УДК 614.8
H.H. Свентская, A.B. Виноградов
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), Москва
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ-112
В статье приводится анализ функционирования системы-112, введенной в постоянную эксплуатацию. Представлены основные направления по развитию и совершенствованию системы-112.
Ключевые слова: система-112, анализ функционирования, статистические данные, направления совершенствования и развития системы-112.
N. V. Sventskaya, А. V. Vinogradov
THE BASIC DEVELOPMENT OF THE SYSTEM-112
The article analyzed the operation of the 112 system. The main directions for the development and improvement of the system-112 are presented.
Keywords: system-112, analysis of functioning, statistical data, areas of improvement and development of the system-112.
В настоящее время в 16 субъектах Российской Федерации успешно проведены государственные приемочные испытания и система-112 введена в постоянную эксплуатацию: Белгородская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Ростовская, Тульская, Самарская области, Республика Коми, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ.
Основным документом, рекомендующим правила организации контроля функционирования системы-112, введенной в постоянную эксплуатацию, является Методика организации контроля функционирования системы-112 [1]. Данная методика определяет следующие правила организации контроля функционирования:
- Порядок организации контроля функционирования системы-112;
- Проверку наличия и комплектности документации системы-112;
- Проверку наличия и комплектности оборудования КТС системы-112;
- Контроль действий персонала системы-112;
- Контроль работоспособности и выполнения системой-112 заданных функций. Одним из методов оценки функционирования системы-112 является анализ работы
персонала системы-112 и анализ статистической информации. На рис. 1. Представлена диаграмма распределения вызовов, поступивших в систему-112 Калужской области по состоянию на май 2018 г. Плотность распределения вызовов, представленная на данной диаграмме типична для системы-112 в других субъектах РФ. Анализ данных свидетельствует, что доля вызовов экстренных оперативных служб, в том числе организация комплексного реагирования составляет 28%, достаточно высокая доля консультативных и повторных вызовов - 16 и 9% соответственно. Общая доля вызовов, относящихся к системе-112 составляет 53 %, а доля ложных вызовов и звонков «детская шалость» составляет практически половину всех обращений - 47%.
[ИМЯ КАТЕГОРИИ] [ПРОЦЕНТ]
[ИМЯ КАТЕГОРИИ] [ПРОЦЕНТ]
[ИМЯ
КАТЕГОРИИ]
[ПРОЦЕНТ] [ИМЯ
КАТЕГОРИИ]
[ПРОЦЕНТ]
[ИМЯ КАТЕГОРИИ]
[ИМЯ
[ПРОЦЕНТ]
Рис. 1. Диаграмма распределения вызовов, поступивших по номеру «112»
Поэтому одной из первоочередных и наиболее актуальных задач, направленных на совершенствование функционирования системы-112 является сокращение доли ложных, злонамеренных вызовов, а также вызовов с телефонов без sim-карты. В системе-112 Московской области данная проблема решается доведением до заявителей информации об ответственности за осуществление ложных вызовов. В системе-112 Ростовской области проводится работа по информированию населения о порядке использования номера «112».
Другой актуальной задачей совершенствования системы-112 является внесение в специфическую часть унифицированной карточки информационного обмена диспетчерами ДДС ЭОС данных по реагированию на происшествие (количество бригад, количество пострадавших, травмированных, погибших, время завершения реагирования и др. информации). Данная норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. №958, однако, ни в одну из введенных в постоянную эксплуатацию систем-112 в настоящее время данные по реагированию не вносятся всеми службами. Данная задача решается на уровне субъекта РФ путем актуализации Регламентов и Соглашений об информационном взаимодействии между системой-112 и ДДС ЭОС.
Следующая задача развития системы-112 - обеспечение возможности вызова экстренных оперативных служб и получения помощи лицам с ограниченными возможностями. С этой целью в системе-112 обеспечена возможность приема sms-сообщений по номеру «112» (в некоторых регионах обеспечивается возможность приема e-mail- и fax-сообщений). Интересен и рекомендован к внедрению опыт, реализуемый в системе-112 Московской области: в состав штатных сотрудников введены специалисты сурдопереводчики, обеспечивающие помощь лицам с ограниченными возможностями по слуху.
Среди задач по развитию также следует выделить создание сайта системы-112 (мобильного приложения) с целью популяризации номера «112», доведения актуальной информации до населения, обеспечения функционирования подсистемы консультативного обслуживания населения, информирования населения о событиях (происшествиях, в том числе массовых), произошедших на территории субъекта РФ.
Среди перспективных направлений развития системы-112 следует отметить интеграцию системы-112 с не экстренными оперативными службами. Так в систему-112 Московской и Ростовской областей интегрированы ДДС ЖКХ, в ряде субъектов РФ в систему-112 интегрированы с ДДС потенциально опасных объектов и ситуационный центр Губернатора.
Следует также отметить, что эффективность и качество функционирования системы-112 напрямую зависят с одной стороны - от надежности поставленных программно-аппаратных комплексов, своевременности обновления специального программного
обеспечения, баз данных, словарей, классификаторов и актуализации геоинформацинной подсистемы. С другой стороны - профессиональной подготовки операторского и диспетчерского персонала системы-112. С целью профессиональной подготовки и переподготовки операторский персонал системы-112 проходит регулярные (1 раз в год) стажировки, тестирования, кроме того, рекомендовано проведение регулярных тренировок с персоналом системы-112 по различным вводным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика организации контроля функционирования системы-112. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2018.
2. Методические материалы по созданию системы-112 в субъектах РФ. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2018.
УДК 614.8
H.H. Свентская, A.B. Виноградов
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), Москва
ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ-112
В статье приводятся основные виды статистической информации, фиксируемой системой-112 в процессе функционирования. В качестве примера приведена методика оценки работы операторов системы-112.
Ключевые слова: система-112, оценка функционирования, операторский, диспетчерский персонал.
N. V. Sventskaya, А. V. Vinogradov
EVALUATION OF OPERATION AND FUNCTIONING OF THE SYSTEM-112
The article presents the main types of statistical information fixed by the system-112. As an example, the methodology for evaluating the performance of operators of the system-112 is given.
Keywords: system-112, performance evaluation, operator, dispatching personnel.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации проводятся работы по созданию системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее система-112).
Использование единого программного обеспечения системы-112 и сетей связи и передачи данных обеспечивает информационное взаимодействие системы-112 со всеми дежурно-диспетчерскими службами, расположенными на территории субъекта РФ: пожарной охраны; реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиции; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы «Антитеррор» и др. неэкстренными службами, определяемыми по решению Органов исполнительной власти субъекта РФ [1] (рис. 1). Также в единое информационное пространство системы-112 интегрируются