Научная статья на тему 'Содержание налогового регулирования и его основные инструменты'

Содержание налогового регулирования и его основные инструменты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2116
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX REGULATION / ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ / FUNCTION OF TAXES / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / ИНСТРУМЕНТЫ / TOOLS / ЛЬГОТЫ / BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигунова Екатерина Николаевна

Раскрывается содержание налогового регулирования как элемента налогового менеджмента и составной части налоговой политики, направленного на получение определенных социально-экономических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF TAX REGULATION AND ITS MAIN TOOLS

The article reveals the tax regulation as an element of tax management and part of fiscal policy aimed at obtaining certain socio-economic results.

Текст научной работы на тему «Содержание налогового регулирования и его основные инструменты»

организационные основы деятельности Государственного Совета Чувашской Республики и органов местного самоуправления.

Список литературы

1. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. .№1400 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39, ст. 3597.

2. Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. № 1723; Об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы: положение // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 43, ст. 4089.

3. О реформе высшего органа государственной власти и местных советов народных депутатов в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 21 октября 1993 г. // Советская Чувашия. 1993. 26 окт.

4. О Государственном Совете Чувашской Республики: закон Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г. (ред. от 27.11.1998) // Советская Чувашия. 1993. 1 дек.

5. О признании полномочий депутатов Государственного Совета Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 21 июня 1994 г. № 2 // Советская Чувашия. 1994. 24 июня.

6. О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики»: закон Чувашской Республики от 26 августа 1994 г. № 3 // Советская Чувашия. 1994. 6 сент.

7. По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 г.: постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 1995 г. № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 4.

8. О Конституционной комиссии Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 15 июля 1994 г. № 33 // Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики. 1994. № 1.

9. О подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики: указ Президента Чувашской Республики от 03 августа 1994 г. № 75 // Правительственный вестник. 1994. № 21.

10. О проекте Конституции Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 31 января 1997 г. № 587// Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики.1997.№ 16.

11. О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 16 декабря 1994 г. № 139. Документ официально опубликован не был. Материалы архива Государственного Совета Чувашской Республики.

ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, зав. кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex. ru

DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Laws, Head of Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: mvdemidov@yandex.ru

УДК 336.02

СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Е.Н. Жигунова

Раскрывается содержание налогового регулирования как элемента налогового менеджмента и составной части налоговой политики, направленного на получение определенных социально-экономических результатов.

Ключевые слова: государство; экономика; налоговое регулирование; функция налогов; налоговая политика; инструменты; льготы.

E.N. Zhigunova. CONTENT OF TAX REGULATION AND ITS MAIN TOOLS The article reveals the tax regulation as an element of tax management and part of fiscal policy aimed at obtaining certain socio-economic results.

Keywords: state; economy; tax regulation; the function of taxes; tax policy; tools; benefits.

Налоговое регулирование является одним из наиболее динамичных элементов налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства государства в ход выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

Существующие в специальной литературе определения налогового регулирования достаточно схожие и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия.

Налоговый словарь определяет налоговое регулирование как «мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем: изменения вида налогов; изменения налоговых ставок; установления налоговых льгот; повышения или снижения общего уровня налогообложения; отчислений в бюджет [14, с. 352].

Большой экономический словарь характеризует налоговое регулирование как «совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции» [8, с. 483].

Авторы Финансово-кредитного энциклопедического словаря также рассматривают налоговое регулирование как составную часть налоговой политики, которую они, однако, сводят лишь к налоговым льготам [9, с. 213].

С.В. Барулин считает, что «налоговое регулирование - это составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий. Процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени» [6, с. 24].

Можно согласиться с мнением Ю.Б. Иванова, В.В. Карповой и Л.Н. Карпова о том, что

под налоговым регулированием следует понимать «целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов» [11, с. 118].

Обобщая общепринятые точки зрения, приходим к выводу, что налоговое регулирование является направленным воздействием государства посредством налоговой политики на экономику и балансирование бюджета.

Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование как процесс базируется на сознательном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально-экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования [12].

В налоговом регулировании уживаются две взаимосвязанные методологические посылки, вытекающие из природы самих налогов: с одной стороны, это использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджета и решения фискальных задач, а с другой - использование налоговых инструментов для регулирования экономики в целом.

Конечной целью налогового регулирования является создание государством необходимых условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом [6].

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные субъекты предпринимательства, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоговое регулирование активно влияет на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но социально важных сферах производства и услуг.

Налоговое регулирование затрагивает также и социальную сферу. Это относится к экологии и окружающей среде, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов - важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

Налоговое регулирование реализуется путем применения специальных инструментов -средств налоговой политики.

Согласно мнению И.А. Майбурова, под инструментом налогового регулирования понимается совокупность норм налогового законодательства, которые обеспечивают воздействие государства на хозяйственное поведение налогоплательщика через его экономические интересы для достижения определенного экономического, социального или иного полезного результата [12].

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стиму-

лирование и налоговые «антистимулы» (санкции, сдерживание).

Налоговое стимулирование представляет собой один из мотивационных механизмов, оно основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени, ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования. Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков.

Налоговое сдерживание - менее распространенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т.п. [6]. Такая политика проводится государством, как правило, в период экономического кризиса или войн. Однако, как показал опыт проведения такой политики в России в 90-х гг., в результате ее проведения произошло массовое уклонение от уплаты налогов и сокрытие финансовых ресурсов путем перевода их на счета в зарубежных банках.

Налоговое стимулирование является одним из важнейших элементов механизма налогового регулирования, оно связано прежде всего с предоставлением налоговых льгот и преференций.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые преференции, они подразделяются на три основные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты [6].

Остановимся более подробно на составе, экономическом содержании, отличительных признаках и практике применения трех названных групп налоговых преференций (льгот).

Первую группу льгот, в которую входят: налоговая амнистия, освобождение от уплаты налога, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговой ставки и образование консолидированных групп - можно условно объединить под общим названием «Налоговые освобождения».

Налоговая амнистия - освобождение лица, совершившего налоговое нарушение, от ответ-

ственности за это нарушение. Применяется в отношении лица, совершившего налоговое нарушение по небрежности и добровольно заявившего в налоговый орган о совершенном им нарушении и готовности принять все возможные меры по ликвидации последствий этого нарушения [7].

Целями проведения налоговой амнистии обычно являются: пополнение бюджета за счет поступления налоговой задолженности; расширение налоговой базы путем вовлечения средств из теневого в легальный оборот. После проведения налоговой амнистии может улучшиться налоговая дисциплина. Это связано с возвращением лиц, прежде не плативших налоги, в лоно налоговой системы и наделением их налоговыми обязанностями.

В то же время, в результате проведения налоговой амнистии, может возникнуть несправедливость по отношению к добросовестным налогоплательщикам.

В рамках современной налоговой системы были проведены следующие «налоговые амнистии».

Первая «налоговая амнистия» проводилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. №1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году» [3], которым было установлено, что предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, объявившие до 30 ноября 1993 г. включительно о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах за 1993 г. и предшествовавшие годы и внесшие их в тот же срок в республиканский бюджет Российской Федерации в полном объеме, освобождались от применения санкций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

Вторая «налоговая амнистия» проводилась согласно Федеральному закону от 30.12.2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», дававшему возможность с 1 марта 2007 г. и до 1 января 2008 г. физическим лицам, получившим доходы до 1 января 2006 г., но не уплатившим с них налоги, задекларировать эти доходы, фактически «легализовать» их. Такое право предоставлялось всем физическим лицам, в том числе и индивидуальным предпринимателям [4].

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» предоставлено право осво-

бождения от уголовной ответственности лиц, осужденных по фактам уклонения от уплаты налогов, сокрытия денежных средств или имущества от уплаты налогов, преднамеренному или фиктивному банкротству, в случае выполнения ими обязательств по возмещению убытков государству [2].

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков применяется как по отношению к личным налогам физических лиц, так и к налогам, уплачиваемым юридическими лицами.

Налоговые изъятия могут быть определены как исключение из объекта налогообложения отдельных элементов (операций, видов доходов и т.д.) [5]. Например, в отношении налога на прибыль налоговые изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли, т.е. не подлежат налогообложению. К примеру, при определении налоговой базы по прибыли не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ. К данному виду доходов можно отнести, например, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации.

Налоговые каникулы - это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени. Так, в течение первых пяти лет резиденты как промыш-ленно-производственных, так и технико-внедренческих экономических зон освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Причем льгота по налогу на имущество действует с момента постановки его на учет, а земельного налога - с момента получения прав собственности.

Понижение налоговых ставок - это полное или частичное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Например, в соответствии со ст. 164 НК РФ установлены различные ставки налога на добавленную стоимость: 0% - для экспортируемых товаров, 10% - для реализации продуктов питания и детских товаров, 18% - для реализации иных товаров, работ, услуг.

Образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, которые направлены на снижение налоговых обязательств в целом по группе, по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, ис-

численными по каждому участнику в отдельности.

Вторая группа «Налоговые скидки» является более сложной по порядку своего построения группой налоговых преференций, получение прав на которые сопряжено с разнообразными условиями.

Это группа налоговых льгот, направленных на уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и некоторых видов доходов.

Необлагаемый минимум - это прямой вычет фиксированных сумм из налоговой базы.

Следующей разновидностью налоговых скидок являются налоговые вычеты - исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов. В настоящий момент такая налоговая преференция установлена, например, при налогообложении налогом на доходы физических лиц в виде стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитиро-ванные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами [6].

Инвестиционные скидки предполагают вычеты из налогооблагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога.

Одной из разновидностей налоговых скидок, направленных на стимулирование инвестиций и обновление основных фондов, выступает механизм ускоренной амортизации. Его использование позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль и налогу на имущество и получить значительный по размеру источник финансовых ресурсов, необходимый для замены устаревшего производственного оборудования новым.

Самым сложным элементом в системе налоговых преференций является третья группа - налоговый кредит.

Налоговые кредиты характеризуются следующими чертами:

- предполагают прямое сокращение налоговых обязательств плательщика перед бюджетом путем уменьшения суммы налога и (или) отсрочки (рассрочки) платежа при определен-

ных (законодательно установленных) условиях. Причина тому - их преимущественно целевая направленность на снижение налогового бремени и на развитие социально-экономической базы пользователей и территорий, что в конечном итоге способствует росту производства, а значит, увеличению налоговых поступлений;

- в значительной степени учитывают имущественное положение налогоплательщика, чем другие виды льгот.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных оснований на срок, не превышающий один год, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности [1].

По решению Правительства Российской Федерации может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года.

Если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, в таком случае, отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации на срок, не превышающий пять лет.

Инвестиционный налоговый кредит - это самостоятельный вид целевого налогового кредита, направленный исключительно на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. В случае включения организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации» инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до 10 лет.

К налоговым «антистимулам» можно отнести налоговое сдерживание и систему налоговых санкций.

Налоговое сдерживание - менее распро-

страненная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике.

Налоговая ответственность - применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и налоговым агентам налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Помимо налоговой ответственности, за нарушение налогового законодательства лицо может быть привлечено к административной и уголовной ответственности. Налоговые санкции - важный инструмент налогового регулирования, играющий двоякую роль [13]:

- обеспечивание надлежащего исполнения налогового законодательства;

- ориентирование предприятия на использование более эффективных форм хозяйствования и управления (позволяющих минимизировать налоговые санкции).

Для достижения целей налогового регулирования необходимо правильное сочетание налогового стимулирования и сдерживания, которое обеспечит баланс интересов всех сторон налоговых отношений. Различные методы государственного налогового стимулирования должны не только использоваться в сочетании друг с другом, но и необходим их синтез с другими сферами государственного регулирования экономики.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. Текст с изм. и доп. М.: Эксмо, 2012. 832 с.

2. Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 02.07.2013 г. № 2559-6 ГД.

3. О проведении налоговой амнистии в 1993

году: указ Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1773.

4. Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами: федер. закон от 30.12.2006 г. № 269-ФЗ.

5. Акимова Е.В. Налоговые льготы. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. 312 с.

6. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008. 269 с.

7. Большой бухгалтерский словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 1999. 574 с.

8. Большой экономический словарь / под ред. А.Б. Борисова. 3-е изд. М.: Книжный мир, 2010. 860 с.

9. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 605 с.

11. Иванов Ю.Б., Карпова В.В., Карпов Л.Н. Налоговое планирование: принципы, методы, инструментарий: монография. Х.: ИД «ИНЖ-ЭК», 2006.

12. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбу-рова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 519 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Налоги и налогообложение / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 6-е изд. СПб., 2007. С. 31; Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

14. Началов А.В. Налоговый словарь. М.: Статус-кво, 2004.

ЖИГУНОВА Екатерина Николаевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ankhief@ mail.ru

ZHIGUNOVA, Ekaterina Nikolaevna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ankhief@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.