Научная статья на тему 'Оценка эксплуатации и функционирования системы-112'

Оценка эксплуатации и функционирования системы-112 Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА-112 / ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ОПЕРАТОРСКИЙ / ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Свентская Н.В., Виноградов А.В.

В статье приводятся основные виды статистической информации, фиксируемой системой-112 в процессе функционирования. В качестве примера приведена методика оценки работы операторов системы-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Свентская Н.В., Виноградов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эксплуатации и функционирования системы-112»

обеспечения, баз данных, словарей, классификаторов и актуализации геоинформацинной подсистемы. С другой стороны - профессиональной подготовки операторского и диспетчерского персонала системы-112. С целью профессиональной подготовки и переподготовки операторский персонал системы-112 проходит регулярные (1 раз в год) стажировки, тестирования, кроме того, рекомендовано проведение регулярных тренировок с персоналом системы-112 по различным вводным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика организации контроля функционирования системы-112. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2018.

2. Методические материалы по созданию системы-112 в субъектах РФ. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2018.

УДК 614.8

H.H. Свентская, A.B. Виноградов

ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), Москва

ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ-112

В статье приводятся основные виды статистической информации, фиксируемой системой-112 в процессе функционирования. В качестве примера приведена методика оценки работы операторов системы-112.

Ключевые слова: система-112, оценка функционирования, операторский, диспетчерский персонал.

N. V. Sventskaya, А. V. Vinogradov

EVALUATION OF OPERATION AND FUNCTIONING OF THE SYSTEM-112

The article presents the main types of statistical information fixed by the system-112. As an example, the methodology for evaluating the performance of operators of the system-112 is given.

Keywords: system-112, performance evaluation, operator, dispatching personnel.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации проводятся работы по созданию системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее система-112).

Использование единого программного обеспечения системы-112 и сетей связи и передачи данных обеспечивает информационное взаимодействие системы-112 со всеми дежурно-диспетчерскими службами, расположенными на территории субъекта РФ: пожарной охраны; реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиции; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы «Антитеррор» и др. неэкстренными службами, определяемыми по решению Органов исполнительной власти субъекта РФ [1] (рис. 1). Также в единое информационное пространство системы-112 интегрируются

информационные и автоматизированные системы, принятые в постоянную эксплуатацию на территории субъекта РФ и системы-112 соседних субъектов РФ.

В основе выработки мероприятий по развитию и совершенствованию деятельности системы-112, введенной в постоянную эксплуатацию лежит оценка контроля ее функционирования [2]. Для оценки функционирования системы-112 используют статистические данные о системе, фиксируемые в информационно-коммуникационной подсистеме. Статистическая информация в системе-112 отражает:

качественные и количественные показатели хода реагирования на происшествия и ЧС привлеченных экстренных оперативных служб;

показатели, характеризующие оперативность информационного взаимодействия системы-112 и экстренных оперативных служб;

сводные показатели, характеризующие действия оперативных служб по результатам реагирования;

качественные и количественные показатели обработки вызовов в системе-

112;

количественные показатели по интенсивности вызовов оперативных служб; показатели, характеризующие состояние стационарных и подвижных объектов мониторинга;

показатели, характеризующие состояние сил и средств;

показатели предоставляющие сведения о востребованности и удовлетворенности населения сведениями, предоставляемыми подсистемой консультативного обслуживания системы-112;

показатели, характеризующие функционирование системы-112, ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, взаимодействие системы-112 с ДДС экстренных оперативных служб;

показатели, характеризующие функционирование системы-112 наличие, причины возникновения нештатных ситуаций;

аналитические отчеты о готовности, работоспособности и доступности компонентов (подсистем, элементов) системы-112 в соответствии с заданными критериями и указанными разрезами.

Для получения оценки работы операторов системы-112 отдельного муниципального образования (рис. 2) за основу расчета можно использовать среднеарифметическое значение следующих показателей:

- доля входящих вызовов, на которые ответили (оператор и автоответчик);

- доля вызовов абонента, по которым оператор заполнил обязательные поля общей части карточки информационного обмена;

- доля вызовов, переданных на реагирование или по которым оказана консультативная, лингвистическая или психологическая помощь;

- доля вызовов, время ожидания в очереди для которых составляет менее 8 сек;

- доля вызовов, в которых опрос абонентов составил менее 75 сек;

- доля вызовов, время передачи на реагирование в экстренные оперативные службы для которых составляет менее 75 сек.

При этом оценка «хорошо» находится в пределах 0,8-1,0 среднеарифметического значения указанных параметров; «удовлетворительно» - 0,6-0,8, «неудовлетворительно» -менее 0,6.

На основе полученных результатов в план мероприятий по развитию системы-112 вносятся задачи по организации систематических тренировок, дополнительному обучению операторского персонала, проведению дополнительных стажировок, проведению внеплановых аттестаций. Дополнительно организуются работы по выявлению у сотрудников признаков «эмоционального выгорания».

Аналогичным образом, но с применением иных показателей (качественные и количественные показатели хода реагирования на происшествия и ЧС привлеченных экстренных оперативных служб; показатели, характеризующие оперативность информационного взаимодействия системы-112 и экстренных оперативных служб; сводные показатели, характеризующие действия оперативных служб по результатам реагирования и др) проводится проверка действий диспетчерского персонала ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб при выполнении задач системы-112.

L_ _ J

О - хорошо О

удовлетворительно О - не удовлетворительно Рис. 1. Структура системы-112 Рис.2. Оценка работы операторского персонала

системы-112

Полученные оценочные значения эффективности работы операторского, диспетчерского персонала, функционирования комплекса технических средств и специального программного обеспечения используют для принятия эффективных управленческих решений (оперативное, стратегическое управление), а также для предотвращения возникновения и ликвидации кризисных ситуаций, с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

2. Методика организации контроля функционирования системы-112. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. -М., 2018.

УДК 614.841.345

A.A. Себов1, A.M. Ульянов1, Г.И. Сметанника2

*ГУ МЧС России по Республике Хакассия

"ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОЦЕНКЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСНЫМ ПОЖАРОМ

ЦУКС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.