Научная статья на тему 'Основные направления реализации государственной молодежной политики в вузе'

Основные направления реализации государственной молодежной политики в вузе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2518
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ВУЗЕ / СТРА ТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ / YOUTH / YOUTH AFFAIRS POLICY / YOUTH POLICY IN AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / STRATEGY OF GOVERNMENTAL YOUTH POLICY / YOUTH PROJECTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Седых Вячеслав Евгеньевич

В статье раскрывается роль и значение государственной молодежной политики для общества, государства и личности человека, определена роль вуза в реализации государственной молодежной политики, разработана и простроена многоуровневая система сквозного взаимодействия документов, обеспечивающих взаимодействие на федеральном, региональном уровнях и уровне вуза. Определены основные направления реализации государственной молодежной политики в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Седых Вячеслав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and the significance of governmental youth policy for the society, state and human personality, the role of an institution of higher education in the realization of governmental youth policy is revealed, many-leveled system of reach-through interaction of documents that provide interaction on federal, regional and institutional levels is worked out and built up in the article. Main directions of realization of governmental youth policy in an institution of higher education are revealed.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации государственной молодежной политики в вузе»

ЮВЕНОЛОГИЯ

УДК 378

Седых Вячеслав Евгеньевич

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Н. Новгород

sedyich@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ВУЗЕ

В статье раскрывается роль и значение государственной молодежной политики для общества, государства и личности человека, определена роль вуза в реализации государственной молодежной политики, разработана и простроена многоуровневая система сквозного взаимодействия документов, обеспечивающих взаимодействие на федеральном, региональном уровнях и уровне вуза. Определены основные направления реализации государственной молодежной политики в вузе

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, молодежная политика в вузе, стратегия государственной молодежной политики, молодежные проекты.

Проблема реализации государственной молодежной политики является весь. ма значимой в настоящее время. Молодежь, как особая социально-демографическая группа, является научным и социально-экономическим потенциалом государства, с одной стороны наследующим уже достигнутый уровень развития общества и формирующим его будущее развитие с другой. Актуальность проблемы самореализации молодежи, вовлечения ее в экономическую, социокультурную и общественно-политическую жизнь подтверждается активной научной и законотворческой деятельностью в этом направлении. Особая роль в этом процессе принадлежит высшим учебным заведениям как культурным и образовательным центрам, непосредственно взаимодействующим с молодым поколением и оказывающим формирующее воздействие на становление личности будущего специалиста.

Изучение термина «молодежь» в педагогической литературе показывает, что данная категория рассматривается большинством исследователей как потенциально наиболее значимая как для развития отдельных социальных институтов, так и для государства в целом. Молодежь рассматривается как мобильный носитель инновационных решений и перемен, человеческий капитал, закладывающий основу будущего развития. С другой стороны, исследователи подчеркивают и необходимость грамотного сопровождения и поддержки молодежи с целью формирования общественного мнения и управления социальными процессами [2].

Высшее учебное заведение взаимодействует с молодыми людьми в момент проектирования их

личностной траектории профессионального развития, передавая и закрепляя образовательные ценности, идеи и приоритеты как на уровне социума, так и на уровне отдельной личности. Учитывая это обстоятельство, реализация молодежной политики в вузе является одной из ведущих задач современного профессионального образования.

Реализация эффективной молодежной политики в вузе невозможна без уточнения и конкретизации понятия «молодежная политика».

Государственная молодежная политика рассматривается как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив [3].

Государственная молодежная политика выражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека [4].

Изучение нормативных документов показало, что основной целью государственной молодежной политики являются развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России [5]. Данная цель раскрывается в следующих приоритетных направлениях:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;

- развитие созидательной активности молодежи;

© Седых В.Е., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

191

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

На основании данных приоритетов строится и государственная молодежная политика на уровне субъекта федерации. В частности, закон «О молодежной политике в Нижегородской области» определяет молодежную политику в регионе как «частью молодежной политики Российской Федерации и представляет собой деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, направленную на обеспечение социально-экономического, политического, культурного и духовного развития молодежи, а также соблюдение их прав на территории области» [1].

Также на основании федерального законодательства были определены и следующие приоритеты в реализации государственной моложенной политики на уровне региона:

- содействие социальному, культурному, духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и физическому развитию молодежи;

- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

- создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития самой молодежи;

- создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности молодежных и детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию молодежи, а также защита и охрана их прав [1].

Учитывая, что вуз является ключевым элементом образовательной системы региона и транспонируя данные приоритеты в практику образовательной, социальной, научной деятельности вуза, мы можем определить цели, задачи, ведущие принципы и идеи реализации государственной молодежной политики в системе высшего учебного заведения.

Анализ и уточнение понятия «государственная молодежная политика», перенос его на уровень высшего учебного заведения, позволил нам

определить молодежную политику в вузе как деятельность, направленную на обеспечение социально-экономического, политического, культурного и духовного развития молодежи, реализуемую учебным заведением.

Раскрывая основные направления реализации государственной молодежной политики в вузе, мы видим, что они являются частью непрерывного целостного процесса, системно объединяющего деятельность по реализации государственной молодежной политики на международном и федеральном уровнях, региональном уровне и уровне учебного заведения.

Реализация государственной молодежной политики в вузе состоит в интеграции усилий общества, государства, производства и образования на единой концептуальной основе, задающих оптимальные условия и оптимальную среду, необходимую для развития личности молодых людей и функционирования вуза как института развития, социализации и профессионализации молодежи.

Исследование показало, что в вузах не ставится задача реализации государственной молодежной политики, а как следствие этого нерешенными остаются задачи развития созидательной активности молодежи, разностороннего развития личности будущих специалистов, полного включения молодых людей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Именно образовательная деятельность в высшем учебном заведении должна быть направлена на развитие личности, формирование социальных и профессиональных качеств молодых людей.

Главные ориентиры реализации государственной молодежной политики в вузе сформулированы в нормативных документах, составляющих правовую основу этого процесса как на уровне государства и региона, так и на уровне образовательного учреждения: Всеобщая декларация прав человека; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1965 г. .№2037 (ХХ) «О распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 ноября 1981 г. .№36/17 «Каналы связи между Организацией объединенных наций и молодежью и молодежными организациями»; Конституция РФ (принята 12.12.1993 г.); Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»; Федеральный Закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О госуцарствен-ной поддержке молодежных и детских обществен-

Рис. 1. Структура реализации государственной молодежной политики

ных объединений»; Указ Президента РФ от 6 марта 1995 года .№242 «О национальном фонде молодежи»; Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»; Указ Президента РФ от 25 января 2005 г. №76 «О дне российского студенчества»; Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. №325 «О мерах государственной

поддержки талантливой молодежи»; Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ»; Областной программой «Молодежь Нижегородской области» на 2007-2011 гг.

В данных документах указывается, что основной задачей государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

193

молодежи в интересах общественного и государственного развития, повышения конкурентоспособности будущих специалистов, формирование кадрового резерва для государства в целом и для региона в частности.

В представленной структуре реализации государственной молодежной политики (рисунок 1) показано осуществление мер по реализации государственной молодежной политики, нормативное обеспечение реализации государственной молодежной политики на уровне государства, региональном уровне и уровне учебного заведения.

Федеральный уровень представлен организационными и управленческими документами, выступающими основой реализации государственной молодежной политики, определяющими ключевые понятия и приоритетные направления данного процесса и являющимися правовой основой реализации государственной молодежной политики на региональном уровне и уровне образовательного учреждения.

Региональный уровень реализации государственной молодежной политики, обеспечивает решение задач, связанных со спецификой социально-экономической деятельности региона, реализации целевых программ по поддержке молодых специалистов и развитию молодежных движений.

Уровень образовательного учреждения позволяет не только решать сложные проблемы и задачи реализации государственной молодежной политики в образовательном процессе вуза, но и создавать проекты, разрабатывать методики, планы, программы, определяющие стратегию реализации государственной молодежной политики в вузе и систему взаимодействия образовательного учреждения с предприятиями и организациями региона для решения задач развития личности будущих специалистов.

Исходя из предложенной структуры, можно сделать вывод, что государственная молодежная политика является динамично формирующимся элементом общей политики государства с единой концептуальной основой, создающей условия для личностного и профессионального развития молодежи.

Анализ нормативных документов на всех уровнях показал, что основными направлениями реализации государственной молодежной политики в вузе являются:

- выявление и поддержка талантливой молодежи;

- выработка у молодых граждан навыков эф-

фективного поведения на рынке труда, положительной трудовой мотивации.

- подготовка кадрового резерва для региона;

- разработка и реализация молодежных проектов;

- развитие молодежной науки;

- содействие разностороннему и своевременному развитию молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

Государственная моложенная политика является системным явлением, нормативно обоснованным на федеральном, региональном и местном уровнях. Единство стратегических задач и направлений реализации государственной молодежной политики обеспечивает комплексность ее реализации на федеральном, региональном уровне и уровне учебного заведения, единое правовое регулирование данного процесса, согласованность в работе образовательного учреждения, предприятий и органов по работе с молодежью разного уровня, гармоничное включение вуза в процесс реализации государственной молодежной политики как базового учреждения осуществляющего работу со студенческой молодежью.

Библиографический список

1. О молодежной политике в Нижегородской области [Электронный ресурс]: Закон Нижегородской области №70-З от 25 апреля 1997 г. (с изменениями от 21 июня 2001г., 27 декабря 2002 г., 17 марта 2006г., 5 мая, 25 декабря 2008 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 696 с.

3. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под ред. М.П. Переверзева. - М.: ИНФ-РА-М, 2007. - 238 с.

4. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.