УДК 316.334.3 ББК 66.3(0),4
DOI 10.22394/1682-2358-2017-6-102-107
R.A. Levochkin, post-graduate student at the Political Science and Public Administration Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
THE MAIN DIRECTIONS OF OPTIMIZATION OF THE STATE YOUTH POLICY
IN THE REGION
The main directions of optimization of the state youth policy in the region are investigated. The author marks out the institutional frameworks of staffing policy implementation. Special attention is paid to the staffing of youth policy. As a result of the research, a number of proposals are made regarding the implementation of the state youth policy at the regional level.
Key words and word-combinations: youth, state youth policy, optimization of state youth policy.
Р.А. Левочкин, аспирант кафедры политологии, государственного и муниципального управления Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: е1ет12@тай.т)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
Аннотация. Исследуются основные направления оптимизации государственной молодежной политики в регионе. Обозначены институциональные рамки реализации кадровой политики. Особое внимание уделяется кадровому обеспечению молодежной политики. Формулируется ряд предложений по реализации государственной молодежной политики на региональном уровне.
Ключевые слова и словосочетания: молодежь, государственная молодежная политика, оптимизация государственной молодежной политики.
Оп
'птимизация государственной политики в молодежной сфере является непрерывным процессом ее модернизации, с выбором наиболее эффективных и целесообразных направлений и учетом влияния общественных изменений и иных факторов. Выбор базовых направлений оптимизации государственной молодежной политики зависит не только от положения дел в молодежной среде, но и от эффективности осуществляемой в регионе соответствующей политики. При этом необходимо про-
102
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6
ведение научных исследований по ряду причин. Во-первых, с целью выбора наилучшего варианта стратегий государственной молодежной политики в соответствии со спецификой региона необходим анализ теоретико-методологической базы; во-вторых — обоснование оптимальных векторов модернизации молодежной политики и анализ ее ресурсного обеспечения; в-третьих — определение базовых направлений модернизации молодежной политики в регионе.
С.Н. Чирун отмечает, что оптимизация механизмов и способов реализации государственной молодежной политики в регионе является процессом приведения ее в положение, наиболее благоприятным образом соответствующее интересам молодых граждан и населения региона в целом [1, с. 137]. В этом случае оптимизация будет направлена на корректировку и модернизацию каких-либо положений или молодежной политики в целом, хода и условий ее исполнения в регионе.
Оптимизации государственной молодежной политики содействует реализация принципов, целей и современных требований, представленных в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р и формируют, на наш взгляд, институциональные рамки ее реализации на региональном уровне [2].
Указанные требования выражаются в следующих положениях:
1. Инициатива молодых граждан — это потенциал развития Российской Федерации (поддержка и содействие в становлении гражданских инициатив молодых граждан, поощрение молодежного самоуправления, стимулирование работы детских и молодежных общественных объединений).
2. Интересы молодых граждан должны быть направлены на благо общества (переподготовка работы молодежных центров в соответствии с интересами молодежи и современными потребностями, а также формирование новейшей инфраструктуры молодежной политики).
3. Инвестиционность и инновационность (установление принципа длительного инвестирования на расходы в области государственной молодежной политики, а также прогноза вероятного объема прибыли).
4. Сотрудничество и интеграция (обозначение приоритетности государственной политики в области молодежи как межотраслевой сферы, совокупное применение материальной основы учреждений различных ведомств; подготовка молодежных разделов в инвестиционных и целевых программах различных уровней).
5. Информативность (интерактивное взаимодействие молодежи и государства в информационных мировых сетях; формирование всероссийского молодежного информационного портала).
6. Диверсификация государственной молодежной политики (применение многогранного подхода к молодым гражданам по возрастным и социальным группам, создание новых технологий и средств в работе с молодежью).
7. Диалог с молодыми людьми («круглые столы», встречи, проведение фес-
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6 III 3
тивалей инициатив молодежи, формирование общественных объединений творческой, сельской, рабочей в силовых структурах молодых граждан).
8. Общедоступность социальных услуг (снабжение учреждений в области молодежной политики современным оборудованием, увеличение роли экономических секторов в привлечении ресурсов).
В каждом конкретном регионе государственная политика в области молодежи имеет свою специфику, конкретизированную особенностями региональной стратегии и уровнем социального и экономического развития. К примеру, в Орловской области эта стратегия отражается в подготовке и исполнении программы по увеличению уровня жизни населения [3] — одном из направлений деятельности органов власти и управления региона. В ней делается акцент на принципиально важный момент: пришло время изменить кризисную психологию выживания, безысходности на позитивную, рассчитанную на поддержку общества и собственные силы. Нужна стратегия управления, ориентированная на человека, на социальный рынок.
Государственная молодежная политика в контексте стратегии качества должна быть направлена на повышение уровня жизни молодых граждан. Ее базовые векторы следует реализовывать с учетом представления программы приоритетов, что требует оптимизации механизма региональной молодежной политики.
Осуществление программно-целевого подхода в этой деятельности предполагает установление промежуточных и перспективных целей развития учреждений; формулировку базовых направлений, целедостижения; выработку критериев, конкретных задач, средств, путей реализации стратегических направлений развития; создание программ, подпрограмм для решения важных задач в поле имеющегося потенциала ресурсного обеспечения.
Реализация программно-целевого подхода сопровождается переменой стиля управления. Программно-целевое управление предполагает анализ перспективы, что отвечает креативно-активному подходу к управлению, осуществляемому в определенных проектах. Социальные программы являются их текстовыми формами. П.Н. Беспаленко обосновывает, что они могут быть оригинальными ступеньками к триумфу конечных целей общественного проекта, базовыми инструментами его исполнения [4, с. 68]. Именно в программах реализуется социальный проект в виде текстового документа. Из этого следует, что общая молодежная политика в регионе, ориентированная на увеличение уровня жизни молодых граждан, должна представлять собой текстовую форму специфического общественного проекта, то есть это социальное нововведение сформированное его инициаторами. В.П. Щербакова отмечает, что модернизацией социального проекта могут быть решены задачи повышения качества самореализации и социализации молодых граждан, а также задачи по целесообразному использованию молодежного капитала страны [5, с. 283].
Претворение в жизнь молодежной программы предусматривает использование новейших социальных технологий и, как правило, они еще не ап-
104
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6
робированы в силу инновационности их технологии. Все это предполагает модернизацию философии социального проектирования в области молодежной политики. Базой для новой концептуальной установки является субъективно-субъективная парадигма общественного взаимодействия, где ни один из участников данного процесса не использует другого для достижения своих личных целей, отношения базируются на взаимном заинтересованном партнерстве [6].
Осуществление государственной молодежной политики в регионе обеспечивается концептуальностью проектирования, что означает следующее:
— существование системы принципов при формировании молодежных программ;
— наличие единого замысла проекта в достижении баланса между его инициатором и молодежью;
— социально-технологическое обоснование при разработке мероприятий.
В ходе формирования и реализации молодежной политики важно установить ключевое звено, при помощи которого можно эффективно решить целый спектр проблем. Как показывает опыт, в роли такого ключевого звена выступает кадровое обеспечение в сфере региональной молодежной полити-кии. А.Л. Елисеев считает, что невозможно совершенствовать государственную молодежную политику без квалифицированных кадров. Важно предусмотреть комплекс мер поддержки и закрепления специалистов в этой области в разных условиях [7, с. 80].
Государственная молодежная политика обязана сопровождаться системой мер, создающих одобрительнее общественное мнение. Эта работа может осуществляться по направлениям: поиск кадров исследователей, вырабатывающих проблему оптимизации молодежной политики; реализация определенных исследований по данной проблеме; публикация аналитических трудов; подготовка статистических данных по проблемам молодежи; публицистические выступления в СМИ.
Деятельная молодежная политика может быть реализована только при решенных ресурсных проблемах с помощью нескольких источников на базе принципов многоуровневого финансирования: во-первых, за счет средств, выделенных из федерального бюджета; во-вторых, из бюджета области; в-третьих, из фонда социального развития. Регулирование области молодежной политики связано с нормативно-правовым обеспечением с помощью результативного использования существующих законов и других нормативно-правовых актов, а также с применением новых законов в реально существующей ситуации.
Государственная поддержка в области молодежи на региональном уровне нуждается в модернизации и переходе к инновационной модели управления на базе прогнозирования, глубокого анализа и демократических принципов. Это должно решаться в первую очередь путем взаимодействия муниципальных и государственных структур с молодежными общественными организациями. Механизм молодежной политики вырабатывается в процессе форми-
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6 111^
рования системы обеспечения, обладающей организационно-управленческим элементом, нормативно-правовым обеспечением, научно-аналитическим и ресурсным обеспечением. Отметим, что процесс создания молодежных региональных структур еще не завершен. Это связано с несовершенством системы ресурсного обеспечения, законодательной базы и иных проблем, требующих решение.
Таким образом, главными проблемами политики в молодежной сфере являются отсутствие полной законодательной базы для решения молодежных проблем; немногочисленность специалистов в структурах по делам молодежи на различных уровнях; недостаточность финансового и технического оснащения этой работы; отсутствие координации и неурегулированность взаимоотношений в деятельности различных ведомств, что приводит к несвоевременному принятию эффективных решений; недооценка со стороны руководящих структур молодежных проблем; недостаточное научное и методическое обеспечение социальной работы с молодежью и государственной молодежной политики на уровне региона.
Вопреки тому, что ежегодно высшие учебные заведения выпускают немало специалистов в области работы с молодежью, у выпускников низкая мотивация работать по специальности, а также существует проблема с их трудоустройством. Для этого первоочередной задачей является разработка механизма по подготовке специалистов молодежной сферы с учетом требований в данной отрасли, а также закрепление сформированной профессиональной модели специалиста в сфере молодежной политики.
Возникает потребность в возобновлении деятельности институтов гражданского общества, на содействие которых может рассчитывать молодежь Российской Федерации: молодежных совещательных и представительных структур, политических партий, молодежных средств массовой информации, ассоциаций предпринимателей, независимых профсоюзов и иных. Такие институты смогут направить энергию и потенциал молодых людей на благо общества. Органы молодежного представительства, с одной стороны, расширяют сферу своего воздействия в органах муниципального и государственного управления, а с другой — реализуют интересы молодых граждан в легальных институтах власти.
Молодые граждане могут принимать участие в принятии решений органами власти, напрямую касающихся их жизни, а также в создании системы содействия инициативам молодежных общественных организаций. Наличие и работа молодежных общественных организаций является показателем зрелости гражданского общества. В связи с этим возникает потребность в модернизации системы мер, направленных на формирование условий и возможностей для эффективной самореализации молодежи [8, с. 97] . Подготовка и осуществление молодежной политики, опирающейся как на интересы молодых граждан, так и на стратегические цели развития субъектов РФ, превращается в необходимость, в важный фактор повышения качества.
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2017. Vol. 17. № 6
Библиографический список
1. Чирун С.Н. Молодежная политика в регионе: пути оптимизации, методология // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004. С. 133-139.
2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 нояб. 2014 г № 2403-р // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.
3. О государственной молодежной политике в Орловской области: Закон Орловской области от 3 дек. 2010 г. № 1154-ОЗ (в ред. от 25 дек. 2013 г.) // Орловская правда. 2010. № 181.
4. Беспаленко П.Н. Проектирование государственной молодежной политики в практике муниципального управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2001.
5. Щербакова В.П. Государственная молодежная политика в современном российском обществе как фактор оптимизации социальной адаптации молодежи // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. С. 276-287.
6. Батурин В.С. Новая парадигма социальной деятельности как определяющее условие построения правового государства // XXI век: будущее России в философском измерении: материалы Второго российского философского конгресса. Т. 2: Социальная философия и философия политики. Екатеринбург, 2013. С. 102-103.
7. Елисеев А.Л. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальных уровнях // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 3 (14). С. 79-82.
8. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Региональная государственная молодежная политика: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 52. С. 87-100.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6 107