно большое число платежей, применение нормативных актов и правил исчисления платежей вызывало сложности, находила место недостаточная обоснованность налоговых льгот. «Налоговая система использовалась исключительно для наполнения казны, а не для макроэкономического регулирования» [3] - считали некоторые экономисты других стран.

Важность стабильной, крепкой налоговой системычетко видна в сложившейся экономической ситуации в стране после разрушения социалистического режима. Без здоровой налоговой системы правительство не в состоянии осуществлять распределение ресурсов и доходов и стабилизацию экономики [4].

Можно сказать, что российская налоговая система на пути процесса экономического перехода в стране стала неким препятствием. Уменьшили поступления в бюджет приватизация и смена форм собственности. Увеличилось число налогоплательщиков, однако к увеличению налоговых поступлений это не привело, и даже при строгом подходе к администрированию прослеживалось уклонение от уплаты налогов.

Следовательно, во избежание таких потерь вводились новые и новые налоги, увеличивалось их количество, возникали проблемы с администрированием.

Сначала были установлены налог с продаж, земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды, далее были приняты основополагающие законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц.

В начале экономических реформ увеличилась доля прямых налоговна фоне увеличения удельного веса косвенных налогов. При этом, не смотря на большое количество зачисляемых в региональные и местные бюджеты налогов, реальных поступлений они не приносили, поэтому трансферты были спасением для местных и региональных властей, что и порождало конкуренцию между ними. С самого начала экономического перехода региональные и местные власти зачастую скрывали от центра часть налоговых поступлений [5].

Таким образом, налоговые взаимоотношения региональных и местных органов власти с центральными вызывали сложности на столь тернистом пути к рыночной экономике. Налог на имущество являлся главным источником налоговых поступлений местных бюджетов. Во время экономического перехода при смене форм собственности иприватизации значение этого налога росло. Собственность, принадлежавшая государству, стала принадлежать частным лицам и подлежала обложению налогом на имущество. В 1995 году попытки на законодательном уровне передать этот налог в ведение центральных органов власти, у которых было мало возможностей контролировать его взимание, а местному властям лишь оставить часть,

не увенчались успехом. Однако центральные органы в реализации налоговой политики вынуждены были опираться на местные власти. Таким образом, сложилась ситуация, когда доходы региональных и местных бюджетов превышали доходы центрального бюджета.

К 2000 году доля НДФЛ (налог на доходы физических лиц) в общей сумме налоговых поступлений снизилась до 6,5%, в странах с развитой экономикой составляла 25-30Е. Далее в России наблюдался рост поступлений от этого налога. Влияние налоговой реформы на поступления НДФЛ после изменений 2000 года не сильно отразилось на росте поступлений в бюджетную систему, которые ежегодно росли в среднем только на 0,1% ВВП [6]. Российские исследователи связывают этот рост по большей части с увеличением доходов бедных и средних слоев населения в этот период [7].

С 2002 года при реформировании налоговой системы было сокращено количество налогов, отменены: налог на отдельные виды транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств, налоги, уплачиваемые с выручки от реализации, трехуровневая шкала ставок подоходного налога с физических лиц, установлена единая ставка подоходного налога 13%, применяемая для обложения большинства доходов, а за счет установленных фиксированных налоговых вычетов упростился порядок расчета, единый социальный налог заменил отчисления во внебюджетные фонды, установлена регрессивная шкала налогообложения, что побуждает работодателей к повышению уровня заработной платы.

С 2003 года претерпел изменения налог на прибыль организаций и ресурсных платежей (Глава 25 НК РФ). Ставка налога на прибыль снизилась до 24 процентов, что в свою очередь повлекло возможность отказаться от льгот и вычетов, ставка НДС (налог на добавленную стоимость) снизилась с двадцати до восемнадцати процентов.

На текущем этапе проведения налоговой реформы отказ от взимания налога с продаж был признан преждевременным, так как поступления от этого налога явля-

лись источником доходов региональных и местных бюджетов, и что требовало дальнейшего поиска новых источников поступлений.

Принятие глав части второй НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федера-ции)было направлено на повышение собираемости налогов, которые подвергались корректировке с учетом практики их, на выявление и ликвидацию схем ухода от налогообложения.

В 2004 году основные изменения в налоговом законодательстве повлекли отмену налога на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств. Был введен транспортныйна-лог, за счет которого предполагалось компенсировать потери доходов бюджетов субъектов РФ. Он заменил налог с владельцев транспортных средств, налог на водно-воздушные транспортные средства. Рассмотрены и приняты в работу и другие способы компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ.

Были введены специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности [8, 9]. При применении указанных установленных главами 26.2 и 26.3 Кодекса и Федеральным законом от 24.07.2003 № 104-ФЗ режимов часть федеральных, региональных и местных налогов были заменены едиными налогами. В современной налоговой практике развитых стран упрощенному налогообложению отдается приоритет [10].

В 2004 году отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, его взимание несомненно требовало контроля за его исчислением и уплатой, но в свою очередь значительно не влияло на уровень поступлений, и было направлено на снижение налоговой нагрузки.

Подлежал налогообложению игорный бизнес - предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр [8]. Налог на игорный бизнес, по сути, являлся разновидностью вмененного

налога на отдельные виды деятельности, и который рассматривалсяв качестве одного из источников налоговых доходов бюджетов.

Методом снижения налоговой нагрузки являлось уменьшение сумм налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, для индивидуальных предпринимателей был установлен фиксированный платеж, что упрощало порядок. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору [11], а в дальнейшем - внебюджетные фонды передают в налоговые органы сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации [12], что упрощает порядок администрирования и занижения налогооблагаемой базы.

Далее последовало принятие законодательных актов, регулирующих использование природных ресурсов и регламентирующих имущественное налогообложение, реформирование системы экологических платежей.а данный момент в России из числа имущественных налогов взима-ютсяземельный налог, налог на имущество физических лиц и организаций, которые планируется заменить налогом на недвижимость, где земля и имущественные объекты, связанные с ней, будут являться объектами налогообложения.

Налоги в государственном регулировании экономики.

Один из самых главных механизмов воздействия государства на экономическое развитие - это система налогообложения, которая является совокупностью налогов, действующих на территории страны, а так же методы и принципы построения налогов, и это в период перехода к рыночной экономике в России является самой главной и сложной проблемой. Налогообложение может положительно влиять на мно-жествоэкономических процессов, устранять негативные воздействия, устанавливать правовые отношения в обществе.

Налоги влияют на воспроизводство, и осуществляется это посредством налого-

вого регулирования, охватывающего всю экономику, что представляет систему мероприятий по налогообложению, целью которых является вмешательство государства в рыночную экономику в соответствие с концепцией правительства, направленной на перспективы экономического роста. Налоги - это мощный экономический рычаг, с помощью которого государство воздействует на рыночную экономику, они оказывают влияние на структуру совокупного спроса.

Рассмотрим и другую главную сторону. Поступления от налогов - это основная доля государственного бюджета, как России, так и любой другой страны в рыночной экономике, это и часть национального дохода. Эти платежи поступают государству в установленные законодательством сроки и в установленных размерах. Роль налогов можно наглядно определить по таким важным показателям как доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте, которая велика в странах с развитой рыночной экономикой, таких как Германия, Франция, Англия, Соединенные Штаты Америки, Италия, Канада, Швеция.

Налогообложение воздействует на капитал. Налоги при выполнении фискальной функции оказывают влияние лишь при смене капитала из одной формы в другую и наоборот: из товарной в денежную, из денежной в товарную, а система налогового регулирования оказывает влияние на стадии производства и на стадии потребления. Например, косвенные налоги и система налоговых льгот при налогообложении подоходным налогом (налог на доходы физических лиц). При этом контролируется спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход - это основа спроса населения и конечный результат функционирования капитала в фазе производства.

Распространенными методами налогового регулирования в мире можно считать изменение льгот, способов и форм налогообложения, областей распространения налогов, объема налоговых поступлений, диффренциацию налоговых ставок.

Налоги косвенновлияютна экономику, с некоторым опозданием от темпов эконо-

мического роста, нужно своевременно приниматьнеобходимые меры налогового регулирования. Налоги, можно сказать, являютсясредством против циклического развития экономики. Выравнивая темпы экономического роста, налоговый механизм для регулирования спроса на инве-стициииспользуется в практике многими странами. Объемы и темпы производства влекут за собой определенные прогнозируемые налоговые поступления, однако неконтролируемый рост налогов без прогноза и анализа может повлечь спад, депрессию производства, что с целью урегулирования такой ситуации требует снижения ставок налогов или предоставления новых льгот, чтобы повысить стимулы к инвестированию.

Фискальная функция, с помощью которой государство формирует денежные фонды, показывает обязанности налогоплательщиков, а регулирующая функция -использование налогов для стимулирующего воздействия на экономику и показывает обязанности государства перед налогоплательщиками. И чем более слаженно работают эти две функции, тем более совершенна налоговая система и более доступна для населения. Стимулировать экономические процессы возможно через налоговую систему посредством налоговых льгот.

Налоговые льготы выступают в виде изъятий, скидок, кредитов, освобождений от уплаты налогов. Остановимся на различных видах налоговых льгот, и как посредством налогообложения государство воздействует на экономику.

Рассмотрим уменьшение величины налоговой базы, к примеру, путем выведения определенных доходов из налогооблагаемой базы. Так, при исчислении налога на прибыль, налоговая база уменьшается за счет списания части прибыли и отнесение ее к себестоимости продукции, а так же за счет вычетов из общей суммы прибыли уменьшается облагаемая прибыль.

При исчислении налога на доходы физических лиц в России льготы предоставляются индивидуально в фиксированном размере в виде различных вычетов, при исчислении единого налога на вмененный

доход налоговая база уменьшается уплаченные на взносы, отчисляемые на обязательное пенсионное, медицинское страхование.

Следует так же остановиться еще на одном виде льгот, введенном в 2015 году, -налоговых каникулах, которой могли воспользоваться впервые зарегистрировавшиеся предприниматели, осуществляющие определенные виды деятельности.

Согласно статье 346.20 НК РФ «законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей..» [8].Так, для предпринимателей, находящихся на патентной и упрощенной системе налогообложения действует вышеуказанная ставка, но при этом от уплаты взносов во внебюджетные фонды и оплаты налога на доходы физических лиц не освобождаются. Право на льготу действует первые два года деятельности.

Следует отметить, что от налога освобождаются предприниматели, осуществляющие деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению [8].Каждый субъект самостоятельно принимает решение о действии налоговых каникул на территории своего региона. Например, время начала действия в Москве -с 2015 года, в Санкт-Петербурге - с 2016 года.

Налоговые каникулы также выступают стимулом развития определенных отраслей, предприятий, научно-технического прогресса, являются частью налоговой политики, формой государственной поддержки малого бизнеса. Пользуясь льготой, увеличивается платежеспособность налогоплательщиков, открываются новые финансовые перспективы, возможности приобрести новое оборудование, расширить производство, реконструировать или возвести новые производственные или торговые площади, получения дополнительной прибыли.

Государство установило, что в ходе налоговых амнистий прошлых лет налогоплательщики могут уплатить налоги без штрафов, задекларировать неучтенное

имущество. При амнистии 1993 года необходимо было заявить о недоимках и уплатить их в бюджет без штрафов; амнистия 2007 года была проведена только для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, принимались к погашению доходы до 2006 года; при амнистии 2015 года законодательные акты были направлены на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов [13]; амнистия 2018 года предназначена для физических лиц и индивидуальных предпринимателей и предусматривает списание задолженности предыдущих лет по определенным налогам, за указанные периоды, в определенных случаях, определенные доходы подпадали под «путинскую» амнистию.

При формировании государственного бюджета различных стран особое значение имеют подоходные налоги, начисляемые со всех доходов граждан: заработной платы, доходов от предпринимательской, коммерческой деятельности, девидентов. При всей значимости этих налогов в современной налоговой системе развитых стран немаловажноих взаимодействие на стимулирование производства.

При анализе налогообложения инновационной деятельности государство уделяет внимание ряду насущных проблем, и находит пути стимулирования к развитию. Поэтому и главная роль в развитии инновационных процессов принадлежит государству, так как без его поддержки в этой сложнойи выгодной деятельности не обойтись. Место государства в мировой экономике отчасти зависит от степени внедрения и масштаба охвата инновационной деятельности, которая также дает перспективы международной конкурентоспособности. На данный момент по объемам экспорта Россия уступает странам с развитой рыночной экономикой, таким как Германия, Великобритания, Япония, США.

Однако рыночное саморегулирование в России не срабатывает, и производители с опаской применяют инновации, так как существует высокая доля риска, внедрение

инноваций требует больших затрат и это возможно предприятиям при наличии высоких финансовых результатов.

Таким образом, как следствие данного исследования можно сказать, что необходимо участия государства с целью поиска и создания формы финансовой поддержки инновационной деятельности. И такой формой является налоговое стимулирование через систему налоговых льгот. Например, снижение налогового бремени побуждает указанных налогоплательщиков направить освободившиеся средства в инвестиции, расширять или вновь создавать производства.

Применяя установленные налоговые льготы, цена на товар снижается соответственно за счет уменьшения исчисляемых сумм налогов. И итогом может служить проекты, которые ранее казались невыгодными, с применением налоговых льгот стали экономически интересными, снижается стоимость научных, конструкторских проектов.

Большой экономический рост и изменение структуры экономик в таких странах как Индия, Китай, Израиль, Ирландия, был вызван предоставлением налоговых льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность. В России же налоговое законодательство не настолько благосклонно к организациям, предлагающим интеллектуальные, наукоемкие продукты, что подводит к крайней необходимости налогового стимулирования инновационной деятельности.

Научные и инновационные организаций, находясь на традиционных режимах налогообложения, имеют большую налоговую нагрузку: являются плательщиками налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество организаций и земельного налога, и возможно результатом применения ими специального налогового режима являлось бы снижение налогового бремени.

Однако для малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность при специальном режиме налогообложения, освобождение от уплаты НДС усложняет ситуацию в части сотрудничества с другими организациями и сбыта своей

продукции. Фирмы, осуществляющие покупку продукциюмалых инновационных предприятий, применяющих специальные режимы, повторно уплачивают налог с добавленной стоимости, созданной всеми предшествующими компаниями.

Поэтому необходимо и дальше в России расширять систему мер по налоговому стимулированию инновационной сферы. Введение новых льгот для налогоплательщики этой области при применении общего режима налогообложения поможет не потерять связь с организациями сбыта, способствовать получению большей прибыли и с росту налоговых поступлений в бюджет.

Применение санкций налоговых органов также является инструментом налогового регулирования экономики, стимулирует налогоплательщиков к исполнению норм налогового законодательства, ориентируют на использование более эффективных форм хозяйствования.

На протяжении периода с 90-х годов XX века по настоящее время налогообложение оказывало влияние и на экономику сельскохозяйственного производства, обеспечивая условия для расширенного воспроизводства путем введения льгот и снижения налогового бремени. В начале становления налоговой системы были установлены большие ставки по налогу на добавленную стоимость (28%), на прибыль (35%), взносы во внебюджетные фонды (35,6%), действовали и льготы: инвестиционный кредит, налоговые каникулы, ускоренная амортизация; в 2000-е годы снизились ставки налогов на прибыль (24), НДС (18%), ЕСН (26%), при этом были отменены льготы, введен ЕСХН (гл.26 НК РФ); далее следовало снижение ставок налога на прибыль (20%), при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции (0%), страховых вычетов для сельскохозяйственных товаропроизводителей (20,2%), налоговые каникулы по налогу на имущество и землю. Но при этом бремя для сельхозпроизводителей остается тяжелым.

Расширение льготного коридора по налогу на землю для сельскохозяйственных производителей, который является самым существенным для них налогом, и при этом снижение налоговой нагрузки сможет привести к увеличению налоговых поступлений.

Так, для производители в области растениеводства в силу специфики работы получают основной свой доход в конце календарного года, установление новых льгот, либо отмена или смещение сроков уплаты авансовых платежей по налогу на землю, дало бы возможность сельскохозяйственным производителям эти освободившиеся средства направить на покупку семян, сырья, удобрений, новой техники, что соответственно приведет к увеличению производства, и как следствие, увеличатся поступления от налогов в бюджет. Данная ситуация выгодна как производителю, так и государству.

Заключение.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что устойчивое развитие экономики в условиях нестабильной мировой рыночной конъюнктуры не может формироваться только посредством рыночных механизмов. Для стабильного экономического развития и исключения явлений, приводящих к кризисной ситуации, необходимо применение государственных механизмов регулирования, одним из главных инструментов которого являются налоги.

В статье определены основные методы и механизмы такого регулирования, роль налогов и налоговой политики государства в обеспечении условий устойчивого развития различных отраслей, и установлено, что для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени.

Полученные результаты целесообразно применять как при разработке налоговой политики, так и в практике субъектов экономической деятельности в условиях действующей экономики страны, использующих различные системы налогообложения.

В настоящем исследовании наглядно отражен переход нашего государства в

конце XX века в стадию развития рыночной экономики, воздействие его на развитие экономики страны и постоянное совершенствование налоговой системы, Налоговая реформа состоялась, в то время как в стране отмечался спад производства, снижение доходов бюджета, значительное налоговое бремя влекло образование схем ухода от налогообложения.

Посредством установленных видов налогов, постоянно регулируемых налоговых ставок, круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых льгот государственное влияние на экономику страны велико. Государство может содействовать любому виду производств, в том числе продукции высокой степени переработки, развитию инновационной деятельности, способствовать привлечению предприятий к осуществлению и внедрению собственных исследований, увеличению занятости, пресечения злоупотребления льготами.

Можно сказать, что налогообложение в России является основным инструментом государственного регулирования. От налогообложения зависит соотношение издержек производства и цены товаров, уменьшение ставок налогов и введение льгот является стимулом развития всех отраслей, формой государственной поддержки малого бизнеса, возможностью новых финансовых источников, введению новых производственных мощностей, привлечению большего количества наемных работников, расширения производства, получения большей прибыли, увеличения платежеспособности, и наконец от правильно функционирующей системы налогообложения зависит рост налоговых доходов бюджета и в целом доходы консолидированного бюджета.

В статье рассмотрена возможность применения новых методов государственного регулирования путем расширения льготного коридора для сельскохозяйственных производителей, налогоплательщиков в области инновационной деятельности с целью увеличения налоговых поступлений, а соответственно и доходов бюджета.

Библиографический список

1. Andrei Shleifer Government in transition // European Economic Review 41 (1997) pp. 385-410.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Часть первая.

3. Anders Aslund. Russian Economic Reform at Risk - London; New York : Pinter, Distributed in the United States and Canada by St. Martin's Press, 1995, 212 pages.

4. Ze Zhu. Changing Tax Structure in China: An Empirical Study [сайт]. URL: www.isnie.org/ISNIE06/Papers06/06.1/zhu full paper.doc (дата обращения: 20.10.2018).

5. Jane H. Malme, Natalia Kalinina, Property tax developments in the Russian Federation // The Development of Property Taxation in Economies in Transition, Washington, D.C: The World Bank, 2001, pp 67-84.

6. Назаров В. С. Налоговая система России в 1991-2008 годах. История новой России. URL: http://www.ru-90.ru/ node/1170 (дата обращения: 20.10.2018).

7. Литвинцева Г. П., Воронкова О. В., Стукаленко Е. А. Инновационный процесс и налоговая система России: кто кого? // Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): десять лет спустя / под ред. Р. М. Нуреева. Ч. III. М., 2010. 244 с.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. Часть вторая.

9. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 24.07.2002 № 104-ФЗ (ред. от 25.06.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Филиппова Н.А., Создаева О.Ю. Зарубежный опыт налогового стимулирования малого инновационного бизнеса и возможности его использования в России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35. С. 51-58.

11. Федеральный закон от 31.12.2002 № 198-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

12. Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

TAXATION IN RUSSIA DURING THE TRANSITION TO A MARKET ECONOMI.

TAXES AS AN INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE ECONOMI AT THE END OF THE 20TH AND BEGINNING OF THE 21TH CENTURIES

S.V. Vasilyev, student Lomonosov Moscow state university (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents the results of the study of the formation of the tax system in Russia at the end of the 20th and beginning of the 21st centuries, carrying out tax reform in the transition to a market economy. The methods of state regulation of the economy are developed, and taxes are considered as tools for this regulation at the end of the 20th and early 21st centuries. The author made a brief insight into the history of the development of the Russian taxation starting from the 90s of the 20th century, the beginning of the reform and the introduction of the Tax Code of the Russian Federation into force, in order to understand the economic laws of the phenomenon of taxes.The chronological framework of the study is the period from the end of the 20th century to the present day.

Keywords: tax system, tax reform, taxes, tax policy, state regulation of the economy, market economy, economic growth, tax regulation, taxation, stimulation of economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.