Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ И ФСТЭК РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ И ФСТЭК РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРАТЕГИЯ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипова Лидия Григорьевна, Блаженкова Татьяна Александровна, Кантарович Алла Александровна

В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при проведении экспортного контроля таможенными органами в рамках межведомственного взаимодействия с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации. Авторами обосновывается необходимость совершенствования данного взаимодействия путем применения электронного документооборота и оптимизации процесса обмена информацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антипова Лидия Григорьевна, Блаженкова Татьяна Александровна, Кантарович Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION

The article discusses the main problems that arise during export control conducted by customs authorities in the framework of interagency cooperation with the Federal Service for Technical and Export Control of the Russian Federation. The authors substantiate the need to improve this interaction by using electronic document management and optimizing the information exchange process

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ И ФСТЭК РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 339.5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ И ФСТЭК РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Антипова Лидия Григорьевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, старший преподаватель кафедры таможенного дела, e-mail: lidiadek202@yandex.ru

Блаженкова Татьяна Александровна

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, доцент кафедры менеджмента в строительстве, канд. экон. наук, доцент, e-mail: tblazhenkova@lan.spbgasu.ru

Кантарович Алла Александровна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доцент кафедры таможенного дела, канд. экон. наук, доцент, e-mail: alla_ kantarovich@mail.ru

В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при проведении экспортного контроля таможенными органами в рамках межведомственного взаимодействия с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации. Авторами обосновывается необходимость совершенствования данного взаимодействия путем применения электронного документооборота и оптимизации процесса обмена информацией

Ключевые слова: информатизации; искусственный интеллект; стратегия; экспортный контроль; электронный документооборот;

MAIN DIRECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION BETWEEN FEDERAL CUSTOMS SERVICE AND FEDERAL SERVICE FOR TECHNICAL AND EXPORT CONTROL OF THE RUSSIAN FEDERATION IN EXPORT CONTROL

Antipova Lidia G.

Saint Petersburg State University of Economics, Senior Lecturer of the Department of Customs Affairs, e-mail: lidiadek202@yandex.ru

Blazhenkova Tatyana A.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Associate Professor of the Department of Management in Construction, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, e-mail: tblazhenkova@lan.spbgasu.ru

Kantarovich Alla A.

Saint Petersburg State University of Economics, Associate Professor of the Department of Customs, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, e-mail: alla_kantarovich@mail.ru

The article discusses the main problems that arise during export control conducted by customs authorities in the framework of interagency cooperation with the Federal Service for Technical and Export Control of the Russian Federation. The authors substantiate the need to improve this interaction by using electronic document management and optimizing the information exchange process

Keywords: informatization; artificial intelligence; strategy; export control; electronic document management; digitalization

Для цитирования: Антипова Л.Г., Блаженкова Т.А., Кантарович А.А. Основные направления развития межведомственного взаимодействия ФТС России и ФСТЭК России при проведении экспортного контроля // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 3 (79). С. 9-15.

Реальные и потенциальные успехи во всех сферах российской экономики в настоящее время тесным образом связаны с внедрением процессов цифровизации. В Стратегии развития Федеральной таможенной службы (ФТС России) до 2030 года (далее - Стратегии-2030) определены основные направления и векторы развития на ближайший среднесрочный период. Реформирование таможенной службы к 2030 г. должно привести к формированию качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной

с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для бизнеса и результативной для государства [1]. Уже сегодня отмечаются определенные достижения таможенной службы, связанные с практически полным переходом таможенного администрирования на цифровые технологии (в 2020 г. завершен процесс формирования 16 центров электронного декларирования (ЦЭД), в которых осуществляется 99,8 % таможенного оформления, 25 % деклараций подпадают под действие технологии авторегистрации и автовыпуска). Применение единых лицевых

счетов значительно повысило эффективность взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сокращается время таможенного оформления, наблюдается открытость и предсказуемость таможенных операций [2]. Однако прослеживается недостаточный уровень взаимодействия ФТС с другими государственными структурами, контролирующими процессы перемещения товаров через границу. Налаживание межведомственного взаимодействия на основе информационных технологий позволит обеспечить национальную безопасность страны, снизить временные и стоимостные затраты, полностью исключить бумажные документы, дублирование данных, обеспечив их однократный ввод, предоставить возможность доступа к ним различными государственными органами. Эти процессы должны быть реализованы на основе развития механизма «Единого окна», где ФТС выступит в качестве координатора и организатора [2]. Намеченные изменения также предполагают усиление контроля таможенных органов на основе внедрения процессов автоматизации и ресурсов интеллектуального анализа данных. Эти изменения должны коснуться и осуществления экспортного контроля, а также совершенствования таможенных ресурсов в части запретов и ограничений для реализации задачи обеспечения национальной безопасности страны.

Развитие процесса взаимодействия ФТС России с другими ведомствами касается в частности и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Для налаживания сотрудничества между данными ведомствами уже были предложены определенные мероприятия, например, усовершенствование процедуры регистрации лицензий путем внедрения процесса электронного взаимодействия без использования документов на бумажных носителях с учетом практики, применяемой в странах с развитой информационной системой, модернизация личного кабинета участника ВЭД на сайте ФТС России. В целях постановки лицензии на контроль, осуществляемой в уполномоченном таможенном органе, в личном кабинете добавлен дополнительный раздел [3]. Однако развитие взаимодействия ведомств требует дальнейшего ускорения и упрощения обмена информацией.

Развитие международного сотрудничества приводит к росту объемов экспорта и импорта товаров. Проведение экспортного контроля обеспечивает, в первую очередь, национальную безопасность страны и предназначено для регулирования взаимоотношений, возникающих между участниками в области ВЭД. Экспортный контроль осуществляется в отношении товаров, услуг, информации, работ и результатов интеллектуальной собственности, которые могут быть применены при создании оружия массового поражения; средств его доставки, а также технологий и товаров, имеющих двойное назначение [4]. Нормативно-правовое регулирование данной сферы предполагает

исполнение международных договоров и соглашений, а также указов Президента, постановлений Правительства, Федеральных законов РФ и ведомственных актов. Соблюдение мер экспортного контроля предусмотрено и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) (ст. 2, 7, п.1 и 2). Реализация основных направлений, намеченных в Стратегии-2030 г., направлена как на упрощение действий таможенных органов и участников ВЭД, так и на усиление экспортного контроля путем автоматизации и развития ресурсов интеллектуального анализа данных. Проведение внешнеэкономической сделки с продукцией, подпадающей под процедуру экспортного контроля, требует наличия у участника ВЭД пакета разрешительных документов: лицензии ФСТЭК России (срок действия 1 год, выдается на экспорт, импорт или временный вывоз товара с передачей иностранному лицу), заключения о проведении независимой идентификационной экспертизы (выдается при непринадлежности продукции двойного назначения к контролируемой продукции; если общетехническое наименование продукции сходится с контрольными списками или не сходится, но совпадает по коду с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС, а также в случаях если конечный потребитель продукции может ее применить при создании оружия массового поражения (ОМП)), разрешения комиссии по экспортному контролю (КЭК) РФ (выдается на вывоз продукции без передачи иностранному лицу с последующим возвращением, а также на осуществление внешнеэкономических сделок с товарами, не попадающими под экспортный контроль, если предполагается использовать их в целях создания ОМП). Эти документы зависят от характеристики и целей использования продукции. Также таможенные органы могут запросить документы других контролирующих органов, например, заключения от Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ) об отнесении товара к продукции военного назначения.

Анализ товаров, подпадающих под экспортный контроль показывает, что ежегодно наблюдается рост доли товаров, так в 2020 г. доля машин и оборудования составила 35 %, недрагоценных материалов - 32 %, инструментов - 25 %, наименьшая доля от 5 до 10 % приходилось на прочие товары и продукцию химической отрасли [5].

На эффективность процесса автоматизированной проверки сведений о товарах, подлежащих экспортному контролю, оказывает огромное влияние корректное занесение информации в соответствующие графы декларации на товары (ДТ). Проведенный анализ заполненных деклараций показывает, что достаточно большое количество ошибок приходится на графу 31 (описание товара). Это приводит к увеличению времени проведения таможенных операций и таможенного контроля, что становится препятствием для прохождения процесса

автоматической регистрации.

Таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение участниками ВЭД разрешительного порядка перемещения продукции, подлежащей экспортному контролю. На оперативность принимаемых решений оказывает влияние взаимодействие с ФСТЭК России. В настоящее время обмен информацией между ведомствами происходит как в письменном виде (посредством почтовых отправлений), так и в электронном (благодаря использованию специально отведенного канала связи на федеральном или территориальном уровне). ФСТЭК России представляет следующую информацию: о выданных ведомством идентификационных заключениях, лицензиях, разрешениях КЭК России; об аннулировании, приостановлении, отказе в выдаче лицензий и разрешений; о внешнеэкономических сделках, требующих оперативного реагирования; об иностранных организациях, задействованных в работах ядерной, биологической, химической, ракетной областях. Другая информация предоставляется в случае наличия мотивированного письма. ФТС России представляет информацию: об участниках ВЭД, которым выставлено требование о необходимости получения разрешения на осуществление сделки с контролируемыми товарами; о фактах помещения под таможенные процедуры товаров, подлежащих экспортному контролю; о случаях рекомендации участникам ВЭД получения лицензии, разрешения на перемещение товаров; актуальную справочную информацию о ТНВЭД ЕАЭС, классификаторе характера сделок; о товарах, перемещаемых при взаимной торговле между Россией и другими государствами - членами ЕАЭС. Скорость и актуальность предоставляемой информации напрямую влияют на эффективность данного процесса. Порядок получения, хранения и передачи поступающей в ФТС России из ФСТЭК России данных утвержден Приказом ФТС России от 30.12.2014 № 2605 «О порядке получения, хранения и передачи информации, поступающей из Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» [6], который предполагает проведение автоматической проверки достоверности сведений в представленных документах, что позволяет снизить нагрузку на должностное лицо таможенного органа (ДЛТО) и исключить вероятность ошибок за счет «человеческого фактора».

Оба ведомства существенно заинтересованы в совместном развитии механизмов информационного взаимодействия друг с другом [7]. К 2021 г. были достигнуты определенные результаты в этом направлении: усовершенствованы области риска по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и их описание на основе учета информации о деятельности российских участников ВЭД; сформирован список организаций, в функции которых входит выдача идентификационных заключений по результатам проведенного экспертного контроля, а также составлен перечень товаров двойного назначения; на основе

практики контроля таможенными органами товаров двойного назначения составлен массив данных. Эти меры позволяют участнику ВЭД при необходимости провести экспертизу товара до совершения с ним таможенных операций. Переход к полному межведомственному взаимодействию позволит обеспечить автоматическую обработку данных программными ресурсами таможенных органов. Механизм автоматического контроля за перемещением лицензируемых товаров определен Приказом ФТС России от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» [8], в котором предусмотрен порядок взаимодействия таможенных органов в целом и их структурных подразделений при учете количества лицензируемых товаров с применением имеющейся информационной системы. Данные изменения позволят в ближайшем будущем полностью реализовать возможность автоматизированной обработки данных о лицензируемых товарах.

К 2021 г. ФТС России успешно применяет при взаимодействии с государственными органами систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Статистика запросов, проводимых таможенными органами через СМЭВ с ФСТЭК России, ежегодно растет: в 2019 г. темп роста составил 64 % по сравнению с 2018 г., в 2020 г. - 47 % (повлияло снижение экспортных поставок и пандемия). Работа СМЭВ в настоящее время реализуется достаточно успешно (время ответа составляет 30 секунд, доля положительных ответов - 99 %) и оказывает значительное влияние на снижение времени совершения таможенных операций. Планируется сократить время получения ответа до 1 секунды [9]. На рис. 1 представлен алгоритм применения СМЭВ для автоматической проверки сведений, при этом исключением является ручная проверка номеров и сведений в представляемых документах.

Еще одним из реализованных направлений Стратегии-2030 можно отметить применение с 1 мая 2020 г. использование ЕАИС ТО для контроля товаров при экспорте и импорте, лицензируемых Минпромторгом РФ.

Распространение данного опыта взаимодействия ФТС России с другими ведомствами позволит в будущем упростить процесс учета товаров в таможенных органах, что позволит повысить количество автовыпущенных деклараций по отношению к отдельным группам товаров.

Анализ взаимодействия двух ведомств показывает наличие положительной динамики при использовании СМЭВ, однако обмен информацией на бумажных носителях еще присутствует. Время рассмотрения обращений и подготовки ответа на бумажном носителе, поступающих в ФСТЭК России, занимает 30 дней со дня их

Рис. 1. Алгоритм применения СМЭВ (составлено авторами на основе применяемой технологии) [10]

регистрации, другой порядок на сегодняшний день не предусмотрен. Также следует отметить, что обмен стратегически важной информацией также происходит на бумажных носителях. Временные затраты на формирование запроса, последовательность действий при отправке запроса и получения

ответа представлены на рис. 2 и 3.

Для устранения имеющихся недостатков при взаимодействии ФТС России и ФСТЭК России авторами статьи предлагается использовать систему межведомственного электронного документооборота (МЭДО) для осуществления

Должностное лицо таможенного органа создает, согласовывает, регистрирует документы (срок от 1 до 10 дней)

Центральный аппарат ФТС России получает, обрабатывает, отправляет документы (срок от 1 до 10 дней)

Ж

Должностное лицо ФСТЭК России подготавливает ответ на запрос

(срок от 5 до 40 дней)

Рис. 2. Временные затраты на формирование информационного запроса к ФСТЭК России (составлено авторами на основании соглашения ФСТЭК России и ФТС России) [10]

ДЛТО создаст документ ■ СЭД таможенных органов Доку мент поступает в подраисленне документациониого обеспечения

-- - 1 ь

Документ подписываете! электронными подписями Сортировка писем

п. 1

Документ направляется к отде.1 документ анионного обеспечения ТО Первичная проверка документа, его сканирование

т 1.

Документ проходит форматно-логический контроль Создание электронного обраша документа

Л. J

Документ направляется в подраисленнс документациониого обеспечения Присвоение документу регистрационного номера соответствующего номеру отправленного тапроса

■ г

Документу присваивается регнстрашюнныП номер, он регистрируется, распечатывается Отправка документа в отдел докумскташюииого обеспечения ТО

Л

J 1-

Документ отправляется по почте до ФСТЭКРФ 1 1 Доведение доку-мента до ДЛТО «

Рис. 3. Порядок отправки запроса и получения ответа на запрос таможенных органов (составлено авторами на основании соглашения ФСТЭК России и ФТС России) [10]

Рис. 4. Порядок направления информационного запроса при использовании МЭДО (составлено авторами на основании соглашения ФСТЭК России и ФТС России) [10]

обмена информацией, а также предоставления права направления запросов на территориальном уровне структурных подразделений таможенных органов. Данная система уже функционирует в таможенных органах, считается доработанной и эффективной, кроме этого позволяет обеспечить информационную безопасность. Для реализации потребуется доработка Соглашения сторон о взаимодействии для внесения условий обмена информацией. Рекомендуемый перечень условий представлен в таблице.

Зарубежный опыт показывает, что сокращение времени ответа на запрос вполне возможно. Например, в Сингапуре выдача экспортных лицензий

осуществляется за 5 рабочих дней, в Германии -за 10 рабочих дней.

При использовании МЭДО порядок осуществления отправки запроса и получения ответа на запрос представлены на рис. 4 и рис. 5.

Система самостоятельно способна определять круг лиц, чьи подписи необходимы в каждом конкретном случае, и отправлять им документ. При этом сохраняется линейная структура таможенных органов и контроль исходящих сведений. Применение электронных средств связи позволяет обеспечить доставку документа в день создания и использовать цифровой вариант документа.

Таблица

Рекомендуемые условия, при которых осуществляется обмен информацией между ФТС России и ФСТЭК России

№ Рекомендуемые условия

1 Запросы (ответы на запросы) сторон осуществляются с использованием МЭДО

2 В случае невозможности использования МЭДО при передаче информации запрос отправляется по электронной почте, и формируется копия на бумажном носителе

3 Срок выполнения запроса 10 дней, включая день поступления (при необходимости и на основе межведомственного согласования срок может быть сокращен)

4 Должностным лицам таможенных органов, входящих в состав контактных лиц, в системе МЭДО предоставляется право на самостоятельное направление запросов

5 По необходимости обладают правом отправлять запросы и отвечать на запросы ДЛТО и ДЛ ФСТЭК России

Источник: составлено авторами на основании соглашения ФСТЭК России и ФТС России) [10]

Рис. 5. Порядок получения ответа на информационный запрос при использовании МЭДО (составлено авторами на основании соглашения ФСТЭК России и ФТС России) [10]

Следовательно, применение МЭДО позволит уйти от обработки документов на бумажных носителях, обеспечит соблюдение требований по оформлению документов, и существенно сократит временные затраты на обмен информацией.

Таким образом, мероприятия, предложенные авторами статьи, позволят ФТС России реализовать на практике основные направления и векторы развития Стратегии-2030 на ближайший

среднесрочный период времени на основе дальнейшего внедрения в деятельность таможенных органов процессов автоматизации и цифровизации. Исключение бумажного документооборота, полная автоматизация межведомственного взаимодействия позволит значительно сократить время выполнения таможенных операций, повысить качество и эффективность таможенных услуг.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 31.08.2021).

2. Официальный сайт Альта Софт. URL: https://www. alta.ru (дата обращения: 01.09.2021).

3. Антипова Л.Г., Кантарович А.А. Развитие экспортного контроля для повышения качества таможенных услуг // Сборник материалов III национальной научно-практической конференции «Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование» под ред. д.э.н., профессора И.В. Федосеева СПб ГЭУ. 2020. С. 13-17.

4. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 06.09.2021).

5. Официальный сайт ФТС России. ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь-декабрь 2020 года URL: https://customs.gov.ru/press/federal/ document/267169 (дата обращения: 08.09.2021)

6. Приказ ФТС России от 30.12.2014 № 2605 «О порядке получения, хранения и передачи информации,

поступающей из Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (в действующей редакции) // СПС КонсультантПлюс.

7. Жуков Д.Б. Информационное взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в системе государственного экспортного контроля. Журнал Вестник Российской таможенной академии №2(51), 2020. С. 20-29.

8. Приказ ФТС России от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» (в действующей редакции) // СПС КонсультантПлюс.

9. Официальный сайт информационно-аналитического агентства SeaNews. URL: http://www.seanews.ru/ (дата обращения: 08.09.2021).

10. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации в целях экспортного контроля от 14.07.2013 № 01/50/6, 01-69/5 (в действующей редакции) (дата обращения: 08.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.