обеспечения, баз данных, словарей, классификаторов и актуализации геоинформацинной подсистемы. С другой стороны - профессиональной подготовки операторского и диспетчерского персонала системы-112. С целью профессиональной подготовки и переподготовки операторский персонал системы-112 проходит регулярные (1 раз в год) стажировки, тестирования, кроме того, рекомендовано проведение регулярных тренировок с персоналом системы-112 по различным вводным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика организации контроля функционирования системы-112. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2018.
2. Методические материалы по созданию системы-112 в субъектах РФ. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2018.
УДК 614.8
H.H. Свентская, A.B. Виноградов
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), Москва
ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ-112
В статье приводятся основные виды статистической информации, фиксируемой системой-112 в процессе функционирования. В качестве примера приведена методика оценки работы операторов системы-112.
Ключевые слова: система-112, оценка функционирования, операторский, диспетчерский персонал.
N. V. Sventskaya, А. V. Vinogradov
EVALUATION OF OPERATION AND FUNCTIONING OF THE SYSTEM-112
The article presents the main types of statistical information fixed by the system-112. As an example, the methodology for evaluating the performance of operators of the system-112 is given.
Keywords: system-112, performance evaluation, operator, dispatching personnel.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации проводятся работы по созданию системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее система-112).
Использование единого программного обеспечения системы-112 и сетей связи и передачи данных обеспечивает информационное взаимодействие системы-112 со всеми дежурно-диспетчерскими службами, расположенными на территории субъекта РФ: пожарной охраны; реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиции; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы «Антитеррор» и др. неэкстренными службами, определяемыми по решению Органов исполнительной власти субъекта РФ [1] (рис. 1). Также в единое информационное пространство системы-112 интегрируются
информационные и автоматизированные системы, принятые в постоянную эксплуатацию на территории субъекта РФ и системы-112 соседних субъектов РФ.
В основе выработки мероприятий по развитию и совершенствованию деятельности системы-112, введенной в постоянную эксплуатацию лежит оценка контроля ее функционирования [2]. Для оценки функционирования системы-112 используют статистические данные о системе, фиксируемые в информационно-коммуникационной подсистеме. Статистическая информация в системе-112 отражает:
качественные и количественные показатели хода реагирования на происшествия и ЧС привлеченных экстренных оперативных служб;
показатели, характеризующие оперативность информационного взаимодействия системы-112 и экстренных оперативных служб;
сводные показатели, характеризующие действия оперативных служб по результатам реагирования;
качественные и количественные показатели обработки вызовов в системе-
112;
количественные показатели по интенсивности вызовов оперативных служб; показатели, характеризующие состояние стационарных и подвижных объектов мониторинга;
показатели, характеризующие состояние сил и средств;
показатели предоставляющие сведения о востребованности и удовлетворенности населения сведениями, предоставляемыми подсистемой консультативного обслуживания системы-112;
показатели, характеризующие функционирование системы-112, ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, взаимодействие системы-112 с ДДС экстренных оперативных служб;
показатели, характеризующие функционирование системы-112 наличие, причины возникновения нештатных ситуаций;
аналитические отчеты о готовности, работоспособности и доступности компонентов (подсистем, элементов) системы-112 в соответствии с заданными критериями и указанными разрезами.
Для получения оценки работы операторов системы-112 отдельного муниципального образования (рис. 2) за основу расчета можно использовать среднеарифметическое значение следующих показателей:
- доля входящих вызовов, на которые ответили (оператор и автоответчик);
- доля вызовов абонента, по которым оператор заполнил обязательные поля общей части карточки информационного обмена;
- доля вызовов, переданных на реагирование или по которым оказана консультативная, лингвистическая или психологическая помощь;
- доля вызовов, время ожидания в очереди для которых составляет менее 8 сек;
- доля вызовов, в которых опрос абонентов составил менее 75 сек;
- доля вызовов, время передачи на реагирование в экстренные оперативные службы для которых составляет менее 75 сек.
При этом оценка «хорошо» находится в пределах 0,8-1,0 среднеарифметического значения указанных параметров; «удовлетворительно» - 0,6-0,8, «неудовлетворительно» -менее 0,6.
На основе полученных результатов в план мероприятий по развитию системы-112 вносятся задачи по организации систематических тренировок, дополнительному обучению операторского персонала, проведению дополнительных стажировок, проведению внеплановых аттестаций. Дополнительно организуются работы по выявлению у сотрудников признаков «эмоционального выгорания».
Аналогичным образом, но с применением иных показателей (качественные и количественные показатели хода реагирования на происшествия и ЧС привлеченных экстренных оперативных служб; показатели, характеризующие оперативность информационного взаимодействия системы-112 и экстренных оперативных служб; сводные показатели, характеризующие действия оперативных служб по результатам реагирования и др) проводится проверка действий диспетчерского персонала ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб при выполнении задач системы-112.
L_ _ J
О - хорошо О
удовлетворительно О - не удовлетворительно Рис. 1. Структура системы-112 Рис.2. Оценка работы операторского персонала
системы-112
Полученные оценочные значения эффективности работы операторского, диспетчерского персонала, функционирования комплекса технических средств и специального программного обеспечения используют для принятия эффективных управленческих решений (оперативное, стратегическое управление), а также для предотвращения возникновения и ликвидации кризисных ситуаций, с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
2. Методика организации контроля функционирования системы-112. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. -М., 2018.
УДК 614.841.345
A.A. Себов1, A.M. Ульянов1, Г.И. Сметанника2
*ГУ МЧС России по Республике Хакассия
"ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОЦЕНКЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСНЫМ ПОЖАРОМ
ЦУКС